Именины земли 23 мая что можно делать. Симонов день: приметы и традиции на «Именины Земли. Заговор на больное сердце

История применения рун

Происхождение рун

И стоки рунического искусства, как и зарождение самих рунических символов, корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование классического германского рунического строя

Футарка - датируется первыми веками нашей эры, а время собственно возникновения рунического письма определяется разными исследователями в интервале середина I тысячелетия до н. э. - I век до н. э.

Относительно небольшие вариации в определении времени появления рун мало что меняют в общей картине и не вызывают сейчас серьезных разногласий. А вот с вопросом о происхождении рун все обстоит гораздо сложнее. Сложнее настолько, что это позволило известному лингвисту Э. Хаугену заметить: «Согласно исландским литературным источникам, руны были изобретены Одином и дарованы им человечеству; возможно, эта теория не хуже всякой другой...»

Несомненно, «эта теория» ничуть не хуже всякой другой (хотя Хауген, конечно, имел в виду огромное количество существующих гипотез о происхождении рун и отсутствие однозначных доказательств верности какойлибо одной из них). Руны действительно суть дар Одина, но это никак не исключает наличия и их «земной» истории.

Изначально научная борьба развернулась вокруг двух фундаментальных версий происхождения рун; обе они были высказаны в последней четверти XIX века. Автор первой из них, Л.ФА. Виммер, настаивал на том, что руническое письмо развилось из более древних, хорошо известных систем письма Автор другой версии, Р.Н. Мейер, утверждал, что руны возникли непосредственно в Скандинавии, путем длительного развития образовав письменную систему из древнейших сакральных символов, часть которых использовалась еще в бронзовом веке. Один из его последователей,Г. Некель, так сформулировал в 19 3 8 году эту идею: «Употреблению рун в качестве письменных знаков предшествует их употребление в качествепонятийных символов».

И тот и другой подходы базируются на вполне объективных данных; и в то же время сторонникам и той и другой версии можно предъявить не менее объективные факты, ставящие их выводы под сомнение. Возможно, именно поэтому у обеих гипотез нашлись сторонники.

Сторонники версии Людвига Виммера - о вторичности рунического письма по отношению к более южным алфавитам - стремились определить ту конкретную письменность, к которой можно было бы возвести руны. Действительно, многие руны - R , T , L , A , H , I , S и т.д. - не только похожи или полностью повторяют начертания этрусского, латинского и других древних алфавитов, но нередко и передают тот же самый звук. Сам Виммер считал, что руны образовались из знаков латинского письма; позднее его предположение было признано несостоятельным, и все-таки полностью отрицать возможное влияние контактов с римлянами на развитие северной письменности остается невозможным. Позднее С. Бугге предложил вариант заимствования из

греческого курсивного письма, но и эта версия была отвергнута. Действительно, готы - а они единственные из германских племен могли серьезно контактировать с греками - добрались до Причерноморья как минимум на тричетыре столетия позже, чем на Севере были созданы первые рунические надписи. И, наконец, в 1928 году К. Марстрандер выдвинул гипотезу о родстве рунического письма и североиталийской (альпийской) письменности, восходящей к письму северных этрусков. Именно эта гипотеза не опровергнута до сих пор; дело не только в том, что североиталийские знаки максимально «подходят» к рунам, но и в том, что германцы того времени знали Альпы, и у них была возможность заимствовать эти знаки.

Сторонники автохтонной версии Р.Н. Мейера интересовались в ответ, откуда же взялись остальные руны - те, которые нельзя вывести из более древних алфавитов, а также указывали (не без ехидства, вероятно), что многие из «предположительно заимствованных» символов можно увидеть на скалах Северной Европы, причем изображения эти заведомо древнее того же латинского письма.

Действительно, на норвежских и шведских прибрежных скалах можно видеть тысячи искусно вырезанных изображений, датируемых бронзовым веком (в Скандинавии это примерно XIX-VI века до н. э.). Их называютhallristningar, в основном это красивейшие в своей примитивной эстетике изображения древних судов, оружия, людей - в бытовых и в очевидно культовых ситуациях, - и многочисленные символы: «солнечные колеса», простейшие лабиринты, руноподобные символы.

Hällristningar, несомненно, имеют определенную связь с рунической традицией. Связь эта проявляется не только в схожести некоторых символов; две традиции объединяет и сама идея вырезания рисунков и знаков на камнях и скалах, и даже обычай раскрашивать эти изображения, - и в том и в другом случае найдены частички красной краски, оставшиеся в образующих рисунок углублениях камня.

Кроме того, нельзя забывать, что скандинавы в Швеции и Дании этнически автохтонны, т.е. руны на камнях вырезали прямые потомки тех, кто оставил изображения своих кораблей и магических символов на прибрежных скалах. Свидетельством того, что скандинавы ранней эпохи рун осознавали свою преемственность по отношению к традиции hällristningar может послужить уникальная находка в Химмельстадлунне (Швеция) рунической надписи, выполненной рядом с изображением корабля бронзового века.

Дискуссия между сторонниками автохтонной теории и теории заимствования могла бы продолжаться до бесконечности, но, по счастью, уже в тридцатых годах XX века многие исследователи сумели понять, что причина разногласий не в ложности или истинности той или иной гипотезы, а в неполноте каждой. Уже тогда было высказано мнение, что совпадение многих рун со знаками, например, латинского письма объясняется общими, гораздо более древними корнями, что снова возвращает нас к древней альпийской письменности и ее истокам.

