Аффилированная управляющая компания мкд. Онф предлагает запретить учредителям создавать больше одной управляющей компании в сфере жкх. К ним относятся

От Олега Шеина

Как член экспертного Совета Комитета по ЖКХ ГосДумы сегодня был на заседании. Обсуждался закон о лицензировании управляющих компаний.

Проект вызывает всеобщее отторжение. Все фракции, кроме Единой России, выступают против. Против выступают Ассоциации ТСЖ и Непосредственного Управления. Против высказалась Счетная палата. Свои замечания высказало Правовое Управление Администрации Президента и даже Правительство. Но на кону большие деньги. Очень большие. И безбедная жизнь нескольких поколений отдельных семей правительственных чиновников и членов партии Единая Россия.

Резко против проекта Галина Хованская (СР). Она председатель Комитета, но большинство в нем принадлежит ЕР.

Я выступил и сказал следующее: "Этот закон направлен не против управляющих компаний, а против собственников, против населения. О чем этот закон? - Допустим, собственники выбрали фирму для ремонта дома. Но в доме есть проблемы, так как последние 20 лет его разваливал ЖЭК, назначенный местными властями, а потом ими же приватизированный. Уже на следующее утро после решения жителей дома власть вправе начать выписывать предписания о ремонте дома, которые должны быть выполнены за два месяца. Заметим, что само государство обещает отремонтировать дома лишь через тридцать лет.

Так вот, если предписания не выполнены, и число домов, по которым они не выполнены, превышает 15% от общего числа обслуживаемых фирмой, то у нее изымается лицензия, а в дом приходит муниципальный чиновник, который:

Назначает ту компанию, которую захочет;

Определяет условия договора с ней;

Сам решает, сколько платить жителям.

Этот закон об уничтожении домовых Советов и права жителей самим решать, кто и как будет содержать их дом. Господин Чибис, замминистра, объяснил, зачем это делается: чиновничество не выполнило своих обязательств по капремонту, поэтому оно собирается отнять у граждан страны право самим выбирать обслуживающие фирмы, а затем собирать деньги с жителей одних домов и через свои фирмы якобы направлять их на ремонт других. Очень хорошо, господин Чибис, распоряжаться чужими деньгами. Мы категорически против этого закона. Мы - это Союз жителей России, который я представляю, и тысячи представителей жителей, уже направивших письма протеста".

Чибиса проняло и он громко закричал, что как хочет защитить активных собственников, видимо, имея в виду дружественно настроенного к нему Ваксельберга. "Кто хотя бы раз провел собрание собственников??!" - кричал Чибис. "Ну я провел. Много-много раз. И что?" - спросил я его. Ничего не ответил Чибис. Нечего ответит, да и к чему, когда в распоряжении фракция парламентского большинства, готовая голосовать за любое решение, особенно касающееся общественных денег. В данном случае речь идет об одном триллионе рублей в год.


Николаева и Сидякин

В общем, 12 за закон: только ЕР (включая Неверова, Николаеву и Сидякина)

10 - против, а именно СР (включая Хованскую и Миронова), КПРФ (Абалаков) и ЛДПР (Смирнов и Журавлев.

Уже сегодня противник нервничает. Письма протеста имеют свой результат. Их много и начальство начинает задавать вопросы. Сегодня Сидякин сымитировал пикет поддержки их воровского закона. Вышло аж пять человек + бригадир.

Ну мы-то посильнее будем. И не только в Астрахани, как на этой фотографии. С конца апреля развертываем выступления на улицах.

Не повышая уставняк в ГК лоббисты жонглируют коррупционными схемами допуска на рынок - комитет по ЖКХ обсуждает лицензирование, путая Шеиных под сказки Чибиса. Зал переполнен и агентства были, на сей раз обсуждение в комитете по ЖКХ обильно освещалось и оно стоило того .
Комитет ГД по жилищной политике и ЖКХ в перерыве пленарного заседания рассмотрел и голосами единороссов рекомендовал к первому чтению коррупционный закон единороссов Мартина Шаккума и Александра Сидякина о замене саморегулирования лицензированием для УК МКД. Хованская прошла в комнату 304 заранее, но докладчик от ЕР Качкаев разумно зашел в туалет облегчить душу превентивно перед новым грехом, справедливо полагая, что без его пакета доверенностей Хованская ничего не сможет, даже голосовать против. Документ продвигает в ГД Андрей Чибис. Принятые законы, в частности о поборах на капремонт, разгребает в СФ Михаил Мень. Подчеркнем, что главный двигатель законопроекта в Думе Мартин Шаккум дискуссии в комитете по ЖКХ игнорирует.
Председатель комитета по ЖКХ Галина Хованская сказала МП, что не подпишет положительное заключение на законопроект. Зампред комитета по ЖКХ Елена Николаева не будет поддерживать законопроект без условия его глубокой переработки.
В представленном объемном заключении комитета указано на необходимость существенной доработке законопроекта. Указано на многочисленные несуразицы начиная с того, что лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами не входит в предмет правового регулирования жилищного законодательства, определенного в статье 4 жилищного кодекса.
Эксперт в сфере ЖКХ, астраханский депутат Олег Шеин заверил МП что будет влиять на прохождение законопроекта в самом широком смысле слова. Лицензирования на этот вид деятельности нет нигде в мире. Чтобы построить дом лицензия не нужна, чтобы подмести территорию вокруг, нужна лицензия. Это все равно что лицензировать магазин.
Открывая обсуждение, Хованская подчеркнула что времени у нас не так много и предоставила слово автору, зампреду комитета Павлу Качкаеву.
Качкаев считает, что законопроект не только обсуждался очень долго и прошел полноценное нулевое чтение. Концепция одна введение государственного лицензирования в управлении домами. Очень трудно сменить УК, они исчезают вместе с деньгами, а уставной капитал всего десять тысяч в соответствии с законом. Возражения касаются следующего. Много вопросов вызывает постулат лицензирование ТСЖ и кооперативом. Размыто управление домом и содержание дома. Много вопросов о вхождении в рынок УК, у которых еще нет перечня управляемых домов. Вызывает вопросы прекращение лицензии в случае двух нарушений. Абсолютно неясна роль саморегулирование. Законопроект поддержан комитетами по МСУ, по собственности, есть заключение правового управления.
Вопросы
Галина Хованская добилась от Павла Качкаева честного прямого ответа, что проблема финансовой ответственности этим законопроектом не решается .
Александр Смирнов спросил на основании чего мы будем давать оценку, если нормативов нет, программы подготовки кадров нет? Не станет ли законопроект очередным витком разгула коррупции? Качкаев с сожалением сказал что кадрами никто не занимался и передал слово Минстрою.
Замминстроя Андрей Чибис в ответ сказал что требования к УК подготовили и запросили, каким еще условиям должна удовлетворять УК на рынке? Между первым и вторым чтением подготовим постановление правительства. В составе пакета УК должна представить квалификационный аттестат руководителя. Экзамен должне проходить открыто с участием общественности.
Депутат Александр Абалаков спросил почему Качкаев считает лучшим государственное регулирование. Качкаев не говорил что мы вводим государственное регулирование во всей отрасли.
Депутат Анатолий Шеин сказал что категорически отвергают систему штрафов. Столько возложили на жилищный надзор, делаем монстра, а специалистов нет. Качкаев миролюбиво объяснил что добавляется только одно. ТСЖ с общей сетью и территорией из закона уйдут. Чибис утверждал что новых функций на жилинспекцию не возлагается.
Хованская заявила, что денег в бюджете не предусмотрено, финансового обоснования нет, нет полноценного заключения правительства. Почему так вносятся нагрузочные законопроекты без заключения правительства, мы еще выясним.

