Аудиторская проверка -- достаточно сложный процесс. От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации - т. е. задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.
Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) -- предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Это установлено общероссийским стандартом «Планирование аудита».
Для приближения к оптимальному варианту проведения аудиторской проверки ее необходимо должным образом спланировать. Исходя из изложенного выше, целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия.
Планирование аудита - это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.
Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующие задачи:
сбор информации о потенциальном клиенте, в частности о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии;
оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;
выявление учетных областей с повышенным внутренним риском (областей, в которых сосредоточены «ключевые по риску» документы);
формирование стратегии проведения проверки, оценка трудозатрат, сроков, стоимости.
Результаты процесса планирования в соответствии с порядком, установленным общероссийским стандартом «Планирование аудита», оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.
Сложившаяся практика выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:
- 1) предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование);
- 2) оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора);
- 3) оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
- 4) оценка составляющих аудиторского риска;
- 5) оценка уровня существенности (допустимой ошибки);
- 6) выявление значимых для аудита областей учета (областей с повышенным внутренним риском);
- 7) формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);
- 8) документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).
В ходе первого этапа (предварительного изучения экономического субъекта) аудитор оценивает возможность проведения аудита, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Предполагается, что информация, полученная аудитором в ходе этапа предварительного планирования, позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость).
Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются, как указывает общероссийский стандарт, подготовительными к проведению собственно проверки.
Письмо-обязательство содержит условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта. В письме-обязательстве должны быть приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
- б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
- - учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- - влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- - планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
- в) риск и существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
установление уровней существенности для аудита;
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
- д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
- - привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- - привлечение экспертов;
- - количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- - количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
- е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:
учредительные и другие общие документы предприятия (устав, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и др.);
учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения);
основные средства; нематериальные активы; производственные запасы;
расчеты по оплате труда; затраты на производство;
готовая продукция, товары и реализация;
денежные средства; расчеты;
финансовые результаты и использование прибыли;
капитал и резервы; кредиты и финансирование;
учет по забалансовым счетам; бухгалтерская отчетность.
Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита.
В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Нестеров А.К. Аудит и аудиторская деятельность // Энциклопедия Нестеровых
В статье раскрыта сущность аудита и определена специфика аудиторской деятельности.
Понятие и сущность аудита
Слово аудит происходит от латинского audio, что означает буквально "он слышит". Аудиторская деятельность в классическом понимании этого слова – независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии.
Вместе с тем, проведение аудита может быть инспирировано как внутренними, так и внешними по отношению к предприятию субъектами, что не отменяет обязательный характер независимости проведения аудиторской проверки.
В сфере аудиторской деятельности произошло расширение спектра услуг, которые оказывают аудиторы. Наряду с проведением аудиторских проверок и сопутствующих услуг, аудиторы оказывают услуги в рамках консультирования по вопросам организации бухгалтерского учета, налогообложения, а также по постановке управленческого учета, автоматизации учета и т.п.
Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.
Согласно положению Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об аудиторской деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В ходе аудита также проверяется соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.
Аудит подразделяется на . Внутренний аудит проводит контрольный орган внутри самого предприятия. Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Основная часть аудиторских проверок относится к внешнему аудиту.
Внешний аудит может быть добровольным, который проводится по желанию предприятия, и обязательным, проводимым в соответствии с законодательными актами. Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов.
Внешний аудит предполагает оценку системы отчетности, проверку и оценку активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита – установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результат деятельности за определенный период.
Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита – помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит включает в себя два направления:
- оценка адекватности систем контроля – проверка контроля учета, устранение выявленных недостатков и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления;
- оценка эффективности хозяйственной деятельности – анализ различных сторон функционирования предприятие, разработка предложений по их совершенствованию.
Специфика аудиторской деятельности и ее роль
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об аудиторской деятельности":
Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Под достоверностью при этом понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отчетность должна быть достоверной, чтобы ее пользователи могли делать на ее основе правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения.
В системе аудиторской деятельности выделяют следующие организационные формы:
1. Государственный контроль - обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством, соблюдение законности.
2. Специальный контроль - возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.
3. Внутриведомственный контроль - осуществляется в виде ревизий вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.
4. Вневедомственный контроль - предполагает проведение аудиторских проверок независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.
5. Внутрихозяйственный контроль - аудит осуществляется внутри организации собственными силами.
6. Независимый аудит – осуществляется независимыми аудиторами, имеющими специальную подготовку и независимыми от проверяемой организации как в финансовом, так и организационном плане.
7. Общественный контроль - базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, средствами массовой информации. Результаты общественного контроля не являются юридически значимыми, но могут послужить основанием для проведения контрольных проверок или аудита органами власти.
Потребность в аудиторской деятельности создали следующие условия:
Несовпадение интересов составителей информации и пользователей;
Опасность принятия хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, что приведет к негативным экономическим последствиям;
Необходимость специальных знаний для оценки достоверности бухгалтерской отчетности, которыми не обладают ее пользователи.
Литература
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
2. Баханькова Е.Р. Аудит. – М.: Инфра-М, 2013.
3. Макарова Л.Г., Штефан М.А., Ковина А.К. Основы аудита. – М.: изд-во ВШЭ, 2013.
4. Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. – М.: Инфра-М, 2013.
5. Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: Кнорус, 2015.
Аудит и аудиторская деятельность. (см. ст. 1 закона). Прочие аудиторские услуги.
независимой проверке
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Объектом аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций и отражение в ней итоговой производственно-хозяйственной деятельности.
Финансовый аудиторский контроль осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Сопутствующие аудиту услуги – это отличные от аудита услуги, перечень которых устанавливается аудиторскими стандартами:
1. Обзорные проверки.
2. Согласованные процедуры и компеляции финансовой отчетности.
Прочие аудиторские услуги (ст.1 ч.7 ФЗ №307):
1. Постановка, восстановление и ведение бух учета.
2. Составление бухгалтерской отчетности.
3. Налоговое консультирование. Сюда входят финансовые и управленческие консультации, оценочная деятельность и разработка инвестиционных проектов, обучение в областях связанных с финансовой деятельностью.
Аудиторская фирма, заключившая договор на восстановление и/или ведение бух учета не может проводить в этой организации аудиторскую проверку.
Поскольку сопутствующие услуги не являются аудитом, аудитора, исполняющего их, называют исполнителем.
Виды аудита и аудиторских услуг.
Классификация аудита:
a. Независимый.
b. Государственный.
c. Внутренний.
2. По законодательству:
a. Обязательный
b. Инициативный.
3. По частоте проведения:
a. Первоначальный.
b. Повторяющийся.
4. По целям:
a. Финансовый аудит.
b. Аудит на соответствие законодательству.
c. Специальный аудит (работа по аттестации).
d. Налоговый.
e. Управленческий и т.д.
5. По направленности:
b. Банковский.
c. Страховых организаций и т.д.
Аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.
Сущность аудита заключается не только в подтверждении или не подтверждении бух отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность. Также аудит предусматривает разработку предложений по оптимизации деятельности предприятий.
Аудиторскую проверку следует отличать от ревизии.
Содержание элементов | Аудит | Ревизия |
Определение | предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. | Это проверка осуществляемая гос. органами, с целью наказаний виновных лиц в мошенничестве и хищении. |
Цель. | Формирование мнения о верности, объективности, законности учета и отчетности, возможностях и о способах предупреждения кризисных ситуаций и банкротства предприятий всех форм собственности | Установление достоверности и законности бухучета и отчетности, выявление недостач, растрат, краж товарно-материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений предприятий госсектора, организаций, финансируемых за счет бюджета |
Задачи | - оценка системы учета и внутреннего контроля как элементов менеджмента; - оценка аудиторского риска; - установление верности, объективности и законности учета и отчетности; - разработка рекомендаций по оптимизации систем учета и внутреннего контроля для упрочения финансового положения клиента. | -Установление целесообразности, законности совершенных хозяйственных операций и их отражения в учете и отчетности; - оценка организации бухучета с точки зрения обеспечения сохранности государственной собственности; |
Субъекты | Аудиторские фирмы, индивидуальные аудиторы | Органы государственного финансового контроля |
Объекты | Системы учета и внутреннего контроля, информационные системы | Состояние учета и отчетности, сохранность государственной собственности |
Порядок организации | Этапы организации идентичны (различия возникают при осуществлении контрольных процедур | |
Проводится на основе заключенного договора с предприятием-заказчиком (обязательный – ежегодно либо раз в три года; инициативный – в любое время) | Проводится на основе приказа руководителя территориального органа государственного финансового контроля (периодичность – ежегодно, по поручению правоохранительных органов – в любое время) | |
Состав контрольной информации | Аудиторский отчет в составе: -информации аудируемому лицу; - аудиторского заключения; | Акт ревизии |
Пользователи контрольной информации | Собственники капитала предприятия (учредители), инвесторы (акционеры. Банки), деловые партнеры, государственные администрации | Руководитель вышестоящей организации, руководитель предприятия, администрация |
Аудит и ревизия рассматривают 1 предмет – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Их общая цель: выявление негативных явлений в производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Каждый из нас когда-то слышал странное и незнакомое слово «Аудит», а также сталкивался с таким понятием, как аудиторская деятельность. Очень часто возникают вопросы касательно того, чем же занимаются люди этой профессии? У многих возникают ложные ассоциации с работой в сфере звукового обслуживания мероприятий, однако это не так: аудиторы - это не звукооператоры! намного более интересна, сложна и ответственна.
