Тип людей которые отличаются повышенной активностью общительностью. Типы темперамента. Типы темперамента и их характеристика Видео - особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента

a) Ж.-Ж. Руссо

б) Платон

в) Ф. Фребель

2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?

a) Ж.-Ж. Руссо

a) Ж.-Ж. Руссо

б) Дж. Локк

4 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?

a) свобода

б) принуждение

в) природоссобразность

г)утилитаризм

5.С какого возраста предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

б) с 6 лет

в) с 10 лет

5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?

a) Ж.-Ж. Руссо

6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?

9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

a) Дж. Локк

10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?

11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали

12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии

a) со спецификой усвоения различных видов содержания

б) с функциями

в) с источниками познания

г) со структурой личности.

13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

a) линейный

б) концентрический

в) спиралеобразный

г) смешанный

14. Технология проблемного образования предполагает:

a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности

б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности

в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий

г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде

15. Идеи развивающего обучения заложили

16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными

б)России

в) Англии

г)Франции

17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки

a) педагогика ненасилия;

б) педагогика сотрудничества;

в) педагогика гуманистическая;

г) педагогика принуждения.

18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:

a) творчества учителей;

б) учебных целей;

в) воспитательных целей;

г) личностно- ориентированного учебного процесса.

19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:

в) 50:30:20;

20. Основная функция курсов по выбору:

a) профилизационная;

б) профориентационная;

в) организационная;

г) мотивационная

21. Теория воспитания - это

a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания

б) наука, изучающая проблемы развития личности

в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей

г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы

22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория

a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)

б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)

в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)

г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский

23. Если педагог является единичным субъектом учебно - воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это

б) личностно - ориентированные

в) гуманно - личностные

г) свободного воспитания

24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии

б) личности - ориентированные

в) гуманно – личностные

г) сотрудничества

25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т. е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется

a) «Школа-2000»

б) «М. Монтессори»

г) «Истоки»

26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает

a) занятие

в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы

г) самостоятельная деятельность

27. По системе Монтессори « процесс воспитания» - это

a) руководство учителя ребенком

б) сотворчество учителя и ребенка

в) невмешательство педагога в развитие ребенка

г) систематическое воздействие

28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,

a) лицей;

б) гимназия;

29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется

a) общая психология;

б) возрастная психология;

г) все ответы верны.

30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

a) физиологии;

б) биологии;

в) психологии;

г) педагогике.

31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, - это:

a) мышление;

б) интеллект;

в) эвристика;

г) адаптация

32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть

a) личностного подхода

б) системного подхода

в) культурологического подхода

г) антропологического подхода

33. Развитие организма человека называется:

a) онтогенезом;

б) филогенезом;

в) социогенезом;

г) антропогенезом.

34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:

a) ориентировочными;

б) исполнительскими;

в) контрольными;

г) оценочными

35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:

a) конструктивной;

б) организаторской;

в) коммуникативной;

г) гностической.

36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:

a) формирование ассоциаций;

б) подражание;

в) различение и обобщение;

г) инсайт (догадка)

37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является

a) ролевая игра

б) учение

в) общение в системе общественно-полезной деятельности

г) учебно-профессиональная

38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:

a) от 3 до 7 лет;

б) от 3 до 10 лет;

в) от 3 до 13 лет;

г) от 3 до16 лет

39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

a) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке

40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность к

a) обобщению;

б) моделированию;

в) умозаключению;

г) сравнению.

41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:

a) рефлекс;

б) запечатление;

в) научение;

г) повторение

42. Самый простой вид научения - это:

a) привыкание .

б) классическое обусловливание.

в) оперативное обусловливание.

г) комплексное научение.

44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,

a) инверсия;

б) дискуссия;

в) метод эвристических вопросов;

г) «мозговая атака».

45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

a) абстрактно-логическое;

в) теоретически-образное;

б) наглядно-действенное;

г) наглядно-образное

46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это

a) рефлексия;

б) эмпатия;

в) идентификация

г) коммуникативность .

47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является

a) уход от конфликта

б) приспособление

в) конфронтация, соперничество

г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества

48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся

a) физический барьер

б) социально-психологический барьер;

в) барьер неправильной установки сознания;

г) организационно–психологический барьер;

49 По, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

a) сангвиников;

б) флегматиков;

в) холериков;

г) меланхоликов.

50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:

a) дистимики

б) циклотимики

в) гипертимики

51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, - это:

в) настроение;

г) стресс.

52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия,

г) инициация.

53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется

a) депрессией;

б) апатией;

в) стрессом;

г) фрустрацией.

