Боги египетской мифологии. Бог Шу, богиня Тефнут, бог Геб и богиня Нут. Египетская мифология Бог шу с головой льва

Шу

Шу — египетское божество воздуха, сын , брат и муж . После отждествления Атума с считался сыном Ра.

При мироздании Шу поднял небо — — от земли — и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с и .

Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

При мироздании Шу поднял небо - Нут - от земли - Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу - бог воздушного пространства , озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра : «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсом .


Шу
("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума , супруг и брат богини влаги Тефнут . Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей.

Бог Шу - в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом , приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

Как бог ветра, Шу входил в гелиопольскую эннеаду богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба и Нут. Гелиополь (по-гречески - «город солнца»; египетское название - Иуну), древний город в дельте Нила, севернее современного Каира.

С V династии (XXVI-XXV столетия до нашей эры) до династии Птолемеев Гелиополь являлся центром культа бога Ра, отождествившегося с местным богом Атумом, отцом бога Шу. Сам Гелиополь в эллинистическое время отождествляется с библейским городом Он.

Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Говорят, что египетское божество Шу поднял небо от земли и держал его распростертыми руками, а также поддерживал спину небесной коровы, когда Ра сел ей на спину, после своего царствования. Египетское божество Шу еще называли богом воздушного пространства, которое озаряется солнцем. Из-за этого он также получил характер божества жгучего полуденного солнца.

В гимнах и в чудотворном папирусе Харриса он величается борцом, уничтожающим пламенем и копьем врагов света. В поздних мифах повествуется о том, что после ухода Ра божество Шу вместе с Тефнут царствовало на земле.

Он был превосходным царём преисподней и вод, неба и земли, ветров и наводнения, гор и моря. Через тысячелетия он вознёсся на небо.

Египетское божество Шу сопоставляли с богом войны Анхуром («носитель неба»), которого почитали в Себенните и в Тинисе, с Хонсом и Тотом. Он был вторым членом великой Эннеады.

Его изображали в виде льва или человека с львиной головой, но чаще всего в образе сидящего человека, с распростертыми вверх руками для того, чтобы держать небо. Трон этого божества несли львы. На стенах саркофагов его изображали в тот момент, когда он разъединяет Геба и Нут.

Египетское представление о небе. Бог Себ лежит на земле, а бог Шу поддерживает богиню Нут - современную Галактику.

Наша рабочая гипотеза остается прежней – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье»

ВВЕДЕНИЕ

ВЕДИЧЕСКИЙ БОГ ГОСПОДЬ ШИВА И ЕГИПЕТСКИЙ БОГ ШУ

КОММЕНТАРИЙ 1:

Существенно отметить, что в шиваизме Согласно «Шива-пуране », Шива является создателем и Вишну, и Брахмы . Однако в вайшнавизме и их священных писаниях Шива великий преданный верховной личности бога Кришны (Шримад Бхагаватам). Тем не менее, Господь Шива освобожденноё существо и может принимать четырехрукую форму, как Кришна и Вишну.

ВЕДИЧЕСКИЙ БОГ ГОСПОДЬ ШИВА

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), «противоположное» Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной .

В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран , приблизительно 300-1200 гг.), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем (комм . нашей вселенной ) Вишну . Шива входит в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной (комм . после окончания периода существования нашей вселенной ). В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм , Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения .

Рис. 1. Статуя четырёхрукого Шивы. Песчаник , XI-XII в., Музей скульптуры Чам , Вьетнам. (комм . Ладони и пальцы двух задних рук Шивы сложены в священной Мудре (комм. Стрела Вадры над его головой, которая предполагает обращение к ещё одному божеству, которое выше Шивы по своим статусам )».

