Причины поражений крестьянских восстаний 17 18 веков. Бунташный век. Окончание восстания, массовые расправы

Урок по теме: «XVII век. Народные восстания в России»
Цель:
1. На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как
«бунташному».
2. Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные
волнения не утихают.
Тип: комбинированный с использованием презентации.
Понятия: «Бунташный век», восстание, закрепощение крестьян.
Оборудование: карта: «Народные восстания в России в 40­70­х годах XVII в.».
Орг. момент Введение. (с использованием презентации).
«Бунташный» век ­ век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
Но нет конца у той борьбы...
Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении,
как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских
восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских
восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.И поэтому цель
нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII
век был действительно «бунташный». Но прежде, чем мы перейдём к теме урока,
давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.
 Дать характеристику политическому строю России в 17 веке.
 Социальное устройство России 17 века.
 Что нового появляется в экономике?
 Что такое мануфактура?
Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического
производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые
составляли основу сельского хозяйства.

 По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?
 В чём недостатки этого пути?
Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма
противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика,
с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную
тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы,
которая характеризует это время.
Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.
Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку.
Это и будет темой нашего урока.
 Какое определение этому понятию можно дать?
«Бунташный» век ­ это время массового недовольства различных слоев населения
своим экономическим и социальным положением.
В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной
бунт.
В первые годы царствования Алексея Михайловича особенным влиянием
пользовался воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Человек властный и
умный. Он много сделал для проникновения европейских достижений в Россию,

но для государственных нужд и для проведения реформ в армии денег не
хватало. Указом 7 февраля 1646 года был введён высокий налог на соль. А соль
была тем продуктом, от которого отказаться в XVII веке люди не могли.
Заготовить еду в прок без соли не представлялось возможным. В 1646­1648 годах
цены на соль выросли в 3­4 раза. Народ голодал, в то время как тысячи пудов
дешёвой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из­за дороговизны соли не
могли её заготовить. Все были не довольны. Дорогой соли было продано меньше
прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 года налог
отменили, но население должно было сразу погасить налоги за 1646­1647 годы.
Шквал поборов обрушился на людей и вызвал повсеместное возмущение, которое
перерастало в открытые выступления против властей.
 Какова основная причина бунта?
1 июня 1648 года царь Алексей Михайлович с приближёнными возвращался с
богомолья с Троице­Сергиево монастыря. Только он въехал в город, его
встретила толпа москвичей­челобитчиков. Они окружили карету и стали
жаловаться на Леонтия Степановича Плещеева – начальника Земского приказа,
ведавшего управлением столицы.
Летопись: «Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на
Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру
стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно
совершавшиеся им дурные поступки и просили чтобы он был смещён, а на его
место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле
Левонтия не выдал».
Царь поехал дальше. Восставшие пытались подать челобитную царице, но
стрелецкая охрана разогнала их, арестовав при этом 16 человек, которых
отправили в пыточный застенок – Константино­Еленинскую башню Кремля. Это
привело народ в ярость, и в царскую свиту полетели камни. Некоторые бояре
получили ранения.
2 июня 1648 года состоялось шествие с крестом и иконой Владимирской божьей
матери в Сретенский монастырь. Повстанцы окружили царя, потребовав
освободить арестованных, царь обещал выслушать народ, когда он вернётся из
монастыря. После молебна царь возвратился в Кремль – за ним несколько тысяч
восставших.
Летопись: «И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли
на его государев двор всяких чинов посадских люди и всех приказов стрельцы с
большим невежеством. Неотступно и с громкими криками требовали

окончательного решения их желаний и высказанных жалоб».
Для переговоров к восставшим вышли князья Волконский и Тёмкин­Ростовский,
но их чернь взяла в заложники. На сторону восставших перешли стрельцы и
холопы. Восставшие перешли от требований и угроз к действиям.
Летопись: «Разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и
гостиные».
Пострадало от 40 до 70 дворов (Морозова, Траханиотова – начальника
Пушкарского приказа, Чистого – начальника Посольского приказа, Плещеева –
начальника Земского приказа). Чистого, которого считали инициатором налога,
изрубили, бросив тело на кучу навоза. 3 июня восстание продолжилось. Патриарх
Иосиф на Красной площади пытался уговорить народ, к нему примкнули бояре,
противники Морозова. Они выдвигали своим ставленником родственника царя –
Романова, который хотел занять место Морозова. Восставшие видели в Романове
«доброго, хорошего» боярина и хотели, чтобы он управлял вместе с царём. И
кричали об этом царю:
Летопись: «И покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и
мы из города, из Кремля вон не пойдём; и будет межуусобная брань и кровь
большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни
и у всего народу!»
Царь вынужден был выдать Плещеева (его растерзали). 4 июня царь вынужден
был возвратить Траханиотова, которого отправили воеводой в Устюжну
Железнопольскую, и выдал его восставшим (его казнили). Морозов пытался
бежать, но его узнали ямщики и чуть не убили. Он прятался в царских покоях,
потом его сослали.
В события включились дворяне и верхи посада. Используя растерянность и
ослабление правительства, они подали челобитную царю (требование
упорядочить судопроизводство, установить правильное ведение дел в приказах,
созвать Земский собор).
Волнения продолжались и в столице и на местах. В этой обстановке власти 16
июня собрали Земский собор. Для подготовки Уложения создали комиссию во
главе с Одоевским. В январе 1649 года Уложение было принято.
Работа с документом:

 Что получил народ?
 К чему это привело?
После этого произошли восстания в других городах: Курске, Козлове, Ельце,
Чугуеве, Устюге, Пскове, Новгороде.
Рассказ ученика о восстании 1650 года в Пскове и Новгороде.
Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием
Медный бунт 1662 года. (Рассказ ученика.)
Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века.
Давайте подведём итоги:
 Кто являлся участниками восстаний?
 Каковы были их цели?
 Каковы итоги восстаний?
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.
Положение народа не улучшилось и они искали вольницу – где? (На юге.)
Мы говорили о городских восстаниях, но основную массу населения составляли –
кто? (Крестьяне.)
 Что по поводу крестьян говорится в Уложении?
 Как крестьяне могли сопротивляться создавшемуся положению?
 Куда они бежали?
На окраине России скопилась масса крестьян и бежавших посадских людей.
 Что там происходило? (Рассказ ученика.)
 К чему это могло привести? (Новое крестьянское восстание.)
Вот об этом мы и поговорим на следующем уроке.
Вывод. Отжившие порядки тормозили развитие новых экономических
отношений, что приводило к ухудшению положения народа и как следствие, к
социальной борьбе, которая характеризует XVII век как «бунташный».
Домашнее задание: параграф в учебнике.

1. "Соляной бунт"

XVII век в русской истории обрел репутацию "бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала, нераскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство, как потребителей, так и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647 г. "соляной" налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям "по прибору", то есть стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти.

1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые "по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович "отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в "белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых (подробнее см. тему 24). Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

2. Восстания в других городах

Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками, правда в Псков им удалось вступить лишь благодаря раздорам в среде восставших.

3. "Медный бунт"

В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более, что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлет цен. Медные деньги обесценивались: если в 1661 г. за серебряный рубль давали два медных, то в 1662 г. - 8.

25 июля 1662 г. последовал бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших - те, кто ранее разбивал дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр и пригрозили, что если государь "добром им тех бояр не отдаст", то они "начнут имать сами, по своему обычаю".

Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царем стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.

В отличие от "соляного", "медный" бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против посадского населения.

4. Восстание Степана Разина

Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип "с Дону выдачи нет".

В середине XVII в. в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных ("домовитых") казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные ("голутвенные") казаки работали на домовитых.

В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих краванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.

Уже в 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Выступление Василия Уса показало, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.

В 1667 г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход "за зипунами", то есть за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин - выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 гг. грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда - на Дон. "Поход за зипунами" был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность.

Весной 1670 г. Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против "бояр-изменников". Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты.

После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал "прелестные письма", призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом деле уже умерший) и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам.

Разина пытали и летом 1671 г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование "крестьянская война", в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение "восстание".

На что следует обратить внимание при ответе:

Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.

Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.

Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

К данной теме относится также восстание в Соловецком монастыре (1667-1676 гг.), о котором говорится в теме 28 в связи с церковным расколом.

________________________________________

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Бунташный век XVII век вошел в историю России как «бунташный». 1603 г. Восстание Хлопка. 1604–1613 гг. Смутное время. 1648 г. Соляной бунт в Москве. 1650 г. Восстания в Новгороде и Пскове, Великом Устюге, Козлове, Курске. 1662 г. Медный бунт в Москве. 1670–1671 гг. Восстание казаков на Дону. 1682 и 1699 гг. Стрелецкие бунты в Москве. 1660-1680-е гг. Волнения старообрядцев

3 слайд

Описание слайда:

Бунташный век Чем вызвана такая «бунташность» XVII столетия? В XVII в. происходит становление крепостного права, вызывающее протест крестьянства. Крестьяне, вынужденные бежать на окраины, пополняют ряды самого беспокойного сословия – казачества. В XVII в. происходит усиление бюрократического аппарата, что требует повышения налогов. Частые войны разоряют казну и также заставляют власть повышать налоги. Основные налоговые тяготы ложатся на плечи посадского населения, которое выражает свой протест бунтами. ?

4 слайд

Описание слайда:

Медный бунт в Москве Почему указ о введении медных денег привел к бунту московских посадских людей? Цена медных денег приравнивалась к цене серебряных, хотя в то время ценность монеты определялась реальным содержанием в ней драгоценного металла. Торговать предписывалось на медные деньги, а налоги платить серебряными. Медную монету легко подделать. Серебряная копейка Медные монеты?

5 слайд

Описание слайда:

Медный бунт в Москве Что общего между Медным и Соляным бунтами? Оба бунта были вызваны попытками правительства увеличить доходы казны. Оба бунта были стихийными. Оба бунта были направлены против бояр, которых мятежники обвиняли в корыстолюбии. Оба бунта вылились в грабежи, погромы и убийства. Медный бунт в Москве. Худ. Э.Лисснер?

6 слайд

Описание слайда:

Медный бунт в Москве В чем заключаются и чем вызваны различия между Медным и Соляным бунтами? Главное различие – в том, что Соляной бунт достиг успеха, а Медный бунт был подавлен. ? Медный бунт в Москве. Худ. Э.Лисснер Это объяснялось тем, что в Медном бунте не участвовали служилые люди, получившие с принятием Соборного Уложения значительные льготы.

7 слайд

Описание слайда:

Донское казачество Главной мятежной силой в России XVII в. явилось казачество. Кто такие казаки? Каковы были их занятия и образ жизни? Казак – по-тюркски «вольный». Казаками становились беглые из Орды, а позже – из русских земель. Бежали от тягла, от повинностей, за «волей». Местом обитания казаков становились вольные степи на окраинах государства, где надзор властей был слабее. После Смуты казачество сосредоточилось на Дону. Донской казак (хоперец) в 16в. ? Повторим!

8 слайд

Описание слайда:

Донское казачество Земледелие на Дону было запрещено. Вероятно, казачья верхушка опасалась, что с появлением земледелия исчезнет вольный казачий дух. Казачья усадьба Реконструкция? Почему казаки решили отказаться от обработки земли?

9 слайд

Описание слайда:

Донское казачество Казаки занимались рыбной ловлей, разводили коней, устраивали грабительские набеги на соседей. Разбойничья жизнь казака, не знавшего ни труда, ни зависимости и податей, была привольна и полна риска. Все вопросы казачьей жизни решали на общем сходе – казачьем кругу. Нижнедонская казачка Верхнедонская казачка

10 слайд

Описание слайда:

Донское казачество Чаще всего казаки совершали набеги на владения Крыма и Турции, калмыцкие кочевья, а также грабили купеческие караваны на Дону и на Волге. Казаки в конном походе. Царское правительство, видя в казаках «порубежное войско», защищающее границы, платило им жалование деньгами, хлебом и порохом.

11 слайд

Описание слайда:

Донское казачество Равенства на Дону не было: казаки делились на домовитых (зажиточных) и голутвенных (бедных). Домовитым принадлежали лучшие пастбища и обширные табуны, им доставалась большая доля добычи и царского жалования. Особенно много домовитых было на Нижнем Дону, в то время, как на Верхнем Дону преобладали голутвенные. Домовитый казак

12 слайд

Описание слайда:

Донское казачество Казачество придерживалось принципа «с Дону выдачи нет!»: беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Почему правительство России мирилось с присутствием на Дону множества белых даже не пытаясь осуществлять сыск? Потому что правительство нуждалось в казачестве для охраны границ. ? Казак в полном боевом снаряжении

13 слайд

Описание слайда:

Донское казачество После того, как в 1642 г. казаки, не получив помощи от Москвы, оставили Азов, турки укрепили крепость, перекрыв для казаков устье Дона. Казаки, лишившись выхода в Азовское море, стали чаще грабить купеческие караваны на Волге. Страдали от них как персидские, так и русские купцы. ? К чему это могло привести?

14 слайд

Описание слайда:

Поход Василия Уса Казаки Василия Уса грабили и жгли дворянские усадьбы. Только под Тулой отряд был остановлен царскими войсками. Уходя на Дон, Василий Ус увел с собой несколько сот примкнувших к казакам крестьян. В 1666 г. атаман Василий Ус впервые повел казаков в набег не на крымские или калмыцкие владения, а на южные уезды России. ? В чем состоит значение похода Василия Уса? Казачество осознало возможность действий против России.

15 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина В 1667 г. уроженец станицы Зимовейской Степан Тимофеевич Разин сформировал свою казачью ватагу и отправился в поход за «зипунами», т.е. за добычей. . Атаман Разин был энергичен, властен и беспощаден. Казаки подчинялись ему беспрекословно. Атаман Стенька Разин. Гравюра XVII в.

16 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина Летом и осенью 1667 г. казаки Разина грабили русские и персидские купеческие караваны на Нижней Волге. Потом они вышли в Каспий, поднялись по р. Яик к Яицкому городку, перезимовали, а весной 1668 г. двинулись вдоль западного побережья Каспийского моря. Двухтысячный отряд Разина разграбил города: Тарки, Дербент, Баку, Решт, Ферахабад. Перезимовав на Свином острове, Разин в августе 1669 г. вернулся в Астрахань. Поход Степана Разина за «зипунами»

17 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина В Астрахани казаки Разина «гуляли», щедро раздавая награбленную добычу и поражая жителей богатством. Из Астрахани Разин вернулся на Дон, перезимовал в Кагальницком городке, а весной 1670 г. вновь вышел на Волгу. Теперь он собирался идти вверх по Волге – против московских бояр-«изменников». Степан Разин. Гравюра XVII века

18 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина Разин без боя взял Царицын: жители сами открыли ему ворота. Посланные против Разина астраханские стрельцы перешли на его сторону. 22 июня 1670 г. Разин овладел Астраханью. Сопротивление ему оказали лишь немногочисленные дворяне и стрелецкие головы, а большинство стрельцов пристали к мятежникам. Взятие Астрахани Разиным. Гравюра XVII века Все сопротивлявшиеся во главе с воеводой С. Прозоровским были перебиты.

19 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина Овладев Астраханью, Разин двинулся вверх по Волге. Ему добровольно сдались Саратов и Самара. В захваченных городах Разин вводил управление по типу казачьего круга. Территория, охваченная восстанием С. Разина.

20 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина Разин рассылал по окрестным городам «прелестные письма», призывая убивать бояр, дворян, приказных людей. «Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь [промысел] станут чинить и вам бы итить к ним в совет и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам». К Разину стекались крестьяне, холопы, посадская беднота. «Прелестное письмо» С. Разина

21 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина Суд народный. Худ. Б. Щербаков? Опишите происходящее на картине

22 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина Восстанию Разина было не чуждо самозванчество: один из соратников Разина изображал патриарха Никона, а другой – царевича Алексея Алексеевича, бежавшего от «злых бояр». Когда царевич взойдет на престол, обещали разинцы, всем будет «воля». Корабли Разина на Волге. Гравюра из книги «Три путешествия» Яна Стрейса, очевидца восстания Разина. В «прелестных письмах» Разин утверждал, что идет не против царя, а против бояр.

23 слайд

Описание слайда:

Восстание Степана Разина В 1670 г. Никон находился в заключении, а потому можно было утверждать, что «злые бояре» рассорили царя с патриархом. Поскольку Разин утверждал, что его поддерживает Никон, можно сделать вывод, что восставших не привлекала идея борьбы за «старую веру». Степан Разин. Худ. В. Суриков? О чем говорит использование восставшими имени Никона?

В 17 веке в России были массовыми явлениями. Эпоха Смутного времени закончилась. Все сферы общественной жизни были полностью уничтожены: экономика, политика, социальные отношения, культура, духовное развитие. Естественно, необходимо было восстановить хозяйство. Многие реформы и новшества больно ударили по населению того времени. Как следствие - народные движения. Постараемся подробнее разобрать данную тему.

Предмет «история» (7 кл.): «Народные движения»

Период «бунташного века» входит в обязательный школьный минимум. Курс «Отечественная история» (7 класс, «Народные движения») выделяет следующие причины социальных потрясений:

  • вследствие постоянных военных конфликтов.
  • Попытки властей по ограничению казачьих автономий.
  • Усиление приказной волокиты.
  • Закрепощение крестьян.
  • Церковные реформы, которые привели к расколу среди духовенства и населения.

Вышеназванные причины дают основание полагать, что народные движения в 17 веке связаны не только с крестьянством, как это было ранее, но и с другими социальными слоями: духовенством, казачеством, стрельцами.

Это значит, что против власти начинают выступать мощные силы, которые знают, как владеть оружием. Казаки и стрельцы успели набраться боевого опыта в постоянных войнах. Поэтому их участия в волнениях по масштабу можно сравнить с гражданскими войнами.

Соляной бунт

Хочется вспомнить современных пенсионеров, которые активно следят за ценами на соль в магазинах. Повышение на один-два рубля сопровождается сегодня различными упреками и критикой в адрес властей. Однако рост цен на соль в XVII веке спровоцировал настоящий бунт.

1 июля 1648 года разразилась мощная волна протеста. Причиной послужила дополнительная пошлина на соль, за счет которой правительство решило пополнить бюджет. Ситуация привела к тому, что протестующие «перехватили» царя Алексея Михайловича при возвращении с молитвы в Кремль. Люди жаловались «хорошему царю» на действие «плохого» боярина - главу Л. С. Плещеева. В глазах обычного обывателя только он один был виноват во всех бедах государства: приказной волоките, казнокрадстве, повышению цен не только на соль, но и на другие продовольственные продукты.

«Плохого» боярина пришлось отдать в жертву. «Под шумок» царь избавился не только от «негодяя» Плещеева, но и от своего родственника, боярина Б. Морозова, своего воспитателя. Фактически он являлся «тайным кардиналом» в стране и решал практически все административные вопросы. Однако после этого народные движения в стране не закончились. Перейдем подробнее к остальным.

Народные движения (7 класс, история России): медный бунт

Ситуация с солью не научила правительство осторожно подходить к реформам. Денег в стране катастрофически не хватало. И тогда власти провели самую «убийственную» экономическую реформу, которую можно было только придумать - девальвацию монеты.

Правительство вместо серебряных денег ввело в обращение медные монеты, что в 10-15 обошлось дешевле. Конечно, можно было придумать деревянные (в прямом смысле этого слова) рубли, но власти не решились настолько испытывать судьбу. Естественно, торговцы прекратили продавать за медь свои товары.

В июле 1662 году начались погромы и беспорядки. Теперь люди не верили в «хорошего царя». Погромам подверглись усадьбы практически всех царских приближенных. Толпа хотела разгромить даже резиденцию самого «помазанника Божьего» в селе Коломенском. Однако вовремя подоспели войска, а царь вышел на переговоры.

После этих событий власти жестоко обошлись с восставшими. Много людей казнили, арестовали, некоторым отрубали руки, ноги, языки. Тех, кому повезло, отправили в ссылку.

Восстание Степана Разина

Если предыдущие народные движения были организованы мирным безоружным населением, то в принимали участия вооруженные имеющие боевой опыт казаки. А это обернулось более серьезной проблемой для государства.

Всему виной послужило Соборное уложение 1649 года. Этот документ окончательно установил крепостное право. Конечно, начало оно формироваться еще со времен Ивана III, с введения Юрьева дня и прикрепления работников на земли феодалов. Однако устанавливало пожизненный розыск беглых крестьян и возвращение их прежним владельцам. Эта норма шла вразрез с казачьими вольностями. Существовало многовековое правило «с Дона выдачи нет», что предполагало защиту всех, кто туда попадал.

К середине 60-х годов XVII века на Дону скопилось огромное количество беглых крестьян. Это привело к следующим последствиям:

  • Обнищание казачества, так как свободной земли просто не хватало. К тому же не было войн, которые традиционно сокращают население казаков и служат источником богатства.
  • Сосредоточение огромной боеспособной армии в одном месте.

Все это, естественно, не могло не вылиться в народные движения

«Поход за зипунами»

Первый этап восстания крестьян и казаков под предводительством С. Разина вошел в историю как «поход за зипунами», то есть за добычей (1667-1669 гг.). Целью похода было разграбление торговых судов и караванов, везущих груз из России в Персию. Фактически отряд Разина был пиратской бандой, которая блокировала главную торговую артерию на Волге, захватила Яицкий городок, одержала победу над персидским флотом, а затем вернулась в 1669 году с богатой добычей на Дон.

Эта удачная и безнаказанная кампания воодушевила многих других казаков и крестьян, которые задыхались от нищеты. Они массово потянулись к С. Разину. Теперь уже зародилась мысль о совершении революции в стране. С. Разин объявил о походе на Москву.

Второй этап (1670 - 1671 гг.)

Фактически выступление С. Разина напоминает будущую крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Широкие большая численность, участие в конфликте местных национальных племен говорят о полномасштабной гражданской войне. В целом отечественная история (народные движения в частности) никогда еще не видела таких массовых выступлений собственного народа до этого времени.

Ход восстания

Восставшие сходу взяли город Царицын. Подошли к хорошо укрепленной крепости Астрахани, которая затем сдалась без боя. Все воеводы и дворяне были казнены.

Успех спровоцировал массовый переход на сторону Разина таких крупных городов, как Самара, Саратов, Пенза, что говорит о серьезном политическом кризисе внутри русского общества. Кроме русского населения, к нему потянулись и народы Поволжья: чуваши, татары, мордва, марийцы и др.

Причины большой численности восставших

Общая численность восставших достигла 200 тыс. человек. Причин, по которым к Разину потянулись тысячи, несколько: одни устали от нищеты, налогов, других привлек статус «свободных казаков», третьи вовсе были преступниками. Многие национальные общины хотели автономии и даже независимости после победы революции.

Окончание восстания, массовые расправы

Однако целям восставших не суждено было сбыться. Не имея организационного единства, общих целей, армия была неуправляемой. В сентябре 1670 года она попыталась взять Симбирск (современный Ульяновск), но потерпела неудачу, после чего начала распадаться.

Основная численность во главе со С. Разиным ушла на Дон, многие разбежались по внутренним областям. Против восставших карательную экспедицию возглавил воевода князь Ю. Барятинский, что фактически означает применение всех имеющихся военных сил. Опасаясь за свои жизни, восставшие выдали своего руководителя, которого затем четвертовали.

До 100 тыс. человек было убито и замучено официальными властями. Таких массовых репрессий Россия не знала никогда до этого времени.


Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян – стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.

Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50–60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. «Бунташный век» – такою оценку давали они своему времени.

В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606–1607 гг., когда во главе восставших – крестьян, холопов, городской бедноты – встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); «медный бунт» (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

1 . Истоки социальных потрясений «бунташного века»

Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%.

Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на оставшихся. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592–1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых.

Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше, по сложившимся правилам и размерам, а так, как захочет хозяин.

Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые так же не платили налоги.

Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в России фактически сложилась государственная система крепостного права – наиболее полной зависимости при феодализме.

Такая политика вызывала огромное недовольство крестьянства, которое создавало в то время подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали волнения. Нужен был толчок для того, чтобы недовольства вылились в «смуту».

Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г. – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601–02 об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство, бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601–1603 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.

2. «Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания

«Соляной» бунт, начавшийся в Москве первого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года, явился одним из мощнейших выступлений москвичей в защиту своих прав.

В «соляном» бунте участвовали стрельцы, холопы – словом, те люди, у которых были причины быть недовольными политикой правительства.

Бунт начался, казалось бы, с мелочи. Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л.С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича: тем, что он брал взятки, творил несправедливый суд, но со стороны государя не произошло никаких ответных действий. Тогда жалобщики решили обратиться к царице, но это тоже ничего не дало: стража разогнала людей. Некоторые были арестованы. На следующий день царь устроил крестный ход но и тут появились жалобщики требовавшие освободить арестованных первого числа челобитчиков и всё-таки решить вопрос со случаями взяточничества. Царь попросил разъяснений по этому делу своего «дядьку» и родственника – боярина Бориса Ивановича Морозова. Выслушав объяснения царь обещал челобитчикам решить этот вопрос. Скрывшись во дворце, царь послал четверых послов для переговоров: князя Волконского, дьяка Волошеинова, князя Темкина-Ростова, окольничего Пушкина.

Но эта мера не оказалась решением вопроса, так как послы держали себя крайне высокомерно, чем сильно разозлили просителей. Следующим неприятным фактом был выход из подчинения стрельцов. По причине высокомерия послов стрельцы избили бояр, посланных для переговоров.

На следующий день бунта к царским ослушникам присоединились подневольные люди. Они потребовали выдачи бояр-мздоимцев: Б. Морозова, Л. Плещеева, П. Траханионова, Н. Чистого.

После этого случая царь был вынужден обратиться к духовенству и оппозиции к морозовской придворной клике. Была выслана новая депутация бояр, возглавил которую Никита Иванович Романов – родственник царя Алексея Михайловича. Жители города выразили желание чтобы Никита Иванович стал править с Алексеем Михайловичем (надо сказать, что среди москвичей Никита Иванович Романов пользовался доверием). В результате был договор о выдаче Плещеева и Траханионова, которого царь еще в самом начале бунта назначил воеводой в один из провинциальных городков. Иначе дело обстояло с Плещеевым: его в тот же день казнили на Красной площади и выдали его голову толпе. После этого в Москве возник пожар, в результате которого выгорела половина Москвы. Говорили, что пожар устроили люди Морозова дабы отвлечь народ от бунта. Продолжались требования о выдаче Траханионова; власти решили пожертвовать им лишь бы прекратить мятеж. Были посланы стрельцы в тот город, где воеводствовал сам Траханионов. Четвертого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года боярина также казнили. Теперь взгляд бунтовщиков приковал боярин Морозов. Но царь решил не жертвовать столь «ценным» человеком и Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь с тем, чтобы вернуть его как только бунт утихнет, но боярин будет настолько напуган бунтом, что уже никогда не будет принимать активное участие в государственных делах.

В обстановке бунта верхушка посада, низшие слои дворянства послали царю челобитную, в которой требовали упорядочения судопроиводства, разработки новых законов.

В результате челобитной власти пошли на уступки: стрельцам выдали по восемь рублей каждому, должников освободили от выколачивания денег битьём, были заменены проворовавшиеся судьи. Впоследствии бунт стал стихать, но бунтарям не все сошло с рук: были казнены зачинщики бунта среди холопов.

Шестнадцатого июля был созван Земский собор, решивший принять ряд новых законов. В январе тысяча шестьсот сорок девятого года было утверждено Соборное Уложение.

Вот результат «соляного» бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему – принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции.

До и после Соляного бунта восстания вспыхивали в более, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. – «хлебные бунты» в Новгороде и Пскове.

Московское восстание 1662 года («Медный бунт») было вызвано финансовой катастрофой в государстве и тяжёлым экономическим положением трудовых масс города и деревни в результате резкого роста податного гнёта в ходе войн России с Польшей и Швецией. Массовый выпуск правительством медных денег (с 1654), приравненных к стоимости серебряных денег, и их значительное обесценивание к серебру (в 1662 г. в 6–8 раз) привели к резкому подорожанию продуктов питания, огромной спекуляции, злоупотреблениям и массовой подделке медных монет (в чём оказались замешанными отдельные представители центральной администрации). Во многих городах (особенно в Москве) разразился голод среди основной массы горожан (несмотря на хорошие урожаи в предшествующие годы). Большое недовольство вызвало также решение правительства о новом тяжелейшем внеочередном сборе налога (пятине). Активными участниками «медного» бунта были представители городских низов столицы, и крестьяне из подмосковных сёл. Восстание вспыхнуло ранним утром 25 июля, когда во многих районах Москвы появились листовки, в которых виднейшие руководители правительства (И.Д. Милославский; И.М. Милославский; И.А. Милославский; Б.М. Хитрово; Ф.М. Ртищев) объявлялись изменниками. Толпы повстанцев направились к Красной площади, а оттуда в с. Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Восставшие (4–5 тысяч человек, в основном горожане и солдаты) окружили царскую резиденцию, передали царю свою челобитную, настаивая на выдаче указанных в листовках лиц а также на резком снижении налогов, цен на продукты и т.п. Застигнутый врасплох, царь, при котором было около 1000 вооруженных придворных и стрельцов, не рискнул пойти на расправу, пообещав повстанцам произвести расследование и наказать виновных. Повстанцы повернули в Москву, где после ухода первой группы восставших образовалась вторая и начался разгром дворов крупных купцов. В тот же день обе группы объединились, прибыли в с. Коломенское, вновь окружили царский дворец и решительно потребовали выдачи руководителей правительства, угрожая казнить их и без санкции царя. В это время в Москве после ухода второй группы восставших в с. Коломенское власти с помощью стрельцов перешли по приказу царя к активным карательным акциям, а в Коломенское уже были стянуты 3 стрелецких и 2 солдатских полка (до 8 тыс. человек). После отказа восставших разойтись началось избиение в основном безоружных людей. В ходе расправы и последующих казней было убито, потоплено, повешено и казнено около 1 тысячи человек, до 1,5–2 тысячи повстанцев сослано (с семьями до 8 тысяч человек).

11 июня 1663 года последовал царский указ о закрытии дворов «денежного медного дела» и возвращении к чеканке серебряных монет. Медные деньги выкупались у населения в короткий срок – в течение месяца. За одну серебряную копейку брали рубль медными деньгами. Пытаясь извлечь пользу из медных копеек, население начало покрывать их слоем ртути или серебра, выдавая за серебряные деньги. Эта хитрость вскоре была замечена, и появился царский указ о запрещении лудить медные деньги.

Итак, попытка усовершенствовать русскую денежную систему закончилась полным крахом и привела к расстройству денежного обращения, бунтам и всеобщему обеднению. Не удались ни введение системы крупных и мелких номиналов, ни попытка заменить дорогое сырье для чеканки денег на более дешевое.

Русское денежное обращение вернулось к традиционной серебряной монете. А время Алексея Михайловича получило у современников название «бунташного»

3. Крестьянская война под предводительством С. Разина

В 1667 г. После окончания войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

Еще в марте 1667 года Москве стало известно, что многие жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей – беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

Он задумал поход для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.

Избегая столкновения с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с небольшими потерями провёл свою флотилию в море, затем перебрался на реку Яик и легко овладел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.

Выйдя в Каспийское море, разинцы направились к его южным берегам. Их суда некоторое время спустя стали в районе персидского города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом они пополнились людьми.

Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

В морском сражении близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

Сообщения воевод южных городов о независимом поведении Разина, о том что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

Видимо одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.

4. Движение раскольников

Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Раскол православной церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675–1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.


Заключение

XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольством политикой правительства Б.И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание – реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства – в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось. Но несмотря на поражение, «медный» бунт привел к отмене медных денег и другим уступкам правительства.

Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.

В течении века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Действительно, в середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.

Список используемой литературы

1. История России с древности до наших дней. / Под редакцией М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998. – 543 с.

2. Каргалов В.В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500 с.

4. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках. / Р.Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430 с.

5. Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, – 380 с.