Правило написания мягкого знака на конце слова. Коварный мягкий знак после шипящих. В каких случаях его пишут? Сложные слова с мягким знаком на конце

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

Конспект

урока русского языка

«Слова с - ь - на конце»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

учитель начальных классов Еремеева И.В.

Цель: Учить письму слов с - ь - на конце.

Задачи:

Знакомить с написанием буквы - ь -.

Формировать навыки правильного каллиграфического письма изученных букв и слогов.

Учить дифференцировать слова с - ь - на конце и без него.

Развивать зрительное и слуховое осознанное восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Образец написания букв «ы», «ь»; город букв, наборное полотно; предметные картинки с изображением коня, лося, карася, окуня, линя, сома, акулы, саназа; зеленая и синяя корзинки; магнитофон, мр3 музыка для физминутки; карточки с индивидуальными заданиями; анкета к уроку; ПК, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Вы, готовы?

Все в порядке!

Проверка готовности к уроку.

Ребята, сядет тот, кто придумает слова с -ь- на конце (Гусь, конь, мать, пень, соль, день, тень, моль, лось, огонь, дождь, медведь… )

Какое идет время года?

Какой день недели?

Какое сегодня число?

Какой урок?

Какой по счету урок?

С какой буквой познакомились на прошлом уроке русского языка?

2. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквой - Ь -.

Слайд 1

3. Повторение

1. Работа с городом букв.

Слайд 2

Назовите гласные звуки.

Почему они гласные?

Какие только твердые звуки вы знаете?

Какие только мягкие звуки вы знаете?

4. Пальчиковая гимнастика

Слайд 3

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихов.

На поляне

На поляне дом стоит.

Но вот к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

На прогулку

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

По грибы

Пальчик, пальчик, где ты был?

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять -

Десять пальцев, пара рук -

Всё твоё богатство, друг!

5. Повторение

1. Самостоятельное письмо бордюров из элементов буквы Ь.

2. Письмо буквы ь.

Слайд 4

Ребята, на какую букву похож -Ь- ?

Давайте превратим букву -Ы- с -Ь-.

- Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

Объяснение написания буквы ь.

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

3. Письмо букв и сочетаний букв с -Ь-.

Прочитайте буквы: л, м, б, в, с, д, н, т.

Какие это букву? (Согласные, могут быть твердыми и мягкими)

Нарисуйте в тетради синий круг. Запишите буквы в тетради.

Как превратить их в мягкие? (Подставить мягкий знак)

Прочитаем, что у нас получилось: ль, мь, бь, вь, сь, дь, нь, ть.

Нарисуйте в тетради зеленый круг. Запишите буквы в тетради.

Что можно сказать про -Ь-?

Ребята, есть стихотворение про букву -Ь-, вот послушайте:

Мягкий знак - хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится,

Почему у дома «угол»

Превратился сразу в «уголь»

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

7. Изучение темы урока.

1. Звуко-буквенный анализ слов.

Отгадайте загадку:

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

Слайд 5

Сосчитаем, сколько звуков в слове конь? (3)

Нарисуем 3 клетки.

Первый звук согласный, твердый - синяя клетка.

Второй звук гласный - красная клетка.

Третий звук - согласный, мягкий - зеленая клетка.

Запишем слово - конь - в тетрадь.

Сосчитаем, сколько букв в слове конь? (4)

- Такого у нас еще не было, чтобы звуков было меньше, чем букв. Как вы думаете, почему так получилось? (Буква -Ь- звука не имеет).

Отгадайте еще одну загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

Слайд 6

Разбор слова по аналогии.

Ребята, конь и лось - это кто?

Каких животных вы еще знаете?

На какие две группы можно разделить всех животных?

Физминутка

Дети выполняют движения за учителем под музыку.

2. Дифференциация слов с -Ь- и без него.

Игра «Рыбалка»

Слайд 7

Ребята, посмотрите, на доске у нас появился водоем. Там плавают рыбки. Прочитаем их название. (Акула, карась, сазан, окунь, линь, сом).

Ребята, давайте оставим с водоеме только тех рыб, в названии которых на конце есть -Ь-, а остальных в корзинки.

Запишите названия рыб с -Ь- на конце в тетрадь, подчеркните согласный рядом с -Ь- зеленым карандашом.

Прочитаем хором названия рыб.

А каких рыб вы еще знаете? (Карп, селедка, камбала и другие).

3. Игра «Превращение слов» (игра с мячом)

Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, буквари, угли, рыси, окуни.

4. Индивидуальная работа.

Дети получают карточки с заданием: выписать слова с -Ь- на конце с один столбик, а слова без мягкого знака в другой.

Нарисуйте два кружка синего и зеленого цвета (жар, жарь, мыл, мыль, угол, уголь, кон, конь, хор, хорь) .

Проверка.

5. Работа с предложением.

Слайд 8

Запись предложения под диктовки.

Ребята, как начинаю писать предложение? (С большой буквы).

Что ставим в конце? (Точку).

Посчитайте, сколько слов в данном предложении (Хорь напал на кур.)

Хорь напал на кур.

Самостоятельно составьте схему к данному предложению.

Проверка (У доски схему составляет ребенок).

8. Рефлексия

О чем мы беседовали на уроке?

Вспомните, какие задания вы выполняли.

Заполните анкету:

Красный цвет - да, синий - нет.

Ребята, вычеркните в строке все -Ь- и вы узнаете, как вы работали на уроке:

Ь Х Ь О Ь Ь Р Ь О Ь Ь Ь Ш Ь О!

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. §75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
§ 74. Буква ь не пишется:
  1. В прилагательных с суффиксом -ск - , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  2. Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

  3. В родительном падеже множественном числе от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к - уменьшительных , например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .
§ 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:
  1. На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь , ночь , мышь .
  2. В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься , носишь - носишься , примешь - примешься .
  3. На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься ; спрячь - спрячься ; ешь .
  4. Во множественном числе повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь ; спрячьте - спрячьтесь ; ешьте .
  5. На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .
  6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .
  7. На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .


Большой комплект материалов к уроку на Ь после шипящих (презентации, тесты, карточки, игры, диктанты и многое другое)


10 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, врач, товарищ, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач.
Для 4 класса: мышь, речь, врач, товарищ, горяч, и-за туч, много задач, стеречь, купаешься, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, товарищ, лишь, много задач, стеречь, купаешься, намажь, вскачь, горяч.

25 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, ложь, вошь, вещь, брошь, гуашь, мяч, врач, товарищ, лещ, клещ, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач, много луж.
Для 4 класса: мышь, речь, роскошь, желчь, мелочь, молодёжь, трубач, богач, бородач, ловкач, толкач, циркач, калач, горяч, свеж, и-за туч, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, картечь, мелочь, роскошь, товарищ, радиолуч, обруч, москвич, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь, намажь, отрежьте, лишь, вскачь, настежь, невтерпёж, горяч, свеж.

Списки на отдельные пункты правила

Существительные

Женский род, 3 склонение

Мышь, дочь, речь, фальшь, чушь, молодёжь, печь, рожь, ложь, вошь, ветошь, вещь, брошь, плешь, брешь, дичь, глушь, мелочь, щелочь, сушь, помощь, медпомощь, самопомощь, взаимопомощь, техпомощь, горечь, ночь, полночь, гуашь, мощь, пустошь, тишь, роскошь, желчь, сволочь, тушь, ретушь, толщь, течь, картечь, припряжь, упряжь, пристяжь, залежь, бестолочь, блажь, дрожь.

Женский род, мн. ч.

Много лыж, дач, туч, продаж, распродаж, встреч, удач, неудач, передач, грыж, чудовищ, чудищ, передач, выдач, калош, билитёрш, Ксюш, Паш, Даш, Саш, луж, добыч, туш, пожарищ, свеч, призёрш, бригадирш, лапищ, лапищ, лифтёрш, тысяч, кляч, задач, пропаж, плеч.

Мужской род, 2 склонение

Горбач, трубач, рвач, богач, рогач, строгач, дергач, пугач, тягач, автотягач, бородач, ловкач, толкач, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, плач, толмач, басмач, космач, кумач, рифмач, зурнач, трепач, скрипач, врач, женщина-врач, главврач, санврач, военврач, ветврач, диетврач, грач, кедрач, носач, усач, смехач, лихач, слухач, меч, бич, сэндвич, королевич, цесаревич, царевич, кривич, москвич, дрегович, рядович, пскович, попович, родич, сородич, ерофеич, княжич, паралич, клич, кулич, радимич, костромич, кирпич, спич, барич, шляхтич, лютич, вятич, соотчич, френч, клинч, светоч, харч, смерч, матч, кетч, скетч, путч, всеобуч, завуч, сургуч, неуч, луч, радиолуч, обруч, паныч, Змей Горыныч, хрыч, сыч, ключ, мяч, шабаш, лаваш, чуваш, легаш, торгаш, карандаш, чардаш, мордаш, алкаш, палаш, ералаш, шалаш, наш, мураш, патронташ, ковш, клеш, кулеш, дервиш, идиш, кукиш, мякиш, кишмиш, финиш, фетиш, шиш, гашиш, бакшиш, реванш, матч-реванш, карт-бланш, пунш, дебош, грош, апрош, макинтош, марш, демарш, фарш, ерш, бурш, ингуш, душ, куш, туш, кунтуш, картуш, поскребыш, оборвыш, вкладыш, последыш, подкидыш, выкидыш, ландыш, обглодыш, зародыш, бердыш, приблудыш, малыш, круглыш, голыш, камыш, приемыш, откормыш, выкормыш, гаденыш, найденыш, змееныш, несмышленыш, звереныш, гусеныш, детеныш, китеныш, утеныш, черныш, дурныш, слепыш, крепыш, отрепыш, глупыш, барыш, опарыш, наигрыш, проигрыш, выигрыш, розыгрыш, отыгрыш, заморыш, катыш, окатыш, латыш, коротыш, перевертыш, свертыш, дутыш, коклюш, плюш, кругляш, беляш, гуляш, племяш, кудряш, плащ, пращ, лещ, клещ, свищ, товарищ, сотоварищ, овощ, хвощ, борщ, хрущ, хлыщ, прыщ, плющ, хрящ.

Прилагательные

Горяч, тягуч, вонюч, пригож, сыпуч, горюч, колюч, хорош, злющ, свеж, жгуч, линюч, могуч, шипуч, тощ, кипуч, пахуч, скрипуч, ползуч, вездесущ.

Наречия

Наотмашь, навзничь, напрочь, настежь, сплошь, прочь, вскачь, невмочь, точь-в-точь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Частицы

Ишь, бишь, вишь, лишь.

Глаголы

Инфинитив

Жечь, лечь, облечь, навлечь, извлечь, печь, пренебречь, беречь, стеречь, изречь, засечь, течь, жечь, сечь, стричь, достичь, волочь, толочь, смочь, напрячь, напрячь.

Глаголы 2-го лица

Улыбаешься, питаешься, кусаешь, пинаешь, пьёшь, льёшь, спишь, ешь, любишь, целуешься, шевелишься, киваешь, пользуешься, пишешь, читаешь, моешься, используешь, слабеешь, движешься, держишь, видишь, знаешь, летаешь, печалишься, лечишься, числишься, учишься, пользуешься, можешь, каешься, стережёшь, извлекаешь, жжёшь и т.д.

Глаголы повелительного наклонения

Намажь, отрежь, съешь, назначь, не плачь, спрячь, уважь, обеспечь, обнаружь, подытожь, умножь, тревожь, сосредоточьтесь.

Ь сохраняется перед -те и -тесь : намажьте, намажьтесь, спрячьте, спрячьтесь и т.д.


Свидетельство о публикации № 1356502 от 31.05.2017

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примеры слов с разделительным ъ

Съ езд, подъ езд, отъ езд, разъ езд, объ ём, предъ юбилейный, изъ явить, волеизъ явление, объ ять, необъ ятный, разъ ярённый, сверхъ естественный, съ ёмка, взъ ерошить (волосы), съ ёжиться, разъ яснилось (небо), объ единить, объ явление, съ едобный, подъ ёмный (кран).

Двухъ язычный, трёхъ ярусный, четырёхъ ярусный.

Адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

Примеры слов с разделительным ь

Здоровь е, счасть е, ль ёт, бь ёт, вь ёт, вь ётся, вь юга, семь я, воробь иный, хлопь я, пь еса, барь ер, бель ё, бриль янт, бурь ян, вь юн, интервь ю, лись и, ружь ё, шалунь я, полозь я, пить ё, пь ёт, друзь я, серь ёзный, Тать яна, Марь я, шь ём, шить ё, выль ется, обезь яна, ночь ю, листь я, деревь я, птичь и, вь ющиеся растения, в уль е, атель е, рь яный (работник), (выступить) с речь ю, (владеть) вещь ю.

Баталь он, почталь он, бульон, павиль он, компань он, медаль он, минь он, шампинь он.

Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.

Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.

Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.