Вера православная - поклонение волхвов. Три волхва, пришедшие к новорождённому Иисусу

"Дары волхвов" находились в Москве с 7 по 13 января 2014 года .

Дары волхвов. Нашей прогрессивной общественности только дай повод поглумиться над другой частью общества. Оно, конечно, как не глумиться, когда, если журналисты не обманывают, громкоговоритель у храма Христа Спасителя сообщал: " " и прочие известные заявления имели место. Не буду рассуждать об очереди, подлинности и времени изготовления реликвий. Не устояв перед всеобщим PR-ом даров, предлагаю посмотреть на родившегося Спасителя, которому поклоняются волхвы, и пастухи, и родители, и звери.

Jacopino di Francesco. Active 1320-1350. The Nativity and the Adoration of the Magi. circa 1325-1330

По свидетельству Тацита, Светония и Иосифа Флавия на всем востоке в то время господствовало убеждение, основанное на древних пророчествах, что скоро восстанет в Иудее могущественный царь и подчинит себе весь мир. И вот, что сообщают источники.


2.


Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в. Над головами волхвов можно прочесть их имена / Magi. Basilica of Sant"Apollinare Nuovo in Ravenna, Italy via

От Матфея святое благовествование . Глава 2:

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

3.

Bartolo di Fredi. Adoration of the Magi,1385-88

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

4.

The Adoration of the Magi. c. 1420. Unknown Master, German

9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

5.


Джентиле да Фабриано . Поклонение волхвов, 1423, Уффици / Gentile da Fabriano, The Adoration of the Magi, 1423, tempera and gold leaf on panel. Galleria degli Uffizi, Florence. Detail. По клику - композиция в полном виде. Фрагмент крупно

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

От Луки святое благовествование . Глава 2:

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

6.


Master of Moulins. Nativity circa 1480 Musée Rolin, Autun

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! 15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

7.


Domenico Ghirlandaio. Nativity and Adoration of the Shepherds. 1485

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. 18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

8.

The Nativity, by Bicci di Lorenzo. ca XV

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. 20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

9.

The Adoration of the Magi. Altarpiece Place of origin Italy (made) Date ca. 1500-1510

Итак, поклонение волхвов — евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока (греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν), чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары: золото, ладан и смирну. Дары были символичными , а само поклонение волхвов означает явление Христа язычникам.

10.


The Adoration of the Kings. Jan Gossaert . 1510-1515. National Gallery, London

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 6:3:

Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.

11.


Painted and gilded limewood panel depicting the Adoration of the Magi, by Augustin Henckel, Schaffhausen, Switzerland, 1500-1520

Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово μάγοι. В античной литературе, в основном, существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа.

12.


Hans Memling. Adoration des Mages. 1463. via

В латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («маги», «волшебники») — это слово исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии; в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком.

13.


Antonio Vivarini, Adoration of the Kings. 1418

Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного впервые появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

14.


Hugo van der Goes - The Adoration of the Kings. Monforte Altar.1470

В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён: Аппелликон, Америн и Дамаскон и еврейские: Магалат, Галгалат и Серакин. Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан, как брата или потомка брата персидского царя Дария I. В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.

На средневековом Западе они получают имена, в настоящее время распространённые повсеместно: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

15.

Eusebio di Jacopo di Cristoforo da San Giorgio, The Adoration of the Magi, c. 1505. via

Евангелисты не пишут о количестве волхвов. Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека: Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик; трёх различных сторон света: Бальтазар — чернокожий, возможно абиссинец или нубиец - Африка; Мельхиор — белый человек - Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде - Азия. То есть родиной их были три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

16.


Adoration of the Magi. Filippino Lippi . 1496

В Сирийской церкви существует предание о 12-ти волхвах, прибывших в Иерусалим с огромной свитой.

Церковное Предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими, — в V веке над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия, ставшая первым общежительным монастырём в Палестине.

17.


Bigarelli Guido, Pulpit, XIII A.D. Tuscany, Italy. Фрагмент 1 . Фрагмент 2

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах.
Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский.

18.


Adoration and Crucifixion Diptych. 1340-1360

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV (?)или V веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.

19.


Albrecht Dürer. L"Adoration des mages. 1504. via

В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления. 6 января, в некоторых католических странах — выходной день. Они считаются покровителями путешественников. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.

20.

Поклонениt пастухов / Adoration of the Shepherds, c.1500. Manuscript Image of Bodleian MS. Arch. Selden B. 26, fol. 8r

Начиная с 15 века сюжет Поклонения волхвов стал часто совмещаться со сценой Поклонения пастухов (от Луки. 2:8—20). Это позволяло художникам разнообразить изображение, добавляя больше людей и животных. В некоторых композициях, например, триптихах, эти две сцены поклонения могли становиться боковыми створками при центральной сцене Рождества.

21.


Duccio, The Nativity with the Prophets Isaiah and Ezekiel.1308 or 1311

Путешествие афонских даров волхвов 2014 года: Москва 6-13 января, Санкт-Петербург 14-17 января, Минск 18-24 января, Киево-Печерская Лавра 25-30 января.

22.


A Natividade - Domenico Ghirlandaio, c.1492

Удивительно, но как раз тогда, когда сто тысяч христиан стояли в очереди к Дарам, мои друзья искали по Москве тромбоциты для умирающего больного. Я уверена, если б мы пришли и попросили крови, многие, поклонившись Дарам, пошли и сдали бы. Ведь правда?

