Кто такие средневековые рыцари. Рыцарские традиции. Кто такие рыцари



Рыцарь

Ры́царь

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) кого? ры́царя , кому? ры́царю , (вижу) кого? ры́царя , кем? ры́царем , о ком? о ры́царе ; мн. кто? ры́цари , (нет) кого? ры́царей , кому? ры́царям , (вижу) кого? ры́царей , кем? ры́царями , о ком? о ры́царях

воин

1. В Западной Европе в средние века рыцарем называли служащего на военной службе дворянина, феодала.

Доблестный, отважный, могучий рыцарь. | Бедный, странствующий рыцарь. | Железный рыцарь. | Мальтийский рыцарь. | Турнир рыцарей. | Шлем, латы, кольчуга рыцаря. | Возвести кого-либо в рыцари. | Рыцарь приветствует противника.

2. Рыцарем называли монаха, который жил в монастырях-крепостях, а также участника крестовых походов.

Рыцари-храмовники. | Рыцари-госпитальеры предпочитали иметь на мечах вставки из красного камня.

благородный человек, деятель

3. Рыцарем называют человека, который имеет благородные манеры.

Преданный, воплощенный рыцарь. | Вы храбрый, сильный, великодушный рыцарь. | Вы настоящий рыцарь!

4. Рыцарем называют человека, который преданно служит кому-либо, чему-либо, увлечённо занимается чем-либо одним.

Рыцарь науки, просвещения. | Рыцарь правды и справедливости. | Он - рыцарь порядка и свободы.

5. Рыцарем без страха и упрёка называют человека большого мужества, безупречного во всех отношениях.

6. Рыцарем печального образа называют наивного, романтического мечтателя.

7. Рыцарем на час называют человека, который способен лишь на кратковременные благородные порывы.

8. Скупым рыцарем называют человека, который тщательно оберегает своё богатство, наслаждается им.

ры́царский прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "рыцарь" в других словарях:

    - (нем. Ritter). В средние века, конный латник, витязь высшего сословия: в рыцари посвящали после победы на ноле сражения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЫЦАРЬ средневековой воин благородного… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рыцаря, м. [от нем. Ritter, букв. всадник]. 1. В феодальной Европе лицо, принадлежавшее к военно–дворянскому сословию (истор.). Маркс в “Хронологических выписках” писал, что Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив их на льду… … Толковый словарь Ушакова

    См. мещанин... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рыцарь аристократ, мещанин; воин, идеал, джентльмен, кавалер, крестоносец, паладин, миннезингер, идальго, кабальеро … Словарь синонимов

    - (нем. Ritter первоначально всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда в… … Большой Энциклопедический словарь

    РЫЦАРЬ, я, муж. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон Кихоте, герое… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. вообще, конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; | член рыцарского ордена, братства; | * честный и твердый ратователь за какое либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе … Толковый словарь Даля

    - (иноск. иронич.) аферистъ, пройдоха, ловкій плутъ, искатель наживы; страствый приверженецъ, любитель чего либо. Ср. «Рыцари зеленаго поля» (иноск.) любители карточной игры. Ср. Серебряная плоская ваза... была переполнена визитными карточками… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    РЫЦАРЬ - (нем. Ritter от старонем. riter всадник), в феодал. Европе тяжело вооруженный кон. воин, принадлежащий к военно дворянскому сословию рыцарству. Металлич. доспехи, защищавшие Р. и их массивных неповоротливых коней от холодного оружия, не могли… … Справочник по коневодству

    РЫЦАРЬ - мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, т. е. материей. Рыцарская символика, включающая коня как знак материальности и всадника как принцип духовности, соотносится с алхимической символикой, представляющей собой системы спиритуализации.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Белый рыцарь. Жарг. бизн. Альтернативный контрагент, покупающий предприятие по просьбе руководства вместо враждебно настроенного покупателя. БС, 17. Рыцарь Арктики. Публ. Высок. И. Д. Папанин, полярный исследователь, руководитель первой советской … Большой словарь русских поговорок

    Рыцарь - в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном,… … Термины гендерных исследований

Нелегко; поэтому, прежде чем носить его, надо пройти обучение. Носить это оружие есть честь; поэтому прежде, чем возложить его на себя, надо быть объявленным достойным этой чести. Никто не рождается рыцарем: человек становится рыцарем в силу торжественного акта; сам король должен быть произведен в рыцари. Обрисуем кратко обычаи рыцарского воспитания и посвящения.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

Всякий молодой дворянин, которому предстоит стать рыцарем, начинает с того, что изучает ремесло военного человека: учится ездить верхом, владеть оружием, взбираться по лестнице. Но он может проходить выучку или в доме своего отца (особенно так делают сыновья знатных родителей), или у чужого человека (как, по-видимому, обычно и поступали). В большинстве случаев отец посылает своего сына к какому-нибудь сеньору богаче себя, который принимает молодого человека на свою службу и кормит его; отсюда слово nourri (питомец), часто встречающееся в средневековых балладах (сеньор говорит: mon nourri).

Рыцарское обучение сопровождается службой в качестве оруженосца, а с последней связана служба в качестве комнатного слуги, характерная для рыцарских нравов. Оруженосец помогает своему господину одеваться и раздеваться; он подает блюда и служит за столом; он делает постели. Эти услуги, которые древний человек считал унизительными и возлагал на своих рабов, становятся почетными в глазах средневекового дворянства (они были такими уже в глазах германцев ; об этом упоминает Тацит).

В течение этого периода, который продолжается от пяти до семи лет, молодой дворянин, называющийся оруженосцем, или damoiseau (маленький господин), не имеет права носить оружие.

Рыцари. Фрагмент Гентского алтаря, художник Ян ван Эйк

Когда он окончил свое учение – обычно между 18 и 20 годами, – если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря, он вступает в рыцарское сословие посредством военного обряда, который описывают рыцарские поэмы.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Молодой человек, выкупавшись в ванне, надевает кольчугу и шлем. Рыцарь, иногда отец посвящаемого, но чаще – кормивший его сеньор, привешивает к его поясу меч, который он с этой минуты будет носить постоянно. Эта главная часть церемонии называется adouber. Обычно рыцарь сильно ударяет молодого человека кулаком по затылку; это называется colèe. Затем новый рыцарь садится на коня, берет копье и на всем скаку поражает заранее приготовленное чучело; это называется quintaine. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Иногда она ограничивается даже одним актом – ударом по затылку: это делают тогда, когда хотят избежать расходов. Историк Бомануар рассказывает об одном следствии, которое, чтобы считаться действительным, должно было быть произведено определенным числом рыцарей. Так как одного рыцаря не доставало, то некоего дворянина тут же посвятили в рыцари. Один из рыцарей ударил его и сказал: «Будь рыцарем».

Рыцари. Фильм 2. Во имя чести и славы

Уже выложив статью о двуручных мечах, я поняла, что, собственно, не с того бока к вопросу подошла. Что и доказала битва (ага, на фламбергах) в блоге. Прежде всего, стоило бы определиться, кто такое рыцарь. Не в смысле герой на коне, вместе с животиной закованный в латы, в промежутках между изничтожением драконов сражающийся на турнире. А кого вообще называли рыцарем.

Предлагаю с этим вопросом разобраться. Но предупреждаю сразу. Тема во многом скучная до зубовного скрежета и малоинтересная. Потому что придется копнуть еще и социально-юридическо-экономические вопросы, принципы устройства армий и т.д, и т.п.

А для тех, кто в дебри лезть не желает, сразу дам итог, к которому я подведу в конце поста. Под словом «рыцарь» можно понимать следующее:

1. Просто тяжеловооруженный всадник эпохи высокого средневековья. Воин. Не аристократ.
2. Тяжеловооруженный всадник, зарабатывающий себе на хлеб с маслом. Эпоха позднего средневековья. По сути - наемник. Может быть и дворянином (а может им и не быть).
3. Аристократ без всяких «но». Все рыцарство которого заключается в именование (несущем материальные привелегии) и, может быть, участии в турнирах.
4. Нетитулованный дворянин, имеющий звание рыцаря.

А теперь можно погрузиться в пучины нудятины.

Принцип вассальных отношений

Прежде чем начинать разбираться в рыцарстве, нужно определиться с несколькими терминами, без которых ничего непонятно будет.

Вассал (фр. vassalité, от лат. vassus — «слуга») и сюзерен, сеньор (фр. suzerain от старофр.: suserain)— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).

Прошу заметить, «иерархические отношения». А не то, что «все мы слуги государевы». То есть, получается такая лесенка (специалисты ее так и называют - «феодальная лестница»). На вершине стоит правитель. Для простоты назовем его королем.

На ступеньку ниже его находятся, скажем, герцоги и графы. Точность титулов сейчас неважна - в разные эпохи и в разных государствах они и назывались по-разному. Важна суть - это владельцы огромных участков земли. Действительно больших, не только с деревнями, но и с городами. И они именно владельцы. Это важно.

Итак, король сюзерен для графов и герцогов. Они его вассалы. На третьей ступени расположились бароны. Эти дворяне могли владеть собственными земельными наделами (не принадлежащими графу или герцогу). Могли и не владеть. А могли просто пользоваться ими. Но в данный момент это неважно. Важно то, что они были вассалами графа, он являлся их сюзереном. Но! Они не считались вассалами короля. В этом вся суть выражения: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Ступенькой ниже дворянство помельче, но система все та же. Барон их сюзерен, они его вассалы, но не вассалы герцога, а, тем более, короля.

Почему это так важно? Потому что объясняет организацию войск, армии (и не только в Европе). Система вассалитета держалась на взаимной клятве (коммендации, омаже). Согласно ей вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно, ограниченное время, например, 40 дней в году), защищать границы его владений, а также, в случае поражения, выкупать господина из плена. Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.

Теперь посмотрим, как собиралась, например, королевская армия. Король кидал клич по графам и герцогам. Те созывали баронов. Бароны - дворянство. Никакой регулярной армии - ее и близко нет.
А что произойдет, если кто-то из графов решит послать правителя в лес белочек ловить? Подобное случалось нередко. Король просто лишался здорового куска своей армии. И такая ситуация распространяется по цепочке вниз. Только граф собрался с соседним герцогом разобраться. Глянул, а половина баронов прохлаждаются незнамо где. А вторая решила вообще сеньора сменить (это было возможно). И не граф с герцогом разобрался, а герцог графа «разъяснил».

Чем оплачивалось рыцарство

Теперь нужно разобраться, что такое лен, он же феод. Феод, фьеф (лат. feudum) или лен - это земли, пожалованные вассалу сеньором. А теперь, внимание! Пожалованные в пользование, с правом получать с них доход. И крайне редко с правом владения и наследования. То есть, пока ты мне служишь - пользуйся. Уйдешь со службы - все снова станет моим. Иногда сеньоры были добрыми и оставляли право пользоваться землями пожизненно.

Кстати, порой феодом называли просто фиксированный доход (зарплату, по сути) или право на получение дохода с земель (только дохода - ничего более). Но такая система сеньорам была не слишком выгодна.
При передаче сюзереном вассалу феода, сеньор не терял права владеть этим же леном. В результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц. Оцените прелесть такого решения.

И еще один момент. Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, о чем я говорила выше. То есть, пока служишь - лен твой (ну, или право с него доход получать). Но на таких условиях землей мог управлять любой человек, вне зависимости от его социального положения.

А вот владеть землей, полностью и безоговорочно, с правом наследования, продажи, передачи и всеми остальными правами, могли только дворяне - аристократы, титулованные особы. Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства.

Для дальнейшего понимания: людей, которые получали феод в пользование за несение военной службы, называли министериалами (лат. ministeriales, от лат. ministerium — служба, должность). А сам факт передачи лена в оплату службы называли бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние).

Кстати, не всегда они были людьми бедными и несчастными. Широко разрекламированный в свое время факт. Вернер фон Боллэнд являлся вассалом 43 различных сюзеренов, от которых получил в общей сложности более 500 ленов, в том числе 15 графств, и сам, в свою очередь, имел более 100 ленников.

И последний термин, который стоит рассмотреть. Напомню, что понятие «рыцарство» возникло в те времена, когда рабов уже не было, а крепостных не было еще. А было явление, которое называлось «прекарий» (лат. precarium нечто данное во временное пользование, от лат. precarius временный, преходящий) - передача земли с условием выплаты оброка или отработки барщины.

Типов прекариев было несколько. Но наиболее повлиявшим на развитие общества специалисты называют предоставленный прекарий. Суть его состояла в том, что мелкий собственник земли под давлением неких, не всегда от него самого зависящих, обстоятельств передавал право собственности на свою землю (то есть дарил свой надел) крупному земельному владельцу. А затем получал эту же землю обратно, но уже в качестве прекария, т.е., обязан был выплачивать оброк. Вот так в Европе и зародилось крепостничество.

Откуда взялись рыцари

Теперь давайте определимся, кого мы дальше будем рыцарями называть. Любой словарь нам подскажет, что изначально это слово переводится как «всадник». Между прочим, точно также переводятся «кавалер», «кабальеро», «шевалье». Сейчас это создает множество проблем, т.к. зачастую приводит к путанице при переводе. Особенно если переводят источник, например, с немецкого на английский, а потом на русский. Что имеется ввиду? Тот самый рыцарь, который в доспехе и на турнире? Просто всадник? Дворянин?

Но это так, к слову. Предлагаю пока просто говорить о рыцаре, как о тяжеловооруженном всаднике. Про оружие тоже помолчим и давать определение «тяжеловооруженному» не будем.

Принято считать, что более-менее оформившийся фундамент рыцарства находится в 8 веке. А заложил его Карл Мартелл - майордом (старший сановник) франкийского двора. Франкийского, не французского. Франции тогда еще не было. Этот человек, вошедший в историю под прозвищем Спаситель Европы, прославился как полководец, стратег, экономист, хозяйственник. Вполне успешно отражал нападения и германских племен, и арабов. В битве при Пуатье вообще остановил арабскую экспансию.

Но нас интересует то, что именно он оценил преимущества тяжелой (по тем временам тяжелой, конечно) кавалерии. Но фактически все свое существования такой род войск сталкивался с одной и той же проблемой - слишком большая стоимость экипировки и содержания. Цена одного конника была высока, как бы он не вооружался - в кольчугу, панцирь или, прости Господи, максимилиановский доспех.

Господин Мартел нашел как обойти эту проблему. Он, а позже и его потомки, начали раздавать своим дружинникам коронные (принадлежащие короне) земли на условиях бенефиции. То есть, мы тебе землю, а ты нам - службу. Правда, скорее всего, львиная доля доходов, полученных с земель, шла на оплату существования временного владельца. Но нас главным образом интересует факт, что дружинники эти, которых сейчас называют почему-то итальянским словом «газинды», дворянами не были.

Легкая же кавалерия набиралась из «несвободных» людей (vavassores, caballarii). Еще не крепостных, но владеющих землей по принципу прекария (плативших оброк). Но из оброчного сословия можно было подняться в министериалы.

То есть, все происходило примерно следующим образом:

Шаг 1. Получив должность при дворе сеньора (или в его армии) - получи прекарий.
Шаг 2. Выслужись до статуса легковооружённого всадника, отличись уже на этом поприще, и получи бенефиций.
Шаг 3. Перейди в тяжёлую конницу и заработай еще больше привилегий и земель, которыми ты можешь пользоваться.

На этот момент уже появляется термин «рыцарь», но пока он обозначает только тяжеловооруженного всадника, которому - за его службу - выделили лен на условиях бенефиция. О титулах и дворянстве речь пока вообще не идет.

Далее я практически дословно приведу текст из Википедии, потому что сам он взят из замечательной книги Руа Ж.Ж. и Мишо Ж.Ф. «История рыцарства». Впервые в России она была переведена с французского и издана в 1898 г. и переиздана в 2007 г. издательством «Эксмо».

Авторы рассматривают развитие рыцарства на примере Германии. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно эта страна стала фактически «колыбелью» рыцарей. А, во-вторых, больше всего источников, дошедших до нашего времени, имеют именно немецкое происхождение.

Итак, в Германии министериалы с 11 в. составляли особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей (имеются в виду владельцы земель, принесшие вассальную клятву и служащие сеньору добровольно). Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию.

То есть, тяжеловооруженные всадники, рыцари, уже формируют привилегированное сословие. Но это еще не знать, да, к тому же, они зависимы от своего сеньора.

В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины 12 в. стала массово переходить в министериалы. То есть, только с 12 в. среди рыцарей появляются дворяне, титулованные особы.

Переводим на человеческий язык: знатные, титулованные люди, привлеченные возможностью получить земельные наделы и доход с них, тоже захотели побыть рыцарями. В это же время по всей Европе рыцарей одаривают и другими «льготами». И рыцарство, как сословие, становится все более и более привилегированным. Но это еще не значит, что простой человек не может стать рыцарем. Да, сделать карьеру на этом поприще становится все труднее. Но возможности еще есть.

Но уже в 14 в. их несвободное происхождение динстманнов забывается.

Рыцарями теперь могут становиться только аристократы, а само это звание принимает характер наследуемого. И в тоже время формируется близкое для нас понимание рыцарства: всадник в латах и с копьем, сражающийся за честь прекрасной дамы. И непременно, как минимум, граф.

Теперь рыцарство становится невозможно «заработать» - им одаривают. И, например, в Англии даже нетитулованное дворянское звание - рыцарь-бакалавр. Элтон Джон был произведен Елизаветой II в рыцари. Вы представляете его в доспехах?

И не стоит забывать, что тогда же (14-15 вв.) ценность рыцаря, как отдельной воинской единицы сходит на нет. Лены больше не раздаются, рыцарство становится синонимом аристократии и вообще принимает орнаментально-декоративный характер. Да, остаются еще рыцарские ордена и тайные общества (рыцарские братства). Но о них должен быть отдельный разговор. Да и в войнах они практически уже не участвуют.

А теперь можно выбирать, какого именно рыцаря мы имеем в виду, говоря о вооружении и экипировке.

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".

December 20th, 2016

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов - эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

"Если здесь война, я здесь остаюсь ", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.


Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам". Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии".

"Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

мужество (pronesse)
верность (loyaut)
щедрость (largesse)
благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
чувство чести (honneur)
вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.