ФОРМА ШИВЫ —

Ардханари или Ардханаришвара

Рис. 2 . На рисунке показан Шива в форме — Ардханаришвара (санскр.) – форма Господа Шивы в виде двух половин, (комм . как и в человеческом теле), – справа (мужское ) – Господь Шива, слева (женское ) супруга Шивы — Госпожа Парвати (Дурга ). Рядом с Господом Шивой Его вахана – бык Нандин (др. инд. «счастливый » — слуга и друг, сопровождающий космический танец (тандаву ) Шивы). На Нандине Шива перемещается в пространстве и времени. Рядом с Госпожой Парвати (Дургой (труднодоступная )) – богиня – мать . Ее вахана лев, на котором Она также перемещается в пространстве и времени.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Ардханари или Ардханаришвара (санскр. अर्धनारीश्वर, Ardhanārīśvara IAST) — андрогинное индуистское божество, объединённая форма божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви , Шакти и Ума). Ардханаришвара изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая — как Парвати. Мифология Ардханаришвары изложена в Пуранах . Истоки божества Ардханаришвары следует искать в гермафродитных фигурах древнеиндийской и древнегреческой культур. Самые ранние изображения Ардханаришвары датируются периодом Кушанского царства . Иконография Ардханаришвары постепенно развивалась и достигла своего расцвета в период Гуптов . Хотя Ардханаришвара продолжает оставаться одной из популярных иконографических форм в шиваитском религиозном искусстве, существует очень мало храмов, посвящённых этому божеству.

Ардханаришвара олицетворяет синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруши и Пракрити) и показывает, как женская форма Бога — Шакти , неотделима от мужской формы — Шивы . Единение этих двух форм провозглашается корнем всего мироздания. Согласно другой трактовке, Ардханаришвара символизирует всепроникающую природу Шивы .

С помощью знаний о матрице Мироздания разберем более детально форму Шивы Ардханаришвара, совместив изображение этой формы с Верхним Миром матрицы Мироздания (комм . Миром богов):

Рис. 3. На рисунке показано изображение Бога Шивы в форме Ардханаришвара , совмещенное с Верхним миром матрицы Мироздания. Глаза Шивы расположились на 22 уровне Верхнего мира матрицы Мироздания. Аура свечения вокруг головы Шивы распространяется вплоть до 27 уровня Верхнего мира матрицы Мироздания. Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке.

ФОРМА ШИВЫ

Парашива , Парамашива

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

«Парашива , Парамашива (санскр. परशिव paraśiva IAST , санскр. परमशिव paramaśiva IAST — «Сверх-Шива ») — в шиваизме и в близких шактийских школах высший аспект Шивы , Абсолютная реальность. Это Шива как tat IAST в махавакье tat tvam asi IAST — «ты есть То », — недостижимый для сознания (людей) , безличностный, находящийся вне времени —пространства —формы — Сатчитананда -виграха (санскр. सच्चिदानंदविग्रह, saccidānandavigraha IAST) — и недоступный описанию. Это тот, кого адвайта-веданта именует Ниргуна-брахманом (комм . Не проявленная реальность) (англ.) — в отличие от Сагуна-брахмана (англ.), Проявленной Реальности, именуемой Парашакти (Парамашакти ).

Слиться с Ним в мистическом союзе — цель всех воплощенных душ, для которой они и живут на этой планете и которая придает глубочайший смысл их переживаниям. Достижение этого называется самореализацией или нирвикальпа-самадхи .

Почитание Шу было особенно выразительным в Летополе в дельте , из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простёртыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов . На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба».

КОММЕНТАРИЙ 4:

Приведем рисунки, подтверждающие ряд тезисов из предыдущего текста:

  1. «При (комм . сотворении Мироздания ) Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простёртыми вверх руками».

Рис. 5. На рисунке бог Шу стоит в центре с поднятыми руками. Он разделил бога земли Геба (внизу ) и богиню неба Нут (вверху ). По мифу они постоянно конфликтовали из-за своих детей. Внизу рисунка на английском написано: «Над головой бога Шу располагается иероглиф – Хека или Heqt , означающий магическую мощь и силу, которой обладает бог Шу . В работе на сайте — (Опубликовано Июль 9, 2013 в | ) мы подробно рассказали об сакральном предназначении звезд на теле Нут. В данном случае египетские жрецы изобразили 21-у звезду на теле (богини звезд ) Нут .

Рис. 6. На рисунке показан бог Шу , стоящий на правом колене. Руки Шу подняты вверх, где некая дуга поддерживает эллипсоидальный объект, стоящий на его голове. Но это однозначно не солнце, как часто полагают в современной Египтологии. Египетские жрецы могли скромными средствами вкладывать в рисунки целые понятия сакральных знаний с учетом знаний о матрице Мироздания, которыми они обладали. Более того, практически все сакральные рисунки делались жрецами в матрице Мироздания. Шаблон матрицы Мироздания убирался, а пропорции рисунков и сами рисунки открывались для всеобщего обозрения . Так сохранялась тайна знаний о матрице Мироздания.