54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели

a) учебно-дисциплинарной

б) операциональной

в) личностно –ориентированной

г) учебно-рефлекторной

59. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств

a) верховая езда на лошади

б) искусства

в) социокультурной анимации

г) физической культуры

60. Туротерапия - это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены

a) туристические и экскурсионные виды деятельности

б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом

в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах

а) ориентировочными;

б) исполнительскими;

в) контрольными;

Г) оценочными35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции: а) конструктивной; б) организаторской; в) коммуникативной; г) гностической.*36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм: а) формирование ассоциаций; б) подражание; в) различение и обобщение; г) инсайт (догадка)37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является а) ролевая игра б) учение в) общение в системе общественно-полезной деятельности г) учебно-профессиональная*38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте: а) от 3 до 7 лет; б) от 3 до 10 лет; в) от 3 до 13 лет; г) от 3 до16 лет39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он: а) включается в условия достижения цели; б) входит в содержание основной цели деятельности; в) включается в способы достижения цели;г ) предъявляется в свободном порядке40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность к а) обобщению; б) моделированию; в) умозаключению; г) сравнению.41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:а) рефлекс;б) запечатление;в) научение;г) повторение42. Самый простой вид научения - это: а) привыкание. б) классическое обусловливание. в) оперативное обусловливание. г) комплексное научение.43 Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в памяти называется: а) рефлексом. б) запечатлением. в) подражанием. г) повторением.*44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,

а) инверсия;

б) дискуссия;

в) метод эвристических вопросов;

г) «мозговая атака».45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

а) абстрактно-логическое;

в) теоретически-образное;

б) наглядно-действенное;

г) наглядно-образное

*46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это

а) рефлексия;

б) эмпатия;

в) идентификация*г) коммуникативность.47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является а) уход от конфликта б) приспособление в) конфронтация, соперничество г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества*48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся а) физический барьер б) социально-психологический барьер; в) барьер неправильной установки сознания; г) организационно–психологический барьер;49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: а) сангвиников; б) флегматиков; в) холериков; г) меланхоликов.

50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:

А) дистимики б) циклотимики в) гипертимики51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, - это: а) аффект; б) фрустрация; в) настроение; г) стресс.52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

а) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия,

г) инициация.

53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется

а) депрессией;

б) апатией;

в) стрессом;

г) фрустрацией.54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) 4антисоциальное58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели а) учебно-дисциплинарной б) операциональной в) личностно –ориентированной г) учебно-рефлекторной

59. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств

А) верховая езда на лошади б) искусства в) социокультурной анимации г) физической культуры

60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены

А) туристические и экскурсионные виды деятельности б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах

Нормативно-правовая база управления

образовательным учреждением

(общая часть для руководителей образовательных учреждений,

претендентов на высшую и первую квалификационные категории)

1. Могут ли быть преданы гласности ход дисциплинарного расследования нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения и принятые по его результатам решения?

А) Да, только с согласия заинтересованного педагогического работника; б) Нет; в) Да.

2. Выплачивается ли руководящим работникам образовательных учреждений – в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями -ежемесячная денежная компенсация?

А) По решению педагогического совета образовательного учреждения; б) Нет; в) Да, если их деятельность связана с образовательным процессом.

3. Предусмотрено ли распространение льгот, установленных в сельской местности для специалистов сельского хозяйства, соответственно на педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в данной местности, и образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления?

А) Да; б) Да, на выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования; в) Да, на специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования; г) Нет.4. Федеральная программа развития образования разрабатывается а) Правительством Российской Федерации; б) высшим органом законодательной власти Российской Федерации; в) на конкурсной основе5. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников устанавливаются а) Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; б) соответствующим государственным образовательным стандартом; в) образовательным учреждением; г) педагогическим работником.6. Каков порядок действия законодательства Российской Федерации в области образования? а) распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации; б) часть статей распространяется только на государственные и муниципальные образовательные учреждения, другие относятся только к негосударственным, есть статьи, которые распространяют свое действие на образовательные учреждения всех организационно – правовых форм; в) распространяется только на государственные и муниципальные образовательные учреждения.7. Кем разрабатывается и принимается новая редакция устава образовательного учреждения? а) учредителем или учредителями; б) органами управления образованием; в) регистрирующими органами; г) образовательным учреждением.8. Укажите, какой из документов не является локальным актом образовательного учреждения? а) положение о Совете образовательного учреждения; б) положение о педагогическом совете образовательного учреждения; в) правила внутреннего распорядка для обучающихся; г) договор между образовательным учреждением и учредителем (учредителями); д) положение о предоставлении платных, в том числе дополнительных образовательных услуг.9. В чью компетенцию входит разработка и принятие (утверждение) образовательных программ? а) государственных органов управления образованием; б) органов управления образованием субъекта Российской Федерации; в) образовательного учреждения; г) учредителя (учредителей).10. Знания по охране труда у руководителей образовательных учреждений проверяются не реже 1 раза в а) год б) 3 года в) 5 лет11. Существует ли предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования? а) нет; б) да – 18 лет; в) да – 15 лет; г) да – 18 лет, но для отдельных категорий обучающихся предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.12. При приостановлении образовательной деятельности учреждения в случаях, представляющих угрозу для жизни, здоровья работников и обучающихся, заработная плата работников выплачивается в объеме а) половины тарифной ставки (оклада) б) 2/3 тарифной ставки (оклада) в) средней заработной платы13. Лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования находится в компетенции а) субъекта Российской Федерации; б) в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; в) Российской Федерации.14. Структуру управления деятельностью образовательного учреждения устанавливает? а) учредитель; б) образовательное учреждение; в) органы управления образованием.15. Какие штрафные санкции могут быть установлены администрацией образовательного учреждения к учащимся и их родителям (законным представителям): а) за курение в школе и за ее пределами;

б) за драки;

в) порчу и утрату учебников;

г) пропуски занятий;

д) штрафы с родителей за порчу учащимися школьного имущества;

е)грубость преподавателям;

ж) установление штрафов незаконно.

