Силуан, епископ Лысковский и Лукояновский (Глазкин Александр Евгеньевич)

Материал из Лица Варницкой гимназии

Епи́скоп Силуа́н (в миру Алекса́ндр Евге́ньевич Гла́зкин ; 19 декабря 1969, Москва) - архиерей Русской православной церкви, епископ Лысковский и Лукояновский.

Биография

Родился в 1969 году в Москве в семье художника. Крещён во младенчестве, с детских лет был воспитывался в вере.

Закончил Московскую Духовную семинарию, а в 1996 году - Московскую Духовную академию, получив степень кандидата богословия.

С 1976 года стал жить в Сергиевом Посаде и посещать богослужения в Лавре. Окончил среднюю школу.

В 1988-1989 годах служил в рядах Вооруженных Сил в строительных войсках.

В 1992 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1996 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре пастырского богословия на тему: «Жизнь и пастырское служение преподобного Варнавы Гефсиманского».

15 марта 1996 года, четвёртом курсе Академии, был принят послушником в братию Троице-Сергиевой Лавры.

18 апреля 1997 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом в Троицком соборе Лавры был пострижен в монашество с именем Силуан в честь апостола от 70 Силуана.

5 января 1998 года был рукоположен во иеродиакона епископом Бронницким Тихоном (Емельяновым) в ХМосковском храме Всех святых на Соколе.

8 октября 1998 года в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) рукоположён в сан иеромонаха.

27 ноября 1998 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен настоятелем восстанавливаемого Троице-Сергиева Варницкого монастыря, подворья Троице-Сергиевой Лавры.

В 2002 году возведен Патриархом Алексием II в сан игумена. 27 апреля 2006 года патриархом Алексием II был возведен в сан архимандрита .

За время своего настоятельсва все храмы древней обители, её башни и стены выстроены заново. Кроме того построен надвратный храм в честь преподобных Кирилла и Марии, а также миссионерский, учебный, братский и жилые корпуса. В обители имеется пасека и небольшое подсобное хозяйство. В настоящее время ведется строительство нового храма в честь преподобного Сергия Радонежского .

2 октября 2013 года решением Священного Синода Русской православной церкви избран епископом Лысковским и Лукояновским .

1 ноября 2013 года наречён во епископа. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

17 ноября 2013 года в храме Христа Спасителя Калининграда хиротонисан во епископа Лысковского и Лукояновского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Балтийский Серафим (Мелконян), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов), епископ Выксунский и Павловский Варнава (Баранов) .

C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви .

Награды

  • медаль преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (1988)
  • юбилейная медалью «400 лет народному ополчению. За активное участие в сохранении истории Отечества» (2012)

Сочинения

  • «Жизнь и пастырское служение преподобного Варнавы Гефсиманского» (кандидатская диссертация)
  • Основы духовной жизни по творениям святителя Димитрия Ростовского // На земле Преподобного Сергия Радонежского: вторые и третьи краевед. чтения, 2002, 2003 г. : сб. ст. / редкол.: Игумен Силуан, В. И. Вахрина, И. В. Чикунова. - Ростов Великий: изд. Троице-Сергиева Варниц. монастыря, 2004. - С. 6-11
  • На земле преподобного Сергия Радонежского: седьмые краеведческие чтения, посвященные 1000-летию Ярославля: сборник статей / ред. Силуан. - Ростов: [б.и.], 2009. - Вып. 5: «Большой земли частица» (член редколлегии)

15 марта 2012 г., в первый день весенне-летней сессии Священного Си­нода Русской Православной Церкви, было принято решение о создании Ниже­городской митрополии, в состав которой входят Нижегородская, Выксунская, Городецкая и Лысковская епархии. Главой митрополии был избран архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), который 18 марта 2012 г. был возведен в сан митрополита. Епископом Выксунским и Павловским был из­бран клирик Нижегородской епархии игумен Варнава (Баранов), епископом Го­родецким и Ветлужским - также клирик Нижегородской епархии игумен Авгу­стин (Анисимов). Лысковская кафедра осталась под временным управлением митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия до благоусмотрения Свя­щенного Синода.

2 октября 2013 г. Священный Синод вернулся к рассмотрению вопроса о назначении главы Лысковской епархии и постановил избрать епископом Лысковским и Лукояновским архимандрита Силуана (Глазкина), настоятеля Троице-Сергиева Варницкого монастыря г.Ростова Великого Ярославской обла­сти.

1 ноября 2013 г. в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Патриаршей резиденции в Чистом переулке архимандрит Силуан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был наречен во епископа Лысковского и Лукояновского.

17 ноября 2013 г. в кафедральном соборе Христа Спасителя г.Калинин­града сонм архиереев во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершил хиротонию архимандрита Силуана во епископа.

22 ноября 2013 г. епископ Лысковский и Лукояновский Силуан прибыл на место определенного ему служения и вместе с митрополитом Нижего­родским и Арзамасским Георгием совершил Божественную Литургию в первом кафедральном городе Лысково.

Лысковская епархия включает в себя 12 благочиннических округов. Ко­личество приходов – 110. Прихожане этих храмов окормляются 80 священниками. Клир епархии составляют 80 священников и 3 диакона. Из них: один игумен, 33 протоиерея, один иеросхимонах, два иеромонаха и 43 иерея.

В состав Лысковской епархии входит Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь, основанный в 1434 г. прп. Макарием Желто­водским и Унженским (память 25 июля / 7 августа). У стен этого монастыря в свое время проходила повсеместно известная Макарьевская ярмарка. Сестриче­ство обители в настоящий момент составляет 18 сестер во главе с настоятельни­цей игуменией Михаилой (Орловой); из них: 7 монахинь и 9 инокинь.

В числе приходов Лысковской епархии есть единоверческая община в с.Малое Мурашкино Княгининского района.

Также под омофором епископа Лысковского и Лукояновского находится Краснооктябрьский район, где две трети населения составляют татары-мусуль­мане.

Лысковская епархия имеет святых покровителей в лицах преподобного Макария Желтоводского и Унженского, часть честной главы которого почивает в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре, а также святого праведного Алексия Бортсурманского, чьи честные мощи пребывают в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Бортсурманы Пильнинского района. Также в лике новомучеников и исповедников Русской Церкви прослав­лены ее верные служители, подвизавшиеся на территории Лысковской и Лукоя­новской епархии. Это священномученики Иоанн Флеров († 1918, память 21 сен­тября / 4 октября), Алексий Молчанов и Вениамин Владимиров († 1937, память 7 / 20 ноября) и мученики Стефан Митюшкин и Александр Блохин († 1937, па­мять 4 / 17 сентября) и некоторые другие. Также следует отметить, что выход­цем из г. Лысково был прп. Антоний Радонежский († 1877, память 12 / 25 мая).

Большая часть храмов епархии представляет собой наследие предыду­щих веков. Есть и такие, которых не коснулось закрытие во время гонений на Церковь.

На территории нынешней Лысковской и Лукояновской епархии еще в со­ветское время было несколько епископов. Епископы возглавляли, например, об­щины таких городов, как Лысково, Лукоянов и Сергач.

Сейчас кафедральными городами епархии являются города Лысково с населением 21 500 жителей и Лукоянов с населением 14 500 жителей. В г.Лысково есть 4 храма, из которых ныне действуют два - храм св. вмч. и По­бедоносца Георгия, который является в данный момент кафедральным вместо недействующего Вознесенского собора, и храм в честь Казанской иконы Божи­ей Матери. Также недействующим является Преображенский храм, приписан­ный к Макарьевскому монастырю.

В г.Лукоянове имеется один храм в честь Покрова Пресвятой Богороди­цы, который был освящен 2 августа 2010 г. Святейшим Патриархом Московском и всея Руси Кириллом. Лукоянов - историческая родина Святейшего Патриар­ха Кирилла. Здесь подвизались за веру его дед и отец.

Современное положение Лысковской и Лукояновской епархии требует значительных сил на сохранение и возрождение церковно-приходской жизни. Необходимы священнослужители и люди, искренне желающие посвятить свою жизнь служению на ниве христианского просвещения.

Не так просто взять интервью у епископа, ведь у них каждый день расписан по минутам. В наш скоростной век архиереи постоянно перемещаются: сегодня служат в одном месте, завтра — в другом. Но епископ Лысковский и Лукояновский Силуан любезно нашел окошко в своем плотном графике — между богослужением в Саровском монастыре и паломничеством по святым местам Сарова.

Ваше Преосвященство, что для Вас лично значит батюшка Серафим? Может быть, этот святой как-то поучаствовал в Вашей жизни?

Прп. Серафим Саровский — один из любимых мной святых. Когда я, еще будучи школьником, познакомился с его житием, то почувствовал теплоту и доброту прп. Серафима. В 1985 году я побывал в Дивееве, когда монастырь еще не был восстановлен. Эта поездка запомнилась, и навсегда в моей памяти остался образ прп. Серафима. А его молитвенное правило — три раза читать «Отче наш», три раза — «Богородице, Дево» и Символ веры — мне знакомо с детских лет. Когда же я стал читать «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», наставления прп. Серафима и книги о нем, углубляться в беседу старца с Мотовиловым о цели христианской жизни, то его образ все больше и больше раскрывался предо мной, как великого подвижника, молитвенника и учителя.

Есть свидетельства людей о том, что прп. Серафим приводит неверующих к вере, помогает укрепиться маловерным. Это особенно ценно в наше время. Ведь еще не все люди в нашей стране пришли к вере после того периода истории, когда активно пропагандировались неверие и безбожие, многие из них блуждают до сих пор.

У нас сейчас в Лысковском районе, в с. Летнево, строится храм, посвященный прп. Серафиму Саровскому. Человек, который взял на себя этот труд, очень укрепился в вере, когда познакомился с житием Преподобного, побывал в Дивееве, приложился к его святым мощам. У него появилось желание построить храм и посвятить его прп. Серафиму. Для нас большая радость, что митрополит Георгий дал нам частицу св. мощей Преподобного. Сейчас мы реставрируем старинную икону прп. Серафима и в сентябре планируем ее пронести крестным ходом по этому обширному селу. Надеемся, что прп. Серафим поможет всем жителям с. Летнево укрепиться в вере и благочестии, а холодных в вере сделает горячими.

Имя «Серафим» означает пламенный, а некоторым нашим христианам не хватает пламенной любви к Богу. Некоторые принимают крещение, крестят детей и думают, что этого достаточно для спасения. Но дар веры надо возгревать и укреплять, в вере воспитывать — все это труд.

Прп. Серафим на личном примере показал нам, как нужно изучать Священное Писание. Он настолько любил Слово Божие, что в понедельник полностью прочитывал Евангелие от Матфея, во вторник — от Марка, в среду — от Луки, в четверг — от Иоанна, в пятницу — книгу Деяний свв. Апостолов, в субботу — все апостольские Послания и в воскресенье — Апокалипсис. Каждую неделю прочитывал весь Новый Завет. Это — пример всем нам.

Думаю, что любовь прп. Серафима к Священному Писанию — один из секретов того, почему он так полюбил Бога и достиг совершенства. Ум его плавал в Священном Писании, где он на каждый вопрос находил ответ. Кроме того, прп. Серафим читал труды святых отцов. Это помогало ему правильно понимать Священное Писание — через людей, освященных Духом Святым, а не так, как некоторые, полагающиеся на свой ум, и делающие из прочитанного неправильные выводы.

Присутствует ли, ощущается ли Вами в Сарове дух батюшки Серафима?

Да, ощущается. Особенно, когда входишь в восстановленную келью прп. Серафима, представляешь, как он здесь молился, и как его душа отошла ко Господу во время молитвы. Когда видишь работы по восстановлению Успенского собора, когда узнаешь историю Саровской обители, которую безбожники хотели ликвидировать, и даже само это место неоднократно переименовывали. Казалось, что все погибло, но Господь творит чудеса, в т. ч. и через людей. Только надо иметь очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать.

К сожалению, в Сарове еще есть некрещеные люди. В мою епархию входят 18 районов на Юго-Востоке Нижегородской области. И я вижу, постоянно встречаясь с людьми, что практически все русские крещены, некрещеных — единицы. Более распространенная ситуация — когда люди крещены, но не просвещены; редко ходят в храм; крестят детей, но не воспитывают их в вере. Поэтому наша задача — их учить и просвещать.

Владыка, как нам, православным людям, удержать детей в Церкви, чтобы они не отпадали от нее по мере своего взросления?

Надо объединять православных людей, дружить семьями, вместе посещать святые места. Такую прекрасную возможность дают воскресная школа и православная гимназия.

Также опыт показывает, что дети хорошо укрепляются в вере, когда сами начинают проповедовать среди таких же школьников. Когда они не просто бесконечно защищаются и скрывают свою веру, а, наоборот, когда у них миссионерское устроение, и они переходят в наступление — убеждают сверстников, что не надо ругаться матом, курить, совершать плохие дела. Объясняют, что мы здесь не просто так существуем; что есть Господь, бессмертная душа и вечная жизнь. Рассказывая товарищам о вере, школьники сами укрепляются в вере.

У нас есть новый интересный проект — кружок «Юный Златоуст». Строятся храмы, и нам нужны новые священники, поэтому мы обращаем внимание на тех ребят, которые приходят в храм. Если они согласны стать священниками, предлагаем им составить проповедь, выучить ее и даем возможность выступить с амвона.

Этот проект идет из Московской духовной семинарии, которую я в свое время закончил. Там принято, что студенты на третьем курсе учатся произносить проповеди. Поначалу очень волнительно, когда говоришь с амвона, и тебя слушают 100-200 человек. Не каждый это может. Потом я применил этот опыт в Варницкой православной гимназии-пансионе, где я служил, в г. Ростове Великом Ярославской области. В этой гимназии мы ввели практику, что учащиеся 10-11 классов проповедуют за богослужением. И увидели положительный результат. Ребята учили наизусть отрывки из Священного Писания и жития святых, о которых ежедневно рассказывали после утренних молитв. А наиболее одаренные выступали с проповедью в выходные и праздничные дни. На самом деле, это придумал еще свт. Димитрий Ростовский, который создал в Ростове духовное училище, куда поступали дети с 10-12 лет. Этот подход особенно приносит добрые плоды, когда ребята талантливые, с хорошей памятью.

Когда я служил в Спасском районе, познакомился с мальчиком Володей Тюрихиным, предложил ему стать священником и готовится по нашей программе «Духовный спецназ». Он сказал, что надо подумать, посоветоваться с родителями. Договорились, что через неделю он сообщит свое решение. И он написал мне письмо. Подтвердил, что ему это предложение нравится, сообщил свой и мамин телефоны. Мы работаем с ним…

Еще у нас есть Денис Исаенков, ему благословили ношение подрясника. Мальчик закончил четвертый класс, тоже хочет быть священником, мама и папа согласны. Еще есть Даниил Носков, он сейчас готовит проповедь… Ребята выучили и рассказали жития князя Владимира, Александра Невского, Патриарха Тихона, апостолов Петра и Павла, историю Казанской иконы Божией Матери. Если современным школьникам не давать такие поручения, то у них не развивается речь. Они не могут красиво и понятно рассказать о каких-то событиях, говорят скомкано, сильно зажаты.

И еще одно направление — юные экскурсоводы по храмам, которые должны уметь рассказать более младшим детям о храмовых иконах. Я сам нес послушание экскурсовода в Троице-Сергиевой Лавре и Церковно-археологическом кабинете в 1989-1991 годы, когда учился в семинарии. Помню, сначала было боязно, а потом появились смелость и уверенность. После перестройки люди приходили самые разные, были и неверующие, и любители задавать каверзные вопросы. Это закаляет. Если не знаешь, что ответить, тут же бежишь в библиотеку заказываешь книгу, изучаешь вопрос. Все это помогает развивать речь, не бояться общения и уметь донести до ближних слово Истины. Хватит уже быть в обороне, мы там провели весь XX век, пора переходить в наступление.

Справка.

Лысковская епархия — одна из четырех епархий Нижегородской митрополии — была создана в марте 2012 года. Ее временным управляющим стал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. А в ноябре 2013 года в епархию прибыл незадолго до этого нареченный во епископа архимандрит Силуан (Глазкин) , настоятель Троице-Сергиева Варницкого монастыря г. Ростова Великого.

Лысковская епархия включает в себя 14 благочинниче ских округов. В числе ее святых покровителей наиболее известны прп. Макарий Желтоводский и Унженский и св. прав. Алексий Бортсурманский. Также выходцем из г. Лысково был прп. Антоний Радонежский. А г. Лукоянов — историческая родина Святейшего Патриарха Кирилла, где подвизались за веру его дед и отец.

Родился в 1969 году в Москве в семье художника. Крещён во младенчестве, с детских лет воспитывался в вере. В 1976 году в возрасте семи лет переехал в Сергиев Посад и посещал богослужения в Троице-Сергиевой лавре . По его словам: «Мой духовный отец - архимандрит Кирилл (Павлов). Он помогал мне в школьные годы, когда я учился в обычной школе, и сориентировал меня на духовное служение, на то, чтобы посвятить себя служению Богу в священном сане. После окончания школы я по рекомендации архимандрита Кирилла поступил в Московскую духовную семинарию. Через год ушел в армию. Потом продолжил обучение, а по окончании семинарии поступил в духовную академию» .

В 1987 году по рекомендации духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) поступил в Московскую духовную семинарию .

В 1988-1989 годах служил в рядах Вооруженных Сил в строительных войсках .

В 1992 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию .

На последнем курсе после серьезных раздумий выбрал монашеский путь . 15 марта 1996 года, на четвёртом курсе Академии, был принят послушником в братию Троице-Сергиевой Лавры.

В том же году закончил Академию со степенью кандидата богословия с кандидатской диссертацией по кафедре пастырского богословия на тему: «Жизнь и пастырское служение преподобного Варнавы Гефсиманского».

18 апреля 1997 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) в Троицком соборе Лавры был пострижен в монашество с именем Силуан в честь апостола от 70-ти Силуана .

5 января 1998 года был рукоположен в иеродиакона епископом Бронницким Тихоном (Емельяновым) в Московском храме Всех святых на Соколе .

8 октября 1998 года в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) рукоположен в сан иеромонаха .

27 ноября 1998 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен настоятелем восстанавливаемого Троице-Сергиева Варницкого монастыря, подворья Троице-Сергиевой лавры. Как он вспоминал: «поначалу просто страшно было от той разрухи, что царила на месте когда-то процветавшей обители» .

В 2002 году возведен Патриархом Алексием II в сан игумена .

16 апреля 2004 года за патриаршими богослужениями в Лавре награждён крестом с украшениями «за труды по воссозданию Троице-Сергиева Варницкого монастыря» .

27 апреля 2006 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриархом Алексием II был возведен в сан архимандрита .

За время настоятельства архимандрита Силуана все храмы древней обители, её башни и стены выстроены заново. Кроме того, построен надвратный храм в честь преподобных Кирилла и Марии, а также миссионерский, учебный, братский и жилые корпуса. В обители имеется пасека и небольшое подсобное хозяйство. Под руководством архимандрита Силуана была выполнена большая часть работ по возведению нового собора в честь преподобного Сергия Радонежского , который был освящён в 2014 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

1 ноября 2013 года наречён во епископа. Чин наречения возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл .

Дата рождения: 19 декабря 1969 г. Страна: Россия Биография:

В 1987 г. закончил среднюю школу № 3 в г. Загорске Московской обл. (ныне г. Сергиев Посад).

18 апреля 1997 г. в Троицком соборе обители наместником лавры пострижен в монашество с именем Силуан в честь апостола от 70-ти Силуана.

8 октября 1998 г. в храме Сошествия Святого Духа на апостолов в Троице-Сергиевой лавре рукоположен во иеромонаха.

В 1998 г. по благословению назначен настоятелем Варницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в пос. Варницы г. Ростова Великого Ярославской обл. с поручением восстановить Троице-Сергиев Варницкий монастырь на родине преподобного Сергия Радонежского.

В 2002 г. возведен в сан игумена. В том же году стал директором Варницкой православной гимназии.

В 2006 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. () избран епископом Лысковским и Лукояновским.

Во епископа 1 ноября 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. 17 ноября за Божественной литургией в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

1992 г. — Московская духовная семинария.

1996 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия: Лысковская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Архимандрита Силуана (Глазкина) при наречении во епископа Лысковского и Лукояновского.