Определенную точку в этом споре поставил Вольфганг Краузе, «постановивший», что руны имеют двойное происхождение, и знаки знакомой германцам североиталийской письменности были некогда переосмыслены вместе с древнейшими германскими идеографическими символами, в результате

чего и родилась совершенно новая сакрализованная система письма. В 1943 году Краузе писал:

«В начале бронзового века древние германцы, судя по всему, могли пользоваться идеографическими до-руническими знаками в своей культовой и магической деятельности. Эти идеограммы были достаточно просты в своём написании и были близки по своему виду североиталийскому алфавиту. Таким образом, при возникновении древнегерманской рунической письменности были совмещены североиталийские буквы и до -рунические идеограммы, причем не только по форме, но и по значению, так что руны, помимо звуковых значений, имели также значение смысловое».

Краузе прав, прежде всего, в том, что возникновение и развитие рунического искусства не может быть описано в рамках одной локальной концепции, но является частью общеевропейского процесса формирования сакральной графики и систем письма. Это всегда следует иметь в виду при осмыслении рунической традиции.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине; знаки, высеченные на европейских скалах (в том числе - и существенно более древние, чемhällristningar); или обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира «солнечные колеса», вырезанные из кости.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и тд. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений.

Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще позднее, во II - начале I тыс. до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее и к идеографическим символам, и к алфавитам североиталийской группы, т.е. к

алфавитам северных этрусков, ретов и италийских венетов.

Произойти это могло только в Альпах - там, где и была распространена североиталийская письменность. С этнической точки зрения Альпы того времени представляли собой бурлящий котел; здесь жили, воевали и сотрудничали италийские, германские, кельтские, славянские племена. Относительно этнической принадлежности многих здешних племен до сих пор идут споры. Так, нориков, илинорцев - основное население провинции Норик, о которой дальше пойдет речь, - называют, как правило, кельтским народом; однако некоторые авторы считают их германцами, а ряд известных славистов- славянами.

(Действительно, в «Повести временных лет» - Нарци еже суть Словъне; хотя само по себе это свидетельство Нестора ещё не есть доказательство.)

Именно в альпийском регионе почти ровно два столетия тому назад была сделана находка, которая играет существенную роль в понимании процесса рождения рунического искусства.

В 1812 году в Негау (тогда - территория Австро-Венгрии, сейчас - Словения; в древности - окраина римской провинции Норик) при сельскохозяйственных работах был найден большой клад: 26 древних бронзовых боевых шлемов. Все они принадлежали к достаточно известному типу «шлемов с полями»; характерной чертой этого типа являются небольшие поля и наличие гребня при общей «шапкообразности» шлема. Все шлемы имеют разный возраст - от V до II вв. до н. э. На двух из них были обнаружены надписи; более новый несет несколько коротких надписей, интерпретируемых как ретийские; более древний (один из самых древних в кладе) - несет надпись, которая получила в рунологической литературе название «Надпись на шлеме из Негау».

Надпись выполнена справа налево, содержит 14 знаков, четко интерпретируемых как алфавитные, и завершается еще пятью знаками, смысл которых не совсем понятен (скорее всего, это неалфавитные знаки магического или какого-то иного предназначения - подобные знаки обнаружены и на других шлемах клада). Как правило, читают именно первые четырнадцать символов, используя один из ретийских алфавитов или алфавит венетов.

Одни из первых доводов, приводимых в пользу существования славянского рунического письма, выдвигались еще в начале прошлого столетия, но некоторые приведенные тогда свидетельства, теперь относятся не к « », а к глаголице, другие оказались несостоятельными. Тем не менее, некоторые из доводов сохраняют силу и по наше время.


Например, свидетельство Титмара, не дает ни единой возможности оспаривания. В описании славянского храма Ретры, который располагался на земле лютичей, он обращает внимание на тот факт, что поверхность идолов этого храма, была испещрена надписями, выполненными «особыми», негерманскими рунами. Абсурдно было бы предполагать, что, будучи образованным человеком, Титмар, не узнал бы стандартные младшие скандинавские руны, в случае начертания имен богов на идолах жителями Скандинавии.


В тексте Массуди, который описывает один из славянских храмов, так же всплывает упоминание о неких, высеченных на камнях, знаках, а Ибн Фодлан, заводя разговор о славянах конца первого тысячелетия, говорит о существовании у них намогильных надписей на столбах. Так же, он убежден в том, что у славян существовало докириллическая система письма, и даже, в одном из своих трактатах, приводит рисунок такой надписи, вырезанной на куске дерева (знаменитая, так называемая, «Недимовская» надпись). Сохранившаяся в списке девятого века, чешская песня «Суд Любаши», содержит строки, в которых говорится о «дески правдодатне», о законах, записанных некими письменами на деревянных досках.


Многие археологические данные, так же указывают на существование рунического письма у древних славян. Одними из самых древних из них, являются находки керамики с фрагментами надписей, которые принадлежат «черняховской» археологической культуре. Она датируется первым - четвертым веками и, однозначно, связана со славянами. Эти надписи, уже тридцать лет назад, были определены, как следы письменности. Такие находки не единичны. У села Лепесовка (южная Волынь) с такими «черняховскими» надписями, были найдены осколки керамики, в Рипневе - глиняный черепок, представляющий собой, скорее всего, осколок сосуда. Знаки, покрывающие черепок, не оставляют ни одного сомнения, что это - именно надпись. Но, к сожалению, осколок настолько мал, что дешифровка оказалась попросту невозможной.


