Как подключить датчик движения для освещения частного дома. Лучшие способы крепления датчика эхолота на лодку Правильная установка датчика-излучателя

Мы постоянно слышим вопросы пользователей об установке дистанционных датчиков температуры и влажности: как и где установить? чем прикрыть от дождя? чем закрепить?

Действительно, неверно установленный датчик как минимум будет "врать", как максимум - будет залит дождем и выйдет из строя. Вряд ли это входит в Ваши планы, не так ли?!

Что ж, давайте разберемся как установить дистанционных датчик температуры и влажности воздуха для получения максимально точных результатов измерений.

Итак, идеальным местом для дистанционного датчика температуры и влажности является ширма Стивенсона (Stevenson screen) - специальный ящик, защищающий датчики от осадков и прямого теплового излучения (грубо говоря от солнца), в то же время позволяя воздуху свободно циркулировать вокруг них. Ширма Стивенсона обеспечивает стандартизованную среду для измерения температуры, влажности, точки росы и атмосферного давления. Как правило, этот ящик входит в комплект поставки профессиональных приборов, используемых на метеорологических станциях:

Первым предложил использовать такой ящик британский инженер Томас Стивенсон ещё в конце 19 века. Представляет он из себя чаще деревянный ящик с, как правило, двойной крышей, полом и стенками из наклонных досок (жалюзи). Традиционно ящик красят в белый цвет (меньше нагревается на солнце), либо изготавливают его из белого пластика. Уверены, что каждый из Вас видел его. Хотя бы на картинке.

Ну это мы об идеальных условиях, воспроизвести которые в обычной жизни будет сложновато...

Тем не менее изготовить подобие ширмы Стивенсона можно и из подручных средств. Мы рассмотрим 2 доступных варианта, не превышающие в себестоимости 150-200 рублей.

Вариант №1. Бутылка и фольга.

Действительно, всё, что нам понадобится - это пустая пластиковая бутылка 1,5-2 л., обычная алюминиевая фольга, клей Момент, кусок проволоки, струны или лески, ну и руки, растущие... в общем, руки!

Смысл в том, чтобы накрыть прикрепленный к стене датчик эдаким "колпаком", защищающим его от осадков и прямых солнечных лучей. Часть пластиковой бутылки, оклеенная фольгой и будет подобным защитным экраном. Берем пустую бутылку и ножницы:

Нам понадобится нижняя часть бутылки, которая начинается сразу после сужающейся верхней части. Аккуратно протыкаем пластик ножом, затем заводим ножницы в образовавшееся отверстие и отрезаем нижнюю часть бутылки от горловины:

Результат:

Нам необходимо обернуть импровизированный стакан фольгой, приклеив её на любой влагостойкий клей, например на обычный "Момент":

Оборачиваем "стакан" фольгой...

У нас должен получится перевернутый стакан-отражатель) На одной из сторон делаем надрез - в этом месте он будет одет на крепление датчика. Вот что получилось:

Таким образом у нас получилась примитивная, но вполне рабочая самодельная версия ящика Стивенсона - стакан, защищающий датчик от прямых солнечных лучей и осадков. В нашем случае датчик закреплен на кирпичной стене рядом с окном, выходящим на север.

Дополнительной защитой от несанкционированного "увода" датчика вороньём служит струна. Можно использовать и прочную леску!

Вот так система выглядит в состоянии боевого дежурства. Повторюсь, солнца у нас немного. Что касается осадков - то лучше присмотреться к локальной "розе ветров": Вы заметите, что в 80% случаев ветер дует с одной стороны. Соответственно, есть смысл расположить датчик так, чтобы архитектурные элементы строения дополнительно прикрывали конструкцию от осадков.

Итак, мы рассмотрели один из кустарных способов установки защиты дистанционных датчиков погодных станций. Как видите, нам понадобилась лишь пустая пластиковая бутылка, немного алюминиевой фольги и клей.

Вариант №2. Мебельный уголок и подставки под цветочные горшки.

Теперь расскажем о другом интересном решении, которое использовали наши коллеги из Великобритании. В основе этого элегантного, но чуть более громоздкого решения - пластиковые тарелки (в оригинале были использованы блюдца-подставки под цветочные горшки), стержни с резьбой обычный мебельный уголок, несколько винтов и гаек.