Совместим изображение Шу (рис. 6), стоящего на правом колене с матрицей Мироздания. Поскольку по нашей гипотезе египетский бог Шу и ведический бог Шива идентичные божества , то совмещение изображения бога Шу , стоящего на правом колене, мы проведем сверху изображения Шивы в форме Ардханаришвара, которое показано на рисунке 3.

Рис. 7. На рисунке внизу показан результат совмещения изображения египетского бога Шу (рис. 6) с матрицей Мироздания сверху изображения бога Шивы в форме Ардханаришвара . Ключом для совмещения изображения бога коленопреклоненного Шу с матрицей Мироздания была высота основания (А ), равная расстоянию между двумя смежными уровнями матрицы Мироздания, как показано на рисунке . Уровень глаз бога Шу совместился с 14-ым уровнем Верхнего Мира матрицы Мироздания. Справа от колена Бога Шу (В ) показана шкала в 8 уровней матрицы Мироздания. В соответствии с пропорциями человеческого тела, если бог Шу встанет вертикально, то уровень его глаз совместится с уровнем глаз стоящего бога Шивы в форме Ардханаришвара. Это показывает вторая шкала (В ) в 8 уровней, идущая вверх от уровня глаз коленопреклоненного бога Шу . Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке.

Рис. 8. На рисунке показан результат совмещения двух изображений египетского бога Шу (рис. 6), стоящих по вертикали один над другим, с Верхним миром матрицы Мироздания. Уровень глаз, стоящего бога Шу совместился с 22-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания, как и Урень глаз Бога Шивы на предыдущем рисунке.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Шу и ведического бога Шивы ,

Продолжим изложение результатов наших исследований:

По ведам «Изначальный Творец» — Мула Пуруша творит новую вселенную из пяти первоэлементов – Панчамахабхута . В нашей работе на сайте мы подробно рассматривали этот вопрос — (Опубликовано Апрель 13, 2013 в | ). Ниже на рисунке покажем из этой работы записи на санскрите этих понятий в Верхний мир матрицы Мироздания.

Рис.9. На рисунке показаны записи «Названий-Имен » на санскрите в Верхний мир матрицы Мироздания: 1 ) Мула Пуруша и Мула Пракрити. 2 ) Последовательно – сверху вниз с 40-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания показаны записи на санскрите «Названий-Имен » «Пяти первоэлементов ». Их названия и порядок следования такой: 1) Акаша –(आकाश, ākāśa) «видимость» – 2) Вайу – (वायु) — «ветер», «воздух» — бог ветра – 3) Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь », — 4) Джала — (जल jala) – «Вода» (water) — 5) При́тхиви (санскр. पृथिवी, pṛthivī IAST) или При́тхви (санскр. पृथ्वी, pṛthvī.) – «Земля». Из рисунка видно, что слова слева - Мула Пуруша и справа – Акаша и Вайу занимают одно и то же пространство от 40-го до 21-го уровня Верхнего мира включительно. Порядок следования первоэлемента Вайу за Акашей подтверждается, в частности, положением – «По одной из легенд Вайу появился из дыхания Пуруши и является олицетворением мирового дыхания — праны ». С 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания расположились соответственно следующие первоэлементы – Агни , Джала , Притхви . Они занимают аналогичные пространства Верхнего мира с Мула Пракрити (Изначальной «Материей» ) Причем первоэлемент «Земля » - При-тхви вторым слогом в слове переходит в Нижний мир матрицы Мироздания. Все слово занимает положение на переходе между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. В итоге можно сказать, что,: 1) Первоэлемент Акаша видимость », звук ) – «пронизывает » всю Вселенную с 40-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания » — до 36-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. 2) Первоэлемент Вайу (Ваю ) («ветер») – также «пронизывает » всю Вселенную с 28-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания». 3) Соответственно — первоэлемент Агни огонь ») – также «пронизывает » всю Вселенную с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания ». 4) Соответственно – первоэлемент Джала («вода») также «пронизывает » всю Вселенную с 12-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания ». 5) Соответственно – первоэлемент Притхви («земля») также «пронизывает » всю Вселенную с 4-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания». Таким образом, с 4-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже в любом пространстве матрицы Мироздания присутствуют и могут взаимодействовать друг с другом все «Пять первоэлементов ». Что же касается «Хроник Акаши » (Хроники Акаши : Ч. Ледбитер) то с точки зрения защиты и сохранности всей информации о событиях во Вселенной с момента ее «Творения » тончайший первоэлемент Акаша как нельзя лучше подходит на эту роль.