Вообще, керамика черняховской культуры, дает очень интересный, но слишком ограниченный для дешифровки материал. Например, очень интересен глиняный славянский сосуд, который обнаружили в 1967-м году, при проведении раскопок у села Войсковое (на Днепре). Его поверхность покрыта надписью, состоящей из двенадцати позиций, и использующая шесть знаков. Ни прочтению, ни переводу надпись не поддается, хотя попытки дешифровки были приняты не раз. Тут следует обратить внимание на то, что графика этой надписи имеет определенное сходство с графикой рунической. И даже больше, чем просто сходство! Добрая половина знаков - три из шести - полностью соответствуют рунам Футарка (Скандинавия). Эти три знака - это руны: «Гебо», «Дагаз» и второстепенный вариант руны «Ингуз» (ромб, установленный на вершину).


Вторая, более поздняя, группа свидетельств использования рунического письма славянами, состоит из памятников, которые связывают с венедами - балтийскими славянами. Первым таким памятником, следует указать, так называемые «Микоржинские» камни, которые обнаружили в 1771-м году, в Польше.

В середине девятого века, в ходе германского завоевания, был разрушен один из храмов славян - «Радегаст», в Ретре. На найденных, в наше время, осколках культовых предметах этого храма, так же были обнаружены подобные руны.


Судя по всему, как и руны континентальных и скандинавских германцев, руны славян восходят к альпийским (североиталийским) алфавитам. На данный момент, известно несколько основных вариантов письменности альпийцев, которой владели, кроме северных этрусков, кельтские и славянские племена, живущие по соседству. Каким же именно способом, италийское письмо попало в поздние славянские регионы и как происходило вообще взаимовлияние между славянской и германской руникой, до сих пор - неизвестно.


Тут необходимо отметить, руническую культуру надо воспринимать намного шире, нежели элементарные навыки . Это целый культурный пласт, включающий и мифологию, и религию, и некоторые аспекты магического искусства. В Этрурии и Венеции, например, алфавит воспринимали, как имеющий божественное происхождение, и могущему оказывать магическое воздействие. В этрусских погребениях были найдены таблички с перечислением алфавитных знаков, простейшего вида рунической магии, распространенного на северо-западе Европы, которые являются подтверждением вышеизложенного факта.


Таким образом, ведя разговор о рунической письменности древних славян, невозможно оставить вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Обладатели этой культуры - славяне языческого времени, и сохранилась она, судя по всему, и во времена «двоеверия» (когда на Руси одновременно существовало и язычество, и христианство - десятый - шестнадцатый века).


Прекрасным тому примером является обширное использование славянами руны «Ингуз» (из рун «Фрейра»). Другим примером служит одно из вятических височных колец двенадцатого века. Лопасти его покрыты знаками, которые на деле являются рунами. На третьих от краев лопастях изображены руны «Альгиз», а на центральной лопасти - та же руна, но в сдвоенном варианте. Так же, как и руна «Фрейра», «Альгиз» впервые фигурировала в составе «Футарка». Она без изменений просуществовала около тысячелетия и вошла, практически, во все рунические алфавиты (исключение - поздние шведско-норвежские, которые не применялись в магических целях, и существовавшие около десятого века). Руна эта, изображена на височном кольце не случайно. «Альгиз» является защитной руной, а одно из ее магических свойств - защита от злой воли окружающих и от чужого колдовства. Применение руны «Альгиз» славянами и их предками, имеет давнюю историю. В древние времена, четыре руны «Альгиз» объединяли так, чтобы образовывался двадцати-конечный крест, который имел, видимо, те же свойства, что и сама руна.


Следует, впрочем, отметить, что подобные символы, обладающие магическими свойствами, появлялись у различных народов, и независимо друг от друга. Примером служит бронзовая бляха из Мордовии, которую относят к концу первого тысячелетия нашей эры. Она была найдена в Армиевском могильнике. Одним из рунических знаков, относящихся к неалфавитной группе, является - и трех-, и четырехветвевая. В славянском мире, изображения таких свастик встречается повсеместно, хоть и не особо часто. Это имеет подоплеку - свастика представляет символику огня, и в некоторых случаях - плодородия. Для широкого применения, такая руна слишком «мощная» и значительная. Так же, как и двенадцатиконечный крест, свастика встречается у скифов и у сарматов.


Особый интерес представляет височное кольцо, которое, опять же, принадлежит вятической культуре. Лопасти его покрыты гравировкой из сразу нескольких разных знаков - целой коллекции символов древнеславянской магии. На центральной части лопасти изображена немного видоизмененная руна «Ингуз», а первые от центра лепестки - пока еще не совсем ясные изображения. На вторых от центра лепестках начертан двенадцатиконечный крест, который представляет, скорее всего, модификацию креста из четырех рун «Альгиз». Наконец, на крайних лепестках выгравирована свастика. Ну что ж, мастер, изготовивший это кольцо, создал могущественный талисман.

Руна "Мир"

Форма руны Мир представляет образ Древа Мира, Мироздания. Также, представляет внутреннее «Я» человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении, руна Мир символизирует защиту, покровительство богов.

Руна "Чернобог"

В противоположность руне Мир, руна Чернобог является символом сил, стремящих мир к Хаосу. Магическое предназначение руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Руна "Алатырь"

Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Руна "Радуга"

Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Руна "Нужда"

Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Руна "Крада"

Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Руна "Треба"

Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Руна "Сила"

Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Руна "Есть"

Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Руна "Ветер"

Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Руна "Берегиня"

Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Руна "Уд"

Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Руна "Леля"

Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Руна "Рок"

Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Руна "Опора"

Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Руна "Даждьбог"

Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.

Руна "Перун"

Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Руна "Исток"

Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед - одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.


Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

Руны – являются ключевыми оккультными знаками практически для всей северной эзотерической и магической традиции. Но как они появились? Откуда они пришли? Почему в них содержится неисчерпаемая мудрость и сила?

Бог Один и руны

Происхождение рун с Одином. Имя Один происходит от старонорвежского существительного «од », что значит - «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».

Один – уникальный бог, он не просто верховное божество, он - бог-шаман.

Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках него жезл, на котором вырезаны руны. Его сопровождает волк и два ворона, и сидящие у него на плече - Хугин и Мунин.

Одину приписывается огромное количество деяний, как воинских, так и магических. В «Саге об Инглинах» говориться, что Один умел менять свое обличье, умел говорить так красиво и гладко, что всем, кто слышал его речи, они казались правдой. Когда его тело лежало, как будто он спал или умер, на самом деле он в облике птицы или зверя в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам. Он мог одним лишь словом потушить огонь или утихомирить море, повернуть ветер в нужную ему сторону, а иногда даже мог вызвать мертвеца из могилы. Кроме того, он мог предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них ум и силу. Ему было все известно о кладах, спрятанных в земле. По его велению перед ним открывались курганы.

Легенды также утверждают, что он мог сделать так, что в бою его противники становились слепыми и глухими, а их оружие не наносило воинам Одина никакого ущерба. Но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.

Как Один получил руны

Согласно мифам, чтобы получить руны Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:

Знаю, висел я,

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем.

Посвященный Одину,

В жертву себе же,

На дереве том.

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых

Никто не питал. Никто не поил меня,

Взирая на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял, -

И с дерева рухнул.

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля - Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно.

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы - Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности - является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными. Данный архетип духовного преображения, связанный с нисхождением в «ад» присущ всем мистическим системам без исключения, начиная с шаманской традиции и заканчивая христианской.

Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мистической традиции число девять является священным и связано с девятью мирами Скандинавской космологии.

Итак, шаманский опыт Одина следует рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания Истины и постижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я»» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун» .

Руны могут читаться как слева направо, так и справа налево, даже на одной и той же вещи, поэтому рунескрипты довольно трудны для прочтения. Кроме того, дело усложняется тем, что мастера зачастую зашифровали свои надписи одним им известным шифром.

Старший Футарк является самым древним руническим алфавитом, который использовался на в той части Европы, где жили германские племена, включая Скандинавию. Остальные рунические алфавиты, скорее всего, берут начало именно от Старшего Футарка. Названия букв даются в германской транскрипции.

Англо-саксонский Футарк

"Многие дополнительные буквы были добавлены к руническому алфавиту в англо-саксонском и древнеанглийском. Скорее всего, руны принесли на британские острова в 5 веке англы, саксоны, юты и фризы (называемые англо-саксонами), которые использовали их вплоть до 11 века. Рунескрипты находятся в оновном на украшениях, оружии и камнях, и очень редко на манускриптах".

Младший (Скандинавский) Футарк

Этой версией рунического алфавита иногда пользовались в Скандинавии, в частности в Дании и Швеции, вплоть до 17 века.

В общности символов следующих алфавитов чувствуется миграция народов с востока на запад. Народы и языки северной Европы являются "индоевропейскими" из-за миграции, поэтому обычаи, традиции, языки, мифология и алфавиты этих стран имеют единое проихождение.

Этрусские алфавиты

Предполагается, что этрусский алфавит произошел от греческого, принесенного греческими колонистами в Италию. Самое ранее описание датируется серединой 6 века до н.э.

Сейчас найдено более 10000 этрусских надписей, сделанных на надгробиях, вазах, статуях, зеркалах и украшениях, в том числе найдены фрагменты этрусской книги, сделанной на холсте.

Большинство этрусских надписей представляют собой горизонтальные надписи, читающиеся слева направо, хотя некоторые могут читаться как справа налево, так и слева направо.

Для письма использовался этрусский язык, на котором говорили этруски. Они жили в Этрурии (Тоскания и Умбрия) где-то с 8 века до н.э. по 1 век н.э.

Древнеэтрусский алфавит (7-5 век до н.э.):

Новоэтрусский алфавит (4-3 век до н.э.):

Латинские алфавиты

Староитальянские алфавиты произошли от западногреческого, принесенного греческими колонистами на Сицилию и западное побережье Италии. Большинство остальных алфавитах, используемых в Италии, скорее всего, произошли от этрусского.

Древнелатинский

Самые ранние записи на латыни датируются 6 веком до н.э. С 7 века до н.э. проиходит адаптация этрусского языка к греческим заимствованиям (например, буквы Y и Z были взяты из греческого). Так появляется латынь. Далее буквы будут заимствоваться и из других языков.

Фалисканский

Марсилианский

Месапотамский

Месапотамский алфавит, скорее всего, произошел напрямую из греческого, чем из этрусского. Найденные записи датируются только 2-1 веками до н.э. Месапотамский язык не относился к другим итальянским языкам.

Среднеадриатический

Северно-писинский

Осканский

Умбрийский

Римский алфавит для латиницы

Римляне использовали всего лишь 23 буквы, не было более поздних K,X,Y и Z, использующихся только для написания слов греческого проихождения. Буквы J,U и W добавились уже на поздних этапах развития языка, также для написания заимствований. J стало вариантом I, U - вариантом V, а W представляло собой "двойное V" (так называемый "дубль в") для различия в звуках [v] и [w], которые в принципе были и не нужны в латыни.