Ведь в городе, где такие толпы христиан, что их приходится даже кордонами сдерживать, просто не может быть неухоженных стариков, брошенных детей, недостатка крови в больницах. Если они все-таки есть, вероятно, проблема в том, что мы не пришли поговорить с тем, кто стоит в очереди.

Как вы думаете?

25.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

(Поклонениецарей)

(Матфей, 2:1-12)

(1) Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: (2) где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (3) Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (4) И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (5) Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: (6) и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. (7) Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (8) и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщатель­ но разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. (9) Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (10) Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, (11) и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (12) И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Мф. 2:1-12)

Вопрос, на который с самого начала необходимо ответить, для того чтобы яснее осознать иконографические особенности сюжета Поклонение волхвов, касается хронологии событий евангельской истории. У Матфея рассказ о поклонении волхвов следует непосредственно за рассказом о рождении Христа. По традиции акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов. И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества (пещера, вол и осел, ясли и другие; подробнее об этом иконографическом типе см. ниже). Но если поклонение волхвов произошло сразу по рождении Христа, то не остается времени для событий, описанных Лукой, в частности всего того, что произошло в храме на сороковой день после рождения Младенца.

До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки. В сюжете с волхвами мы впервые сталкиваемся с необходимостью восполнить недостающие у Луки эпизоды рассказом другого евангелиста, в данном случае Матфея. С такой необходимостью сведения разных источников воедино с целью воссоздать связанную последовательность событий жизни Христа мы будем сталкиваться часто. Таким образом, все четыре Евангелия следует рассматривать как повествования взаимно друг друга дополняющие. Этодостаточно ясно и понятно. Трудность, однако, состоит в уразумении хроноло­гического порядка событий, восстанавливаемых подобным образом.

Итак, когда явились волхвы на поклон Младенцу? В памятниках христиан­ского искусства - и византийского, и русского, и западного - Поклонение волхвов изображается то вместе с Рождением Иисуса Христа, то отдельно. Как в византийском, так и в западном искусстве пещерная обстановка Рождения Иисуса Христа (см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ) иногда исчезает, иногда, как мы уже упомянули, остается. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. Дева Мария может восседать на троне, а Младенец - у нее на коленях с благословляющим жестом или со свитком в руках. В таком случае продление обстоятельств рождения на столь долгий период труднообъяснимо. Соединяя Рождение Иисуса Христа с Поклонением волхвов, художники должны были считать, что два этих события следовали вскоре одно за другим, когда Св. Семейство находилось еще в пещере; разделяя же их, они и сами события представляли себе отстоящими друг от друга на более значительный промежу­ток времени. Но они совершенно игнорировали вопрос времени, когда покло­нение волхвов, как отдельный самостоятельный акт (с взрослым Младенцем), помещали в пещере. Короче говоря, иконографический материал отражает ту неопределенность в решении проблемы хронологии, которая существовала в древних преданиях о времени, когда произошло это событие.

Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов про­изошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном, 77). Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее! - Л.М.), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).

Оправдание мнения, что поклонение волхвов произошло в пещере, встречает затруднение, с одной стороны, в тексте Матфея, который говорит, что оно произошло в доме, а не в пещере (2:11), с другой - в хронологии евангельских событий. Дело в том, что нет никаких оснований считать, что Св. Семейство еще долго после рождения Христа оставалось в пещере. Поэтому если допустить, что поклонение волхвов последовало именно в пещере, то тогда не остается времени для тех событий, которые описаны Лукой, поскольку сразу за покло­нением волхвов произошло избиение младенцев в Вифлееме и бегство Св. Се­мейства в Египет.

В свете приведенных доводов особенно примечательным оказывается Алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена , читаемый (в открытом виде) слева направо: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка).

Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов (Алтарь Колумба) (1458-1459).

Мюнхен. Старая Пинакотека.

Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождения Иисуса Христа и является как бы «синонимом» главного рождественского сюжета. Доказательством этого служит присутствие в Поклоне­нии волхвов рождественских яслей, вола и осла. Алтарь Колумба, сцены которого, естественно, читаются именно в такой последовательности - слева направо, доказывает, что художник исходил из представления, что Поклонение волхвов предшествовало Представлению Господа в храме (или - на языке того времени - Очищению Блаженной Девы Марии).

«Точный порядок событий, происшедших до возвращения Святого Семейства в Назарет, - констатирует в «Жизни Иисуса Христа» Ф. Фаррар, - может быть только предметом неуверенных гаданий. Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. 1:59; 2:21); очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. 12:4); поклонение волхвов было, «когда Иисус родился в Вифлееме» (Мф. 2:1), и бегство в Египет немедленно по уходе их. Предполо­жение, что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, хотя и не невозможное, кажется крайне невероятным. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением Св. Луки (2:22, 39), или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с «востока», для бегства в Египет и возвращения из него. Предположение это затем заключает в себе крайнюю несообразность, будто Св. Семейство возвратилось в Иерусалим, находящийся только в десяти верстах от Вифлеема, спустя лишь несколько дней после такого ужасного события, как избиение младенцев. Вероятнее всего предположить, что бегство в Египет и обстоятельства, приведшие к нему, совершились только уже после принесения в храм. Поэтому в течение сорока дней Святое Семейство пребывало в мире и неизвестности в том городе, который связан был со столькими замечательными событиями и освящен столь дорогими для него как семейными, так и народными преданиями».

Чтобы завершить обзор мнений по этому вопросу, приведем суждение Д. И. Прозоровского, много занимавшегося проблемами хронологии: «Если древ­ние писатели приурочили приход волхвов к самому рождению Спасителя, то это для нас еще не обязательно, потому что писатели не имели в виду исторической разработки вопроса. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. Иосиф прибыл в Вифлеем очень поздно, когда все жилые помещения были уже заняты, и он по необходимости должен был поместиться в вертепе; родившийся вскоре затем Спаситель был положен в ясли, свидете­лями чему были одни только пастыри. Уже в глубокой древности день рождения Спасителя окончательно определен 25 декабря; в восьмой после того день надлежало совершить обрезание, которое и совершено в Вифлееме вполне спокойно, чего не случилось бы, если бы в этот промежуток времени волхвы посетили Вифлеем. В сороковой день по рождении Спасителя следовало Иосифу и Марии явиться в Иерусалимский храм для свершения установленного законом обряда, и обязанность эта отправлена была опять совершенно спокойно, потому что в это время родившийся царь иудейский еще не был на виду у Ирода, так что Иосифу ничего не препятствовало возвратиться в Вифлеем и там готовиться к отъезду в Назарет. Вскоре после того Ирод заболел, и в это время явились в Иерусалим волхвы, возмутившие своими расспросами о новорожденном царе иудейском и без того свирепую душу Ирода, который о Вифлееме, как месте рождения Искомого, узнал только от ученых иудейских, указавших на Вифлеем согласно пророчеству Михея. Ирод раздражился еще более, когда увидел себя обманутым со стороны волхвов, не донесших ему об Искомом и удалившихся в свои страны иным путем. Злость Ирода не знала меры, и дети вифлеемские были истреблены. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод умер после лунного затмения, случившегося накануне еврейского весенне­го поста, а по вычислению известного астронома Лаланда, затмение это случилось в ночь с 12 на 13 марта четвертого года до начала христианской эры, следовательно, тогда был пост Есфири, бывающий в 13-й день месяца Адара. Итак, волхвы ходили в Вифлеем после 40-го дня по рождении Иисуса и поклонялись ему «в храмине», в комнате, в квартире, а не в вертепе, и именно прежде упомянутого лунного затмения» (цит. по кн.: Покровский Н. С . 129 - 130).

Мы оставляем здесь без решения вопрос о возможных перемещениях Св. Семейства между событиями сорокового дня, когда, совершив обряд очищения в Иерусалимском храме, оно отправилось в Назарет, и бегством в Египет, которое произошло из Вифлеема, как не влияющий прямо на иконографию Поклонения волхвов, хотя важный с точки зрения хронологии событий.

Итак, можно констатировать, что включение в картины Поклонения волхвов характерных особенностей, свойственных сюжету Рождение Иисуса Христа, с исторической точки зрения является анахронизмом. При этом, однако, необхо­димо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им, поклонение волхвов произошло непосредствен­но после рождения Иисуса), нежели к специальному, критически проверенно­му историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них. Примечательна в этом смысле последовательность событий, как их воспро­извел на пределле своего знаменитого алтаря «Покло­нение волхвов»: Рождение Иисуса Христа, Бегство в Египет, Представление Младенца Христа в храме («Золотая легенда» Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Св. Семейство провело в Египте семь дней).

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици .


Рассмотрим отдельные элементы, составляющие данный сюжет в живописи.

Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека

К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение - звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели - «звезду Его». Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует. Во II - III веках она обычно ассоциировалась со звездой Иакова, о которой проповедовал Валаам: «(17) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Известны римские саркофаги эпохи раннего христианства, на которых рядом или позади Марии стоит не Иосиф, а именно Валаам; иногда он указывает на звезду. Восход звезды в момент рождения правителя - знамение, чтившееся в античности. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность.

Что касается звезды, увиденной волхвами в их стране (или в их странах), то ИгнатийБогоносец,ОригениЕвсевий полагали,что этобыла особенная, специально созданная для этого случая звезда. Иоанн Златоуст считал ее разумной силой, явившейся в образе звезды.

Традиционным является изображение звезды значительно большего размера, чем другие звезды на небосклоне в этой сцене, и необычайно яркой; иногда она прямо над домом; младенец в ее лучах (примеров множество). Джотто, подчеркивая необычность звезды, изображает ее в виде кометы - случай редкий и неоправданный ни Св. Писанием, ни бытовавшими в его эпоху представлениями о небе (Джотто).

В XIII - XIV веках сюжет приобретает игривый характер: Богоматерь забавляет Младенца яблоком, Младенец треплет за волосы припавшего перед ним на колени волхва, который в свою очередь целует ногу Иисуса. Младенцу около двух лет. Художники более позднего времени, как уже было продемонстрирова­но, населяют свои картины все большим числом персонажей, используя этот сюжет для создания портретных галерей своих современников.

Неизменными участниками сцены Поклонения волхвов являются ангелами. Они частообразуют небесный хор, возносящий Ангельский гимн Господу ( ; верхняя пара ангелов явнопоет, если судитьпо ихоткрытым ртам). Часто художники пиводят слова этогогимна: «Gloria In Excelsis Deo » («Слава в вышних Богу» - Лк. 2: 14). Это первая фраза Ангельского гимна, ставшего второй частью католической мессы. В некоторых случаях ангелы поют по нотам ().

Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.

Гирландайо (как и ряддругие художников Возрождения) снабдил Ангельский хор не только текстом этогопеснопения, но и нотами григорианскогохорала. Композиторы разных эпох писали «Gloria In Excelsis Deo » - Ж. Депре, Палестрина, О. Лассо, А. Втивальди, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист...

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека

Джотто. Поклонение волхвов (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици.

Гертген тот Синт Янс. Поклонение волхвов (1490-1495). Прага. Национальная галерея.

Неизвестный среднерейнский мастер XV века. Поклонение волхвов (ок. 1420). Дармштадт. Музей земли Гессен.

Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.

Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов-царей (1459-1460). Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди.

Рогир ван дер Вейден. Видение трех волхвов (Алтарь Бладелена) (1446-1452). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов (Алтарь Монфорт) (до 1475). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Хуан Рейксах. Поклонение царей (вторая половина XV века). Барселона. Музей искусства Каталонии.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов (нач. 1570-х). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Якопо Бассано. Поклонение волхвов (1560-е). Вена. Картинная галерея Художествен­но-исторического музея.

© Александр МАЙКАПАР

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 67 - ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ)

Тема "Поклонение волхвов" очень обширна в мировой живописи. Постарался представить в этой галерее картины лучших и известнейших живописцев, начиная с Возрождения и заканчивая прерафаэлитами и веком ХХ.
С Рождеством вас, дорогие мои читатели! Добра, радости, любви и надежды на всё самое светлое и хорошее!!!

Поклонение волхвов

Даровал Господь Младенца Деве,
Пресвятой Божественной Марии.
Не в палатах царственных, а в хлеве
Встретил мир явление Мессии.
В нищете Рожденный не угадан,
Но пришли к Нему волхвы с Востока,
Злато, смирну и душистый ладан
Принесли с собою издалека.
И сложили дар свой многоценный,
Пред Младенцем опускаясь долу,
И в страну свою толпой смиренной
Отошли по Божьему глаголу.

Федор Глинка

Hans Memling (German born - Flemish, 1435-1494) Dreikoenigsaltar Mitteltafel Anbetung der Koenige. 1470-е гг. Museo del Prado, Madrid

Поклонение волхвов - евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они поехали домой другой дорогой. Не дождавшись их, Ирод устроил знаменитое избиение младенцев, пытаясь найти того, кого волхвы назвали Царем.

David Gerard (Dutch, 1460-1523) Adoration of the Kings.

Quentin Massys (Flemish, 1465-1530) The Adoration of the Magi. 1526 г. Metropolitan Museum of Art, New York

Волхвы - славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово, которое в античной литературе имеет два значения: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (от латинского magi) и часто изображаются царями. Впервые царями назвал волхвов святой Кесарий Арльский. По числу принесённых даров евангелисты предположили, что их было трое. У волхвов даже есть имена – Каспар (Гаспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар). Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Волхвов изображают, как представителей трёх различных возрастов (Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар родом из Африки – абиссинец или нубиец, Мельхиор – европеец, Гаспар – азиат в восточной одежде).

Albrecht Dürer (German, 1471-1528) The Adoration of the Magi. 1504 г.

Giorgione (Italian, 1476/1477-1510) The Adoration of the Magi.

Raphael (Raffaello Sanzio da Urbino) (Italian, 1483-1520) The Adoration of the Magi (Oddi altar). 1502-03 гг.

Волхвы принесли младенцу три дара: золото, ливан (ладан) и смирну (мирру - драгоценное благовонное масло). Принесённые дары имеют свое символическое значение: золото – царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём, ладан – дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником, и смирна – дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Последний дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа – перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ. Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена именно волхвами, хотя существуют и другие точки зрения.

Simon Bening (Flemish, 1483-1561) The Adoration of the Magi.

Antonio Allegri da Correggio (Italian, 1489-1534) The Adoration of the Magi. 1516-18 гг.

Jacopo Bassano (Italian, 1510-1592) The Adoration of the Magi. 1567-69 гг. Barber Institute of Fine Arts, Birmingham

Поклонение волхвов

Тихо полночь плывет над уснувшей землей.
Ночь безмолвна, пустыня тиха.
В эту ночь на земле безмятежный покой,
В эту ночь на земле нет греха...
И горит и сияет на небе звезда,
Льет лучи, словно солнце вдали...
Не светили так звезды нигде никогда
С сотворения самой Земли...
Знать рождается в мире Владыка царей -
Кроткий вождь поколений земных:
Как маяк на просторе мятежных морей
Для усталых, гонимых, больных...
Тихо полночь плывет над пустыней немой,
И к звезде, воссиявшей вдали,
Днем и ночью спешат, позабывши покой,
От востока волхвы-короли...
Скоро кончится путь их пред звездным лучом,
И придут до прихода зари -
И в пещере глухой пред Небесным Царем
Преклонятся земные цари...
В небе звезды и Ангелы стройно поют:
"Слава в вышних и мир на земли!"
И к Неведомой Тайне с дарами идут
От востока волхвы-короли...

Г. Аркашов

Frans (Floris) de Vriendt (Dutch, 1520-1570) The Adoration of the Magi.

Hendrik ter Brugghen (Dutch, 1588-1629) De aanbidding der Koningen. 1619 г. Rijksmuseum, Amsterdam

Начиная с XV века, поклонение волхвов зачастую начали совмещать со сценой поклонения пастухов. Поклонение пастухов – также эпизод Рождества Христова, описанный в Новом Завете из всех евангелистов только Лукой. Пастухам, работавшим неподалёку от Вифлеема, вскоре после рождения Младенца является ангел и сообщает о рождении Мессии. Близ Вифлеема обычно паслись стада, предназначенные для храмовых жертв, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом. Ангел, возвестивший именно пастухам о рождении Спасителя, сделал это с целью показать, что наступает время, когда не нужно будет им более выращивать скот для заклания, так как жертву за грехи человеческие принесёт Сын Божий. В православной традиции пастухам с вестью явился архангел Гавриил. Он не сопровождает пастухов к месту рождения Иисуса, а «даёт знак», согласно которому пастухи устремляются в Вифлеем. Придя к яслям, пастухи рассказали о явлении им ангела, а Мария сравнила слова ангела, явившегося пастухам, с тем, что было ей сказано в момент Благовещения. Возвратились пастухи домой, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, и рассказали всем об этой новости. Пастухи, по мнению богословов, считаются первыми евангелистами. Количество пастухов в Писании не указано, но обычно их изображают также, как и волхвов, в количестве трех человек.

Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640) The Adoration of the Magi. 1633 г.

Juan Bautista Maino (Spanish, 1569-1649) The Adoration of the Magi. 1612 г.

В изобразительном искусстве и церковной живописи, например, в триптихах, сцены поклонения волхвов и пастухов часто изображались на боковых створках, а центральное место отводилось сцене самого Рождества. В православной иконописной традиции сцена поклонения волхвов тоже не выделяется в отдельный сюжет, а является одной из композиций изображений Рождества Христова. Но в целом, в христианской иконографии сюжет поклонения волхвов был очень популярным, количество картин, написанных на эту тему, огромное множество.

Pieter Fransz de Grebber (Dutch, 1600-1653) The Adoration of the Magi. 1638 г.

Jan Salomon de Bray (Dutch, 1627-1697) The Adoration of the Magi. 1674 г. Historisches Museum, Bamberg

Gaspare Diziani (Italian, 1689-1767) The Adoration of the Magi. 1718 г. Museum of Fine Arts, Budapest, Hungary

Поклонение волхвов

Вступает ночь в свои права,
В пещеру входят три волхва
Гаспар и Мельхиор...
А детство чудно далеко,
И столько выцвело веков,
Что ты забыл с тех пор,
Как звали третьего... Гаспар
Внес ладан. А Младенец спал,
Вдыхая аромат,
И столько времени прошло,
Что помнить стало тяжело
И петь, и понимать,
О чем твердил небесный хор.
Смотрел из ночи Мельхиор,
Как золотился свет,
Как подымался сладкий дым, -
В нем вился холод наших зим,
Сияли лица лет...

Дмитрий Щедровицкий, 1980-е

Rembrandt Harmenszoon van Rijn (Dutch, 1606-1669) The Adoration of the Magi. Hermitage

Sebastiano Ricci (Italian, 1659-1734) The Adoration of the Magi. 1726 г. Royal Collection, Hampton Court Palace

Одними из первых изображений считаются рельефы на саркофагах IV в. В ранних изображениях волхвы показаны одетыми в персидские одеяния и фригийские колпаки, на византийских работах головы волхвов часто украшают небольшие головные уборы типа тюбетейки. В Х веке в западном искусстве на головах волхвов появляются короны, и они из жрецов превращаются в царей. Тогда же их начинают изображать, как людей разных возрастов. Обычай изображать волхвов, как представителей разных рас, возникает опять же на западе только в XII веке и становится каноническим в веке XV-м. С XIV века, когда средневековье «праздновало» свой пышный закат, дары волхвов стали изображать не в виде кубков, а в виде изысканных золотых шкатулок, да и одежды дарителей стали более роскошными.

Giovanni Battista Tiepolo (Italian, 1696-1770) The Adoration of the Magi. 1750 г. Metropolitan Museum of Art, New York

Carle Vanloo (French, 1705-1765) The Adoration of the Magi. 1760 г. Los Angeles County Museum of Art

Jean-Jacques Lagrenée (French, 1739-1821) The Adoration of the Magi.

Повторюсь, сюжет поклонения волхвов был популярен среди художников, поскольку помогал показать талант мастера. Сцена представляла собой сложную, многофигурную композицию, в которой присутствуют не только младенец Иисус, дева Мария и сами волхвы, но Иосиф, пастухи, ангелы, а также животные – лошади и верблюды. Европейские живописцы, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и часто заменяли их лошадьми. Часто волхвов, превратившихся в царей, сопровождала обширная свита с псами и охотничьими птицами. Кроме того, художники должны были реалистично изобразить различные текстуры – шёлк, меха, драгоценности и золото волхвов, деревянные конструкции здания, солому в яслях и грубую домотканую одежду Иосифа и пастухов.

Johann Friedrich Overbeck (German, 1789-1869) The Adoration of the Magi. 1813 г. Hamburger Kunsthalle, Germany

Edward Burne-Jones (British, 1833-1898) Star of Bethlehem. 1885-90 гг.

Gaetano Previati (Italian, 1852-1920) The Adoration of the Magi. 1890-1894 гг.

John Duncan (American, born 1953) The Adoration of the Magi.

Поклонение волхвов

Пышны волхвов одежды и пестры.
Текли лучами караваны эти,
Чтоб у пещеры в новом ярком свете
Соединиться. Вдалеке костры.

Сед Мельхиор, чернобород Гаспар.
А у пещеры оробели. - Что же, -
Промолвил Балтазар, - я очень стар,
И медлить с поклонением негоже.

В пещере ослик был и серый вол.
Младенец мира - на руках Марии.
И свет вокруг него, тот ореол,
Что обещает дали золотые.

Да, золотые, золото земли
Померкнет перед ним - зола по сути.
Волхвы с дарами. И костры вдали.
И очищается земля от мути.

Александр Балтин

Joseph Christian Leyendecker (American, 1874-1951) Adoration of the Magi.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Поклонение волхвов

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы .

Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение - на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.

В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: "где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему".

Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.

Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей изучавших книги священного писания, и спросил их; "где должно родиться Христу?"

Они ответили: "в Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея".

Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: "пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему". На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.


Вифлеемская звезда

В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото , ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).

Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть, и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани, или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).

После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.


