Профессиональная этика государственного служащего общая характеристика. Профессиональная этика государственного служащего

Прежде всего, следует подчеркнуть, что профессия «государственный служащий», государственная служба как особый вид профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику (как ее имеют врачи, учителя и другие профессиональные группы).

Это необходимо, во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения. В-третьих, сама специфика профессии - быть проводником государственной воли, всегда в центре общественного внимания, работа с населением, определенное ограничение своих гражданских прав и многое другое - диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения.

Этика государственной службы - это адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяюще воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

Конечно, как и любая другая профессиональная этика, этика государственной службы не содержит ни одной моральной категории, которой бы не было в общечеловеческой морали. Не может быть какой-либо специфической моральной нормы, свойственной только определенной профессии, этического качества, которое не было бы позитивным для людей разных профессий. Ответственность, гражданская позиция, долг, честность, коммуникабельность патриотизм, уважительность к человеку любой нации или цвета кожи, социального происхождения или материального достатка - все это необходимо для государственного служащего в неменьшей степени, чем для врача, банкира, учителя.

Этика государственной службы вместе с тем имеет свои специфические признаки, приоритеты, моральный идеал. Определяются они по соответствующим критериям, которые также соответствуют нравственному облику государственного служащего.

Во-первых, она должна вобрать в себя те нравственные нормы и принципы, которые абсолютно необходимы (а не «факультативны») для человека, занимающегося государственным управлением на любом его уровне.

Во-вторых, именно в этике государственного служащего должен быть определен рейтинг важности этих норм и принципов.

Рассматриваемая система этических знаний и практических рекомендаций сориентирована на систему государственной и муниципальной службы, что включает в себя как внутриаппаратные отношения, так и отношения, складывающиеся между государством и институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Материальными носителями нравственности являются не только отдельные служащие, а прежде всего государственный аппарат власти как система. Нравственную ответственность за реализацию принятых решений несут не только отдельные служащие, как «подневольные» исполнители, она лежит на государственных структурах и организациях, системе власти в целом.

Ответ на вопрос, кто является субъектом этических оценок действий и поведения государственных служащих и государственных структур, определяется тем, что все эти действия и поступки оцениваются не госслужащими лично и даже не отдельными начальниками, а обществом и законодательством, избирателями и налогоплательщиками. Служащие в процессе исполнения своих должностных обязанностей реализуют не только свои собственные моральные представления, но, прежде всего, моральные принципы и нормы, освященные общественным мнением, законом и политическими установками легитимной власти.

По структуре мораль государственного служащего включает в себя: нравственные ценности - это совокупность моральных принципов, норм, убеждений, мотивирующих специфическое поведение в противовес всем другим способам реагирования . На общей иерархической организации ценностей строится и индивидуальная система ценностей, в том числе и субъективная ценностная структура каждого государственного служащего. Основные ценности этики государственного служащего - гуманизм, профессионализм, исполнительность, свобода, социальная справедливость, человеколюбие, патриотизм, интернационализм. Многие из этих ценностей носят, так сказать, официально признанный характер.

В целом же нравственные ценности не навязываются, не выдвигаются как идеологические установки, жестко детерминирующие поступки служащего и подавляющие его личность. Свой выбор в каждом конкретном случае служащий делает сам, сам его обосновывает и сам несет ответственность за свои действия и поступки. Но, конечно, не только должностные лица несут ответственность. Косвенно эта ответственность лежит на государстве в целом. Ведь на высокую нравственность госслужбы можно рассчитывать только тогда, когда госслужащие надежно защищены социально и экономически, защищены правом от всякого рода слухов и кривотолков, подрывающих их авторитет и порочащих их честь.

Во-вторых, это перечень личностных добродетелей служащих, их нравственные чувства и привычки - честность, скромность, дисциплинированность, сострадание, уважительность, профессиональная гордость, чувство собственного достоинства в отличие от честолюбия, тщеславия, амбициозности, «синдрома власти» и т. д. Нравственные чувства выражают как субъективные переживания реальных взаимоотношений между людьми, так и отношение служащего к самому себе, к своему месту в обществе, на службе, в среде ближайшего окружения.