Другие алфавиты

Но какие же еще алфавиты могли повлиять на развитие рун? Вспомните, на протяжении челой тысячи лет шло Великое Переселение народов, затронувшее как Средний Восток, так и Европу и северную Африку. Древние люди путешествовали - и много! - задолго до викингов, которых стали называть исследователями и торговцами.

Венгерские руны (Székely Rovásírás) произошли от шрифта Kök Turki, используемого в Центральной Азии. Существовали до прихода первого христианского короля, который приказал уничтожить все письмена. Хотя в отдаленных частях Трансильвании руны просуществовали вплоть до 1850х годов. Их записывали колышками, а читались они как справа налево, так и слева направо. Руны включают отдельные буквы для каждого звука венгерского языка и в этом смысле лучше подходят для письма, чем латиница.

Верхний рунический ряд - это варианты Старшего Футарка, нижний рунический ряд - турецкие руны и их фонетические эквиваленты.

Тифинаг или Тифиниг, скорее всего, произошел от древнеберберского шрифта. (Берберы - народ горцев, живших на северо-западе Африки в районе современного Марокко). Название "тифинаг" ("Tifinagh") означает "фонетические буквы", хотя, возможно, проиходит от греческого слова "pinaks" ("дощечка для письма"). Этот язык не проходят в школе, но он используется и по сей день для личных записей, любовных посланий и для украшения. В повседневной жизни используют арабский.

Самые ранние записи находят в южной Аравии, датируемые 600 г до н.э. - 600 г н.э. Проихождение неизвестно. В этом алфавите, также как и в арабском и иврите, есть только согласные. Надписи читаются справа налево по горизонтали. Верхний ряд - заглавные буквы, нижний - прописные.

Сабаэнский или сабайский алфавит - это один из южноарабских. Самые ранние записи датируются 500 г до н.э. Проихождение неизвестно. Как в арабском и иврите, имеет только согласные, но отличается тем, что вообще не имеет системы для обозначения гласных звуков. В основном пишется справа налево (иногда может читаться как справа налево, так и слева направо). Использовался для письма на сабаэнском языке, исчезнувшего семитского диалекта, распространенного в Сабе (библ. Шеба) на юго-западе Аравийского полуострова. Сабаэнцы смогли объединить Аравию в единое государство в 3 веке н.э., но были завоеваны абиссинцами в 525 году н.э.

Значение рун

Я работаю с так называемым "Старшим Футарком", руническим алфавитом, который использовался в Северной Европе. Названия рун Старшего Футарка возможно соотносятся с тем, что лингвисты называют "протогерманским", который, в свою очередь, соотносится с "протоиндоевропейским".

Существует очень много версий рунического алфавита, каждая из которых имеет свой собственный ряд, начертания символов, эзотерическое значение и магическое использование. Самые распространенные версии это Старший Футарк, Англосаксонский и Младший.

Руны разбиваются на три группы по 8 символов в каждой, такая группа называется аэттом (эттиром). Это помогает запомнить их порядок, а в дальнейшем и магическое использование.

Вначале дается название руны, затем ее фонетическое значение, символическое и, наконец, эзотерическое. Очень часто возникают споры о том, помещать ли в определение руны определение ее перевернутого значения. Некоторые руны выглядят одинаково в любой позиции, они не могут быть "перевернутыми". Тем не менеее любая руна может проявлять свою темную сторону, выпадать в так называемом "темном положении". Запомните, что ни "перевернутое", ни "темное" положение не являются противоположностью обычному значению руны, но в толковании проявляется более негативная коннотация.

АЭтт Фрейра и Фрейи

(F: домашний скот, богатство). Богатство заработанное или выигранное, доход, удача. Изобилие, богаство, финансовое благополучие в настоящем или ближайшем будущем. Знак надежды и величия, удачи и счастья. Общественное признание. Энергия, предвидение, плодородие, созидание/разрушение (наступающее). Fehu перевернутая или темная . Потеря личного богатства, уважения, или того, что вы стараетесь удержать. Неудача, провал. Жадность, прекращение горения, ослабление, несогласие. Трусость, глупость, скука, бедность, раболепство, рабство, зависимость.

(U: зубр, дикий бык). Физическая сила и скорость, возможности, не поддающиеся приручению, дикая мощь. Великая энергия и здоровье. Свобода, энергия, действие, мужество, сила, упорство, понимание, мудрость. Внезапные непредполагаемые изменения (обычно к лучшему). Сексуальное желание, мускульная сила. Развитие себя. Uruz перевернутая или темная . Слабость, одержимость, ненаправленная мощь, влияние других. Болезненность, несовместимость, безразличие. Вожделение, жестокость, необдуманность, бессердечность, насилие.


Откуда произошли руны и их значение в магии. Слово «руна» происходит от старонорвежского существительного «run», означавшего шепот, тайну, секрет.

Германское слово «rune» в появившемся в VI веке нашей эры готском переводе Библии также выступает в значении тайна. В древнеанглийском тексте «Беовульф» слово «runa» переводится как доверяю или тайное сообщение, а в древневерхненемецком слове «giruni» также содержится смысл тайна. Таким образом, слово «руна» можно перевести как тайна или секрет, поведанный (доверенный) шепотом.

Руны магии — это вырезанные на дереве, кости или камне магические знаки. Как правило, их наносили на мечи, кубки, корабли, гребешки и так далее. Существовало поверье, что, например, нанесенная на мече руна Тюр делает воина непобедимым и обязательно принесет ему победу в сражении.

Интересно, что в XVII веке датский ученый Оле Ворм объяснял значение слова «руна» через скандинавское существительное «ryn», что в переводе значит борозда, морщина, надрез. Указывая на то, что руны, как правило, вырезались. А в восточно-фризском языке до сих пор существует глагол «runen», имеющий значение резать.