Итак, получилось следующее. 1). Акаша (видимость) рождает Вайу (ветер). 2) Вайу (ветер) рождает Агни (огонь). 3) Агни (огонь) рождает Джала (вода). 4) Джала (вода) рождает Притхви (земля).

Теперь мы можем собрать воедино все, рассмотренное выше. В результате мы получим исходную «картину-карту-площадку » для продолжения наших исследований.

Рис. 10. На рисунке показано: 1 . внизу два наложенных друг на друга коленопреклонённых изображения египетского бога Шу символизирующих фигуру стоящего бога Шу , как на рисунке 8. Над этим изображением буквами санскрита, записано в Верхнем мире матрицы Мироздания слово Ваикунтха , обозначающее местоположение единственной Духовной планеты в нашей Вселенной. Характерный овальный объект над головой верхнего изображения бога Шу можно рассматривать как указание на наличие выше него Духовной планеты Ваикунтха (показано цветной стрелкой ). 2 . Справа по вертикали буквами санскрита записаны названия пяти первоэлементов – Панчамахабхута , с помощью которых Изначальный Творец творит нашу вселенную. 27-ой уровень Верхнего мира матрицы Мироздания представляет собой пространство, в или на котором собираются все Души духовных существ из нашей вселенной, готовые перейти на Духовную планету Ваикунтху . Там присутствуют все человеческие формы душ и даже Драконовидные и Змеевидные. По сути, все существа во вселенной подвижные и неподвижные являются духовными существами. Для читателя будет интересно познакомиться с фактами «движения » неподвижных существ (камней). Об этом мы рассказывали в нашей работе на сайте – (Опубликовано Ноябрь 1, 2010 в | ) (см. раздел Приложение). На 28-ом уровне располагается «Огромный, протяженный по горизонтали Алтарь », сквозь который Души преображаясь, переходят на Духовную планету – Ваикунтху в нашей Вселенной.

Осталось отметить , что, как и у Господа Шивы есть Его женские аспекты (шакти ) в образе богинь – Парвати и Дурги , так и у египетского бога Шу есть его сестра-жена Тефнут .

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Итак, сама матрица Мироздания и знания о ней как «сакральный ключ » в очередной раз позволили нам провести «сопоставление » двух богов из разных культур древности. Мы смогли достаточно убедительно показать, что ведический бог Шива и египетский бог Шу идентичные божества . Подобные результаты мы получали в большом ряде публикаций на сайте. И в нашем случае также можем сделать вывод, что священные символы разных времен народов создавались мудрецами древности по законам матрице Мироздания, как по «шаблону », и на основе знаний о ней. В этом контексте мы можем сказать, что матрица Мироздания является «сакральным базисом » подавляющего большинства священных символов разных религиозных традиции на протяжении всей истории существования нашей Вселенной. В частности, алфавитов разных времен и народов, которые также являются священными символами (см. раздел «Авторские статьи»). Так же можно сказать, что мудрецы древности фактически описывали священными символами определенные пространства матрицы Мироздания.
  1. Таким образом, с помощью знаний о матрице Мироздания нам удалось показать, что изображение египетского бога Шу и ведического бога Шивы могут рассматриваться как идентичные. Если к этому добавить, описанные выше возможности и статусы этих двух великих божеств , то мы в праве сделать заключение, что в двух разных культурах – Египетской и Ведической мы видим идентичных богов . Более того, мы можем сделать заключение, что верования древних египетских жрецов близки к Ведической традиции, а религия Древнего Египта является «Уникальной формой Ведической религии древности ». Причем знания об этих культурах могут дополнять друг друга.

В следующих наших публикациях мы увидим подтверждение наших выводов.

Наша рабочая гипотеза о том, что – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье» в очередной раз подтвердилась.