С помощью стержней с резьбой умельцы собрали вертикальную "гармошку", вырезав в центре конструкции место для термодатчика:

В следующих блюдцах необходимо сделать отверстия по размеру достаточные для закрепления датчика. Датчик в этом решении подвешен внутри "гармошки" на толстой проволоке:

Последнее крепим так же жестко, как первое.

С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.

Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

КАВИТАЦИЯ

Кавитация (от лат. cavitas - пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик(излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

Как правильно установить эхолот на лодку

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.

При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.

Идеальное положение датчика.

В любом случае, чем глубже будет опущен датчик, тем лучше. Однако, следует учитывать, что при более глубоком положении эхолота, он будет создавать большее сопротивление при передвижении.

На лодках с пластиковыми корпусами датчик можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:

При обнаружении некорректной работы эхолота не спешите сразу нести его продавцу. Попытайтесь сначала понять причину. Самый простой способ — остановить лодку, рукой протереть нижнюю поверхность датчика, выключить и снова включить эхолот. В 99% случаев эхолот снова заработает. Затем можно начать движение и отследить момент начала сбоя.

Ничего сложного в этом нет, надо просто уделить установке датчика эхолота больше внимания.

Те, кто уже пользовался эхолотом, знают, что эффективная рыбалка возможна лишь при наличии этого прибора на вашем судне. Эхолот является верным помощником для рыболова, и дает возможность быстро находить в водоеме места, богатые рыбой.

Прикрепление датчика
Когда-то эхолоты применялись лишь на крупных морских судах. Ими измеряли глубину и обнаруживали подводные препятствия. Наличие эхолота в то время было гарантией того, что корабль не сядет на мель, и его дно не будет повреждено. Позднее были созданы модели эхолотов, которые специально предназначались для рыбалки. В их числе были модификации, которые можно было использовать на небольших лодках.
Прибор для получения информации с выводом на монитор называется датчиком эхолота. Принцип его в следующем. Прибор вырабатывает электрические импульсы, которые затем преобразовывает в звуковые волны и посылает в толщу воды. Волны отражаются от предметов, затем датчик их ловит, и в усиленном виде передает в виде графического изображения на экран.

Как прикрепить эхолот к транцу
Если вы будете устанавливать эхолот, обратите внимание на угол крепления датчика. Его нужно расположить под заданным углом к горизонту так, чтобы он находился в воде. Если ваша лодка сделана из ПВХ, то единственным возможным вариантом прикрепления эхолота станет ее транец. Есть еще одно условие для правильной работы эхолота: при передвижении лодки датчик не должен болтаться. В случае вибрации прибора его информация будет неточной, а в некоторых случаях и вообще будет отсутствовать.

Один из вариантов крепления - это закрепление датчика в корпусе плавсредства. При таком креплении датчик будет находиться на одной линии с дном судна, и для него не будут помехой подводные препятствия. Хотя такой способ крепления более трудоемок, а для лодок из ПВХ он вообще невозможен.
Варианты крепления
Эхолот можно прикрепить к корпусу судна несколькими способами.
При помощи кронштейна
К. бывают разных конструкций:
1. с постоянным либо временным креплением;
2. с варьируемой глубиной;
3. с отбрасывающейся штангой;

С элементами крепежа
Этот способ крепления болтами или саморезами не совсем идеальный. У него есть несколько минусов.
· датчик невозможно быстро демонтировать, когда лодка движется по неглубоким водоемам;
· хозяину приходится самостоятельно проделывать отверстия в транце;
· нельзя регулировать глубину погружения датчика.

С помощью присоски
В некоторых вариантах датчик крепится к транцу специального вида присоской. Этот способ подходит для закрепления прибора в любом месте транца. Для надежности датчик дополнительно прикрепляют крепким тросиком к двигателю или к тому же транцу. Недостаток подобного крепления в том, что если лодка ударится о препятствие, присоска способна оборваться.
Кронштейны бывают фабричные и самодельные. Фабричные подвешивают их к транцу при помощи специальной струбцины. Самодельные кронштейны делают из разных материалов. В основном их мастерят из дерева, пластмассы или металла.

Крепление-кронштейн
Но удобнее и надежнее всего будет крепление датчика с помощью струбцины . Ею кронштейн закрепляют в верхней части транца. Штангу кронштейна затем регулируют на глаз, опуская датчик эхолота на нужную глубину.
У такого крепления есть свои плюсы:
1. Кронштейн несложен в разборке, поэтому эхолот подойдет для разных видов судов.
2. Датчик прикреплен к корпусу жестко и прочно.
3. Подобное крепление не требует дополнительных работ по установке.
4. Кронштейн легко регулируется во всех направлениях.
5. Если крепление металлическое, то оно прослужит достаточно долго.
6. Его можно легко установить на транцах любой толщины.

Минусы такого крепления:
1. Оно не совсем удобно тем, что его приходится демонтировать и снова устанавливать.
2. При перевозке оно занимает место в лодке.
3. Довольно высокая цена.

Данное крепление можно заменить струбциной и обычной рейкой из древесины.
Датчик постоянно прикрепляют к транцу, когда:
· эхолот не нужно постоянно снимать;
· если судно постоянно возят на прицепе.

Перед установкой вашего датчика следует произвести точные замеры для установления его будущего расположения. Угол наклона нужно отрегулировать по нужным параметрам. Ось крепления прибора выставляется параллельно к поверхности воды. После установки прибора дырки, сделанные в транце, нужно обработать силиконом.

Крепление присоской
Такое крепление дает возможность применения эхолота на плавсредствах разного типа. Сама конструкция довольно проста и состоит из присоски, кронштейна и самого датчика. Такое крепление достаточно легко устанавливается, и его всегда можно легко отрегулировать. Датчик дополнительно закрепляют страховочным тросиком, ввиду того что такой вид крепления недостаточно прочен. При случайном столкновении с препятствием присоска может отвалиться от места крепления.
Датчик можно прикреплять не только к транцу, но, в случае необходимости подвешивать его на ровную поверхность в любом месте судна. Это дает возможность использовать эхолот на простых лодках.
В общем, крепления датчика для эхолотов выбирают, сообразуясь с модификацией судна или потребностями его хозяина.


Если вас интересует вопрос, как подключить датчик движения правильно, то вы открыли нужную статью. Изучив изложенный ниже материал, вы поймёте, что подключение такового практически схоже с установкой обычного выключателя, а главным отличием между ними является непосредственно принцип работы - механический и автоматический.

Подключение одного датчика движения в цепь

Для начала вы узнаете, как подключить один датчик движения в цепь. На нём есть три клеммных зажима. От одного зажима провод ведётся напрямую к фазе, другая клемма предназначена для нулевого провода, а третья - для подключения осветительного прибора. Как видите, схема подключения датчика движения достаточно проста.

Схема подключения датчика движения — Фото 04

Если вы хотели бы, чтобы освещение постоянно работало, даже когда отсутствует перемещение в зоне видимости, нужно параллельно подключить выключатель непосредственно к датчику движения. Для этого выключатель подключается от фазы к части провода, расположенного между датчиком движения и осветительным прибором. Когда выключатель разомкнут, то датчик движения будет работать, как того и требуется, но если замкнуть выключатель, то лампа будет работать в обход датчика. Всё достаточно просто.

Подключение нескольких датчиков в цепь

Теперь попытаемся объяснить, как подключить датчики движения, если их два или более. А требуется это в том случае, если радиус действия такого датчика слишком мал и его не хватает для охвата необходимой территории.

Нужно подбирать место для монтажа датчика таким образом, чтобы ему открывался наибольший угол обзора. Но в помещениях хаотичной планировки такое осуществить при помощи одного устройства практически невозможно. В таком случае датчики подключаются параллельно к одной фазе! Если подключить датчики к разным фазам, то будьте готовы к появлению короткого замыкания из-за межфазного подключения.

Место для монтажа

Даже если вы нашли схему датчика движения для освещения, выбрать наилучшее место для установки не так-то и просто. Вы должны учитывать сразу несколько факторов, влияющих на качество его работы. Так, не следует устанавливать его около отопительных систем, кондиционеров, источников электромагнитного излучения (микроволновая печь, радиоприёмники, телевизоры).