16. Сохраняются ли за пенсионерами, ранее работавшими в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках), льготы по коммунальным услугам при их переезде на постоянное место жительства в город?

А) да; б) нет; в) по решению органов управления образованием;17. Содержание обязательной части устава образовательного учреждения определяет а) учредитель; б) образовательное учреждение;

Акцентуация - это слабые места характера индивида.

Ларошфуко писал: «Слабость характера - это единственный недостаток, который невозможно исправить».

Одна из классификаций типов личности определяется по типологии немецкого психиатра К. Леонгарда. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и связана с понятием акцентуации характера.

По этой типологии выделяют:

· Гипертимный тип, отличающийся постоянно повышенным настроением. Люди такого типа веселы, беззаботны, часто легкомысленны и склонны к увлечениям всякого рода. Это неисправимые оптимисты, все видящие в розовом свете. Они уверены в себе и своем успехе, а потому склонны к риску. Неудачи их не огорчают вовсе или неглубоко и недолго. Они общительны, легко завязывают знакомство, живо отзываются на все события, разносторонни, но в то же время обыкновенно поверхностны, неусидчивы, отвлекаемы. К постоянно повышенному настроению нередко примешивается раздражительность, приводящая к гневным вспышкам, как правило, непродолжительным, неглубоким и не производящим большого впечатления на окружающих. Они легко вскипают и быстро отходят. Это активные натуры. Они энергичны, деятельны, предприимчивы. Свои проекты они быстро и решительно приводят в исполнение.

· Гипотимный тип. Гипотимики, так же как и гипертимики, отзывчивы, живо и сильно реагируют на все, что происходит вокруг них, но тон настроения у них понижен. Они мало чувствуют радости жизни, видят все в мрачном свете, недовольны всем, и прежде всего собой. Часто объективно хорошо выполняя работу, бывают не удовлетворены ею. Охотно говорят о бесцельности существования, склонны к жалобам на свое здоровье, к ипохондрии.

· Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимизмом. Люди этого типа домоседы, ведут замкнутый образ жизни, склонны к подчинению.

· Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые перемены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного - замкнутыми. В период душевного подъема они относятся к гипертимному типу характера, а в период спада к дистимному типу.



· Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционального возбуждения, возникающего по вполне пустяковым поводам, они склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, трудно уживаются в коллективе из-за низкой коммуникативности.

· Застревающий тип - человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе и к окружающим, дисциплинированность.

· Педантичный тип. Выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием, занудливостью на работе и в быту. Однако в общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

· Тревожный тип. Людям этого типа свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в сложных ситуациях опереться на сильную личность. Притягательные свойства этих людей - дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

· Эмотивный тип. Существенная черта людей с таким типом характера -стремление общаться в кругу друзей, где их хорошо понимают. Они чрезвычайно чувствительны, обидчивы, хотя и носят обиды в себе, часто находятся в подавленном настроении, слезливы. Их привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренно радоваться чужим успехам.

· Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны. Их положительные черты - артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести их за собой.

· Экзальтированный тип. Ему свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость, но в то же время такие люди могут быть конфликтными. Они альтруисты, внимательны к друзьям и близким, обладают яркими и искренними чувствами, хорошо развитым художественным вкусом. Отрицательные черты их характера - подверженность панике, отчаянию, сиюминутные настроения.

· Экстравертированный тип. Такие люди отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому. Обладают высокой степенью общительности, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность на работе и в быту. Отталкивающие черты - легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.

· Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Ориентированы на себя, на свой внутренний мир, свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Они склонны к одиночеству, вступают в конфликты при попытках вмешаться в их личную жизнь, сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения и жизненные принципы. Их поступки определяются в первую очередь своей внутренней установкой. Они чрезмерно упрямы в отстаивании своих взглядов, даже нереальных. (Экстравертированный и интровертированный типы относятся к типологии К. Юнга.)

Типы личности, введенные Юнгом, не определяются обстоятельствами жизни человека. Они врожденные.

Другая классификация акцентуированных личностей была предложена и разработана советским психиатром П.Б. Ганнушкиным и затем продолжена немецким психиатром К. Леонгардом.

По ней выделяют следующие психологические типы:

· Эпилептоид. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессивность, любовь к порядку, тщательность. Он чаще всего выбирает профессию, которая ему ближе, - финансиста, офицера, юриста, так как в процессе этой работы, связанной с поддержанием порядка, развиваются все больше и сами черты его характера. Так, в качестве финансиста эпилептоид особенно ценен, так как в этой деятельности необходим учет и контроль, они требуют строгого порядка, тщательности и строгого соблюдения законности, то есть всех тех качеств, которыми обладает эпилептоид. Если эти качества не находят достойного конструктивного применения, то эпилептоид может стать бюрократом. Ему свойственно подчиняться не духу, а букве закона, и официальный документ для него заведомо важнее живого человека. В работе с деньгами такие люди не допускают растрат и не идут на риск. Эпилептоид не сделает головокружительной карьеры, а будет медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. В качестве начальника, управляющего людьми он всегда будет требовательным и придирчивым как к себе, так и к другим. Он умеет принимать быстрые решения, не затягивая время, но при наличии времени может и «обмозговать» все подробно. Ему присущ авторитарный стиль руководства, но при этом он подвержен влиянию того, как принято в обществе. Если принято демократично руководить, то ему нетрудно перестроиться в духе времени.