На этом мы в этой части работы останавливаем изложение результатов наших исследований.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Обратите внимание, что на сайте нет рекламы. Работа над нашим проектом требует немало сил, средств, и времени. Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать » или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала или через Офисы «Евросети » для оплаты мобильных телефонов без комиссии на наш счет — Яндекс Деньги — 410011416569382

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология » – и . Раздел «Религии Индии » – .

Перепечатка статей и работ с сайта без активной ссылки на первоисточник не допускается.

© Арушанов Сергей Зармаилович 2018 г.

2 комментария: “Книга Бытие. Египетский след седой древности. Ведический бог Шива и египетский бог Шу идентичные божества. Часть II”

    В статье Автор показал новое открытие, о ведическом боге Шива и египетском боге Шу. С помощью знаний о матрице Мироздания убедительно доказано, что изображение египетского бога Шу и ведического бога Шивы идентичны. В заключение автор предполагает, что верования древних египетских жрецов близки к Ведической традиции, а религия Древнего Египта является «Уникальной формой Ведической религии древности». Причем знания об этих культурах могут дополнять друг друга.
    Рабочая гипотеза о том, что – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье» в очередной раз подтвердилась.
    Уникальная работа, выполнена подробно и убедительно. Прочитала с большим интересом. Благодарю автора за самоотверженный труд и поиски новых открытий.

    Удивительная статья! В ней раскрываются такие знания! И самое главное, автор делится секретами чтения священных символов и текстов. К примеру, при анализе буддийского изображения Шивы под именем Исаны: Оказывается, что пальцы рук божества сложены в мудрее ваджра, что может указывать на обращение к ещё одному божеству, по статусам более высокому, чем Господь Шива. По аналогии теперь можно анализировать и другие изображения божеств.

    Сопоставление Шивы с Египетским богом Шу просто поразительно! Если обратиться к изображению статусов Шивы в матрице Мироздания (форма Ардханаришвара), то видно, что 27 уровень матрицы (это самый верхний уровень пространства Ардханиришвары) соотносится с первоэлементом Вайу — ветром. А бог Шу, занимающий те же пространства в Верхнем мире матрицы Мироздания, бог воздуха, что по значению близко к ветру. Даже вахана женского аспекта Ардханаришвары и бога Шу совпадают – это Лев — (Тефнут)! Очевидно, все это не может быть просто совпадением, налицо прямые параллели между этими богами!

    От статьи к статье перед нами действительно приоткрывается завеса над тайнами седой древности отличная от привычной умозрительной картины описания (толкования) текстов книги Бытие. Благодарю Автора за это замечательное исследование!

По древнему мифу, Шу вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу(воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной. Двое их детей - это богиня неба Нут и бог Земли Геб. Поднятыми руками бог воздуха, отец, выгибает небо вверх и отделяет его таким образом от земли; Шу перенимает функцию носителя неба. Путём отождествления Атума с Ра, Шу становится "сыном Ра", и тогда борющийся за солнце Шу получает иногда голову льва. В других случаях он изображается в человеческом облике со своим знаком-картинкой (пером) на голове.

Властитель вселенской стихии воздуха и межзвездного пространства. Он сын Прародителя Атума-Ра, брат и муж Тефнут – вселенской влаги. При мироздании Шу поднял небо - Нут от земли – Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной, Шу также поддержал ее руками. Таким образом, Шу - бог воздушного пространства, озаряемого солнцем. Впоследствии он получил характер божества переносящего тепло и свет палящего полуденного солнца. Его В гимнах, как в магическом папирусе Харриса, Шу величается как победитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем.

Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царем неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознесся на небо. Шу считался вторым членом Великой Девятки и сопоставлялся с Тотом и с Хонсу в фиванской традиции. Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в дельте Нила.
Из храмовкоторого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами.

Еще чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода - своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Шу, Тефнут, Геб и Нут

Шу и Тефнут – это первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой.

Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ней Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.

После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.

Наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".

В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.

Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскаленные лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твердой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.

Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему: - Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!

Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось ее разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло ее родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил ее вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул (неба живительный "небесный Нил" - дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.

После того, как Шу привел свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга еще во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Наша таблица даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

Наша таблица египетских богов может использоваться в школе для подготовки учеников 5 класса. См. также: Боги Древней Греции – список , Боги Древнего Рима – список , Боги Древней Скандинавии , Боги Древней Индии – список , Боги древних славян – список .

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.