3 майерс д социальная психология. Социальная психология. Дэвид Майерс. Эмоциональные источники предрассудков

Книга выдающегося американского психолога Дэвида Майерса “Социальная психология” не просто повествует о фундаментальных истинах человеческих взаимоотношений, а и предлагает читателю реальные факты и результаты, показанные на примерах из случаев жизни настоящих людей. Будет полезна специалистам разных сфер деятельности: юристам, менеджерам, психологам и другим.

Дэвид Майерс и его история

Все началось в далеком 1966 году, когда Майерс стал магистром гуманитарных наук, а именно в области социальной психологии и через год уже был полноценным научным сотрудником с докторской степенью по социальной психологии. Прошел весь преподавательский путь в различных университетах США от старшего преподавателя до профессора. Написал почти 20 монографий, научных работ и учебников по психологии. Состоит в трех национальных ассоциациях психологов США. В настоящее время продолжает преподавать, проводить исследования и писать книги.

Д. Майерс “Социальная психология”

Если подробно изучить программу обучения студентов кафедры психологии любого университета, то в ней обязательно найдется курс социальной психологии, который в основном преподается именно по учебнику Майерс “Социальная психология” . В книге автор вводит читателя в социальную психологию, описывает все основы, термины и т.д. Далее в четырех главах повествует о социальном мышлении, поведении, убеждении и суждении. В “Социальной психологии” хорошо изложена информация про природу человека, гены, культуру, пол и влияние всех этих факторов на социальную активность и взаимодействие с людьми. Подробно изложены исследования и научная информация о конформизме и убеждении. Также предлагается информация про альтруизм, апатию, агрессию и предрассудки. По одной главе уделено близким отношениям, а именно любовным и дружественным, а также подробно раскрывается суть конфликтов и примирений.

Модули “Социальной психологии”

“Социальная психология” Майерса включает в себя 13 больших глав с огромным количеством научной информацией 3 тремя модулями. Что это такое, как раз и расскажем далее.
Все 13 глав повествовали нам о теории, а модули — это практическая часть учебника. В них автор научит применять все теоретические знания на практике. Научит определять проблему, составлять заключение и резюме. Подробно описывать человеку рекомендации по исправлению той или иной психологической проблемы м т.д.

Как от автроа обзора, можно сделать следующие выводы: прочитав полностью учебник Д. Майерс “Социальная психология” и применив на практике теоретические знания, по рекомендациям и инструкциям из всех модулей, только улучшат профессиональные навыки каждого студента, абитуриента, психолога, социолога и т.д.

Дэвид Дж. Майерс - профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации Американская психологическая ассоциация (9-е отделение) присудила ему премию Гордона Оллпорта. Его научные статьи опубликованы более чем в двух десятках журналов. Д. Майерс - редактор-консультант журналов Journal of Experimental Social Psychology и The Journal of Personality and Social Psychology , автор десятков книг, в том числе научно-популярных.

Предисловие

Когда мне впервые предложили написать этот учебник, я представил себе книгу, которая должна быть одновременно строго научной и человечной, наполненной проверенными фактами и интригующей. Она должна рассказывать о социальной психологии не менее увлекательно, чем репортер-криминалист рассказывает о каком-либо расследовании, а для этого в ней должны быть как обобщенные результаты самых последних исследований важнейших социальных явлений, так и сведения о том, как ученые изучают и интерпретируют их. Материал должен быть изложен достаточно полно, но он также должен и стимулировать мышление студентов - их готовность вникать в суть проблем, анализировать их и соотносить принципы науки с тем, что происходит в реальной жизни.

Как же автор должен отбирать материал для «достаточно полного» вводного учебника в ту дисциплину, которой занимается? Материал, который воспринимался бы как цельное повествование, но при этом не отпугивал бы своей громоздкостью, потому что его можно усваивать и по частям? И я решил представить те теории и данные, которые, с одной стороны, вполне доступны рядовому студенту, а с другой - не освещаются в иных курсах по социологии или психологии, и при этом обратить основное внимание на материал, который дает возможность изложить социальную психологию в духе интеллектуальной традиции, присущей гуманитарным наукам. Гуманитарное образование, которое обращается к шедеврам литературы и к величайшим достижениям философии и науки, развивает наше мышление, расширяет наш кругозор и освобождает нас от власти сиюминутного. Внести свой вклад в достижение этих целей может и социальная психология.

Лишь немногие из тех, кто в студенческие годы изучает психологию, становятся профессиональными психологами, едва ли не все избирают другие специальности. Сосредоточившись на аспектах этой науки, важных с гуманистической точки зрения, можно изложить её фундаментальное содержание таким образом, что она будет полезной всем студентам и окажет на них стимулирующее воздействие.

Социальная психология - это настоящий праздник идей! На протяжении всей истории человечества социальное поведение человека научно изучалось лишь в течение одного века, того самого, который недавно завершился. Если принять во внимание, что мы находимся лишь в самом начале пути, можно сказать, что достигнутые результаты делают нам честь. Мы обогатились важными сведениями об убеждениях и иллюзиях, о любви и ненависти, о конформизме и независимости.

Хотя многое в поведении человека ещё остается загадкой, социальная психология уже сегодня может частично ответить на многие интригующие вопросы:

Станут ли люди вести себя по-другому, если они сначала воспримут новые установки? Если да, то какой способ убеждения наиболее эффективен?

Почему люди иногда помогают, а иногда причиняют вред друг другу?

Как возникают социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы его участники разжали кулаки и пожали друг другу руки?

Ответы на эти вопросы - а именно в этом и заключается моя миссия как автора данной книги - позволяют нам лучше понять самих себя и те социальные силы, которые воздействуют на нас.

Как построен учебник?

Изложение основного курса предваряет отдельная глава, которая знакомит читателя с методами социально-психологических исследований. Она также предупреждает студентов о том, что результаты, уже ставшие известными, могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, и о том, что собственные нравственные ценности социальных психологов проникают в изучаемую ими науку. Задача, которую ставил перед собой автор, работая над этой главой, заключалась в том, чтобы подготовить студентов к восприятию изложенного в остальных главах.

Книга построена в соответствии с приведенным в ней определением социальной психологии как науки о том, как люди думают друг о друге (часть I), влияют друг на друга (часть II) и относятся друг к другу (часть III).

Часть I посвящена социальному мышлению , т. е. тому, как мы воспринимаем самих себя и окружающих. В ней приводится оценка точности наших впечатлений, интуиции и объяснений.

В части II рассматривается социальное влияние . Отдавая должное культурным источникам наших установок и изучив природу конформизма, убеждения и огруппленного мышления, мы можем лучше понять воздействующие на нас скрытые социальные силы.

Часть III посвящена проявлениям как негативных, так и позитивных социальных отношений (в форме установок и поведения). Она построена таким образом: рассказу об агрессии предшествует изложение материала о предрассудках, а рассказу об альтруизме - материал о взаимных склонностях людей; завершается она рассмотрением динамики конфликта и его разрешения.

О практическом использовании результатов социально-психологических исследований рассказывается как в каждой главе, так и в отдельной главе «Прикладная социальная психология», состоящей из трех самостоятельных модулей: «Социальная психология в клинике», «Социальная психология и правосудие» и «Социальная психология и надежное будущее».

В этом издании, так же как и в предыдущем, большое внимание уделено различным культурам, в чем можно убедиться, в частности, на примере главы 6, в которой рассказывается о роли культурных традиций; об этом же свидетельствует и использование во всех главах книги результатов исследований, проведенных в разных странах. Все авторы - дети своей культуры, и я не исключение. И все же благодаря знакомству с мировой психологической литературой, переписке с исследователями, живущими в разных уголках земного шара, и поездкам за границу у меня появилась возможность представить читателям из разных стран мир социальной психологии. Основное внимание, как и в предыдущих изданиях, уделяется фундаментальным принципам социального мышления, социального влияния и социального поведения в том виде, в каком они сформулированы на основании результатов тщательно проведенных экспериментальных исследований . В надежде расширить наши представления о той единой семье, которая зовется человечеством, я стремился проиллюстрировать эти принципы транснациональными примерами.

Чтобы облегчить читателям изучение этой книги, я вновь разделил каждую главу на три или четыре не очень объемных раздела. Каждому разделу предпослан небольшой анонс, а завершает его резюме, систематизирующее содержание раздела и подчеркивающее ключевые концепции.

Веря, как и Торо, в то, что «обо всем живом можно просто и естественно написать понятным языком», я, работая над каждым параграфом, стремился к созданию как можно более увлекательного и полезного учебника. Благодаря новому художественному оформлению книги рисунки и фотографии приобрели бо льшую выразительность. Как и в предыдущем издании, в конце книги приводится глоссарий, в котором расшифровываются термины, использованные в ходе изложения.

Хотя на обложке этой книги стоит только одно имя, на самом деле в её создании участвовал большой коллектив ученых. Несмотря на то, что никто из них не несет никакой ответственности за написанное мною и на то, что не все они и не во всем согласны со мной, их замечания и предложения, бесспорно, пошли мне на пользу.

Дэвид Майерс «Социальная психология»

(David G. Myers «Social Psychology», 7th ed., 2002)

Эта книга, одновременно строго научная и человечная, наполнена фактами и интригующей информацией, что делает её чтение не только познавательным, но и увлекательным. В ней описаны фундаментальные принципы социального мышления, социального влияния и социального поведения, а также разнообразные эксперименты и последние исследования. Книга будет полезна не только психологам, но и социологам, философам, политологам.

Содержание

Предисловие

Глава 1. Введение в социальную психологию

Социальная психология и смежные дисциплины

Социальная психология и человеческие ценности

Феномен «Так я и знал!»: можно ли поставить знак равенства между социальной психологией и здравым смыслом?

Как работают социальные психологи

Часть I. Социальное мышление

Глава 2. Я в социальном мире

Я-концепция: кто Я?

Осознанный самоконтроль

Предрасположение в пользу своего Я

Самопрезентация

Глава 3. Социальные убеждения и суждения

Как мы объясняем поступки окружающих

Конструирование интерпретаций и воспоминаний

Как мы судим об окружающих

Самореализующиеся убеждения

Глава 4. Поведение и установки

Определяют ли установки поведение

Определяет ли поведение установки?

Почему поступки влияют на установки

Часть II. Социальное влияние

Глава 5. Гены, культура и гендер

Природа человека и культурные различия

Гендерные различия и сходства

Эволюция и гендер: делать то, что предначертано природой?

Культура и пол

Глава 6. Конформизм

Классические исследования

Когда проявляется конформизм?

Почему проявляется конформизм?

Кто проявляет конформизм?

Сопротивление социальному давлению

Глава 7. Убеждение

Способы убеждения

Слагаемые убеждения

Примеры исследований в области убеждающего воздействия: как секты вербуют сторонников

Сопротивление убеждению: прививка установок

Глава 8. Влияние группы

Что такое группа

Социальная фасилитация

Социальная леность

Деиндивидуализация

Групповая поляризация

Огруппленное мышление

Влияние меньшинства

Часть III. Социальные отношения

Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим

Природа и власть предрассудков

Социальные источники предрассудков

Эмоциональные источники предрассудков

Когнитивные источники предрассудков

Глава 10. Агрессия: причинение вреда другим

Что такое агрессия?

Теории агрессии

Факторы, провоцирующие агрессию

Ослабление агрессии

Глава 11. Влечение и близость, дружба и любовь

Дружба

Любовь

Поддержание близких взаимоотношений

Завершение отношений

Глава 12. Альтруизм: помощь другим

Почему люди помогают друг другу?

Когда мы помогаем друг другу?

Кому мы помогаем?

Как сделать оказание помощи более распространенным явлением?

Глава 13. Конфликт и примирение

Конфликт

Примирение

Модули. Прикладная социальная психология

Модуль А. Социальная психология в клинике

Как клинические психологи выносят свои суждения

Социальное познание и проблемное поведение

Социально-психологический подход к лечению

Социальная поддержка и благополучие

Модуль Б. Социальная психология и правосудие

Показания свидетелей

Другие источники влияния на суждения

Присяжные как индивидуальности

Жюри присяжных как группа

Из лаборатории – в жизнь: настоящие жюри присяжных и их имитации

Модуль В. Социальная психология и надежное будущее

Глобальный кризис

Социальная психология материализма и умеренности

На пути к разумному потреблению

Глоссарий

Дэвид Дж. Майерс – профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации Американская психологическая ассоциация (9-е отделение) присудила ему премию Гордона Оллпорта. Его научные статьи опубликованы более чем в двух десятках журналов. Д. Майерс – редактор-консультант журналов Journal of Experimental Social Psychology и The Journal of Personality and Social Psychology , автор десятков книг, в том числе научно-популярных.

Предисловие

Когда мне впервые предложили написать этот учебник, я представил себе книгу, которая должна быть одновременно строго научной и человечной, наполненной проверенными фактами и интригующей. Она должна рассказывать о социальной психологии не менее увлекательно, чем репортер-криминалист рассказывает о каком-либо расследовании, а для этого в ней должны быть как обобщенные результаты самых последних исследований важнейших социальных явлений, так и сведения о том, как ученые изучают и интерпретируют их. Материал должен быть изложен достаточно полно, но он также должен и стимулировать мышление студентов – их готовность вникать в суть проблем, анализировать их и соотносить принципы науки с тем, что происходит в реальной жизни.

Как же автор должен отбирать материал для «достаточно полного» вводного учебника в ту дисциплину, которой занимается? Материал, который воспринимался бы как цельное повествование, но при этом не отпугивал бы своей громоздкостью, потому что его можно усваивать и по частям? И я решил представить те теории и данные, которые, с одной стороны, вполне доступны рядовому студенту, а с другой – не освещаются в иных курсах по социологии или психологии, и при этом обратить основное внимание на материал, который дает возможность изложить социальную психологию в духе интеллектуальной традиции, присущей гуманитарным наукам. Гуманитарное образование, которое обращается к шедеврам литературы и к величайшим достижениям философии и науки, развивает наше мышление, расширяет наш кругозор и освобождает нас от власти сиюминутного. Внести свой вклад в достижение этих целей может и социальная психология.

Лишь немногие из тех, кто в студенческие годы изучает психологию, становятся профессиональными психологами, едва ли не все избирают другие специальности. Сосредоточившись на аспектах этой науки, важных с гуманистической точки зрения, можно изложить её фундаментальное содержание таким образом, что она будет полезной всем студентам и окажет на них стимулирующее воздействие.

Социальная психология – это настоящий праздник идей! На протяжении всей истории человечества социальное поведение человека научно изучалось лишь в течение одного века, того самого, который недавно завершился. Если принять во внимание, что мы находимся лишь в самом начале пути, можно сказать, что достигнутые результаты делают нам честь. Мы обогатились важными сведениями об убеждениях и иллюзиях, о любви и ненависти, о конформизме и независимости.

Хотя многое в поведении человека ещё остается загадкой, социальная психология уже сегодня может частично ответить на многие интригующие вопросы:

– Станут ли люди вести себя по-другому, если они сначала воспримут новые установки? Если да, то какой способ убеждения наиболее эффективен?

– Почему люди иногда помогают, а иногда причиняют вред друг другу?

– Как возникают социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы его участники разжали кулаки и пожали друг другу руки?

Ответы на эти вопросы – а именно в этом и заключается моя миссия как автора данной книги – позволяют нам лучше понять самих себя и те социальные силы, которые воздействуют на нас.

Как построен учебник?

Изложение основного курса предваряет отдельная глава, которая знакомит читателя с методами социально-психологических исследований. Она также предупреждает студентов о том, что результаты, уже ставшие известными, могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, и о том, что собственные нравственные ценности социальных психологов проникают в изучаемую ими науку. Задача, которую ставил перед собой автор, работая над этой главой, заключалась в том, чтобы подготовить студентов к восприятию изложенного в остальных главах.

Книга построена в соответствии с приведенным в ней определением социальной психологии как науки о том, как люди думают друг о друге (часть I), влияют друг на друга (часть II) и относятся друг к другу (часть III).

Часть I посвящена социальному мышлению , т. е. тому, как мы воспринимаем самих себя и окружающих. В ней приводится оценка точности наших впечатлений, интуиции и объяснений.

В части II рассматривается социальное влияние . Отдавая должное культурным источникам наших установок и изучив природу конформизма, убеждения и огруппленного мышления, мы можем лучше понять воздействующие на нас скрытые социальные силы.

Часть III посвящена проявлениям как негативных, так и позитивных социальных отношений (в форме установок и поведения). Она построена таким образом: рассказу об агрессии предшествует изложение материала о предрассудках, а рассказу об альтруизме – материал о взаимных склонностях людей; завершается она рассмотрением динамики конфликта и его разрешения.

О практическом использовании результатов социально-психологических исследований рассказывается как в каждой главе, так и в отдельной главе «Прикладная социальная психология», состоящей из трех самостоятельных модулей: «Социальная психология в клинике», «Социальная психология и правосудие» и «Социальная психология и надежное будущее».

В этом издании, так же как и в предыдущем, большое внимание уделено различным культурам, в чем можно убедиться, в частности, на примере главы 6, в которой рассказывается о роли культурных традиций; об этом же свидетельствует и использование во всех главах книги результатов исследований, проведенных в разных странах. Все авторы – дети своей культуры, и я не исключение. И все же благодаря знакомству с мировой психологической литературой, переписке с исследователями, живущими в разных уголках земного шара, и поездкам за границу у меня появилась возможность представить читателям из разных стран мир социальной психологии. Основное внимание, как и в предыдущих изданиях, уделяется фундаментальным принципам социального мышления, социального влияния и социального поведения в том виде, в каком они сформулированы на основании результатов тщательно проведенных экспериментальных исследований . В надежде расширить наши представления о той единой семье, которая зовется человечеством, я стремился проиллюстрировать эти принципы транснациональными примерами.

Чтобы облегчить читателям изучение этой книги, я вновь разделил каждую главу на три или четыре не очень объемных раздела. Каждому разделу предпослан небольшой анонс, а завершает его резюме, систематизирующее содержание раздела и подчеркивающее ключевые концепции.

Веря, как и Торо, в то, что «обо всем живом можно просто и естественно написать понятным языком», я, работая над каждым параграфом, стремился к созданию как можно более увлекательного и полезного учебника. Благодаря новому художественному оформлению книги рисунки и фотографии приобрели бо льшую выразительность. Как и в предыдущем издании, в конце книги приводится глоссарий, в котором расшифровываются термины, использованные в ходе изложения.

Хотя на обложке этой книги стоит только одно имя, на самом деле в её создании участвовал большой коллектив ученых. Несмотря на то, что никто из них не несет никакой ответственности за написанное мною и на то, что не все они и не во всем согласны со мной, их замечания и предложения, бесспорно, пошли мне на пользу.

В книге сохранены многие из тех полезных замечаний и усовершенствований, которые были сделаны консультантами и рецензентами первых шести изданий. И я искренне признателен каждому из них.

Неоценимую помощь оказали мне Hope College (штат Мичиган) и University of St. Andres (Шотландия). Благодаря людям, работающим в этих учебных заведениях, и царящей в них обстановке я получил удовольствие от самого процесса «вынашивания» «Социальной психологии». В Hope College поэт Джек Ридл помог мне обрести ту интонацию, которую вы услышите, когда начнете читать эту книгу, а Кэти Адамски вновь вложила в нее свою доброжелательность и секретарский талант. Филлис и Рик Вандервельде справлялись со всеми рисунками исключительно профессионально и быстро. Кэтрин Браунсон, Дженнифер Хюбер и Рейчел Браунсон работали над библиографией, корректурой и выполняли всю канцелярскую работу. Кэтрин Браунсон, кроме того, работала над созданием новой рубрики «Социальная психология в моей работе», ею выполнена и бо льшая часть такого неблагодарного труда, как составление авторского указателя и постраничная сверка ссылок.

Если бы не издательство McGraw-Hill в лице Нельсона Блэка, мне в голову никогда не пришла бы идея написать учебник. Элисон Меершаерт руководила версткой первого издания. Ребекка Хоуп и Шарон Гири помогли мне составить план седьмого издания и учебных пособий, являющихся приложением к нему. Руководитель проекта Сьюзн Браш, при активном участии редактора Лори Бэрон, терпеливо руководила процессом превращения рукописи в готовую книгу.

Я искренне благодарю всех, кто помогал мне и поддерживал меня. Сотрудничество с ними превратило создание этой книги в приятное и увлекательное занятие.

Дэвид Дж. Майерс


Глава 1. Введение в социальную психологию

Социальная психология и смежные дисциплины
Социальная психология и человеческие ценности
Феномен «Так я и знал!»: можно ли поставить знак равенства между социальной психологией и здравым смыслом?
Как работают социальные психологи
Часть I. Социальное мышление
Глава 2. Я в социальном мире

Я-концепция: кто Я?
Осознанный самоконтроль
Предрасположение в пользу своего Я
Самопрезентация
Глава 3. Социальные убеждения и суждения
Как мы объясняем поступки окружающих
Конструирование интерпретаций и воспоминаний
Как мы судим об окружающих
Самореализующиеся убеждения
Глава 4. Поведение и установки
Определяют ли установки поведение
Определяет ли поведение установки?
Почему поступки влияют на установки
Часть II. Социальное влияние
Глава 5. Гены, культура и гендер

Природа человека и культурные различия
Гендерные различия и сходства
Эволюция и гендер: делать то, что предначертано природой?
Культура и пол
Глава 6. Конформизм
Классические исследования
Когда проявляется конформизм?
Почему проявляется конформизм?
Кто проявляет конформизм?
Сопротивление социальному давлению
Глава 7. Убеждение
Способы убеждения
Слагаемые убеждения
Примеры исследований в области убеждающего воздействия: как секты вербуют сторонников
Сопротивление убеждению: прививка установок
Глава 8. Влияние группы
Что такое группа
Социальная фасилитация
Социальная леность
Деиндивидуализация
Групповая поляризация
Огруппленное мышление
Влияние меньшинства
Часть III. Социальные отношения
Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим

Природа и власть предрассудков
Социальные источники предрассудков
Эмоциональные источники предрассудков
Когнитивные источники предрассудков
Глава 10. Агрессия: причинение вреда другим
Что такое агрессия?
Теории агрессии
Факторы, провоцирующие агрессию
Ослабление агрессии
Глава 11. Влечение и близость, дружба и любовь
Дружба
Любовь
Поддержание близких взаимоотношений
Завершение отношений
Глава 12. Альтруизм: помощь другим
Почему люди помогают друг другу?
Когда мы помогаем друг другу?
Кому мы помогаем?
Как сделать оказание помощи более распространенным явлением?
Глава 13. Конфликт и примирение
Конфликт
Примирение

Модули. Прикладная социальная психология
Модуль А. Социальная психология в клинике
Как клинические психологи выносят свои суждения
Социальное познание и проблемное поведение
Социально-психологический подход к лечению
Социальная поддержка и благополучие
Модуль Б. Социальная психология и правосудие
Показания свидетелей
Другие источники влияния на суждения
Присяжные как индивидуальности
Жюри присяжных как группа
Из лаборатории - в жизнь: настоящие жюри присяжных и их имитации
Модуль В. Социальная психология и надежное будущее
Глобальный кризис
Социальная психология материализма и умеренности
На пути к разумному потреблению
ГЛОССАРИЙ


Exploring Social Psychology

Изучаем социальную психологию

Дэвид Майерс - психолог с мировым именем. Книга Майерса представляет собой шедевр преподавательского искусства: в увлекательной форме читатель знакомится с наукой о человеческом поведении в обществе, быстро и надежно запоминает понятия, факты, теории, изучает методы и эксперименты. Академический курс социальной психологии, изложенный в этой книге, усваивается эффективно и легко.

Дэвид Майерс (David G. Myers) - профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа. Он один из тех учителей, которых студенты сами называют «выдающимися». Майерс любит преподавать, и этой страстью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он публикует статьи в двадцати журналах и написал сам и в соавторстве около десятка популярных книг - среди них «The Pursuit of Happiness» (Avon, 1993) и «The American Paradox» (Yale University Press, 2000).

Исследовательская деятельность Майерса получила высокую оценку: за труд по групповой поляризации девятая секция Американской психологической ассоциации присудила ему престижную премию Гордона Оллпорта. Научные статьи Майерса печатаются более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Science» и «American Psychologist». Онслужитнаукеикакредактор-консультантв «Journal of experimental Social Psychology» и «Journal of Personality and Social Psychology».

В свободное от преподавания и научной работы время Дэвид Майерс возглавляет Комиссию по гуманитарным связям в своем родном городе, с его помощью основан городской Центр общественного содействия, оказывающий поддержку малоимущим семьям; лекции ученого звучат в многочисленных университетских и религиозных аудиториях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два сына и дочь.

Предисловие к русскому изданию

Отрадной тенденцией последнего времени для тех, кто учится в высшей школе, и для тех, кто преподает там, является выход в свет отечественных изданий зарубежных учебников, широко известных во многих странах. К разряду именно таких работ принадлежит данная книга Дэвида Майерса. Это имя, несомненно, знакомо читателю, интересующемуся социальной психологией. Публикация учебника Майерса «Социальная психология», осуществленная несколько лет тому назад в Санкт-Петербурге, была первым отечественным изданием подобного рода. Предлагаемая вашему вниманию новая работа Майерса «Изучаем социальную психологию» («Exploring Social Psychology») также представляет собой учебник по данной дисциплине. Однако следует подчеркнуть, что это во многом другая книга.

Чем же отличается этот труд Майерса от того, который уже, может быть, знаком нашему читателю? Первое, что бросается в глаза при сравнении, - данный учебник раза в два меньше по объему, чем предыдущая книга Майерса. И это, несомненно, способно порадовать любого студента в период подготовки к экзамену. Но не это главное.

Специфическая обязанность настоящей книги заключается в ее форме. Прежний, почти 700-страничный (в отечественном издании) учебник Майерса не только «сжат», но переструктурирован в серию написанных живым, далеким от наукообразности языком небольших разделов. При этом полностью подтверждается известное положение: настоящий профессионал может рассказывать о предмете своего интереса сколь угодно долго и, наоборот, сколь угодно кратко. Все зависит от конкретной ситуации.

Каковы же еще характерные особенности данного учебника? Необходимо отметить, что его автор является психологом по своему образованию и в течение многих лет преподает различные психологические дисциплины. Почему это важно? Напомним читателю, что с начала XX века социальная психология стала развиваться в рамках двух отраслей научного знания - психологии и социологии. Различные представители и одной и другой науки включают (до сих пор) социальную психологию в «свою» систему знаний. Поэтому социальная психология как наука приобретает соответствующий «акцент» в зависимости от того, психологический или социологический фундамент лежит в основе исследовательского анализа. В данном случае Майерс выступает как последовательный психолог, в центре внимания которого находится не социум (как у социолога), а именно человек, оказывающийся в различных ситуациях и подвергающийся влиянию этих ситуаций. Содержание данной книги достаточно полно охватывает основную проблематику современной американской социальной психологии. Здесь рассматриваются не только исследования, признанные классическими и оказавшие большое воздействие на последующее развитие науки, но и работы последнего времени, расширяющие горизонт социально-психологического знания. Таковы, например, исследования гендерных проблем, различных сторон любви и счастья.

Поскольку социальная психология является гуманитарной наукой, то всегда имеет значение собственная позиция автора по вопросам взаимосвязи личности и общества. Вывод, к которому приходит Майерс на последней странице своей книги, состоит в том, что «мы сами являемся творцами наших социальных миров». В дополнение этой мысли он подчеркивает, что именно мы сами «морально ответственны за то, как используем дарованную нам свободу». Материалы исследований, представленные в новой книге Майерса, так или иначе подтверждают данные выводы. С полным основанием можно сказать, что учебник Майерса не только обогащает читателя новыми знаниями, но и несет определенную гуманистическую мораль, подчеркивая ценность каждой личности, ее роль и ответственность в ситуации выбора.

Автору настоящего предисловия доставляет особое удовольствие рекомендовать эту книгу нашим читателям еще потому, что он имеет честь состоять вместе с профессором Майерсом в одной и той же научной организации SPSSI (The Society for the Psychological Study of Social Issues) - Обществе психологического исследования социальных проблем. В руководящем составе этого общества, которое основал в 1936 г. в США Курт Левин, Дэвид Майерс работает давно и весьма плодотворно.

В заключение отметим, что учебник Майерса привлекает не только богатым исследовательским материалом, но и четкой формой, логикой аргументации, ярким языком, который не потускнел благодаря хорошему переводу. Данная книга может быть интересна как студентам, аспирантам, начинающим психологам, так и многоопытным специалистам. Каждая категория читателей найдет здесь много полезного для себя. Новая книга профессора Майерса, несомненно, займет достойное место в ряду учебных изданий по социальной психологии.

А. Л. Свенцицкий

профессор, заведующий кафедрой социальной психологии

Санкт-Петербургского государственного университета

Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.

Предисловие

Несомненно, социальная психология - это академическая дисциплина со своей историей, героями, теориями, методиками и жаргоном. Но в лучших своих проявлениях эта наука изучает душу общества и держит руку на пульсе всего человечества. В последние годы она постепенно выходит на центральные позиции. Прежде на социальную психологию смотрели как на второстепенную диковину, скорее более близкую к культурной антропологии, чем к практичной и разносторонней экспериментальной психологии - той, что с гордым клеймом «сделано в США» доминировала в психологии по крайней мере до 60-х годов. И если когнитивная психология вернула в науку понятие человеческого сознания, то социальная психология погрузила людей в исполненный значения живой социальный контекст. Когда в других областях психологии ученые также осознали, что для понимания закономерностей мышления, чувств и действий человека важно знать его социальное окружение и межличностную динамику, то и там в исследования начали включать социальные аспекты. В итоге мы имеем социальное познание, социальное научение, социальную эволюцию, социальную теорию личности и множество других пограничных дисциплин, обогащающих наше понимание человеческой сущности. И хотя мы традиционно привыкли говорить, что фокусом психологических исследований является отдельная личность, картина становится куда более захватывающей, если человека рассматривать как часть сложной социальной ткани.