· Паранойяльный. Ему свойственны высокий энергетизм, агрессивность, целеустремленность. Если работа совпадает с основной целью такого типа, то он всегда в работе. Ему трудно бывает работать в коллективах, поэтому наиболее успешной для него является индивидуальная творческая работа. Творчество для него - это не свободное самовыражение, а поиск ответа на какую-нибудь великую загадку или решение какой-либо крупной проблемы. Именно такие личности двигают прогресс всего человечества, способствуют развитию всего общества. В коллективном труде паранойяльный тип - это генератор идей, которого нельзя ограничивать никакими рамками, кроме постановки самой цели исследования. Результаты работы нужно уметь принимать в том виде, в котором он их поставляет. Его нельзя заставлять оформлять отчеты или выдавать готовые обсчитанные результаты - это пустая трата времени. Для этого лучше использовать эпилептоида, который будет дорабатывать результаты паранойяльного.

· Гипертим. Ему свойственны повышенное настроение, экстравертирован-ность, высокий энергетизм. В связи с огромной активностью, общительностью и способностями гипертима ему самому и окружающим кажется, что он будет успешен в любом деле. В начале он может что-то организовать, предложить, начать, однако в процессе повседневной работы ему становится скучно, и он переключается на другое, бросив предыдущее. Так как он всегда на виду, его быстро продвигают по службе и выдвигают на руководящую работу. Гипертим часто художественно одарен, причем одновременно в разных областях - музыке, живописи, литературе. Его творческий процесс - это бессистемное выплескивание излишков своей энергии и таланта. Обычно он творит во всех областях понемножку, не достигая выдающихся успехов ни в одной из них.

· Истероид. Ему свойственны высокий энергетизм и демонстративность (стремление быть в центре внимания). Это талантливый, разносторонне одаренный человек, особенно в плане художественных способностей. Ему легко дается перевоплощение, он очень артистичен. Это не мыслительный, а художественный тип, он мыслит не абстрактно-логически, а образно, поэтому он высокопродуктивен в художественном творчестве - изобразительном искусстве и поэзии. Истероидам лучше всего работать самостоятельно, вне рамок коллектива, заниматься свободным творчеством, потому что в коллективе им очень трудно ужиться, так как они очень конфликтны - демонстрируют свое превосходство, перебивают, ведут себя высокомерно.

· Шизоид. Ему свойственны малый энергетизм, интровертированность (замкнутость). Чаще всего шизоиды занимаются точными науками - математикой или теоретической физикой. Могут быть музыкантами, тяготеющими к классической музыке, композиторами, сочиняющими сложную, оригинальную музыку или музыку нового стиля, художниками-абстракционистами. Все это происходит при благоприятном стечении обстоятельств. Если же с детства шизоиды оставались непонятыми и его способностям не уделялось достаточного внимания, то чаще всего такой человек вырастет не понятым никем чудаком или неудачником, работающим на непрестижной работе (сторож) и читающим свои малопонятные книги. Но даже будучи профессиональным ученым или музыкантом, при невозможности вести свои исследования или свободно творить он может уйти в сторожа и там продолжать свою деятельность, потому что она главное для него, а не положение, занимаемое им в обществе. Именно шизоиды - творцы великих открытий.

· Психастеноид. Ему свойственны слабость, пониженный энергетизм, неувереннность. В работе он хороший исполнитель, очень обязательный и аккуратный работник. Ему не трудно подчиняться, если указания начальства носят логичный и упорядоченный характер. Если же он оказывается в подчинении у руководителя, который все время меняет свои решения, мнения, распоряжения, то в такой обстановке психастеноид нервничает и в конце концов вынужден сменить ее. Ему приятна тихая, аккуратная и неторопливая работа поближе к дому (библиотекарь).

· Гипотим. Ему свойственны слабость, пониженное настроение, повышенная чувствительность, тревожность, мнительность. В работе чувствительному гипо-тиму не столь важно дело, сколь взаимоотношения на работе, особенно отношение начальства. Поэтому они могут быть очень хорошими, исполнительными и преданными секретарями, машинистками и т. п. Однако обычно гипотимы не довольны своей работой, где бы они ни работали, в то же время они ничего не желают менять в своей жизни.

Что следует усвоить в первую очередь!

Типы личностей определяются, во-первых, темпераментом и характером индивида, во-вторых, его органическими особенностями и, наконец, нельзя рассматривать личность человека без учета существующих общественных отношений, существующего строя и социализации.

Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и к себе, являясь сочетанием наиболее устойчивых, существенных особенностей личности.

Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании они сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию, поскольку человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности.

В процессе мотивации трудовой деятельности руководители организаций должны учитывать психологические особенности каждого индивида, тип его характера, темперамента и особенности поведения в процессе трудовой деятельности. Особое внимание, на мой взгляд, здесь следует уделять направленности той или иной личности на внешний или внутренний объект (то есть экстра- и интроверсию). От этого во многом зависит функциональное разделение труда и выполнение производственных задач. Руководителям следует время от времени изучать путем тестирования характерологические особенности своего персонала наряду с изучением их потребностей. Обладание знаний о своем персонале поможет руководителям правильно выстроить линию поведения в различных ситуациях производственной деятельности.

