Рассказ о карпатах на украинском языке. Закарпатская область Украины, её население и история. Справка. Описание горной системы

На нашей планете множество мест, способных удивить своей красотой и уникальностью. Один из таких дивных уголков природы - Карпатские горы.

Описание горной системы

Их дуга проходит через территорию Украины, Румынии, Словакии, Венгрии, Чехии, Польши, Сербии, Австрии. В горной системе можно выделить Западные, Восточные, Южные Карпаты, а также Западные румынские горы. А между ними расположено Трансильванское плато. Восточная часть системы отличается наиболее высокой сейсмологической опасностью на территории Европы. Так, в 1940 году в Румынии произошло разрушительное землетрясение, в котором погибло около 1000 человек. А 1977 год принес с собой еще большую катастрофу. Число жертв превысило полторы тысячи, а подземные толчки ощущались даже в Ленинграде и Москве.

По своему рельефу, строению, ландшафту весьма разнообразны Карпатские горы. Высота, на которой располагается Трансильванское плато, например, составляет 600-800 метров. Самая высокая точка системы - Герлаховски-Штит. Она расположена на 2655 метров выше уровня моря. В основном же Карпаты вытягиваются на 800-1200 метров. Это сравнительно немного, а потому данная горная система вполне проходима. На высоте от 500 до 1000 метров проведены железнодорожные пути и шоссе.

Карпатские горы имеют большое экономическое значение, ведь здесь находятся месторождения таких как газ, нефть, озокерит, мрамор, каменная, ртуть, каменный и бурый уголь. Имеются также залежи марганцевых и редких и цветных металлов.

Животный и растительный мир

Что касается растительного мира, то он полностью подчинен законам поясности. Нижний пояс занят дубовыми лесами, которые постепенно сменяют буки на высоте от 800 до 1300 метров. Хотя в основном буковые леса можно встретить в Западных румынских горах и южной части Карпат. С повышением высотности они уступают свое место смешанным лесам, где помимо буков произрастают также пихты и ели. Леса заканчиваются на высоте 1500-1800 метров. Здесь в основном растут хвойные породы: ели, сосны, лиственницы. Им же на смену приходят субальпийские кустарники и луга. В этом поясе можно встретить можжевельник, ольху, сосновый стланик. Еще выше - альпийские луга и кустарники, которые в некоторых местах чередуются со скалами и осыпями. На самых высоких вершинах скалы голые или покрыты лишайниками.

Впрочем, весьма значительно картину распространения растительности в Карпатах изменила Так, если раньше в предгорьях произрастали дубовые и дубово-буковые леса, то ныне они полностью вырублены, а на их месте - виноградники и пашни. Да и многие также практически сведены на нет.

Для сохранения природных ландшафтов были открыты заповедники и парки на территории практически всех стран, где находятся Карпатские горы. Описание животного мира можно свести к понятию лесной фауны. В заповедниках и вне их распространены куницы, медведи, зайцы, белки, волки, рыси, кабаны, олени, серны, косули, глухари, совы, дятлы, кукушки.

Население

Мы уже сказали пару слов о хозяйственной деятельности человека. Следует отметить, что Карпатские горы заселены неравномерно. Разумеется, в основном человек облюбовал для себя предгорья, где весьма благоприятные условия для садоводства и полеводства. Как уже было сказано, распространены виноградники, а это значит, что виноделие в этих краях в почете. Но можно встретить населенные пункты и в горах. Люди там занимаются преимущественно скотоводством.

Уголок отдыха

Карпатские горы - это превосходное место для отдыха. Туристы любят приезжать сюда, чтобы заняться альпинизмом, покататься на горных лыжах или сноубордах. Здесь есть несколько всемирно известных Крыница и Закопане, венгерские Парадфюрде и Бюкксек, чехословацкие Татранска-Ломница или Пьештяни. И конечно, Карпатские горы Украины. Чистейший воздух, великолепная природа, гостеприимные хозяева, уникальное историческое наследие. И, что немаловажно, отсутствие языкового барьера. Наиболее популярны у гостей региона Межгорье, Свалява, Яблуница, Яремче. Дома отдыха, санатории, пансионаты, лыжные базы Украины предлагают изучить Карпаты не только на лыжах и сноубордах, но также на велосипедах, джипах, пешком или верхом. Для любителей охоты - прекрасные охотничьи угодья. А также увлекательные экскурсии, уютные кафе, тихие улочки и отличное настроение.

Население столицы Закарпатья, города Ужгорода, насчитывает до 120 тысяч человек. Средняя густота населения колеблется в пределах 98,3 чел. на 1 кв.км. Доминирует сельское население - 754.400 чел. (58%), а городское население насчитывает 522.300 чел. (42%). Кстати, приблизительное половое разделение жителей края таково: 665.000 женщин на 621.000 мужчин. За период с 1959 г. по 2000 г. численность населения Закарпатья возросла в 1,4 раза. Наибольший прирост населения зафиксирован в Ужгородском, Тячевском, Мукачевском, Хустском и Виноградовском районах. Население каждого из них превышает 100 тысяч человек. Наименьший прирост - в горном Великоберезнянском районе и равнинном Береговском районе.

В крае в настоящее время насчитывается 712 тысяч трудоспособных людей, 540 тысяч человек работают в области, 80 тысяч потенциальных отходников, 573 тысячи неработоспособных людей, 17 тысяч безработных. Кроме того, 240 тысяч пенсионеров, 36 тысяч многодетных, 44 тысячи людей с физическими недостатками, 40 тысяч престарелых и одиноких.

На территории закарпатского региона проживают представители около 76 различных национальностей:
1. УКРАИНЦЫ - 78,4% или 976.479: большинство населения Закарпатья. Закарпатские украинцы делятся на 4 специфические этнографические группы: Бойки - Воловецкий, Межгорский районы, Лемки - Великоберезнянский район, Гуцулы - Раховский район, Долиняне - низинные и предгорные районы.
2. ВЕНГРЫ - 12,5% или 155.711: Береговский, Виноградовский, Ужгородский, Хустский районы.
3. РУССКИЕ - 4% или 49.458: Ужгород, Мукачево, Свалява, Чоп.
4. РУМЫНЫ - 2,4% или 29.485: Солотвинский регион.
5. ЦЫГАНЕ - 1% или 12.131: Ужгород, Берегово, Свалява, Королево, Мукачево, Вилок.
6. СЛОВАКИ - 0,6% или 7.329: Ужгородский, Свалявский и Перечинский районы.
7. НЕМЦЫ - 0,3% или 3.478: Павшино, Паланок, Синяк, Усть-Черная, Тячево, Немецкая Мокрая.
8. ЕВРЕИ - 0,2% или 2.639: Ужгород, Мукачево, Хуст.
9. БЕЛОРУСЫ - 0,2% или 2.521: Ужгород, Мукачево.
10. ЧЕХИ, ПОЛЯКИ, ИТАЛЬЯНЦЫ, АРМЯНЕ, АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ и другие национальности - 0,6% или около 2.000: Ужгород, Мукачево, Хуст, Рахов.

Следует упомянуть и о тех исторических племенах и народностях, которые проживали на территории нашего края в течение многих прошедших веков. Среди них, в частности, такие: Скифы - VII в. до н.э., Кельты - V-I в. до н.э., Сарматы - I в. н.э., Даки - I в. до н.э.- I в. н.э., Римляне - II в. н.э., Готы - II в. н.э., Бургунды - III в., Вандалы - III в., Готы - IV-VI в., Гунны - VI в., Авары - VI-VII в., Болгары - ІХ в., Моравы - ІХ в.

Как известно, на протяжении двух веков из нашего края выехало (эмигрировало) более 400 тысяч человек. Ныне представители закарпатского региона и их потомки живут почти на всех материках и континентах мира. Ниже приводятся приблизительные данные (взятые из зарубежных справочников) об украинцах-русынах из Закарпатья, которые проживают за границей: ЕВРОПА (Венгрия - 3.000, Словакия - 30.000, Чехия - 12.000, Польша - 60.000, Хорватия - 5.000, Сербия - 25.000, Румыния - 20.000), большое количество выходцев из Закарпатья проживает также в таких европейских странах, как Австрия, Германия, Молдова, Белоруссия, Россия. АЗИЯ: немало выходцев из Закарпатья проживает в Израиле. АМЕРИКА: США - 620.000, Канада - 20.000, большое количество выходцев из Закарпатья проживает в таких американских странах, как Аргентина, Бразилия. АВСТРАЛИЯ: Австралия - 2.500.

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний.

Русский писатель, эмигрант первой волны Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства…

Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава…

И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

Русины

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.

Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа. С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое.

В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закарпатскими украинцами, и словаками.

Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Русины – уникальное явление. Из-за того, что они рано оказались в изоляции и сохранили многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Бойки

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым.

Сами бойки нередко называют себя «верховинцами». У них всё по-бойковски необычно.

Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так».

Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки. Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Гуцулы

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них.

Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами. У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул.

А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.

Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух». Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами.

Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

Лемки

По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла».

Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии. Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».

Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство». К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

То, что Украина является многонациональным государством - неоспоримый факт. Однако Украинцы как нация также являются многогранными и богатыми на этнические особенности. Так исторически сложилось, что на протяжении веков различные обстоятельства способствовали появлению между украинцами своеобразных субэтнических групп, которые часто приобретали довольно конкретных и четких черт. Однако сегодня говорим именно о Карпатский регион, ведь Ваша путешествие туда так или иначе, заставит вас столкнуться с особенностями этнических культур, которые являются неповторимыми, самобытными и, конечно, интересными для путешественников и туристов.

class="eliadunit">

Бойки

Очевидно, наше путешествие начнем с Львовской области (Сколевский, Турковский, Дрогобычский, Самборский и Старосамборский районы). Здесь доминирующей этногрупп в Карпатах есть Бойки. Большая народная община, состоящая более чем с несколько тысяч представителей, и отличается от других культурными особенностями, диалектом, традициями. Ученые утверждают, что и она не является монолитной: в ее составе выделяют примерно 14 субэтносов. Если вы посещаете львовскую область - увидеть и почувствовать особенности данного этноса можно в деревянной архитектуре, иконописи, народных промыслах, а также в народных и религиозных традициях. Кроме этого бойков встретить можно на большой части Ивано-Франковской области (Богородчанский, Рожнятинского и Долинский районы), и в Закарпатской области (Воловецкий, Межгорский и Великоберезнянский районы).

Лэмки

Еще один этнос, который был когда-то горным - Лэмки. К сожалению из-за репрессивной политики СССР и депортации, они потеряли свою родину и сегодня маленькими группами разбросаны по всей территории Украины. Но этнос остался и за последние годы проводит активную работу по сохранению своего этнического наследия. Сегодня лэмковские села можно встретить в предгорье Карпат, куда они были переселены после второй мировой. Они резко выделяются от близлежащих населенных пунктов наречием и бытом.

Гуцулы

Если лэмки и бойки комфортно себя чувствуют, как в горах так и в низменности, этнос Гуцулов можно считать 100% горным народом, сформировавшим свои традиции, быт и культуру на высокогорье. Гуцульский край - это часть Ивано-Франковской (Верховинский район), Закарпатской (Раховский район) и Черновицкой областей (Путильский и Вижницкий районы). Известными гуцульскими центрами являются Верховина, Шешоры, Ясиня и др. ... Проживание среди гор отразилось в способе ведения хозяйства гуцулов. Это в основном разведение овец и деревообработка. Поэтому народные промыслы, традиции, архитектура так или иначе завязаны на этих видах деятельности. Гуцулы отличаются от других этносов ярким нарядом, говором, яркими аутентичными элементами в архитектуре и промыслах. За время формирования этноса Гуцульщина обросла и немаленькой историей. Среди ярких исторических событий является опришковское движение (Олекса Довбуш, Лукьян Кобылица и др..), которое сегодня является интересной туристической достопримечательностью, что отразилось в памятниках и экспонатах многих местных музеев.

Особенности Закарпатья

Уже с вышеизложенной информации понимаем, что на Закарпатье представлены все этнические группы карпатского региона. Но это еще не все сюрпризы: Закарпатье чрезвычайно многонационально, поэтому лэмки, бойки, гуцулы, или проще Украинцы составляют там только какую-то часть. Здесь есть большие группы венгров, румын, словаков, цыган, русских, белорусов и других национальностей. И все это функционирует в очень тесном и сложном етносплетинни, что делает Закарпатья просто таки уникальным центром карпатского региона. Бывают ситуации, когда соседние села не могут общаться, поскольку говорят на очень контрастных диалектах. Такое положение дел вызвано историческими и стратегическими обстоятельствами Транскарпатии (как иногда называют Закарпатье). Рассказывают, что на Закарпатье есть село, где жители в течение 20 века 7 раз меняли свое гражданство, при том оставаясь на месте. Как результат: разительное отличие от остальных областей Карпатского региона. Это проявляется как в архитектуре, так и в очень большой и богатой коллекции диалектов.

Что обещает туристам этническая многогранность Карпат

Кажется на первый взгляд этническая составляющая, имеет очень маленький влияние на туристическую привлекательность Карпатского региона, однако на практике видим что это не так. Она играет едва ли не главную скрипку в этом процессе. Как подтверждение - существующие ассоциации и образы, с которыми асоциируются Карпаты или его конкретные территории. В качестве примера возьмем музыкальный инструмент Трембита, который можно услышать только в Карпатах и до сих пор вокруг него идет много дискуссий и витает много легенд. А вот полный набор образов: трембита - Олекса Довбуш - деревянная карпатская церковь - гражда - карпатская шерстяное одеяло и пр. Или скажем закарпатский ассоциативный ряд: швабликы - породичка - путята и пр. Все эти объекты и явления которые для многих стали визитной карточкой карпатского региона, так или иначе созданы именно этносами этого края. Поэтому, находясь на отдыхе в Карпатах и ​​регионе, рекомендуем хотя бы небольшую частичку своего времени затратить на ознакомление с народностями края. Это можно сделать достаточно просто, посетив музей или этнофестивале. Например, с народной архитектурой можно ознакомиться в Скансенах - музеях под открытым небом. Такие есть почти в каждом областном центре. Скажем во Львове это «Шевченковский гай». Можем заверить, познания Карпат через его этносоставляющую обещает вам очень много интересных открытий и незабываемое проведение отдыха в Карпатах.

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».
У них всё по-бойковски необычно. Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так». Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки.

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами.

У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.
Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.
Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство».

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя, - ярко красная или синяя, - выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета. Рядом с каждой хатой – опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Мазаные стены подольских хат слегка подсинены, отдельные фрагменты подведены красной глиной, внутренний интерьер щедро украшен расшитыми полотенцами. Даже печи – священный домашний очаг - подоляне расписывают «сосенками» и «хвощами».

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.