Сюжетно ролевая игра научная лаборатория. Конспект сюжетно-ролевой игры «Изобретатели» старший дошкольный возраст. Сюжетно-ролевая игра: дежурный уголок

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ»

«Игра ребенка не есть простое воспоминание о
пережитом, а творческая переработка пережитых
впечатлений, комбинирование их и перестроение
из них новой действительности, отвечающей
запросам и влечениям самого ребенка».
Л.С. Выготский.

Одной из интересных ярких и творческих игр детей мы считаем должна стать игра «Центр здоровья». Она является доступной для детей дошкольного возраста, так как с рождения у ребенка заложен генетически неосознанный интерес к профессии врача, к самому себе, к своим частям тела, органам и их функциям. Психологически маленький ребенок уже готов играть в игру, но в силу недостаточности жизненного опыта и знаний он не может развернуть достаточно яркую, последовательную сюжетную линию.
Сюжетно – ролевая игра «Центр здоровья» - творческая игра, свободная от регламентации, игра, которая позволяет ребенку выразить свои фантастические желания, свои мечты. Здесь ребенку открывается широкий простор для проявлений творчества, активности и смекалки, фантазии, любознательности, для самореализации. Сделать это могут дети старшего дошкольного возраста.
В этой игре ребенок не только отражает реальную жизнь, но и перестраивает её, эта игра имеет и развивающее значение. Здесь в комплексе можно решить задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей.
Данная игра требует от ребенка полноценных знаний об окружающем мире, о своем организме, о строении своего тела, органах, о способах их лечения, о лекарственных травах и медикаментах. В процессе игры ребенок уточняет и закрепляет знания о профессии врача, фармацевта, физиотерапевта, о работе скорой помощи, МЧС. Кроме того, эта игра учит детей успешно жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Здесь развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за свои действия, коммуникативные качества.
Игра «Центр здоровья» нацелена на воспитание любви к ближнему, сочувствие к больному человеку, доброе и ласковое отношение к ним.
Проблема выбора детьми тематики игр стоит очень остро. Недостаточное оснащение атрибутами, неполный объем знаний и не совершенное создание условий приводит к тому, что детские сюжетно – ролевые игры становятся однообразными и скудными по тематике и развитию сюжетных линий, ограничиваясь играми в семью, в школу, в больницу, в детский сад.
Данные методические рекомендации к игре «Центр здоровья» помогут воспитателям и педагогам ДОУ использовать их в своей работе, разнообразить и обогатить содержание игры, за счет внедрения ролей врачей – специалистов узкого профиля: лор- врач, окулист, хирург,стоматолог и т.д.

Цели и задачи игры
1. Познакомить детей с понятиями «здоровье», «медицина».
На этой основе дать детям возможность реализовать свои потребности, интерес к данной теме через развитие игрового сюжета «центр здоровья».
2. Расширять знания детей о здоровье человека, влияния образа жизни на состояние здоровья, об особенностях функционирования организма.
3. Развивать игровой опыт ребенка через обогащение его впечатлений о социальном мире, труде взрослых (врача, медицинской сестры, фармацевта, спасателей МЧС и др.).
4. Активизировать фантазию, речевое общение и творческое воображение в создании новых сюжетных линий.
5. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
6. Способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы возрастного развития игры «Центр здоровья»

Словарный минимум
Профессии:
Главный врач, врач, медицинская сестра, педиатр, терапевт, хирург, окулист, отолоринголог, стоматолог, кардиолог, аллерголог, массажист, санитарка, лаборант, косметолог, невропатолог, фармацевт, провизор.
Орудия труда:
Медицинские инструменты, шприц, скальпель, фонендоскоп, щипцы, градусник, вата, марля, бинты, шпатели, молоточек, лейкопластырь, грелка, тубусный кварц, капельница, пробирки, тонометр, весы, ростомер.
Дополнительные профессионально-значимые понятия:
Температура, ангина, отит, ОРЗ, ОРВИ, гипс, травма, рана, травмпункт, насморк, кашель, головная боль, зубная боль, кариес, озноб, головокружение, насморк, перелом, солнечный удар, ожог, анализ, процедурный кабинет, флюрография, рентген, ЭКГ, УЗИ, пломба, операция, справка, больничный лист, рецепт, карточка, направление, госпитализация.
Название трудовых действий:
Лечит, взвешивает, оперирует, перевязывает, осматривает, направляет, принимает, выписывает, ведет прием, наблюдает, слушает, ставит диагноз, измеряет давление, исследует, изучает, спасает, проверяет, делает уколы, делает массаж, накладывает гипс.

Этапы разработки и проведения проекта сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья»
1. Постановка целей игры, наличие мотивации.
2. Вовлечение детей в решение этой проблемы (обозначение «детской» цели).
3. Создание плана игры (на основе поддержки детей).
4. Обсуждение плана с детьми.
5. Творческий поиск (сбор информации, материала).
6. Проведение основных мероприятий, предварительная работа - занятия, наблюдения, игры и т.д.
7. Домашние задания родителям.
8. Самостоятельная творческая работа с детьми.
9. Презентация проекта (КВН, праздник, открытое занятие, составление альбомов).
10. Результат работы - сюжетно-ролевая игра «Центр здоровья» - организованная, длительная игра.

Примерные игровые действия:
1. Приход в поликлинику, регистратура;
2. Прием у врача;
3. Выписка лекарства;
4. Вызов «Скорой помощи»;
5. Госпитализация, размещение в палате;
6. Назначение лечения;
7. Обследования;
8. Посещение больных;
9. Выписка.

Варианты и сюжеты игры «Центр здоровья» (новые сюжетные линии)
1. Лечение в санатории.
2. Наступил праздник «День медицинского работника».
3. Косметологическая лечебница.
4. Научно-медицинская лаборатория.
5. МЧС.
6. Туризм.

Роли в игре
Врачи – 6 человек:
Педиатр
Окулист
Лор – врач
Хирург
Кардиолог
Физиотерапевт
Медицинская сестра в регистратуре – 1 человек
Фармацевт – 1 человек
Медицинская сестра в фитобаре – 1 человек
Процедурная медсестра – 1 человек
Лаборант – 1 человек
Санитары на скорой помощи – 2 человека
Врач скорой помощи – 1 человек
Водитель скорой помощи – 1 человек
Пациенты – 5 и более человек

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья»
Регистратура
1. Ширма «Регистратура»
2. Халат, шапочка медсестры
3. График работы врачей
4. Направления к врачам – специалистам
5. Карточки
6. Журнал
7. Больничные листы
8. Печать
9. Телефон.
10. Бейджики для врачей
Хирург
1. Халат, шапочка.
2. Журнал врача – хирурга
3. Бланки для рецептов
4. Операционный стол
5. Медицинский столик хирурга
6. Медицинские инструменты: капельница, шприцы, ножницы, вата, молоточек, бинты, лейкопластырь, скальпель, зажим, пинцет
7. Ширма «Изолятор»
8. Кроватка
9. Простыни
10. Одеяло
Окулист
1. Халат, шапочка.
2. Журнал врача – окулиста
3. Бланки для рецептов
4. Таблица букв
5. Таблица рисунков
6. Набор «Оптика»
7. Глазок окулиста.
Аптека
1. Ширма «Аптека»
2. Халат, шапочка фармацевта
3. «Лекарства»
4. Телефон
Лор
1. Халат, шапочка
2. Журнал лор - врача
3. Бланки для рецептов
4. Шпатели
5. Глазок лор - врача
6. Трубочки
7. Трубка
Педиатр
1. Халат, шапочка
2. Ростомер
3. Весы
4. Пеленальный стол
5. Сантиметр
6. Журнал педиатра
7. Бланки для рецептов
8. Шпатели
9. Градусники
10. Фонендоскоп
11. Тонометр
Кардиолог
1. Халат, шапочка
2. Журнал врача – кардиолога
3. Бланки для рецептов
4. Медицинский столик ЭКГ
5. Медицинские инструменты
6. Кушетка
7. Простыня
Физиотерапевтический кабинет
1. Халат, шапочка
2. Журнал физиотерапевта
3. Бланки для рецептов
4. Тубусный кварц
5. Кушетка
6. Простыни
7. Тренажеры
Процедурный кабинет
1. Халат, шапочка процедурной медсестры
2. Журнал медицинской сестры
3. Медицинские инструменты: инструменты для забора крови, пробирки, ватные тампоны, шприцы, ножницы, бинты, лейкопластырь, пинцет, груша, градусник, грелка
4. Мыло
5. Полотенце
6. Простыни
Фитобар
1. Барная стойка
2. Кислородная коктейлерная
3. Миксер для взбивания коктейля
4. Набор лекарственных трав
5. Чайник
6. Чайный сервис
7. Стаканчики
8. Трубочки
9. Муляжи фруктов
10. Муляж «Кумыс»
11. Муляжи коктейлей
Скорая помощь
1. Машина «Скорая помощь»
2. Чемоданчик с медикаментами для скорой помощи и МЧС
3. Носилки
4. Телефон
5. Рация
6. Журнал скорой помощи

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Младший дошкольный возраст

ЗАДАЧИ:
Учить детей:
- умению принять на себя игровую роль и обозначить её для партнера;
- умению осуществлять специфичные для роли условные предметные действия;
- умению войти в образ и удержаться в нем определённое время;
- умению изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; умению менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета;
- умение развертывать ролевой диалог.
Приучать к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения.
Развивать речь, обогащать словарь детей.
Поддерживать стремление узнавать больше о профессии врача.
Побуждать детей заботиться о своем здоровье.
Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1 БЛОК Познавательное развитие и развитие речи
1. Чтение произведений:
«Петушок и бобовое зернышко» рус. нар. сказка (в обр. О. Капицы), К. Чуковский «Айболит».
2. Рассматривание иллюстраций по врачебной тематике: картины с изображением врачей, медицинского персонала, медицинского оборудования, медикаментов; обратить внимание на труд врача - чем занимается, обозначить виды деятельности, профессии.
3. Отгадывание двигательных загадок типа: «Что я делаю?» (забинтовываю, делаю укол, слушаю и пр.)
4. Разрешение проблемных ситуаций на основе незатейливых историй: «Таня простудилась», «Кукла заболела».
5. ТРИЗ - используя компонентный подход системного анализа рассмотреть системные свойства больницы (надсистема - система - подсистема).
6. Занятие.
«Рассказывание о работе врача».
Программное содержание: учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ о работе врача; обобщить знания детей о профессии «врач».
7. Организация ежедневных ролевых диалогов (1-2ребёнка) по типу: «Разговор по телефону» - Я как будто главный врач. Я звоню и узнаю, как работают врачи. Чем из атрибутов они пользуются? Что им нужно для работы ещё? и т.п.
8. Знакомство детей с игровыми атрибутами и показ профессиональных действий с ними: (внешние знаки: халат врача, колпак, фонендоскоп, шпатель, градусник, шприц, бинт, лекарство, тонометр, вата и т.д.)
9. Рассказы воспитателя о том, как она будучи совсем маленькой играла в "больницу". «Я надевала мамин белый халат и очки, ставила рядом стол и два стула, для врача и пациента. А ещё у меня был чемоданчик с инструментами (шприцем, фонендоскопом, бинтом, ватой, молоточком, градусником, шпателем). Я очень любила лечить своих кукол и родителей.
10. Познавательные опыты:
- наблюдение за работой врача и медсестры в мед. кабинете.

II БЛОК Художественно-продуктивная деятельность
Рисование и аппликация: «Витамины»
Программное содержание: познакомить детей со свойствами и значением витаминов в жизни людей, продолжать учить рисовать округлые предметы и закрашивать их.

III БЛОК Трудовая деятельность
Совместная с родителями поделка атрибутов для игры в домашних условиях.

IV БЛОК Игровая деятельность
1. Дидактическая игра «У Ляли болят зубы» упражнять в четком произношении звукоподражательных слов, звука [О].
2. Дидактическая игра «Найди предмет по описанию». Задача: Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить описывать предмет, не называя его. (А. К. Бондаренко, «Дидактические игры в детском саду»).
4. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
5. Сюжетно-дидактическая игра «Больница» углублённое ознакомление с трудом врача; развитие умений действовать с предметами.

V БЛОК Развлечения
Кукольный театр
К. Чуковский «Айболит» (инсценировка отрывка) - показ способа действия с игрушками и игровыми материалами.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»
Ролевые атрибуты:
1. Кукла Врач
2. Набор медицинских инструментов
3. Муляжи медикаментов
4. Белый халат и шапочка врача
5. Куклы-пациенты
Роли в игре:
1. Врач
2. 1 -я семья мама и дочка
3. 2-я семья папа и сын
Варианты, сюжеты игры
Врач ведет приём.
В больницу заходит мама с дочкой.
Дочка стонет: «О-о-о».
Мама: У меня заболела дочь.
Врач: А что у неё болит?
Мама: У неё болит голова.
Врач: Сейчас мы полечим голову, и дочка ваша престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у неё болит горлышко. Давайте измерим температуру (ставит градусник). И температура у неё высокая. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете?
Дочь: Спасибо, хорошо (смеется).
Врач: Вот она и здорова, смеется.
В больницу заходит папа с сыном.
Сын плачет: «А-а-а».
Врач: Здравствуйте. Что с вами случилось?
Папа: У меня заболел сын.
Врач: А что у него болит?
Папа: У него болит зуб.
Врач: Сейчас мы полечим зуб, и сынок ваш престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у него болит зуб. Давайте измерим температуру (ставит градусник). А температура у него нормальная. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете?
Сын: Спасибо, хорошо (смеется).
Врач: Вот он и здоров, смеется. До свидания.
Папа и сын: До свидания.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Планирование воспитательно-образовательной работы)
Старший дошкольный возраст

ЗАДАЧИ:
Развивать умения совместного комбинирования разнообразных событий. Стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.
Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, о труде врачей, о функционировании организма. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с их интересами и мнением; справедливо решать споры.
Продолжать работу по активизации и уточнению словаря, развитию речи. Активизировать детей на ролевые диалоги, развивая связную речь, вести работу по развитию творческого воображения.

Блок 1. «Познавательная деятельность»
1. Беседа «Что такое здоровье и как его сохранять»
Цель: Закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не навредить здоровью; развивать любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям.
2. Беседа о труде взрослых
Цель: Познакомить детей с профессией врача. Раскрыть ее значимость для общества. Раскрыть нравственные качества, характеризующие врачей. Вызвать уважительное отношение к профессии врача.
3. Экскурсии: в поликлинику, в регистратуру, в аптеку, в медицинский кабинет

4. Просмотр диафильмов, фильмов о медицине
Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
5. Чтение произведений: К.И. Чуковского «Айболит», отрывок из стихотворения «Кем быть» В. Маяковского, «На взморье» Я. Райниса (Отрывок «Кукла заболела»), «Наш доктор» А. Кардамовой
Цель: Продолжать знакомить детей с профессией врача.
6. Рассказ воспитателя о врачах, их деятельности
Цель: Расширять представления детей о врачах, их деятельности. Вызвать интерес к профессии врача.
7. Комплексное познавательно-физкультурное занятие «День здоровья»
Цель: Сформировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворить потребности детей в двигательной активности; закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.
8. Занятие «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить»
Цель: Закрепить понятие «Здоровье»; расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм.
9. Занятие «Скорая помощь»
Цель: Рассказать о профессии «врач»; познакомить детей с номером телефона «03»; научить вызывать «скорую медицинскую помощь», называя свое имя, фамилию и домашний адрес.
10. Занятие «Как устроено тело человека»
Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека.
11. Занятие «Как работает сердце человека»
Цель: Познакомить детей с назначением и работой сердца.
12. Занятие «Как мы дышим»
Цель: Познакомить детей с органами дыхания.
13. Занятие «Как движутся части тела»
Цель: Познакомить детей с назначением мышц, суставов, их ролью в строении тела человека.
14. Занятие «Микробы и вирусы»
Цель: Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях.
15. Занятие «Личная гигиена»
Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур.
16. Занятие «Здоровье и болезнь»
Цель: Научить детей бережно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, избегать ситуации, приносящие вред здоровью.
17. Занятие «Отношение к больному человеку»
Цель: Воспитывать чувство сострадания, соучастия к больным, немощным; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
18. Занятие «Витамины и полезные продукты»
Цель: Познакомить с понятием «витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
19. Занятие «Здоровая пища»
Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
20. Занятие «Спорт»
Цель: Познакомить детей с различными видами спорта, формировать понятие о здоровом образ жизни, о значении спорта для здоровья человека.

Блок 2. Трудовая деятельность

Cюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка начиная с 4-х летнего возраста. Дети готовы играть в сюжетно-ролевые игры бесконечно, тем более что поле для сюжетов — обширное. Все, что требуется от родителя и воспитателя — обеспечить ребенка соответствующую развивающую среду, которую ребенок сможет приспособить под выдуманные обстоятельства.

В игре детей среднего дошкольного возраста можно выделить несколько любимых тем.

Сюжетно-ролевая игра: МАГАЗИН

Магазин является одним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Дети могут исполнить роль продавца, покупателя, кассира, менеджера, поставщика продуктов – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в уголке магазина в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам.

Отдельная и очень важная функция, которую позволяет реализовать сюжетно-ролевая игра в магазин – это обучение счёту и усвоение основных экономических понятий и представлений о финансово-денежных отношениях. Для того чтобы это стало возможным, плюс к прочим игрушкам необходимо приобрести такие игрушки, как кассовый аппарат и, обязательно, игрушечные деньги.

Считая деньги, ребёнок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Именно финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает её такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.

Сюжетно-ролевая игра: ПАРИКМАХЕРСКАЯ

Салон красоты или парикмахерская есть в обязательном порядке в каждой группе детского сада. Как правило приобретается детская мебель и заполняется всеми необходимыми аксессуарами. Приобретенные игрушки в магазине можно дополнять различными баночками из под шампуня, крема, ватными дисками, расческами, бигудями, зеркальцами с небьющимся стеклом и многим многим другим, что подходит под тема парикмахерской и салона красоты.

Важным элементом является — пелерина для клиента и фартук для сотрудника парикмахерской. Через эти предметы дети перевоплощаются в свои роли и начинают проигрывать их в сюжете. Несложные костюмы можно приобрести в специализированных магазинах для ДОУ или сшить самим.

Уголок Парикмахерской в детском саду — это островок женственности и красоты. Каждая девочка обратит на него внимание и будет играть там с большим удовольствием.

На фото вы видите «Набор Парикмахер» в который входит все необходимое: аксессуары из пластмассы, накидка парикмахера. Упакован он в розовый чемоданчик. Этот набор мы нашли в магазине «Детский сад»

Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ уголок

С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.

В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.

На фото набор под названием — Игровой набор Золушка №4. Его выпускает старинная фабрика пластмассовых игрушек «Совтехстром». Качество у игрушки хорошее, цена очень доступная!

Уголок для игры в БОЛЬНИЦУ

Одни из самых популярных сюжетов у детей — это поликлиника, больница, стоматологический кабинет. Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Игра в больницу — это неотъемлемая часть детского игрового досуга.

Как правило для организации уголка необходима специфическая мебель: детская кушетка и шкафчик с красным крестом. Если ент возможности организовать кушетку, то шкафчик должен быть обязательно. Что туда необходимо положить, я думаю, догадаться не сложно — муляжи медицинских инструментов, баночки, вату, бинт и другие предметы, которые у детей ассоциируются с больницей. Так же хорошо заготовить бланки для рецептов и назначений, которые будет выписывать ваш доктор. Наборы врача продаются в любом магазине, приобрести их не сложно и не дорого. Отличный и широкий выбор есть у «Полесья» от докторских тележек — до самых простых и бюджетных наборчиков.

Сюжетно-ролевая игра: НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Каждый возраст в жизни человека приносит нам новые открытия. Для дошкольника весь огромный окружающий мир полон загадок и секретов, и долг взрослых – всеми силами способствовать тому, чтобы познание окружающей действительности для ребёнка происходило в увлекательной игровой форме.

Уголок экспериментирования в детском саду откроет для детей двери в мир элементарных знаний из области физики, химии, биологии и других естественных наук.

Сила эксперимента в том, что он наглядно демонстрирует детям важнейшие законы природы в действии. Так как дошкольники ещё не обладают достаточно развитым абстрактным и логическим мышлением для того, чтобы постигать законы реальности по формулам и научным выкладкам, именно эксперимент для них становится проводником в мир действительно полезных и актуальных научных знаний, адаптированных к детскому восприятию.

На фото вы видите «Магнитный Жезл». Уникальное оборудование для детских садов, чтобы обьяснить силу магнита, его действия и другое. Это увлекательно, интересно и полезно! «Магнитные жезлы» — это иностранное оборудование, которое еще только сегодня начало появляться в детских садах.

Сюжетно-ролевая игра: БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ

Уголок мира в детском саду (или бюро путешествий) активно способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Для детей, которые никогда не были в других странах, бывает действительно сложно понять настоящие масштабы мира, и уголок путешественника с успехом решает эту проблему. Кроме того, игра в путешествие является сильнейшим стимулятором интереса к познанию окружающего мира. К тому же, в бюро путешествий можно организовать игровую программу по путешествию даже в космос или на дно океана.

Ещё одна уникальная функция уголка мира в детском саду – это возможность привязки его к изучению иностранных языков, что, несомненно, очень актуально. Для дошкольника, который изучает иностранный язык, важно ознакомиться не только с алфавитом и начальными правилами грамматики, но и познать культуру и традиции других стран, что также с успехом реализуется в пространстве уголка мира в детском саду.

На фото вы видите говорящий плакат «Живая география». С ним детям легче изучать и понимать природу нашей Земли. Это современное оборудование для дома и детского сада. На второй фото: Глобус Земли физический, д-250 мм.

Сюжетно-ролевая игра: ПОЧТА

Мы живём в эру господства информации.

Именно благодаря тому, что люди научились сообщаться между собой сквозь огромные пласты времени и многочисленные километры пространства, человечество смогло сделать огромный шаг в своём развитии.

Несмотря на то, что сейчас в мире информация уже способна передаваться с одного края земного шара на другой за доли секунды, мы не должны забывать о том, что всё началось с почты. И что, несмотря на современные технологии, эта область человеческой деятельности до сих пор функционирует и процветает.

Играя в почту, ребёнок в детском саду не только познакомится с увлекательными процессами обмена информацией, но и поймёт, насколько важны эти процессы.

Подписывая открытки и отправляя письма по почте, малыш не только обучится верно формулировать свои мысли и пожелания, но и поймёт, что, благодаря почте, на огромные расстояния могут передаваться не только тексты или изображения, но и человеческие эмоции и чувства.

На фото: детский сюжетно-ролевой костюм «Почта». В него входит фуражка, накидка и сумка с надписью «Почта». Это недорогой и практичный костюм. Он сделан из плащевки, поэтому легко моется.

Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР

Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.

Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.

Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях. Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая. Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.


На фото: вязанный пальчиковый театр, производитель ИП Никулина. Отличного качества! Персонажи легко одеваются на пальчик. Они связаны вручную. На втором и третьем фото: персонажи шагающего театра. Разработка российских производителей дидактического оборудования «Наивный мир». Пальцы вставляются в специальные петельки, которые пришиты к кукле сзади. Шевеля пальцами — вы шевелите ногами куклы. Очень интересная разработка. Наборы по сказкам и просто отдельные куклы продаются в специализированных магазинах для детских садов.

Сюжетно-ролевая игра: ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ МОТИВАМ

Народную игрушку от современной отличает одно – огромный опыт наших предков и их бесконечная мудрость, которая воплощается в каждом народном изделии.

Обратите внимание на то, что народная игрушка практически бессмертна – дети разных поколений играют с ними на протяжении сотен и тысяч лет, и никакие современные технологии не смогут оспорить и превзойти их эффективность.

Кроме того, мудрость народа наделяет игрушки огромным символизмом, который, несомненно, воспринимается детьми хотя бы на подсознательном уровне.

К примеру, матрешки символизируют святость материнства и продолжения человеческого рода, а причудливая русская народная декоративная роспись, которая украшает практически все народные игрушки, доносит до ребёнка сведения об устройстве мира, зашифрованные в визуальных и цветовых символах.

Таким образом, русская народная игрушка в детском саду – это большее, чем средство воспитания патриотизма. Это ещё и возможность передать детям опыт, накопленный людьми за огромный период времени.

На фото: наша традиционная развивающая игрушка — матрешка.

Сюжетно-ролевая игра: СПОРТ

Спорт и здоровый образ жизни – это то, что больше всего необходимо современным детям.

Сейчас, когда общество сталкивается со множеством проблем, таких как гиподинамия (недостаток движения) у детей и взрослых, проблема наркомании и алкоголизма, проблема неправильного питания – спорт является настоящим чудесным средством профилактики и искоренения этих негативных социальных явлений. Поэтому спортивный уголок в обязательном порядке должен присутствовать в каждом детском саду и в каждой семье.

Детство – чудесное время, когда человеческое тело ещё лёгкое, гибкое и послушное, когда у ребёнка ещё достаточно сил, энергии и желания вести активную деятельность, неважно, на свежем воздухе или в спортивном зале.

Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух.

На фото: дартс с липучками. Отличная интересная спортивная игра! Задача попадать в различные цифры на щитке с героями мультфильмов шариками с липучками. Шарики прилепают!

Ольга Пушкаревская
Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные исследователи в лаборатории соли»

КОНСПЕКТ ПО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ : «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ЛАБОРАТОРИИ СОЛИ » В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

Воспитатель : Боровских Ольга Александровна.

Цель :

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Помочь создать игровую обстановку с учетом игры , формировать умение ставить проблему, наблюдать, делать выводы.

Воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование :

Различные виды соли

Емкость для соли

Тарелочки с солью

Одноразовые стаканчики

Одноразовые ложечки

Лупы на каждого ребенка

Шапочки, нарукавники

Графин с водой

Фотографии соли

Салфетки

Предварительная работа :

Рассматривание картинок «лаборатория » , «лаборант »

Выращивание кристаллов о соли

1. Организационный момент

(воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психодинамику)

Воспитатель : собрались все дети вкруг

Я ваш друг и ты мой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Давайте, ребята, пожелаем друг другу и нашим гостям –скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Воспитатель : Ребята на нашем планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Хотите узнать, что это за вещество?

Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – мехами. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль в страну. А правил этой страной восточный султан. Отправился Иван к султану, чтобы продать ему соли . А султан про соль, ничего не слыхивал : во всем его государстве соли - то не ели . Поразмышлял султан, подумал, да и купил у Ивана соль.

Звучит музыка (входит Восточный султан)

Султан : дорогие ребята, купил я у Ивана-купца мешок белого вещества, ой, ведь даже названия не помню. Помогите мне разобраться, что это за вещество и для чего оно.

Воспитатель : Ребята, поможем султану?

Дети : да.

Воспитатель : а как же нам быть? Как помочь тебе, мы же и сами не знаем что это.

Султан : а я все принес в мешочке. (показывает мешочек с солью) .

Воспитатель : ребята, для того, чтобы разобраться, что у султана за вещество, предлагаю вам отправиться в лабораторию . В нашей лаборатории есть 4 разных отдела, в которых есть свои обязанности.

Давайте выберем кто кем будет в нашей лаборатории .

Разрешите мне быть заведующим научной лаборатории . (пояснение что он будет делать)

Теперь давайте решим, кто кем будет. Нам нужен помощник заведующего, исследователи и лаборанты .

А чтобы вам было не обидно, мы попросим нашего султана помочь выбрать роли.

Ну а какие же мы ученые без тренировки, предлагаю нам размяться.

Правую руку вверх,

Правую руку вниз.

Правой рукой потрясем

И повернемся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз.

Левой рукой потрясем

И повернемся кругом.

Правую ногу вперед,

Правую ногу назад.,

Правой ногой потрясем

И повернемся кругом.

Левую ногу вперед,

Левую ногу назад.

Левой ногой потрясем

И повернемся кругом.

Всем туловищем вперед,

Всем туловищем назад

Покрутись,повертись

И в исследователей превратись .

Воспитатель : Молодцы, вы прошли подготовку и можете отправиться в лабораторию . А для того чтобы нам приступить к работе, необходимо одеть специальную одежду и прикрепить бейджики и исследователей с именами и должностями.

Воспитатель : давайте вспомним правила поведения в ней.

Близко не подносить предметвы к глазам.

Без надобности ничего не брать в рот.

(проходим в лабораторию )

Воспитатель : ну что, ребята, вы готовы узнать, что за белое вещество у султана?

Дети : да.

Воспитатель : проходим в первый отдел под названием «свойства соли » .

Помощник заведующего : юные исследователи , обратите внимание, перед вами тарелки. Что мы видим?

Дети : это соль.

Султан : соль, а что такое соль?

Пом. зав : соль, это белое кристаллическое вещество

– прошу взять лупы и рассмотреть через нее соль.

Убедитесь (дети рассматривают) .

Дети : да, она похожа на маленькие кристаллики.

Пом. зав : а теперь наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте ее . Какая она на вкус?

Дети : соленая.

Султан : фу, фу и правда соленая.

Зав. пом : понюхайте, имеет ли она запах?

Дети : нет.

Зав. пом : можно сделать вывод, соль белая, соленая, не имеет запаха.

Султан : а соль что с неба сыпется или на деревьях растет? Откуда ее берут?

Воспитатель : ребята, давайте расскажем султану, как добывают соль.

Дети : ее добывают различными способами : добывают в море (фото) и на суше, в подземных шахтах (фото) .раньше соль добывали в ручную и это был очень тяжелый труд (фото, но в наше время при добычи соли используют специальные комбайны – солесосы (фото) .

Султан : как много интересного вы мне рассказали! Вот только я так и не понял, что с ней делать то надо?

Воспитатель : а для того, чтобы узнать, для чего её используют, нам нужно перейти во второй отдел «лабораторию пищевой продукции » .

Исследователь пищевой продукции : ребята, как вы думаете, для чего используют соль?

Дети : для приготовления пищи, засолки (сохранение) .

Исс. пищ. прод : соль, в качестве добавки к пище, вошла в наш рацион очень-очень давно. Ведь недаром в России дорогих гостей принято встречать «хлебом с солью» . Соль необходима всем людям.

И сейчас мы с вами проверим (нарезаны кусочки овощей с солью и без, дети пробуют) .

На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся добавить немного соли . Процесс очистки станет легче.

Султан : значит, соль нужна для приготовления пищи.

Воспитатель : ну и это еще не все. Ребята, давайте расскажем, а для чего же еще используют соль? Предлагаю пройти в третий отдел «химическая лаборатория »

Исс. хим. лаб : действительно, соль используют не только на кухне, но ее широко используют в быту. Как вы думаете, где ее применяют?

Дети : посыпают дороги (фото) .

Исс. хим. лаб : и сейчас мы проведем опыт со льдом и с солью.

Соль способна растопить лед. И мы это с вами проверим.

Берем кубики льда, кладем на тарелки и посыпаем их солью.

Что происходить?

Дети : лед тает.

Султан : никогда бы не догадался что такое возможно.

Исс. хим. лаб : всем известно, что при низкой температуре, когда холодно, вода замерзает. Вы со мной согласны?

Дети : да.

Исс. хим. лаб : а как вы думаете, соленая вода замерзнет?

Султан : конечно замерзнет.

Исс. хим. лаб : проверим? Поставим соленую и пресную воду в морозильную камеру и через некоторое время проверим (дети помогаю унести) .

Воспитатель : ребята, а ведь соль можно выращивать. Давайте расскажем Султану, как мы с вами выращивали кристаллы.

(рассказ детей) .

Султан : ничего не понял!

Воспитатель : ребята давайте, обыграем наш опыт с кристаллом? (обыгрывание опыта) .

Султан : как интересно : а вы знаете, что в моей стане есть море и оно очень соленое.

Воспитатель : я открою вам секрет, соленая вода способна выталкивать небольшие предметы. Давайте я вам покажу как это происходит (опыт с сырыми яйцами) .

Воспитатель : знаешь, Султан, соль просто необходима и растениям и животным, и конечно же человеку. Правда, ребята? А чтобы побольше узнать, мы с вами отправляемся в следующий отдел – «лаборатория здравоохранения » .

Исс.: в нашу лабораторию поступил вопрос , для чего нужна соль? Как сказали мои коллеги, соль применяют в приготовлении еды, сохранении пищи, используют в быту. Но соль просто необходима в лечении различных заболеваний. Существуют огромные солевые шахты (фото, куда люди ходят дышать соленым воздухом для лечения органов дыхания.

Так же соль используют для приготовления различных лекарств, таких как спрей «Аква Марис» для лечения насморка или солевым раствором полоскать горло. Также соль используют в косметологии. Добавляют в ванну. Берут с собой в баню. Это морская соль (фото) . (применение ванночки для рук) .

Но и чрезмерное употребление соли ведет к болезни , поэтому есть такая поговорка : «Соль друг-соль враг» .

Султан : да это не соль, а просто чудо природы!

Воспитатель : я думаю, наши стаканчики с опытом «пресная и соленая вода» уже готовы.

(Дети приносят стаканы)

Воспитатель : посмотрите, соленая вода не замерзла. А что произошло с пресной водой?

Дети : замерзла.

Воспитатель : молодцы, ребята, что помогли Султану.

Теперь ты понял, что же продал тебе Иван-купец?

Султан : да, это соль. Спасибо вам, ребята, за помощь. Теперь я буду дорожить солью и обязательно расскажу всем в моей стране чему вы меня научили. И мне хочется вас поблагодарить и вручить медали «Юного исследователя » . (награждение детей) .

Султан : до свидания, ребята, пора мне отправляться в путь.

Дети : до свиданья.

Воспитатель : ну, что ребята, справились мы с заданием, помогли султану, пора нам заканчивать наш рабочий день в лаборатории . Снимаем специальную одежду и попрощаемся с нашими гостями.

Проект «Сюжетно-ролевая игра «В научной лаборатории».

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель
Вид проекта : исследовательско - игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный проект
Сроки реализации : февраль – март
Актуальность: В Проекте нового закона «Об образовании» и ФГТ говориться об изменении, содержания образования, в результате которого развитие детей должно идти с опережением, а это значит, что детей необходимо знакомить с информацией и простейшими технологиями, которые пригодятся им в будущем. Воспитанников нужно вовлекать в исследовательские проекты, в ходе которых они научаются самостоятельно добывать необходимые знания, делать выводы.

В ходе реализации проекта « Космос» у воспитанников группы возникли вопрос: Что такое Академия наук? Чем занимаются учёные? Кто такие исследователи? и другие.

В группе были созданы условия для опытнической и экспериментальной деятельности детей, но этого оказалось недостаточно, согласно поставленной проблеме. Возникла необходимость создания центра « Наша лаборатория», дополнительных атрибутов и оборудования для игр « Мы юные учёные».

Актуальность . Учёные - педагоги доказали, что потребность детей дошкольного возраста в новых впечатлениях и знаниях является основой его познавательного и психического развития.

Новые требования к системе дошкольного образования предоставляют такую возможность реализации исследовательского потенциала дошкольников. В проекте Нового закона « Об образовании» предлагает переориентировать содержание образовательного процесса на « обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации».

Процесс экспериментирования исследования вызывает у дошкольников повышенный интерес. В процессе самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой, продуктивной деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, воплощает знания в реальные продукты.

Именно в сюжетно- ролевой игре ребёнок реализует свои знания, свой жизненный опыт, замысел, осваивает на себе роль учёного, передаёт образ, простейшие трудовые действия.

Цель : Развитие познавательных процессов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности; приобщение через игру к научно- исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для игровой деятельности.


2.Дать детям понятие « наука», «учёные - исследователи».
3.Расширять представления детей о профессиях взрослых, познакомить с профессиями исследователь, конструктор, геолог, биолог, химик, физик, математик, агроном.
4.Познакомить детей с простейшими трудовыми действиями учёных в различных областях науки , с орудиями труда.
5.Формировать у детей умения отображать в игровой деятельности полученные знания и свой жизненный опыт; самостоятельно задумывать сюжет.
6.Развивать у детей мышление, самостоятельную активность, целеустремлённость, коммуникативные навыки.

Ресурсы проекта

1. Информационные: получение знаний из различных источников (энциклопедии, интернет, просмотр детских научных программ, беседы).

2. Материально – технические: приобретение и изготовление атрибутов для игр, использование технических средств.

Этапы реализации проекта



План мероприятий организационного этапа

План мероприятий основного этапа

План мероприятий заключительного этапа

Положительные результаты проекта .

  1. Созданы условия для игр детей.

  2. Дети ориентируются в понятии « наука», « учёные».

  3. Воспитанники имеют представление о профессиях исследователь, конструктор, геолог, биолог, физик, химик, математик.

  4. Углублены знания детей о простейших трудовых действиях работников науки.

  5. Дети самостоятельно организовывают игру, готовят необходимые атрибуты для игры.

  6. У детей развиты коммуникативные навыки , воображение.
Образовательная деятельность. ФЦКМ.

Тема « Кто такие учёные».


Цель: Формировать у детей понятие о науке, об учёных, их деятельности.
Задачи:

  1. Углублять знания детей о профессиях взрослых.

  2. Познакомить с профессиями учёных разных областей науки.

  3. Дать детям представление, что такое лаборатория, первичные представления о трудовых действиях учёных.

  4. Прививать дошкольникам интерес к научным знаниям, к процессу экспериментирования.
Материал: иллюстрации, энциклопедии, оборудование мини- лаборатории.
Содержание:

  1. Рассматривание иллюстраций.

  2. Беседа воспитателя, чтение энциклопедий.

  3. Экскурсия в мини - лабораторию.
Продуктивная деятельность.

Изготовление атрибутов для игр.

Цель: Формировать у детей к экспериментально- исследовательской деятельности; желание изготавливать необходимые атрибуты для игр.
Содержание: Изготовление коробочек, дневников наблюдения, геометрических эталонов, эмблем.

Экспериментирование

Цель: Уточнение свойств и признаков предметов и объектов; взаимосвязь объектов и явлений; формирование эмоционально - чувственного опыта.

Задачи:


    Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

  1. Формировать умения подбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

  2. Использовать результаты исследования в бытовой и игровой деятельности.

  3. Соблюдать правила техники безопасности.
Содержание: Темы для экспериментирования.

  1. Материалы, из которых изготовлены окружающие нас предметы- исследование свойств материалов (прочность, прозрачность, применение).

  2. Природные явления (круговорот воды в природе, дождь, снегопад, солнце).

  3. Ориентировка во времени(смена частей суток, времён года).

  4. Агрегатные состояния воды (дождь, снег, град, лёд, иней, туман, роса, радуга).

  5. Мир растений (необходимые условия для роста и развития); рассматривание и сравнивание веток (цвет, форма, расположение почек).

  6. Геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар)- соотнесение с реальными предметами .
Сюжетно - ролевая игра

Цель: закреплять знания детей о науке, об учёных, их трудовых действиях.


Задачи:

  1. Закреплять знания детей людей, работающих в разных областях науки.

  2. Передавать в игре простейшие трудовые действия, осваивать на себе роль учёного, передавать образ в игровых действиях.

  3. Воспитывать у детей доброжелательность, развивать умения распределять роли по желанию и по возможности каждого ребёнка.
Предшествующая работа: образовательная деятельность, чтение энциклопедий, беседы воспитателя, поиск информации в

Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий. Поэтому мы старались особо тщательно продумать, оформить и правильно разместить игровые зоны.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрели площадь свободную от мебели и игрушек. Постарались обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).

Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность. Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, мастерская и другие - это основа игровой зоны любого детского сада. Мы старались творчески подходить к оформлению и организации уголков. Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуациями, примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы в миниварианте.

Очень мы театры любим, круглый год мы с ними дружим:

В нашей группе все актеры, кукловоды и танцоры,

акробаты и жонглёры, балерины, режиссёры!

Каждый день и каждый час мы хотим играть для Вас!!

Если б видел Станиславский – был бы очень рад за нас!

В группе оборудована театральная зона, в которой дети играют не только в сюжетно-ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры-драматизации. Поэтому в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

Мир театра

Цель: дать детям представление о разных видах театрального искусства: кукольном театре, театре драмы и комедии, настольном и пальчиковом театре, развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству, воспитывать чувство уверенности, самостоятельности в творчестве.

Оборудование: игрушки для настольного театра, билеты, касса.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре. Дети приобретают билеты в кассе, проходят в зал, занимают места. Артисты уже распределили роли между собой. Они показывают настольный театр. Это могут быть или знакомая сказка, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят.

Театральное представление.

Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.

Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.

Примечание: в зависимости от возраста детей сказки могут быть как простыми, содержащие короткие реплики («Курочка Ряба», «Репка»), так и сложными, с большим количеством героев, с длинными репликами.

Также вместо костюмов можно использовать обычные игрушки или изготовить кукол, одевающихся на руку. Их легко можно сшить из небольших цветных клубков, на которые наклеиваются глазки, волосы, и кусочков ткани, из которых выкраиваются платья. Пальчики дети вдевают в рукава этих платьев.

Уголок школьника в детском саду должен способствовать освоению детьми навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.

Школа

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть растений размещается в этом уголке.

Поливаем огород

Цель : научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.

Оборудование: красные фишки, лейка.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:

Дождик долго не идет, поливаем огород.

В лейку воду набираем и на грядке поливаем…

Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». Если ребенок ошибается, он получает штрафную красную фишку. Долго думать и менять ответ не разрешается. Затем в роли поливальщика выступает другой ребенок. Кто больше всех получил таких фишек, тот должен выполнить задание, которое придумают для него дети.

Примечание: если играют дети в возрасте 5–7 лет, то им отвечать нужно быстро, без запинок. Если ребенок задерживается с ответом, он получает штрафную фишку. Игру можно усложнить – называть только растения. Ребенок должен определить, какие растения нужно поливать, а какие нет. В случае спора ответ считается правильным, если ребенок сможет обосновать свой ответ. Например, из крапивы можно сварить суп. После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.

Экскурсия в оранжерею

Цель: закрепить знания детей о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.

Оборудование: растения в уголке природы.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости приехал специалист из оранжереи (ребенок, выбранный заранее воспитателем), который предлагает пройти в его оранжерею, где можно узнать много нового из жизни растений. В оранжерее работают садовники, они рассказывают детям, как правильно ухаживать за растениями, как часто их нужно поливать, какими полезными свойствами обладает то или иное растение.

В нашей группе отведено место для изобразительной деятельности так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПина. На полочках находятся стаканчики для воды, карандаши и фломастеры, подставки с кисточками, краски и гуашью, листы бумаги для рисования и пр. Имеются образцы для рисования, а так же различные шаблоны и трафареты. Расположена коробка с разными типами и видами бумаги. В контейнере находятся дидактические игры, альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски.

В художественной мастерской

Цель: формировать представления детей о видах изобразительного творчества, закреплять навыки пользования кистью, карандашом, развивать художественное восприятие произведений изобразительного образа, воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование : все необходимое для работы в художественной мастерской: карандаши, кисти, краски, бумага.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: открылась художественная школа. Уроки рисования ведут настоящие художники, они научат детей красиво рисовать. Желающие могут пройти в художественную мастерскую. Дети-Учителя и дети-Ученики совместно создают картины, рисунки, помогают друг другу, советуются. Затем они рассматривают рисунки и анализируют их.

Посмотрите, красота! А у нас опять игра! Все играют и стригут. Причесаться всем дают.

Вот и девочка пришла. Мы помоем не спеша. Ей причёску наведём. Красоты у нас салон.

И мальчишки к нам пришли. Как они же хороши! Вот и стрижка и бритьё. Как же вам идёт оно.

Всё в порядок приведём. И красавцами пойдём! Приходите к нам скорей. Приводите всех друзей!

Игрушки и предметы интерьера для оформления игровой зоны мы не только покупали в магазине, но и кое-что принесли из дома. Уголок парикмахера оснащен баночками из под крема, бутылочками из под шампуней и гелей для душа. Можно принести обыкновенную расческу, заколки и ватные диски.

Парикмахерская

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование : халат для парикмахера, накидка для клиента. Инструменты парикмахера (расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.).

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование. Для этого у нас создан «Уголок экспериментирования», где находятся предметы из различных материалов: дерево, железо, пластмассы, а так же — песок, соль, камни, магниты, различные виды бумаги. Имеется оборудование для экспериментирования: увеличительное стекло, пипетки, фонарики.

«В научной лаборатории»

Цель: расширение представлений об окружающем; развивать исследовательскую деятельность детей посредством экспериментальной и игровой деятельности; побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации; мотивировать детей к поиску новых знаний.

Возраст: 6-7 лет.

Ход игры.

Дети получают письмо: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз».

— Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.- Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне. А хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом. Распределяют роли, занимают свои места. Дети проводят известные опыты с воздухом и водой.