Рассмотрим наиболее распространенные акцентуированные свойства характера, которые могут представлять интерес для судебной практики.

Гипертимный тип характеризуется избыточной подвижностью, активностью, повышенной общительностью, стремлением к лидерству, отрицательным фактором, нередко провоцирующим негативные формы поведения у таких лиц, может быть строгая регламентация образа жизни. При наличии неблагоприятного социального влияния, серьезных дефектов воспитания, невысокого уровня интеллектуального развития такие «возбудимые» личности легче вовлекаются в групповые формы развлечений, сопровождающиеся употреблением спиртных напитков, азартными играми, с последующей трансформацией этих развлечений в групповые правонарушения против общественного порядка, против жизни и здоровья граждан. Лица с подобными чертами характера более других склонны к групповым формам противоправного поведения, нередко сами становятся вдохновителями правонарушении не только ради развлечении, из корыстных побуждений, но и ради желания самоутвердиться среди своих сверстников, из желания пережить ощущения, связанные с риском.

Помимо «чистого» гипертимного типа характера встречаются и различные смешанные с ним типы: гипертимно-неустойчивый тип характера; гипертимно-истероидный (демонстративный) тип личности, для которой склонность к демонстративному поведению, стремление произвести впечатление на других являются ведущими; гипертимно-эксплозивный тип личности, в структуре характера которой доминируют раздражительность, гневливость, агрессивность, вспыльчивость, аффективная окрашенность эмоций.

Неустойчивый тип акцентуации характера. Лица с такой акцентуацией довольствуются примитивными развлечениями, живут без каких-либо устойчивых жизненных планов на будущее. Их эмоции крайне бедны и нестабильны. Субъекты с такими чертами характера чаще других противятся требованиям дисциплины и в силу этого в большей мере нуждаются в контроле. Любимыми развлечениями таких лиц являются азартные игры, быстрая езда и т.п. Молодые люди с чертами характера, относящимися к неустойчивому типу акцентуации, наиболее подвержены противоправному поведению.

С возрастом у таких лиц черты характера могут трансформироваться в циклоидный тип акцентуации. Субъекты, характер которых отличается свойствами циклоидной акцентуации, чаще других без видимых причин бывают раздражительны, в большей мере подвержены апатии, беспричинным переменам настроения без какого-либо серьезного повода. Причем смена настроения может вызываться не только значимыми для них событиями, но и происходить под влиянием каких-то трудноуловимых обстоятельств. Циклы смены настроения у них могут различаться от нескольких дней, недель до нескольких месяцев и даже лет (у людей преклонного возраста). В фазе субдепрессивного состояния они избегают межличностных контактов, погружаясь в мир собственных переживаний. Им труднее адаптироваться к новой обстановке, в эмоциональном отношении они более ранимы, быстрее переутомляются.

Попадая в условия коренной ломки привычного жизненного стереотипа, например на военную службу, лица данного круга более подвержены затяжным субдепрессивным реакциям, которые могут приводить к суицидным попыткам по различным, даже малозначительным поводам.

Сенситивный тип акцентуации. Лица, наделенные свойствами сенситивной акцентуации, отличаются чрезмерной чувствительностью, повышенной впечатлительностью. У них резко выражено чувство собственной неполноценности, снижен уровень притязаний. В поведении они робки, излишне застенчивы, более других замкнуты. Их слабым звеном является обостренное восприятие отношений к ним со стороны окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, в которой они становятся объектом насмешек, подозрений в каких-то неблаговидных поступках, несправедливых обвинений. По этой причине лица данного круга могут совершать самоубийство даже по ничтожному поводу.

Психастенический тип акцентуации характера. Главной отличительной чертой психастенического варианта характера является повышенная тревожность, мнительность. Поэтому такой характер нередко называют еще тревожно-мнительным. Причем применительно к личности таких субъектов тревожность рассматривается не только как психическое состояние, в котором они нередко пребывают по поводу самых различных, порой совершенно малозначительных, обстоятельств, но и как ведущее свойство их характера, накладывающее свой заметный отпечаток на принятие ими решений, на их поведение в целом. В то же время лица данного круга отличаются более развитым чувством ответственности, совестливостью. Они обязательны, добросовестны в делах, тщательно выполняют свои обязанности и при развитом интеллекте, достаточных знаниях обычно являются хорошими исполнителями, которые не нуждаются в дополнительном контроле. Однако при принятии решений они часто проявляют склонность к необоснованным сомнениям, навязчивому беспокойству, вследствие чего бывают нерешительны. Ситуации с непредсказуемым исходом, с быстрой сменой привычной обстановки, неупорядоченные, не поддающиеся планированию для лиц с тревожно-мнительным характером являются стрессогенными. Обстановка, которая резко меняется и может расцениваться ими как опасная для их жизни и здоровья, может неожиданно привести их к аффективному срыву. Таким людям гораздо труднее контролировать свое поведение в экстремальных условиях, в ситуации необходимой обороны.