Андрей Руденко поставил вопрос о ветхом и аварийном фонде. При чем тут ветхий аварийный, удивился Качкаев, заверив что так же будут лицензироваться, возможно на них не будет распространяться норма о 15%. Однако Хованская утверждала, что Качкаев как опытный человек понимает что никто не будет брать на себя ветхое и аварийное жилье под угрозой лишения лицензии.
Чибис утверждал что у нас нет двух сортов собственников для плохих и хороших домов, другое дело что в изношенных домах это стоит дороже. По словам Чибиса нуждаются в ремонте не 60%, а 51%.
Однако зампред комитета Елена Николаева сообщила о письмах мэров у которых и 60 и 70% нуждающихся домов и они не знают откуда брать деньги. Чибис на голубом глазу стал говорить о том что перекрестное субсидирование надо узаконить.
Хованская констатировала что коллега из министерства не читал отзывы. Половина категорически против и поднимают как раз те вопросы, о которых говорят депутаты.
Отвечая на вопросы депутата Астраханской Думы Олега Шеина, Качкаев предположил что решим как считать 15% от числа домов или от площади.
Дмитрий Гордеев Институт экономики города спросил возможно ли назвать по пунктам какие вопросы решает закон? По словам Качкаева не поддерживает всего 20 субъектов из них 10 поддерживают концепцию, есть замечания. Лицензирование можно доработать и будет нормальный закон. Качкаев понимает что это тоже временная мера и саморегулирование никто не отменял, думает мы его встроим.
Виктор Плескачевский спросил соответствует ли Конституции введение по существу регионального лицензирования? Процедура внесения законопроекта нарушена, если закон совместного ведения. Качкаев утверждал что нет. И Конституция позволяет вводить ограничения.
Хованская поставила главный вопрос: у нас что коррупции в этой сфере вообще нет? У кого отберут лицензию - у работоспособных или независимых? Качкаев подтвердил что у нас коррупция есть в т.ч. и в этой сфере. Есть и лоббирование. Качкаев набирал в Интернете: СРО за десять минут - три тысячи рублей, пять, десять. Будет все же какой-то контроль а не стихия как сейчас.
Выступления
Андрей Руденко подчеркнул что авторы законопроекта подняли страшный пласт. Лицензирование надо было вводить в закон о лицензировании. Адресное лицензирование выбьет с рынка и сделает их аффилированными. Связываться с лицензированием ветхого и аварийного жилья, капремонтом никто не будет. Мы хотим закон принять, а денег в бюджете нет.
Александр Смирнов выразил Качкаеву соболезнование что ему приходится представлять такого качества законопроект. В последних законопроектах наметилась нехорошая тенденция урезаются или не обращается внимание на права собственника. Контроль вторичен на фоне обеспечения прав собственника. Мы делаем вид что лучше знаем как сделать собственника счастливым. Сделали СРО и собрали деньги, теперь лицензии. Откуда деньги - анекдот: дали пистолет и крутись как хочешь. Принимать закон нельзя.
Раиса Кармазина любит ваш комитет, из пришедших на прием 93% граждан. Одна из претензий по УК. К новым домам претензий нет, там создаются ТСЖ. А вот где ежик муниципальное жилье, кому-то подарили, кто-то купил. Одни против других со своими ТСЖ, а кто-то сам вешает: мы ваше ТСЖ. Если мы хотим навести порядок, давайте работать. Другого пути нет, ворох проблем будет только накапливаться.
Виктор Плескачевский 12 лет возглавлял комитет по собственности и не знал что дискуссия дойдет до такого уровня. За последние пять лет ничего не происходит тарифы растут, здания ветшают. У закона нет предмета регулирования. Предметом регулирования в эксплуатации м.б. только обеспечение безопасности. Плескаческий может поддержать закон только если от него останется одно название. Создать рабочую группу и сделать заново.
Александр Сидякин сказал что мы не должны сразу в штыки воспринимать инициативы. К нам приходил Генеральный прокурор, помните какие цифры он называл? Ну давайте еще посидим, друг на друга посмотрим. Сидякин шел сегодня в Думу и видел несколько пикетов в поддержку законопроекта.
У Хованской другая информация. Она просит воздержаться от выпадов в ее адрес, это некорректно.
Александр Абалаков констатировал мы создаем организацию которая будет жить за счет УК.
Олег Шеин заявил что закон против собственников об уничтожении домовых советов. Ремонтировать за счет других домов - очень удобно распоряжаться чужими деньгами. Люди против.
Андрей Чибис поблагодарил за интересную дискуссию и агрессивно заявил о блокировании любых попыток навести порядок. Почему правительство поддержит - он позволит вытянуть собственников из коммунальных войн и сменить УК, навязанную муниципалитетом или оставленную застройщиком. Нужно дать право вето собственникам и расщепление платежей. Чибис попросил поддержать.
Галина Хованская отметила в отзыве правительства необходимость одновременного внесения поправок в Налоговый и Бюджетный кодекс, проектов нет.
Андрей Кузин подчеркнул что проблема далека от решения и законопроект ее не решает. Все чиновники и УК против, а все люди категорически за.
Елена Николаева согласилась с Плескачевским, можно принять лицензирование и четко сказать что мы лицензируем - только безопасность, все остальное права собственников. Надо обеспечить конкуренцию. Ответственность перед собственником предмет обсуждения перед вторым чтением. Нам нужно понять что при введении лицензирования что надо исключить единоличный контроль и лицензирования и лицензионного контроля. Квалификационный экзамен это предмет саморегулирования профессионального сообщества. Законопроект принимать надо с условием существенной доработки. В комитете надо создать рабочую группу и Николаева готова работать.
Геннадий Носовко согласен что проблему надо решать но не таким способом. Закон ничего не решит.
Гордеев утверждал что все понимаем предложена лишь дубинка чтобы убирать УК. Проблему пассивности собственников не решает. Носовко проводил собрание, не мог набрать собственников и не мог подсчитать голоса потому что невозможно подсчитать доли. Нет четких требований. Будет коррупция.
Хованская высказала свою точку зрения: предложен инструмент точнее каток, который уничтожит конкурентную среду, создаст аффилированных. Процесс идет и в Москве и Петербурге, отнимают дома и уничтожают ТСЖ. Мы не получили заключение прокуратуры о коррупционности, не получили о затратах бюджета. СП против. Мы забыли как управляли ДЭЗы ЖЭКи? Не в нашу пользу.
В проекте решения нет рекомендации принять в первом чтении. Однако Качкаев настоял. Хованская сказала что мы знаем какое будет решение, ответственность несете вы ЕР. Качкаев согласен.

Создаем рабочую группу, Хованская ее возглавляет. Единогласно
Обсуждался законопроект 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами)».
Документ внесен 11.02.14 депутатами В.А.Васильевым, М.Л.Шаккумом, С.А.Поповым, П.Р.Качкаевым, О.И.Аршбой, О.Ю.Баталиной, В.С.Тимченко, Д.В.Савельевым, Н.И.Булаевым, Г.Н. Кареловой, Р.Э.Гольдштейном, С.В.Железняком, Р.С.Ильясовым, В.И.Афонским, Д.Ф. Вяткиным, Р.А.Баталовой, М.Т.Гаджиевым, В.П.Водолацким, Б.В.Агаевым, Д.О. Хоролей, А.В.Каминским, В.Б.Ефимовым, Р.К.Тихоновым, С.В.Максимовой, М.М. Абасовым, А.В.Богомазом, А.Ю.Брыксиным, У.М.Умахановым, Р.Х.Натхо, Р.Д. Курбановым, А.Л.Красовым, М.Б.Терентьевым, Р.Ю.Чуйченко, Н.С.Валуевым, П.М. Федяевым, В.Г.Гридиным, В.В.Бурматовым, Р.В.Кармазиной, З.М.Степановой, П.Н. Завальным, П.И.Пимашковым, С.В.Чиндяскиным, Т.К.Агузаровым, М.Е.Николаевым, В.А. Крупенниковым, И.Н.Игошиным, С.Ю.Теном, А.Б.Выборным, В.В.Ивановым, В.М. Кононовым, О.М.Казаковой, А.Б.Василенко, Н.И.Макаровым, Ш.Ю.Саралиевым, М.В. Тарасенко, М.А.Мукабеновой, З.Я.Рахматуллиной, Е.Н.Сенаторовой, Ю.А.Липатовым, А.Г.Когогиной, Г.А.Балыхиным, В.Е.Булавиновым, И.В.Белых, А.Н.Хайруллиным, А.А. Махмутовым, М.С.Гаджиевым, А.Г.Сидякиным, В.И.Лысаковым, Б.В.Михалевым, В.В. Белоусовым, Г.В.Курановым, Д.В.Волковым, Р.Ш.Хайровым, И.Б.Богуславским, Р.М. Марданшиным, Е.И.Кузьмичевой, Б.К.Балашовым, Н.Ф.Герасименко, М.А.Кожевниковой, И.Ю.Фахритдиновым, Н.А.Шайденко, А.Е.Карповым, Ф.А.Клинцевичем, З.А. Аскендеровым, О.Д.Валенчуком, Б.Д.Зубицким, В.А.Казаковым, Д.С.Коньковым, Э.А. Валеевым, А.Н.Ткачевым, М.Ю.Назаровой, В.Е.Позгалевым, И.И.Квиткой, С.В. Петровым, Л.А.Огулем, Г.К.Сафаралиевым, Е.Ю.Ушаковой, В.М.Заварзиным, В.А. Поневежским, А.Н.Пономаревым, З.Д.Геккиевым, А.А.Ремезковым, М.В.Слипенчуком, С. Ш.Мурзабаевой, С.П.Кузиным, Л.И.Швецовой, А.М.Меткиным, В.В.Терешковой, З.А. Муцоевым, Г.А.Карловым, В.А.Язевым, Л.Н.Яковлевой, М.Ю.Маркеловым, Р.Ф. Абубакировым, А.Н.Дегтяревым, Э.Г.Глубоковской, Н.В.Панковым, Г.В.Аникеевым, Е. С.Москвичевым, В.В.Кабановой, И.В.Соколовой, О.В.Лебедевым, А.И.Фокиным, В.Б. Кидяевым, Е.Ф.Лаховой, М.М.Бариевым

Управляющая компания в сфере ЖКХ — это некоммерческая организация, основанная для выполнения хозяйственно-эксплуатационных функций, связанных с санитарно-техническим содержанием многоквартирных домов (МКД).

