Новогодние конкурсы детям 5 лет. Новогодние конкурсы для детей. Гадания и лотереи

И снова юбилей! Малышу 6 месяцев! Это особенно важная дата в сознании всех родителей. Своеобразный рубеж, достигнув которого можно смело провести черту. Ребенок стал уже полноправным членом семьи, он растет и развивается, вы привыкли к нему, он уже знает вас. Радуется вам, просит у вас утешения. Вы с ним - единое целое. Позади трудные месяцы становления новой жизни, впереди - море открытий. Теперь у вашего малыша явно сформированы привычки, режим, вы понимаете его потребности. Перед вами человечек со своим характером, своим потребностями, возможно вам трудно, но и так радостно, интересно и вот уже вы не мыслите себе другой жизни, и не помните, какой она была до его появления на свет.

Это своеобразный переходный период, в который происходит подготовка к «вертикализации» положения тела, подготовка к прорезыванию и начало прорезывания зубов.

Что новенького?

В 6 месяцев начинают прорезываться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт. Этот процесс доставляет крохе дискомфорт: усиленно выделяется слюна, десны припухают, болят и чешутся. Нередко повышается температура тела. Из-за этого малыш может стать плаксивым и раздражительным на какое-то время. В этот период очень важно очень хорошо мыть игрушки с мылом, полоскать их кипяченой водой - ведь кроха берет их в рот, трет ими десенки, и грязная игрушка может спровоцировать такую неприятность, как стоматит.

Полезно знать

Обычно у деток на шестом месяце прорезываются сначала центральные резцы - верхние или нижние. Важно знать, что сроки прорезывания зубов у деток отличаются, у кого-то они появляются уже в четыре месяца, а у кого-то и в девять.

Малыш умеет лежа на спинке переворачиваться на бочок, потом на животик. Лежа на животике может одной ручкой опираться,другой держать игрушку. Может вертеться вокруг своей оси, пытаться встать на четвереньки, пятиться назад, вставать на четвереньки и пытаться ползать.

Полезно знать

Поскольку малыш уже освоил повороты во все стороны в горизонтальной плоскости, нельзя оставлять его без присмотра, особенно на высоте и без ограничений бортиками.

Возможно ваш кроха уже уверенно сидит, а возможно только пытается удерживать спинку в новом положении. Вы можете усаживать ребенка у опоры.

В 6 месяцев ребенок постепенно понимает, что у него есть две ручки. Предмет или игрушку он сначала может подержать в одной ручке, а затем переложить в другую. Также он осознает, что теперь может держать сразу две игрушки - по одной в обеих ручках. Пока что крохе легче схватить и держать предмет, чем бросить его, поэтому он постоянно оттачивает мастерство выпускания игрушек из ручек.

На шестом месяце жизни кроха слышит и понимает речь взрослых, и сам активно общается, используя лепет. Кроме того, сейчас он говорит, даже находясь в одиночестве - ему интересны новые звуки, он тренирует свои речевые навыки, выдавая слоги: «да-да-да», «е-е-е», «гу-гу-гу», «бу-бу-бу» и другие. Постепенно кроха учится модулировать голос и тон.

Ближе к первому полугодию жизни кроху ждет большой скачок в его психологическом развитии. Он хорошо различает чужих и своих, знает свое имя и отзывается на него. Новым в поведении крохи станет возникновение страха перед незнакомыми людьми. Теперь малыш может легко расплакаться на руках у «нового», но, как только мама берет его к себе, он сразу успокаивается. Такое отношение к «чужакам» продлится у крохи довольно долго.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев








Физическое развитие ребенка в 6 месяцев


В положении на спине ребенок хватает руками стопы своих ножек, играет ими, тянет себе в рот. Поднимает голову, смотрит перед собой и на свои ноги.

В положении на животе редко лежит спокойно. Чаще всего разворачивается всем телом влево или вправо, причем делает это за счет использования перебирающих движений ручек. Иногда может помогать себе и ногами. Ребенок таким способом может развернуться по дуге в 360 градусов вокруг своего центра тяжести или, проще говоря, вокруг своего пупка. Если вы ненадолго вышли в другую комнату, вернувшись, можете обнаружить, что положение ребенка изменилось, - стороны, где находились голова и ноги ребенка, поменялись местами. При отсутствии движения ребенка вокруг оси попытайтесь вызвать его с помощью игрушки, которую надо перемещать по дуге вокруг ребенка.

Малыш также свободно крутится во все стороны и по горизонтальной оси тела, легко переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Руки малыша настолько окрепли, что, когда он расставляет их и опирается на ладони, он может из положения лежа на животе высоко приподнять верхнюю часть своего тела. Некоторые дети могут при этом опираться не на обе руки, а на одну.

Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта. Это еще не настоящее ползание, а подползание. Хотя некоторые дети уже с 5 месяцев могут передвигаться таким образом по комнате. Вообще, не следует особенно ориентироваться на ползание как критерий своевременного развития. Эта функция очень индивидуальна. Некоторые дети предпочитают быстро начинать вставать на ноги, вообще игнорируя разновидности горизонтального передвижения. Для стимуляции подползания прикрепляйте или кладите неподалеку яркие игрушки. Не забывайте о безопасности ребенка. Ведь ребенок тянет все к себе в рот.

Тест
Если поставить ребенка на ноги, он начинает стоять, опираясь грудью на опорную поверхность и помогая себе руками. Может переносить вес тела с ноги на ногу. Помните, что стимулировать таким образом функцию хождения не рекомендуется. Нельзя специально ставить ребенка, как в этом тесте, а тем более использовать ходунки - опорно-двигательный аппарат к ходьбе еще не готов.

Тест
Посаженный ребенок может сидеть самостоятельно и опираться на одну руку, используя вторую, чтобы дотягиваться до игрушек. При этом лопатки сведены друг к другу и верхняя часть спины разогнута. За счет такого выпрямления малыш может согнуть в локтях руки, приподнять их вверх и короткое время оставаться в положении сидя, без опоры на руки. В позе сидя также начинает формироваться и поясничный лордоз (прогиб в позвоночнике в области поясницы). Вы можете увидеть этот прогиб на себе. Однако не высаживайте ребенка регулярно. Тем более не усаживайте его в мягкие подушки. Это может способствовать развитию искривления позвоночника.

Тест-игра
В положении стоя при поддержке взрослым под мышки крепко опирается на ножки. Ранее у ребенка подгибались ноги в колене и бедре, теперь крепкая опора достигается тем, что ножки выпрямлены в суставах. Именно поэтому малыш может пружинисто подпрыгивать и в течение нескольких секунд сам удерживать вес своего тела. Разумеется, руки взрослого страхуют ребенка и не дают ему упасть в сторону.

Еда ребенка в 6 месяцев

Хорошо ест с ложки, которую держит взрослый, не только густую, но и полугустую пищу. Снимает с ложки пищу губами понемногу, а не просто ссасывает ее, как это мог делать раньше.

Делает несколько глотков из чашки или пиалы, которую взрослый подносит к губам ребенка.

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

Ребенок тянется рукой и старается схватить мелкие предметы: хлебную крошку, пылинку или даже узор на ткани. Для выявления негрубых нарушений зрения понаблюдайте, всматривается ли малыш глазами в предметы размером 1–2 мм, находящиеся от глаз на расстоянии примерно в 30 (20–40) см.

Мелкая моторика и игра ребенка в 6 месяцев

Свободно берет игрушку из руки взрослого, не только если ее подносят на уровне средней линии тела, а с любой стороны и из любого положения. Тянется к игрушке не двумя руками, как раньше, а одной рукой. Кроме игрушек, которые вы предлагаете, малыш стремится взять и те, которые видит сам и до которых может дотянуться. Для проверки этого навыка надо посадить ребенка себе на колени, а игрушку положить перед ним на стол.

Ребенок может самостоятельно заниматься игрушками до 30–40 минут, не требуя вашего внимания. Он продолжает изучать игрушки. Учится играть игрушками в зависимости от их свойств. Рассматривает игрушку, прислушивается к издаваемым ею звукам. Гремит погремушкой. Обязательно пробует игрушку на вкус. Любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами. С 6 месяцев для ребенка можно купить специальный игровой центр с кнопками, рычажками, клавишами, крутящимися дисками и ручками. Игровой центр можно класть перед малышом или подвешивать к бортам кровати, манежа, позволяя ребенку действовать самостоятельно, извлекая из него различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. Рекомендуются также игрушки для ванны: ведра, чашки, плавающие предметы - лодки, рыбки, утки. С 6 до 9 месяцев прорезаются первые зубы, поэтому купите вашему сыну или дочери специальные каучуковые кольца для жевания. Хорошо приобрести плоскостной развивающий коврик с выпуклыми игрушечными фигурками, которые сделаны из разных по фактуре материалов (шелк, мех, пластик) и заполнены наполнителями (пластиковые горошины, целлофан и другие), а также способны издавать звуки при воздействии на них.

В играх с предметами малыш демонстрирует достаточно ловкие движения. Умеет крепко держать игрушку, размахивать, стучать ею об стол. Перекладывает взятую небольшую игрушку (кубик или др.) из одной руки в другую. Может держать по игрушке в каждой руке.

До середины 6-го месяца чаще всего хватает и держит игрушки всей кистью («обезьяний» захват). Однако к концу 6-го месяца жизни уже может брать игрушки другим, более удобным способом: продолжает брать предметы всей ладонью, но при этом противопоставляет большой палец остальным четырем (захват «клешней»).

Четко различает мать, отца и других близких людей друг от друга. При попытке врача или незнакомого взрослого играть с ребенком - более четкая реакция «на чужого»: чаще всего настороженно разглядывает его, хмурится, может заплакать.

Развивается использование жестов: тянет руки к взрослому (матери), когда хочет, чтобы его взяли на руки.

Понимание речи ребенком в 6 месяцев

Начиная с первых дней жизни вы все время разговариваете с ребенком при уходе за ним. Сейчас значение вашей речи возрастает. Ребенок приближается к пониманию смысла ваших слов. Поэтому кроме простых комментариев к вашим действиям, названий предметов описывайте словами его эмоциональное состояние, а главное - называйте его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я взял тебя на руки».