Эпилептоидный тип характеризуется повышенной гневливостью, раздражительностью, вспыльчивостью, склонностью к импульсивным поведенческим реакциям. Наиболее яркими чертами характера таких лиц являются: избыточная агрессивность, аффективная без достаточных поводов окрашенность настроения, постоянная конфликтность с окружающими. Поводами для конфликтов могут быть самые незначительные ущемления их интересов. Аффекты у таких лиц часто сопровождаются безудержной яростью, жестокими избиениями жертвы, несмотря на ее слабость и беззащитность. При отсутствии внешнего повода такие лица ищут тех, на ком можно сорвать зло. Иногда обладатели такого характера проявляют садистские наклонности.

Следует отметить, что эпилептоидные черты характера до поры до времени могут быть скрыты от окружающих. Нередко лица с подобным типом акцентуации могут выглядеть подчеркнуто корректными, гиперсоциальными, выделяться своей сверхаккуратностью, педантизмом в соблюдении правил поведения, в других же ситуациях могут неожиданно проявить крайнюю озлобленность, непонятную, как будто немотивированную жестокость, изощренную мстительность.

У некоторых лиц данного круга вспышки аффективно окрашенного гнева сменяются депрессивным состоянием, которое так же, как и возбуждение, требует своей разрядки, порой толкающей субъекта на самоубийство.

Еще одной особенностью лиц с эпилептоидными чертами является характер их мышления, которое отличается излишней скрупулезностью, педантичностью, тяжеловесностью, замедленностью мыслительных процессов.

Паранойяльный тип акцентуации. Лица, наделенные свойствами характера по данному типу, выделяются прежде всего своей аффективной захваченностью, одержимостью какой-либо сверхценной, на их взгляд, идеей, которая становится для них доминирующей. Как правило, у них ранимое самолюбие, выраженное честолюбие, завышенная самооценка. Их поведение отличается самоуверенностью, временами переходящей, особенно когда их мнение не разделяют другие, в заносчивость. А поскольку большинство, которое их окружает, равнодушно к их одержимости, лица данного круга начинают подозревать «всех и вся» в различных кознях против них, и постепенно подозрительность у них из состояния становится устойчивой особенностью их личности. Благодатной почвой для развития такого состояния возбуждения может служить, к примеру, ревность, случайно задетое честолюбие, болезненная фантазия и т.п.

Помимо «ревнивцев» среди данной категории людей можно встретить и довольно распространенный тип личности «борца за справедливость», «неутомимых жалобщиков», «истцов, конфликтующих на ниве правдоискательства». Подобного рода люди нередко активно добиваются встреч с представителями судебных, государственно-правовых органов, с постоянным упорством занимаясь всевозможного рода судебными тяжбами, порой малозначительными по своему поводу, либо совершают преступления под влиянием преследующих их страха, ревности, в состоянии аффекта, фрустрации и т.п.

Субъекты, относящиеся к данному кругу лиц, крайне несговорчивы при отстаивании своих взглядов. Они являют собой так называемый тип преследуемых преследователей. Это тяжелый вид акцентуации характера, поставляющий в социум различного рода сутяжников, склочников, от которых особенно тяжело людям, вынужденным с ними жить в семье, сотрудничать по работе. Лица данного круга «постоянно готовы к аффективной реакции на любое реальное или мнимое действие по отношению к ним, чрезвычайно заботятся о своем личном престиже, и любое возражение, несогласие или просто равнодушие воспринимается ими как личная обида и оскорбление».

Шизоидный тип акцентуации характера. Наиболее существенными чертами данного типа людей являются их замкнутость, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих, неспособность или просто нежелание устанавливать и поддерживать с ними неформальные контакты, сниженная потребность в общении, равнодушие даже по отношению к своим близким. Еще одна характерная особенность этих лиц состоит в отсутствии у них внутреннего единства, согласованности их психической деятельности, в причудливости, оригинальности, порой парадоксальности мышления, высказываний, эмоций, поведения. Они ориентированы главным образом на свой внутренний мир. Поэтому не способны взглянуть на себя со стороны, встав на место других. Вследствие этого в эмоциональном отношении они зачастую неадекватно реагируют, выглядят со стороны несколько странными, малопонятными людьми. Ради какой-то идеи, торжества каких-то отвлеченных ценностей готовы пожертвовать всем. В конфликтных ситуациях, особенно когда они возникают из-за того, что их не понимают, бывают обидчивы, злобны, агрессивны, могут совершить противоправные действия насильственного характера, не адекватные их поводу.

Однако при развитом интеллекте лица данного типа выделяются своей творческой направленностью, разнообразными интересами и увлечениями, нестандартным, аналитическим складом ума. Они тонко чувствуют, эмоционально реагируют на созданные их воображением абстрактные образы.

Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, так как структура характера подвижна и изменяется на протяжении всей жизни человека.

Лекция для педагогов "Педагогически трудные дети"

Подростки – это уже не дети, но ещё и не взрослые люди. Они считают себя самостоятельными и независимыми и всё больше и больше стараются походить на своих товарищей.
У них сильно развито чувство справедливости, и они склонны к конфликтам и спорам. Поведение подростка непредсказуемо.
Каждому педагогу в своей практике приходится иметь дело с так называемыми «трудными» детьми, при столкновении с которыми все обычные педагогические подходы перестают действовать. Таких детей называют девиантами и акцентуантами. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой или подразумеваемой нормы психического здоровья, поведения, культуры или морали.
Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста в силу происходящих в этот возрастной период гормональных сдвигов и перестройки представления молодого человека или девушки о самих себе.
Основной причиной девиантного поведения является понижение уровня самоуважения. Низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности, при этом у одних людей оказываются сломанными преимущественно внутримозговые психические процессы на уровне биохимического обмена веществ, а у других- отношения с окружающим миром. Чувство самоунижения впервые возникает через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встаёт проблема выбора – или продолжить свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растёт.
«Трудных» подростков можно условно разделить на группы.
1)Гипертимики – люди, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений. Они добры, отзывчивы и незлопамятны. Больше всего на свете любят общение с друзьями и всевозможные авантюрные приключения. Не переносят однообразной и монотонной работы. Наказанием для них является ограничение впечатлений и вынужденное одиночество.
Не любят, когда: - существуют ограничения их активности;
- надо выполнить работу по определённым правилам и ограничениям;
- отсутствует свободное и разнообразное общение.
В педагогической работе важно выработать привычку держать в порядке свои вещи, книги и записи. Порядок на столе и в своей комнате – первая задача. Вторая – порядок в чувствах и мыслях наводится при помощи самонаблюдения и регулярного ведения дневника. А также выработать привычку доводить начатое дело до конца.
2)Дистимки – сосредотачиваются на мрачных сторонах действительности, отличаются особой серьёзностью и постоянно угнетённом настроением. Они обидчивы, быстро утомляются от напряжённой работы, часто ищут у себя разного рода болезни. Имеют заниженную оценку в отношении как самого себя, так окружающего его мира. В педагогической работе с ними следует уделять внимание целенаправленному улучшению их здоровья и повышению выносливости.
Не любят, когда: - кто-то критикует их поведение и находит у них недостатки;
- когда окружающие не жалеют их и не оказывают им внимания и поддержки;
- когда долго приходится выполнять трудную и ответственную работу;
- когда приходится менять привычную обстановку и приспосабливаться к новым условиям жизни;
- когда нет рядом человека, на кого можно опереться и кому можно поплакаться в жилетку.
В педагогической работе можно порекомендовать каждый день такому подростку играть какое-то время роль победителя, которому всё удаётся в жизни;
На листе бумаги составить список своих достоинств и поместить его на видном месте. Регулярно читать список и дополнять его новыми признаками.
3)Циклотимики – люди, которые отличаются периодической сменой настроения. То они активны и энергичны, то - вялы и замедленны. В педагогической работе надо идти от их настроения в данный момент. Сложными ситуациями для них являются неожиданные просьбы и поручения, особенно если они противоречат их настроению в данный момент. Сюда же надо отнести трудность отхода от привычного стереотипа деятельности, нарушения привычек. Поэтому надо щадить подростка в момент спада его активности. В это время рекомендуется давать задания, отвлекающие от негативных эмоций. Лучше всего для этого подходит несложная физическая работа в кругу близких друзей.
4)Шизоиды – отличаются замкнутостью, погружённостью в свой собственный мир, малообщительны. В то же время для них характерны хороший теоретический ум, устойчивость интересов, постоянство занятий.
не любят, когда: - кто-то пытается вторгнуться в их внутренний мир;
- надо установить тёплые неформальные контакты с другими;
- им поручают руководить другими;
- нарушаются привычки и стереотипы;
- надо приспосабливаться к работе в коллективе.
В педагогической работе следует избегать прямых попыток вторжения в его внутренний мир и лучше применять тактику косвенного выявления проблем, которые его занимают.
5)Сензитивы – люди, которые отличаются повышенной впечатлительностью и ранимостью. Часто страдают от комплекса вины и неполноценности. Их отличительные черты – робость и застенчивость, избегание шумных игр. Хорошие исполнители и преданные друзья. В работе для них главное не сама работа, а те симпатии, которые завязываются между коллегами.
не любят, когда: - им приходится выступать публично и с кем-то соперничать;
- над ними насмехаются;
- над ними осуществляются постоянный контроль и повышенная опека;
- рядом нет близкого друга, с кем можно было бы поделиться своими переживаниями;
- кто-то о них плохого мнения.
Педработа с таким ребёнком должна быть направлена на повышение его самооценки, осознание им своей чрезмерной мнительности и напрасных опасений, тренировку в принятии самостоятельных решений.Научить подростка в ответ на чью-либо шутку или насмешку не обижаться, а отвечать заранее подготовленным ответом.
6) Эпилептоиды – люди, которые отличаются повышенной эмоциональностью и возбудимостью, нетерпимостью к малейшим нарушениям порядка и каким бы то ни было возражениям. Очень властолюбивы, любят командовать.
Не любят, когда: - нарушается привычный распорядок их жизни;
- нет возможности проявить свой авторитет и показать свою власть над другими;
- их критикуют и высмеивают. В этом случае они испытывают сильнейший гнев и ярость, выражающиеся в агрессивном нападении на обидчика.