Следует отметить, что термин «управляющая компания ЖКХ» — это бытовое название, в жилищном законодательстве употребляется обозначение «управляющая организация» .

Эта путаница часто вызывает неправильное понимание сути УК и создаёт разночтения в ссылках на законодательные акты. Тем не менее, будем впредь использовать термин УК как более привычный.

По определению Жилищного кодекса, управляющая организация — это одна из форм управления жилым многоквартирным домом , такая же, как и ТСЖ или непосредственное управление.

Суть, цель и назначение

Вся деятельность УК подчинена одной цели — освободить жильцов многоквартирных домов от забот по обслуживанию, ремонту и содержанию дома, по уборке территории, вывозу ТБО и прочим необходимым постоянным действиям, выполняя все эти за определённую плату.

Без такой организации дом просто рискует остаться без обслуживания и понемногу будет разрушен , поскольку самоорганизоваться и обеспечить должный уход за жильём смогут далеко не все жильцы.

Тем более, что обеспечить законность в этом вопросе будет практически невозможно. Поэтому (ТСЖ, прочих видов управления) как ответственных исполнителей жизненно необходимо и установлено законодательно. Жильцы многоквартирного дома общим собранием и заключают с ней договор управления, на основании которого УК осуществляет свою деятельность.

Видео о том, что такое УК, как правильно ее выбрать и каковы ее основные цели:

Какие типы УК бывают?

По форме управления УК бывают:

  • Жилищные объединения.
  • Частные управляющие компании.
  • Государственные Унитарные Предприятия (ГУП), Дирекция Единого Заказчика (ДЕЗ).
  • Непосредственное управление собственниками.

При этом, УК могут иметь разную специализацию — только обслуживание, только управление, обе функции сразу либо какие-то другие варианты. Но чаще всего УК занимаются выполнением всех обязанностей, так как для заказчика услуг — в нашем случае, для жильцов — гораздо удобнее, когда все функции сосредоточены в едином центре.

Не знаете, какая именно УК обслуживает ваш дом? Читайте о том, как уточнить информацию в . А если хотите отказаться от своей управляющей компании, читайте о том, как это правильно сделать.

Виды деятельности

Принцип деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ основан на управлении многоквартирным домом и включает следующие этапы:

  • Сбор информации об объекте управления;
  • Исследование полученных данных;
  • Деятельность, направленная на улучшение качества проживания собственников квартир.

Жильцам домов, использующих право на участие в управлении многоквартирным домом, необходимо владеть полной информацией о видах управления.

Вид Особенности На какое жилье рассчитан
Непосредственное Исключительная задача — сотрудничество с подрядчиком для выполнения текущих и срочно ремонтных работ. Решением административных вопросов занимается представитель, каждый собственник помещения заключает индивидуальный договор с ресурсоснабжающей организацией — исполнителем. Небольшие дома (до 40 квартир)
Гибридное Самостоятельность жильцов в решении вопросов эксплуатации и содержания дома без участия компании. Дом, количество квартир в котором не ограничено.
Эксплуатационное Жильцы создают товарищество собственников жилья, которое, опираясь на договор, выбирает управляющую компанию. Любой многоквартирный дом или несколько домов, соединенных одной коммуникационной системой.

Общие правила работы

В апреле 2018 года правительство Российской Федерации внесло изменения в проведение осмотров общедомового имущества, мелкого текущего и капитального ремонтов и отчетности перед собственниками жилых помещений. Рассмотрим подробнее.

Осмотр общего имущества должен осуществляться на предмет протечки, поломки два раза в год: весной и осенью.

  • Текущий осмотр выполняется в соответствии с технической документацией. Для каждого элемента свой срок и периодичность;
  • Сезонный осмотр осуществляется 1 раз в полгода. Весной проводят после отключения отопления, осенью — перед началом отопительного сезона. Собственники жилых помещений при желании могут принять участие в обходе общего имущества и составить список работ для текущего ремонта.
  • Внеочередной осмотр УК обязана провести в течение суток после чрезвычайного происшествия: урагана, аварии и др. Результаты всех осмотров хранятся с документами на дом, при желании можно с ними познакомиться, а предложения по текущему и сезонному осмотрам должны быть доведены до всех жильцов.
  • О тарифах на услуги. Сколько платить, решают собственники жилья на общем собрании (действительно в течение 1 года). УК предлагает тарифы на услуги. жильцы — принимают или отклоняют предложение. Изменения коснулись порядка уведомления новых предложений УК.

    Справка! Собственники многоквартирного дома получают информацию о смене тарифов за 30 дней с помощью специального сервиса на Госуслугах и оповещений на досках объявлений.

  • Контроль за УК стал проще. Информацию о себе (контактные данные, тарифы, нормативы, памятки и др.) компания должна разместить в доступном для жильцов месте.

Каким законами регулируется деятельность?

К законодательству, регулирующему и их стандарты, относятся следующие акты:

Кроме этих основных документов в рабочем процессе могут быть использованы различные нормативные акты, положения и решения местных административных органов.

Первенство принадлежит Жилищному кодексу как основополагающему документу, и любые несоответствия толкуются с его позиций. Все распоряжения или иные действия, противоречащие нормам законодательства в надзорных органах или оспорены в суде.

Устав

Устав является основным документом, определяющим цели, правила работы и условия деятельности УК, его правовой статус, распределение обязанностей. Документ подробно охватывает все направления работы, регулирует отношения между работниками, жильцами подведомственных домов и прочими лицами.

Также устав решает вопросы финансового плана, регулируя заработную плату наёмных рабочих, денежное вознаграждение ИТР и т.д. Все положения устава должны строго соответствовать действующему законодательству и нормативным актам.
Любое противоречие пунктов устава законным требованиям недопустимо и отменяет действие этих пунктов и разделов.

Кому подчиняются управляющие многоквартирными домами организации?

Кто же управляет управляющими компаниями ЖКХ? В УК есть свой управляющий, назначенный руководством. О его обязанностях мы рассказывали .

Однако в любом случае общему собранию собственников жилья многоквартирного дома. При этом, административного подчинения у УК нет . Собрание собственников может предъявить претензии, внести предложения и т.д.

Деятельность коммунальщиков часто вызывает нарекания и жалобы, иногда обоснованные, иногда — нет.

При появлении серьёзных нарушений со стороны УК жильцам правильнее обратиться непосредственно в УК, чтобы решить вопрос на месте. Согласно ЖК РФ, жалоба в УК должна быть рассмотрена в 3-х дневный срок .

Если решение не принимается или необоснованно затягивается, то жильцам следует обратиться в Жилинспекцию при городской администрации, которая является самой надёжной и эффективной инстанцией, существующей для решения подобных вопросов.

Есть и другие инстанции, обращение в которые помогает решить вопросы, например, прокуратура или городская администрация, но Жилинспекция среди них — самая надёжная.

Если не помогает ни один способ, остаётся только отстаивать свою точку зрения в суде. Это вариант, затратный по времени, нервам и требующий помощи юриста, но в случае успеха решение вопроса гарантировано. Надо иметь в виду, что УК после двух проигранных судов лишается права управления домом.

Жилищное законодательство позволяет успешно решать проблемы с жилым фондом. с помощью управляющих компаний — наиболее грамотный и профессиональный тип содержания и обслуживания жилья. Добиться успеха в этом направлении могут только люди, имеющие для этого занятия всё время, а не пару часов после работы.

Большое количество организационных, технических и правовых вопросов требуют работы целого коллектива специалистов, и УК — самый правильный выбор для этого.

Типичные нарушения в ЖКХ в Пермском крае:

Органы прокуратуры подвели итоги работы по соблюдению жилищных прав граждан при установлении тарифов, взимании с населения платежей в системе ЖКХ, в том числе, при осуществлении государственного (муниципального) надзора (контроля) в названной сфере.

Результаты прокурорских проверок показали, что нарушения указанного законодательства допускаются как исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления, так и управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

В частности, в работе Инспекции государственного жилищного надзора края выявлены факты ненадлежащего исполнения контрольно-надзорных функций в рамках осуществления государственного жилищного надзора, а именно проведение мероприятий по контролю за исполнением выданных предписаний с нарушением установленного срока либо не проведение их вообще. В связи с чем имеют место факты бездействия управляющих организаций, выразившиеся в неисполнении соответствующего перерасчета по предписаниям, и, как результат, длящееся нарушение прав граждан.

В деятельности Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края выявлены факты осуществления ненадлежащего исполнения обязанностей по утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, а также по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Проведенная в Региональной службе по тарифам края (далее - РСТ) проверка показала, что исполнение законодательства о ценообразовании в сфере жилищно-коммунального хозяйства РСТ края осуществляется не в полном объеме, что выражается в некачественном проведении проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения тарифов (цен); в несвоевременном рассмотрении заявлений регулируемых организаций об установлении тарифов; в ненадлежащем контроле за исполнением регулируемыми организациями производственных программ.

В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой края в адрес руководителей данных контрольно-надзорных органов края внесены представления, по результатам рассмотрения которых органами власти приняты конкретные меры, направленные на устранение нарушений.

Наиболее распространенными нарушениями в рассматриваемой сфере правоприменения являются неисполнение органами местного самоуправления полномочий по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих порядок предоставления организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, информации, в том числе об установленных ценах, тарифах и т.д.

Например, в результате вмешательства прокуратуры г. Александровска органами местного самоуправления 4 муниципальных образований приняты меры к разработке и принятию указанных актов.

Широко распространены случаи ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий по проведению проверок исполнения управляющими организациями условий договоров управления многоквартирным домом.

Например, проверкой, проведенной прокуратурой г. Перми в декабре 2013 в департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, выявлено более 20 обращений о неисполнении управляющими организациями условий договора управления, в том числе в части необоснованного начисления коммунальных платежей, подлежащих рассмотрению в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ. При этом проверки по ним не организованы и не проведены.

По результатам внесенного 30.12.2013 прокурором представления, решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 № 12 утвержден Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. За истекший период 2014 года департаментом ЖКХ администрации г. Перми инициировано проведение 15 проверок в порядке ч. 1.1. ст. 165 ЖК РФ.

По-прежнему, допускаются факты незаконного принятия муниципальных нормативных правовых актов по вопросам установления цен (тарифов) в сфере ЖКХ, нормативов потребления коммунальных услуг.

Например, прокурором Нытвенского района 17.03.2014 принесен протест на принятое с превышением полномочий органа местного самоуправления постановление администрации Уральского городского поселения от 22.01.2014 № 10, которым утвержден тариф на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО для населения, проживающих в домах, находящихся в управлении ООО «УК «Лидер». Протест удовлетворен, незаконный правовой акт отменен.

:
Распространенный характер носят нарушения прав потребителей при расчете и взимании платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах. Имеются факты выставления управляющими организациями «двойных квитанций» на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Лысьвы в ООО УК «Жилищно-эксплуатационный участок № 2», установлено незаконное увеличение оплаты за техническое содержание общедомового имущества в многоквартирном доме. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности ООО «УК «Сервис Плюс - 3». По итогам проверки в адрес директоров указанных управляющих организаций внесены представления, по результатам рассмотрения которых, жильцам домов был сделан перерасчет по оплате содержания общедомового имущества, должностные лиц, допустившие нарушения закона, привлечены к дисциплинарной ответственности.

По заявлениям прокурора Мотовилихинского района г. Перми судом принято решение о признании незаконными действий управляющей компании, не имеющей права на управление многоквартирным домом, по начислению платы за содержание и текущий ремонт, а также о взыскании в пользу граждан денежных средств, внесенных ими в счет платы данной услуги.

Характерными нарушениями прав граждан, сопряженными с незаконным использованием денежных средств граждан, которые допускаются управляющими организациями, являются: неправомерное использование средств граждан, направляемых на оплату содержания общего имущества дома; незаконное удержание средств жильцов управляющей организацией, прекратившей управление домом; необоснованная оплата управляющей организацией за счет средств граждан работ, которые фактически не выполнены; неправомерное использование управляющими организациями средств граждан на выдачу займов сторонним лицам, в т.ч. аффилированным.

В целях устранения указанных выше нарушений закона прокурорами применялся весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера.

Например, прокуратурой Дзержинского района г. Перми выявлен факт присвоения руководителями и учредителями управляющей организации ООО «Домоуправление» средств граждан, поступивших в счет оплаты коммунальных услуг, на сумму 9 268 133 руб., а также хищения денежных средств путем выдачи краткосрочных займов аффилированным организациям в размере 8 185 000 руб. В связи с этим 10.09.2013 прокуратурой района материалы проверки направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании руководителей и учредителей ООО «Домоуправление». По результатам процессуальной проверки 23.09.2013 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ, по которому в настоящее время ведется предварительное следствие.

По информации правоохранительных органов в указанной сфере за период 2013 - текущий период 2014 гг. возбуждено и расследовано 13 уголовных дел, совокупный ущерб от преступлений указанной категории составил свыше 360 млн. руб. При этом в рамках предварительного следствия наложен арест на имущество обвиняемых лиц соразмерно сумме причиненного ущерба.

Данный вопрос был рассмотрен на заседании коллегии прокуратуры Пермского края.
(подготовлено по материалам управления по надзору за исполнением федерального законодательства)

Не секрет, что тарифы на коммунальные услуги постоянно увеличиваются. В течение последних нескольких лет, процент их роста составил 25%.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Могут ли управляющие компании «нажиться» на гражданах России? Существует ли практика двойных платежей, о которых появляется все больше слухов? Как проявляется мошенничество управляющей компании? Все эти вопросы будут рассмотрены в статье.

Обязанности ЖКХ

К относятся:

  • проведение эксплуатационно-ремонтных работ (осмотр и сохранение имущества дома, уборка подъездов, обеспечение всего необходимого для соблюдения правил безопасности и т.д.);
  • оказание организационных услуг (борьба с долгами, организация общих собраний, собственников об изменениях и т.д.).

Нарушения

К наиболее распространенным нарушениям со стороны жилищных компаний, относятся:

  • неправильное проведение собраний;
  • нарушение правил начисления платежей;
  • невыполнение мер, установленных действующим законодательством.

Каждое из этих нарушений необходимо рассмотреть в отдельности.

Проведение собраний

При проведении собраний допускаются следующие нарушения:

  1. Инициатором выступает исполнитель управляющей компании. В соответствии со , проведение внеочередного собрания является возможным только по инициативе одного из владельцев жилой площади. Более того, порядок проведения (назначение, определение даты и времени) должен происходить по согласию собственников.
  2. Нарушаются правила, используемые для определения общей площади строения и отдельных помещений. Нередко общий метраж помещений, находящихся в доме, уменьшается, поскольку в него не включается часть площадей, к примеру, нежилые помещения. Такой подход к счету называют «искусственным». Он используется для увеличения процента жильцов, принимающих участие в общем собрании, следовательно, возрастает количество те, кто проголосовал за принятие определенного решения.
  3. На рассмотрение выносятся вопросы, которые не относятся к компетенции управляющей компании (к примеру, утверждение параметром потребления услуг, перераспределение за них оплаты). В соответствии с коммунального типа никакой экономии по ним не предусматривается, поскольку плата начисляется в соответствии с определенной формулой (она исключает получение прибыли или убыток).

Начисление платежей

Нарушения встречаются также в области собственниками квартир в многоквартирном доме за предоставление услуг.

Нарушается форма перевода платежей за содержание и ремонт жилой площади.

Предусматривается несколько вариантов нарушений такого характера:

  • у владельцев отсутствует решение о размере платы за содержание жилой площади, если органы самоуправления самостоятельно применяют тарифы, утвержденные без согласия собственников, то это является законным только в некоторых случаях, и ни каким образом не может распространяться на жителей города;
  • не разработана структура внесения оплаты за содержание и ремонтные работы жилой площади.

Может быть нарушен порядок перевода оплаты за проведение капитального ремонта.

Предусматриваются следующие виды нарушений:

  1. отсутствует перечень работ для проведения капитального ремонта с указанием стоимости каждого из них, а также сроков реализации;
  2. плата за коммунальные услуги противоречит и нарушает правила, принятые на ранее проведенном общим собрании, к примеру, на нем было установлено решение о принятии участия в программе федерального значения (регулируется ФЗ №158), следовательно, необходимо внесение владельцами 5% платы, однако начисление оплаты продолжается даже после того, как собственники уже внесли свою долю, что является противоречием.

Возможно нарушение формы перечисления оплаты за предоставление коммунальных услуг при проведении периодических перерасчетов. Оплата происходит по установленным формулам, но раз в год происходят перерасчеты.

Управляющие компании, даже вместе с собранием владельцев квартир, не могут перераспределять средства, полученные с оплаты услуг.

Неисполнение законов

Кроме ЖК РФ и Правил предоставления услуг, предусматриваются иные законодательные акты, обязательные для исполнения.

К ним относятся:

  1. Правила тех. эксплуатации жилого фонда – положение этого документа является обязательным для собственников квартир и управляющих компаний.
  2. , осуществляющими работу в области управления многоквартирными зданиями.

Нередко эти законодательные акты нарушаются, о чем владельцы жилья не задумываются.

Мошенничество управляющей компании

Многие догадываются, что в своей деятельности управляющие компании используют мошеннические схемы.

Их настолько много, что перечислить все практически невозможно. Однако в этой статье будет рассмотрено несколько наиболее широко используемых вариантов, что позволит предупредить их дальнейшее распространение.

Часто встречающиеся схемы

Основные случаи мошенничества:

  1. При проведении ремонта используются материалы несоответствующего качества. Для создания видимости обслуживания домов работники организаций останавливаются на наиболее доступных способах. Факт мошенничества удается выявить при первой поломке. Способ предупреждения платы за эти «лжеуслуги» – просьба предоставления счета.
  2. На работу в управляющую компанию принимают людей, которые на самом деле не существует. К примеру, директор и бухгалтер компании оформляют несуществующих людей в качестве дворников. За свою работу те получают денежные средства, но на самом деле они идут на выписку премий директору и бухгалтеру.
  3. «Фальшивое» банкротство основывается на том, что компании начинают специально накапливать задолженности. Все средства, выплачиваемые гражданами «распылаются» на фирмы, которые могут закрыться в любой момент. Наряду с этим ведется подготовка документации, на основании которой деньги перечисляются на ведение строительной деятельности, преодоление неполадок и т.д. Поставщики услуг в такой ситуации списывают долг, но отключают коммуникации (к примеру, электричество).
  4. Борьба УК друг с другом. Компании готовы сделать многое, чтобы часть домов находилась в их владении, поскольку это напрямую сказывается на прибыли.

Как бороться?

Чтобы мошенничество управляющих компаний ЖКХ не продолжалось, с этим необходимо бороться.

Способ борьбы определяется характером проблемы. Допустим, жильца не устраивает суммы, указанная в квитанции, поскольку непонятно, за что она начислена.

В такой ситуации требуется обратиться к бухгалтеру, который объяснит:

  • за что были взяты эти денежные средства;
  • под влиянием каких факторов формируется цена;
  • какие для этого применяются формулы.

Что касается решения распространенной проблемы – оплаты ремонта, подъезда и т.д., то требуется обратиться к директору либо бухгалтеру управляющей компании для получения отчета о том, какая сумма необходима для выплаты и какие работы будут проведены.

Большинство компаний фактически отказываются предоставлять эти сведения, поскольку это долгая бумажная работа, но она является одной из их обязанностей.

Довольны ли вы работой своей управляющей компании? Скорее всего, не очень. Если верить статистике, только несколько процентов россиян не имеют нареканий к управляющей компании, работающей в их доме. Кого-то не устраивает стоимость предоставляемых услуг, кого-то – их качество. Часто это недовольство проецируется на весь жилой комплекс, а потом - и на застройщика. Люди не больно-то хотят разбираться, по чьей вине у них в подъезде отваливается штукатурка – это не доделала условная ГК “НеДоСтрой” или не уследила условная УК “Спустя рукава”? Тем более, что в последнее время вторая всё чаще принадлежит первой.

По российскому законодательству, каждый жилой дом должен находиться под чьим-либо управлением. Поэтому завершив строительство, компания-застройщик либо сама начинает следить за эксплуатацией проекта, либо передаёт его в надёжные руки профессионалов.

Расставаться со своим детищем, впрочем, не так легко, как кажется – управление большим жилым комплексом приносит такие же большие деньги. Кто же захочет от них отказываться?

Что такое “аффилированная управляющая компания”?

Кстати

Впрочем, у слова “аффилированный” есть и второе, переносное значение – “связанный общими интересами”. Может быть, по документам управляющая компания и не входит в состав застройщика – но если застройщик раз за разом доверяет свои проекты одной и той же УК, не так уж сложно сделать определённые выводы о, как минимум, устных договорённостях.

Так у застройщиков появляются аффилированные управляющие компании. Официально “аффилированный” значит “юридически связанный”. И правда, крупные застройщики, особенно осуществляющие полный цикл работ, легко могут позволить себе содержать штат сотрудников, который будет следить за домом во время его эксплуатации. Кстати, даже если управляющая компания совершенно самостоятельная, она всё равно получается “от застройщика” – на первом этапе после сдачи дома именно застройщик выбирает, кому его отдать.

Юридически связанные с застройщиком управляющие компании стали появляться в России примерно в середине 2000-х. В основном – в проектах жилья высокого класса. Всё-таки покупая квартиру в таком объекте, человек, как часто говорят в рекламе, “приобретает не просто квадратные метры, но и стиль жизни”.

Мало того, что от обслуживания дома зависит комфорт его жителей – от этого напрямую зависит и репутация застройщика. Вряд ли в чей-то стиль жизни удачно вписываются холодные батареи, грязные межквартирные холлы и неблагоустроенный двор. Тем более, обслуживание и даже техническое оснащение домов какого-нибудь бизнес-класса зачастую оказывается сложнее, чем дешёвых объектов. Без ответственных профессионалов, знающих дом от А до Я, тут не обойтись.

Почему у управляющих компаний от застройщика обычно плохая репутация?

Сейчас, конечно, управляющие компании от застройщика часто (возможно, даже чаще) появляются и в проектах комфорт- и эконом-класса. Чем крупнее проект, тем больше вероятность, что его отдадут “своим”. Во-первых, велика ответственность – на чужие плечи её не переложишь. Во-вторых, если управляющая компания работает только на одном объекте (или на нескольких, но похожих) , она скорее выполнит свою работу качественно, чем компания, работающая в разных домах по всему городу. Ну и в-третьих, крупные проекты максимально выгодны.

Аффилированная управляющая компания получает практически полную власть над домом – и это, к сожалению, не всегда хорошо. Если тарифы по оплате коммунальных услуг хоть как-то регулируются государственной властью, то остальные свои услуги УК предлагает и оценивает самостоятельно.


Не спешите радоваться, если, скажем, балконное остекление снаружи моют чересчур часто – не забывайте, что вам придётся за это платить. Будьте настороже, когда представители УК по разным поводам приглашают более профессиональных специалистов – платить вам придётся и тем, и другим (да и зачем вам такая УК, которая ничего не может сделать сама?) . Если во дворе заменили шлагбаум, по всему дому развесили камеры, а при входе вместо старушки-консьержки теперь сидит охранник, это значит не только, что управляющая компания заботится о вашей безопасности, а ещё и что счёт в квитанции теперь будет больше, чем раньше. Это особенно неприятно, когда такая усиленная забота в вашем районе, в общем-то, без надобности.

Кроме этого, у застройщиков есть и другие способы подзаработать с помощью аффилированных управляющих компаний:

    Например, договор с ней заключают, пока дом ещё не сдан в эксплуатацию и даже не полностью достроен. Когда жители только въезжают в квартиры, их уже ждёт немаленький счёт за предоставленные услуги.

    Или застройщик затягивает передачу в собственность машиноместа в паркинге – вместо того, чтобы платить только за эксплуатацию купленного места, житель платит ещё и за его аренду у управляющей компании.

    А иногда, если покупатель не соглашается на определённую управляющую компанию, к нему в квартиру даже не проводят коммуникации.

Пожалуй, именно это ощущение полной власти и безнаказанности управляющей компании от застройщика больше всего и не нравится жителям. УК от застройщика уже априори воспринимается людьми как бесспорный минус жилого комплекса.


Ничего удивительного, что и сама УК в таких условиях работает по принципу “после нас хоть потоп” – по окончанию срока в договоре (а это обычно год) её всё равно заменят. Такое отношение управляющей компании от застройщика понять, в общем, можно. Простить – никогда.

Что делать, если управляющая компания требует замены?

Не менее тяжелой, кстати, может оказаться смена управляющей компании. Начнём с того, что новую, вместо старой, должны захотеть сами жильцы. Социальная ответственность и бережное отношение к чужому имуществу – к сожалению, кажется, что это не про нас. Что вы чаще видите, когда заходите в подъезд – объявления неравнодушных граждан с призывами о снижении коммунальных тарифов или разрисованные стены, разбитые лампочки, сигаретные окурки? Почему-то у многих жильцов нет понимания, что подъезд и придомовая территория – это тоже части их жилья, поэтому бережного уважения от них иногда не добиться.

Допустим, что какая-никакая инициативная группа в доме собралась. Несколько человек готовы потратить личное время, чтобы уровень обслуживания был выше, а его стоимость – ниже. Но ведь только лишь их желания будет мало, нужна поддержка и всех остальных собственников. Заручиться ей будет ой как непросто. Квартиру в новостройке в последнее время часто покупают в качестве инвестиции. Кто-то, даже если и собирается жить в купленной квартире, не спешит с завершением ремонта. Кто-то, даже если и доделал ремонт, пока не спешит переезжать – мало ли какие бывают обстоятельства. Пока всех найдёшь, оповестишь и уговоришь поставить в нужном месте подпись, год уже пройдет.

А если жильцы вовремя не сообщили о расторжении договора с УК, договор просто считается продлённым.


А главное, что смена собственной управляющей компании на какую-либо другую совсем не в интересах застройщика. Дело вот в чём. Почти каждая вторая, а то и каждая первая новостройка сдаётся с каким-то количеством недоделок, серьёзных и не очень. Жители-то их когда-нибудь так или иначе заметят, а вот управляющая компания от застройщика наверняка предпочтёт проигнорировать. Или как-то подешевле прикроет, спрячет, а то и просто отвлечёт от них внимание – “Да, в стенах щели, но зато вам не придётся тратиться на кондиционеры! И кстати, в этом месяце делаем скидку на обслуживание! Ура!”. Года через три-четыре, когда застройщику уже нельзя будет предъявлять претензии по качеству строительства, УК и сама будет рада уйти – особенно на какой-нибудь проект попроще, без таких явных проблем.

Почему даже у управляющей компании от застройщика есть свои недостатки – и как вообще с ней примириться?

Итак, в худшем случае в лице управляющей компании от застройщика мы получаем исполнителя ленивого, но изворотливого; жадного, но пассивного; властного, но беззаботного. Этот исполнитель думает не о благополучии жильцов дома, а о том, как заработать на них больше денег. И ещё и не собирается никуда уходить, а хочет только продержаться на своём месте подольше. Не лучшая картина, не правда ли?

Объективности ради, краски на этой картине всё же несколько сгущены. Опытные застройщики, которые дорожат своей репутацией, делают качественное обслуживание своей отличительной чертой и ещё одним плюсиком в восприятии клиента. Все упомянутые выше страшные случаи упомянуты как раз потому, что случаются вовсе не сплошь и рядом – они поражают и иногда даже привлекают внимание общественности. Смена управляющей компании хоть и тяжела, но вполне возможна – надо только убедить соседей, что вам всем это нужно. Если управляющая компания действительно требует замены, сделать это должно быть легко.


Представители управляющих компаний рассказывают, что претензии жильцов к высоким ценам часто вызваны банальным непониманием, куда и на что конкретно уходят их деньги. Это, впрочем, проблема не столько УК, сколько её клиентов – никто обычно не вникает в подробности пришедшего счёта, все видят только конечную сумму. “Раньше мы платили гораздо меньше!”, – возмущаются жильцы. “Да, но раньше вы жили в однушке на окраине, а сейчас у вас огромные апартаменты в жилом комплексе в центре города с круглосуточной охраной и фонтаном во дворе”, – отвечают на все претензии в управляющей компании. “Хм, справедливо…”, – наконец соглашаются жильцы.

Заключение

Управляющая компания от застройщика действительно лучше остальных знает дом, в котором ей приходится работать. Представляя гораздо более крупную и серьёзную компанию, она хорошо понимает, какая лежит на ней ответственность. Если вас всё-таки что-то не устраивает в её работе, попробуйте для начала разобраться в причинах, не спешите обвинять управляющую компанию вообще во всех бедах. И наконец подумайте, так ли легко будет найти управляющую компанию, которая работает дешевле, качественнее, быстрее. Покопайтесь в этом рынке услуг – найдёте ли вы там что-нибудь лучше того, что имеете сейчас? Как бы это вам самим потом не пришлось просить у неё понимания, прощения и... Возвращения.