Цитатный план иван сусанин рылеев. Рылеев к. ф. III. Подготовительная работа

1. Вступительная беседа

Звучит песня М.Матусовского « С чего начинается Родина?» На фоне этой мелодии учитель спрашивает детей:

А что такое Родина? (Высказывания детей)

Верны ли ваши высказывания? Обратимся к Толковому словарю (Учащиеся работают с Толковым словарём Ожегова, зачитывают лексическое значение слова Родина. )

Итак, ребята, тема нашего урока – « Родина бывает разная, но у всех она одна». Как вы понимаете данные слова? (Высказывания детей, обобщение учителем). Затем дети подбирают синонимы к слову Родина.

(По мере ответов детей учитель прикрепляет на доску карточки с синонимами: Родина, Отечество, Отчизна. )

А у вас ребята, где Родина? (Дети зачитывают отрывки из сочинений о Родине, которые писали дома)(см. Приложения).

Я уверена, что вы любите свою Родину. А готовы ли вы в час испытаний защитить свою страну от врага? Пожертвовать ради неё жизнью? Это очень сложный вопрос, наверное, не каждый готов ответить на него. Но все вы знаете таких людей, кто ради Родины « ни сил, ни жизни не жалел»? (Да, это А.Невский, Д.Донской, герои Великой Отечественной войны…) Как называют таких людей? (патриоты).

Патриотом можно назвать и автора произведения, которое мы будем изучать на уроке, Кондратия Фёдоровича Рылеева. Современник Пушкина, он прожил недолгую жизнь-31 год. Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем, защитником русской земли. Поэт-декабрист. Участвовал в восстании, целью которого было облегчить участь простого человека, крестьянина. Восстание было подавлено. Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. Рылеев погиб, но его произведения живут и поныне, а герои этих произведений – смелые, отважные люди. Сегодня мы познакомимся с одним из таких героев – Иваном Сусаниным.

2.Работа над новым материалом .

Что вы слышали об этом человеке? Это вымышленный герой или живший на самом деле? (учитель кратко обрисовывает обстановку, сложившуюся на Руси в тот исторический период).

Почему автор назвал своё произведение думой? Назовите однокоренной глагол к слову дума и подберите к нему синонимы. (Дума - думать, размышлять, рассуждать, мыслить).

Наша задача на уроке – ответить на вопрос: почему поэт выбрал для своего произведения жанр дума, над, чем он заставляет задуматься своих читателей?

(Текст думы сложно организован, поэтому мы рекомендуем читать учителю).

Какое впечатление произвела на вас дума?

Какие чувства и переживания вызвала?

Какой момент повествования показался самым напряжённым?

3.Словарно-лексическая работа .

Прочитайте текст про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Найдите непонятные слова и выражения. Постарайтесь понять их смысл из контекста, прочитав ещё раз. (Вотще - напрасно; дебри -непроходимое место в лесу; мнили – думали, сарматы, ляхи-поляки, враги; москаль, жупан и т.д.)

4.Вторичное чтение и анализ думы .

С чего начинается дума?

Что означают слова: «сердцем вскричали враги»?

Найдите и прочитайте строки, где ляхи упрекают Сусанина. В чём же?

В каких словах звучит уверенность ляхов в своей победе?

С кем разговаривает Сусанин ночью? Каким настроением, какими чувствами проникнуты слова главного героя? А кого защищает Сусанин? Куда он приводит неприятеля? Каким мы здесь видим героя думы? С какой целью он так себя ведёт? Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Сусаниным. Почему мы понимаем, что обратной дороги им не найти? Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

Как, с каким чувством звучат последние слова Сусанина? Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль думы? Сформулируйте её своими словами.

5.Закрепление.

Работа над образом героя, составление характеристики .

Начинается составление характеристики героя. Для этого необходимо рассмотреть Сусанина с разных сторон. Класс делится на группы.

1 группа работает над внешностью героя, пользуясь иллюстрацией. Доказать текстом.

2 группа оценивает поступки Сусанина до гибели. (Принял поляков как гостей, прикинулся хлебосольным человеком, их сторонником; как истинный христианин, всю ночь молится, но просит помощи не для себя, а для царя; прощается с сыном, но в своём решении остаётся непреклонен.) Привести доказательства текстом.

3 группа определяет роль природы в произведении. Зачем автор вводит описание зимнего леса? (Природа помогает Сусанину. Она насторожилась, приготовилась к встрече врага. Деревья боятся лишних движений, звери и птицы притаились. Враги почувствовали опасность.) Обязательно доказательство текстом.

4 группа работает над характером героя. (Иван Сусанин шел на смерть осознанно, обдуманно. Уходя из дома, он знал, что не вернётся. Сусанин умный, смелый, отважный, самоотверженный, крепкий духом герой. Он горячо любит свою Родину, царя.) Зачитать в тексте.

Можно ли поступок Сусанина назвать подвигом?

(идёт дискуссия, работа с Толковым словарём.)

Что такое подвиг? (в словаре Ожегова слово подвиг-

Это героический, самоотверженный поступок; раскрывается смысл понятий героический, самоотверженный.) Дети приходят к выводу, что Сусанин действительно совершил подвиг.

М.И.Глинка написал оперу, которую посвятил народному герою. Послушайте арию Ивана Сусанина. Постарайтесь представить себе Сусанина, его чувства перед смертью. (Звучит ария И.Сусанина из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»)

Какие чувства вызвала у вас музыка? (Беспокойство, скорбь, готовность к подвигу.)

Страшно ли было нашему герою? (Иван Сусанин понимал, что его замысел поляки раскроют. Свои последние минуты жизни он называет «горький час», «страшный час». Но в выборе своём он уверен.)

Почему Рылеев выбрал для своего произведения жанр дума? (В своём произведении Рылеев размышлял о судьбе народа, думал об Отечестве. Автор прославляет простого крестьянина, настоящего народного героя, совершившего подвиг во имя России.)

А кто из вас знает людей, совершивших другие подвиги? Как мы помним и чтим память этих героев?

А какие качества вы взяли бы у Ивана Сусанина, которых вам не хватает, над какими чертами характера вам ещё предстоит работать?

Урок завершается подведением итогов, объяснением домашнего задания.

В гражданско-патриотическом плане в думах истолкован Рылеевым поэт Державин: он выступает в думе как гражданин, защитник «народных благ, везде гонимых оборона». Чрезвычайно удачно вводя в свое произведение цитаты из Державина, Рылеев делает поэта героем-гражданином. Державину «неведом низкий страх», «он на смерть с презрением взирает», и творческая задача его - зажигать «доблесть в молодых сердцах стихом праведным». Наиболее знаменитые среди дум Рылеева - «Смерть Ермака» и «Иван Сусанин».

Дума «Смерть Ермака» превратилась в народную песню. Она захватывает целостностью могучего образа богатыря Ермака, грозно бушующей природы, трагическим сюжетом и динамической его композиции. Эпитеты в этой думе подчеркнуто - эмоциональны и гиперболичны: «громозвучная слава», «ревущая буря», «буйная жизнь», «грозная дружина», «мощная рука», «кипящий Иртыш». Легендарный Иван Сусанин приобрел у Рылеева историческую конкретность как собирательный образ крестьянства, трудового народа, объятого любовью к отечеству. Сусанин гибнет здесь не как верноподданный монарха, а как верный сын своего отечества. В жертвенном подвиге ради сохранения царя он мыслит спасение родины, ее спокойствие, конец междоусобицы и интервенции. Его молитва за царя - молитва гражданина, а не раба.

Проникновенно-торжествеенно он произносит: «Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!». Высшее достижение политической эволюции Рылеева - это поэма «Войнаровский». Это произведение, воскресившее эпизоды изменнической политики Мазепы, было подготовлено всей литературной практикой Рылеева, а его сюжет намечен в думах «Волынский», «Наталья Долгорукова», «Меньшиков в Березове», в особенности в трагедии «Мазепа», замыслы которой поэт набрасывал в 1822 году. Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует своего героя Войнаровского отважным тираноненавистником, привыкшим с детства «чтить Брута», душою «истинно свободного» и благородного «защитника Рима». Это пламенный патриот, готовый ради родины на любые жертвы. На прямой вопрос Мазепы о его готовности при случае не пожалеть себя за Украину он без раздумья восклицает:

    ... стране родимой Отдам детей с женой любимой; Себе одну оставлю честь.

Для современников Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к гражданской жертвенности. В рылеевском творческом наследии есть небольшая группа произведений, занимающих особое место. Это - агитационные по содержанию, народные по складу песни, написанные Рылеевым вместе с его другом, декабристом А. Бестужевым. Они сложены на популярные в те годы мотивы песен, что должно было обеспечить им широкое распространение. Из этих песен особенно интересна одна, являющаяся переработкой романса конца XVIII - начала XIX века. Это романс о любовнике, тоскующем на чужой стороне по своей милой («Ах! скучно мне на чужой стороне»). Авторы переделки переосмыслили эти слова, и чем популярнее был романс, тем острее воспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на родной стороне («Ах тошно мне...»). Популярная невинная песенка любовного характера наполнялась совершенно новым содержанием. В ней отчетливо слышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть к поработителям-барам и царю. Рылеев звал себя не поэтом, а гражданином, но был истинным поэтом гражданского мужества и героизма.

Он создал стиль мятежно-ораторской патетики, трибунно-героической проповеди и революционного призыва. Пушкин, признавая огромные возможности Рылеева, в марте 1825 года писал А. А. Бестужеву: «Он в душе поэт» - и требовал, чтобы создатель «Войнаровского» писал - «да более, более!» (13, с. 70). Пушкин формально не состоял членом декабристского общества, но он стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя поэтом-гражданином, выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал:

    И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

(«К Н. Я. Плюсковой»)

Разделы: Начальная школа

Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок).

Цели и задачи урока:

  • Вспомнить о событиях начала XVII века. (Тема «Смутное время» изучается в 4 классе по окружающему миру)
  • Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.
  • Обогатить словарный запас учащихся.
  • Развитие умения читать художественный текст по ролям.

Оборудование:

  • для презентации: компьютер, проектор, экран;
  • презентация (Приложение );
  • толковый словарь.
  • учебник «Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс, часть 2

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин)

2. Сообщение темы урока (1 мин)

– Какую тему мы изучаем? (О прошлом Родины)
– Сегодня мы познакомимся с произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».

4. Актуализация полученных знаний (7-10 мин)

– Рылеев Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге. Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все его творчество проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году вступает в тайное Северное Общество.
Один из наиболее активных участников декабрьского восстания. В 1825году активно участвовал в восстании на Сенатской площади против царя.
Восстание было подавлено. Николай 1 расценил деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были казнены.

Важное место в творчестве Рылеева занимают стихотворения, которые называются «ДУМА». В украинской народной поэзии ДУМОЙ называли народные песни об исторических событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю представление о русской истории и ее героях. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы знаете об этом человеке? (Дети отвечают.)
– Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века. Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба с поляками)

Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. В 1613 году на русский престол был выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки, испугавшись, что это нарушит их планы захватить Россию, решают погубить царя. Молодой царь скрывается в Костроме. Русские люди не могли мириться с произволом польских захватчиков. Нужно было объединяться и подыматься на защиту Руси и царя.
– Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма Минин)

– Кто был избран воеводой? (Пожарский)
Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.
– В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам как раз о событиях начала XVII века. Какой же поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как всегда по традиции урок словарная разминка.

4. Словарная разминка (4-5 мин.)

– Объясните смысл словосочетаний. Какой словарь поможет нам объяснить смысл словосочетаний? (Словарь устойчивых словосочетаний, словарь фразеологизмов)
– Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением)
– Какой словарь поможет нам при затруднении? (Словарь антонимов)

5. Психофизпауза (1-2 мин.)

6. Работа с текстом (10-15 мин.)

  • Подготовительная работа.

– Кто дома прочитал это произведение? Подымите руку.
– Какое впечатление произвела на вас дума Рылеева «Иван Сусанин»? (Дети делятся впечатлениями.)
– А теперь прочитаем думу.

  • Чтение произведения детьми.
  • Определение эмоционально – смыслового содержания в описании природы.

– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце « то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса передает мрачное состояние: «все глуше и диче становится лес», его ветви склонились «угрюмо до самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство безысходности и неизбежной смерти охватывает людей.)

  • Расширение словарного запаса. Дети работают в парах, зачитывают значения слов.

– В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь)

  • Выразительное чтение.

Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?
– Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.)
– Прочитаем произведение по ролям. (Автор, враг, Сусанин, сын)

7. Итог урока (3-5 мин.)

– С каким произведением мы сегодня познакомились? (Дума «Иван Сусанин»)
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? (Да. Рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.)
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём узнали?
– С какой целью была написана автором дума «Иван Сусанин»?

8. Домашнее задание (1 мин.)

Страница 37, вопросы № 1, 5

«Иван Сусанин» - это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил существование не только будущего царя, но и независимость русского народа.

Историческая основа думы и героическое начало

Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени , 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов.

Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.

Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.

Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.

Сусанин как олицетворение русского национального характера

Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.

Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.

Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.

Даже смерть он принимает с покорностью, не потому, что не имеет возможности спастись, а потому, что не видит для себя как для верного сына своего государства иного выхода, чем положить на алтарь его свободы свою жизнь. Так в заключительной части думы, он говорит о том, что не боится смерти, так как умирает во имя жизни своего царя.

Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине.

Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.

Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина.

По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу «Иван Сусанин». В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый потомству.

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земле!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума «Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:

«Такой я проклятой не видывал ночи,

Слепились от снегу соколий очи...

Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!»

Вошед, проворчал так сармат молодой.

«Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!

не заставь нас приняться за сабли!»

Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.

Сусанин ведет их...

Вот утро настало,

И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,

То тускло засветит, то вновь пропадет.

Стоят, не шелохнется и дуб и береза;

Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,

И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчании сарматы;

Все дале и дале седой их вожатый.

Уж солнце высоко сияет с небес:

Все глуше и диче становится лес!

Нет в этой «Думе» ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.

Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Сусанина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:

Ни казни, ни смерти я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в «доброго царя», с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.

Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в «Думах» «национального, русского нет... ничего, кроме имен», оговаривал: «исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Эта «Дума» крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы «Иван Сусанин».