Урок русского языка в 4 классе
Тема урока | Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
|
Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами. |
|
Тип урока | Первичное предъявление знаний. |
Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности. Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку. Метапредметные Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы). Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
|
Планируемые результаты | Обучающийся научится : объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных) |
Основные понятия | написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание |
Основные : Учебник Дополнительные : карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы |
ХОД УРОКА.
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .
Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.
2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке
твердые мягкие
, , ж ш , ч щ
Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?
Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.
Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя
До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было. 29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.
Кто и когда предложил внести ё в письменность?
Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?
А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.
Смотрим видеофрагмент
Необычная речь для нас, правда, ребята?
Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.
Взаимооценка
Внимание на доску, прочитайте слова
Мужич.к, подуш.чка.
Плюш.вый,еж.вый.
Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?
(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».
Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.
Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.
Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)
Формулируют тему.
Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)
Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?
Дети определяют
Учитель подводит итог.
Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
3.Открытие нового знания. Организация исследования.
Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило. Я предлагаю поработать в группах.
1 группа
Мышонок, крошечка.
Определите часть речи.
Выделите суффикс.
Подчеркните шипящий.
Поставьте ударение.
Сделайте вывод .
ВЫВОД:
(указать чась речи)
а без ударения___.
2 группа
Моржовый, ключевой.
Определите часть речи.
Выделите суффикс.
Подчеркните шипящий.
Поставьте ударение.
Сделайте вывод : какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения .
ВЫВОД:
Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________
(указать чась речи)
под ударением пишется буква_____ ,
а без ударения___.
(Читают ответы)
Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?
Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?
Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?
Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.
Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?
(Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)
4. Первичное восприятие нового материала.
Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме
-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?
Коллективная работа
Физминутка
1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.
На носочки поднялись
И достали неба высь.
Руки вниз мы опустили –
Искупались в море синем.
Повернитесь. Улыбнитесь,
И за парту вновь садитесь.
5. Первичная проверка понимания
Цель: проверить степень усвоения нового материала
Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о
Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый
Работа в паре.
-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
Самопроверка. Оценить.
6 .Самостоятельная дифференцированная работа
Цель: формировать навыки использования изученного материала.
- У вас в файлах лежат карточки. Прочитайте задания.Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы. Другую карточку уберите на край стола.
От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.
Кумач, ёрш, камыш, ландыш
Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.
1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.
Взаимопроверка. Взаимооценка.
Тест. Самопроверка
1. В каком слове все согласные звуки шипящие?
1) жучок
2) щипцы
3) чаща
2. Если в суффиксе имени существительного после шипящегогласный звук ударный, то пишется
1) е
2) о
3) ё
3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется
1) е
2) о
3) ё
4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
1)лисиц…й
2) улиц…й
3) камыш…вый
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обсуждение и запись домашнего задания.
1) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой
2) уч. стр. 136, упр. 104
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.
Оценка
Наш урок подходит к концу.
Продолжите предложения.
1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист
Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________
1. Перечислите шипящие согласные звуки:
Шипящие твердые шипящие мягкие
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Володарская средняя школа
Конспект открытого урока
русского языка
в 6Б классе по теме:
«Гласные О и Е после шипящих
в суффиксах прилагательных»
Составила учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Курбатова Нина Сергеевна
Ульяновск, 2018
Цели урока:
Обучающие:
Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .
Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.
Развивающие:
Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.
Развитие умения применять знания на практике.
Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
Развитие культуры речи.
Воспитывающие:
Воспитывать взаимоуважение.
Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.
Тип рока : урок «открытия» нового знания
Вид урока : урок-исследование
Технология : проблемно-диалоговая
Оборудование : проектор, карточки, иллюстративный и раздаточный материал, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности(20 сек).
Здравствуйте! Меня зовут Нина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Я очень рада всех вас видеть.
Готовятся к восприятию информации.
Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника
Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели
(7 мин)
Сегодня мы с вами побудем в роли лингвистов – исследователей. Нам предстоит в течение урока вести свой дневник, занося в него записи по исследуемому материалу. Прошу Вас взять в руки дневник лингвиста – исследователя и записать в него свою фамилию и имя.
1 задание. Исследование слов. Классификация их по признаку.
Выписать слова с орфограммами:
Для первого ряда «Буквы О-Е после шипящих в корне слова»
Для второго ряда «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе существительных»
Для третьего ряда «Буквы О-Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»
Запишите в соответствующий столбик слова, классифицируя их по месту нахождения орфограммы в слове (корень, суффикс, окончание).
Реш..тка, улиц..й, врач..м, собач..нка, доч..нька, ж..лудь, ш..рох, друж..к, еж..вый, колю..го, пищ..вой, бельч..нок, свинц..вый.
1 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в первый столбик: реш..тка, ж..лудь, ш..рох. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от корня и ударения. А также подбора однокоренных слов ) Зарисовываем схему.
2 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали во второй столбик: собач..нка, доч..нька, друж..к. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от суффикса и ударения ) Зарисовываем схему.
3 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в третий столбик: улиц..й, врач..м, колюч..го. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от окончания и ударения ) Зарисовываем схему.
Хорошо справились. Ребята, а какие слова остались без группы? (прилагательные). Почему? Давайте попробуем и для них по аналогии озаглавить и четвертую колонку таблицы – «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных».
Как будет звучать тема нашего урока? «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных». Запишите тему урока в дневник исследователя.
Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, классифицирует слова по месту нахождения орфограммы в слове.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД:
Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
3
Постановка проблемы
(2 мин.)
Какова цель нашего исследования? (Наша цель – Выработка умения применять правило написания букв О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- ).
Чтобы достичь цели исследования, нам нужно выполнить три задачи.
- Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?
1) Сформулировать правило правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-.
2) Составить алгоритм работы с орфограммой. Закрепить правило в ходе выполнения заданий.
3) Выработаем навык различения правописания букв о , ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи.
Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..
Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем.
4
Открытие нового знания.
(3 мин.)
Молодцы! А теперь, не обращаясь к источникам, по аналогии с первыми тремя столбиками попробуем исследовать 4 столбик и вывести самостоятельно правило.
Еж..вый, пищ..вой, свинц..вый.
Что объединяет эти слова? (суффикс) Выводим схему.
Сформулируйте правило. Когда пишется буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных?
1. Обратимся к справочному материалу: стр.28 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами . (Учащиеся говорят правило).
- Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?
Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради).
Подводят итог: справились с первой задачей урока
Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
5.
Первичное закрепление
(4 мин.)
Физкультминутка (2 мин)
2 задание. Составить алгоритм работы с правилом.
Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в дневниках.
Составление алгоритма фронтально. Прокомментируем составленный алгоритм.
АЛГОРИТМ
1.Определить часть речи (существительное)
2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)
3.Куда падает ударение?
4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.
- Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?
Физминутка (под музыку движения)
Работают с опорным конспектом алгоритма, заполняют его.
Повторяют движения под музыку за учителем.
Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.
6.
Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин.)
Давайте применим наш алгоритм на практике.
Прием Орфографическая эстафета.
Учитель выдает ученику на первом ряду карточку со словами. Ему предстоит самостоятельно вставить пропущенную орфограмму в одно слово, объясняя ее. Дальше он передает листок соседу по парте. И так по цепочке до конца и обратно. Каждый учащийся выполняет по 2 слова всего.
СТРОЖ…ВОЙ КАТЕР
КАМЫШ…ВЫЙ ШАЛАШ
КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
ОТЦ…ВСКИЙ РЮКЗАК
ТАНЦ…ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
СИТЦ...ВОЕ ПЛАТЬЕ
ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ
Проверьте себя!
Первый ряд у нас будут экспертами. Вам я отдаю работы групп. По контрольному листу вам следует проверить работы, оценить их.
А пока эксперты работают, мы с вами еще раз повторим нашу схему и алгоритм правописания изучаемой орфограммы.
Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.
7.
3 мин
А теперь проверим, как вы усвоили данное правило. Правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц (в корне, суффиксе, окончании)
Задание: Укажите правильный вариант ответа .
1. В корне пишется буква Ё
а) ш..лк б)ш..к в)ш..рты г)ш..фёр
2. В суффиксе пишется буква О
а) деш..вый б)ч..рный в)глянц..вый г)сач..к
3. В окончании пишется буква Е
а)саж..й б)ключ..м в)карандаш..м г)сыч..м
4. В суффиксе пишется буква Е
а)отц..вский б)лягуш..нок в)кварц..вый г)червяч..к
5. В суффиксе пишется буква О
а)ситц..вый б)глянц..вый в)образц..вый г)марганц..вый
Самостоятельная работа в виде выбора уровня сложности в форме теста с последующей взаимопроверкой.
5 верных ответов – 5 баллов
4 верных ответа – 4 балла
3 верных ответа – 3 балла
2 верных ответа – 2 балла
1 верный ответ – 1 балл
8.
Итог урока. Рефлексия
(2 мин.)
Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились? Что открыли для себя?
С какими проблемами столкнулись? Что было трудно?
Отвечает на вопросы учителя.
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)
Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.
9
(1 мин.)
Разноуровневое домашнее задание.
Составить диктант из 20 слов по теме «Буквы О и Ё после шипящих и Ц» или выполнить
- упр. 363 (распределить слова в 4 группы)
- упр. 362 (заменить словосочетания )
Выбирают задание из предложенного.
Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.
10
Рефлексия (1мин.)
Прием Лестница успеха
Дети подходят и размещают человечка (себя), на той ступеньке, которая им ближе всего.
Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей)