Тема урока "основы исламской культуры". Конспект урока на тему "пророк мухаммад и возникновение ислама" Тема урока рождение пророка исы мир ему

Аллах особо указывает нам в Коране, что пророк Иса (мир ему), с самого мига зачатия и рождения и вплоть до предстоящей смерти во всех отношениях обладал удивительными, чудесными особенностями, отличавшими его от всех людей.

Прежде всего, пророк Иса (мир ему), был зачат и появился на свет, минуя закономерные этапы рождения любого человека, ибо был сотворен без отца. Всевышний Аллах еще до его рождения на свет сообщил через Своих ангелов его матери, праведной Марйам о многих чудесных особенностях ее будущего дитя и благую весть о том, что он ниспослан ей Аллахом, дабы стать Мессией для рода людского.

Одной из особенностей пророка Исы (м.е.) является то, что он - есть «слово от Аллаха». …Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - посланник Аллаха и Его слово [Свершись!], которое Он направил Марйам, дух от Него … (Сура «Ан Ниса"а», 4:171) И сказали ангелы: «О Марйам! Воистину, Аллах радует тебя благой вестью о Слове от Него. Имя его - Мессия "Иса, сын Марйам. Он [будет] почитаем, [избран и славен] в этом и будущем мире и из тех, кто приближен [к Аллаху]». (Сура «Аль"Имран»,3:45) Выражение «слово от Аллаха» употреблено в Коране лишь в отношении пророка Исы (м.е.).

Аллах сообщил праведной Марйам имя будущего дитя еще до того, как он появился на свет. Все люди на земле получают свое имя от родителей, тогда как положение пророка Исы было иным: Аллах нарек его Словом от Себя, даровав ему имя «Иса Мессия». Это одно из ясных знамений того, что пророк Иса (м.е.) был рожден твореньем, отличным от иных людей. Многие чудесные явления из жизни пророка, как-то удивительные деяния или вознесение при жизни к Аллаху, так же как и его рождение, свидетельствуют об этом отличии. Как известно, рождение ребенка - процесс сложный и требующий очень хорошего ухода за роженицей. Женщине, которой предстоят роды, очень сложно одной справиться с ними, без помощи опытного помощника или медицинского вмешательства.

Однако праведная Марйам, не имевшая ни малейшего опыта в этом деле, уповая на Милость Всевышнего и Его Волю, одна справилась с этим нелегким процессом. Она подошла к стволу пальмы, не в силах терпеть родовые схватки, и воскликнула: «Как бы я хотела умереть до этого и быть навсегда забытой!» Тогда ["Иса] воззвал из лона: «Не печалься, твой Господь сотворил возле тебя ручей. Так потряси ствол пальмы - на тебя посыплются свежие финики. Теперь ешь, пей и возрадуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: „Воистину, я дала Милостивому обет поста и не стану сегодня говорить ни с кем“». (Сура «Марйам», 19:23-26)

Аллах помогал ей Своими откровениями, когда родовые схватки усиливались. Господь направлял ее, подсказывая то, что необходимо было делать, и обеспечил все, чтобы роды прошли самым легким путем и в лучших условиях. Это великое благо, дарованное Всевышним Аллахом праведной Марйам: Когда праведная Марйам вернулась в родительский дом вместе с ребенком, младенцем пророком Исой (м.е.), люди не позволил ей хоть как-либо объяснить произошедшее с ней. Народ измыслил ужасающую клевету на Марйам и, строя свои предположения и подозрения, обвинили праведную женщину в совершении недостойного и постыдного деяни

В Евангелии сказано, что Пророк Иса (Иисус) родился в Вифлееме, так что этот город счтается священным для всех христиан. [Марйам] пришла к своим родным, неся [новорожденного]. Они сказали: «О Марйам! Ты совершила беспримерную оплошность. О, сестра Харуна! Твой отец не был дурным человеком, да и мать твоя не была женщиной распутной…». (Сура «Марйам», 19:27-28)

Тогда как многие из обвинявших знали ее со дня рождения, знали также, сколь преданной Аллаху была она и ее семья, сколь богобоязненным была семейство Имрана. Однако эти жестокие, несправедливые обвинения в адрес праведной Марйам были испытанием от Аллаха. Было совершенно очевидно, что женщина, в высшей степени преданная Аллаху и хранящая свою непорочность, никогда не совершила бы того, в чем ее обвиняли. Обвинения и косые взгляды людей были для нее особым испытанием, сотворенным Аллахом. Всевышний Аллах с первой минуты ее рождения всегда помогал ей во всем, в каждом деле сотворял самый праведный итог.

Праведная Марйам знала, что все в этом мире находится в Воле Аллаха и только Он избавит ее от всех необоснованных обвинений и явит всем ее праведность. К примеру, даже в этой ситуации Всевышний дал праведной Марйам облегчение, Он внушил ей соблюдать «обет молчания». Когда к ней приходили люди из ее народа, чтобы разговаривать с ней, она должна была хранить молчание, а если к ней приближались те, которые хотели оскорбить или обвинить ее, она должна была молча указать на младенца Ису (м.е.). Таким образом, Аллах облегчал ее положение, избавляя ее от всех огорчений словами людей и удерживал ее от разговоров. Однако самые верные ответы на вопросы людей стал давать сам младенец Иса.

Когда Аллах даровал Марйам благую весть о предстоящем рождении Исы (м.е.), Он также сообщил ей, что пророк Иса будет разговаривать еще в колыбели, будучи младенцем:) Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и уже зрелым. Он будет из числа праведников. (Сура «Аль "Имран», 3:46) Таким образом, Всевышний Аллах и здесь даровал Марйам облегчение, ибо новорожденный младенец чудесным образом стал разговаривать и разъяснил людям положение своей матери, праведной Марйам, так что все «радетели» морали были вынуждены прекратить оскорбления в адрес Марйам.

Это событие описывается в Коране так: Она показала на младенца, и они спросили: «Как мы можем разговаривать с дитем в колыбели?» ["Иса] сказал: «Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал пророком. И где бы я ни был, Он сделал меня благословенным [для людей], завещал мне в обязанность молитву и закят, пока я буду жив; сделал меня почтительным к матери моей, и Он не создал меня не внемлющим [Господу своему], лишенным [Его] благословения. И будет мир надо мной и в день, когда я родился, и в день, когда я умру, и в день, когда буду воскрешен». (Сура «Марйам», 19:29-33)

Несомненно, способность здравого разговора у младенца, находящегося еще в колыбели, является чудесным событием. Но более всего было удивительным то, что младенец Иса (м.е.), только появившись на свет, знал то, что не мог знать ни один ребенок. Это чудесное событие заставило сынов Израилевых признать, что они столкнулись с невероятным явлением. Все эти чудесные события указывали, что младенец, находящийся в колыбели, является посланником Аллаха. Всевышний Аллах даровал праведной Марйам, которая каждый миг своей жизни уповала на Милость и Волю Аллаха, облегчение во всех мирских испытаниях. Аллах, устами младенца дал твердый ответ на клевету, которую затеял против нее народ, явил невиданное чудо, повергшее всех в изумление и трепет.

Аллах сообщил, что те из людей, которые не перестанут свои обвинения и оскорбления в адрес праведной Марйам, отказавшись принять Божественные чудесные знамения, встретят великую кару Аллаха (Сура «Ниса», 156-157).

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Вера в Аллаха и Его посланников включает в себя и веру в то, что ‘Иса, мир ему, является пророком и посланником, которого Великий и Всемогущий Аллах направил сынам Израилевым. Вера человека не будет верной, пока он не уверует во всех пророков Аллаха и Его посланников, да благословит их Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах:

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ رُسُلِهِ

Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: „Мы не делаем различий между Его посланниками“. Они говорят: „Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие“ (сура 2 Корова , аят 285).

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:

Верующие веруют в Единого Аллаха, Самодостаточного, кроме Которого нет иного Бога и Господа. Они веруют во всех пророков, посланников, все Писания, ниспосланные с небес рабам Аллаха, посланникам и пророкам. Они не делают различий между ними, веруя в одних и оставляя других. Нет, все пророки для них правдивы, богобоязненны, идут прямой стезею и указывают на благой путь (Тафсир Ибн Касир. Т. 1. С. 736).

‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

Неверие в некоторых из них является неверием во всех, является неверием в Аллаха (Тафсир ас-Са‘ади. С. 120).

Во-вторых.

Празднование рождения пророка /мавлид/, да благословит его Аллах и приветствует, является нововведением, которого не совершал ни пророк, мир ему и благословение, ни кто-либо из сподвижников. И нет известий о том, что основатели мазхабов видели это дозволенным или желательным, не говоря уже об участии. Отмечание рождения пророка является деянием запретным, порицаемым, является нововведением.

Ученые Постоянного Комитета сказали:

Празднование (отмечание) рождения пророка есть запретное нововведение, так как этому нет доказательства ни в Книге Аллаха, ни в Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Никто из праведных халифов и тех, кто жил в лучшие века, не совершал подобного (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 2. С. 244).

Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № и № .

Рождение пророка, которое отмечают мусульмане, не обладающие знаниями, является новоизобретенным обычаем, с которым необходимо бороться и запрещать. Поэтому приведение в качестве доказательства дозволенности празднования Нового Года и Рождества отмечание рождения Пророка несостоятельно изначально. Так как праздновать рождение пророка недозволено, потому что это является нововведением в религии. То, что сравнивают с нововведением, также является нововведением.

В-третьих.

Отмечание христианами праздника, который они называют Рождеством, является нововведением и многобожием. Мусульманину недозволено уподобляться им, а ‘Иса, мир ему, не причастен к этому празднику и к людям, справляющим его.

Для мусульман отмечание этого праздника является не только нововведением, но и уподоблением христианам в том, что является частью их религии. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тот, кто уподобился какому-либо народу, стал одним из них (Абу Дауд № 3512; аль-Альбани в Сахих сунан Аби Дауд сказал, что хадис достоверен). Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал, что цепочка передатчиков хадиса хорошая: «Самое меньше, на что указывает этот хадис, - это запрет уподобляться им, хотя внешний его смысл подразумевает неверие того человека, который уподобляется им. Как сказано в словах Аллаха:

ومن يتولهم منكم فإنه منهم

„Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них“ (сура 5 „Трапеза“, аят 51)» (Иктидау-с-сырат. С. 82).

Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: Ты узнал, что основная причина ухода (искажения) религии Аллаха и Его законов, а также распространения неверия и грехов - это уподобление неверующим. А основной причиной любого блага является сохранение обычаев пророков и их законов. Поэтому большим проступком в религии считается совершение нововведения, даже если в нем нет уподобления. Тогда как же с тем, в чем присутствуют они оба?! (Иктидау-с-сырат. С. 116).

Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: Поздравление с Рождеством или другим религиозным праздником запрещено по единодушному мнению /иттифак/ ученых, так как этот поступок свидетельствует о согласии с совершаемыми обычаями неверующих, довольствовании их деяниями. Даже если человек не приемлет совершать их сам, мусульманину запрещено быть довольным деяниями неверующих или поздравлять с ними другого. Мусульманину также запрещено уподобляться неверующим и устраивать мероприятия по этим случаям, обмениваться подарками, раздавать сладости или приготовленную пищу, или превращать этот день в выходной и пр. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Тот, кто уподобился какому-либо народу, стал одним из них“ (Абу Дауд) (Маджму‘ фатауа уа расаиль Ибн ‘Усеймин. Т. 3. С. 45-46). Приводится с сокращениями.

Для ознакомления с ответом об участии с неверующими в праздновании их праздников обратитесь к ответам на вопросы № и .

Итак, вред из-за отмечания мусульманами праздников, приуроченных к началу Нового года, возникает по нескольким причинам.

1. В справлении этого дня есть уподобление неверующим и многобожникам, которых на празднования этой даты толкает их неверие в Господа и многобожие. Также это не является частью Закона, который был дан пророку ‘Исе, мир ему. И их ученые, и наши единодушны в отношении того, что ‘Иса не узаконивал подобных мероприятий. Этот праздник является результатом смешения нововведения и многобожия, и этот результат сопровождают развратные действия, которые, как известно, совершают в эти дни некоторые грешники. Разве можно уподобляться им в этом?

2. Отмечание рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, недозволено, потому что, как было сказано, это является нововведением. Судить по аналогии, опираясь на него, невозможно. Если не пригодна основа самой аналогии, то и аналогия приходит в непригодность.

3. Отмечание Рождества (Нового Года) порицаемо в любом случае. Нельзя говорить о дозволенности, так как этот праздник изначально неверен из-за нечестия, неверия и грехов, происходящих во время него. Подобное нельзя сравнивать ни с чем, и нет никакого пути, чтобы сделать это дозволенным.

4. Для верности этого неправильного сравнения по аналогии нам необходимо отвергнуть его и сказать: Почему бы нам не праздновать рождение каждого пророка? Разве все пророки не являются посланниками от Аллаха? Но подобные слова никто не произносит.

5. Нет точного знания о рождении каждого пророка, нет достоверных известий и о точной дате рождения нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Историки разногласят по поводу даты его рождения и приводят разные мнения; существует девять или более мнений. Поэтому отмечание рождения пророка неверно и недействительно и с точки зрения Шариата, и с точки зрения истории. Празднования рождений нашего пророка и пророка ‘Исы, мир им обоим, не имеют под собой основы.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Отмечание ночи рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, неверно ни с точки зрения Шариата, ни с исторической точки зрения (Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 19. С. 45).

А Всевышний Аллах знает лучше.

(Иисуса) имеет очень высокий статус среди пророков в Коране. В отличие от других пророков, которые по воле Аллаха совершили чудо, Иса сам был чудом, так как родился от беспорочного зачатия. Всевышний его и его мать Марьям описывает в Коране:

«Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (21:91).

При этом в Коране описывается, что Исе были дарованы знамения, как и другим пророкам: «Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения» (2:87).

  • Трапеза с неба

В пятой главе Корана, названной в честь чуда Исы, сказано, как его последователи попросили его попросить Всевышнего ниспослать стол с угощениями.

Вот сказали апостолы: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Может ли твой Господь ниспослать нам трапезу с неба?» Он сказал: «Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». Они сказали: «Мы хотим отведать ее, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней». Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел» (5:112-14).

Люди попросили о трапезе, которая была бы праздником для них, также ее называют евхаристия, Тайная Вечеря, Вечеря Господня. Синоптические Евангелия повествуют о том, что в первый день опресноков Иисус отправил двух учеников, Петра и Иоанна, в город, то есть в Иерусалим, приготовить пасху (пасхальную трапезу), и они приготовили. Вечером Иисус возлег с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой Он предсказал предательство одного из них. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение».

  • Говорящий младенец

Одним из чудес, описанных в Коране, но не описанных в Библии, является то, что Иса, в заговорил еще в колыбели, чтобы защитить свою маму Марьям от людей, которые обвинили ее в бесчестии.

Люди набросились на нее с самыми тяжкими обвинениями. В ответ на это Марьям лишь молча указала на младенца. И тогда заговорил младенец Иса.

«Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников» (3:46).
Иса сказал людям:

«Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (19:30-3).

  • Ожившая птица

В Коране сказано о чуде, дарованном только Исе, которое схоже с тем, как сам Всевышний создал Адама. В Коране Иса говорит:

«Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха» (3:49).

Исцеление слепого и прокаженного

Так же, как и в Новом Завете, в Коране сказано об исцеление Исой слепого и больного.

«Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного» (3:49).

  • Оживление мертвого

«И оживлю мертвых с позволения Аллаха» (3:49).

Так же, как и сотворение птицы Исой, это чудо не соответствует законам природы. Благодаря этому чуду иудеи поверили в пророчество Исы. Это чудо является одним из самых невероятных.

  • Знание запасов

Исе было даровано чудо знания того, что ели люди и что у них припасено на будущее.

«Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

  • Открытие истины

Подобно другим пророкам, Иса был дарован чудесами, чтобы убедить неверующих в своей праведности, а не демонстрации его возможностей. В Коране сказано:

«Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

Все эти чудеса были сотворены только по воле Аллаха, без желания которого они бы никогда не состоялись. В Коране сказано:
«...с позволения Аллаха» (3:49).

«А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями Ада» (5:10).

Курс «Основы религиозных культур»

Тема: Пророк Мухаммад и возникно­вение ислама

Цели: Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

Ход урока

    Эмоциональный настрой на урок

– Здравствуйте, ребята!

Ассалям малейкум!

Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала?

Сядьте на свои места и обсудите с партнером по плечу, почему сегодня урок начался с такого необычного приветствия? (1 мин)

Многие уже закончили обсуждение, мне бы хотелось узнать ваше мнение. (Так друг друга приветствовали мусульмане. Мы изучаем историю религии других народов, теперь разговор пойдет о мусульманстве)

Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра- Ассалям малейкум!

Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра.

Это приветствие обуславливается традициями и религией. Конечно же, вы правы, сегодня мы с вами знакомимся с новой религией ислам.

На предыдущих уроках мы знакомились с историей христианства, духовными, нравственными ценностями христианской культуры и прежде всего православной.

2. Проверка домашнего задания

Давайте, мы с вами повторим тему предыдущего урока. Тест, работа в паре. Проверка

1 Богослужение совершают

А) Священники В) Служители церкви и прихожане

Б) Прихожане Г) другой ответ

2 К Церковным праздникам относятся

А) Рождество В) Пасха

Б) Крещение Г) Все ответы верные

3 Полотнища со священными изображениями называются

А) Стяг В) Хоругвии

Б) Флаг Г) Штандарт

4 Пост это -

А) Воздержание от пищи животного происхождения

Б) Воздержание от пищи растительного происхождения В) Воздержание от пищи

Г) Воздержание от питья

5 Специальные обряды называются

А) тайна В)таинства

Б) затаённость Г) другой ответ

6 Крещение человека в Православной церкви происходит

А) Огнём В) Землёй

Б) Ветром Г) Водой

7 Исповедь это -

А) Покаяние В)Причастие

Б) Венчание Г) Крещение

8 Чем обмениваются жених и невеста при венчании

А) Венками В) Кольцами

Б) Семьями Г) Ничем

9 Кто создал таинство причастия

А) Священники В) апостолы

Б) Иисус Христос Г) Другой ответ

10 Главное церковное богослужение называется

А) Молитва В) Литургия

Б) Крестный ход Г) Все ответы верные

3. Работа по теме

Мы знаем с вами, что у каждой религии есть свой основоположник.

Вы прекрасно знаете, кто явился основоположником христианства? (Иисус Христос)

Когда мы говорим об исламе, то мы сразу вспоминаем имя Мухаммад, который переводиться как «прославленный». Жизнь того или иного основателя религии отражена в священных книгах и имеет важные ключевые события.

Сегодня мы познакомимся с начальными страницами пророка Мухаммада.

Ребята, я вот сейчас вам говорю пророк, а кто же такой пророк? Как вы понимаете значение этого слова?

Я прошу сейчас, повернитесь к своему партнеру по плечу и обсудите, кто же такой пророк, начинают 1 и 3 номера.

Спасибо, вы завершили, это ваши первоначальные представления …

Хорошо, а теперь прочитайте в паре, кто же такой пророк из моих суждений.

Давайте подведем итог, так кто же такой пророк – человек, считающийся верующим посланником Бога и через него был передан текст священной книги мусульман коран.

Пророки - это избранные Аллахом люди, которые получали откровения от Него и проповедовали людям истинную религию. Первым пророком был первый человек - Адам. Для мусульман последним пророком является Мухаммад.

Мухаммад родил­ся в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове - юго-западной части Азии. С востока полуостров окружает Персидский залив, на западе - Красное море, на юге - Ин­дийский океан. На севере же сейчас расположены государства Ирак и Сирия.

Значительная часть Аравии покрыта пустынями, где царит сухой и жаркий климат. - И сейчас мы поработаем с контурной картой. Я предлагаю каждому взять листочек, раскрасить территорию Аравии. Подумайте, а какой цвет нам нужно взять (желтый или оранжевый, т.к. территория - пустыня).

Я уже говорила вам, в каком городе родился Мухаммад, кто помнит? В Мекке, правильно. Отметьте у себя на карте Мекка и еще, ребята, отметьте город, с которым у нас с вами будет знакомство – Медина. Постарайтесь запомнить эти названия городов.

А где располагается Аравия, раз там жаркий и сухой климат, конечно же, в Африке.

Отложите контурные карты и прочитайте об Аравии в учебнике на стр. 64, очень интересная информация, о том, как жили, чем занимались жители.

А сейчас я вам предлагаю в группе по-одному рассказать, что же вы узнали из материала учебника. Начинают 1 номера, остальные внимательно слушают и пытаются дополнить рассказ партнера. Я узнал что…

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы над темой.

Вы узнали, где жили, какой образ жизни вели, кому преклонялись арабы.

Раз это пустыня, поэтому пригод­ных для ведения сельского хозяйства земель здесь немного. Мекка расположена в каменистой местности, почвы здесь совершенно не пригодны выращивания растений.

Поэтому Мекка развивалась главным образом как центр торговли.

Аравия была населена племенами арабов.

Часть арабов вела кочевой образ жизни, но в основном население было оседлым, то есть проживало в го­родах и деревнях. Арабы-кочевники (их называ­ли бедуинами) занимались скотоводством, а осед­лые - торговлей.

В Аравии родственные связи были очень крепки. Если человека кто-то обидел, считалось, что обида нанесена всему племени. Соплеменники немедленно вставали на защиту пострадавшего. Поэтому среди племён часто возникали конфликты, доходившие до военных столкновений.

Арабы в основном поклонялись идолам, то есть изображениям разных богов, сделанным из дерева, камня или других материалов. Идолопоклонничество было так распространено, что у каждой семьи, у каждого племени был свой идол.

Как называют людей, которые преклонялись своим богам? Обсудите в группе, начинают 2 номера. Многобожие, когда с этим понятием сталкивались, при изучении христианства.

Людей такой ве­ры в исламе называют многобожниками - муш- рикун. На Аравийском полуострове жили не только многобожники, но и последователи других религий, например христиане и иудеи. Мекка являлась культурным центром Аравии, где находилась Кааба, храм кубической формы, в котором до сих пор хранится черный камень, одна из мусульманских святых. По преданию, когда он был белым яхонтом, но почернел. – Как вы думаете, а почему этот камень почернел? (от греховности людей). В свое время Кааба была святым местом для арабов язычников. На территории Каабы было много разнообразных идолов, которым поклонялись древние арабы. Затем по воле Мухаммада, Кааба стала святилищем мусульман, и все идолы были уничтожены.

Итак, раз мы говорим о пророке, предлагаю прочитать о детстве Муххамада в учебнике, с. 65 (2 абзац) – по цепочке.

(Пророк Мухаммад рано остался сиротой. Его отец Абдулла умер ещё до рождения сына. Мать Мухаммада звали Аминой. У арабов было принято отдавать младенцев на грудное вскармливание бе­дуинкам, которые жили в пустыне. Там дети росли здоровыми, крепкими и учились чистому арабско­му языку. Мухаммада взяла к себе кормилица по имени Холима. Малыш прожил в доме своей кор­милицы до пяти лет. Когда ему исполнилось шесть лет, умерла его мать Амина. После её смерти оси­ротевшего Мухаммада воспитывал дедушка Абдуль-М утталиб. Он очень любил внука и окружил его всяческой заботой. Но дедушка тоже умер, когда Мухаммаду было всего восемь лет. И мальчик стал жить с братом отца, которого звали Абу Талибом.

Абу Талиб был добрым человеком. Он любил своего племянника Мухаммада, заботился о нём, защищал от бед и плохих людей. Но Абу Талиб был беден, а детей у него было много. Мухаммад видел, что дяде очень трудно прокормить большую семью. У мальчика было очень доброе и чуткое сердце. И поэтому когда он немного подрос, то решил пойти работать, чтобы помогать Абу Талибу. Мухаммад начал пасти стада овец в окрестностях своего родного города Мекки. Каждый год в тече­ние одного месяца мальчик жил в пустыне. Вокруг него были только растения, небо, звёзды и овеч­ки, которых он пас. Мухаммад подолгу размышлял о Боге и о том, как Он создал такой прекрасный и многообразный мир. В пустыне было холодно, и мальчик замерзал по ночам. У него было с собой мало еды, и он часто оставался голодным. Поэто­му будущий пророк с ранних лет знал, как сильно страдают от голода и холода бедные люди.

Абу Талиб занимался торговлей. Однажды, буду­чи подростком, Мухаммад вместе с дядей отправил­ся в Сирию. Это было его первое путешествие за пределы Аравии. Он учился у дяди вести торговые дела. Вскоре юноша заслужил доверие многих жи­телей Мекки своим благонравием и правдивостью. Они спокойно доверяли Мухаммаду самые доро­гие вещи. Его даже прозвали аль-Амин, что значит «правдивый, надёжный».)

А сейчас я вам предлагаю заполнить таблицу «Семья пророка», т.е. записать информацию прочитанную нами из учебника. Работа в паре

1. Как звали отца Мухаммада?

2. Как звали мать будущего пророка?

3. Сколько лет было Мухаммаду, когда умер его дедушка?

4. Кто стал заниматься воспитанием мальчика?

5. Чем занимался дядя Мухаммада?

6. Куда совершил свое первое путешествие Мухаммад?

7. Что значит в переводе аль-Амин?

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть отрывок из истории жизни Мухаммада. (Просмотр мультфильма «Мухаммад»)

Теперь выполните работу в группе, начиная с 1 номера, на одном листочке, одной ручкой, распишите детство и юность будущего пророка. (2 мин, каждому по 30 сек)

Спасибо закончили, теперь 2 номера озвучат свои суждения.

В Мекке жила одна богатая вдова по имени Ха диджа. Она слышала отзывы о Мухаммаде как о надёжном и честном человеке. И Хадиджа предло­жила Мухаммаду вести её торговые дела. Мухам­мад, в то время ему было 25 лет, согласился. Позднее они поженились. Через некоторое время у Мухаммада и Хадиджи родились дети. Они зажили в Мекке счастливой и спокойной жизнью.

Годы шли, и умудрённый опытом Мухаммад всё чаще и чаще стал задумываться о той жизни, ко­торую вели жители его города. Хотя у него была прекрасная семья, и он был счастлив, Мухаммаду не давали покоя некоторые вопросы.

Будущий пророк часто уходил от суеты города в тихую пещеру, ко­торая находилась на горе Ан-Нур. Здесь, в пещере Хира, Мухаммад размышлял в полном одиночестве и покое. «Как всё в жизни интересно, - думал он. - Раньше я был бедным сиротой, а теперь стал богатым человеком. У меня прекрасная жена и дети, которых я очень люблю. Но мне всё равно чего-то не хватает для того, чтобы быть совершен­но счастливым».

Будущий пророк Аллаха конечно же понимал, что именно не даёт ему покоя. Уже долгое вре­мя его волновало положение дел в Мекке: бедняки там были совершенно беспомощны. Их жизнь была ужасной. Мекканцы не заботились о сиротах и не помогали больным. Казалось, что жителей Мекки интересуют лишь деньги. И чем больше у них бы­ло денег, тем больше им хотелось их иметь! Более того, эти люди поклонялись идолам. Они думали, что идолы помогут им приблизиться к Аллаху. Та­кие мысли беспокоили Мухаммада в течение многих лет.

Мухаммаду было сорок лет, когда Аллах впервые ниспослал ему своё первое откровение. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

6. Итог урока

Значит, ребята, какой вывод мы можем сделать по теме? (Мухаммад был простым, добрым человеком, пастухом, люди уважали его, не боялись доверить ему самое ценное, что было у них, он был надежным и честным. Может быть, поэтому по мусульманскому преданию ему был уготован путь пророка.)

Спасибо за урок.

Пророки – это избранные Всевышним Аллахом любимые Его слуги (люди), которые получали откровения от Аллаха и обучали людей истинной религии, т.е Божьим Законам (шариату), ниспосланным Всевышним Аллахом народу через Своих посланников. А посланники были посланы Аллахом к тому или иному народу или всему человечеству для доведения до них истинной религии, передачи им Своих велений, т.е. направления их по пути истины. Посланники одновременно являлись и пророками.

Пророк - по-арабски «наби» (мн. ч. – «анбия’»).

Посланник - по-арабски «расуль» (мн. ч. – «мурсалун» или «русуль»).
Пророком невозможно стать собственными усилиями, даже стараясь в богослужении, ибо пророков избирает Сам Всевышний.
В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний Аллах наделяет пророков особыми, не свойственными другим людям способностями совершать чудеса, называемые му‘джизатами. Например, посох пророка Мусы (мир ему) превращался в змею, пророк ‘Иса (мир ему) мог исцелять больных и воскрешать мертвых, Пророк Мухаммад (мир ему)расколол луну, напоил войско водой, источившейся из его пальцев, с ним говорили камни. Самым же большим му‘джизатом Пророка Мухаммада (мир ему)является Коран, ибо это чудо не ограничено ни временем, ни пространством.
Первым пророком был первый человек - Адам (мир ему), Он поклонялся своему Творцу. Но потомки Адама (мир ему) со временем стали отходить от религии Аллаха, искажать ее. Чтобы направить на путь истины сынов Адама, Аллах посылал к ним посланников и пророков, а усердствующих в своих ослушаниях наказывал. Люди же через некоторое время опять забывали о наставлениях, переданных им через пророков. И каждый раз, когда, поддавшись внушениям дьявола и уверовав в правильность своего миропонимания, люди отходили от истинной религии, Аллах по Своей милости отправлял к ним пророков, чтобы направить на верный путь заблудших.
Человек искажал истинную религию и отходил от нее. Он приписывал Творцу свойства Его же творений, а творениям Аллаха приписывал Его сыфаты, приводил религию в соответствие со своими собственными представлениями о мироздании, заменяя истинные знания, полученные от Всевышнего Аллаха через Его пророков, знаниями своего ограниченного интеллекта, соответствующего уровню общественного сознания на данном этапе развития человечества, заменял веления Всевышнего придуманными нормами и обычаями (адатами), что приводило к нравственной деградации общества.
Человек, погрязнув в гордости, распутстве, придавал Творцу такие свойства Его творений, как множественность, наличие пола, пространственную и временную зависимость, тленность и т.д. Свойство человека переоценивать собственные мыслительные и другие способности, неумение объективно оценивать свои реальные возможности, толкование Книг Всевышнего Аллаха исходя из собственных соображений и представлений – все это всегда приводило и приводит его и по сей день к ложным верованиям, течениям или же неверию. Таким образом, там, где ослабевает истинная религия Аллаха, появляется «продукт» ограниченного интеллекта, фантазия человека и внушения дьявола.
Для наставления людей на путь истины Аллах послал к человечеству 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Большинство алимов считает, что их число знает только Аллах. Каждый из них подтверждал истинность предыдущего и оповещал о следующем. Все они призывали к единобожию, соблюдению велений и запретов Всевышнего Аллаха, и между ними была полная преемственность. Каждой нации, каждому народу были посланы по одному или более пророков, которые являлись своего рода ориентирами, указывающими людям путь истины. Они проповедовали истину в форме, доступной для данного народа на данном этапе развития.
Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха. Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – пятеро: Мухаммад (мир ему), Ибрахим, Муса, Иса и Нух (мир им). Их называют «улуль-‘азми». Их значимость соответствует приведенному порядку перечисления. Пророк Мухаммад (мир ему)является лучшим творением Всевышнего Аллаха, самым ценным из Его созданий.
После пророков наиболее высокочтимыми являются Джибриль, Микаиль, Исрафиль, ‘Израиль и другие архангелы (высшие ангелы). Затем идут сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему), то есть асхабы, в следующем порядке: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, - их называют и праведными халифами, ибо они праведно правили после Пророка (мир ему).
Далее идут другие асхабы, которым при жизни также была сообщена благая весть о предстоящем Рае (таких асхабов всего десять вместе с четырьмя перечисленными выше): Талхат, Зубайр, ‘Абдуррахман, Са‘аду, Са‘ид, Абу ‘Убайда. Затем – дети и другие члены семьи Пророка (мир ему). Далее идут участники газавата (священной войны на пути Аллаха) при Бадре, при Ухуде и остальные асхабы. Далее идут таби‘ины, затем имамы, авлия’, тарикатские шейхи, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Среди верующих, имевших истинную веру, - община (умма) Мухаммада (мир ему).
Вера в истинность всех Священных Писаний и пророков воспитывает веротерпимость и гуманность по отношению к последователям других верований и убеждений и тем самым гарантирует человеку свободу мысли. Наглядным подтверждением этому является наречение мусульманами своих сыновей именами предыдущих пророков: Иса (Иисус), Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам), Якуб (Иаков), Яхья (Иоанн Креститель), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Юсуф (Иосиф) и др. Священный аят из Корана, в котором говорится, что нет принуждения в религии, гарантирует человеку свободу совести.

Новые слова: наби, анбия’, расуль, мурсалун, му‘джизат, таби‘ины, авлия’.

Вопросы для самопроверки:
1. Кто такие пророки и посланники?
2. Сколько всего было пророков и посланников?
3. Какие пророки являются самыми высокочтимыми?
4. Кто после пророков являются наиболее ценными творениями Аллаха?
5. В чем проявляется веротерпимость мусульманам по отношению к представителям других верований?

Таби‘ины - следующее после асхабов поколение их последователей, т.е. мусульмане, видевшие и слышавшие асхабов и следовавшие за ними.

Авлия’ – святые, приближенные к Аллаху люди.

Сура «Аль-Бакара», аят 256.