Что такое портретная тарелка или как создать красивый портрет. Обзор и тест портретных тарелок OCF Beauty Dish Соты для портретной тарелки своими руками

Самый известный и широко употребляемый сферический рефлектор - это портретная тарелка (beauty dish).

Нет никакой гарантии, что лампа в вашей конкретной портретной тарелке находится в фокусе. Сколько производителей — столько форм, размеров и положений ламп портретных тарелок. Вы сами сможете оценить имеющуюся у вас зная принцип.

портретная тарелка сбоку — сферическая форма


портретная тарелка без сот — видно дефлектор в центре

Соты. в данном случае это соты для стандартного рефлектора, но соты для портретной тарелки такие же, отличаются лишь принципом крепления

Портретная тарелка отличается от других рефлекторов во-первых, довольно большим размером, а во-вторых, наличием дефлектора (отдельного маленького рефлектора в центре), который переотражает часть света в центре тарелки на основной отражатель, тем самым выравнивая освещенность светового пятна.

портретная тарелка без сот

портретная тарелка с сотами и тканевым рассеивателем

Область применения

Портретная съемка, в основном молодых людей. Портретная тарелка с сотами даёт замечательный в меру контрастный свет. Не слишком мягкий, как и не слишком жесткий, как эллиптические рефлекторы . Но рамок никаких на самом деле нет. Можно использовать и для подсветки волос при нехватке эллиптических рефлекторов и в других случаях, когда вам нужно большое ровное пятно света. Рекомендую использовать портретную тарелку с сотами, иначе пятно слишком рассеивается. Тканевый рассеиватель на мой взгляд даёт слишком мягкий свет. Можно использовать при отсутствии . Один из огромных плюсов портретной тарелки — её мобильность. Вы можете положить её в багажник и ехать на съемку. По приезду просто достать её и надеть на вспышку. Нет потери времени на сборку софтбокса, а снимки получаются весьма контрастные и интересные.

Портретная тарелка может иметь разный материал поверхности: серебристый или матово-белый. Серебристый даёт немного более жесткий и контрастный свет. Поверхность этого материала, как правило, шагреневая (т.е. не гладкая) для того, чтобы поток света выходил более равномерный.

Примеры снимков с использованием портретной тарелки

портрет с использованием портретной тарелки

использование портретной тарелки с сотами в студии

Портретная тарелка даёт характерный блик в глазах модели.

блик в глазах от портретной тарелки

Форма портретной тарелки в зависимости от производителя

Наиболее именитые производители фотооборудования, такие как Broncolor и Profoto производят портретные тарелки параболической формы. Они сложнее в производстве, дороже, но призваны точнее фокусировать световое пятно. Выглядят подобные тарелки подобным образом...

У Broncolor портретная тарелка существует в двух вариантах: матово-белой поверхностью под названием Softlight reflector P-Soft и с серебристой шагреневой поверхностью под названием Beauty Dish reflector .

Если вам интересно продвижение в портретной фотосъемке с помощью портретной тарелки, но вы не уверенны, стоит ли в нее инвестировать, то я покажу вам, как за десять минут и несколько долларов попробовать стиль освещения с портретной тарелкой.

Все, что вам понадобится, это обычный старый 60-и сантиметровый софтбокс, входящий как в наборы с одним светом, так и наборы стробиста. Быстро и легко это поможет вам определиться, является ли инвестиция в $100-200 оправданной для вас. В дополнение к софтбоксу вам понадобятся три палочки от мороженного (или садовые прутья, тонкие дюбели и пр.), алюминиевая фольга и лист черного ватмана размером с ваш софтбокс.

Как работает портретная тарелка

Портретная тарелка – это большая тарелка с отверстием, в котором крепится вспышка. Она почти параболическая с наличием фокусной точки, которая обычно находится внутри тарелки. В этой фокусной точке есть отражатель, который предотвращает попадание прямых лучей света на объект съемки, и вместо этого перенаправляет его от внутренней поверхности тарелки. Этот рефлектор имеет тенденцию образовывать два участка света на поверхности тарелки; один находится непосредственно вокруг рефлектора, а другой на ободке тарелки.

Моя настоящая портретная тарелка, которую я буду использовать для сравнения.

Таким образом можно увидеть, что главный механизм портретной тарелки сосредоточен во внутренней отражающей пластине, и характерные блики исходят из нее и округлости тарелки. Эти две особенности довольно легко повторить. Именно это я и хочу вам сегодня показать.

Подготовьте софтбокс

Так как портретная тарелка не должна иметь сверху рассеивающую панель («носок»), мы снимаем рассеиватель, который обычно используется на софтбоксе. Перегородки тоже, если они имеются. Предпочтительно сделать софтбокс круглым, но это не так уж просто, если у вас на восьмиугольник, как, например, Westcott Rapid Box (26") или Rapid Box Mini (20").

Если все же у вас не восьмиугольник, не беспокойтесь, так как мы устраним эту проблему в следующем шаге.

Вырежьте гобо

Чтобы софтбокс был круглым, мы сделаем простое круглое гобо ("идти между," светоформирующий шаблон) и прикрепим его перед софтбоксом. Это достаточно просто. Обрежьте ваш ватман по размеру софтбокса; по желанию можете оставить около дюйма с каждой стороны, чтобы устранить прохождение света, и отметьте центр, проведя диагонали от углов.

Центр отмечен – я оставил бумагу прямоугольной, что потом будет очень полезным.

В центральной точке прикрепите булавку, привяжите к ней нитку, чтобы она свободно вращалась, и отмерьте 11 дюймов. На этой отметке прикрепите к нитке карандаш. Теперь вы можете легко обвести круг, как при помощи циркуля.

Быстро и просто рисуем круг. Ну, подобие круга.

Вырежьте круг и прикрепите бумагу к софтбоксу удобным вам способом. Я использовал изоленту.

Дополнительная длина дала мне возможность поместить бумагу внутрь софта. Это сделано для большей плотности.

Внутренний рефлектор

Теперь нам нужно сделать внутренний отражатель. Для этого возьмите алюминиевую фольгу, моя была размером 12x8", загните ее со всех сторон, чтобы получить квадрат размером с кольцо-адаптер. Затем загните углы, чтобы получился восьмиугольник, а потом загните образовавшиеся углы, и у вас получится круг.

Теперь настало время прикрепить его в кольцу-адаптеру софтбокса с помощью палочек, которые вы приготовили. Я использую две палочки от мороженного, смотанные изолентой, и прикрепляю их к обратной стороне рефлектора так, чтобы кончик был свободен.

Прикрепите рефлектор к кольцу-адаптеру блестящей стороной вовнутрь и получите отличную портретную тарелку! Вы можете добавить еще одну палочку внизу, чтобы предотвратить опрокидывание, а сложенные края помогут избежать провисания и изгиба.

Закрепите палочки сверху и снизу. Обратите внимание на круги, которые остаются видимыми, и это дешевый софтбокс.

Время снимать !

Как видно выше, светоотдача соответствует портретной тарелке довольно хорошо (несмотря на зеркальные различия между белой и серебристой внутренней стороной), так что теперь мы можем начать снимать!

Вот несколько фотографий для сравнения, которые я сделал ненасыщенными, чтобы лучше оценить освещение; я думаю, это отличная работа по имитации портретной тарелки за гроши:

Использована портретная тарелка.

Использован софтбокс в его первоначальном виде.

Использована имитированная портретная тарелка . Неплохо ! Результат не может быть идентичным, но он удивительно близок к оригиналу. (Видимо, я снимал выше скорости синхронизации на этих кадрах?)

Узнайте, готовы ли вы к покупке

Если вы сомневаетесь в покупке портретной тарелки, этот быстрый трюк должен вам помочь. Если вы готовы пожертвовать софтбоксом на некоторое время, то можете использовать эту конструкцию до тех пор, пока портретная тарелка не станет для вас доступной или оправданной. Вы можете также использовать маленький неглубокий восьмиугольник, чтобы сделать прочный внутренний отражатель из металла или пластика, и использовать его в качестве системы «два в одном» вместо того, чтобы тащить с собой еще и портретную тарелку!

Этот преобразователь света иногда называют портретной тарелкой, иногда софтрефлектором, иногда просто тарелкой. Beauty dish называют ее в государствах, где принято общаться на английском языке. Переводится это, как красивое блюдо.

Как правило, эти приборы имеют две основные характеристики – диаметр тарелки и цвет, которым окрашена поверхность углубления. Кроме того, софтрефлектор может иметь дополнительное оборудование. А именно, соты и тканевой рассеиватель. Однако, рассмотрим этот прибор детальнее…

Что такое белый рассеиватель

Оборудовав портретную тарелку белым рассеивателем, можно получить, так называемый софтбокс круглой формы.
Как правило, портретная тарелка комплектуется таким рассеивателем, не смотря на то, что фотографу-профессионалу он нужен довольно не часто. Ведь, такой рассеиватель или, как говорят англо-саксы sock–носок, нивелирует саму суть портретной тарелка, задача которой создавать направленный свет.

Впрочем, если вы приобрели тарелку без такого оборудования, вы легко можете его сделать сами. Нужно только использовать ткань, которая выдержит достаточно высокую температуру.

Зачем нужны байонеты

Что касаемо байонетов, то тут все понятно. Тарелка монтируется в имеющийся на приборе байонет. Впрочем, вы всегда можете выбрать преобразователь, задняя часть которого крепится винтами. Например, тарелки RAYLAB . Это позволяет произвести быструю замену адаптера. В любом случае, профессионалы из магазина Bomber всегда готовы вас проконсультировать. Мы подберем для вас оптимальный вариант оборудования.

Компания Profoto начала производство портретных тарелок системы OCF (Off-Camera Flash). Эти портретные тарелки отличаются тем, что они складные и лёгкие.

Зачем нужны портретные тарелки OCF Beauty Dish

Придумана была система Profoto Off-Camera Flashes(OCF) для двух мобильных вспышек от Profoto — и . Обе — революционные вспышки. — беспроводная система с аккумулятором внутри и относительно большой мощности(500 Дж), — световые головки подключены к аккумуляторному генератору(мощность 250 Дж).

Для сравнения приведу классическую портретную тарелку .

Вот с ней мы и будем сравнивать.

Дело в том, что классическая портретная тарелка не зря называется« Beauty dish»(в переводе« Тарелка для красавиц»).

Она даёт в меру мягкий свет, которые сохраняет контраст снимка. Портретные тарелки удобно применять для фотоъсемки фэшн и детей, а проще говоря всех молодых.

Но возить с собой классическую портретную тарелку на природу — та еще морока. Она довольно большая(52 см диаметром, 15.2 см глубиной) и увесистая(1.25 кг).

Понятное дело, пешком таскать такую тарелку не захочется. Тем более одной тарелки мало, к ней нужен тогда аккумуляторный генератор и световая головка.
Вес немалый и перемещать это всё можно только на машине.

Вот потому и появилась целая система OCF (Off-Camera Flash), где даже облегчённый.

Световая головка тоже значительно уменьшилась.

Маленький октобокс это очень хорошо, но распределение света у него немного другое. У него ровная засветка, а портретная тарелка даёт более темный центр и яркие края. Потому в наборе инструментов выездного фотографа она тоже нужна.
В конце концов каждый выберет своё.

Конструктивно — портретная тарелка OCF Beauty Dish имеет в два раза меньшую глубину, нежели OCF Softbox 2" Octa и дефлектор.

Что в комплекте

Во-первых, OCF Beauty Dish включает в себя белую и серебристую тарелки. Прямо как у старших портретных тарелок.

Внутри упаковки черный конверт с корпусом тарелки(ткань и спицы), дефлектором и рассеивателем.

Спидринг продаётся отдельно и об этом нужно подумать заранее.

Соберём тарелку.

На системе Profoto OCF очень интересная(и запатентованная) система сборки модификаторов света. Все спицы можно сначала вставить на половину, а только потом пройти по кругу и вставить их до конца. Это сильно облегчает и ускоряет сборку.

Теперь закрепим дефлектор(я его обозвал« паучком»). Он пластиковый и встает на растяжку из резинок.

Теперь это тарелка в сборе.

У вас есть выбор, закрепить на ней рассеиватель или соты. То и другое вместе не получится по идее изготовителя т.к. и то и другое крепится липучкой к корпусу портретной тарелки.

Причина во внешнем крепеже на липучках. И рассеиватель и соты крепятся в одно место, поверх корпуса тарелки

Но никто не мешает просто надеть соты поверх рассеивателя или наоборот. Более-менее держится.

Впрочем, Profoto комплектует OCF Beauty Dish только рассеивателем и соты я взял от октобокса OCF . Мне показалось использование сот на портретной тарелке даже более логичным, нежели рассеивателя. Так мы используем большую портретную тарелку.
Сама по себе тарелка и так даёт на мой взгляд оптимальной жесткости свет, а соты делают световой поток более направленным.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish с рассеивателем

Тестирование портретных тарелок OCF Beauty Dish

Для начала проведём студийное тестирование на учебной модели. Это на мой взгляд оптимальный вариант т.к. она не двигается и освещена всегда с одного расстояния.

Что даёт портретная тарелка

Слева: вспышка без насадки, справа: вспышка с OCF Beauty Dish

Видно, что огромная тень под носом у модели сразу уменьшилась и смягчилась.

Обычная(металлическая) портретная тарелка Profoto

Слева: мет. портретная тарелка без сот, справа: мет. тарелка с сотами

Видите, какую большую роль играют соты, ограничивая световой поток. В случае без сот свет попал на фон, которых находился в двух метрах и подсветил даже правую сторону головы модели.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« серебро»

Это портретная тарелка с серебристой внутренней поверхностью.

С рассеивателем

Слева: портретная тарелка без рассеивателя, справа: портретная тарелка с рассеивателем

Разница есть, но не такая значительная. Рассеиватель« съедает» примерно 0.5 стопа.

С сотами

Слева: портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка с сотами

Соты выполняют свою функцию, ограничивая световой поток. В результате свет на фон не попадает и фото более контрастное, с черным фоном. Свет становится более жестким. Также соты съедают примерно 1 стоп экспозиции.

Просто серебристая портретная тарелка OCF Beauty Dish

Тарелка серебристая с сотами.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« белая»

Это портретная тарелка с белой матовой внутренней поверхностью.

Слева: портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка с сотами

Есть ограничение светового потока, а смягчения света на модели не заметно.
Вероятно эффект будет значительный только на фоне, за спиной модели, если он близко.

Примеры

Просто белая портретная тарелка OCF Beauty Dish.

Белая портретная тарелка OCF Beauty Dish с рассеивателем.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« серебро» VS OCF Beauty Dish« белая»

Слева: белая, справа: серебро

Судя по снимкам основная разница в отражающей способности. Серебряная тарелка позволит вам работать на меньшей мощности вспышки.

Классическая портретная тарелка VS OCF Beauty Dish

Слева: классическая портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка OCF Beauty Dish без сот

Прогулка с портретной тарелкой OCF Beauty Dish

Резюме

Чтобы не утомлять читателя огромным количеством снимков-сравнений, скажу, что OCF Beauty Dish вполне прилично работает как портретная тарелка. Если классическая портретная тарелка просто нуждается в сотах, то OCF Beauty Dish можно использовать и без сот. Я бы отдал предпочтение серебристой тарелке т.к. можно работать с меньшей мощностью вспышки и той же степенью« мягкости» света на модели.

В остальном же можно сказать, что сама идея Profoto OCF очень меня радует. Система представляет собой мобильный вариант, который вы можете легко взять на природу или в отпуск, не отказывая себе в удовольствии делать отличные снимки, используя« взрослые» модификаторы света.

Комплект и предоставлены Photoprocenter за что им большая благодарность!

Если вы можете себе позволить эту систему, то это отличный вариант для мобильного света!

12-минутный видеоурок от американского коммерческого фотографа Джоэла Граймса — о двух методах создания драматических портретов.

В обоих случаях Граймс применяет минимум оборудования; в первом варианте он использует только один источник света, во втором — добавляет два боковых.

Съемка ведется на фокусном расстоянии 24 мм, что делает акцент на верхнюю часть тела и усиливает впечатление драматичности. Для первого портрета Граймс использует портретную тарелку, чтобы сосредоточить свет на модели и частично на черном фоне. Это позволяет высветлить фон, сделать его серым прямо позади модели, что затем будет использовано при постобработке.

Граймс устанавливает значения ISO, диафрагмы и выдержки, которые, на его взгляд, будут оптимальны для данного случая — 100, f/7.1 and 1/200; после чего корректирует высоту и мощность своего модификатора, чтобы получить нужный эффект. Приподнимая портретную тарелку выше, он создает больше теней, добиваясь более драматического эффекта. Здесь главное не перестараться — если источник света будет слишком высоко, тени создадут некрасивые линии на лице.

Для второго портрета Граймс создает другой образ.

На этот раз его модель одета во все черное, и, чтобы персонаж не сливался с черным фоном, фотограф добавляет два источника бокового света и уменьшает мощность основного источника, чтобы не заглушать боковой свет и сохранить драматичность образа.