Поклонение волхвов

Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Память их св. Церковью празднуется в день Рождества Христова.

Рождество Господа нашего Иисуса Христа св. Православною Церковью празднуется 25-го декабря (7 янв. н. ст.). К этому великому празднику мы приготовляем себя сорокадневным постом, который называется Рождественским постом . Канун Рождества Христова называется сочевником или сочельником , потому что в этот день, по уставу церковному, положено есть сочиво , то есть вареную крупу с медом, да и то вечером, с появлением первой звезды.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 2 , 1-12.

Тропарь праздника.

Под служащими звездам разумеются здесь волхвы , то есть мудрецы, которые изучали звезды и поклонялись им; Тебе ведети - Тебя знать; Солнцем правды и Востоком с высоты называется Иисус Христос, просветивший людей Своим учением.

Кондак праздника.

Кондак - краткая песнь, содержащая историю праздничного события; Пресущественнаго - Существующего прежде всех веков, то есть всегда; вертеп - пещера; с пастырьми - с пастухами; славословят - поют, славят Бога; Отроча младо - младенец.

В истории христианства особая роль принадлежит трем волхвам, которые первые из всех признали Иисуса Христа. Пришли они с востока, ведомые Вифлиемской звездой. Кто были эти волхвы, почему они пришли, что за звезда их вела?

Появление на небосклоне ярких комет всегда возвещало о предстоящих переменах и событиях мирового масштаба. Рождение некоторых исключительных личностей было отмечено внезапным появлением ярчайших «хвостатых звезд». Истории известно множество подобных фактов, но самым знаменательным, безусловно, является рождение Иисуса Христа.

Как известно из Евангелия от Матфея, а также из апокрифической литературы и христианских преданий, первыми о рождении Спасителя узнали персидские магиволхвы, пришедшие с востока поклониться «Царю Иудейскому». Комета, которая «шла перед ними», привела их в Вифлеем непосредственно к тому месту, где родился Христос. Сбылось пророчество Эритрейской сивиллы:

«Чада рожденье земле принесло великую радость,
Возвеселился и в небе Престол, и мир - в ликованье.
Маги воздали честь звезде, невиданной прежде,
И, уверовав в Бога, Лежащего в яслях узрели».

Сбылись не только пророчества Сивиллы из Эритреи - исполнилось древнее предсказание самого Заратуштры, и оправдались надежды и чаянья зороастрийского духовенства, уже давно ожидавшего прихода Спасителя. Иудейская и раннехристианская литература, много позаимствовавшая из зороастрийской эсхатологии, сохранила прямые указания на взаимосвязь и даже преемственность между зороастризмом и христианством. Так, в апокрифическом Арабском Евангелии детства Иисуса говорится: «Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как предсказано было Заратуштрой».
Даже в средние века христианские богословы, особенно сирийских и армянских церквей, еще помнили о духовной связи, соединяющей древнюю религию Заратуштры и молодую религию Христа. В «Сжатой истории династий» Бар-Эбрея, яковитского епископа XIII в. мы находим подтверждение словам Арабского Евангелия детства Иисуса: «В то время жил Зородашт, учитель секты магов... Он говорил персам о пришествии Христа и наказывал им принести ему дары. Он возвестил им: в последние времена дева во чреве приимет, и когда младенец родится, явится звезда, которая вспыхнет днем, а в середине ее видна будет дева. Вы же, дети мои, прежде всех народов узнаете о рождении его. И как увидите ту звезду, идите за ней, куда она вас поведет, и принесите младенцу свои дары. Ибо младенец тот - «Слово», которое небо основало». В этом свидетельстве Заратуштра предстает как мессианский пророк, предвосхищающий пришествие Сына Божьего.
Еще более определенно говорит о христианстве, как о продолжении и развитии учения Заратуштры, сирийско-несторианский митрополит Мар-Соломон, также живший в XIII в. В книге мистерий «Пчела» он дает достаточно подробное описание предсказания Заратуштры относительно рождения Христа, причем эти две исключительных личности в данном свидетельстве сливаются в единое целое, некое первородное существо, зачатое через «Слово» Творца всего, что есть:
«Предсказание Зарадошта о нашем Господе: когда он сидел у колодца в Хорине, говорил своим ученикам: Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит сына. И люди той страны будут бороться с ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда его схватят и пригвоздят к деревянному кресту. И небо и земля будут скорбеть о нем, и поколения народов будут плакать о нем. Он сойдет в глубины земли и из глубины вознесется на небо. Тогда придет он с воинст-вом света и приблизится на белых облаках, ибо он есть дитя, которое было зачато че-рез «Слово» творца всего, что есть... Моего рода будет он. Я есмь он и он есть я. Он во мне и я в нем. И когда он придет, великие знамения явятся на небе, а его сияние пре-взойдет сияние неба... Вам же надлежит бдеть и помнить, что я вам сказал, и ждать исполнения предсказания. Ведь вам первым предстоит узреть пришествие этого велико-го царя. И когда взойдет та звезда, пошлите посольство, чтобы принести дары и поклониться ему... И я и он - мы одно».
Подобные свидетельства христианских богословов могли бы показаться сомнительными и даже безосновательными, если бы они не имели подтверждения в письменной зороастрийской традиции. Согласно авестийской эсхатологии, известной нам по «Бундахишну», «Бахман-яшту», «Ривайяту» и другим зороастрийским текстам, после Заратуштры в мир должны последовательно прийти три Спасителя - Хушедар («Растящий истину»), Хушедар-мах («Растящий почитание») и Саошьянт («Воплотивший истину»). С приходом Саошьянта - последнего Спасителя наступит Фрашегирд - Страшный Суд, произойдет воскрешение умерших и очищение мира от скверны греха во вселенском пламени. Затем мир будет восстановлен, и люди обретут новое нетленное тело - эти представления впоследствии нашли отражение в христианской концепции о светопреставлении. Тут необходимо отметить, что эсхатологические и мессианские настроения появились в иудейской среде лишь после тесного контакта иудеев с персами, исповедовавшими маздеизм, являющийся не менее строгим монотеизмом, чем иудаизм. Политика Кира, избавившего иудеев от гнета Вавилонского плена, покровительствовавшего их религии и даже выделившего им деньги на восстановление Соломонова храма, заставила народ Моисея с уважением относиться к религиозным воззрениям персов. В результате в иудейской среде возникла секта фарисеев, представители которой стали учить о приходе Мессии, Страшном суде и воскрешении усопших в конце времен. Таким образом в лоне иудаизма, оплодотворенном зороастрийской идеей о Спасителе, через пять с половиной столетий зародилось христианство. Учение долгожданного Мессии, пришедшего к народу Израиля, было отвергнуто соплеменниками, но принято иными народами. Первыми, кто узнал в младенце Иисусе Христа-Спасителя, были персидские маги - представители зороастрийского жречества, которые лучше, чем кто-либо другой знали, где и когда должен был родиться Спаситель.
В силу исторически сложившихся обстоятельств христианство, ставшее государственной религией Римской империи - главного политического соперника персидских царских династий, не могло быть принято зороастрийским духовенством Империи Сасанидов, как дочерняя по отношению к зороастризму религия. Возможно, именно в этом и была непоправимая ошибка верховных жрецов зороастризма - древнейшей монотеистической религии, которая уже через несколько столетий после принятия всем языческим миром христианства пала под мощными ударами молодого ислама. В VI веке разрозненная Персидская империя, духовная власть в которой едва поддерживалась ортодоксально настроенным жречеством, уставшим от постоянной борьбы с манихеями, маздакитами и прочими еретиками, ничего не смогла противопоставить силе арабских завоевателей, вдохновленных словами пророка Мухаммеда.
К сожалению, следует признать, что ко времени падения Империи Сасанидов зороастризм уже выродился, но за шесть столетий до этого печального события дела обстояли совершенно иначе, и представители зороастрийского духовенства могли признать рождение Сына Божьего в ином народе, кроме персидского. Вне всякого сомнения, те маги, которые пришли поклониться младенцу Христу, видели в нем долгожданного Хушедара («Растящего истину») - первого из трех Спасителей, которые должны были прийти после Заратуштры и принести новое религиозное откровение.


(Фреска Джотто в. капелле Скровеньи)

Согласно авестийской мифологии, все последующие за Заратуштрой Спасители будут его сыновьями, рожденными от богоизбранных дев, которые должны войти в священное озеро Кансава, в котором Заратуштра оставил свое семя. В связи с этим вспоминаются слова христианского богослова Мар-Соломона, которые он вкладывает в уста Заратуштры, говорящего о Христе: «Моего рода будет он». Эти слова вполне укладываются в зороастрийскую концепцию рождения Спасителей-Саошьянтов и тем самым приобретают особую значимость. Безусловно, не следует понимать буквально то, что семя Заратуштры находится в озере, и что вошедшая в это озеро девственница должна непременно стать матерью божественного ребенка, коему предназначено спасти человечество. Карл Густав Юнг, применяя метод аналитической психологии, убедительно доказал, что мифические озера, ручьи, моря и прочие водоемы, порождающие в своих глубинах божественную жизнь, являются архетипическим символом океана бессознательного, в недрах которого зарождается самость. Погружение в священный водоем непорочной девы (во всех религиозных традициях являющейся матерью богочеловека) и рождение предвечного младенца является, как макрокосмическим символом рождения мира из темных вод хаоса, так и микрокосмическим символом пробуждения божественного света в неотягощенной грехом душе, погрузившейся в океан бессознательного. Те Спасители, которые должны прийти в мир вслед за Заратуштрой, будут, конечно же, его духовными наследниками, но не его сыновьями в физическом смысле.

