Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника. Тесты Недостаток питьевой воды вызван в 1 очередь

г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;

б) возобновляемым природным ресурсам;

в) невозобновляемым природным ресурсам;

г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;

б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;

в) уменьшению испарения;

г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;

б) уменьшением объема грунтовых вод;

в) загрязнением водоемов;

г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;

б) углекислого газа;

в) диоксида азота;

г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;

б) канцерогенных веществ;

в) радиоактивного загрязнения;

г) возбудителей заболеваний.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;

б) облака;

в) озоновый слой;

10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;

б) сердечно-сосудистой системы;

г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

б) свинца;

в) кальция;

г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;

б) инфекционные болезни;

в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;

б) канцерогенными;

в) пирогенными;

д) абиогенными.

14. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;

б) сельское хозяйство;

в) бытовую деятельность человека;

г) транспортные средства.

Уровень Б.

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Что изучает классическая экология а) отношение организмов между собой и окружающей их средой;

б) разнообразных животных и растений;

в) инфекционные заболевания людей и животных;

г) растительные сообщества континентальных территорий.

2. Экологический мониторинг, как информационная система является основанием для:

а) экологического менеджмента;

б) экологического образования и воспитания;

в) развертывания научных исследований;

г) развертывания системы наблюдения за состоянием природных и воздействующих на них техногенных объектов.

3. Наивысшим, замыкающим показателем экологического благополучия урбанизированных территорий является:

а) уровень медицинского обслуживания граждан;

б) частота обращения граждан в поликлиники в связи с острыми инфекционными заболеваниями;

в) состояние здоровья населения;

г) уровень реализации социальных программ.

4. К абиотическим экологическим факторам относятся:

а) фитоценозы, определяющие ход биологической продуктивности;

б) почва, включая почвенных микроорганизмов и почвенную влагу;

в) почвенная влага, воздух и подстилающие горные породы;

г) солнечная радиация и продуценты, использующие ее для производства биомассы.

5. Что понимается под процессами урбанизации:

а) процесс ускорения научно-технического прогресса;

б) целесообразное в экологическом отношении территориальное сочетание производственных комплексов и селитебных территорий;

в) неуправляемый процесс развития инфраструктуры, обеспечивающий формирование города;

г) трудно контролируемый рост городов в результате концентрации производства и населения.

6. Каковы показатели благополучного состояния экологических систем в естественных условиях:

а) нормальное сочетание растений и животных;

б) наличие в экосистемах трофических цепей;

в) отсутствие хищных животных, способных нарушить равновесие в системе хищник – жертва;

г) биологическая продуктивность и видовое разнообразие растительных сообществ, отвечающее зональным характеристикам.

7. Надежным показателем благополучия экологии городской среды является:

а) хорошее состояние здоровья его жителей;

б) чистота улиц и других территорий общего пользования;

в) достаточное, отвечающее строительным нормативам, количество зеленых насаждений;

г) чистота воздушной и водной сред города.

8. Как соотносятся между собой понятия биогеоценоз и экосистема а) как синонимы;

б) биогеоценоз - объективно существующая реальность, тогда как экосистема - есть отражение этой реальности в нашем сознании, определяемое целями исследования;

в) экосистема представляет собой частный случай биогеоценоза;

г) биогеоценоз представляет собой частный случай экосистемы.

9. Что такое биосфера Земли а) область жизни, охватывающая другие земные оболочки;



б) поверхность континентов и архипелагов;

в) почва и часть атмосферы, расположенная непосредственно над ней;

г) почвенно-растительный слой Земли и световая зона морей и океанов.

10. Что такое экосистема а) ассоциация растительности, занимающая определенное положение в пространстве, отличающаяся от смежных ассоциаций;

б) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные компоненты взаимосвязаны обменом вещества, энергии и информации;

в) единый природный комплекс, включающий растительность, почву и подстилающие горные породы;

г) сочетание растительных и животных организмов, взаимосвязанных обменом вещества, энергии и информации, занимающее определенную территорию.

11. Что такое парниковый эффект и каковы вызывающие его причины:

а) увеличение среднегодовой температуры слоя воздуха в результате изменения солнечной активности;

б) снижение величины солнечной радиации за счет увеличение запыленности и задымленности атмосферы;

в) увеличение среднегодовой температуры воздуха за счет изменения оптических свойств атмосферы;

г) увеличение среднегодовой температуры воздуха вследствие изменения направления морских течений.

12. Каковы последствия парникового эффекта а) уменьшение количества выпадающих осадков;

б) регрессия (понижение) уровня мирового океана;

в) возросшие темпы и объемы испарения с поверхности океанов;

г) количество техногенной энергии, необходимой людям, останется постоянным.

13. Что означает состояние гомеостаза экологической системы а) состояние внутреннего динамического равновесия;

б) неравновесное состояние, вызванное внешними воздействиями;

в) состояние активно протекающих процессов сукцессии;

г) состояние деструкции растительных сообществ экосистемы;

14. В чем состоит принцип исключения Г.Ф. Гаузе а) невозможно развитие экосистем при техногенном давлении;

б) сукцессия не может протекать в условиях недостатка влаги или солнечной энергии;

в) два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны;

г) экосистема не достигнет климаксного состояния в случае автотрофной сукцессии.

15. Что такое потенциал экологический а) возможность воспроизводства фитоценозов;

б) способность экосистемы воспринимать антропогенные нагрузки;

в) способности природных систем отдавать человеку продукцию или производить работу при условии сохранения среды жизнеобитания;

г) возможность природной среды нейтрализовать загрязнения.

16. Как следует понимать ноосферу Земли а) как одну из материальных оболочек, подобную атмосфере или гидросфере;

б) как синоним биосферы более позднего происхождения;

в) как сферу разума, отражающую развитие цивилизованного человеческого общества;

г) как философское понятие, не имеющее конкретного содержания.

17. Экологической нишей называется:

а) территория преимущественного обитания какого-то вида;

б) территория, в пределах которой осуществляется конкурентная борьба между видами;

в) позиция вида в сообществе и в соотношении с другими видами и средой обитания;

г) местообитания любого вида организмов, характеризующиеся благоприятными для него условиями.

18. Что такое природно-техническая геосистема а) совокупность промышленных объектов, взаимосвязанных инфраструктурой;

б) система коммуникаций и связи, обеспечивающая развитие производства и проживание граждан на определенной территории;

в) районная планировка, как система производственных и селитебных территорий;

г) совокупность взаимосвязанных природных и искусственных объектов, образующихся в результате строительства и эксплуатации инженерных объектов и комплексов.

19. Экологическая система наиболее устойчива, если она:

а) обладает наибольшей первичной продуктивностью;

б) имеет литогенную основу, представленную прочно смерзшимися грунтами;

в) обладает наименьшей биологической продуктивностью;

г) обладает зональной экологической продуктивностью, а литогенная основа сложена немерзлыми породами.

20. Что такое техногенез а) совокупность процессов загрязнения природных объектов;

б) сочетание технических средств и технологий, позволяющих выпускать законченную продукцию;

в) энергетическое обеспечение технических средств и технологий г) совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природной среде под воздействием и эксплуатацией инженерных сооружений и технических средств 21. Какое из следующих выражений относится к одному из двух биогеохимических принципов В.И.Вернадского а) геохимическая биогенная энергия определяет важнейшие геологические процессы на поверхности Земли;

б) геохимическая биогенная энергия включает в себя также энергию техногенеза;

в) геохимическая биогенная энергия стремиться в биосфере к максимальному проявлению;

г) геохимическая биогенная энергия циклична в своем проявлении.

22. Под экологическим кризисом понимается такое взаимоотношение между обществом и природой, при котором:

а) развитие производительных сил и производственных отношений не соответствует возможностям ресурсного потенциала природы;

б) распространяются загрязнения во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека;

в) не хватает тех или иных видов природных ресурсов и их приходится закупать за рубежом;

г) возникающая нагрузка на природу вызывает сопротивление природоохранительных организаций.

23. Совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природных средах под воздействием человека называется:

а) биогенезом;

б) катагенезом;

в) криогенезом;

г) техногенезом.

24. Процесс расползания городов вызывает:

а) сокращение сельскохозяйственных угодий;

б) сокращение (экономию) электроэнергии;

в) дополнительное загрязнение воздушного бассейна;

г) дополнительное изменения микроклиматических условий;

д) совместное воздействие а, в и г;

е) совместное воздействие а, б и г;

ж) совместное воздействие б, в и г.

25. Катастрофа экологическая подразумевает:

а) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологической продуктивности;

б) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологического разнообразия;

в) полное нарушение экологического равновесия в экосистемах;

г) существенное нарушение экологического равновесия в экосистемах, требующее значительных затрат на их восстановление.

26. Мутации – естественные или вызываемые мутагенами количественные и качественные изменения генотипа:

а) не передающиеся по наследству;

б) передающиеся по наследству в качестве фактора, препятствующего эволюции;

в) передающиеся по наследству и являющиеся важнейшим фактором эволюции;

г) всегда воздействующий отрицательно на потомство фактор;

27. Вспомните экологические законы Барри Коммонера. Какой из перечисленных ниже законов ему не принадлежит а) все связано со всем;

б) все должно куда-то деться;

в) природа знает лучше;

г) за все надо платить;

д) все законы принадлежат Барри Коммонеру;

е) все законы, кроме "г".

28. Озоновый экран:

а) рассеивает солнечную радиацию на подходе к Земле;

б) снижает уровень инфракрасного солнечного излучения, чем препятствует перегреву атмосферы Земли;

в) снижает уровень жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации;

г) неблагоприятный климатический фактор Южных и Северных широт.

29. Под загрязнением правомерно понимать:

а) привнесение в среду новых, обычно не характерных для нее химических, физических биологических или информационных агентов;

б) возникновение в среде новых, обычно не характерных для нее физических, биологических или информационных агентов;

в) увеличение концентрации тех или иных компонентов среды сверх характерных для нее количеств;

г) возможность появления любого из обозначенных выше процессов или их сочетания.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену.

1. Экология человека – наука о связи человека и окружающей среды.

2. Философия экологического образования.

3. Законы эволюции, эволюционной биологии. Факторы эволюции.

4. Место антропогенеза в эволюционном процессе.

5. Сочетание биологического и социального путей развития. Дуалистичность человека.

6. Основные археологические находки в теории эволюции человека.

7. Стадии развития вида Человек разумный.

8. Проявление основных экологических законов в антропогенезе.

9. Экологическая обстановка и этногенез.

10. Экология культуры. Труды Д.С. Лихачева.

11. Понятие ноосферы. Ноосферное развитие общества.

12. Расы и этносы. Экологические основы их формирования.

13. Роль естественного отбора. Евгеника как наука.

14. Роль мутационных факторов в формировании генофонда человека.

15. Факторы обеспечения продолжительности жизни человека.

16. Концепция "эгоистического гена". Способность к размножению природных организмов.

17. Механизмы ускорения эволюции. Партеногенез, гермафродитизм.

18. Теория разделения полов и следствия различной эволюционно-экологической поли полов.

19. Рациональное природопользование. Основные понятия, принципы.

20. Экологическое право. Экологическая криминология.

21. Источники природного и техногенного излучения. Влияние на организм человека и структуру генов.

22. Генно-модицифированные организмы. История развития.

23. Основные понятия концепции устойчивого развития. Документы, реализация в России и Волгоградской области.

24. Источники, классификация глобальных проблем человечества. Прогнозы Т.

Мальтуса, В. Вернадского.

25. Урбанизация территорий в мире и в России. Организмы, населяющие городскую территорию.

26. Парниковый эффект. Изменение климата на планете. Теория естественного повышения температуры.

27. Проблема ядерной безопасности. Возможные экологические последствия.

28. Основы устойчивости биосферы. Оценка воздействия человека на природу.

29. Социальная биологическая эволюция человека. Концепция экологического кризиса.

30. Криптонауки о живых организмах. Их место в современной научной парадигме.

31. Концепция управления толпой. Толпа доисторических времен и в современном обществе. Общие черты, различия. Примеры.

32. Клонирование. Современное состояние проблемы. Дискуссионные аспекты.

Цели:

Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.

Задачи:

  • Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
  • Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.

Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”) , таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)) , портрет В.И. Вернадского.

План урока:

I. Организационный момент.

1. Контроль д/з (экологические тесты) , оценка (взаимоконтроль, самооценка).

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно - сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.

14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.

2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.

II. Изучение нового материала.

Структура биосферы (лекция).

Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.

Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.

Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.

О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.

Пространство вокруг ядра.

Орган – часть организма, выполняющая определённую функцию, построенная из разных видов тканей.

Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных

IV

о
р
г
а
н

Биоценоз – пищевые взаимосвязи популяций организмов, обитающих на одной территории:

А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез) ;
Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи) ;

Животные

В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары) .

Биотоп – место обитания биоценоза.

VII

б
и
о
ц
е
н
о
з

б
и
о
т
о
п

Костное вещество – неживая природа: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк) ;

Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото…

(Биокостное вещество).

б
и
о
г
е
о
ц
е
н
о
з
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. б
и
о
с
ф
е
р
а

III. Систематизация лекционного материала.

Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева) .

Уровни структуры биосферы Земли

I. Молекула.
II. Клетка.
III. Ткань.
IV. Орган.
Молекулярный.
Клеточный.
Тканевый.
Органный.
Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевый.
Молекулярный.
Клеточный организменный.
Суборганизменный.
V. Организм.
VI. Популяция.
Организменный.
Популяционный.
Популяционно-видовой. Популяционный. Организменный.
VII. Биогеоценоз.
VIII. Биосфера.
Биогеоценотический биосферный. Ценотический. Надорганизменный.

Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:

  1. Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
  2. С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.

Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи) .

IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние за дания.

  1. Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
  2. Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”) .
  3. Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
  4. Рекомендации дополнительной литературы.

Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется

А. рекультивация;

Б. дезертификация;

В. мелиорация.

Главным (базовым) актом в области экологии является

А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

Б. закон о «О недрах»;

В. Конституция РФ.

24. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

А. рыб;

Б. микроорганизмов;

В. торфа.

25. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:

А. экологическая катастрофа;

Б. экологический катаклизм;

В. экологическое крушение.

26. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

А. резких колебаний температуры;Б. канцерогенных веществ;В. радиоактивного загрязнения;

Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах, называется

А. компостированием;

Б. сжиганием;

В. пиролизом.

28. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

А. предприятия химической и угольной промышленности;Б. сельское хозяйство;В. бытовую деятельность человека.

29. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

А. желудочно-кишечного тракта;Б. сердечно-сосудистой системы;В. кожи;

Экологический кризис – это

А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;

Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;

В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Ключи к тестам:

Вариант I

А7А13А19А25Б2В8Б14Б20А26Б3Б9А15Б21А27В4Б10В16Б22А28Б5Б11В17А23А29А6А12Б18А24Б30В

Вариант II

Б7А13Б19В25В2В8А14А20А26В3Б9Б15В21Б27Б4Б10А16Б22Б28Б5Б11Б17В23Б29А6В12Б18Б24Б30А

Вариант III

Б7А13А19Б25Б2Б8В14А20Б26В3А9А15А21Б27В4А10А16А22Б28Б5А11А17А23Б29Б6Б12В18В24В30В

Вариант IV

Б7А13А19Б25В2Б8Б14В20Б26А3Б9В15Б21Б27А4А10А16Б22А28Б5А11Б17В23А29А6А12А18Б24А30В

Вариант V

В7Б13А19В25А2А8В14Б20А26А3Б9Б15В21В27В4Б10А16Б22А28А5Б11А17Б23А29В6Б12Б18А24Б30В


. Критерии оценки:

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5″ ставится, если студент:

Полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4″ ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5″, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.Отметка «3″ ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?8;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9.

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?9-17

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?8-15;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?7-13;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?6-11;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?4-7;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?5-9;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?17-34.

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?15-30;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?13-26;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га11-22;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га? 7-14;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9-18;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?34.

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/г30;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?26;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?22;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?14;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?18;

На сколько снижается скорость ветра при высоте лесополосы 10-12 м, в %?30-40;

На сколько градусов падает температура на каждые 100м при подъеме в горы?: 0,5º

На каждые 100 км при продвижении от экватора к полюсам: 0.5º

На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации? 45км

Назовите общую протяженность рек Крыма5996км

Назовите самые многоводные реки Крыма Черная Биюк-Карасу Бельбек

Нитрифицирующие бактерии открыты в 1893г.: С. Н.Виноградским.

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;

На зиму у растений откладываются запасные вещества углеводы

Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза продуценты

Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на: предприятия химической и угольной промышленности;

Общее количество особей на территории, занимаемой популяцией, называется: численностью популяции

Основная масса кислорода на Земле: находится в связанном состоянии в молекулах воды, оксидах, солях

Одно из наиболее опасных загрязняющих веществ - диоксин может вызвать у человека ненаследуемое нарушение внутриутробного развития плода, которое является следст-вием: тератогенного эффекта

Основные среды жизни: (Несколько вариантов ответов) водная, почвенная, наземно-воздушная,живые организмы Основной вклад в явление "парникового эффекта" вносит: углекислый газ

Организмы, обитающие в _______ среде жизни, как правило, лишены зрения почвенной

Основной причиной сокращения видов являются антропогенные воздействия

Основой эволюции биосферы является: круговорот органического вещества

Основным показателем безопасности мобильного телефона, который регламентируют мировые стандарты, служит SAR - удельный коэффициент поглощения, который изме-ряется в … Вт/кг

Организмы (виды), способные обитать в разнообразных местах обитания, называются: эвритермными.

Озоновый слой в верхних слоях атмосферы является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

Озоносфера - область с наибольшей концентрацией озона, располагается в стратосфере

Основные атмосферные газы - кислород и азот являются результатом: функционирования живого вещества

Одуванчик в биоценозе функционирует как: продуцент

Основными компонентами почвы являются: (Несколько вариантов ответов) минеральные частицы, редуценты, детрит,детритофаги

Органические вещества, стимулирующие в малых количествах мета-болические реакции – Витамины

"Озоновые дыры" - это области атмосферы с пониженным содержанием озона

Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относятся к: гетеротрофам

Основополагающим законом в системе экологического законодательства России является: Закон РФ "Об охране окружающей среды"

Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как: (Несколько вариантов ответов) может существовать лишь с помощью человека, культурные растения не выдерживают конкуренции с естественными биоценозами, не выдерживают конкуренции с сорняками

Организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется: биоценозом

Организмы, использующие для питания только или преимущественно органические вещества, произведенные другими видами, называются: консументами

Отдельные звенья пищевой цепи называются: трофическим уровнем

Организмы, питающиеся фитофагами и занимающие третий трофический уровень пищевой цепи, называются: зоофагами

Основная часть азота поступает в почву в результате: деятельности азотфиксирующих бактерий и сине-зеленых водорослей

Основателем мирового природоохранного движения является: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП);

Общие закономерности взаимоотношений организмов (включая человека) и среды и функционирования экологических систем изучает экология

Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами и средой их обитания, называется... климаксом

Обрастание" подводных предметов зелеными водорослями, диатомовыми и водными мхами - это проявление их адаптации к ________ водной среды. Подвижности

Образование азотистых соединений путем фиксации атмосферного азота осуществляется:Клубеньковыми бактериями

Однородный участок поверхности, с определенным составом живых и косных компонентов, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс, называется: Биогеоценоз;

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни ;

От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: озоновый слой;

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни;От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:озоновый слой;

Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются продуцентами

Ограничивающий фактор в биоценозе пища

Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда, называется комменсализмом.

Планктон - ."Парящие" в воде и движущиеся под действием течения

Перифитон - Все организмы, обитающие в воде

Продуценты - Зеленые растения

Причинами онкологических заболеваний могут стать: (Несколько вариантов ответов) химическое загрязнение среды, канцерогены, ксенобиотики, стрессы

Под видовой структурой биоценоза понимают: разнообразие видов, соотношение их численности или биомассы

Популяция может увеличивать численность экспоненциально (т.е. с возрастающей скоростью): при освоении новых мест обитания

Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между рыжими и черными тараканами

Постройте пищевую цепь Фитопланктон…Зоопланктон…Мальки рыб…Окунь…Скопа (птица)… Клещ

Почва и подстилающие ее породы, атмосферный воздух, планетарные воды составляют ___________ часть биосферы абиотическую

Период эволюции человека как биологического вида называется … антропогенез

Первичную продукцию в экосистемах образуют... автотрофы

Прирост растений, плоды, семена - это …чистая первичная продукция

Полярные сияния формируются в: ионосфере

Проверка соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности – это: экологический контроль;

Примером физиологической адаптации является… (Несколько вариантов ответов) Способность обитателей пустынь к обеспечению потребности во влаге за счет окисления запасов жира в организме, Впадание сурков в спячку на зимний период, Изменение интенсивности дыхания живого организма

Правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов регулирует Водный кодекс РФ

Предельно допустимая концентрация пестицидов в продуктах питания измеряется в: мг/кг;

Перечисленные (в левой колонке) методы исследования качества воды направлены на определение (выявление): Органолептический (сенсор-ный); - Запахи Общесанитарный; - Сухого остатка

Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают: инфаркта миокарда

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в атмосферном воздухе в…мг/м3

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в воде в…мг/дм3

Примером урбоэкосистемы является город;

Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания и практики получил название: экологизации

При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором яв-ляется: свет

Пойкилотермный; - Холоднокровный

Периодичность в развитии растений можно свести к следующим этапам:

Начало вегетации…Начало бутонизации…Конец бутонизации…Цветение…Созревание семян…Прекращение вегетации

Природный парк - Обширный участок природных и культурных ландшафтов, отличающийся своеобразием и живописностью и поэтому при-годный для организованного рекреационного использования

Примерами конкуренции являются отношения между: (Несколько вариантов ответов) видами, использующими одни и те же ресурсы, особями одного вида

Первичная валовая продуктивность - Общее количество продуцируемой в ходе фотосинтеза органики, включая израсходованную на дыхание растений энергию

Примерами комменсализма являются: (Несколько вариантов ответов) взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи, взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические ве-щества мертвых организмов, взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и ветвях которых они поселяются

Примерами симбиоза являются: (Несколько вариантов ответов) отношения водоросли и гриба в лишайнике, отношения термитов и живущих в его кишечнике жгутиковых простейших, отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями, отношения здорового человека и микроорганизмов, обитающих в его кишечнике

Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к: (Несколько вариантов ответов) сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.), временному сокращению численности популяции вредителя, выработке устойчивости у особей данной популяции вредителей к ядохимикату

Поставщиками хлора в стратосферу (озоносферу), где он оказывает разрушающее действие на молекулы озона, являются хлорфторуглероды

Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопо

рН среды - один из …. Факторов абиотических

При выращивании каких культур наблюдается положительный баланс гумуса?Люцерны;

При агротехнике какой культуры более сильно идет процесс минерализации?Чистый пар;

При какой скорости ветра наблюдается ветровая эрозия, м/сек.?Более 15;

При каких условиях проявляется водная эрозия?Почва не способна противостоять смыву верхнего слоя;

При каком количестве от площади сельскохозяйственные угодий, лесополосы надежно защищают от пыльных бурь?1-4%;

Популяция это: Группа живых организмов одного вида, которые скрещиваются между собой и в которой регулируется и поддерживается на одном уровне численность;

Предельное содержание солей Nа2СО3 в поливной воде, г/л?1;

Предельное содержание солей NаСL в поливной воде, г/л?2;

Предельное содержание солей Nа2SО4 в поливной воде, г/л?5.

Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде южных регионов Украины не должна превышать, мг/л.? 2,25;

Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде для умеренной зоны Украины не должна превышать, мг/л.? 5

Первую эволюционную теорию создал:Ламарк

Первый в России заповедник был организован в 1882 году: на Камчатке

Понятие экосистемы ввел А. Тенсли

Продуктивность экосистемы определяется:Приростом биомассы

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам ;

углекислого газа ;

ртути; При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят: внутривидовой конкуренции;

Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса: достигается предел ёмкости среды в данных условиях;

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам;

Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере: углекислого газа;

При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы: ртути;

Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство.

Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.

Приспособление животных к перенесению зимнего времени годазимняя спячка

Продуценты в экосистеме дубравы образуют органические вещества

Расположите в порядке от поверхности земли и выше следующие слои атмосферы:

Тропосфера =>Стратосфера=>Термосфера=>Экзосфера

. Биотическим

Рост природных популяций сдерживается сопротивлением среды и саморегуляцией, а численность популяции человека регулируется __________ факторами социально-экономическими

Расположите перечисленные группы растений в порядке снижения выносливости к недостатку влаги.

Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты

Расположите перечисленные разделы экологии в порядке усложнения уровня ор-ганизации объекта исследования.

Аутэкология…Демэкология…Синэкология…Биоэкология

Расположите в правильной последовательности этапы получения разрешения на производственную деятельность

Подготовка бизнес-плана…Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)… Получение лицензии…Заключение договора.. Получение лимитов

Расположите от простого к более сложному уровни организации материи Элементарная частица…Атом…Молекула…Ген…Клетка…Ткань…Орган.. Система органов…Организм…Популяция…Биоценоз…Биосфера…Земля.. Солнечная система…Галактика.. Вселенная

Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется… биогеоценология

Разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм, регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде, называется: экологической стандартизацией

Раздел научных знаний, рассматривающий воздействие промышленности на природу и, наоборот, влияние условий природной среды на функционирование предприятий, называется _______ экологией инженерной

Рациональное питание предусматривает: (Несколько вариантов ответов) необходимость учёта потребностей организма в различных питательных веществах, регулярный приём пищи в определённое время, оценку и учёт энергетической ценности продуктов питания, учёта возраста, деятельности и состояния здоровья

Растения под влиянием сильного УФ-излучения: теряют способность к фотосинтезу

Решения органов государственного экологического контроля для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан носят_____ характер: обязательный;

Растения и животные, относящиеся к занесенным в "Красную книгу" видам, должны быть: изъяты из хозяйственной эксплуатации

Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи. Листовая подстилка леса…Дождевой червь…Дрозд…Ястреб перепелятник

Разрушение и выветривание горных пород, смыв продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явление характерны для __________ круговорота. Большого, геологического – (вписать любой из 2х вариантов)

Расположите в хронологическом порядке основные этапы эволюции человека: Австралопитек….Человек умелый…Человек охотник…Человек разумный

Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи Растение (нектар)… Муха…Паук…Землеройка….Сова

Распад озона в стратосфере катализируют свободные атомы хлора

Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется …биогеоценологией

Разрушение озонового слоя происходит из-за избыточного поступления в атмосферу: фреонов

Расположите правовые документы РФ, являющиеся источниками экологического права, в порядке подчинения начиная с основного: Конституция…Законы и кодексы в области охраны природы…Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, прави-тельственные природоохранные акты…Нормативные акты министерств и ведомств…Нормативные решения органов местного самоуправления

Расположите предлагаемые термины в том порядке, в котором расположены соответствующие стадии в процессе смены одного биоценоза другим. Стадия первопоселенцев…Стадия зарастания…Сукцессионная серия …Стадия климакса Разные типы взаимоотношений организмов между собой относятся к ________экологическим факторам. Биотическим

Расположите сферы атмосферы в порядке их удаления от поверхности земли.

Тропосфера….. Стратосфера…. Мезосфера… Термосфера… Экзосфера

Расположите в хронологическом порядке исторические этапы изменения биосферы человеком Воздействие людей на биосферу как обычных биологических видов….. Сверхинтенсивная охота без резкого изменения экосистем….. Создание аграрных экосистем с коренным преобразованием части природных экосистем, но без существенного нарушения вещественно-энергетического баланса биосферы…… . Глобальные изменения всех компонентов биосферы, нарушение круговорота веществ, энергетики биосферы

Расположите следующие виды животных в порядке снижения их чувствительности к дефициту кислорода Форель…….. Плотва… Карась

Редуцентам - Микроорганизмы, разлагающие органическое вещество

Разрушение и выветривание горных пород, снос продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явления, характерные для: большого (геологического) круговорота

Расположите перечисленные группы животных в порядке снижения выносливости к недостатку влаги. Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты

Расположите перечисленные группы водорослей по мере их появления при увеличении глубины.

Зеленые=> Бурые=> Красные

Региональный мониторин - Слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Распаханность земель в Украине, % ?81,0.

Распаханность земель в Германии, % ?32,5;

Распаханность земель во Франции, % ? 41,5;

Распаханность земель в США, % ? 26,5;

Разложение белков с образованием аммиака(аммонификация) осуществляется: Редуцентами

Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота(денитрификация) осуществляется: Почвенными бактериями-денитрификаторам

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой называется:аутеэкология

Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:Синэкология

Распределите растения в порядке убывания продолжительности жизни: дуб черешчатый липа крупнолистная бурая водоросль можжевельник папоротник древовидный ель обыкновенная баобаб

Расположите нижеперечисленные растения в порядке убывания по потреблению воды горох овес; пшеница; кукуруза; клевер.

Рациональное природопользование подразумевает:

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний: кожи ;

Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией: рождаемости и обеспеченности пищей; Рациональное природопользование подразумевает:деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:кожи;

Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания пищевая сеть

Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему пищевая цепь

Самый большой прирост населения по абсолютной численности к концу 20 века дали…Китай, Индия, Индонезия

Ствол гниющего дерева можно отнести к группе макроэкосистем;

С увеличением глубины в океане цвет воды постепенно меняется в порядке.

Зеленоватый…. Зеленый…. Голубой… Синий… Сине-фиолетовый… Мрак

Споры, пыльца, семена растений, микроорганизмы и мелкие животные составляют _______ воздушной среды аэропланктон

Сосуществование травоядных копытных и микроорганизмов, обитающих в их желудке и кишечнике, является примером мутуализма;

Структура биоценоза, показывающая численность видов и их соотношение, называется: видовой.

Среди городов Российской Федерации Новосибирск город среднего уровня загрязнения

Стация - Часть местообитания, используемая либо в ограниченное время, либо для ограниченных целей

Согласно классификации В.И.Вернадского, биосфера включает 4 категории веществ: живое, биогенное, биокосное, косное

Стенотопный - Приспособленный к узким границам местообитания

Стенотермный - Приспособленный к узким границам температур

Совокупность особей, обладающих наследственным сходством всех особенностей, свободно скрещивающихся и дающих потомство, называется … видом

Создание водными организмами условий для растворения или осаждения ряда металлов (марганец, железо) и неметаллов (сера) - это проявление _______ функции живого вещества: окислительно-восстановительной