Аудиторская деятельность представляет собой проверку финансовой отчетности предприятий, правильности ведения документации, отображения хозяйственной деятельности во внутренних документах предприятия и перенесения данных в финансовую отчетность. в РФ начала развиваться с распадом Советского Союза, однако лишь с двухтысячных годов можно говорить о начале реального развития аудита в России, ведь именно в это время в нашу страну пришли такие всемирно известные аудиторские копании, как Pricewaterhouse Coopers, KPMG, Эрнст энд Янг и другие.
Как мы уже сказали, аудиторская деятельность заключается в проверке правильности отображения операций хозяйственной деятельности. Заметим, что каждая отображается в документации предприятия не один раз. Прежде всего, она отображается в так называемом который является основным доказательством проведения операции. Скажем, если речь идет о покупке каких-либо материалов, первичным документом будет накладная; если мы отображаем стоимость основных средств, то в качестве первичного документа будет рассматриваться еще и акт
После того, как операции были отображены в первичных документах, они регистрируются в журнале проведения хозяйственных операций, в котором записывается суть операции и по которым записывается дебет и кредит. После регистрации операции в журнале делается соответствующая запись в ведомостях по обоим корреспондирующим счетам, а в конце года конечные сальдо по всем счетам отображаются в балансе и других документах финансовой отчетности предприятия.
Задача аудитора, в первую очередь, состоит в том, чтобы проконтролировать правильность отображения хозяйственной операции на всех этапах ведения учета - от первичного документа до отчетности.Как правило, аудит проводится по отдельным участкам учета, то есть отдельно проверяется дебиторской и кредиторской задолженностей, расчетов с покупателями, движения денежных средств и так далее. Необходимость проведения отдельных проверок по каждому участку учета объясняется чрезвычайно большим объемом работы и, как следствие, высокой вероятностью появления ошибок и неточностей при аудите «всего и сразу».
Аудиторская деятельность завершается представлением руководству компании письма-вывода, в котором аудитор высказывает свое мнение касательно состояния дел на предприятии. В данном выводе он указывает на неточности и нарушения, обнаруженные в ходе проверки. Вообще, вывод может быть трех типов: положительный в случае отсутствия нарушений, условно-положительный в случае обнаружения нарушений, не превышающих порог существенности, и отрицательный, если аудитор обнаружил существенные нарушения. Порог существенности принят в размере пятипроцентного отклонения значения показателя, отображенного в отчетности, от его настоящего значения.
Аудиторская деятельность играет важную роль в функционировании экономического механизма как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом, ведь благодаря аудиторам избегается появление множества ошибок в финансовой отчетности, а также осуществляется противодействие совершению различных экономических махинаций.
Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматривает и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:
услуги действия (услуги но созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных);
услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта);
информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).
Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.
Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Результат аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.
Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг.
Аудит - вид коммерческой активности - в отличие от консультирования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исторически профессиональный аудит стал формироваться как следствие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а аудиторы их строго придерживаются.
Консультирование - это «любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это». Под консультированием понимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуацию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большинство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют».
Управленческое консультирование - это «консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений».
Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном порядке, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.
Главный критерий успешности и эффективности работы консультанта - уровень удовлетворения потребности клиента в осуществлении какого-либо управленческого решения в рамках своей организации. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда своему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.
Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, позволяющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Такой международный сертификат получила пока единственная российская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).
Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, - диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об экспертизе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР).
Международная организация труда (МОТ) с момента своего появления уделяла значительное внимание развитию служб управленческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные службы для различных секторов экономики и готовить преподавательские кадры и консультантов по вопросам управления.
Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство - предприниматели - трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена присоединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифицировала 55 конвенций, из которых действуют 48.
Аудит и консультирование - смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуемой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стандартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.
Аудит и ревизия .
Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.
Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача аудитора - определить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.
По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.
Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор должен соблюдать конфиденциальность.
Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.
Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же - развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.
Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как необходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.
Контроль - это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел». Среди видов контроля можно выделить административный, технический, хозяйственный, финансовый, экономический, экологический.
Становление аудита в России
Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господствуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стремления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.
В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустроить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных учреждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная деятельность государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров»).
В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный комиссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались проверка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. - Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. - Комиссия советского контроля, 1940 г. - Народный комиссариат государственного контроля, 1946 г. - Министерство народного контроля СССР, 1965 г. - Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно возрастал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требовалось тех, кто проверял бы правильность их работы.
Правительство время от времени предпринимало попытки скоординировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.
После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.
Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-экономический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.
В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита - независимого контроля. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться независимым - его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.
Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволило создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.
В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Контакт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.
В это же время на аудиторском рынке России появилась «большая шестерка» западных аудиторских фирм. В январе 1990 г. образовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их расположения или принадлежности.
К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.
Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стратегического и оперативного управления, при выполнении всех управленческих функций, при проведении технической работы по управлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостатки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию понятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бухгалтеров.
Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планируется создание единого федерального органа для регулирования деятельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются условия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в компетенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответственно в два раза.
Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.
Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.
Таблица 1.4
Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %