Евангелисты. Символы евангелистов и их значение Евангелист лука телец

; соответственно, в христианской традиции признаны четыре евангелиста - Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Точнее, авторство евангелистов особого рода, не претендующее на индивидуальное авторство в современном смысле слова, но ставящее целью донести весть об Иисусе Христе и Его учении; оно обозначено специфической формулой «Евангелие от…», что значит «Евангелие, скрепленное авторитетом такого-то», «воспринятое из уст такого-то» (см. подробнее Евангелие).

Йорданс Четыре евангелиста.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова указывается, что первое животное было подобно льву, второе - тельцу, третье имело человеческий лик, а четвертое было «подобно орлу летящему» (Откр 4:7). Лица в том порядке, в каком они указаны у Иезекииля, были соотнесены с четырьмя евангелистами - в порядке следования Евангелий в каноне - и стали изображаться в христианской иконографии (см. Иконы).

Впервые такое изображение зафиксировано на мозаике в церкви св. Пуденцианы в Риме (начало 5 в.). Постепенно выработался определенный иконографический канон: если символы четырех евангелистов изображались в один ряд, то художники придерживались порядка Евангелий в составе Нового Завета, т. е. изображали последовательно ангела , льва, тельца (быка) и орла; если же символы помещались в четырех углах иконы, фрески, картины, миниатюры, то в верхнем ряду слева изображался ангел, справа - орел (как символы небесных сфер), а в нижнем ряду слева - лев, справа - телец (как символы земного мира).

Далее в эпоху Средневековья в четырех животных и их ликах увидели символику, связанную с самим Иисусом Христом: являясь человеком во всей полноте и одновременно неся в Себе всю полноту духовной природы (ангел), Он был принесен в жертву как жертвенное животное (телец), затем восстал подобно льву и вознесся на небо подобно орлу.

Г. В. Синило

Символы евангелистов: Лев, Телец, Ангел, Орел

Символы евангелистов - символические изображения четырёх евангелистов в образе существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие. Источник символов можно найти в ветхозаветном пророчестве Иезекииля (Иез.1).

С 1722 года по указу Синода запрещено изображать евангелистов непосредственно в виде животных. Символы евангелистов могли лишь сопровождать изображения в человеческом облике. Символические изображения остались в старообрядческой иконописи.

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк - орлом, Матфей - ангелом, Лука - тельцом. Такое толкование пророчества Иезекиля восходит к Иринею Лионскому.

Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова:И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны - лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. Иез 1:4-10

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Откр 4:7

Первоначально евангелисты идентифицировались с четырьмя херувимами (престольными ангелами Господними), но с V в. их вытеснил тетраморфизм. Эта четвероликость исходит из древневосточных представлений о стражах четырех краев света, держащих небосвод, которые в свою очередь основываются на зодиакальных символах.Ириней Лионский (ок. 180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования:

  • лев - выражает царственную мощь,
  • телец - жертвенное служение,
  • человек - вочеловечение,
  • орел - боговдохновенность (Pneuma), пронизывающую Церковь.

Иероним (ок. 348-420) мотивирует это таким образом:

  • Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа;
  • Марка - лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» - Иоанна Крестителя;
  • Луку - жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии;
  • Иоанна - орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес .

В дальнейшем произошла рядоположенность четырех евангелистов с другими группами той же численности. Например, в текстах встречается сравнение Евангелий с четырьмя реками рая.Несомненно, речь идет о специфическом олицетворяющем воплощении величественности, мощи, силы и проницательности и устремленности на основе древних мотивов и традиций. Древней является и их соотнесенность с четырьмя главными добродетелями - мудростью, неустрашимостью, рассудительностью и справедливостью.

Г. Хайнц Мор

Евангелисты в астрологии

Символических животных евангелистов соотносят с зодиакальными знаками «фиксированного креста», приходящимися на середину четырёх времён года.

Каждая религия базируется на большом количестве символов, имеющих глубокий сакральный смысл. Их толкование раскрывает основные каноны учения и позволяет проникнуть в самую его суть с помощью простых аллегорий. Подобные традиции существуют в буддизме, иудаизме и, конечно же, христианстве. Можно сказать, что учение Христа более других подвержено символизму. Это хорошо прослеживается на православных иконах и в Больше всего вопросов вызывают символы евангелистов и их толкование. Особенно интересуются этим люди, недавно пришедшие к Богу и еще плохо понимающие аналогии и аллегории. Попробуем раскрыть данную тему в этой статье и облегчить восприятие основных символов христианства.

Евангелисты: кто они такие?

Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие - это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает "благая весть". Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.

Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:

  • Матфей.
  • Марк.
  • Иоанн.
  • Лука.

Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.

Евангелисты и их символы

Символы евангелистов встречаются практически в любой храмовой росписи. Они отражают соответствие каждому стороннику данного течения определенного животного, несущего свое значение. В традиционном толковании 4 евангелиста и их символы выглядят следующим образом:

  • Матфею соответствует ангел.
  • Рядом с Марком располагается лев.
  • Лука изображается рядом со львом.
  • Иоанн находится рядом с орлом.

Данные символы сформировались приблизительно во втором веке и сейчас считаются классическими.

Тетраморф: видение Иезекииля

Своим появлением символы евангелистов обязаны Однажды он узрел в своих видениях необычное существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека и четыре лика:

  • человеческое лицо;
  • морду льва;
  • голову орла;
  • морду тельца.

Изначально данный образ толковался как история о четырех херувимах, находящихся у трона Господня. Но со временем в терминологию вошло слово "тетраморф", обозначающее единство четырех образов. Данное существо даже располагалось на росписи первых христианских храмов, но со временем его вытеснило иное толкование видения.

Откровение Иоанна Богослова

Иоанн Богослов представил тетраморф уже в образе четырех отдельных существ:

  • ангела;
  • льва;
  • орла;
  • вола.

Эти существа и стали представлять собой символы евангелистов, ведь каждое животное имеет свой сакральный смысл, поясняющий учение Христа в людском изложении. К тому же данные символы считаются главными стражами четырех углов мира и престола Иеговы.

Трансформация христианской символики

Стоит отметить, что соответствия животных евангелистам устоялись не сразу. В толковании разных богословов символам придавались разные значения, а евангелистам приписывались разные животные. Богословы долго спорили о значении символики и не могли прийти к единому мнению.

Больше всего споров вызывало значение льва и вола. Они часто относились то к одному, то к другому евангелисту. Но в конечном итоге спустя несколько столетий закрепились уже описанные нами аллегоричные образы животных и авторов Евангелия.

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Евангелист Матфей

Рядом с Матфеем всегда изображается ангел. Он толкуется как очеловечивание Христа, ведь в Евангелии от Матфея рассказывается о Его генеалогии и рождении в человеческом облике. Именно поэтому ангел является символом Матфея, его благая весть дает людям понимание того, что Христос более близок к человеку, чем ему кажется. Он заключает в себе любовь и милосердие, проявления которых в человеческой душе Ему столь желанны.

Символ лев: Евангелие от Марка

В Евангелии от Марка открывается царская власть Христа, его достоинство и господство над всеми душами. Именно царская власть выражается в воскресении Христа - доказательстве его происхождения и значения прихода в мир людей. Как лев, Он победил врагов и остался преисполненным достоинства.

Бык или жертвенный агнец - символ евангелиста Луки

Во все времена телец считался жертвенным животным, он часто упоминается в Библии, поэтому как нельзя лучше подходит для символа. Иисус Христос принес себя в жертву и тем самым раскрыл свою священную сущность, которую Лука изложил в своем благовесте. Евангелист рассказал о распятии Христа и полностью истолковал его смысл для людей.

Евангелист Иоанн: символ

Это животное имеет несколько толкований. Если рассматривать его так же, как остальные символы евангелистов, орел означает вознесение Христа на небеса. Это заключительный этап его земного пути, возвращение к Небесному Отцу.

Многие богословы считают, что орел еще символизирует Святого Духа, парящего над всем мирским и суетным. Даром Святого духа наделены только особо отринувшие все страсти земные.

Где и как изображаются символы?

Чаще всего символы евангелистов прослеживаются в иконописи, но в данном случае мы можем говорить о немного ином изображении. Дело в том, что на иконах обычно воспроизводится тетраморф, данная техника считается традиционной для христианства.

Но символика евангелистов все же присутствует в храмах, обычно животные изображаются на церковном куполе по четырем сторонам соответственно. По христианским канонам, в центре всегда располагается образ Господа. При подобной росписи животные соблюдают определенный порядок:

  • в левом верхнем углу располагается ангел;
  • правый верхний угол отдан орлу;
  • нижний левый угол принадлежит льву;
  • в правом нижнем углу всегда расположен телец.

Часто животных изображают на Там они соседствуют с

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных , .

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла . Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.


Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия , написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн . Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами . Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть» , апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.


Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского ) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев , Луке -Телец (Вол), а Иоанна символизирует Орел .

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный» ). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.



Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания


В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов ) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек , искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу , далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу .

Похожее сравнение встречается и у патриарха Софрония . Он считал, что Человек - это символ явления во плоти Господа Иисуса Христа, Лев – сила и слава Господа, Телец – служение и жертва Христа, Орел – символ сошедшего Святого Духа.


Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.

Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем , ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг .

Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.

Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.


Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра . Марка отождествляют с мощным и сильным Львом , символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.


Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг . Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла . В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).


Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века .

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение .



Символом апостола Иоанна является Орел , это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

На иконах и других священных предметах часто можно увидеть изображения символов евангелистов. Это изображения четырех живых существ – ангела, льва, тельца (быка), орла. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Восходят символы к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех»(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7).

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов были 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Изначально, по Иринею Лионскому, трактовка этих символов была такой: лев – Иоанн, орел – Марк, человек – Матфей, вол – Лука.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Больше информации Вы найдете в нашем издании

Книгой А. В. Подосинова мы начинаем издание новой серии под названием SERIES MINOR (Малая серия). В ней будут публиковаться сравнительно небольшие научные работы. У каждого ученого возникают интересные темы, разработка которых превышает рамки журнальных статей, но в то же время не требует объема «толстых» книг.

Научная ценность таких трудов отнюдь не меньше, чем прочих, однако с их публикацией часто возникают сложности. Задача новой серии дать возможность «малым трудам» быстро увидеть свет. Наряду с монографическими работами в ней предполагается также издавать небольшие тематические сборники.

Сейчас, например, готовится к изданию сборник статей историков, археологов, филологов, астрономов и математиков, посвященных критическому анализу «Новой хронологии» академика А. Т. Фоменко.

Тематика SERIES MINOR остается традиционной для нашего издательства. Это - история культуры, семиотика, филология, философия, история. Мы надеемся, что новая серия найдет отклик как у исследователей, которые будут заинтересованы предложить в нее свои труды, так и у читателей, следящих за нашими изданиями.

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение

Язык. Семиотика. Культура. Малая серия

Москва: Языки русской культуры, 2000. - 176 с.

ISВN 5-88766-042-2

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Содержание

Предисловие

Введение

ЧАСТЬ I. ЗООАНТРОПОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Истоки символов евангелистов в Новом и Ветхом Завете
  • Откровение Иоанна Богослова (4, 6-7)
  • Книга пророка Иезекииля (1, 4-26).
  • Херувимы в Ветхом Завете и в последующей традиции
  • Ближневосточные и египетские параллели
  • «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света
  • Состав «четырех животных» на фоне архаических культур Евразии
  • Три животных - символы вертикальной трехчленности космоса
  • Соотношение трехчленной вертикали и четырехчленной горизонтали
  • Место человека в четырехчленной горизонтальной картине мира
  • Виды тетраморфкости символов стран света
  • Попытка атрибуции библейских «животных» странам света
  • Вторичное осмысление символов евангелистов как персонификации стран света

ЧАСТЬ II ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Книга пророка Захарии (6, 1-6)
  • Откровение Иоанна Богослова (6, 1-8)
  • Вместо заключения:
  • «Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая...»

Список сокращений

Литература

Список иллюстраций

Zusammenfassung

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Введение

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть.

Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра,

И так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви есть Евангелие

И Дух Жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа.

Св. Ириней, «Против ересей»

В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк - льва, Лука - быка (тельца), Иоанн - орла.

Впервые эти существа были соединены с именами евангелистов во II в. Иринеем Лионским, его атрибуция символов отличалась от принятой позже (человек символизировал собой Матфея, лев - Иоанна, телец - Луку, орел - Марка). Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII в. его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа, а также Григорий Великий (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный бык, при воскресении- лев, при вознесении - орел. Интерпретация и атрибуция существ у Иеронима и в основанной на его авторитете последующей традиции (вплоть до современных христианских энциклопедий) такова: атрибуция живых существ тому или иному евангелисту связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка - проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки - жертву Захарии, орел Иоанна-возвышенный, устремленный к небесам характер зачина иоаннова Евангелия.

Часто христианские богословы приводили обе (или даже более) трактовки связи евангелистов и живых существ. На христианском Востоке была принята интерпретация, сходная с иринеевской, а именно, лев олицетворяет иоанново Евангелие, так как там описывается происхождение Христа от Бога-Отца, бык - Евангелие Луки, а человек - Евангелие Матфея (объяснение Иринея сходно в этих двух случаях с иеронимовым), орел - Евангелие Марка, ибо оно имеет профетический характер и исполнено Святого Духа.