На практике подключение датчика движения следует начинать с его осмотра. На коробке (обычно под клеммами) находится схема подключения датчика движения. Клемм три и имеют они следующие обозначения: L, N и L со стрелочкой. Обычная L обозначает клемму, к которой подключается фаза. N - нулевой провод, а L со стрелочкой - провод для соединения с лампой.

Осмотрите схему, состоящую из светильника и выключателя в помещении. Разберите её и убедитесь в том, что выключатель размыкает фазу. Но может случиться и так, что выключатель установлен на нулевом проводе. Светильник работает, хоть и такой вариант небезопасен.

Обратите внимание на провода, идущие из стены к люстре. Их два. Зачистите провода и подсоедините клеммную колодку из трёх штук. Схема датчика движения для освещения проста: через верхнюю клемму колодки люстры проведите фазу и замкните её на клемме датчика, обозначенной буквой L. Через среднюю клемму колодки люстры проведите нулевой провод и замкните его на клемме датчика с обозначением N.

Через среднюю клемму колодки люстры проходят ещё два провода. Один провод подключается к люстре, а другой - ко второй розетке. Фазовый провод от клеммы датчика идёт к другой клемме не напрямую, а через разомкнутое реле. Клемма с буквой L и стрелочкой на датчике движения соединяется с третьей клеммой колодки люстры. К нижней клемме колодки люстры подключают лампочку и дополнительную розетку. Реле будет срабатывать тогда, когда датчик движения зафиксирует какие-либо колебания. Как видите, подключение датчика движения для освещения несложное.

Эхолотом на современной рыбалке уже никого не удивить, он стал полноправным элементом рыбацкой экипировки. Однако, у рыболовов, которые впервые сталкиваются с применением подобных гаджетов, возникает немало вопросов по различным аспектам их использования. Один из самых частых – крепление датчика эхолота.

Современные приборы эхолокации часто уже содержат в комплекте держатель датчика эхолота, но бывают ситуации, когда необходимо другое решение проблемы, например:

  • нестандартное плавательное средство;
  • несовместимые параметры держателя прибора и транца;
  • отсутствие транца в весельных ПВХ и резиновых лодках;
  • наличие нескольких плавсредств, различных по конструктивным особенностям;
  • и так далее.

Виды конструкций

Все крепления трансдьюсеров, так еще называют эхолотные датчики, можно разделить на две категории по способу установки:


Самыми популярными являются металлические крепления для эхолотов, выполненные наподобие строительных струбцин со штангами и зажимными винтами. Если вы владеете стандартной ПВХ, резиновой или пластиковой лодкой, то наверняка сможете подобрать себе модель, изготовленную какой-либо фирмой. В случае если держатель датчика эхолота, подходящий для вашего комплекта эхолот-лодка, отсутствует в магазине, или в вас живет Кулибин, можно соорудить этот важный элемент и своими руками в домашней мастерской.

Некоторые модели эхолотов снабжают присосками. Это крепление датчика эхолота может быть выполнено как на транец лодки, так и к его днищу.

Заводские крепления

Большинство производимых крепежей состоит из трех основных элементов:

  1. Струбцина. С ее помощью производится крепление датчика эхолота к транцу ПВХ или резиновой лодки или к борту пластиковой или деревянной.
  2. Кронштейн. Соединяет струбцину с крепежным узлом трансдьюсера. Позволяет регулировать высоту установки трансдьюсера.
  3. Узел монтажа. Это место, где трансдьюсер крепят на кронштейн.

В струбцине для перемещения кронштейна предусматривается дополнительный винт для фиксации. Ослабляя этот винт, мы сможем перемещать кронштейн вверх-вниз для выбора лучшей глубины установки трансдьюсера. На конце кронштейна предусмотрены петли или ушки для непосредственной установки трансдьюсера.

Струбцина должна надежно крепиться к транцу, исключая любые колебания конструкции во избежание некорректной работы эхолота.

Высота расположения трансдьюсера относительно поверхности воды очень важна. Дело в том, что при движении лодки образуются различные завихрения воды, а это приводит к появлению под водой, в том числе и в месте расположения датчика, пузырьков воздуха. А вот они в свою очередь могут привести к неприятным последствиям.

Если воздушная прослойка будет возникать между трансдьюсером и водой, это может вызвать:

  • некорректную работу, как датчика, так и всего прибора;
  • неправильной отображение картины исследуемого дна;
  • помехи в отображении картинки на дисплее эхолота.

В связи с тем, что при движении лодки угол между ее днищем и поверхностью воды изменяется по отношению к статичному положению, необходимым условием установки будет возможность регулировки угла поворота между трансдьюсером и кронштейном. Только так можно будет с точностью посылать сигналы излучателя перпендикулярно поверхности воды.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать необходимые требования к монтажу трансдьюсера, это относиться и к конструкциям, сделанным своими руками. Держатель датчика эхолота должен иметь:

  1. Надежное крепление, исключающее малейшую вибрацию и колебания датчика.
  2. Корректировку угла наклона датчика относительно поверхности воды.
  3. Корректировку глубины установки трансдьюсера.

Такие же требования можно предъявить и к присосочным держателям. Глубину погружения датчика в этом случае можно менять, «присасываясь» далше или ближе к поверхности воды.

Изготовление держателей

Крепление навсегда

Если вы постоянно выходите на водоем на одной и той же посудине, то можно крепление датчика эхолота сделать постоянным, просто приклеив его в нужном месте конструкции плавательного средства. Этот вариант возможен как для ПВХ лодки, так и для стеклопластиковой. Вклейка ведется при помощи эпоксидного клея, он после схватывания обеспечивает надежное и прочное соединение.

Для деревянной лодки можно предусмотреть монтаж трансдьюсера на болтах или шурупах, дополнительно прогрунтовав и прокрасив место крепления. В качестве красящего состава можно использовать битумную мастику или яхтный лак.

Вариант с плавающим датчиком

В том случае, когда вы рыбачите на спокойном водоеме без течения и в вашем распоряжении весельная резиновая или ПВХ лодка, у которой даже транец отсутствует, можно использовать плавающее расположение трансдьюсера. Вот последовательность изготовления такого монтажа:

  1. К скамейке, а она у весельных лодок имеется, крепим корпус эхолота. Можно крепить непосредственно на скамейку, а можно предусмотреть какой-либо кронштейн.
  2. Трансдьюсер крепим скотчем или изоляционной лентой к середине пластиковой полулитровой бутылки, а провод датчика — к ее горлышку.
  3. Опускаем бутылку с трансдьюсером в воду на проводе (он достаточно крепок и в дополнительной фиксации не нуждается).
  4. Для регулировки глубины погружения можно использовать воду, наливая ее в достаточном количестве в бутылку.

Дешево и сердито!

Съемные самодельные держатели

Для изготовления держателя трансдьюсера понадобится:

  • металлопластиковая труба длиной в один метр и диаметром в 15 мм;
  • металлическая трубка внутренним диаметром в 16 мм, чтобы пластиковая труба вошла внутрь;
  • два хомута;
  • струбцина;
  • резиновые прокладки, их можно нарезать из велосипедной камеры или чего-то подобного;
  • болты М4 с шайбами и гайками – 4 шт;
  • шплинт.

Последовательность изготовления крепления своими руками:

  1. Прикрепляем к струбцине отрезок металлической трубы длиной в 40 сантиметров при помощи двух хомутов и резиновой прокладки.
  2. Вовнутрь металлической трубы вставляем метало пластиковую.
  3. Нижний конец металлопластика расплющиваем.
  4. Делаем в расплюснутом конце два отверстия под крепления датчика.
  5. Крепим двумя болтами трансдьюсер, используя шайбы. Желательно использовать контргайки или граверы для предотвращения раскручивания от вибрации.
  6. Для фиксации трансдьюсера на нужной высоте в пластиковой трубке делаем несколько отверстий под шплинт.
  7. Фиксируем конструкцию при помощи струбцины на транце лодки.
  8. Опускаем трансдьюсер на нужную глубину и фиксируем ее шплинтом.
  9. К верхней части металлопластика крепим корпус эхолота.
  10. Фиксируем провод к трубке изолентой или хомутиками.

Вот так быстро и совсем не дорого можно изготовить надежный и удобный держатель.