В-третьих, это оценочные понятия - добро, справедливость, неподкупность, порядочность, честь, долг как антиподы бюрократизма, карьеризма, взяточничества, протекционизма, угодничества, подхалимства. Такого рода идеальные требования являются исходной базой прочных нравственных основ администрирования, задают перспективу гармонического сочетания личных, корпоративных и государственных интересов;

В-четвертых, это основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе - высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм. Они являются своеобразным компасом поведения служащего, формируют мотивацию его мыслей и действий, моральную позицию служащего, кредо, которыми он и руководствуется, исполняя обязанности по должности. Они противостоят безответственности и непрофессионализму, правовому нигилизму, прозападничеству и сепаратизму, неуважительному отношению к своему государству и своему народу.

Главное требование, предъявляемое к профессиональной этике государственного служащего - нравственная позиция государственного и муниципального служащего как никакого другого работника должна быть здоровой и устойчивой, максимально отвечать моральному идеалу демократического, социального, правового государства. Конечно, это идеал, в чем-то даже утопическое требование. Но неоспоримо одно: обществу и государству наносится вред, когда на службе задерживаются люди с морально ущербной, рыхлой нравственной позицией, легко меняющейся в зависимости от конъюнктуры и внешних обстоятельств.

Этика государственной службы есть профессиональная мораль государственных служащих, которая включает в себя ранжированные по важности основные нравственные нормы и качества, необходимые для успешного выполнения служебных функций работниками аппарата органов государственной власти и местного самоуправления.

Можно выделить несколько блоков нравственных требований к служащим, составляющих основное содержание требований, учитываемых при отборе на государственную службу.

Прежде всего, это нравственный идеал государства как ведущая нравственная конструкция государственной и муниципальной службы. Таким идеалом для нас является признание самоценности человеческой жизни, признание и защита прав, свобод и достоинства каждого человека и гражданина. Этот идеал органически вписывается в систему демократических ценностей, следование ему позволяет преодолеть распад социальной ткани, снизить уровень отчужденности человека от власти и власти от общества, крепче увязать социальное бытие каждого человека с реалиями российской государственности.

Такой идеал достижим в условиях демократического, правового, социального, федеративного государства - государства авторитетного и уважаемого как своим народом, так и мировым сообществом. С полным правом его можно рассматривать в качестве мощного мобилизующего фактора и ориентира высококачественного и эффективного исполнения служебного долга.

Далее идут моральные приоритеты, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей работе: интересы общества и государства, авторитет власти, честное и ответственное служение, защита государственной и иной охраняемой законом тайны. В конечном счете как формулировал М.Вебер, всякое действие чиновника подчиняется одному из двух фундаментальных начал: оно может быть ориентировано либо на «этику убежденности» (поступаю так по убеждению и не размышляю о последствиях, не чувствую ответственности за то, что последует), либо на «этику ответственности» (поступаю с сознанием собственной ответственности за последствия своих действий).

Мы уже говорили о принципах этики государственного служащего как о наиболее общих требованиях, выражающих сущность нравственных отношений между служащим и государством, служащим и обществом, служащими между собой, в том числе рассматривали их правовое закрепление (п. 1.1. работы). Вернемся к ним и рассмотрим их более пристально. Они составляют сердцевину морали, выступают своеобразным духовным ориентиром человека в служебной среде. Заметим, что подавляющее большинство из них не декларируется государством, не спускается сверху. Они складываются исторически и выражают интересы общества и его требования к нравственной сущности человека, наделенного властью, в соответствии с его особым социальным статусом и назначением в системе государства. Принципы нельзя менять произвольно в угоду сиюминутной политической выгоде или по чьему-то капризу. Со временем принципы обогащаются, наполняются все более глубоким содержанием. Назовем наиболее важные принципы:

· лояльность ко всем ветвям власти, к воле избирателей, к государственным органам и учреждениям, к оппозиции и оппонентам власти;

· законность, т. е. строгое соблюдение буквы и духа закона, требований должностных инструкций;

· добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод;

· добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей - исходить из того, что есть, и ориентироваться на то, что должно быть;

· гуманизм и социальная справедливость.

Служба в органах власти - это не формальное исполнение законов и должностных инструкций, а осмысленная деятельность во имя человека, во имя создания максимально благоприятных условий для успешной реализации каждым гражданином своих интересов, устремлений и способностей. Ее главный постулат - не власть над людьми, а власть для людей.

Для успешного государственного управления во имя создания общества, достойного человека, госаппарат, аппарат органов местного самоуправления должен руководствоваться вышеизложенными принципами.

Нравственные принципы реализуются посредством соблюдения соответствующих норм. Эти нормы, как и принципы, можно классифицировать. Прежде всего, следует назвать нормы общечеловеческого характера (это первый блок): честность, правдивость, доброжелательность, уважение к личности и т. д. Скажем, с посетителями представитель власти должен вести себя спокойно, достойно, культурно, избегать легкомысленных обещаний. Разумеется, он должен быть скромен, проявлять заботу о своей репутации и личной независимости. Государственный служащий должен избегать действий, шокирующих окружающих: недопустимы пьянство, неряшливость, легкомыслие, неупорядоченность в семейных делах и т. д.

Эти нормы регулируют практически весь спектр служебных отношений, но особенно их значимость проявляется в сфере взаимодействия государства и общества, государственного аппарата и гражданина. Каждый служащий должен помнить, что по его поведению и поступкам судят не только о нем, но и обо всем ведомстве, власти в целом.

Ко второму блоку мы бы отнесли нравственные нормы внутриаппаратного поведения: коммуникабельность, умение хранить государственную и служебную тайну; дисциплинированность; неприятие таких негативных проявлений, как угодничество, панибратство, сплетни, интриги. Служащему не пристало распространяться на работе о своих личных обидах и семейных неурядицах; не следует посвящать третье лицо в возможные расхождения во взглядах между ним и руководителем по профессиональным вопросам; недопустимо присоединяться к группировкам, практикующим неформальное или некомпетентное вмешательство в служебные дела.

Наконец, третий блок - нравственные нормы разрешения служебных конфликтов: личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и др. Служащий не должен затевать тяжбы и судебные процессы без необходимых на то оснований. Если таковые имеют место, он обязан соблюдать объективность, давать точную и достоверную информацию.

Анализ, выявление и изучение нравственных норм этики государственного служащего, нравственных критериев отбора на государственную службу жизненно необходимы. Данные нормы являются содержательной основой в работе по воспитанию необходимых духовно-нравственных качеств государственных и муниципальных служащих. Они выступают в качестве критерия оценки профессиональной пригодности человека к деятельности в государственных органах, учреждениях, возможностей служебного роста чиновника. Для самого же служащего они выступают как «справочник», ориентир в решении возникающих нравственных коллизий.

Итак нравственные критерии отбора на государственную службу служат формированию нравственности государственных служащих, социализации личности государственного служащего.

Вообще процесс социализации личности государственного служащего непрерывный, достаточно противоречивый и трудный для многих процесс. Каждый день приходится делать выбор между личными и общественными интересами, между такими понятиями как долг, справедливость, патриотизм, с одной стороны, эгоизм, личное материальное благополучие, привилегии - с другой. Нравственными регуляторами нередко являются страх, стыд, но главное, чтобы поведением человека руководила совесть.

Необходимо заниматься нравственным самоанализом, самоконтролем, нравственным самообразованием, развивать этическую эрудицию, давать оценку своим мыслям и поступкам.

Все это нелегко, но только так формируется нравственный облик личности служащего. Ничего другого наука и практика административной деятельности пока предложить не могут.

В процессе нравственной социализации существенную роль играет моральная диагностика служащего - изучение работника с целью выявления уровня его моральной воспитанности, нравственной культуры. В структуре диагностики фиксируются следующие качества: глубина знаний принципов и норм общей и административной этики; развитость нравственного сознания и нравственной воли; характер поведения при преодолении житейских и служебных трудностей; стиль поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях; устойчивость к соблазнам власти. Все эти показатели выступают своеобразными индикаторами уровня нравственности работника.

Моральная диагностика крайне важна в кадровой практике. Ведь не секрет, что, принимая на работу человека или обеспечивая его карьерное продвижение, мы смотрим, прежде всего, на него как на специалиста. Каковы же его моральные установки и духовно-нравственные ориентиры, каков уровень моральной устойчивости, интересуемся редко.

Самооценка, самоконтроль, самоутверждение, самообразование, внешнее нравственное воздействие - элементы одной цепи. Все моральные принципы и нормы кажутся достаточно понятными и простыми. Но это только на первый взгляд, и они составляют лишь минимум, которым надо овладеть, чтобы стать государственным служащим современной формации.

Пока в нашей системе государственной службы нормы этики государственной службы внедряются медленно, с большим трудом. Многие из них подвергаются деформации или попросту попираются. Вековые традиции, привычки и стереотипы (причем не только хорошие) очень устойчивы, старые моральные нормы и оценки сохраняются даже тогда, когда жизнь давно изменилась. Поэтому сегодня, как никогда, необходимы целенаправленные и последовательные усилия по очищению морально-психологической атмосферы аппарата и оздоровлению образа жизни чиновничества.

этика государственный служащий

Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности.

Проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки - биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.

Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную структуру, позволяющую проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:

  • 1) выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
  • 2) стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
  • 3) применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
  • 4) формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;
  • 5) поддержание стабильности и законности в государственной службе.

С нашей точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности: государственная идеология - доктрина (миссия государства) - концепция (стратегия развития) - кадровая политика - кадровая программа - конкретный план действий по реализации программы.

В условиях государственной службы сложились специфические возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:

  • 1) с внешними факторами - экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
  • 2) с внутренними факторами - степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 1.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь и ответственность государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь.

Таблица 1. Особенности этики государственного служащего

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик

социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;

уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

на оценку уровня этики государственного служащего населением влияют:

  • а) объективные причины - наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации
  • б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

социально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.

К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

  • 1) Знания государственного служащего - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.
  • 2) Умения государственного служащего - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.
  • 3) Навыки государственного служащего - это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
  • 4) Опыт государственного служащего - это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении.

Таким образом, чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту, которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему.

Духовный облик государственного служащего неразрывно связан с его профессиональной деятельностью. При этом весьма важную роль в его ответственной и разносторонней деятельности играют не только правовые, но и нравственные ценности. Среди них такие, как честь и достоинство, добро, справедливость, долг, обращенные к служению народу и по своим результатам направленные на процветание общества .На важность соблюдения данных качеств представителей государственной службы обращал внимание известный русский философ И. А. Ильин. Он с горечью писал: «...Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства, чтобы обогатиться неправедным путем, продажный все продаст, бездуховный превратит всю жизнь в тайное и явное преступление... Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза...»

Профессиональная этика государственного служащего в российском обществе необходима по ряду причин. Во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от моральных качеств служащих: честности, справедливости, порядочности, долга. Во-вторых, серьезные аморальные проступки в деятельности и поведении государственного служащего являются немаловажным фактором, который способен привести к дестабилизации общества, выступает предметом пристального внимания широких слоев населения. В-третьих, специфика профессии государственного служащего в России связана с проведением воли государства, деятельностью с населением, обоснованием приоритетных программ руководства РФ. А это, в свою очередь, диктует необходимость соблюдения им определенных нравственных норм поведения.

Необходимо отметить, что профессиональная этика государственного служащего определяется по правилам, общим для любой профессиональной морали. Следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные системы (врача, ученого, военнослужащего, юриста и т. д.), не содержит ни одной моральной категории, которой бы не существовало в общечеловеческой морали. Так, ответственность, гражданская позиция, справедливость, совесть — все это, необходимое для деятельности государственного служащего, входит также в реестр обязательных нравственных норм специалистов других профессий.

Профессиональная этика государственного служащего представляет собой профессиональную мораль государственных и муниципальных служащих, включающая набор ранжируемых по важности основных нравственных качеств, ценностей, норм, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных функций.


Нельзя игнорировать положение о том, что профессиональная этика государственного служащего неразрывно связана и является частью философской науки — этики, рассматривающей объективацию моральных норм и принципов к поведению должностных лиц, в том числе работающих в институтах государственной власти РФ.

Основные нравственные качества (нормы) поведения государственного служащего России можно, хотя и достаточно условно, дифференцировать на ряд групп. К доминирующим из них относятся следующие.

Первое — качества и нормы поведения, детерминированные особенностями деятельности государственного служащего. Такими нормами выступают: корректность, неприятие взяточничества, уважение к любому гражданину, который пришел за получением определенной услуги в государственное учреждение; справедливость в решении различного рода проблем тех или иных объединений граждан или индивидуальных; добровольное ограничение своих гражданских прав (например, на публичную критику государственной политики; выступлений в СМИ по вопросам несостоятельности деятельности тех или иных высокопоставленных государственных лиц; дача обещаний гражданам и учреждениям в разрешении того или иного вопроса от себя лично без соблюдения служебных процедур и т. д.); необходимость хранить государственную тайну; делать критические заявления за границей о деятельности государственных лиц и учреждений РФ и др.

Второе — специфические нравственные нормы поведения, вытекающие из характера работы структурных особенностей коллектива государственного учреждения. Это такие нормы, как: самодисциплина, организованность, нетерпимость к таким негативным проявлениям, как зло, интриги, угодничество, чванство, невежество и т. п.

Примечательно, что на необходимость борьбы с невежеством в деятельности государственных лиц и их окружении обращал внимание герой Отечественной войны 1812 г. гуманист Д. Давыдов. Он с горечью констатировал: «Мне, уже состарившемуся, не удастся видеть эпоху возрождения России. Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей! Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут ввергнуть государство в ряд страшных зол».

Сюда следует также отнести и характерные нормы разрешения служебных конфликтов. Это такие, как первенство государственных дел перед личными и корпоративными; требовательность и принципиальность; умение находить в противоречивой ситуации компромиссы; поддержка деловой стабильности в трудовом коллективе.

Выявление и изучение нравственных принципов и норм профессиональной этики государственного служащего необходимы для его практической деятельности. Во-первых, они являются содержательной основой во всей деятельности, направленной на формирование необходимых нравственных качеств государственных служащих. Во-вторых, они предстают в виде своеобразного критерия профессиональной пригодности личности в государственных учреждениях. В-третьих, для личности государственного служащего они выступают как определенный ориентир в разрешении тех или иных нравственных противоречий.

Достаточно точно высказал мнение по этому вопросу исследователь А. С. Капто: «Правдивость и честность по отношению к обществу и в отношениях между людьми — это твердые нормы политической этики. Но, как известно, в жизни они соблюдались далеко не всегда... Преуспевают в этом “ремесле” и современные политики. Этот груз тяготеет над политической жизнью общества, что сдерживает процесс его обновления».

Современные противоречивые процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, требуют улучшения состояния и развития нравственного климата в системе государственной службы. Наряду с этим, созидая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо активно воздействовать на уровень морального состояния личности государственного служащего. В этой связи важной проблемой выступает характер нравственных требований, которые предъявляются к государственным служащим РФ. Их можно классифицировать на следующие:

— нравственные требования профессионального характера;

— нравственные требования в отношениях с коллегами;

— нравственные требования к самообразованию и уровню квалификации;

— нравственные нормы общения с гражданами;

— нравственные императивы внеслужебного поведения личности;

— нравственные требования и взаимоотношения в семейно-бытовой сфере;

— нравственные нормы взаимоотношения с начальствующим составом.

В свою очередь, общие нравственные ценности поведения государственных служащих можно представить в следующих императивах:

— добросовестно следовать присяге и нравственным требованиям государственного управления;

— доводить до сведения непосредственного руководства все обстоятельства и факты, относящиеся к личности государственного служащего и влияющие на его нравственный авторитет;

— уважать человеческое достоинство, индивидуальность, опыт и деловитость сотрудников, оказывать им необходимую помощь, не перекладывать на них свои ошибки и просчеты, не присваивать себе чужих успехов и заслуг; обязанность своевременно и точно исполнять в границах закона указания и инструкции руководства;

— обстоятельно информировать его обо всех фактах и явлениях, непосредственно связанных с работой; не посвящать третьих лиц в предполагаемые противоречия в области профессиональных компетенций;

— выполняя свои обязанности, соблюдать законность и правовые нормы, совершенствовать профессиональные знания, заниматься самообразованием;

— не принимать подарки (в том числе и его родственникам) от лиц или организаций, официально связанных с ними;

— не становиться членом организации, преследующей запрещенные цели, незаконно действующих политических партий, религиозных сект.

Ряд этих положений получили правовое закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В настоящее время актуальное значение в профессиональной деятельности государственного служащего приобретает этика достоинства и самоуважения. . Она включает ряд важных компонентов духовного мирагосударственного служащего, на основе которых создается моральный фундамент, активизирующий у него развитие этики в целом.

К таким компонентам можно отнести:

1. Лидерство . Естественно, что лидер, занимающий определенное положение в системе государственной службы (в отличие от лидера, например, какой-либо кампании, заботящегося только о собственных служащих), несет моральные обязательства не только перед своими подчиненными, но и перед обществом. Отсюда весьма важно, что для государственного служащего необходим такой стиль деятельности, который основывается на понимании чувства ответственности за персональные действия, ведущие к стабильности российского общества во всех его сферах.

2. Моральная самооценка. Под ней имеется в виду комплекс последовательных мер, проводящихся органами государственной власти с целью преодоления невысокого уровня этической грамотности своих служащих. Явления коррупции, лоббирования интересов тех или иных корпораций, политическая конъюнктура и другие негативные феномены в жизни различного уровня государственных служащих, зачастую выходящие за пределы закона и нравственности, связаны в значительной степени с отсутствием у таких лиц объективной моральной самооценки. Вот почему моральная самооценка и проблема ее формирования у государственного служащего призывают взвешенно определить степень своих моральных обязательств перед обществом.

3: Смелость. В государственной деятельности важно обладать этим качеством, несмотря на служебное положение звена «подчиненный — начальник». Смелость нужна и в отношениях как с товарищами по службе, так и между чиновниками различного уровня властных полномочий, представителями экспертизы. Смелость необходима как в принятии государственным служащим различного рода ответственных решений, так и доведении их до реализации в жизни: политике, экономике, культуре, социальной сфере.

3. Оптимизм. Это качество государственного служащего, основанное на глубоком знании своей деятельности и принимаемых ответственных решений. Оно дает возможность личности увидеть в сложном, противоречивом общественном развитии (или тех или иных сферах жизни) позитивные перспективы. В случае когда государственный служащий не обладает оптимизмом, не дееспособен и безразличен, возможно наступление апатии и моральной опустошенности, не позволяющих эффективно и целеустремленно служить обществу.

В условиях процесса модернизации российского общества актуальное значение приобретает деятельность представителей государственной власти, основанная на их индивидуально высокой морали. Так, Н. А. Бердяев, отмечая практическую значимость данной проблемы применительно к представителям правой ветви государственной деятельности, писал: «Охрана порядка жизни и чести может быть вручена только рыцарям, а не подонкам общества, из которых вербует полицию современное государство».

Таким образом, права и обязанности государственного служащего определяют не только меру его правовой ответственности, но и пространство, в котором действуют его базовые нравственные ценности, а также источники, питающие этику личности, неотделимую от целей служения России.

Лекция 1. Служебная этика. Понятие, сущность.

Бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Служебная этика 1 - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель).Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

Лекция 2. Специфика формирования этики государственной службы

1. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем

Государственная служба 2 - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно --распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

Её территориальное устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы;

Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии. Во втором разделе мы переходим от рассмотрения вопросов теоретической этики к проблемам практической, прикладной этики . Эта отрасль науки о морали охватывает нравы конкретных людей и социальных групп. Одной из разновидностей прикладной этики является профессиональная этика - направление этики, исследующее нравы членов определённого профессионального сообщества, их моральные ориентиры и стоящие перед ними этические проблемы. В специфических условиях профессиональной деятельности общеэтические ценности тесно переплетаются с нормами профессиональной морали. Такого рода исследования имеют аналитически-рекомендательный характер.

Важнейшей областью профессиональной морали является профессиональная деонтология. В интерпретации специалистов профессиональная деонтология - (от греч. deontos - должное, logos - учение) это «часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определённой профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями» 13 . К числу деонтологических актов относятся тексты присяг, клятв, уставов, моральных кодексов и отдельных законов, затрагивающих нравственные обязанности представителей той или иной профессии. В силу особого общественного значения принципы профессиональной деонтологии в разной степени регламентируют действия людей в профессиях врача, юриста-правоприменителя, военнослужащего, педагога, чиновника.

Ниже, в главах данного раздела, мы обратимся к исследованию нравов сообщества госслужащих, выявим нравственные регуляторы, которыми они руководствуются, обозначим этические проблемы госслужбы, волнующие общество и самих чиновников, попытаемся понять возможные пути их разрешения.

Профессиональная этика госслужащих - система норм, регулирующая поведение чиновников в специфических условиях госслужбы. В России согласно федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» к категории «государственных служащих» относятся только лица, занимающих государственные должности в государственных органах , т.е. наделённых властью институтах государства, а не в любых государственных организациях. «Государственная служба» в российском законодательстве определяется как работа, выполняемая в государственных органах, т.е. управленческих структурах государства и отличающаяся по содержанию и форме от исполнительного труда рабочих.

Поэтому субъектами служебной этики выступают лица, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в органах государственной службы. Предметом профэтики госслужбы является отношение госслужащих к моральным ценностям общества, института государства и своей профессии, воплощение этих нравственных ориентиров в конкретной фактической работе и частной жизни.

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры. Для того, чтобы приступить к выявлению и описанию нравственных ориентаций чиновников, нам необходимо выбрать ракурс для вычленения их внутренней социокультурной организации. «Объяснительной моделью», позволяющей рассмотреть чиновничество как специфическое профессиональное сообщество, корпорацию с относительно общими внутренними ценностными установками и проблемами, является понятие субкультуры.

В гуманитарных науках субкультура - (от лат. sub - под) это культура определённой локальной социальной общности. В этом смысле субкультура представляет собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальная человеческая группа, занимающая в обществе специфическое положение, пытается усвоить и переосмыслить доминирующую систему ценностей. Субкультура как культура сообщества или корпорации может быть также в определённом контексте определена как корпоративная культура 14 , - эти понятия в нашей работе мы будем использовать как синонимы. Характерными чертами субкультуры или корпоративной культуры микро- или макросообщества являются:

    Организационная структура, вызванная профессиональными традициями, профилем деятельности и спецификой решаемых задач;

    «Корпоративное сознание» (самоидентификация, самосознание, интеллект, менталитет, система координат, задающая умонастроения членов сообщества);

    Деонтология и регуляторы поведения (профессиональные нормы, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка)

    Своеобразный «стиль» поведения, предполагающий создание и поддержание определённого образа (имиджа)

    Манеры поведения (этикет, протокол, «правила игры» принятые в корпорации);

    Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе; сюда также могут относиться стандарты официальной, деловой переписки, формы приветствия и официального обращения к руководству и сослуживцам

    Представление членов корпорации о своей социальной «миссии» как о программе социальных задач и приоритетов, прямо не связанных с коммерческим эффектом и получением прибыли, характеризующих влияние оказываемой сообществом услуги на стиль, качество и образ жизни потребителей;

    Понимание членами корпорации процесса цивилизации как нравственного и организационного совершенствования самих себя и своего сообщества

    Временная ритмизация жизнедеятельности. Искусственная настройка ритмов времени, которое в зависимости от степени интенсивности переживания, насыщенности событиями может быть либо спиралеобразным (цикличным, вялотекущим, застойным), либо линейным (прогрессивным, активным, ёмким, содержательным)

    Организация пространственного ландшафта. Искусственное конструирование профессиональной среды и её обратное воздействие на коллективное сознание и психику людей

    Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации. Используемые сообществом для отбора «фильтры» (профессиональный, квалификационный, интеллектуальный, этический ценз, - требования, соответствие которым является основанием для принятия в корпорацию, а несоответствие - для выдворения)

    Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)

    Формальные и неформальные «центры силы» и элиты (лица и группы лиц, обладающие этическим, профессиональным авторитетом, которые выступают источниками нравственных и организационных импульсов)

    Состояние социально-психологического климата.

    Этическая типология субъектов - членов корпорации, их плюсы и минусы, оптимальные и нежелательные роли, удельный вес, долевое соотношение типажей, поиск их оптимального сочетания;

    Соотношение традиций и инноваций (устоявшихся моделей организации и новых идей, социальных, профессиональных ценностей, технологий)

    Соотношение «ритуального» и повседневного как пропорциональное сочетание торжественных мероприятий и обыденных ситуаций. При этом ритуал (корпоративный праздник, встреча, съезд, присяга, награждение) выполняет функцию морально-психологической настройки членов коллектива на групповые, корпоративные ценности, приводит к воодушевлению ими. Между ритуалами в обыденных ситуациях члены корпорации по инерции живут в "возвышенных" состояниях, а когда психологический «заряд» ослабевает, возникает потребность в новом ритуале.

    Соотношение «игрового» и «серьёзного» как сочетание свободных, творческих, личных, неформальных отношений и официальных; при этом важен определённый, гармоничный баланс;

    Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей. Сюда также относятся прогнозы проблемных ситуаций, неблагополучных вариантов развития событий, их профилактика;

    Отношение корпорации к другим корпорациям - игрокам на этом культурном, социальном, профессиональном поле.

    Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.

Сквозь призму некоторых из этих критериев мы попытаемся рассмотреть менталитет, корпоративную культуру и служебную этику чиновничества в ретроспективе российской истории. Или субкультуру чиновничества в ретроспективе российской истории.

Вопросы для самоконтроля

    В чём заключается специфика прикладной, в частности профессиональной этики?

    Что такое «профессиональная деонтология»?

    Что понимают под термином «субкультура»?

    Как можно истолковать понятия «профессиональная субкультура», «корпоративная культура»?

    Каковы основные критерии описания профессиональной субкультуры (корпоративной культуры профессионального сообщества)?

Список дополнительной литературы

    П.С. Гуревич. Субкультура //Культурология ХХ век. Словарь. - «Университетская книга», С-Пб. 1997, С. 450-453

    Пигалев А.И. Понятия традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры, контркультуры //Пигалев А.И. Культурология. Курс лекций - Волгоград, Изд. ВолГУ, 2002 г.

    Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - С-Пб, 2001 г.

    Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов // Этика сотрудников правоохранительных органов - «Щит-М», М., 2001г. - С. 12-21

Контрольные задания для самопроверки

Задание 1.

Профессиональная субкультура - это:

    культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

    культура профессионального сообщества

    культура масс

Задание 2.

Профессиональная деонтология - это:

    установки и мотивации членов профессионального сообщества, связанные с получением прибыли

    совокупность норм, однозначно регламентирующих должное поведение человека в определённой профессиональной сфере, закрепляется в текстах клятв, присяг, моральных кодексов, уставов и т.д.

    образ профессионального сообщества в общественном восприятии

Задание 3.

Социальная миссия профессионального сообщества - это:

    система социокультурных приоритетов, прямо не связанных с получением прибыли, характеризующих влияние производимой данным сообществом услуги на образ, стиль, качество жизни потребителя

    мотивации членов профессионального сообщества, связанные исключительно с получением прибыли

    установка на поиск новых ресурсов развития профессионального сообщества.

Задание 4. Выберите верный вариант ответа:

Механизм инкорпорирования в профессиональное сообщество - это:

    механизм включения в корпорацию новых членов на основе определённых требований, ценза и т.д.

    механизм реализации инноваций

    механизм выдворения дискредитировавших себя членов сообщества