В педагогической работе с такими подростками рекомендуется:
*давать возможность снимать излишнее негативное эмоциональное напряжение через занятия спортом, различные виды физических нагрузок;
* подобрать дело, в котором ребёнок мог бы удовлетворять свою потребность во властвовании и развить природные лидерские качества.
7) Психастеники – подростки, которые отличаются повышенной тревожностью и беспокойством по поводу своей собственной судьбы. Отрицательными чертами этого типа являются нерешительность и постоянные сомнения, робость, покорность, неверие в свои силы.
Не любят, когда приходится: - принимать самостоятельные решения;
- быстро переключаться с одного дела на другое;
- выслушивать критику в свой адрес;
- выступать публично.
При работе с такими подростками рекомендуется в ситуации, когда надо принять не очень важное решение, не начинать раздумывать, а отвести на раздумья 1 минуту и потом действовать. Приняв решение, не отступать от него. Постараться перевести как можно больше дел в разряд не очень принципиальных, не требующих долгих размышлений.
8)Параноики – люди, которых отличает предельная целеустремлённость в достижении какой-либо цели. Лучшего результата достигают, работая в одиночку, а не в группе. Доказывая свою правоту, вступают в конфликт, не замечая его и не реагируя на чувства окружающих.
Не любят, когда: - их подвергают критике;
- приходится подчиняться другим;
- приходится заниматься неинтересным делом.
В общении часто конфликтуют из-за своей нетерпимости и категоричности, подозрительности.
В педработе рекомендуется стиль доброжелательного доверия, совместное обсуждение планов, признание за ними личностной значимости. Предложить подростку смотреть на окружающих с доброжелательной улыбкой. Это повышает самооценку собеседника, в ответ на что и он начинает относиться к подростку более дружелюбно.
9)Истероиды – к ним относятся люди с выраженным стремлением постоянно находиться в центре внимания, демонстрируя окружающим свои таланты, наряды. Для такого подростка другие – средство для личного самоутверждения. Если такой человек слышит в компании, как про кого-то говорят хорошо, а про него забыли, он впадает в раздражение и допускает колкости в адрес того, о ком говорят.
Не любят, когда: - их критикуют и кто-то задевает их самолюбие;
- они сталкиваются с равнодушием окружающих;
- в их жизни отсутствуют яркие впечатления.
В педагогической работе следует преодолевать тенденцию постоянно «тянуть одеяло на себя». Этому помогает знакомство с героями произведений искусства, имеющими аналогичный тип характера, пробуждение интереса и сочувствия к окружающим. Выход эгоцентрических тенденций возможен через участие такого подростка в художественной самодеятельности.
10) Конформный тип – для представителей этого типа свойственно бездумное соглашательство с окружающими. Они стремятся «быть как все», ибо это создаёт ощущение безопасности. Они неважные лидеры, но хорошие исполнители чужих решений.
Не любят, когда: - их отвергает группа, к которой они привязаны;
- осваивается новая деятельность без образцов или лидеров;
В педагогической работе надо создавать условия для проявления самостоятельности и стойкости в отстаивании позиций. Важно также найти для подростка такую группу по интересам, в которой утверждаются общественно значимые ценности и интересы. Это могут быть спортивные секции, кружки по интересам.
11) Неустойчивый – для представителей этого типа свойственны непослушность и непоседливость. Позитивными качествами личности являются общительность, открытость. Негативными – склонность к пустому времяпровождению, болтливость, хвастливость, безответственность, лживость. Таких подростков не привлекают интеллектуальные увлечения, так как они не способны долго сосредотачиваться на каком-либо предмете из-за слабости внимания.
Не любят, когда: - от них требуется жёсткое соблюдение дисциплины;
- их ограничивают в развлечениях;
- надо длительно на чём-либо сосредотачиваться;
- надо принимать какое-то решение и нести за него ответственность.
В педагогической работе требуется постоянное внимание со стороны взрослого. Лучше всего на таких подростков действуют физический труд и занятия спортом, которые дисциплинируют их и дают им эмоциональную разрядку.
12) Астеник – для людей этого типа свойственна повышенная утомляемость и связанная с ней раздражительность. Привлекательными чертами этого типа являются скромность, исполнительность, дружелюбие; негативными – капризность, плаксивость, неуверенность в себе.
Не любят, когда: - оказываются в ситуации какого-либо напряжения – психического или физического;
- оказываются в ситуации открытого конфликта, когда приходится отстаивать свою точку зрения;
- смеются над их слабостями и неумелостью;
- находятся в ситуации вынужденного общения с большим количеством людей.
В педагогической работе надо создавать ситуации, в которых можно тренировать их уверенность, твёрдость и смелость. Таковыми обладают ситуации публичного выступления.
13) Лабильный – характерной чертой этого типа является частая смена настроений от малозначимых причин. Положительными чертами этого типа являются общительность, добродушие, преданность в дружбе, искренность и отзывчивость в периоды светлого настроения.Негативными – обидчивость, ослабленный самоконтроль, проявляющийся в раздражительности и склонности к конфликтам в периоды подавленного настроения. Такие подростки труднопредсказуемы в общении, когда в ответ на невинное замечание могут или смехом разразиться, или слезами от обиды. Всё их поведение зависит от настроения, на которое влияют самые незначительные факторы.
Не любят, когда: - оказываются в ситуации соперничества;
- ущемляется их чувство собственного достоинства;
- нет успеха и общественного признания;
- их критикуют за неправильное поведение.
В педагогической работе следует помнить о необходимости для них постоянной эмоциональной поддержки, укрепления самооценки. Этому способствует установление с таким подростком доверительного контакта.