Викторианский стиль описание. Как оформить гостиную в викторианском стиле. История зарождения и распространения стиля

Эпоха правления королевы Виктории в Великобритании является одной из самых значительных и даже революционных. Вторая половина 19 века стала временем бурных преобразований во всех сферах жизни англичан, и это не могло не отразиться в архитектуре. Расскажем о том, что такое викторианский стиль в архитектуре, в чем его специфика и какие его варианты существуют.

История эпохи

В 1837 году на трон взошла молодая королева Виктория. Ей выпали на долю различные испытания, она пробыла у власти 60 лет и смогла сделать страну процветающей, культурной, цивилизованной. (годы - с 1837 по 1901) не является однородным периодом истории. На это время пришлось бурное развитие промышленности, культуры, экономики. Британия за эти годы полностью изменила свой образ жизни, свой менталитет. Страна становится одной из самых могущественных империй мира, усиливая свое влияние в Азии и Африке. В последние годы правления Виктории начинается замедление развития, но многие достижения той эпохи до сих пор являются важными для современной Великобритании. была активным пропагандистом строгой морали, которая является едва ли не главной приметой этого периода. Также она считала важными техническую модернизацию и развитие культуры. Поэтому именно на этот период приходится бурный расцвет английской литературы и архитектуры.

Викторианская культура

Особенностями периода правления королевы Виктории является отсутствие войн и технологический бум. Британцы становятся достаточно состоятельной нацией, а растущий средний класс является главным локомотивом общественного развития. На этот период приходится активное развитие образования, появляется такой феномен, как туризм, складывается новый образ мышления у жителей империи. По примеру своей королевы британцы исповедуют строгие и консервативные моральные воззрения, они воздержаны в развлечениях и трудолюбивы, и все это - еще одна причина экономического роста страны. Новое мировоззрение становится основой для прорыва в искусстве. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Не последнюю роль в культуре сыграла английская литература. Ч. Диккенс, У. Теккерей, К. Дойл, сестры Бронте - это типичные авторы того времени. Визуальную концепцию эпохи воплощают прерафаэлиты. Особое значение для мирового зодчества приобретает викторианский стиль в архитектуре. Британцы того времени уделяли огромное внимание своему жилищу. Поэтому архитектура и декораторство становятся очень важной частью нового стиля жизни.

Общие черты архитектуры викторианской эпохи

Термином «викторианский стиль» пытаются обозначить огромный период времени, который характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности.

Архитектура викторианской эпохи пронизана практицизмом, как и вся культура, и эклектичностью. Ей присущи такие черты, как соединение элементов из разных исторических эпох. Здания выполнялись с использованием большого количества деталей, насыщенного цвета, резьбы по фасаду. Башни, балконы, фризы, островерхие крыши, множество окон разного объема, террасы, высокие входы с крыльцом, обилие фактур и декора - все это викторианство.

Периодизация викторианской архитектуры

Так называемый викторианский стиль в архитектуре возникает как ответ предыдущим эпохам - георгианству и стилю королевы Анны, которые отличались большой строгостью и сдержанностью. В зодчестве времен королевы Виктории традиционно выделяют три основных периода:

1. Ранний (1835-1855). Это период неостилей, увлечения историзмом. В это время появляются варианты с приставкой нео- таких известных стилей, как готика, рококо, мавританский, византийский, китайский.

2. Средний (1855-1870). На это время приходится расцвет движения прерафаэлитов, творчества художника У. Морриса. В этот период происходит возврат к ценности уникальности и ручной работы в противовес раннему периоду, когда господствовали вещи массового производства. Вновь главной ценностью признается индивидуальность.

3. Поздний (1870-1901). Этот период еще называют викторианским ренессансом. Происходит переосмысление традиций барокко, готики. Архитекторы вспоминают Тюдоров и используют в новых сооружениях некоторые приемы эпохи 16 века.

Готическое возрождение

В архитектуре всего мира после эпохи «больших» стилей, происходило периодическое обращение к тем или иным традициям зодчества, не избежала таких «возвращений» и Англия. 19 век, особенно его вторая половина, - это время переосмысления и необычного прочтения приемов и решений разных стилей и исторических эпох. В 40-х годах захлестнула волна неоготики. Стрельчатые окна, шпили и башенки, арки в духе Средневековья становятся чрезвычайно популярными. Причем разнообразные элементы средневековых храмов теперь активно использовались для оформления жилых и коммерческих сооружений. В Англии за период правления королевы Виктории было возведено множество зданий в стиле неоготики. Самыми знаменитыми из них являются лондонский Парламент со знаменитой часовой башней Биг Бен, комплекс Королевского лондонского суда, похожий на сказочный средневековый дворец, и ярчайший вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича. Этот стиль был настолько популярен в викторианскую эпоху, что иногда два этих термина синонимизируются.

Итальянское викторианство

Эпоха королевы Виктории характеризуется эклектичной архитектурой, которая стремится соединить детали разных стилей и национальных особенностей. В это время приобретает популярность итальянский стиль, особенно он хорошо проявился в жилой архитектуре, в загородных домах в США. Его главными приметами являются низкая, широкая крыша, колоннады, арки, римские фронтоны, а также богатый декор фасадов. Этот стиль идеально подходил для оформления коттеджей, которые строил средний класс в провинции и пригородах Лондона.

Стиль Второй империи

Французская культура и зодчество разных периодов оказывали значительное влияние на мировую архитектуру. Не смогла миновать этого влияния и Англия, 19 век в которой стал временем очарования ампиром, так называемой Второй империей. Несмотря на сложные отношения английской и французской культур, в период с 1855 по 1885 год британцы отдают должное архитектуре времен Наполеона Третьего. Главной приметой этого стиля стали мансардные крыши, которые считались очень функциональными, а также высокие, узкие двери и большие изогнутые окна. Стиль продержался в Англии недолго и преимущественно применялся для оформления общественных зданий и доходных домов.

Стиль времен королевы Анны

Время правления королевы Анны - начало 18 века. Это был период расцвета английского барокко, с его страстью к богатству и роскошному декору. Архитектурные шедевры того времени были переосмыслены во времена королевы Виктории. Главным идеологом возрождения стиля времен королевы Анны был архитектор Ричард Норман Шоу, его усилиями в Англии появилось немало жилых домов, ставших настоящей классикой британского зодчества. К ним относятся дом "Лебедь" в Челси, первый многоквартирный дом в районе несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии.

Романский стиль

Викторианской эпохи пытался найти новые интерпретации находок зодчих былых времен. В конце 19 века архитекторы вспомнили о древнеримской традиции возведения храмов и замков 11-12 веков. В викторианские времена брутальные здания из камня в основном создавались для проживания людей или для общественных нужд. Позже Генри Гобсон Ричардсон активно пропагандировал этот стиль в жилом строительстве США. Главными чертами стали лаконичность, монументальность и цельность. Основательные дома с башнями из серого камня очень полюбились представителям зарождающейся буржуазии.

Народный стиль

Народный (фолк) викторианский стиль в архитектуре стал органичным сочетанием старых по возведению коттеджей для семей рабочих и новых на то время технологий. Так появились особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Этот стиль более всего прижился и получил колоссальное распространение в Эмигранты из Британии хотели возвести на новой земле кусочек старой доброй Англии, так и появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами. Дешевые материалы позволили семьям рабочих получить отдельные дома и приблизиться к среднему классу по уровню жизни.

Стик

В эпоху Виктории, особенно позднего периода, зодчие стремились найти новые комбинации элементов разных стилей. Так на стыке готики и стиля времен появляется стик - разновидность фахверкового строительства. Архитектура как искусство сочетания старинных традиций и новых технологий стремилась найти новые решения для красивого и удобного жилья. Дома в стиле стик почти полностью возводились из дерева по каркасной технологии. Но для упрощения и удешевления строительства в основном применялись реечные технологии. Этот стиль в большей степени получил распространение в США.

Индо-сарацинский стиль

Архитектура Великобритании не только стремилась интерпретировать стили европейского зодчества, но и обращала свое внимание на национальные традиции колоний. Так в Британской Индии появился индо-сарацинский стиль, при помощи которого колонизаторы хотели показать свою преемственность по отношению к коренным правителям страны. Британцы возводят роскошные дворцы-резиденции, стилизованные под сооружения моголов. Эта традиция была охотно подхвачена местной аристократией, которая стала строить в этом псевдонациональном стиле свои дворцы. Позже мотивы индийской и сарацинской архитектуры начали проникать в жилое строительство, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.

Дома и квартиры, оформленные в викторианском стиле, напоминают о роскошных английских замках старинной эпохи. Стиль викторианский в интерьере современных помещений немного отличается от фамильных дворцов прошлого, однако он остается таким же великолепным и вызывающим восторг.

Изысканность в оформлении пространства вошла в моду во времена правления в Англии королевы Виктории. Эта женщина обладала отменным вкусом, и во всех ее жизненных сферах он неизменно чувствовался.

Буржуазия во второй половине 19 века разбогатела за счет колонизации, что дало возможность этим слоям общества приобретать дорогие предметы. На формирование викторианского стиля оказали влияние и элементы других культур, поскольку англичане, любившие путешествовать по миру, часто привозили из своих поездок купленные в других странах предметы обихода.

Викторианский стиль можно назвать гармоничным сочетанием нескольких интерьерных решений — классики, рококо и элементов некоторых экзотических стилей, используемых в Китае и Индии.




Основной особенностью интерьера в викторианском стиле является особое разделение пространства — каждая комната оформляется в едином стиле, который четко выдерживается, но при этом в других помещениях преобладает другая направленность. Например, спальня оформляется в , кабинет — в стиле рококо.




Материалы и предметы интерьера обязательно должны подчеркивать высокий уровень достатка хозяина, поэтому дизайнеры отдают предпочтение мебели из ценных пород дерева, роскошному текстилю, антикварным аксессуарам. Главное — дороговизна и высокое качество.

У людей с небольшим и средним достатком зачастую нет финансовой возможности создать в своем доме или квартире настоящий викторианский интерьер, поэтому такой шик и роскошь чаще всего можно увидеть только в жилище бизнесменов, политиков, звезд кино и шоу-бизнеса.




Маленькие пространства просто не позволяют создать викторианскую обстановку в помещении, поскольку только большие квартиры и загородные дома могут подчеркнуть истинную роскошь. Владельцам маленьких квартир лучше присмотреться к , классическому или стилю оформления.

К ключевым элементам оформления помещений в духе викторианской эпохи относятся:

  • Гармоничное сочетание качественных материалов и традиций старины
  • Тщательное внимание к каждой из многочисленных деталей
  • Окна в форме арок или выполненные в стиле «готика»
  • Двери прямоугольной формы
  • Массивная мебель из дорогих пород древесины
  • Потолочная лепнина с витиеватыми узорами
  • Вычурность узоров на карнизах
  • Преобладание в интерьере элементов вытянутой или вертикальной формы
  • Дорогие художественные полотна в массивных дорогих рамах
  • Старинные часы на стенах
  • Камин, расположенный в центре гостиной
  • Присутствие в интерьер книжных полок и стеллажей
  • Большое количество комнатных растений
  • Многочисленные вазы, массивные пепельницы и канцелярские наборы в кабинете, старинные шкатулки, пуфы, ширмы, большие зеркала в полный рост в обрамлении роскошных рам
  • Шторы, покрывала и балдахины из дорогих портьерных тканей
  • Кружевные занавески из тюля, висящие на окнах под тяжелыми шторами




Викторианский стиль, в отличии, например, от , выдвигает четкие требования к цветовой гамме помещения. Главное правило — цвета должны быть насыщенными, но при этом должна соблюдаться абсолютная гармония, общая уравновешенность и полная симметрия.




Мебель для такого интерьера обычно подбирается коричневых оттенков: либо темных красноватых, либо светлых. Прочие элементы декора должны сочетаться с мебелью: если она светлая, то интерьерные предметы подбираются в нежно-розовых, лавандовых, бледно-миндальных тонах, а если темная — то в красно-коричневых.

Особый шик придает помещениям роскошная инкрустация драгоценными камнями, золотом, серебром или бронзой. Также отлично смотрится в интерьере драпировка изумрудного и рубинового цвета.




При создании викторианского интерьера для отделки стен используются обои или ткань со следующими рисунками:

  • Нежные цветочные узоры
  • Полоска
  • Изображение птиц и животных
  • Барельефные объемные орнаменты

Оформить стены в современном помещении можно с помощью популярных сегодня британских обоев, имитирующих ткань с лиственными, цветочными и ягодными орнаментами.




Еще одной характерной особенностью оформления стен в домах викторианской эпохи являются специальные деревянные панели с орнаментами, которые закрепляются поверх обоев на треть или половину высоты стены. Они ни в коем случае не должны покрываться глянцевым лаком.

Прекрасным решением является сочетание традиционной шотландской клетки с цветочными орнаментами.




В викторианском стиле используются только качественные и натуральные материалы, поэтому лучшими решениями для отделки пола являются:

  • Паркет из натуральной древесины
  • Орнаментальная или узорная плитка

Дорогой пол — признак хорошего достатка хозяина, поэтому дизайнеры никогда не используют для его оформления дешевые материалы и простую плитку. Узоры на плитке обязательно должны быть вычурными, дорогими, поэтому можно использовать золотое тиснение.




В викторианском стиле используется всего два варианта оформления потолка. Первый — покраска обычной белой краской, без каких-либо узоров и элементов. Второй — витиеватая лепнина в английском стиле.

Когда мысленно переносишься в старую добрую Англию, первое, что вспоминается – это роскошь красивейших старинных дворцов и фамильных замков.

Из истории…

Изысканный викторианский стиль, который сформировался во второй половине XIX века в годы царствования английской королевы Виктории, всегда подчеркивает прекрасный эстетический вкус владельцев, а также их респектабельность и стабильность во всех сферах жизни.

Именно во время правления королевы Виктории буржуазия начала активно богатеть, благодаря имеющимся колониям и стремительному развитию промышленности, и, как следствие, у нее появилась замечательная возможность окружать себя дорогими предметами роскоши. Англичане стали много путешествовать. В многочисленных поездках они соприкасались с различными экзотическими культурами Востока, с удовольствием приобретали понравившиеся этнические предметы искусства и обихода, которыми с любовью украшали свои дома на родной земле.

В итоге, помимо классических канонов, эклектика, являющаяся характерной для викторианского стиля, частично соединила в себе элементы экзотики (китайский и индийский стиль), готики и рококо.

Характерные черты стиля

Для интерьера в викторианском стиле характерным считается деконструктивизм: каждую комнату декорируют в определенном стиле. К примеру, готический стиль выдерживают при оформлении библиотеки, а будуар (дамскую комнату) оформляют в стиле рококо.

Декорирование, меблировка и отделка комнат ценными породами дерева и дорогим текстилем подчеркнуто демонстрируют статус и уровень достатка владельца знатного дома. В викторианском интерьере практически все материалы и антикварные аксессуары, используемые при оформлении комнат, не могут подлежать замене более экономичными вариантами. Все обязательно должно выглядеть дорогим и надежным.

Далеко не каждый человек готов нести столь высокие расходы для дорогостоящего оформления своего дома, но деятели искусства, политики, бизнесмены и другие состоявшиеся люди, ценящие старину и традиции, с радостью отдают предпочтение великолепию викторианского стиля:

  • изысканному сочетанию безупречного качества со старинными традициями;
  • вертикальным, вытянутым формам элементов дома;
  • готическим и арочным окнам;
  • применению в интерьере прямых и дугообразных линий;
  • массивным прямоугольным дверям с эффектной латунной отделкой;
  • тяжеловесной мебели из дуба, ореха или красного дерева;
  • витиеватой лепнине на потолке;
  • замысловато-сложным узорам на карнизах;
  • дорогим картинам (пейзажам и сюжетным зарисовкам, портретам);
  • старинным настенным часам;
  • тщательной отделке многочисленных деталей.

Камин из гранита, огороженный металлическим заборчиком, является центральной, неотъемлемой частью гостиной комнаты, которая всегда является предметом гордости англичан.

Для англичанина книга священна. Поэтому наличие в доме библиотеки, большого количества полок и стеллажей, обильно заставленных книгами, также является обязательным.

Также характерным для викторианского интерьера является обилие комнатных растений, которые обычно группируют на полу в одном из углов комнаты. Горшки подбирают, как правило, глиняные, однотонные, гармонирующие с цветовым решением убранства комнаты.

Изобилие ваз, ширм, шкатулок, пуфиков, пепельниц из дорогих металлов и камней, кабинетные наборы (подставки для карандашей и ручек), зеркала в полный рост, окаймленные красивыми рамами, подобно картинам, – все это вы наверняка увидите в подлинном викторианском интерьере.

Важную роль играют балдахины, шторы и покрывала. В оформлении комнат используются наилучшие портьерные ткани, искусно задрапированные и украшенные бахромой или тесьмой с помпонами. Тяжелые портьеры должны обязательно сочетаться с легкими кружевными тюлевыми занавесками.

Цветовая гамма

Викторианский стиль всегда предполагает гармонию, уравновешенность и симметрию. В таком доме все вокруг пронизано чувством меры, несмотря на одновременную насыщенность.

Как правило, мебель подбирается либо светло-коричневого цвета, либо темных красно-коричневых оттенков. И, соответственно, остальные элементы декора будут подобраны от бледно-розовых, сиреневых (лавандовых), нежных миндальных тонов в случае светлой меблировки и до красно-коричневых цветов для мебели из красного дерева или дуба.

Особенный изыск дорогому интерьеру придает позолота, инкрустация драгоценными камнями и металлами, а также драпировка в красно-рубиновых либо изумрудно-зеленых тонах.

Оформление стен тканью или обоями в полоску, либо с нежным рисунком распустившихся роз, реалистично нарисованными животными и птицами – все это является неотъемлемой частью викторианского интерьера. Зачастую стены оформляют обоями со сложным, необычным орнаментальным объемным рисунком, напоминающим барельеф.

В наши дни очень популярны обои производства Британии, имитирующие ткань, на которых изображены кленовые, дубовые, березовые листья, папоротник, либо лесные цветы и ягоды.

Поверх обоев крепятся панели, выполненные из ценных пород дерева, размером вполовину или в треть высоты стен комнаты. Такие панели не имеют резьбы, но украшаются нарядным орнаментом. Ни в коем случае панели нельзя покрывать лаком, так как викторианскому интерьеру чужд глянцевый блеск.

Картины с живописью, как правило, подвешивают на специальные рейки, изготовленные из той же породы дерева, что и панели.

Интересно, что необычное сочетание шотландской клетки с цветочным орнаментом прекрасным образом вписывается в изысканный английский стиль.

Оформление пола

Паркет, выполненный из натуральной породы деревьев, является также характерным для оформления пола в английском зажиточном доме. Но в качестве напольного покрытия может также служить плитка с оригинальным узором или орнаментом.

Интерьер викторианской эпохи можно охарактеризовать как роскошный, уютный и одновременно сдержанный, строгий. Но, несомненно, одно – данный стиль интерьера является дорогим удовольствием, которое по силам лишь состоявшимся и солидным людям.

Фото

Видео

Еще несколько примеров оформления интерьеров в прованском стиле вы можете увидеть, посмотрев видеоролик:

Зажиточная роскошь или аляповатая безвкусица? Абсурдная напыщенность или эталонный пример аристократического вкуса? Ни один из стилей прошедших эпох еще не вызывал настолько противоречивых мнений общественности. Скорее «культурологическое», чем «стилевое», понятие викторианского стиля объединило в себе все новые архитектурные веяния и проявления в интерьере, которым поддалась англоязычная Европа той эпохи.

История викторианского стиля

Начало девятнадцатого века принесло Европе промышленную революцию и сыграло в пользу классового равенства. К восхождению на престол королевы Виктории развилась активная модернизация уже существующих архитектурных стилей и достигла апогея именно в Англии. Излишняя пышность интерьеров стала логическим следствием появившейся возможности украсить аскетический быт рабочего среднего класса.

Характерные особенности

  • Смешение стилей. Эпоха паровых механизмов предоставила доступ к поездкам в соседние страны, где каждый получал возможность вынести что-то своё из чужой культуры, главная черта пришедшего на смену в конце 19-го столетия.
  • Вычурность. Мебель приобрела плавные линии, обзавелась витиеватыми узорами и гравировками. Большое количество завитков и сложных элементов, украшающих предмет интерьера, считалось качественным признаком хорошего достатка.
  • Орнамент. Сложный рисунок украшал обивку, вышивался на шторах и балдахинах, вырисовывался на линолеуме. Обои раннего «викторианского стиля» пестрели изображениями цветов и листьев, вычурные линии наносились на зеркала, камины и оконные стёкла.
  • Лепнины, порожки и карнизы. Архитектурные элементы, используемые ранее только в наружной отделке, стали неотъемлемой частью декора любой комнаты.
  • Переполненность. Каждая комната «захламлялась» мебелью, предметами декора, статуэтками и безделушками. Чувство меры в дизайне помещения было скорее исключением из правил.

Архитектура и проекты домов

Битва « » и « в архитектуре Англии была недолгой.

После перепалки, возникшей между последователями разных школ, церкви были отданы под готическую отделку, а большинство административных зданий обросло элементами греческой архитектуры.

Скорость наружной отделки зданий была высока. Фабричные декорации потеряли износостойкость и индивидуальность, однако позволили нарядить страну в течение полувека.

Эклектический ретроспективизм

Есть два варианта подражания архитектурным стилям:

  1. Ретроспективизм заключается в воспроизведении декоративных элементов определённого стиля.
  2. сводится к смешению нескольких стилей в пределах одного здания.

Идеи для декора, неустанно привозимые в викторианскую Англию из разных стран, образовали гремучую, но вполне привлекательную смесь с неоготикой, занимавшей уверенные позиции в британской архитектуре.

Неоготика

Мода на готические формы была начата еще в XVIII веке английским графом Хоросом Уолполом. Он применял смелые для того времени решения во внутренней отделке дома. А пионером неоготической архитектуры считается сын мэра Лондона – Уильям Бэкфорд. Именно скандальная слава его усадьбы с высокой восьмиугольной башней положила начало активной работе инженерной школы британцев над восстановлением готики.

Официальную поддержку правительства неоготика получила только в середине XIX века.

Вестминстерский дворец, созданный на месте сгоревшей постройки Британского парламента, был признан образцом и запустил череду реконструкций по всей Англии.

Искусство

Декор викторианской эпохи практически утратил свою художественную ценность. Мебельщики, стеклодувы и ткачи были вытеснены дешевым фабричным производством. На смену дизайнерам и художникам пришел станок, в краткие сроки штампующий необходимое количество «декораций». За полвека произошло стремительное падение приоритета качественной ручной работы и обесценивание творческих профессий.

Деятели

  • Джозеф Пакстон. Скромный инженер по оранжереям создал свой самый грандиозный проект по заказу организаторов Первой всемирной выставки. «Хрустальный дворец» удивил общественность концепцией уважения к окружающей среде, простой, но эффективной планировкой и применением в строительстве абсолютно непривычных материалов.
  • Сэр Чарльз Бэрри. Восстановленный Вестминстерский дворец в комплекте с башней Биг Бен принесли славу архитектору и Лондону в дальнейшем.
  • Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин. Архитектор стал известен благодаря реконструкции Ноттингемского собора и помощи в работе над проектом парламентского здания.

Интерьер

Коммерсанты, везущие в свои дома сувениры из разных стран, никак не могли подозревать, что их собирательство выльется в модное веяние. На фото выше отлично заметно, как реконструировались дома под стиль королевы Виктории. вначале поддался неоготическим изменениям, подробнее о готическом стиле в интерьере . Внутри комнаты выросли лепные колонны и порожки, в гостиных был выложен камин, со стен и шкафов стали смотреть резные животные и птицы. Огромная роль досталась орнаменту, занявшему каждую поверхность, способную быть расписанной. Витраж, затейливое наследие готики, плохо прижился в жилых домах. Его отголоски изредка встречались в декорировании торшеров и зеркал, входных, иногда межкомнатных, дверей.

Роспись стеклянных поверхностей масляными красками не имела ничего общего с витражным искусством, но сохранилась в быту благодаря спросу в конце XVIII века.

К середине викторианского периода уют комнат был дополнен коврами и картинами с индийскими мотивами. Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья.

Особенности стиля

Эклектическая сумбурность стиля всё же порождала некоторые закономерности:

  • Каждая комната в доме была отдельно спроектирована и оригинально оформлена. В каждой из них присутствовали декоративные неоготические лепнины под потолком.
  • Массивность была присуща всем ключевым предметам интерьера – от пианино до люстры. Крупные предметы создавали ощущение финансовой надёжности хозяина дома.
  • Каждый элемент должен был нести в себе рисунок или орнамент. Их витиеватость и сложность служили показателем высокой эстетичности.
  • Статус подчеркивало изобилие картин, статуэток и предметов, представляющих антикварную ценность.
  • Камин и пианино были вынесены англичанами из готического стиля и облюбованы в новом интерьере. Ножки музыкального инструмента причудливо выгнулись, а каминная полка приобрела причудливые украшения.

Цветовая гамма

Тенденции в выборе цветовой палитры тоже имелись. В ранний период эпохи были популярны светлые и нежные по типажу современных , либо смелые и яркие тона. Со временем изысканными стали считаться приглушенные и бледные цвета, и наиболее мрачные тона уже унаследовала эдвардианская эпоха.

Жителя викторианской эпохи можно обвинить в незнании меры, но никогда – в незнании цветов.

«Мягкий» контраст, построенный на сочетании светлых пород дерева и пестрых обоев, строго выдерживался в одной гамме. Темные и мрачные мужские комнаты, облаченные в тёмную кожу и строгое дерево классических форм, стали эталоном кабинета начальников и директоров в современном мире.

Мебель

Стилевое разнообразие мебельных комплектов объединяло лишь наличие плавных, гнутых элементов, узорчатой резьбы и пышной обивки. Веранды загородных поместий украшали лёгкие кресла из ротанга, в обеденных комнатах царствовал массивный деревянный стол и не менее массивные стулья. Комнаты для досуга были уставлены мягкими диванами и креслами, обитыми бархатом, шелком или кожей. Популярность у модниц имели кокетливые ширмы, обязательным атрибутом прихожей стала затейливая шляпная полка.. Это могли быть тиснёные полотна с повторяющимся цветным геометрическим орнаментом, изображением природы и животных. В современном исполнении часто можно встретить настенные деревянные панели. Этот элемент, как и мебель без драпировки, является отзвуком классического стиля, практически вытесненного тогдашней модой.

Оформление полов

В отделке полов мещане были не столь радикальны. Доселе неведомая диковина «линолеум» произвела фурор. Узоры, печатаемые на полотнах, можно было формировать в композицию, создающую иллюзию отсутствия швов и присутствия ковров. Однако дерево не ушло из списка популярных напольных покрытий и даже не было замаскировано тканью, как это произошло в мебельной отрасли.

Напольная неглазурованная плитка была характерной чертой отделки в храмах и соборах. Редкие эстеты рисковали выкладывать ею полы в своих домах.

Видео

Выводы

Понятие современников о зажиточности англичан девятнадцатого века всё-таки отличается от видения усреднённого мещанина, получившего внезапный доступ к ранее недоступным благам. Лавина новинок поглотила внезапно разбогатевший средний класс, убавив его способность чувствовать грань безвкусицы.

Реконструкторы и реставраторы постарались воссоздать , что очень прослеживается в современных дизайнах гостиных в частных домах. А принятые в эпоху эволюции хорошо отобразились в интерьерах стиля хай-тек. Дизайнеры используют исключительно натуральное дерево, подбирают дорогие ткани, избегают пошлой позолоты и излишества декоративных элементов. Нет в эталонных композициях излюбленного линолеума, шторы теряют обилие складок и ощущение многовековой тяжести.

Викторианский стиль в интерьере появился в Великобритании начала XIX века. Он объединил в себе самые яркие исторические и экзотические стили. Массовое производство сделало его доступным для большого количества людей.

История зарождения и распространения стиля

Эпоха королевы Виктории стала золотым веком для Великобритании.

Развитие промышленности и многочисленные колонии сделали её одной из богатейших держав мира. Буржуазия процветала и хотела приблизиться к аристократическому кругу. Пуританский строгий стиль эпохи королевы Анны ушел в прошлое.

Ранний период викторианского стиля в интерьере

В моду вошли исторические и экзотические стили.

Неоготика, необарокко и неорококо демонстрировали достаток и изысканный вкус хозяина дома. Мавританский, индийский и китайский намекали на то, что этот человек повидал свет и привез оттуда диковинные вещицы.

Механические станки сделали доступными вещи, которые раньше были уделом аристократии. В домах появилась резьба из папье-маше в стиле барокко, лепнина из жести в стиле рококо. Керамические сервизы с первого взгляда было трудно отличить от фарфоровых.

Средний период викторианского стиля в интерьере

В 50-е годы англичане начали уставать от массовых имитаций и подделок.

Появились первые интерьерные компании. Одна из них принадлежала Уильяму Моррису.

Его целью было найти равновесие между высоким искусством и повседневной жизнью. Он наладил ручное производство мебели, витражей и изделий в средневековом стиле.

Особенно популярными стали ткани, обои и плитка по рисункам Морриса.

В своих орнаментах он пытался объединить готику с натурализмом и считал что природа - лучший источник вдохновения. На первых обоях Моррис изобразил розовые кусты из своего сада.

В особняке Уайтуик-Мэнор сохранились гардины и отделка камина по эскизам дизайнера.

Поздний период викторианского стиля: деконструктивизм

Деконструктивизм – это разложение на элементы: в викторианском доме комнаты оформлялись в разных стилях. Представьте, что ваша спальня в стиле неорококо , кабинет - в неоготическом , а гостиная - в колониальном . Различные стили сочетались даже в мебели. Классическая спинка у стула дополнялась барочными ножками. Сочетание разных исторических и экзотических стилей – самая яркая особенность интерьера викторианской эпохи.

Характерные черты стиля

«Боязнь пустого пространства»: украшения, мебель и растения целиком заполняли комнаты

Обилие орнамента на стенах, потолке и обивке мебели

Картины в массивных резных рамах и гобелены

Богатая драпировка: плотные, темные гардины из бархата и вельвета

Коллекции пепельниц, фотографий, фарфоровых статуэток и бюстов

Цветовая гамма

В викторианскую эпоху были популярны разные цветовые палитры. В ранний период интерьер оформляли в насыщенных цветах драгоценных камней. Насыщенно бордовый, рубиновый, золотой:

В средний период интерьер стал более сдержанным. Предпочтение отдавалось более элегантным цветам: от бледно-песочного и бежевого до оттенков темного дерева.

В поздний период в моду снова вошли яркие цвета. В этой гостиной на фоне мебели песочного цвета выделяется лазурный камин.

Оформление стен

К оформлению стен во времена королевы Виктории подходили с размахом. Фабричные обои были практичным, недорогим и красивым решением. Предпочтение отдавалось ярким цветам, с узорами и орнаментами. Поверх вешали контрастные картины в массивных деревянных рамах или гобелены.

В конце века английский инженер Уолтон изобрел линкруст. Это обои, состоящие из трех слоев:

  • бумажная основа;
  • густой раствор из натуральных компонентов, из которого лепится узор;
  • слой краски

Именно этими обоями оформлен интерьер в Букингемском дворце.

Выглядят такие обои по-настоящему роскошно, их используют по сей день.

Оформление пола

Пол в эпоху королевы Виктории покрывали паркетом.

Или плиткой, если хотели воплотить в особняке колониальную экзотику Ост-Индии. Плитку обычно клали в коридорах, ванных комнатах и на кухне.

Большой популярностью пользовались ковры светлых оттенков с цветочными узорами.

Камин как обязательный элемент английского декора

Сердце викторианского дома – камин. Оформленный натуральным камнем и деревом, украшенный резьбой, под цвет мебели и обивки стен.

А мог выделяться необычным цветовым решением или броским оформлением. Такие камины притягивали к себе взгляды.

Дерево – основной элемент в отделке помещения

Интерьер в викторианском стиле наполнен деревом, непременно матовым. Лак в XIX веке не использовали.

Поверх обоев англичане часто накладывали деревянные панели на треть или половину стены. Панели делали из дорогих сортов древесины и украшали орнаментами.

Световые решения викторианского стиля

В эпоху королевы Виктории в Англию из Франции пришли абажуры и настольные лампы.

Основания настольных ламп выплавляли из бронзы, придавая ей задуманную форму.Затем их расписывали вручную и делали вставки из полудрагоценных камней, цветного стекла и керамики. Получалось настоящее произведение искусства.

Роскошные абажуры делали вручную из шелка, атласа и бархата. Украшали их вышивкой, бахромой и стеклярусом.

Украшения и аксессуары викторианского стиля

Каждый англичанин считал своим долгом собрать коллекцию. Чаще всего не одну. Предметы коллекции, которые выставлялись на каминной полке и специальных стеллажах. Это могли быть:шкатулки, табакерки, фарфоровые фигурки или каминные часы

Викторианский стиль в современном интерьере

Если вы решили воплотить в своей квартире мечты о старой-доброй викторианской Англии, не забывайте несколько важных моментов:

  • Темные тона в отделке интерьера просят крупных окон и естественного освещения
  • Объемные викторианские люстры и лепнина подразумевают высокие потолки
  • Большое количество аксессуаров гармонично смотрится на большой площади

Помните, атмосфера – в деталях: в напольных крупных часах, сундуках и пуфиках, растениях в напольных горшках, скульптурах и вазах. Выберите любой стиль, популярный в Англии XIX века и смело подбирайте для него аксессуары. Удобно, правда?

Если сомневаетесь, что справитесь в одиночку, всегда есть, мы,