В древние времена вера в магическую силу рун была настолько сильной, что считалось, если на каком-либо предмете нанесены руны магии, он делался как бы «живым». Любое слово, записанное рунами, уже становилось заклинанием.

Основными источниками знания о рунах являются аутентичные тексты, и на первом месте среди них стоит «Старшая Эдда» — сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке — «Королевском кодексе», найденном в Исландии в 1643 году. Именно в нем мы находим саму легенду о происхождении рун, а также прямые указания на магические свойства некоторых из них.

Кроме «Старшей Эдды» информацию о рунах исследователи черпают из еще одного произведения — «Младшая Эдда» (сборник правил поэзии и пересказ древнескандинавской мифологии, принадлежащий поэту-скальду Снорри Стурлусону), а также из различных саг, рунических надписей, сохранившихся на камнях, надгробиях и бытовых предметах и рунических поэм и прочих средневековых текстах, описывающих свойства отдельных рун, знаков.

Происхождение рун связывают с богом-шаманом Одином. Имя Один присходит от старонорвежского существительного од, что значит — ветер или всепроникающий дух, а окончание от глагола ходить. Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках у него жезл, на котором вырезаны руны магии. Его сопровождают волк и два ворона, сидящие у него на плече, — Хугин и Мунин.

Согласно мифам, чтобы получить знание о рунах, Один совершил шаманский подвиг — добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун.

На сегодняшний же день существует множество научных теорий о происхождении рун. Так, например, немецкий ученый Людвиг Виммер считал, что руны возникли на территории современной Италии, а затем во время правления римских императоров «пришли» на Север с Запада, через западные германские племена. Он предполагал, что руны являются переработанными латинскими буквами, которыми римляне пользовались для высечения надписей на камнях (латинский лапидарный шрифт).

Теорию «восточного» происхождения рун разрабатывали два других исследователя — норвежец Софус Бюгге и швед Отто фон Фризен. Они выдвинули гипотезу, что руны пришли в Скандинавию с берегов Черного моря, где были созданы готами в III веке нашей эры, и большей частью являются переработанными греческими буквами и лишь некоторые знаки рун заимствованы у латинян.

Согласно другой версии, принадлежащей Карлу И. С. Марстрандеру, происхождение рун связано с северным этрусским и италийским письмом и кельтским влиянием на Север.

Еще один шведский ученый Сигурд Агрелль считал, что приблизительно во II веке нашей эры руны были специально созданы для проведения магических ритуалов германскими воинами, находившимися на службе у римских императоров.

В 1997 году в Крыму, неподалеку от Керчи, был обнаружен рунический камень, датируемый IV веком нашей эры. Эта находка в корне меняет систему генезиса (развития) рунической письменности и является единственным памятником подобного рода за пределами Скандинавии.

В настоящее время как в викке, так и в других ведьмовских традициях активно используются руны магии как для гадания, так и для магических целей. В данном случае мы будем рассматривать исключительно магические свойства рун, оставив их мантические (гадательные) характеристики в стороне.

Существует множество рунических систем, но самой древней и, пожалуй, самой разработанной является так называемый Старший Футарк.

Старший Футарк состоит из двадцати четырех рун, каждая из которых имеет свое начертание, название, связанное с определенным богом, и так далее. Свое же название «Футарк » он получил по первым шести рунам — Феху, Уруз, Терс, Ас, Рейд и Кен.

Именно об этой системе рун и их значении и пойдет дальше речь.

1. Рунические талисманы, как правило, вырезаются на камешках либо на маленьких деревянных плашках. Вы можете выбрать любой удобный для вас материал.

2. Затем основу для талисмана необходимо подготовить: отмыть, очистить, окурить и так далее.

3. Для изготовления рунического амулета выберите день, когда вам никто не будет мешать. Перед началом изготовления помолитесь и попросите у богов помощи.

4. Перед вырезанием самой руны на поверхности материала предварительно нанесите ее изображение карандашом, и только после этого ножом вырежьте ее форму. Обратите внимание, что руны следует вырезать в направлении «от себя».

5. Когда рунический талисман будет готов, его необходимо активировать. Лучше всего для этого подходит кровь — ритуальным ножом делается небольшой надрез на пальце, после чего кровь втирается в вырезанную руну.

6. Но в некоторых случаях, если речь идет не о слишком серьезных предприятиях, кровь можно заменить слюной.

7. И, наконец, руну необходимо «оживить». Положите амулет на левую ладонь, а правую сложите в трубочку и через нее выдохните воздух на изображение руны три раза.

8. Потом немного подержите руну над пламенем свечи, изображением вниз, а напоследок окурите каким-либо благовонием. Теперь рунический талисман готов.

9. После того как рунический амулет сделает свою «работу», руну необходимо соскоблить, а основу талисмана бросить в реку или закопать в землю, в противном случае ее действие будет продолжаться до тех пор, пока не достигнет своей противоположности.


Значение руны ФЕХУ


Руна используется для достижения материального успеха, но ее магическое действие не ограничивается только материальными предметами. Ее также следует применять, когда необходимо привлечь новые возможности для реализации своих бизнес-планов, найти дополнительные каналы получения выгоды и так далее.

Применяя руну Феху, помните, что действие ее должно быть направлено на конкретную цель. То есть она никогда не поможет вам просто стать богатым. «Быть богатым» — слишком абстрактное понятие, под которым может пониматься все что угодно. Ваши желания должны быть предельно конкретизированы.

Значение руны УРУЗ


Эта руна обладает большой магической силой, поэтому применять ее нужно очень осторожно.

Уруз — это сила Земли, которую в мифах называют Мать-Земля. Она не признает никаких препятствий, и потому способна разрушить любые преграды. Она как ураган — все сметает на своем пути.

Данная магическая руна нужна там, где есть необходимость резко изменить ситуацию, за очень короткий срок достигнуть максимального результата, даже ценой потери некоторого качества.

Также она применяется там, где нужно что-то оживить, реанимировать. Например, в целительстве, когда больной находится при смерти. Энергии Уруз наполняют жизнью, но при этом нужно помнить, что после неё следует сразу применить какую-либо смягчающую руну, например, Беркану.

Значение руны Терс


Символически Терс означает шип, как часть растения, предназначенная для защиты, поэтому данную руну обычно используют в талисманах, защищающих от колдовства. Также она используется для нейтрализации отрицательных энергий в напряженных ситуациях.

Терс позволяет структуризировать хаос. Ее магические свойства позволяют прорубить брешь в самой сложной ситуации. Недаром Терс также ассоциируют с молотом Тора — Мьелльниром.

Руна АС


Руна помогает обострить чувствительность к тонким вибрациям, развивает внутреннее видение и паранормальные способности, помогает медитировать и получать тайные знания.

При достаточно долгом использовании этой руны в качестве амулета и постоянном постижении ее тайн она может также изменить человеческое сознание, очистить его от скверны и подготовить к мистическим духовным упражнениям.

Данная руна также напрямую связана с миром заклинаний. Поэтому она весьма полезна и при выполнении ритуалов, церемоний и прочих священнодействий, требующих от человека предельной концентрации при повторении мистических формул.

Руна РЕЙД


Рейд лучше всего использовать в талисманах, предназначенных для путешествий, так как ее символическое значение — поступательное движение, ритм, постоянная динамика. Она помогает преодолевать трудности, возникающие в дороге, не останавливаться, а во что бы то ни стало все время двигаться вперед.

Руна КЕН


Символическое значение данной руны — факел, свет, огонь. Применять ее следует в тех случаях, когда необходимо найти выход из тупиковой ситуации, где все настолько темно, что уже не видно выхода. Кен поможет осветить путь и рассеять тьму. Также она позволяет сконцентрировать ваше внимание на тех вещах, которые вы до этого не замечали.

Эта магическая руна помогает пробудить интуицию и найти решение в тех ситуациях, когда обычная логика пасует, то есть она помогает найти нестандартное, оригинальное решение поставленной задачи.

Кен идеально подходит творческим людям — поэтам, художникам, музыкантам, скульпторам.

Данная руна нередко используется и в любовной магии, в частности, в амулетах, предназначенных для пробуждения любовной страсти.

Руна ГЕБО


Символическое значение руны Гебо — дар, жертвенность, обмен, партнерство, объединение. Она помогает синтезировать усилия нескольких людей, увеличить их силу в геометрической прогрессии.

В силу того, что Гебо способна объединять противоположные энергии, ее активно используют в любовных амулетах, как в приворотных, так и охраняющих любовный союз.

Руна ВИНЬЯ


Значение руны Виньи — удача, успешное завершение, достижения желаемого. Ее действие всегда позитивно, она аккумулирует из пространства только положительные энергии и направляет их на достижение намеченной цели.

Применять руну Винью можно в любых амулетах и талисманах, как для достижения материального достатка, так и в человеческих отношениях. Например, рекомендуется использовать эту руну и для решения психологических проблем, поскольку она способствует установлению между людьми душевного комфорта.

Руна ХАГАЛЗ


Хагалз — руна разрушений, поэтому она применяется там, где есть острая нужда в шоковой терапии. Например, если человек попал под чье-то негативное влияние и сам уже не в силах освободиться от него.

Также широкое применение руна нашла в любовной магии, направленной на разрушение отношений между людьми, например, для отсушек.

Руна Хагалз расчищает место для нового начинания путем полного искоренения и разрушения старого мира.

Руна НАУТИЗ


Наутиз рекомендуется использовать в тех ситуациях, когда необходимо проявить терпение, выдержку и когда нужно много и эффективно поработать. Она помогает выдержать тяжелые условия, преодолеть невзгоды и так далее.

Кроме того, ее применяют в любовной магии, так как она символизирует необходимость в любви.

Руна ИС


Значение руны Ис — лед. Она замораживает происходящие события, на время останавливает все внешние изменения и всю жизненную силу направляет внутрь.

Руна Ис помогает зафиксировать на некоторое время ваши достижения.

Кроме того, руна используется в любовной магии, когда нужно охладить чей-то пыл или спасти ситуацию — заморозить ее, чтобы выиграть некоторое время для поиска правильного решения. Она, как правило, выступает в качестве основы практически для любого рунического талисмана.

Руна ЙЕР


Йер помогает добиться того, что вы по праву считаете своим, то есть получить плоды за свои деяния. По этой причине ее нередко используют в амулетах, применяемых в суде, с целью добиться справедливости.

Руна Йер также хорошо использовать в том случае, если вы в какое-то предприятие вложили много сил и теперь хотели бы получить солидный процент. Данная руна способствует умножению ваших усилий и получению соответствующих плодов.

Руна ЭЙВАЗ


В магии руна Эйваз применяется для защиты от воздействия негативных энергий или в том случае, когда необходимо проникнуть в глубину происходящих событий, дойти до самой сути, первопричины, обнаружить связи на всех уровнях бытия. Также ее следует использовать там, где нужно решить психологические проблемы, а именно — восстановить целостность человека, уравновесить внешний и внутренний мир.

Эйваз с другими рунами можно использовать в амулетах для защиты садов или огородов.

Руна ПЕРТ


Символическое значение Перт — чрево, лоно, тайны, мешочек, из которого достают руны, подсознание, кармические связи и в некоторых случаях — смерть.

В магии данная руна используется в целительстве — при лечении женских заболеваний, а также в амулетах, предназначенных для облегчения при родах.

Перт помогает проникнуть в прошлое, разобраться в своей и чужой карме. Приносит удачу в гаданиях.

Руна ОЛГИЗ


Олгиз защищает от сглаза, порчи, злых духов, нечистой силы и так далее. Кроме того, данная руна наделяет человека способностью не терять голову, всегда оставаться спокойным и сдержанным.

Помогает установить «прямую связь» с духовным миром (недаром же ее начертание напоминает человека, воздевшего в молитвенном порыве руки к небу).

Руна СОУЛ


В качестве талисмана Соул необходимо применять для быстрого и стремительного прорыва вперед, для достижения успеха, в ситуациях, когда необходимо «пролить свет на тьму», для усиления энергетического уровня.

Ее можно использовать и в талисманах, направленных на защиту от сглаза и порчи.

Руна ТЕЙВАЗ


Тейваз олицетворяет собой победу. Руна приносит удачу, помогает преодолеть сложные ситуации, прорваться сквозь заслон неприятностей. Но при этом следует учитывать, что ее действие хотя и мощно, но кратковременно и направлено исключительно на конкретную ситуацию.

Тейваз можно использовать в амулетах, направленных на победу в судебных процессах, или в ситуациях, когда необходимо добиться справедливости.

Так как руна Тейваз символизирует мужское начало, поэтому часто применяется в любовной магии, например, для привлечения любви мужчины.

Руна БЕРКАНА


Беркану рекомендуется использовать матерям для защиты своих детей от сглаза и порчи.

Также амулет с руной Беркана будет весьма полезен беременным, он поспособствует правильному протеканию беременности и ее благополучному завершению.

Беркана ассоциируется с ростом и развитием, по этой причине ее нередко применяют в аграрной магии или в тех случаях, когда очень важно, чтобы развитие проходило мягко и без эксцессов.

Руна Беркана применяется в целительстве для лечения широкого спектра заболеваний. Она помогает обнаружить в себе скрытые возможности к самоисцелению, способствует более эффективному медикаментозному лечению, снимая нежелательное последствие тех препаратов, которые нередко вызывают аллергию или другие побочные действия.

Руну используют и в любовной магии, например, для скрепления супружеских уз или для укрепления дружбы.

Руна ЕХВАЗ


Руну следует использовать там, где необходимо быстро ликвидировать опасный момент или где нужно начать какое-либо срочное дело без долгой подготовки, то есть в экстренных ситуациях.

Руну Ехваз рекомендуется использовать только сильным людям, уверенным в себе, а вот слабым, вечно сомневающимся, она при любом раскладе принесет одни расстройства и неприятности.

Данная руна приносит удачу как амулет, способствующий выигрышам на скачках, бегах, в конном спорте или легкой атлетике.

Руна МАННАЗ


Руна символизирует человека, твердо стоящего на земле. Ее можно использовать как амулет, приносящий удачу в бизнесе, напрямую зависящем от надежного и выгодного партнерства.

Манназ активно используется в любовной магии — для приворотов.

Она также помогает обрести уверенность в себе, поверить в собственные возможности, наделяет коммуникативными способностями.

Полностью свой потенциал Манназ раскрывает в сочетании с другими рунами, «корректирующими» ее влияние.

Руна ЛАГУ


Эта руна, используемая в качестве талисмана, наделяет человека интуитивными способностями, помогает развить дар предвидения и пророчества. Но использовать ее в качестве защитного талисмана в морских путешествиях все же не стоит, поскольку Лагу также ассоциируется с обманом, скользкими ситуациями и неудачами.

Руну можно использовать везде, где требуется умение наводить морок, создавать иллюзию — например, актерам, творческим личностям и так далее.

Кроме того, она очень полезна для женских талисманов, поскольку позволяет на долгие годы сохранить красоту и свежесть, избежать многих проблем, связанных с кожей. Подобный амулет, носимый женщиной, сделает ее сексуально привлекательной и более женственной.

Руна ИНГУЗ


Значение руны: она является символом посвящения, инициации, плодородия, любви и сексуальности. Талисманы с Ингуз привлекают энергии, способствующие увеличению урожая, реализации творческих проектов и идей.

Эта руна делает человека сексуально привлекательным (особенно женщину) и дает практически безграничную половую силу.

В целительстве данная руна в основном применяется для лечения бесплодия (вместе с руной Перт и Беркана) и импотенции (Беркана и Тейваз).

Руна ОДАЛ


Руна олицетворяет собой личные владения, дом, принадлежащий по праву родства. Поэтому ее применяют для охраны дома, квартиры или участка (особенно в сочетании с руной Олгиз).

Одал может способствовать стабилизации финансового положения всей семьи, ее магические свойства позволяют притягивать к вам энергии, направленные на укрепление родовых, духовных и материальных связей. Кроме этого, эта руна приносит успех в строительстве жилого дома.

Руна ДАГАЗ


Дагаз символизирует переход в новое состояние. Данную руну следует использовать в том случае, когда вы очень заинтересованы в благополучном финале мероприятия, способного кардинально изменить вашу жизнь или там, где ситуация никак не может войти в фазу своего завершения.