Предречевое развитие ребенка в 6 месяцев

Гуление гласными звуками переходит в лепет. В 5 месяцев лепет - это повторное повторение одного и того же слога: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «ля-ля-ля», «м-м-ма», «да-да-да-да-да». Из согласных преобладают «в», «б», «м». В 5 месяцев в лепете встречаются только те слоги, которые заканчиваются на гласные. Если до этого все дети агукали и гулили, используя звуки, общие для всех языков, то появление лепета является началом длительного процесса освоения именно тех слогов, которые специфичны для конкретного языка. Не случайно одновременно со слогами возрастает способность подражать, необходимая для освоения родного языка. Большая часть детей уже могут подражать сами себе в своем лепете. Некоторые дети также могут, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог вслед за ним. Для этого во время лепета ребенка можно вступать в перекличку с ним. Чтобы ребенок видел лицо и губы взрослого, произносящего слоги, вам лучше наклоняться поближе к лицу ребенка.

Некоторые дети уже могут самостоятельно произнести изолированно какой-либо один слог без повтора («ба», «ма» или др.).

Какой режим у ребенка в 6 месяцев

Соблюдение привычно распорядка дня малыша все также важно для его здоровья и при этом достаточно удобно для родителей - исходя из режима сна-бодрствования, кормления и прогулок с ребенком, можно планировать собственные дела и занятия. Ночной сон ребенка в 6 месяцев длится не менее 10–11 часов. Промежутки бодрствования днем увеличиваются, но малыш по-прежнему спит 2–3 раза по 1,5–2 часа, то есть, всего 14–15 часов в сутки. Сон успешно можно совмещать с прогулкой, поскольку гулять с ребенком в этом возрасте необходимо не мене 2-х часов два раза в день.

Каждое утро после обязательных гигиенических процедур следует делать простой массаж для ребенка 6 месяцев, суть которого состоит в поглаживаниях, похлопываниях, растираниях всех групп мышц с элементами гимнастики - сгибанием и разгибанием конечностей, корпуса. Такой массаж обладает общеукрепляющим действием, а также способствует поддержанию эмоционального контакта мамы с ребенком.

Каждый день примерно за час до сна ребенка нужно купать. За полгода своей жизни малыш успел полюбить водные процедуры и ждет их с наступлением вечера. Приобретите яркие и интересные игрушки для ванной, и обычное купание превратится в увлекательный и интересный процесс.

Полезно знать

Чтобы сформировать режим дня крохи, на ночь укладывайте его всегда в одно и то же время, гуляйте не реже двух раз в день и, по возможности, хотя бы один раз укладывайте спать на свежем воздухе, утром и вечером делайте водные процедуры.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как кормить ребенка в 6 месяцев

При грудном вскармливании изменяется режим кормлений. Ночью наиболее активное сосание смещается на последние 2–3 часа перед пробуждением. В первую половину дня насосавшийся за ночь малыш 6 месяцев редко прикладывается к груди, вечером прикладывания становятся частыми. В 6 месяцев срыгивания исчезают совсем или становятся единичными. Если появился первый зуб, во время кормления малыш может укусить вас за грудь, так как не знает еще своих новых возможностей.

Период грудного вскармливания по возможности должен быть максимальным. Грудное молоко обеспечивает полноценное и правильное развитие ребенка, а также создает иммунную защиту. Поэтому очень важно как можно дольше сохранить естественное вскармливание. Постарайтесь сохранить лактацию в достаточном количестве, это поможет более спокойно перенести прорезывание зубов, ведь в этот период дети очень капризны, да и жевать припухшими деснами довольно болезненно

Пришло время вводить прикорм. Нормы введения прикорма индивидуальны и зависят от многих факторов. Специалисты - диетологи советуют при введении прикорма ориентироваться на физическое развитие грудничка, а не только на его календарный возраст.

Вот несколько основных признаков того, что малышу уже нужно дополнительное питание:


  • Его вес удвоился с момента рождения.

  • У него прорезаются зубы или есть признаки их скоро появления.

  • Он начал садиться самостоятельно.

  • Малыш интересуется взрослой пищей, пытается взять еду с тарелки или облизать пальчики.

  • Уверенно держит в руке ложку, игрушку, перекладывает ее из руки в руку.

Не забывайте вести дневник, в который будете записывать дату введения прикорма, количество и реакцию на него, тогда будет легче сориентироваться при возникновении каких-то проблем. Запаситесь терпением и ни в коем случае не торопитесь с прикормом

  • Введение прикорма начинается с 0,5 чайной ложки перед кормлением грудью. Постепенно порция прикорма увеличивается в геометрической прогрессии до тех пор, пока им не заменяется все кормление.

  • Каждый новый продукт вводится не ранее, чем через 2 недели после предыдущего.

  • Вводить прикорм лучше во второе кормление.

  • Если ребенок отказывается или демонстрирует негативные реакции, лучше отложить введение этого продукта.

С чего начать прикорм
Давайте более подробно рассмотрим основные продукты прикорма для детей в возрасте 6 месяцев:


  1. Овощное пюре. Для его приготовления берутся только свежие овощи. Последнее время педиатры все чаще рекомендуют давать малышу паровую пищу, т.к. в этом случае сохраняется больше витаминов, чем в отварной. Пюре не нужно досаливать, а рекомендуется добавлять несколько капель растительного масла. Норма полной порции овощного прикорма для полугодовалого крохи составляет 170 мл.

  2. Безмолочные каши. Начинать прикорм стоит с каши, которая состоит из одного вида крупы, например овсяной, постепенно расширяя рацион ребенка и добавляя новые виды этого продукта. После того, как в рацион малыша ввели 4–5 видов каш, можно давать мультизлаковую. Норма полной порции безмолочной каши для этого возраста составляет 180 мл.

Питание малыша искусственника в 6 месяцев
Согласно мнению Всемирной Организации Здравоохранения. Согласно ее рекомендациям, в более раннем прикорме нуждаются именно детки-искусственники. Это объяснимо тем, что смесь, даже самая лучшая, не содержит в себе всех необходимых полезностей для роста и развития организма.

Именно поэтому к 6 месяцам находящийся на искусственном вскармливании ребенок наблюдает в своем меню овощные пюре, кашки и другие вкусности, богатые витаминами.

Что можно кушать полугодовалому малышу:


  • Овощные пюре и протертые супчики.

  • Каши, в том числе и молочные, если нет аллергии.

  • Творожок, кефир, йогурт.

  • Фруктовые пюре, соки.

  • Желток.

  • Сухарики, галетное печенье.

Примерная схема кормления малыша в полгода выглядит так:

  • Кормление: смесь.

  • Кормление: каша, в которую можно добавить сливочного масла.

  • Кормление: протертый супчик из овощей. Для сытности можно добавить яичный желток или мясо, сваренное отдельно.

  • Кормление: фруктовое пюре, кефир или творог.

  • Кормление: смесь.

Полезно знать
Разнообразие в меню ребенка на искусственном типе вскармливания в 6 месяцев нужно вносить постепенно, наблюдая за реакцией маленького организма. Новые продукты вводятся маленькими порциями - с половины чайной ложечки. И не стоит спешить дать сразу все, ведь впереди еще целая жизнь.

Нужно ли давать соки ребенку 6 месяцев
За последние 20 лет мнение врачей о том, как нужно кормить ребенка в 6 месяцев и какой из соков вводить первым несколько изменились. Например, раньше прикорм начинали с натурального яблочного продукта. Однако стоит отметить, что последнее время педиатры не рекомендуют начинать прикорм с него, т.к. в нем содержится много кислоты, которая может раздражать слизистую желудка малыша.

Какой стул у ребенка в 6 месяцев. Сколько раз он писает

После 6 месяцев опорожняется малыш 1–2 раза в сутки или реже.

С 6 месяцев ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря и пытается «сигнализировать» окружающим о необходимости опорожнить его (ребенок становится сосредоточенным, начинает тужиться, иногда плакать и успокаивается после мочеиспускания). С 6 мес. до 1 года кратность мочеиспускания составляет 15-16 раз в сутки.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Полугодовалый малыш демонстрирует более широкий спектр эмоций, он может явно выражать свое удовольствие и неудовольствие, требовать внимания, поэтому некоторые родители задумываются, чем же особенным занять ребенка 6 месяцев?

Ребенку будет интересно все новое - расширяйте диапазон доступности новых предметов, давайте их рассмотреть, потрогать, произносите название. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики - предлагать малышу игрушки с вращающимися, движущимися деталями, бусинами, но при этом важно следить, чтобы игрушки были качественными и не рвались и не ломались. Также можно начинать развивать у малыша навыки активного слушания, читая сказки и стихи или включая аудиоспектакли. При этом важно, чтобы ребенок не отвлекался ни на что другое и учился слушать и воспринимать информацию.

Какие новые игрушки можно приобрести


  • Игрушки для купания - плавающие фигурки - мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.

  • Игрушки, которые можно жевать.

  • Коробка или корзина для игрушек - малышу будет интересно исследовать ее содержимое.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев
Кнопочки на игрушках, коробочки.
Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки.
Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы.
Безопасные предметы домашнего обихода - пластиковые, деревянные и металлические чашки, ложки и крышки от кастрюль.Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Полезно знать

Для шестимесячного ребенка очень важны не только игры, включающие разнообразные движения, но и словесное общение. Причем, напевая ему песенки или проговаривая веселые ритмические стишки, вы побуждаете его подражать вам сначала зрительно (малыш смотрит на вас, пытается шевелить губами в ритм песенки или стишка или начинает размахивать ручонками) потом уже и вербально.

Варианты игр с ребенком в 6 месяцев

Разнообразьте тактильные ощущения.
Из всех развивающих занятий для детей 6 месяцев это является одним из самых простых и легких. Просто поводите ручкой малыша по самым различным поверхностям: твердым и мягким, теплым и холодным, гладким и шероховатым - и он получит огромное удовольствие. Использовать допустимо не только игрушки, но и разнообразнейшие бытовые предметы типа ложек, кусочка шелковой или махровой ткани и т.п. Не забывайте вслух называть ощущения, которые испытывает в это время ребенок: это также будет способствовать развитию речи. Также приготовьте несколько мешочков с различными крупами - и маленьких, и больших. При их ощупывании кроха впервые познакомится не только с предметами различной фактуры, но и получит первое представление об их размерах.

Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт.
Если вы не знаете, как точно развивать ребенка в 6–7 месяцев, специалисты советуют начинать с самого простого. Размещайте игрушки не только вблизи малыша, но и на расстоянии, и рассказывайте ему о предметах, до которых он не может дотянуться. Позаботьтесь о том, чтобы они были самых разных цветов, желательно, чтобы среди них были и пестрые, и однотонные, а также выдержанные в темных и светлых оттенках. Поместите рядом с малышом несколько игрушек одного цвета и одну, резко отличающуюся от них по цветовой гамме, а затем понаблюдайте за реакцией сына или дочки.

Показывайте фотографии мамы и папы При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на фотографии и говорите: «Это мама, а это папа».

Купите книжки с картинками - деревянные, клеенчатые или из плотного картона.

Постоянно разговаривайте с крохой.
Все авторы пособий, в которых говорится о том, как можно развивать ребенка в 6 месяцев, сходятся на том, что с ним нужно беседовать как можно чаще: при кормлении, переодевании, во время прогулки. Старайтесь повторять звуки и звуковые сочетания, которые издает малыш, типа «угу», «ыгы» и др. Таким образом, вы сможете завязать с ним импровизированную беседу. Употребляйте короткие фразы и слова в разговоре и не раз возвращайтесь к ним. Гласные звуки и цепочки слогов можно даже пропевать: например, «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «ге-ге-ге» и т.д. Обязательно варьируйте интонации и проговаривайте звуки, например, округляя губы и надувая щеки.

Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой.
Сейчас очень важна подготовка мышц к ходьбе. Стимулируйте ползание малыша с помощью игрушки, выложенной перед ним. Делайте пальчиковую гимнастику, упражнения на расслабление пальчиков и кистей рук, такие, как поглаживания, «клевание» пальчиками, «окрашивание забора» - движение кистей вниз-вверх, влево-вправо;

На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев

Обратите внимание, если к полугодию кроха:

  • Не может схватить кубик.

  • Не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит.

  • Не просится на ручки.

  • Лежа на животике, не дотягивается до игрушки.

В таком случае, обратитесь за советом к педиатру.

Нужно ли идти в поликлинику в 6 месяцев? Прививки в 6 месяцев.

Ежемесячный осмотр педиатра и диспансеризация в 6 месяцев. Возможны консультации невролога, окулиста и др. согласно графику предложенному в вашем городе.

Плановая вакцинация:


  • АКДС - против коклюша, дифтерии и столбняка (3-я по счету).

  • 3-я вакцинация против гепатита В.

  • 3-я вакцинация против полиомиелита.

Анализы (ОАК, ОАМ) проводятся перед каждой вакцинацией.

Малышу полгода? Как подрос и повзрослел ребенок! Но, несмотря на внешние изменения, произошедшие с крохой с рождения до этого маленького юбилея, многие родители беспокоятся: а соответствует ли развитие ребенка в 6 месяцев нормам? Все ли в порядке с малышом? Как организовать распорядок дня маленького члена семьи и как развивать его?

Физиологическое развитие в 6 месяцев

Сколько должен весить полугодовалый ребенок и каковы нормы роста в этом возрасте?

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Европейские педиатры и отечественные несколько расходятся во мнении, где границы нормального роста и веса. ВОЗ вводит диапазон нормы шире.

Рост (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Вес (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Нормы ВОЗ:


Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Кроха растет растет и его потребность в познании мира. Ведь теперь малыш столько умеет!

Двигательная активность

Ребенок в полгода отлично сохраняет равновесие на животе, не только отлично держит голову, но и контролирует движения ею. Он приподнимает тело, опираясь на руки, подтягивает его, передвигаясь по-пластунски. Очень многие детки уже способны ползать на четвереньках.

Садиться самостоятельно в полгода умеют далеко не все малыши, но, посаженный с помощью взрослого, ребенок неплохо удерживает спину без опоры.

Малыш уже активно манипулирует своими пальчиками, способен брать в ручки небольшие предметы, перекладывать их из одной ладошки в другую. Сейчас важно развивать мелкую моторику: это не только делает пальчики гибкими и сильными, но оказывает влияние на речевое развитие.

«В шесть месяцев опыт малыша увеличен несказанно: ребенок сидит за общим столом и, можно сказать, участвует в разговоре, передвигается по квартире, пытается делать первые самостоятельные шаги, - пишет Михаил Федотов, врач и прозаик и отец десятерых детей. - Ребенок изучил, как работают дверцы шкафа, нашел и запомнил все низкие полки, с которых так здорово падают книжки. Он знает, где живут гремящие кастрюли – вообще всех умений и знаний не перечислить!»

Зрительное восприятие

Продолжает совершенствоваться зрение ребенка: он различает больше цветов, четче видит очертания предметов на дальнем расстоянии. Ребенок жмурится при ярком свете, может прищуриваться при разглядывании игрушек – это нормальные рефлексы, а не нарушение зрения. Малыш способен фокусировать взгляд на предмете, который находится на расстоянии от носика на 7-8 см.

Некоторые малыши косоглазят, но к году это обычно проходит. Истинное косоглазие выявит при осмотре только офтальмолог.



Слуховое восприятие

Малыш прекрасно слышит даже негромкие звуки, активно ищет их источник. Он различает голоса членов семьи. Резкие звуки способны испугать малыша. Теперь даже во сне он реагирует на внезапный шум и может проснуться.

Анастасия, мама шестимесячного Никиты: «Я была уверена, что сон малыша крепок, и разбудить ребенка сложно. Недавно, пока Никитка спал, решила навести порядок на кухне. Дверь в детскую открыла, чтоб слышать, если сын проснется. Внезапно обрушилась полочка с посудой. Грохот был жуткий, а сын сразу проснулся и зашелся криком: очень долго успокаивала. Теперь Никитка часто вздрагивает во сне, плачет с закрытыми глазами, видимо, испуг был сильный! Наблюдаемся у невролога».

Понимание и развитие речи

В полгода кроха не только гулит, а активно лепечет, повторяя продолжительное время один и тот же слог. Многие детки замечают реакцию родителей на это: увидев восторг мамы на «ма-ма-ма», малыш начинает лепетать еще активней.

Ребенок может и подражать интонации родителей: лепетать тише или громче, покашливать, напевать. Он активно вовлекается в диалог: расположитесь рядом, чтобы малыш видел ваше лицо, слушайте, пока малыш «говорит», а в паузах вставляйте свои реплики. Когда замолчите вы, малыш продолжит разговор.

Познавательное развитие ребенка в 6 месяцев

Общение – главное условие познания окружающего мира. Комментируйте увиденное, рассказывайте ребенку о своих действиях. Подносите малыша к окну, объясняйте, какая на улице погода. Во время прогулок, пока кроха не заснул в коляске, возьмите ненадолго его на руки – так обзор значительно увеличится. Если есть возможность – показывайте животных (птиц, собак, кошек): увиденные вживую, животные скорее будут запоминаться ребенком, чем те, что на картинках.

Позвольте играть малышу на полу или на травке в саду: это не только научит его скорее ползать и ходить, но даст более полное представление об окружающем мире (можно дотянуться до чего захочешь и все потрогать).


Эмоционально-социальное развитие ребенка в 6 месяцев (комплекс оживления)

Ребенок способен различать «своих» и «чужих». Он либо проявляет комплекс оживления, радостно улыбается при виде близких, либо хмурится и смотрит насторожено на незнакомых. Появление страха перед незнакомцами – нормальное явление! Не стоит бегать по врачам или искать знахарку и лечить кроху от испуга.

Детки способны осознавать, что оказывают на людей влияние: могут нарочно кривляться, показывать язык, ожидая реакции окружающих. При положительной реакции – начинают привлекать к себе внимание еще активней.

Психологические изменения

Сейчас у малыша способны формировать привязанности не только к родителям, но и другим людям (бабушкам, дедушкам, сестренкам, братишкам, крестным и т.д.), а также к предметам. Ребенок может избрать любимую игрушку. Некоторые малыши объектом предпочтения могут сделать довольно странные вещи: подушку или одеяльце, пеленку, определенную пустышку и т.д.

У крохи начинается формирование логического мышления и причинно-следственных связей: он понимает, если бросить игрушку на пол, она упадет и раздастся шум. Здесь нужно быть осторожнее, потому что уже сейчас это открытие может стать благодатной почвой для развития манипуляций: если заплакать, мама прибежит.

Малыш может менять свое настроение по нескольку раз в день. Причин резкого эмоционального перепада огромное множество: недостаточный сон, голод, физический дискомфорт (мокрые штанишки, зуд от опрелостей, боль в животе или зубная), испуг, усталость, духота и т.д. Если малыш каждые пять минут то плачет, то смеется, просится на ручки – это не избалованность, а признак правильного психологического развития: эмоции и чувства активно развиваются, а способы их выражения еще не «созрели».

Краткая таблица навыков

Внимание! Таблица развития включает усредненные показатели. Развитие каждого ребенка индивидуально и отклонения в нем может диагностировать только специалист.

В целом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, зависит от таких факторов как:

  • родился малыш в срок или недоношен;
  • в норме ли его вес и рост или превышает ее;
  • наличие неврологических отклонений;
  • генетическая предрасположенность к быстрому либо отстающему развитию.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Чтобы помочь своему крохе расти не только счастливым, но и здоровым как физиологически, так и психически, нужно знать, как развивать ребенка в 6 месяцев. Это не сложно, ведь все занятия можно легко вписать в распорядок дня малыша.

Режим дня малыша

В 6 месяцев ребенок хорошо чувствует режим дня, если приучен к нему с рождения. Это важно, чтобы приемы пищи совершались в одно и то же время ежедневно, и промежутки между ними были одинаковы. Однако сейчас режим дня может немного измениться: вместо 3 дневных снов их станет 2, а ночью ребенок может проспать до 7 часов без пробуждения на еду либо и вовсе до утра. Между дневными снами важно обеспечить крохе активное бодрствование, включив в него массаж, гимнастику, прогулки, занятия и игры.

Упражнения и занятия с ребенком

Для физического развития включайте несложные упражнения в сеансы массажа и гимнастики. Можно на это время оставлять кроху без одежды, так получится добавить в физические упражнения элемент закаливания. Делая массаж, уделяйте особое внимание укреплению мышц спины и живота, массируйте пальчики ребенка.

Если есть фитбол – используйте его! Упражнения на мяче укрепляют все группы мышц:

  • Для укрепления шеи и спины – упражнение «Качалочка». Уложите ребенка спиной на мяч и, крепко держа за ноги, наклоняйте мяч немного взад-вперед.
  • Чтобы укрепить мышцы живота, делайте упражнение «Покачивание»: уложите ребенка животиком на мяч и, поддерживая его за спинку, покачивайте мяч вправо, влево, вверх и вниз.
  • Для укрепления ног - «Пружинка». Сядьте на пол и зажмите между колен фитбол. Поставьте ребенка на мяч и, крепко держа за бока, немного попружиньте, чтобы ребенок понял, что нужно делать.

Занятия плаванием для малышей – хороший способ укрепить не только мышцы, но и иммунитет. Посещайте бассейн пару раз в неделю и занимайтесь под руководством опытного детского тренера.



Развивающие игры с ребенком в 6 месяцев

Игры с ребенком в 6 месяцев – отличный способ развить навыки общения, интеллект, воображение и логику.

ПРЯТКИ

В «прятки» играть можно по-разному. Прятаться может сам малыш, закрывая личико ладошками или пеленкой. Помогайте ему, пока искусство прятания не будет освоено. «Прячьте» ребенка и спрашивайте: «Где наш малыш?». А когда «найдете», приветствуйте: «Ку-ку!». Можно прятаться вам и звать по имени малыша из-за занавески или из-за бортика кроватки. Так вы развиваете и слух крохи! Если же ребенок ползает, прятаться можно понадежнее: так ребенок научится быть внимательным и догадливым.

МЯЧ

Небольшой мяч – очень полезная игрушка, развивает и сенсорику, и координацию движений, и мелкую моторику. Посадите малыша (лучше с опорой), сядьте на расстоянии вытянутой руки от него, готовясь подстраховать в любой момент. Катните по полу мяч, чтобы ребенок мог ухватить его руками. Можно приговаривать:

Мячик – мячик быстро скачет,
Быстро катится вперед!
Мяч не любит, если плачут!
Кто смеется – к тем идет!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры необходимы, их нужно проводить 2-3 раза в день. «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока» - эти игры нравятся всем малышам.

«Курочка»

Сложите пальчики щепотью, имитируя клювик. Постучите клювиком по другой ладошке:

Наша курочка пошла,
Зернышко в траве нашла.
Клювом зернышко «Клю-клю,
Очень зернышки люблю».

Попробуйте сложить пальчики в замок, немножко потрясти им:

Кто откроет нам замок,
Если ключика нет?
Кто бы ключ найти помог-
Тем мы дали бы конфет.

Легонько возьмите малыша за запястья, поводите в воздухе кистями рук, как будто красите забор:

Как мы красили забор
Снизу вверх, сверху вниз.
Стал уютным у нас двор –
Полюбуйся, оглянись.



Игрушки для детей в 6 месяцев

Какими должны быть игры и игрушки полугодовалого крохи? Конечно, развивающими. А еще – безопасными! Следите, чтобы мелкие детали не отваливались, материал игрушек был прочным, без наклеек. Кроме погремушек и мобилей, малышу понадобятся игрушки, в которых можно одни части вкладывать в другие, разбирать и вновь собирать, музыкальные игрушки, а так же прорезыватель для зубов, ведь сейчас у крохи очень чешутся десны.

Досуг

Что можно делать с ребенком, когда он не спит?

Прогулки

Малышу нужен свежий воздух и новые впечатления. Конечно, большинство крох впервые 15 минут прогулки засыпает, но используйте бодрствование на улице по максимуму. Хорошо, если кроме коляски у вас есть слинг, но можно и просто брать ребенка на руки.

Летом посадите ненадолго малыша в траву, дайте потрогать стебельки и листики, а зимой позвольте прикоснуться к снегу: это развивает сенсорику и удовлетворяет любопытство. Комментируйте все интересное, что встречается на пути.

Одевайте ребенка по погоде: не «парьте» летом, но не забывайте про головной убор, а зимой не допускайте переохлаждения.

Чем занять малыша

Если малыш подолгу бодрствует дома, кроме игр и гимнастики чем заняться с ним еще?

Потанцуйте! Включите музыку и двигайтесь под нее вместе с ребенком – это развивает чувство ритма.

Примите водные процедуры! Дополнительное купание, особенно в летний зной, не навредит.


Привлеките к делам на кухне! Готовите обед? Усадите малыша в стульчик или расположите на полу, дайте пару крышек от кастрюль, ложек и небьющихся мисок. Это займет малыша.

Ходунки и прыгунки. Если вы не смотрите на новшества как на опасность для здоровья ребенка, то воспользуйтесь этими помощниками. Не более чем на полчаса в день садите ребенка в ходунки или прыгунки, убедившись, что ему там безопасно. Малыш точно будет в восторге, а вы успеете хотя бы выпить спокойно чашку чая.

Когда малыша ничего не беспокоит, можно переделать кучу домашних дел, не дожидаясь, когда ребенок уснет. Просто выделите ему безопасное пространство, дайте интересных игрушек и все время держите в поле зрения, протирая пыль, поливая цветы, складывая одежду.

Питание ребенка 6 месяцев

В полгода, если ребенок не знаком с прикормом, самое время начать его вводить.

На грудном вскармливании

Одно грудное молоко не может обеспечить подросшего малыша необходимой энергией и питательными веществами. Но, познакомив ребенка с другой пищей, не отменяйте грудное вскармливание: питание взрослой едой – это дополнение к молочному рациону.

На искусственном вскармливании

Педиатры рекомендуют искусственникам вводить прикорм в 4 месяца, чтобы компенсировать недостаток витаминов и минералов, которые получают детки из грудного молока. К 6 месяцам рацион крохи может быть весьма разнообразен, включать каши, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Но молочная смесь исключаться не должна!

На смешанном

Деткам на смешанном вскармливании в полгода уже может быть знаком прикорм, а может быть и нет, но вводить его уже пора! В целом, рацион детей на смешанном вскармливании не должен заметно отличаться от питания малышей-грудничков.

Прикорм

Как вводить прикорм? Прикорм может быть педагогический, когда кроха пробует все по понемногу со стола родителей (естественно, родители при этом придерживаются принципов здорового питания) или педиатрический, советы и рекомендации по которому даст ваш педиатр, ориентируясь на развитие вашего ребенка. Например, малышам с недобором веса начинать знакомство с прикормом нужно с каш. Если кроха страдает запорами или у него избыток веса – первыми в его рацион должны войти овощи.

  • Каждый продукт вводим поэтапно. Начав знакомство с одним продуктом, каждый день на протяжении недели увеличиваем количество съедаемой пищи до 50 мг, докармливаем молоком.
  • Новую еду даем малышу с утра, следим за реакцией организма (нет ли сыпи, каков стул малыша и т.д.).
  • Готовить можно самим, а можно покупать еду промышленного производства (пюре в баночках, каши в пачках).
  • Кормить нужно с ложечки. Нельзя оставлять недоеденную пищу на следующий раз!

Елена, мама семимесячной Алины: «Мы прикорм хотели ввести после 6 месяцев, но в начале пятого стало очевидно, что одним моим молоком дочка не наедается. Это проявлялось частым требованием груди, плачем, плохим сном. Визит к педиатру подтвердил мои опасения: недобор веса! Так в 5 месяцев мы стали потихоньку кушать каши».



Уход и гигиена

В целом, гигиенические процедуры в полгода не претерпевают особых изменений. Купание перед ночным сном – обязательно. Если малыш хорошо сидит в ванночке, можно давать ему игрушки. Для безопасности есть смысл заменить ванночку глубоким тазом: это обеспечит поддержку спине ребенка и снизит риск того, что малыш может погрузиться в воду с головой. Для ухода за детской кожей можно использовать гипоаллергенные шампуни и пены для купания.

Мыть ручки нужно чаще: теперь ребенок много проводит времени на полу! Мыть стоит и игрушки, используя для этого детское мыло, а не порошок.

Заключение

Шестимесячный малыш отличается активностью и любознательностью. Ему необходима энергия, чтобы познавать этот мир. Правильный режим дня и полноценное питание с учетом возрастных потребностей – именно здесь малыш черпает свои силы. Общайтесь со своим малышом, обеспечьте ему правильный уход и условия для полноценного развития, и счастливая улыбка ребенка станет наградой за ваши старания.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

Пять-шесть месяцев – возраст, когда малыш уже совсем не похож на того беспомощного кроху, которым был в . Как мама и папам, которые хотят вырастить из своего чада полноценную личность, развлечь и развить его? Я – Родитель подготовил семь игр для полугодовалого крохи.

Какие новые навыки появляются у ребенка в 5-6 месяцев?

Физическое развитие

К полугоду малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно. Некоторые дети уже дети уже вовсю ползают, а некоторые только пытаются добраться до отдаленной игрушки. Появляются первые попытки сесть, малыш может приподняться, опираясь на одну руку, а второй играя предложенными игрушками.

Развитие мелкой моторики и координации

Ребенок начинает манипулировать предметами – брать игрушки, ощупывать их, перекладывать из одной руки в другую. Он уже отчетливо противопоставляет большой палец остальным пальцам кисти.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Ребенок способен находить спрятанный предмет, узнает знакомые предметы, начинает отличать цвета и формы. Он изучает все, что находится вокруг него – игрушки, лица родителей, вещи, ощупывая и рассматривая все, до чего может дотянуться.

Развитие слуха и речи

Ребенок начинает слышать удаленные звуки, различать посторонние шумы, определяет источник звука. Малыш поворачивается на свое имя, ищет глазами знакомый предмет при вопросе взрослого, где тот находится, повторяет за родителями некоторые слоги и звуки.

Семь игр для малыша в 5-6 месяцев

Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?

2 игры для физического развития

«Ползем за игрушкой»

Цель игры: стимулировать малыша ползать

Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.

Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.

«Маленький футболист»

Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка

Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.

2 игры на развитие мелкой моторики

«Воздушный шарик»

Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным

Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными. Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.

Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую

Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.

При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.

Игра на развитие зрительного восприятия

«Где картинка?»

Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)

Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».

Время от времени меняйте изображения на коробке.

2 игры на развитие речи

Пальчиковые игры

«Сорока-белобока»

Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.

Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.

Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.

«Ладушки»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:

Ладушки, вы – ладушки
Где были?
- У бабушки!...

Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для , а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.

Екатерина Кушнир

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.