Английский рожок музыкальный. Значение слова «рог» в библейской метафоре. Техника игры и тембр

История английского рожка содержит немало белых пятен, и неудивительно, что наши знания об этом инструменте периодически пополняются новыми интересными подробностями.

Директор Бельгийской консерватории XIX века Ф.А. Геварт полагал, что анг-лийский рожок - это усовершенствованный охотничий гобой, ко-торый И.С. Бах иногда использовал в хоралах. В начале нашего столетия некото-рые музыканты придерживались мнения, что ранние конструкции английского рожка имели серпообразно изогнутую форму, и название инструмента появилось в результате искажённого слова angle, что означает угол.
Изучая историю английского рожка, автор этой статьи накопил немало данных, опровергающих эту гипотезу. Многочисленные документы и рисунки художников ХVIII века свидетельствуют, что первые образцы английского рожка имели прямой, конусообразный ствол и ничто в их конструкции не напоминало угол.
Английский рожок был создан в начале ХVIII века берлинским инструмен-тальным мастером Айхентопфом, который увлечённо экспериментировал с духовыми инструментами. Однажды Айхентопф предпринял попытку реконструировать популярный в те времена гобой де амур. Мастер удлинил канал инструмента, понизив его строй, изменил форму отдельных деталей, изготовил грушевидный раструб и неожиданно для себя получил новый инструмент с нежным, очень тёплым и мягким тембром.

Гендель. Музыка для флейты и английского рожка.



1.Largo ("Softly Sweet in Lydian Measures" from Oratorio "Alexander"s Feast", HWV 75)

2.Allegro ma non troppo

("Più amabile beltà" from
Opera "Giulio Cesare",HWV 17)

Айхентопф пришёл в восторг от результатов проделанной работы. Он решил, что именно на таком инструменте ангелы должны воздавать хвалу господу, и назвал своё изобретение Engels Horn, что означает на немецком языке ангельский рожок, или горн ангелов. На старинных гравюрах можно найти множество изображений ангелов, которые играют на инструментах, похожих на гобой де амур, но несколько превосходящих его по длине.
Счастливый мастер поспешил переслать своё детище, чертежи и подробное описание в г. Турин своим друзьям, известным итальянским музыкантам Алессандро и Джироламо Безоцци. Алессандро был гобоист. Джироламо играл на фаготе. Несмотря на юный возраст, братья часто выступали в дуэте, пользовались успехом у публики и уважением в музыкальных кругах. Айхентопф надеялся, что сконструированный им инструмент понравится братьям Безоцци, а похвальный отзыв известных исполнителей поможет наладить его массовое производство. В музыкальном музее г. Турина хранится письмо Айхентопфа одному из братьев Безоцци, в котором сообщается: «На второй день Благовещенья смастерил я, наконец, большой гобой, который звучит подобно пению ангелов. Если ты, друг мой, подберёшь к нему подобающую трость, то, потренировавшись, сыграешь на нём так красиво, как никто дотоле не играл» .
Но юные Безоцци, будучи людьми весёлыми, подшутили над старым мастером. Они сделали вид, будто не разобрались в его почерке и, пытаясь перевести письмо с немецкого на итальянский, случайно ошиблись. Слово engels, они прочли как englisch и назвали инструмент corno inglese, что означает английский рожок.
Постепенно новый инструмент распространился по всей Европе, и повсюду его стали именовать так, как было указано в документах, составленных братьями Безоцци, - английским рожком, хотя к Англии он не имеет никакого отношения.

Бах. Соната для английского рожка.



Горячим приверженцем английского рожка был гениальный Антонио Виваль-ди. Он подметил, что этому инструменту хорошо даются интонации знойных восточных танцев. А. Вивальди смело включил никому не известный до тех пор инструмент в партитуру своей оратории «Юдифь торжествующая».
Композиторы ХVIII века, не желая ссориться с клерикальными кругами, не спешили писать сольные сочинения для английского рожка, но частенько применяли его в различных ансамблях. Сочиняя сольные произведения для высокого тромбона или виолы да гамба, многие авторы той эпохи позаботились о том, чтобы эту музыку было удобно играть и на английском рожке. Они не настаивали на том, чтобы непременно звучал тот инструмент, который указан на титульном листе.
Конструкция английского рожка XVIII века была не совершенна. Инструмент был неудобен в обращении и не мог соперничать с гобоем в техническом отношении. Видные гобоисты того времени А. Безоцци, И. Фишер, Р. Рамм скептически относились к возможностям нового инструмента и предпочитали играть на гобое.

Бетховен. Трио для двух гобоев и английского рожка.



1. Allegro
2. Adagio cantabile

Тем не менее Х. Глюк включил сразу два английских рожка в партитуру своей оперы «Орфей и Эвридика». А Й. Гайдн поручил развернутое соло двум английским рожкам в симфонии № 22 «Философ», где эти инструменты воспроизводят неторопливую беседу двух мудрствующих философов.

Л. Бетховен хорошо знал и любил английский рожок. Он мастерски использо-вал его в двух очаровательных Трио. Одно из них - Вариации для двух гобоев и английского рожка на темы из оперы В. Моцарта «Дон Жуан» - признанный шедевр ансамблевого искусства. Л. Бетховен, однако, не применял английский рожок в своих симфониях, потому что далеко не в каждой столице Европы можно было найти исполнителей на этом инструменте.

Бетховен. Вариации на тему оперы "Дон Жуан" для двух гобоев и английского рожка.



Из дневников и писем Л. Бетховена следует, что Трио для двух гобоев и англий-ского рожка звучало при жизни композитора, но, к сожалению, история не

В начале XIX века австрийский инструментальный мастер Стефан Кох стал из-готавливать английские рожки с изогнутым стволом. В исполнительской практи-ке того времени применялись и прямые английские рожки, и изогнутые углом. Изогнутый инструмент было удобнее держать в руках, но добиваться качественного звуковысотного интонирования было по-прежнему нелегко.

Музыка 20 - 21 века.

Вольф Феррари. Концертино для английского рожка и оркестра.



I. Preludio
II. Capriccio (05:49 )
III. Adagio (13:19 )
IV: Finale (21:28 )

Григорий Смирнов. Романс для английского рожка и оркестра.



В России горячим поклонником и пропагандистом английского рожка был М.И. Глинка. В обеих операх великого русского композитора широко использует-ся этот инструмент. В творчестве П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, в симфонических и оперных партитурах почти всех членов «Мо-гучей кучки» английский рожок занимает весьма почётное место. В XIX веке в России недоставало исполнителей на английском рожке, и музыкантов зачастую приглашали из-за рубежа. В 1836 г. специально для участия в премьере оперы «Жизнь за царя» был приглашён самый авторитетный в Европе исполнитель на английском рожке, профессор Парижской консерватории Г. Брод. Гастроли этого музыканта оплатила семья императора Николая I. Начиная с 1859 г., Русское музыкальное общество стало регулярно приглашать иностранных исполнителей на гобое и английском рожке для участия в симфонических концер-тах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Английский рожок

Введение

Английский рожок (итал. corno inglese, фр. cor anglais, нем. Englisch Horn) или альтовый гобой Ї деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность гобоя.

1. История происхождения и развития инструмента

исполнитель английский гобой рожок

Английский рожок был сконструирован около 1720 года на основе одной из моделей охотничьего гобоя (гобой да качча), к которой был добавлен грушевидный раструб. Предположительно, это сделал силезский мастер Вайгель. Образцы инструмента, сделанные в XVIII веке и первой половине XIX, имели форму дуги или были изогнуты под углом, а современный прямой вариант появился только в 1830-х годах.

Существует две версии появления названия «английский рожок». Согласно первой из них, ранние образцы этого инструмента напоминали трубы, с которыми на полотнах тех времён часто изображались ангелы, и немецкое слово engellisch (ангельский) трансформировалось в englisch (английский). По другой версии, неверно было употреблено французское слово anglais (английский) вместо anglй (угловой, изогнутый углом Ї по форме инструмента).

Современная прямая модель английского рожка была создана во второй четверти XIX века усилиями французских музыкальных мастеров Фредерика Триебера и Франсуа Лоре в сотрудничестве со знаменитым исполнителем на этом инструменте Анри Бродом.

2. Строение

По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бомльший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Аппликатура английского рожка полностью совпадает с аппликатурой гобоя, но из-за большей длины корпуса он звучит на чистую квинту ниже.

3. Репертуар

На первых порах своего существования английский рожок мог по желанию исполнителя заменяться на другие, схожие с ним инструменты семейства гобоев, поскольку композиторы почти не писали музыки специально для него. Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, Ї Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители Ї Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.

Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.

Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов Ї Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.

Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.

Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.

В симфонических произведениях XIX века английский рожок также исполнял эпизоды преимущественно пасторального или меланхолического характера. В Симфонии d-moll Сезара Франка у английского рожка самостоятельная оркестровая партия и обширное соло во второй части. Часто поручал этому инструменту сольные эпизоды Дворжак, один из самых известных Ї во второй части Девятой симфонии («Из Нового Света»). В симфонической легенде Яна Сибелиуса «Туонельский лебедь» английский рожок, солирующий на фоне приглушённого звучания оркестра, создаёт образ чёрного лебедя Ї проводника в загробный мир. Тембр английского рожка нередко использовался композиторами для изображения экзотических восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов (Сен-Санс, опера «Самсон и Далила»; Бородин, симфоническая картина «В Средней Азии» и др.)

В XX веке английский рожок стал применяться не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. В оркестре наиболее известные соло принадлежат Л. Яначеку (рапсодия «Тарас Бульба»), Х. Родриго (Аранхуэсский концерт), С. Рахманинову (поэма «Колокола», IV часть). Среди сольных произведений для английского рожка Ї Пастораль Картера (1940), Соната Хиндемита (1941), Концертино Вольфа-Феррари (1947), Концерт Васкса (1989) и др.

4. Техника игры

Техника игры и штрихи при игре на английском рожке Ї те же, что и на гобое, однако английский рожок отличается несколько меньшей технической подвижностью. В его исполнении наиболее типичны кантиленные, протяжные эпизоды в легато. Тембр английского рожка по сравнению с гобоем более густой, полный и мягкий.

Диапазон английского рожка по действительному звучанию Ї от e (ми малой октавы) до b2 (си-бемоль второй октавы). Самые верхние звуки диапазона используются редко. При одинаковой аппликатуре с гобоем английский рожок звучит на квинту ниже его, то есть принадлежит к числу транспонирующих инструментов in F.

Итальянские композиторы конца XVIII Ї первой половины XIX века нотировали партию английского рожка в басовом ключе, октавой ниже действительного звучания. Во французской традиции было принято писать ноты для него в редком меццо-сопрановом ключе. Наиболее распространена была нотация в альтовом ключе (её позднее применяли и некоторые композиторы XX века, в частности, С.С. Прокофьев). В современных партитурах партия английского рожка пишется в скрипичном ключе на чистую квинту выше действительного звучания.

В оркестре обычно применяется один английский рожок (реже два), причём его партия может представлять собой временную замену одного из гобоев (как правило, последнего по номеру).

5. Знаменитые исполнители

Сольное исполнение исключительно на английском рожке встречается редко. Большинство исполнителей на нём также хорошо владеют основным инструментом Ї гобоем.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История тромбона - медного духового музыкального инструмента басово-тенорового регистра; его разновидности, диапазон звуков, основные сферы использования, музыкальные возможности. Строение и составные части инструмента. Выдающиеся тромбонисты XIX века.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Предыстория появления виолончели. История возникновения и развития инструмента. Техника игры на виолончели. Строение инструмента: ее основные части. Анализ репертуара для виолончели. Обзор виолончельной литературы в творчестве советских композиторов.

    реферат , добавлен 12.02.2013

    История появления окарины как духового инструмента. Особенности его конструкции и настройка. Энергоинформационное влияние его звуков на окружающее пространство и живые организмы. Творчество Андрея Задерия в области изготовления керамических окарин.

    научная работа , добавлен 22.05.2014

    Классический репертуар для народных инструментов XIX в. Создание первых оркестров хроматических гармоник, балалаечного оркестра и особенности становления их репертуара. Композиторы и исполнители-народники. Произведения для струнных щипковых инструментов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Творческий коллектив "Терем-квартет", его деятельность. История музыкального коллектива, его участников. Появление идеи, первая репетиция, концерт. Дискография, репертуар, эксклюзивные проекты, концерты, фестивали. Основные события из жизни коллектива.

    реферат , добавлен 08.12.2008

    Понятие ансамбля и его виды. История создания российского музыкального фольклорного коллектива, его текущий состав, бывшие участники, особенности репертуара. Участие на конкурсе песни "Евровидение-2012". Интересные факты из творческой жизни группы.

    презентация , добавлен 19.03.2015

    Ознакомление с историей происхождения и строением арфы - щипкового струнного музыкального инструмента. Особенности и конструкция, виды арф, примеры современного использования. Изучение вопросов, связанных с музыкальной акустикой данного инструмента.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Теоретическое исследование технических, выразительных и воспитательных возможностей традиционного башкирского инструмента курай. Патриотический потенциал курая в период войн, восстаний и кризисов. Современный репертуар кураиста-исполнителя Р. Юлдашева.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2013

    Разработка струнно-щипковых инструментов, относящихся к группе хордофонов. Роль укулеле в развитии музыкальной культуры. Разновидности и настройка инструмента. Техника игры на гавайской гитаре. Его акустические характеристики. Механизм звукообразования.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2016

    Сведения о классической гитаре, ее место в системе отечественного музыкального образования. Анализ школ игры на инструменте. Планирование и организация первых уроков. Положение инструмента, правой и левой руки. Организация учебных и домашних занятий.

(англ. english horn; итал. corno inglese; франц. cor anglais; нем. englisches Horn), альтовый гобой увеличенного размера в строе F.

  • - термин, распространенный в плодоводстве при описании побеговой системы земляники...

    Анатомия и морфология растений

  • - 1) Часть назв. разл. дух. инструментов, напр. рожок английский, рожок почтовый и др. 2) Рус. нар. мундштучный инструмент, называемый также Р. пастушьим...

    Музыкальная энциклопедия

  • - - духовой язычковый муз. инструмент. Разновидность гобоя - увеличенный альтовый гобой в строе F. Происходит от альтово-теноровых разновидностей предшественников гобоя...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - 1) часть названий различных духовых музыкальных инструментов. 2) русский духовой мундштучный музыкальный инструмент, род пастушьего рожка. С конца 19 в. семейство рожков используется в ансамблях...

    Современная энциклопедия

  • - , альтовый гобой увеличенного размера в строе F....

    Музыкальная энциклопедия

  • - 1. Отросток пожарной магистрали, к которому присоединяется шланг. На гражданских судах Р. называют иногда пожарным краном. 2. Мыс...

    Морской словарь

  • - русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного усеченного конуса; делается преимущественно из бересты, с восемью перехватами из того же материала...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - музыкальный духовой деревянный инструмент, то же, что Альтовый гобой...
  • - 1) название различных духовых музыкальных инструментов. 2) Русский народный духовой инструмент; род пастушьего рожка с боковыми отверстиями, на котором обычно исполняют мелодии и наигрыши...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Р. рожка/...

    Орфографический словарь русского языка

  • - АНГЛИ́ЙСКИЙ, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РОЖО́К, -жка, мн. рожки, -ов, муж. 1. см. рог. 2. То же, что рог. Пастуший р. Играть на рожке. 3. Название различных изделий, предметов в форме рога, расширяющейся трубки. Газовый р. . Бумажный р. . Вафельные рожки...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РОЖО́К, рожка, муж. 1. . уменьш. к рог в 1 и 3 знач., маленький рог. «Остались от козлика рожки да ножки.» песня. Рожки улитки. 2. . Музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом...

    Толковый словарь Ушакова

  • - рожо́к I м. 1. Духовой музыкальный или сигнальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 инструмент...

    Словарь синонимов

"Английский рожок" в книгах

Английский рожок и гобой

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

«Английский»

Из книги Твоя пиццерия автора Маслякова Елена Владимировна

Банановый рожок

Из книги Что можно приготовить из бананов автора Толстенко Олег

Чай «Английский»

Из книги Рецепты на каждый день автора Ивушкина Ольга

Ружьецо, рожок да топорок

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Ружьецо, рожок да топорок В 1719 году вышел в свет роман «Робинзон Крузо». Через несколько месяцев он принес мировую славу его автору Даниелю Дефо. История шотландского моряка Александра Селькирка, прообраза Робинзона, была издана в большинстве стран мира. У Даниеля Дефо

Английский дом

Из книги автора

Английский дом Понятие семьи для англичанина неразрывно связано с понятием дома. Интересно, что англичане редко употребляют слово «родина», то есть оно существует в языке, но достаточно искусственно, в основном для других народов. Сами они говорят скорее «дом», и это

Рог и Рожок

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рог и Рожок «Рог. Музыкальное устройство, медная труба с раструбом, которая издает один лишь звук; эта русская музыка взята от охотничьих рогов, которые подбирались под голоса и таким образом составляли целый хор» (В. Даль). У древних евреев бараний рог – шофар – служил

Рожок

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Рожок В начале проспекта Обуховской Обороны – бывшего Шлиссельбургского тракта, там, где сейчас находятся корпуса мельничного комбината им. С.М. Кирова, – находились когда-то сенные магазины и склады купца Рожкова. По фамилии купца и вся окружающая местность,

рожок

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

рожок магазин автомата или пулемета Калашникова …заснувший на посту чижик из комендантского взвода принял мирно пасущихся ишаков за душманов и выпустил из них целый рожок. Сам полкач пообещал этому чижику «сладкую жизнь» за ложную тревогу, поднятую прямо над ухом. }