Тем зороастрийским жрецам, которые пришли поклониться младенцу Христу, родственность Заратуштры и Христа, видимо, представлялась очень естественной, поскольку они считали существование фравахара (души) Заратуштры и Саошьянтов (к числу которых они причисляли и Христа) безначальным, растворенным в Боге и ведущим свое начало от сотворения мира. Утверждая предвечное существование Сына Божьего, христиане лишь подтверждают древнюю мысль о предвечности и божественной природе Спасителя рода человеческого, высказанную еще в ранних зороастрийских религиозных текстах.
Персидские маги, владеющие искусством астрологии, действительно ожидали прихода Спасителя, и появление на небосклоне яркой кометы, видимой даже днем, было воспринято ими, как знак исполнения древнего пророчества. Дождавшись исполнения древнего предсказания, три мага (а именно так по сей день именуют себя священнослужители маздаяснийской религии) принесли младенцу Христу три дара - золото, ладан и смирну. В Евангелии от Матфея так рассказывается об этом:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Три волхва, принесших младенцу-Христу золото, ладан и смирну тем самым почтили его как царя, первосвященника и жертву. Обычно дары магов истолковываются следующим образом: золотом платят дань царю, ладаном почитают божество, смирной же умащают покойников. Если же принять версию о персидском, а не ассирийском происхождении волхвов, то символика трех даров станет еще более значимой. Три дара волхвов являются символами трех каст зороастрийского общества и трех видов Хварны - божественной отмеченности, выделяющей человека из числа прочих. Искра божья в человеке, талант, умение руководить людьми - вот что такое Хварна. Это святое для зороастрийцев понятие тройственно по своей природе. Зороастрийцы выделяли царскую хварну, хварну священников и хварну воинов. Символом царской харизмы считалось золото, символом жреческой хварны - ладан, а воинской - смирна или мирра, поскольку именно воины жертвуют собой ради спасения других и тем самым обрекают себя на мученичество. Принесение Христу трех символических даров свидетельствует о величайшем почтении к нему зороастрийских жрецов, видевших в нем сверхчеловека, сочетающего в себе качества воина, жреца и царя.
Имена волхвов, пришедших ко Христу, варьируются в раннехристианской литературе. Ориген называет имена Авимелеха, Охозата и Фикола. Со времен средневековья установилась прочная традиция именовать волхвов Каспаром, Бальтазаром и Мельхиором, но, судя по всему, ближе к истине были сирийские христиане, называвшие имена Хормизда, Йездигерда и Пероза. Эти чисто персидские имена, часто встречающиеся в списках царских династий Аршакидов и Сасанидов, выдают в волхвах видных деятелей зороастрийского духовенства.
Раннехристианское искусство также свидетельствует о национальной принадлежности волхвов - деталями их одеяния всегда были персидская круглая войлочная шапка, штаны, с которых смеялись греки и римляне, длинный хитон с рукавами, называемый зороастрийцами «судрех». Персидское обличье волхвов, изображенных в Вифлеемской церкви Рождества Христова, произвело неизгладимое впечатление на персидского царя Хосрова II, завоевавшего всю Сирию, Египет и Палестину и восстановившего Иран в границах Империи династии Ахеменидов. Хосров II, увидев мозаики с изображением магов, пощадил эту церковь, не смотря на то, что прежде он предал огню множество христианских храмов.
Раннехристианские художники, как впрочем и средневековые, всякий раз по-новому обыгрывая знаменитый рождественский сюжет с поклонением волхвов, практически всегда изображали над головами последних яркую комету, видимую даже при свете дня. Эта комета, получившая название «Вифлеемской звезды» была увековечена на фреске Джотто, картинах Ван дер Бека, Франческо Раболини и других художников. Эта комета, ознаменовавшая приход в мир Спасителя, ярко вспыхнув перед самым рождением Иисуса Христа, ушла в темные глубины космоса для того, чтобы через две тысячи лет вернуться и возвестить жителям Земли о втором пришествии Сына Божия.
Кометы - это знаки, посредством коих высшие небесные силы показывают нам проявление своей воли и, зная это, астрологи с давних пор называют их «перстами Божьими». На что указует нам перст яркой кометы, открытой недавно японским астрономом Хиакутаке? Исходя из знания ее цикла, а ученые рассчитали, что он равен 2000 годам, можно заключить, что именно эту комету видели восточные астрологи в 5 году до нашей эры в созвездии Рыб, там, где происходило большое соединение Сатурна и Юпитера. Большинство современных ученых убеждены, что летоисчисление от Рождества Христова, введенное в V веке усилиями монаха Дионисия, неточно, а Христос родился за 5-7 лет до нашей эры, что вполне соотносится с данными астрономов, базирующихся на знании циклов Юпитера, Сатурна и кометы - «Вифлеемской звезды».

Комета Хиакутаке была открыта 25 декабря 1995 года в ночь на Рождество Христово, приблизилась к Земле 21-26 марта 1996 года, отметив тем самым весеннее равноденствие и день рождения Заратуштры, исчезла же она из поля зрения наблюдателей 8 сентября - в день, когда празднуется Рождество Девы Марии. Эта комета была видима от Рождества Христова до Рождества Богородицы! Это и есть та самая «Вифлеемская звезда», которая две тысячи лет тому назад указала путь к колыбели Христа восточным мудрецам-звездочетам.
Но обращает на себя внимание и настораживает тот факт, что комета Хиакутаке была видна в созвездии Дракона. Невольно вспоминается апокалиптическое пророчество Святого Иоанна о преследовании низверженным с небес драконом непорочной девы, родившей младенца-Спасителя:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, охраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Комета Хиакутаке, проходила по созвездию Дракона, находящемуся вблизи северного полюса небесной сферы, но если спроецировать траекторию движения этой кометы на эклиптику, то мы увидим, что вектор кометы попадет точно в зодиакальное созвездие Девы, с которым связан образ Девы Марии. Это можно трактовать лишь как угрозу деве, «родившей младенца мужеского пола» со стороны дракона, то есть дьявола. Апокалиптическое пророчество Иоанна Богослова говорит о том, что прежде, чем произойдет второе пришествие Христа, в мир явится Антихрист, который подчинит себе все человечество.
Появление в 1996 году яркой кометы, учитывая все астрологические обстоятельства ее появления, можно расценивать как предупреждение всем жителям Земли, предупреждение о скором пришествии Антихриста и наступлении последних времен. Ожидание Страшного Суда всегда было свойственно человечеству, но в преддверии третьего тысячелетия и наступления новой космической эпохи, связанной с переходом оси прецессии Земли в знак Водолея, эти ожидания и мрачные предчувствия становятся все более основательными и определенными.


Мозаика церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Равенна, Италия

Смотрите также

Дары волхвов. Документальный фильм А. Мамонтова

***************************************************************

6 января православная христианская церковь празднует Торжество Богоявления. Этот праздник ещё называют праздником Трёх царей или Трёх волхвов. По Преданию три царя: Каспар, Мельхиор и Вальтазар пришли в Вифлеем с Востока.

Евангелие от Матфея Глава 2
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Содержимое: