Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. О, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока

Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Тип урока

Первичное предъявление знаний.

Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты

Обучающийся научится : объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия

написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Основные : Учебник

Дополнительные : карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы

ХОД УРОКА.

    Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .

Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.

2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке

твердые мягкие

, , ж ш , ч щ

Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?

Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.

Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя

До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было. 29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.

Кто и когда предложил внести ё в письменность?

Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?

А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.

Смотрим видеофрагмент

Необычная речь для нас, правда, ребята?

Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.

Взаимооценка

Внимание на доску, прочитайте слова

Мужич.к, подуш.чка.

Плюш.вый,еж.вый.

Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?

(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».

Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.

Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.

Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)

Формулируют тему.

Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)

Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?

Дети определяют

Учитель подводит итог.

Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

3.Открытие нового знания. Организация исследования.

Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило. Я предлагаю поработать в группах.

1 группа

Мышонок, крошечка.

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод .

ВЫВОД:

(указать чась речи)

а без ударения___.

2 группа

Моржовый, ключевой.

План исследовательской работы

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод : какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения .

ВЫВОД:

Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________

(указать чась речи)

под ударением пишется буква_____ ,

а без ударения___.

(Читают ответы)

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?

Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?

Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?

Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.

Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?

(Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)

4. Первичное восприятие нового материала.

Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме

-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?

Коллективная работа

Физминутка

1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.

На носочки поднялись

И достали неба высь.

Руки вниз мы опустили –

Искупались в море синем.

Повернитесь. Улыбнитесь,

И за парту вновь садитесь.

5. Первичная проверка понимания

Цель: проверить степень усвоения нового материала

Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о

Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый

Работа в паре.

-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

Самопроверка. Оценить.

6 .Самостоятельная дифференцированная работа

Цель: формировать навыки использования изученного материала.

- У вас в файлах лежат карточки. Прочитайте задания.Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы. Другую карточку уберите на край стола.

От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.

Кумач, ёрш, камыш, ландыш

Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.

1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

Тест. Самопроверка

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок
2) щипцы
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящегогласный звук ударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1)лисиц…й
2) улиц…й
3) камыш…вый

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обсуждение и запись домашнего задания.

1) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой

2) уч. стр. 136, упр. 104

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Оценка

Наш урок подходит к концу.

Продолжите предложения.

1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист

Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________

1. Перечислите шипящие согласные звуки:

Шипящие твердые шипящие мягкие

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Володарская средняя школа

Конспект открытого урока

русского языка

в 6Б классе по теме:

«Гласные О и Е после шипящих

в суффиксах прилагательных»

Составила учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Курбатова Нина Сергеевна

Ульяновск, 2018

Цели урока:

Обучающие:

    Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .

    Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.

Развивающие:

    Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.

    Развитие умения применять знания на практике.

    Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

    Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

    Воспитывать взаимоуважение.

    Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.

Тип рока : урок «открытия» нового знания

Вид урока : урок-исследование

Технология : проблемно-диалоговая

Оборудование : проектор, карточки, иллюстративный и раздаточный материал, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Мотивация к учебной деятельности

(20 сек).

Здравствуйте! Меня зовут Нина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Я очень рада всех вас видеть.

Готовятся к восприятию информации.

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника

Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели

(7 мин)

Сегодня мы с вами побудем в роли лингвистов – исследователей. Нам предстоит в течение урока вести свой дневник, занося в него записи по исследуемому материалу. Прошу Вас взять в руки дневник лингвиста – исследователя и записать в него свою фамилию и имя.

1 задание. Исследование слов. Классификация их по признаку.

Выписать слова с орфограммами:

Для первого ряда «Буквы О-Е после шипящих в корне слова»

Для второго ряда «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе существительных»

Для третьего ряда «Буквы О-Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»

Запишите в соответствующий столбик слова, классифицируя их по месту нахождения орфограммы в слове (корень, суффикс, окончание).

Реш..тка, улиц..й, врач..м, собач..нка, доч..нька, ж..лудь, ш..рох, друж..к, еж..вый, колю..го, пищ..вой, бельч..нок, свинц..вый.

1 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в первый столбик: реш..тка, ж..лудь, ш..рох. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от корня и ударения. А также подбора однокоренных слов ) Зарисовываем схему.

2 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали во второй столбик: собач..нка, доч..нька, друж..к. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от суффикса и ударения ) Зарисовываем схему.

3 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в третий столбик: улиц..й, врач..м, колюч..го. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от окончания и ударения ) Зарисовываем схему.

Хорошо справились. Ребята, а какие слова остались без группы? (прилагательные). Почему? Давайте попробуем и для них по аналогии озаглавить и четвертую колонку таблицы – «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных».

Как будет звучать тема нашего урока? «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных». Запишите тему урока в дневник исследователя.

Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, классифицирует слова по месту нахождения орфограммы в слове.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3

Постановка проблемы

(2 мин.)

Какова цель нашего исследования? (Наша цель – Выработка умения применять правило написания букв О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- ).

Чтобы достичь цели исследования, нам нужно выполнить три задачи.

- Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?

1) Сформулировать правило правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-.

2) Составить алгоритм работы с орфограммой. Закрепить правило в ходе выполнения заданий.

3) Выработаем навык различения правописания букв о , ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи.

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем.

4

Открытие нового знания.

(3 мин.)

Молодцы! А теперь, не обращаясь к источникам, по аналогии с первыми тремя столбиками попробуем исследовать 4 столбик и вывести самостоятельно правило.

Еж..вый, пищ..вой, свинц..вый.

Что объединяет эти слова? (суффикс) Выводим схему.

Сформулируйте правило. Когда пишется буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных?

1. Обратимся к справочному материалу: стр.28 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами . (Учащиеся говорят правило).

- Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?

Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради).

Подводят итог: справились с первой задачей урока

Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

5.

Первичное закрепление

(4 мин.)

Физкультминутка (2 мин)

2 задание. Составить алгоритм работы с правилом.

    Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в дневниках.

Составление алгоритма фронтально. Прокомментируем составленный алгоритм.

АЛГОРИТМ

1.Определить часть речи (существительное)

2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)

3.Куда падает ударение?

4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.

- Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?

Физминутка (под музыку движения)

Работают с опорным конспектом алгоритма, заполняют его.

Повторяют движения под музыку за учителем.

Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

6.

Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин.)

Давайте применим наш алгоритм на практике.

Прием Орфографическая эстафета.

Учитель выдает ученику на первом ряду карточку со словами. Ему предстоит самостоятельно вставить пропущенную орфограмму в одно слово, объясняя ее. Дальше он передает листок соседу по парте. И так по цепочке до конца и обратно. Каждый учащийся выполняет по 2 слова всего.

СТРОЖ…ВОЙ КАТЕР

КАМЫШ…ВЫЙ ШАЛАШ

КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА

ОТЦ…ВСКИЙ РЮКЗАК

ТАНЦ…ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ

СИТЦ...ВОЕ ПЛАТЬЕ

ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

Проверьте себя!

Первый ряд у нас будут экспертами. Вам я отдаю работы групп. По контрольному листу вам следует проверить работы, оценить их.

А пока эксперты работают, мы с вами еще раз повторим нашу схему и алгоритм правописания изучаемой орфограммы.

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.


7.

Самостоятельная работа.

3 мин

А теперь проверим, как вы усвоили данное правило. Правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц (в корне, суффиксе, окончании)

Задание: Укажите правильный вариант ответа .

1. В корне пишется буква Ё

а) ш..лк б)ш..к в)ш..рты г)ш..фёр

2. В суффиксе пишется буква О

а) деш..вый б)ч..рный в)глянц..вый г)сач..к

3. В окончании пишется буква Е

а)саж..й б)ключ..м в)карандаш..м г)сыч..м

4. В суффиксе пишется буква Е

а)отц..вский б)лягуш..нок в)кварц..вый г)червяч..к

5. В суффиксе пишется буква О

а)ситц..вый б)глянц..вый в)образц..вый г)марганц..вый

Самостоятельная работа в виде выбора уровня сложности в форме теста с последующей взаимопроверкой.

5 верных ответов – 5 баллов

4 верных ответа – 4 балла

3 верных ответа – 3 балла

2 верных ответа – 2 балла

1 верный ответ – 1 балл

8.

Итог урока. Рефлексия

(2 мин.)

Что нового вы сегодня узнали?

Чему научились? Что открыли для себя?

С какими проблемами столкнулись? Что было трудно?

Отвечает на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.

9

Домашнее задание

(1 мин.)

Разноуровневое домашнее задание.

Составить диктант из 20 слов по теме «Буквы О и Ё после шипящих и Ц» или выполнить

- упр. 363 (распределить слова в 4 группы)

- упр. 362 (заменить словосочетания )

Выбирают задание из предложенного.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.

10

Рефлексия (1мин.)

Прием Лестница успеха

Дети подходят и размещают человечка (себя), на той ступеньке, которая им ближе всего.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей)