Отчет учебно полевой практики по естествознанию. Объем и сроки полевой практики. Место прохождения практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

ОП «КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

ДНЕВНИК

УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Квалификация: специалист среднего звена

Студентки 2го курса,

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных

классах» (ФИО)_______________________

_______________________

__________________________________

Руководитель практики

Цель: формирование системы знаний о природе, о закономерностях взаимодействия в системе человек-природа-общество; формирование практических навыков исследования природы

Полевая практика по естествознанию по специальности «Преподавание в начальных классах» выполняется на 2 курсе.

Особенности практики.

Полевая практика является завершающим этапом основного курса «Естествознание», проходит во 2-м семестре. На полевой практике необходимо познакомить студентов с основными видами животных биотопов степной зоны.

Практика складывается из следующих основных форм работы: экскурсий, самостоятельной работы студентов и отчетности.

Проводить ее необходимо на территориях, где соседствуют различные естественные и антропогенные ландшафты: леса или лесопарки, болота, водоемы, сельскохозяйственные поля, населенные пункты, и одновременно хорошо сохранились разнообразные биотопы.

График учебно-полевой практики по естествознанию

Дата Тема изучения Вид деятельности Роспись преподавателя
04.06 Предмет и задачи учебно-полевой практики. Инструктаж по технике безопасности. Беседа
04.06 Приобретение навыков и умений при про хождении полевой практики. Заполнение дневника, наблюдения за погодой. Беседа
05.06 Элементы астрономии Земля-планета Солнечной системы Лекция
05.06 Суточное вращение Земли. Смена дня и ночи. Практическая работа
06.06 Годовое вращение Земли. Смена времен года. Пояса времени.
06.06 Элементы географии Понятие о горизонте и его свойствах. Лекция
07.06 Практическая работа
07.06 План местности. Чтение плана местности.
07.06
07.06 Ориентирование на местности.
08.06 Ориентирование по компасу, солнцу.
08.06 Ориентирование по местным признакам.
08.06 Составление плана местности.
08.06 Азимут, движение по азимуту.
11.06 Движение по азимуту. Практическая работа
11.06 Предшественники компаса. Самостоятельная работа
11.06 История возникновения календаря. Самостоятельная работа
11.06 Занимательные моменты при изучении данной темы. Самостоятельная работа
12.06 Карты, их классификация. Лекция
12.06 Географическое положение Луганского края. Границы и рельеф края. Практическая работа
12.06 Литосфера. Рельеф Луганской области Практическая работа
12.06 Литосфера. Полезные ископаемые. Практическая работа
13.06 Гидросфера Реки и озёра Луганщины. Практическая работа
13.06 Минеральные источники края. Самостоятельная работа
13.06 Элементы живой природы. Морфология растений. Лекции
13.06 Основы фитоценологии Лес как растительное сообщество Природные парки и памятники природы. Растения, используемые в озеленении парка.
14.06 Зоология беспозвоночных животных Разнообразие внешнего строения насекомых Лекция
14.06 Зоология позвоночных животных Разнообразие позвоночных животных Лекция
14.06 Методика изготовления коллекции насекомых Практическая работа
16.04. Особо охраняемые природные территории Луганщины. Заочная экскурсия по Луганской области
15.06 Зачетное занятие


План работы.

1.Цели и задачи полевой практики.

2. Инструкция по технике безопасности

3. Разделы полевой практики

3.1. Метеорологические наблюдения

1. Цель: закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Естествознание».

Задачи:

По разделу «Естествознание»:

Знакомство студентов с особенностями строения Солнечной системы и планеты Земля, ориентирования на местности, с основными типами рельефа, горных пород и ландшафтами окрестностей г. Луганска.

1.По разделу «Ботаника»:

1. Закрепить знания по морфологии, систематике и экологии растений..

2. Приобрести навыки коллекционирования, определения и описания растений.

3. Приобрести навыки полевых наблюдений,

4. Познакомиться с разнообразием жизненных форм и экологическими группами растений в районе проведения практики,

5.Установить взаимосвязь растительных организмов с условиями окружающей среды (на конкретных примерах) в районе проведения практики,

6.Выявить набор фитоценозов района практики; на примере конкретного сообщества изучить его основные показатели (флористический состав, структуру, обилие, фенологические фазы, жизненность),

7.Выяснить, как и в какой мере сообщества растений влияют на окружающую среду и как антропогенные воздействия влияют на растительные сообщества.

По разделу «Зоология»:

Изучение наиболее распространенных видов животных окрестностей г.Луганска, основных эколого-фаунистических комплексов животных разных биотопов, их взаимосвязи с условиями среды обитания и общие закономерности распределения животного населения по биотопам. Дать начальные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы в полевых условиях, обучить студентов правилам наблюдения за животными, различать отдельных представителей животных по голосам и повадкам и вести дневник наблюдений.

Инструкция по технике безопасности при прохождении учебно-полевой практики

1. Переходить автомобильные и железнодорожные магистрали следует только по специально оборудованным пешеходным мостам и переходам, соблюдая все меры предосторожности.

2. Строго запрещено отлучаться от группы без разрешения преподавателя.

4. Во время экскурсии необходимо периодически осматривать свою одежду и удалять клещей.

5. Не следует находиться на открытом солнце без головного убора.

6. При первых признаках недомогания сообщить об этом преподавателю.

9. Строго запрещено употребление спиртных напитков.

10. Форма одежды должна соответствовать погодным условиям (в случае дождя иметь при себе зонт или дождевик, а также запас сухой одежды и обуви).

11. Иметь при себе средства для оказания первой медицинской помощи: бинт, лейкопластырь, антисептики (йод, раствор бриллиантового зеленого), лекарства от головной и сердечной боли, от повышенного артериального давления, нашатырь, препараты против аллергии.

. Наблюдения за погодой

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Кафедра математических, естественно-научных дисциплин, продуктивных видов деятельности

Рабочая программа полевой практики

по естествознанию.

Направление подготовки 050146 «Преподавание в начальных классах».

Форма обучения: очное.

Курс 1. Семестр 2

Рабочая программа составлена: преподаватель Константинова С.М.

      Цель учебно-полевой практики.

Целью учебно-полевой практики является закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков по дисциплине «Естествознание с методикой преподавания естествознания в начальных класса».

    Задачи учебно-полевой практики.

Задачами учебно-полевой практики являются:

Формировать знания об основных видах местной флоры и фауны, поверхности родного края;

Научиться правильно определять растения и животных;

Вести фенологические наблюдения в природе;

Закрепить навыки ориентирования в пространстве и глазомерной съемки местности;

Познакомиться с разнообразием жизненных форм и экологическими группами растений и животных в районе проведения практики;

Формулировать навыки проведения исследований в полевых условиях.

3. Место и время проведения учебно-полевой практики.

Учебная практика по естествознанию проводится на 1 курсе во 2-м семестре в соответствии с учебным планом.

Группы формируются в составе 8-12 человек на 1 руководителя.

Экскурсии проводятся в окрестностях г.Опочки.

При организации экскурсий необходимо руководствоваться следующими критериями:

Наличие всех изучаемых фитоценозов;

Наличие необходимого инвентаря и оборудования.

4. Компетенции обучающегося, формулируемые в ходе прохождения учебно-полевой практики.

Процесс прохождения учебно-полевой практики по естествознанию направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции:

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретической и экспериментального исследования;

Готов к работе в коллективе.

Профессиональные компетенции.

Обще-профессиональные:

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

Владеет основами речевой профессиональной культуры;

В области педагогической деятельности:

Готов применять современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени;

Способен использовать возможности образовательной среды;

Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

Специальные компетенции:

Способен оперировать основными биологическими понятиями, знаниями биологических явлений, закономерностей, законов, теорий и гипотез;

Способен оперировать знаниями об особенностях морфологии, экологии, растений, животных, понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека;

Способен к анализу экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

5. Структура и содержание учебно-полевой практики.

5.1 Структура и трудоемкость учебно-полевой практики.

Темы полевой практики

текущего

контроля

Цели и задачи практики. Техника безопасности в природе.

Ориентирование в пространстве и глазомер-ная съемка местности.

Цели и задачи изучения рельефа местности.

Исследования рельефа местности.

Работа по индивидуальному заданию.

Цели и задачи фенологических наблюдений за погодой.

Фенологические наблюдения за погодой на метеостанции и по месту проведения практики.

Деревья, кустарники и цветочные растения района практики.

Работа по индивидуальному заданию.

Растительный и животный мир водоема и болота.

Наблюдения за погодой.

Работа по группам.

Растительный и животный мир луга.

Наблюдения за погодой.

Работа по группам.

Растительный и животный мир леса.

Наблюдения за погодой.

Работа по группам.

Оформление записей и зарисовок в дневник полевой практики.

Оформление календаря наблюдений.

Оформление материалов в дневник полевой практики.

Оформление материалов в дневник полевой практики Монтировка гербария.

Оформление материалов в дневник полевой практики Монтировка гербария.

Итого:

5.2. Виды деятельности студентов на учебно-полевой практике:

Инструктаж по технике безопасности во время проведения практики;

Консультации по правилам поведения в природе;

Консультации по сбору тематического материала и его обработки;

Экскурсии в соответствии с изучаемой темой;

Самостоятельный сбор материала;

Проведение фонологических наблюдений за погодой, оформление календаря погоды.

Исследовательская работа;

Монтировка гербария;

Ведение дневника практики;

Сдача зачета по итогам учебно-полевой практи5ки.

5.3 Результаты учебно-полевой практики.

В результате прохождения учебно-полевой практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования.

Жизненные формы растений и животных;

Систематические группы растений и животных.

Проводить наблюдения за погодой;

Ориентироваться в пространстве и выполнять глазомерную схему местности;

Определять рельеф поверхности;

Характеризовать почвенный разрез;

Описывать растения и животных местного края.

3.Владеть:

Основными биологическими и экологическими терминами;

Обосновывать теоретические положения в тесной связи с практикой;

Навыками проведения экскурсий в природу со школьниками;

Методами определения растений и животных.

6. Материально-техническое обеспечение учебно-полевой практики:

1.Гербарная папка размером 45х35 см, бумага (примерно 60-80 газетных полулистов для каждой экскурсии).

2. Нож для выкапывания растений.

3. Емкость для сбора грибов. Мхов, лишайников.

4. Лупа для более тщательного рассматривания органов растений и животных.

5. Фотоаппарат.

7. Карта местности.

8.Записная книжка. Графитный карандаш.

9. Полиэтиленовые мешочки для сбора цветков, плодов и семян.

10. Рулетка.

11. Определитель растений и животных.

12. Емкость для сбора водных растений и животных. Очки.

13.Термометр для измерения температуры воды и почвы.

14. Дневник.

Результаты индивидуальной работы оформляются в альбомах. Из перечисленного снаряжения на экскурсию следует брать лишь необходимые предметы. Недостаток оборудования усложняет самостоятельную работу студента, что снижает интерес и затрудняет выполнение поставленной задачи.

7. Учебно-методическое обеспечение учебно-полевой практики.

Основная.

    Банников А.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР.-М., 1977.

    Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов игор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей.-М., 1981.

    Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. Полевой определитель.-М., 1983.

    Бова Э.Ю. Полевая практика по естествознанию. Методические рекомендации.-Брянск,2003.

    Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике.-М., 1976.

    Нехлюдова Н.С. и др. Полевая практика по природоведению.- М.: Просвещение, 1986.

    Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. – Минск, 1987.

Дополнительная

    Афанасьев Т.В. и др. Почвы СССР.- М.: Мысль, 1979.

    Благослонов К.Н. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983.

    Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое, будущее.-М.: Просвещение, 1976.

    Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной.-М., Наука, 1980.

    Галант Т.Г., ГурвичЕ.И. Практические знания по землеведению и краеведению.- М., Просвещение,1988.

    Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.-М., Просвещение, 1985.

    Жизнь животных.-М., 1968-1971, Т.1-6.

    Жизнь растений//под редакцией И.Ф.Федорова.-М., 1978-1981, Т.1-6.

    Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР.- М., 1969.

    Мельчаков Ф.Н. Общее землеведение. – М.: Высшая школа,1990.

    Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд.-М.,1975.

    Нехлюдова Н.Н. Общее землеведение. – М.: Просвещение,1976, Т-1 и 2.

    Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений.-М., 1985.

    Петров В.В. Растительный мир нашей Родины.-М.: Просвещение, 1991.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Полевая практика

Учебная практика по Природоведению и краеведению – Полевая практика. Основное назначение Полевой практики: улучшение качества профессиональной подготовки учителей начальных классов по природоведческим дисциплинам (землеведение, краеведение, ботаника, зоология), экология и охрана природы.

Полевая практика проводится в соответствии с учебным планом на втором курсе в VI семестре. Сроки проведения практики определяются учебным планом колледжа. Продолжительность практики одна учебная неделя – 36 часов. Режим работа с 8 30 до 13 30 часов. Учебная практика по Природоведению и краеведению – Полевая практика состоит из двух самостоятельных разделов:

1. Практикум по природоведению и краеведению – 30 часов;

2. Работа на пришкольном участке – 6 часов.

Работа на пришкольном участке является составной частью образовательного процесса, проводится на базе огородного и садового участка МДОУ № 34, 36 для освоения раздела «Сельскохозяйственные работы». Разделение практикума на 2 самостоятельных вида обусловлено необходимостью совершенствования у студентов практических умений работы на пришкольном участке, приобретения навыков подготовки почвы к посеву, высаживанию и ухаживанию за растениям, проведения наблюдений в естественных условиях за растениями и животными.

Для прохождения практики учебная группа делится на две подгруппы. Выход на практику поводится в соответствии с графиком работ (работа может проводиться в две смены).

Цели и задачи краеведческой и полевой практики

Основной целью Полевой практики является, улучшение качества профессиональной подготовки учителей начальных классов по природоведческим дисциплинам (землеведение, краеведение, ботаника зоология), экология, охрана природы и рациональное использование ее богатств, сельскохозяйственные работы.

В процессе практики решаются следующие задачи:

Углубление и расширение знаний студентов, полученных в процессе изучения теоретических курсов, творческое применение этих знаний на практике;



Выработка практических умений проведения наблюдений в природе сбора и обработки полевого материала;

Подготовка студентов к организации и проведению экскурсий в природу;

Формирование навыков проведения внеклассной краеведческой работы, руководства натуралистической работой учащихся: воспитание у студен­тов бережного отношения к природе родного края, его экологии:

Ознакомление с приемами и методами природоохранительной деятельности и основами сельскохозяйственных работ.

В ходе Полевого практикума студенты выполняют следующие виды деятельности :

Наблюдают за сезонными изменениями в неживой и живой природе в своей местности, выявляют взаимосвязи, существующие в природе между ее ком­понентами;

Принимают участие в экскурсиях (или работают в лабораториях), документально оформляют результаты наблюдений и экспериментов;

Проводят индивидуальную самостоятельную деятельность по заданиям преподавателей.

В ходе практикума работы на пришкольном участке студенты выполняют следующие виды деятельности :

Знакомство с садово-огородными инструментами, подготовка к работе необ­ходимого инвентаря;

Работу в теплицах или на других объектах в зависимости от местных условий;

Облагораживание почвы удаление камней, внесение удобрений, опилок;

Разметку и планировку участка; подготовку к посадке цветочной рассады;

Формирование клумб, грядок, садовых дорожек, прополка сорняка, удаление старых кустов;

Подготовку почвы под посадку рассады, высаживание рассады;

Уход за растениями, полив, подкормка, рыхление почвы и прочие сельско­хозяйственные работы.

В процессе практики студенты овладевают следующими умениями :

Проводить наблюдения в природе за явлениями неживой природы, растени­ями животными и заносить результаты наблюдений в Полевой дневник;

Делать простейшие выводы и обобщения;

Производить измерительные работы на местности, ориентироваться в точке стояния и движения по солнцу, полярной звезде, местным предметам, с по­мощью компаса;

Проводить на местности высотные съемки способом ватерпасовки, барометрического нивелирования; определять крутизну склона эклиметром, описывать на местности рельеф обнажение горных пород, водоемы; по проведен­ным наблюдениям – погоду за день, месяц сезон;

Устанавливать фенологические сроки наступления времен года;

Закладывать почвенный разрез и производить его описание;

Работать с определителями растений и животных;

Проводить биоморфологические описания растений и животных с целью составления их характеристики;

Изготавливать простейшие наглядные пособия;

Выделять природно-территориальные комплексы по характеру растительности;

Бережно и внимательно относиться к объектам природы, определять объекты неживой и живой природы, нуждающиеся в охране не нарушая их при наблюдении;

Проводить природоохранные мероприятия (заготовка кормов, подкормка и привлечение птиц, охрана муравейников);

Вести Полевой дневник и составлять отчеты по экскурсиям: соблюдать правила технической безопасности на экскурсиях в природу;

Работая на пришкольном участке, подготовить почву к посеву; высаживанию и ухаживанию за растениями.

Базами практики являются: территория парка культуры, городской пруд или другие водоемы (по усмотрению руководителя подгруппы практикантов), лесной массив, Краеведческий музей, национальный парк Зюраткуль, зоеа детского оздоровительного лагеря «Уралец» исторические памятники города. Экскурсии проводятся, как в черте города, так и с выездом за его пределы.

Организация и руководство Полевой практикой возлагается на одного из преподавателей или методистов предмета «Природоведение» или «Окружающий мир». Для проведения занятий с учебными группами, приглашаются преподаватели предметов «Естествознание», «Биология», «История», «География». В своей работе организатор практики руководствуется «Положением» по учебной работе. Руководитель подгруппы практикантов оценивает выполненные студентами задания. В зависимости от полноты выполнения всех заданий студенту выставляется итоговая оценка за Практикум по природоведению и краеведению и за – работу на пришкольном участке ставится – зачет. Критерии оценивания приводятся в Положении по данному виду практики.

Дата Содержание практики (Виды работ) Задачи практики Методические рекомендации к проведению Домашнее задание

ДНЕВНИК

Учебной полевой практики по основам

Природоведения и краеведения

студента (ки)___________________________________

факультет, отделение____________________________

кафедра, цикловая комиссия_______________________

квалификация___________________________________

специальность___________________________________

Рецензенты:

Янко Е.В. - кандидат педагогических наук, заместитель директора по производственной работе ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Горобец Н.Н. - кандидат педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Дневник учебной полевой практики по основам природоведения и краеведения для студентов специальности « Дошкольное образование», квалификационного уровня « Младший специалист»: Т.С. Лихачева,

Т.Н. Алдонова – Стаханов: ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Дневник содержит разного уровня задания и некоторые положения, которые могут быть использованы студентом в период прохождения практики. Дневник рекомендован для профессиональной направленности студентов специальности « Дошкольное образование».

ВСТУПЛЕНИЕ

Современные проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды могут быть решены только при условии формирования экологического мировозрения всех людей, повышения их экологического образования и культуры. Именно природа является первейшим материалом, на основе которого начинает формироваться многогранная личность.

Необходимым компонентом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в педагогическом колледже является естествознание, которое помогает узнать и понять окружающий мир, выработать жизненные ориентиры, сформировать актуальное видение места человека в природе, активизировать потребности в самообразовании и самоусовершенствовании, а также способствует профессиональному росту будущих специалистов, формированию их мировозрения, экологического мышления, целостного отношения к окружающей природе.

Учебная (полевая) практика по природоведению и краеведению в подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений – это одна из составляющих частей системы их образования.

Учитывая небольшую продолжительность практики, студентам для выполнения рекомендуются простейшие задания, которые в целом под силу им для самостоятельного выполнения.

Согласно с учебным планом и учитывая специфику сезонной организации практики содержание предложенных в дневнике заданий связаны с систематическими биофенологическими сезонными наблюдениями. Целью данных наблюдений является регистрация сроков сезонных явлений, характерных для природного окружения как целостного живого организма. Текстовые вопросы дневника различной сложности, что дает возможность определить уровень знаний студентов и способность к самостоятельному выполнению ряда заданий.

Материалы дневника могут быть базовыми для использования в организации учебно-воспитательной работы в детском учебном заведении.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью учебной полевой практики является

Выявление одной из важнейших закономерностей развития природно-сезонной ритмики, знакомство студентов с сезонными природными процессами и явлениями, а также с методикой их изучения;

Углубление теоретических знаний по основам природоведения и краеведения, ботаники и зоологии;

Формирование профессиональных умений будущих воспитателей по вопросам ознакомления дошкольников с природой;

Задачи практики

1. Подготовить специалистов дошкольных учреждений к осуществлению экологического воспитания детей, формирование понимания ими причинно-следственных связей в природе.

2. Познакомиться с основными биогеоценозами (экосистемами) своей местности (парк, луг, степь, водоем).

3. Расширить знания о растительном и животном мире своей местности.

4. Формировать эстетическое восприятие природы у будущих воспитателей дошкольных учреждений.

В результате полевой практики студенты должны научиться

1. Проводить фенологические наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы (растениями, животными, птицами, насекомыми).

2. Фиксировать и оформлять результаты фенологических наблюдений.

3. Знать представителей растительного и животного мира своей местности.

4. Выбирать на местности район для организации фенологических наблюдений и фенологические объекты в его пределах.

5. Соблюдать правила техники безопасности во время полевых работ.

Месяц Содержание практики Задания студентам
Сентябрь Вступительный инструктаж. Общая характеристика флоры и фауны родного края. Особенности сезонных изменений в природе Выполните задание№1.
Сентябрь Ранняя осень. Осенние явления в жизни растений и животных. Наблюдение за погодой. Использование народных примет для определения состояния погоды. Выполните задание№2.
Октябрь Экскурсия в парк. Распределение садово-парковых композиций по характеру проектирования и размещения растений, сооружений, площадок. Выполните задание №3
Октябрь Наблюдение за птицами. Определение птиц по внешнему виду, голосу. Выполните задание №3
Ноябрь Знакомство с происхождением названия последнего месяца осени. Определение эстетического вида осенней растительности. Выполните задание №3
Ноябрь Наблюдения за изменениями в состоянии живой и неживой природы, листопадом. Выполните задание №3.
Декабрь Знакомство с происхождением названий зимних месяцев. Зимние явления в жизни растений и животных. Выполните задание №4.
Декабрь Наблюдение за явлениями живой и неживой природы зимой. Выполните задание №4.
Февраль Уроки любования зимней природой. Наблюдение за зимующими птицами Выполните задание №4
Февраль Наблюдение за погодой. Неблагоприятные метеорологические явления Выполните задание №4.
Март Знакомство с происхождением названия первого месяца весны. Наблюдения за приметами весенней природы. Выполните задание №5.
Март Весенние явления в жизни растений и животных. Наблюдения за мать и мачехой, пролесками. Определение особенностей строения растений. Выполните задание №5
Апрель Опре6деление продолжительности дня. Прогнозирование погоды по местным признакам. Выполнение задание №5
Апрель Работа на участке педагогического колледжа. Уход за дерево-кустарниковой растительностью, прополка бурьяна. Выполните задание №5
Май Уроки любования весенней природой. Экскурсия на луг, в степь. Растительность степи. Выполните задание №5
Май Биоценоз водоема. Животный мир Выполните задание №5
Июнь Летние явления в жизни растений и животных. Разнообразие цветов, форм, звуков, которые предлагает летняя природа. Выполните задание №6
Июнь Оформление отчетной документации о прохождении учебной полевой практики. Проведение отчетной конференции

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