Юлия чичерина сбежала в необычный деревенский дом. Дом юлии чичериной

Объект культурного наследия РФ № 7810604001 Состояние Памятник местного значения: Дом Чичерина Н. И. (Елисеевых) с домом Косиковского А. И.

Дом генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга H. И. Чиче́рина - исторически-архитектурный памятник на углу Невского проспекта (дом 15) и реки Мойки (дом 59), у Зелёного моста .

История

На участке дома уже в 1716 году по проекту Н. Ф. Гербеля был построен деревянный Мытный двор , рядом с ним в 1719 году построен каменный гостиный двор. Достройку Гостиного двора осуществлял Г. И. Маттарнови Эти здания сгорели в большом пожаре 1736 года , после этого долгое время участок оставался незастроенным.

В 1768 г. участок перешёл в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина . В это время был построен существующий дом. Автор проекта неизвестен. Исследователи приписывают здание разным архитекторам. Наиболее убедительно выглядит версия об авторстве Юрия (Георга) Фельтена , бывшего помощником Б. Ф. Растрелли на строительстве Зимнего дворца . Действительно архитектурные членения дома Чичерина перекликаются с фасадами Зимнего. Стилистика фасадов дома - переход от барокко к раннему классицизму - также близка другим работам Фельтена: Малому эрмитажу (особенно южный павильон), Армянской церкви на Невском проспекте и др.

В XIX веке дом перестраивался несколько раз. В 1810-х гг. по заказу нового владельца, князя А. Б. Куракина , архитектором Стасовым был пристроен корпус по Большой Морской улице в сухих формах классицизма. В 1858 г. по заказу тогдашних владельцев купцов Елисеевых дом был капитально реконструирован архитектором Н. П. Гребёнкой .

Архитектура

Здание являлось одним из первых образцов раннего классицизма . Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, подражающая колоннадам на фасадах Зимнего дворца , нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного. В конце XIX в. построено много дворовых флигелей.

Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора. В 1810-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на Большую Морскую ул., - в стиле строгого классицизма.

В 1858 г. дом перешёл в собственность купцов Елисеевых . Хозяин дома С. П. Елисеев был крупным меценатом и коллекционером. Коллекция произведений французского скульптора Родена , экспонируемая в Эрмитаже, попала в музей из дома Елисеева. В том же 1858 г. по проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания. Овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами. В 1902 году проведён капитальный ремонт здания со стороны Мойки.

Персоналии

В 1830-х годах в здании располагается магазин, а также семейные апартаменты и (на 4 этаже) типография А. А. Плюшара , первого издателя «Ревизора », «Фауста » и незавершённой энциклопедии «Энциклопедический лексикон », собравшей значительный коллектив авторов.

В 1919-1923 годах дом Елисеевых стал по инициативе А. М. Горького Домом искусств (ДИСК) . Здесь работали К. И. Чуковский , Н. С. Гумилёв , М. М. Зощенко , В. Рождественский , К. Петров-Водкин . Выступали А. М. Горький, А. А. Блок , Андрей Белый , А. А. Ахматова , Ф. Сологуб , В. В. Маяковский , Г. Уэллс . Здесь Александр Грин написал «Алые паруса». 3 августа 1921 года здесь был арестован Николай Гумилёв . Жизнь в Доме искусств отобразила писательница О. Форш в своём романе «Сумасшедший корабль».

В 1923 году в доме открылся кинотеатр «Светлая лента», с 1931 - «Баррикада». В 1920-е годы «немые» фильмы сопровождались «живой» музыкой. В «Светлой ленте» пианистом-тапером работал студент консерватории Дмитрий Шостакович . Проработал он здесь недолго - его вскоре уволили за то, что он своей игрой отвлекал зрителей от фильма. Кинотеатр «Баррикада» не прекращал работу в годы блокады

Современность

В 1995-2003 годах для компании «Талион» проходила реконструкция корпуса со стороны Мойки. Здесь разместилась гостиница «Елисеев Палас Отель» (позднее переименованная в «Талион Империал Отель»), воссозданы интерьеры и фасад особняка Елисеевых .

14 декабря 2004 года постановлением правительства Санкт-Петербурга главный корпус дома Чичерина был передан под реставрацию и реконструкцию компании «Талион». Здесь должны были открыться новые торговые площади, увеличится вместимость отеля.

В 2005-2010 годах проведена комплексная реконструкция здания.

Внутренние дворы здания были застроены новым корпусом, парадная лестница сохранена, отреставрирована и включена в новый корпус.

Здание надстроено мансардным этажом с бассейном. Бассейн, вызывавший протесты градозащитников до начала строительства, оказался полностью невидимым со всех видовых точек Невского проспекта.

Уличные фасады здания, интерьеры парадной анфилады второго этажа, большого зала, угловой лестницы и парадной лестницы были отреставрированы.

В ходе реконструкции демонтирован дворовый флигель XVIII века, произведено комплексное усиление конструкций здания, в том числе с разборкой наиболее ветхой части стен верхнего этажа. Производимые работы по реконструкции оценивались рядом общественных организаций как вандализм; при этом проект был надлежащим образом согласован с органами охраны памятников, а выполненные реставрационные работы - приняты ими. По неизвестной причине некоторые лица, протестовавшие против сноса дворового флигеля, именовали его «Овальным», хотя это утилитарное сооружение в плане не было овальным, а имело дугообразные очертания. Внешний вид демонтированного флигеля можно видеть на рисунке М. В. Добужинского «»; в настоящий момент левый и правый корпуса, видимые на рисунке, сохранились и надстроены, а дуговой флигель в центре - разобран, на его месте находится новый корпус большей высоты.

Проект реконструкции был разработан архитектурным бюро И.Ерохова и М.Соснило (ЗАО «Альменда»), реставрационная часть выполнена НИИ ГП «Спецпроектреставрация», новые интерьеры созданы по проекту Архитектурной студии А.Свистунова и В.Сергеева.

Напишите отзыв о статье "Дом Чичерина"

Ссылки

  • (панорамные фотографии) по историческим и новым интерьерам здания.
  • «Талион Империал Отеля», располагающегося в здании.
  • Петров А. Н., Борисова Е. А. и др. Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976.

Примечания

Отрывок, характеризующий Дом Чичерина

– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

«Живой дом» Юлии Чичериной и ее мужа-архитектора изначально был задуман как арт-лаборатория, в которой приходят вдохновение, рождаются свежие идеи и создаются новые песни. Теперь это не просто творческая лаборатория, но и загородный дом для отдыха на природе от городского ритма жизни, шума и стресса.


Дом спроектирован в форме куба с 24 треугольными проемами, в 23 из которых установлены окна из зеркального стекла и в одном располагается стеклянная входная дверь. Каждое окно весит 150 килограмм. Все окна и входная дверь выполнены из профиля компании «Декёнинк» - «Фаворит». Пятикамерная профильная система шириной 71 мм имеет один из самых высоких показателей теплосбережения, а значит очень хорошо сохраняет тепло в доме. Благодаря высоте защемления стеклопакета 20 мм образование конденсата по его периметру минимально.Стабильные и формоустойчивые стальные вкладыши, одинаковые для рамы и створки, защищают конструкцию окон и двери от сильного и порывистого ветра. Сам профиль не деформируется и не выгорает как при высоких, так и при низких температурах. Два окна на каждом этаже открываются, обеспечивая приток свежего воздуха.

Юлия Чичерина: "Идея создания столь необычного дома пришла не спонтанно. Как человеку творческому, мне захотелось не просто стандартного жилого помещения, а пространства для самовыражения и воплощения многочисленных замыслов - такую своеобразную творческую лабораторию, которая также могла бы служить местом для комфортного проживания.

Где лучше всего думается современному человеку? Конечно, в тишине и вне мегаполиса. Поэтому, прежде чем построить дом, мы долго и тщательно подбирали тихое, удаленное от бурной жизни место. Затем мы обмеряли его и прикидывали расположение дома на участке. Когда все было подобрано и определено, мы приступили к возведению нашего произведения. Первоначально была идея создать компактное жилье - 6,7 на 6,7 м. За структуру дома была взята пространственная ферма. Одной из основных задач было создание абсолютно автономного жилья – то есть питающегося и работающего за счет собственных мощностей. Поэтому в плане сразу появились такие моменты как солнечные батареи, био-туалет и т.д.

Сначала был сделан котлован нужной ширины и длины, в него был засыпан песок, который тщательно выровняли. Далее было залито основание для гидроизоляции, чтобы в будущем не было протечек. Следом из железных прутьев был сделан каркас основания дома, который тщательно залили бетоном. Для фундамента использовался бетон с «гидрофобными» добавками и пластификаторами, чтобы также избежать протечки воды.

Затем началось самое интересное. Обычно при постройке домов используются типовые проекты домов из кирпича, но часто в данных проектах учитывается возможность возведения здания из пенно-полистирольной опалубки. Именно это мы и выбрали. Это одно из главных достижений последних лет в области строительных технологий. Что из себя представляет это непонятное явление? Это напоминает детский конструктор «Лего», так как это такие же легкие модули или «кубики» многообразных форм и размеров, они обладают хорошим качеством - идеально стыкуются друг с другом. Данный материал удобен на стадии проектирования, именно благодаря своей широкой гибкости в различных формах и размерах. Элементы как конструктор монтируются и стыкуются между собой, армируются и затапливаются бетоном. Главное уделить внимание первому слою, чтобы он был идеально ровный и в перспективе дом не стал крениться. К большому количеству плюсов данного материала, таких как экономия средств, удобство использования, несомненным плюсом также является то, что данный материал обеспечивает хорошую защиту от влаги, звукозащиту и сберегает тепло.

Далее монтируется вертикальная арматура, которая держит стены. Нижний слой нашей опалубки мы заливали вручную как древние египтяне. Затем было оформлено цокольное помещение нашего дома, где планировалось расположение всех коммуникаций. При строительстве первого этажа в первую очередь были возведены деревянные треугольники – опалубки под наши будущие окна. Пространства между окнами было заполнено пенопластом. Весь дом мы насквозь прошили железными арматурами, чтобы обеспечить крепость стен. Весь наш дом практически состоит из треугольник, нам показалось, что это очень устойчивая фигура. Затем в течение 28 дней мы ждали пока засохнет бетон и только потом мы убрали все деревянные перекрытия.


Далее с помощь специальной техники наши стены внутри были залиты бетоном. А с помощью выравнивающих систем мы добились необходимой геометрии и сделали стены вертикальными к земной оси. После того как второй этаж был готов, нам оставалось только залить крышу. Она также была проложена каркасом из железных прутьев и залита бетоном. В будущем мы посадим здесь настоящую траву!

Окна. Один из самых захватывающих моментов. Окна изначально были одной из основных оригинальных задумок будущей лаборатории. Стекла в окнах обладают отражающим эффектом за счет светоотражающей пленки, и в дневное время все происходящее в доме не видно окружающим, зато ночью дом буквально светится насквозь и издалека кажется невероятно живым и гостеприимным. Финальным аккордом стала стеклянная дверь в треугольном проеме. Эта деталь также как и окна была сделана эксклюзивно под заказ.

Сам дом за счет использования современных технологий был построен всего за два с небольшим месяца с единственным перерывом из-за проливных дождей, когда нам пришлось проводить дорогу, чтобы к нам могла подъехать техника. "

Стеклянный пол выдержит даже вес автомобиля:


Видео сразу после строительства:

Пишут, что сейчас Чичерина почти постоянно проживает в новом доме, расположенном в 100 километрах от Москвы с семьей и своим мини-зоопарком.

Фото из разных источников, с помощью google.com, интервью про строительство из журнала Потребитель "Стройка и ремонт".

Присоединяйтесь

Фото - «РИА Новости»

Юлия Чичерина в своем загородном доме.

Певица Юлия Чичерина уехала из города в деревню. Певица утверждает, что давно мечтала совершить такой поступок.

От городской суеты Чичерина сбежала в деревушку в Клинском районе, где местных жителей можно пересчитать по пальцам. Дом, возведенный ее мужем архитектором, стоит вдалеке от каких-либо построек. Звездное жилище представляет собой весьма странное зрелище — трехэтажный куб с многочисленными треугольными окнами.

Участок под будущую постройку Чичерина выбирала наугад. Среди привычных дачных построек дом-квадрат теперь стоит как достопримечательность.

«Дом построен по принципу термоса: снаружи стены пенопластовые, а внутри бетонная начинка, поэтому зимой тепло, а летом никакого кондиционера не нужно, — объясняет хитрость постройки Юля. — К тому же звукоизоляция отличная, можно хоть концерты здесь закатывать — никто ничего не узнает».

Вот уже два месяца, как Юля с мужем, двумя собаками и котом обживает свой импровизированный особняк: на днях из съемной квартиры она перевезла сюда последние вещи.

«На цокольном этаже у нас будет фотовидеостудия и зона воды, — рассказывает Юля «Московскому комсомольцу». — Первый этаж — музыкальный, тут даже импровизированная сцена имеется и камин для уюта. На втором устрою спальню. А вот по этой кованой лесенке можно забраться на крышу — самое главное место в доме. Хочу застелить крышу газоном и поставить телескоп, чтоб за ходом планет наблюдать».

Кухню Юля планирует устроить в беседке, которая пока только в проекте. Пока Чичерина кашеварит на газовой горелке прямо под открытым небом.

Единственное, что в доме Чичериной не предусмотрено, — личный уголок для 10-летней дочки Майи, которую Юля ждет на летние каникулы. Девочка постоянно живет с бабушкой, так как родители все время находятся в разъездах, и такой кочевой образ жизни не идет на пользу ребенку.

«Наш дом — это не семейное гнездышко, где хочется родить 16 детей, а место, где должно быть комфортно творческому человеку. Тут все должно вдохновлять, — заверяет певица. — Думаю, Майе должна понравиться эта нестандартная обстановка. Она очень продвинутый ребенок и сама определит, где ей будет комфортно».

Фото - С. Васильев. 2008 .

Дом Чичерина - Дом купцов Елисеевых - Кинотеатр "Баррикада" Классицизм

Пам. арх. (регион.)

наб. Мойки, 59

Мытный двор

Временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны

Дом Н. И. Чичерина

Дом князя Куракина

1790-е - расширение, флигель по наб. Мойки

Дом купца А. И. Косиковского

1814-1817 - арх. Стасов Василий Петрович - корпус по Большой Морской

Дом купцов Елисеевых

1858-1860 - арх. Гребёнка Николай Павлович - перестройка

Кинотеатр "Светлая лента" (1923)

Кинотеатр "Баррикада" (1930)

2007 (?) - здание снесено, восстановлено

    Дом Чичерина.
    Фрагмент Панорамы Невского
    проспекта. Литография И. А.
    Иванова с рис. В. С. Садовникова.
    1830-е гг.

    Полицейский мост на Невском
    проспекте.
    1810-е гг.

    План дома.

    Фото начала 1900-х гг.

    Открытка начала ХХ в.

    Кинотеатр «Светлая лента».
    Невский пр., 15.
    Вид с Большой Морской ул.
    1926 г.

    Кинотеатр «Светлая лента».
    Вид с Невского пр.
    1926 г.
    С сайта kgiop.gov.spb.ru

    Добужинский М.В.
    Двор дома искусств.
    1920 (ГРМ)
    Добавил - .

    Переснято со стенда
    музея М.Зощенко
    Фото - .

    Фото времен
    кинотеатра "Баррикада".

    2004 г.

    Дом за домом, 2013

    Добавил-

    2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом, 2013

    Добавил-

На месте квартала между Большой Морской улицей и Мойкой в 1716-1720 гг. архитекторы Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербель построили Мытный двор. Трапециевидное в плане здание с двухъярусной галереей и башней у реки было средоточием торговли, и его чаще называли Гостиным двором. При катастрофическом пожаре 1736 г. оно сгорело. В 1755 г. архитектор Ф. Б. Растрелли в течение шести месяцев возвел одноэтажный деревянный Зимний дворец, служивший временной резиденцией императрицы Елизаветы Петровны в период строительства нового Зимнего дворца. Импозантное здание с великолепной отделкой занимало обширный участок от Малой Морской улицы до берега Мойки, вмещая более 150 парадных помещений. Со стороны Кирпичного переулка был устроен театр, в котором в 1757 г. состоялись представления первого русского профессионального театра во главе с Ф. Г. Волковым. Елизавета Петровна скончалась во дворце 25 декабря 1761 г. Там же новый император Петр III принял присягу. Он жил в этом дворце вместе с женой - будущей императрицей Екатериной II - в 1755-1762 годах. После разборки большей части здания в 1767 г. бывшие Тронный зал и кухню отвели под мастерскую и жилье французского скульптора Э. М. Фальконе (участок по Большой Морской улице, № 14). Здесь он создал модель памятника Петру I - Медного всадника и прожил до возвращения на родину в 1778 г. Освободившийся участок между Большой Морской улицей и Мойкой Екатерина II пожаловала петербургскому генерал-полицмейстеру Н. И. Чичерину. Для него в 1768-1771 гг. был возведен четырехэтажный дом с двухъярусными колоннадами на скругленных углах и в центре фасада по Невскому. Приземистый тосканский ордер нижнего яруса оттеняет грациозность продолжающих его композитных колонн. Архитектурные формы наделены особой пластической выразительностью. Полное благородного изящества здание принадлежит к выдающимся образцам раннего классицизма, в нем еще ощутимы отзвуки барокко. Двор имел полукруглую форму, обрамлявшая его «циркумференция» частично сохранилась. Имя создавшего дом зодчего неизвестно (авторство приписывалось, в частности, Ю. М. Фельтену). Но не исключено, что это был А. В. Квасов, связанный с владельцем делами Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы и живший рядом в своем доме (Б. Морская улица, № 3-5). В доме Чичерина кроме хозяйских апартаментов находились наемные квартиры, лавки, конторы. В 1771 г. здесь открылась первая в Петербурге частная Вольная типография. Ее владельцем был немец И. М. Гартунг. Типография находилась здесь до конца 1770-х гг. В одной из квартир в 1780-1783 гг. жил архитектор Д. Кваренги, только начинавший свой творческий путь в России. Тогда же дом был известен своим Музыкальным клубом, его концерты посещали известные деятели культуры. Около 1790 г. участок купил генерал-прокурор князь А. Б. Куракин, живший здесь с 1782 г. До 1798 г. у него работал секретарем молодой М. М. Сперанский. В 1794 г. к дому на Невском был пристроен со стороны набережной Мойки большой трехэтажный корпус (дом № 59). При новом владельце, херсонском купце А. И. Перетце (1799-1806 гг.) - крупнейшем финансисте, подрядчике, кораблестроителе и поставщике соли (о нем говорили: «Где соль, там и Перетц»), помещения снимал в 1799-1801 гг. военный генерал-губернатор граф П. А. Пален - один из руководителей заговора против Павла I. Затем участок приобрел потомственный почетный гражданин купец А. И. Косиковский. По его заказу архитектор В. П. Стасов в 1814-1817 гг. возвел со стороны Большой Морской улицы четырехэтажный корпус с колоннадой ионического ордера (дом № 14). В 1806-1831 гг. в доме на Невском помещались книжная лавка, библиотека и типография А. Плюшара (с 1827-го - вдовы Плюшара с сыном Адольфом), где печатались газета «Северная пчела» Н. И. Греча, журнал «Библиотека для чтения» О. Сенковского, 17 томов «Энциклопедического лексикона», а также «Панорама Санкт-Петербурга» А. П. Башуцкого. В 1830-х гг. типография А. А. Плюшара считалась лучшей в России. Здесь устраивало концерты Филармоническое общество, находился известный ресторан «Talon» (1810-1825 гг., впоследствии «Фельет»), который посещал А. С. Пушкин. В 1810-х гг. жила французская актриса М. Ж. Жорж. Госпожа Латур в 1822 г. демонстрировала виды разных стран и городов мира в своей «Оптической панораме», а Антон Росси в 1825-1826 гг. - модель Петербурга. В 1820-х гг. работала «Контора частных должностей» - своего рода биржа труда. В доме № 14 по Большой Морской улице жил литератор и журналист Н. И. Греч (1821-1825 гг.), у которого летом 1825 г. останавливался поэт В..К. Кюхельбекер. Весной 1828 г. здесь поселился А. С. Грибоедов. Это была его последняя квартира в Петербурге, отсюда в июне того же года он уехал министром-резидентом в Тегеран, где трагически погиб в 1829 г. В 1830-1839 гг. в доме на Невском находилась редакция журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского. Потом - магазин фортепьянного фабриканта Лихтенталя, который организовывал концерты Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна и других композиторов. В 1858 г. участок приобрели почетные граждане, представители богатого купеческого рода братья Г. П. и С. П. Елисеевы, основавшие годом раньше торговый дом «Братья Елисеевы». Потом здесь осталась жить семья С. П. Елисеева, занимавшая корпус на набережной реки Мойки. В 1859-1860 гг. архитектор Н. П. Гребенка перестроил главное здание по Невскому проспекту. Он заменил нижние колонны в центре фасада массивными пилонами, изменил рисунок наличников, ввел круглые окна, перестроил Большой зал, а также расширил дворовые флигели, надстроил четвертым этажом дом на Мойке и выполнил «перештукатурку» его фасада в приемах ранней эклектики. Парадные помещения дома на Невском с 1860-х и до 1910-х гг. занимало Благородное собрание. В его состав входили «лица благородного звания и почетного купечества». Балы и маскарады, карточные игры чередовались с музыкальными и литературными вечерами. Здесь давало концерты Русское музыкальное общество, созданное А. Г. Рубинштейном, читал лекции композитор А. Н. Серов, выступали с чтением своих произведений Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский. В спектаклях участвовали актеры Александрийского театра. С января 1862 г. проходили заседания Шахматного клуба, учрежденного меценатом графом Е. А. Кушелевым-Безбородко. Членами клуба были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьевич, B. C. Курочкин, Н. Г. Помяловский, И. И. Панаев, П. Л. Лавров. По существу, это был литературный клуб, служивший средоточием вольной общественно-политической мысли. Летом того же года он был закрыт властями. С 1879 г. хозяином домов стал П. С. Елисеев - крупный банкир, занимавшийся благотворительной деятельностью. В зале Благородного собрания в 1890-х гг. давала бесплатные спектакли оперная и драматическая труппа И. П. Зазулина (в 1895 г. - с участием студента В. И. Шверубовича, будущего актера Качалова). С 1901 г. домовладение перешло к С. П. Елисееву, продолжившему дело отца. Он также был коллекционером, собранные им произведения О. Родена поступили затем в Государственный Эрмитаж. В 1902-1904 гг. особняк на Мойке был реконструирован архитектором А. К. Гаммерштедтом, создавшим отделку интерьеров в исторических стилях и в формах модерна (реставрированы в 1980-х гг.). В нем сохранились витражи рижской мастерской Э. Тоде. Часть дома на Невском в конце XIX - начале XX в. занимали конторы разных банков и ряд магазинов, в том числе велосипедов фирмы «Дуке». В 1914 г. здание приспосабливалось для Центрального банка обществ взаимного кредита, учрежденного в 1909 г. В 1919 г. по инициативе М. Горького здесь был создан Дом искусств (ДИСК), просуществовавший до 1923 г. Литературной студией ДИСКа руководил К. И. Чуковский, поэтическую секцию вел Н. С. Гумилев, секцию художественной прозы возглавлял Е. И. Замятин. В 1921 г. сложилась творческая группа «Серапионовы братья», в которую вошли молодые М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. Л. Слонимский. В ДИСКе бывали и выступали М. Горький, А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. К. Сологуб, В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, А. Ф. Кони, Г. Уэллс. В ДИСКе жили В. И. Иванов, А. М. Ремизов, В. Я. Шишков, Н. С. Гумилев, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Лозинский, О. Э. Мандельштам, М. С. Шагинян, В. Б. Шкловский, Г. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. В. Одоевцева, В. А. Рождественский, Н. С. Тихонов, М. Л. Слонимский, Н. Н. Берберова; художники К. С. Петров-Водкин, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, С. Ю. Судейкин, Ю. П. Анненков, искусствовед Н. Н. Пунин, географ В. Н. Таганцев. Здесь А. Грин написал «Алые паруса», Вс. В. Иванов - «Бронепоезд 14-69», О.Д. Форш - «Одеты камнем». Жизнь ДИСКа описала Форш в романе «Сумасшедший корабль». 3 августа 1921 г. здесь был арестован Н. С. Гумилев. В 1921-1923 гг. в доме на Мойке работало издательство «Аквилон», выпускавшее прекрасно оформленные книги с иллюстрациями художников-мирискусников. В 1923 г. на Невском открылся кинотеатр «Светлая лента» (с 1931 г. - «Баррикада»), в котором тапером-иллюстратором работал молодой Д. Д. Шостакович. В 1920-х гг. в зданиях находились Хореографический техникум, Деловой клуб руководителей промышленных и торговых предприятий, комиссионный магазин «Искусство и старина», столовая «Пролетарий». Затем - Клуб работников социалистической промышленности и «Союз воинствующих безбожников», Дом партийного просвещения. В здании на Мойке в 1990-х гг. открылся фешенебельный клуб «Талион». Для него были отреставрированы исторические интерьеры, сооружен стеклянный объем ресторана «Виктория». В 2001-2003 гг. завершилась реконструкция этого здания с устройством атриума по проекту И. Ерохова и М. Соснило. В 2000 г. на Невском на месте популярного в прошлые десятилетия кафе «Дружба» открылась самая большая в городе кофейня «Идеальная чашка». С ней соседствовали Стоматологический центр ГПЦ ПАКС и кафе-клуб Paranormal. Теперь (2013 г.) все здания на историческом участке принадлежат клубу «Талион». Несколько лет, с 2005 г., проводилась их реконструкция с приспособлением под гостинично-деловой и торгово-развлекательный комплекс. Надстройка мансарды и бассейна над крышей исказила силуэт старинного дома на Невском. На первом этаже открылись магазины, кафе, отделы Констансбанка и банка «Ультима».

На участке дома уже в 1716 г. был построен деревянный Мытный двор, уничтоженный пожаром 1736 г.

Долгое время участок оставался незастроенным.

В 1755 г. по проекту арх. В. Растрелли был построен обширный временный деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Дворец простирался до Малой Морской ул. После окончания строительства каменного Зимнего дворца эта постройка была разобрана. Большая Морская ул. вновь продолжена до Невского пр.

В 1768 г. участок перешел в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. В это время был построен существующий (до 2007 г.) дом. Автор проекта не установлен (возможно Ж.-Б. Вален-Деламот). Чичерин жил в доме до 1782 г.

При новом владельце князе Куракине в 1790-х гг. дом был расширен, по наб. Мойки пристроили трехэтажный флигель.

Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного.

В конце XIX в. построено много дворовых флигелей.

Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора.

Более 50 лет домом владел купец А. И. Косиковский и дом называли его именем. При нем в 1820-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на Большую Морскую ул., - в стиле русского классицизма.

Андрей Иванович Косиковский (1769-1838) начал свою деятельность еще при Екатерине II и заработал состояние на откупах. Одним из первых его возвели в сословие потомственных почетных граждан. Дом на Невском он приобрел в 1806 г. Его сыновья отказались от коммерческой деятельности, поступили на государственную службу, впоследствии по собственным заслугам получили потомственное дворянство. Отцовские дома они посчитали более выгодным для себя продать.

Флигель по Большой Морской, 14 в 1820-х гг. был перестроен по проекту арх. В. П. Стасова.

В 1858 г. дом перешел в собственность купцов братьев Григория и Степана Елисеевых (см. наб. Мойки, 59А). По проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания - овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами.

В 1820-х гг. в доме жил А. С. Грибоедов (мемориальная доска со стороны Б. Моской ул.).

С 1821 по 1831 г. в доме жил издатель Н. И. Греч .

Со стороны Невского в доме размещался ресторан "Талон".

Ресторан "Талон" (Невский просп.,15/Б. Морская,14). Открыт в середине 1810-х гг. выходцем из Франции Пьером Талоном в доме Косиковского. В "Талоне" часто бывал А. С. Пушкин. Весной 1825 г. Талон покинул Санкт-Петербург, в помещении ресторана открылось "справочное место" (которое просуществовало около 10 лет), затем - ресторан Фельета (в нем также бывал Пушкин), а спустя некоторое время - кондитерская Виолета. (добавил

Дом Чичерина располагается в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, 15. Его первоначальная архитектура, к сожалению, утрачена, но богатая история сохранилась по сей день.

История здания

Известно, что в 18 веке тут располагался Мытный двор. Он сгорел в 1736. Позже его отстроили под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли. Здание получило название Деревянного Зимнего дворца. Его облюбовала для себя Елизавета. Ее высочество жила тут до момента постройки Зимнего дворца из камня. Интересно то, что возвели строение в короткие сроки. Своё величие оно приобрело буквально за восемь месяцев. Главный фасад дворца протянулся от Малой Морской до Мойки. Он фактически перегородил Большую Морскую. Подъехать к нему можно было не через Невский проспект, а с Малой Морской. Окна, выходящие прямо на Невский, относятся к многочисленным парадным. Здесь же были спальни Петра III и Екатерины II. Далее располагался главный зал. Императрица жила в комнатах, выходящих на Мойку. Дети занимали комнаты, выходящие на Невский проспект. К их комнатам примыкал театр. На его сцене выступали самые известные деятели искусства того времени. В доме Чичерина Елизавета и скончалась. После ее смерти здание пустовало полгода, пока его не разобрали.

От дворца осталось всего три флигеля. Оно пустовало вплоть до 1767 года. Затем в бывшем тронном зале творил известнейший скульптор Э. М. Фальконе. Именно здесь он создавал монумент Петра I на коне. На бывшей дворцовой кухне поселилась его семья. В это время на пустыре возле входа возвели дом Н. И. Чичерина. Его основой послужил каменный фундамент. О том, кто построил жилище для генерал-полицмейстера, доподлинно неизвестно. Все помещения, кроме покоев на третьем этаже, арендовались. Внизу расположились купцы. Также тут работали различные лавки. После наводнения Петербурга 1777 года, генерала обвинили в бездействии перед лицом стихии. До заключения или казни он не дожил.

После него дом перешел к одному из богатейших людей страны А. Перетцу. Он зарабатывал торговлей солью. Жила его семья в нескольких комнатах. Здесь постоянно устраивались концерты и другие мероприятия.

Писатель и журналист П. П. Свиньин издавал в этом доме журнал под названием «Отечественные записки». Строение приобрело статус культурного центра в большинстве благодаря Пушкину, который жил там какое-то время. В 30-х годах 19 века тут поселился Грибоедов. Самым «долгим» хозяином дома был купец Косиковский. Он был владельцем более 50 лет. Поэтому строение периодически называют его именем.

После того, как дом Чичерина перешел во владение П. С. Елисеева (главы правления банка), на фасаде со стороны Невского построили колонны. Его перестроили по проекту Н. П. Гребенки. По сей день сохранились некоторые архитектурные изыски того времени. В нескольких комнатах жили владельцы, другие помещения сдавались в аренду. Здесь всегда собирались разные деятели культуры, литературы и искусства. Различные балы-маскарады, музыкальные вечера не были редкостью для того времени.

В доме Чичерина в 1917 году создали ДИСК. Часть здания им была передана Петроградским Советом по просьбе М. Горького. Это сделало строение крупным центром культурной жизни Питера. Во время Гражданской войны во дворце Елисеевых прятались известные деятели искусства. Просуществовал центр в Санкт-Петербурге до 20-х годов 20 века. В здании открыли кинотеатр под названием «Светлая лента». Но уже в 30-х годах его назвали «Баррикада». Включительно до 2004 он продолжал свою деятельность.

Современность

В наше время дом полностью утратил свой первозданный интерьер. Дело в том, что его выкупила компания «Талион». Она провела полную реконструкцию. Появились современные архитектурные изыски, подходящие под новый гостиничный и деловой центр под названием «Елисеев Палас Отель». Внутренние флигели вместе с лепниной и другим оформлением были снесены. После переименования в «Талион Империал Отель» провелась еще одна реконструкция. Закончилась она в 2010 году и вызвала многочисленные протесты жителей города. В новый корпус, выходящий на Невский проспект, включили отреставрированную парадную лестницу и мансарду с бассейном. Фасады и интерьеры второго этажа привели практически в первозданную историческую форму при помощи современных материалов. Дворовой флигель был демонтирован, конструкция дома усилена.