Тургенева муму критика герои рассказа. Тургенев, анализ произведения муму, план. Просмотр содержимого презентации «Презентация - Муму»

Работа представляет собой сочинение ученицы 6 класса. В нем рассмотрены образ рассказа "Муму", смысл названия, история создания. Работа доплонена презентацией

Просмотр содержимого документа
«Муму»

И.С.Тургенев – великий русский писатель родом из Орловской губернии. Его творчество оказало большое влияние на развитие всей русской литературы.

«Муму» - один из его рассказов, написанный в 1852 году. В основе лежат события, которые действительно происходили в доме матери писателя Варвары Петровны. Сам рассказ связан с отменой крепостного права на Руси, а Герасим – главный герой - является символом немых, а также ничего не имеющих крестьян с тяжелой и бесправной судьбой.

Герасим – один из многочисленной челяди, на фоне остальных он сильно выделялся. Ранее жил в деревне и работал на поле, но затем его взяли работать в Москву дворником, однако живя в столице, Герасим сильно тосковал по родным местам.

«…Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения… Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…».

Ему сначала не нравилось решение барыни сделать его дворником, но вскоре он привык к своим ежедневным обязанностям, житью в каморке и в целом был доволен своей жизнью.

Барыня – второй основной герой рассказа. Будучи властолюбивой вдовой, она доживала последние годы старости в Москве, в окружении прислуг и дворней, одним из которых был и Герасим.

«День её, радостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи… Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всём следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную»…

Среди слуг барыни был один башмачник по имени Капитон Климов. В обществе он слыл горьким пьяницей с завышенной самооценкой. Он – соперник Герасима в сердечных делах, так как барыня решает женить башмачника на Татьяне – худой, белокурой девушке с несчастной жизнью, имеющей должность прачки и покорившей сердце дворника Герасима. Ухаживания дворника неуклюжи и застенчивы, дело не двигалось, а барыня очень ждала свадьбу, которую сама же запланировала, и в итоге Татьяна все же вышла замуж за Климова, благодаря козням и хитрости дворецкого Гаврилы, еще одного яркого персонажа этого рассказа. Надежды барыни на то, что башмачник перестанет пить после женитьбы, не оправдались, и его с женой отсылают в деревню.

Попытавшись догнать Татьяну, чтобы попрощаться и подарить ей давно купленный подарок, Герасим передумал на полпути, и, возвращаясь, увидел в реке тонущего щенка. Он спас несчастную собачку, отнес к себе в каморку и окружил ее любовью и заботой, тем самым отвлекаясь от боли разлуки с любимой. Так как Герасим – глухонемой, собачка получила имя Муму и со временем превратилась в «очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами». Она была ему верным и преданным другом, сопровождала Герасима везде, сторожила двор по ночам и была очень тихой, не лая понапрасну.

Не знавшая много времени про Муму, барыня велела привести её к себе. Но нехорошее отношение собачки к барыне повлияло на отношение хозяйки дома не только к Муму, но и к Герасиму, и с помощью хитрости ей удалось убедить свою прислугу избавиться от собаки, хотя к Муму уже привязались все в доме.

Слуга пытался продать собаку, но та возвратилась к Герасиму с обрывком веревки на шее, и дворник спрятал ее. Но барыня устроила истерику, так как ее приказ не был исполнен, поэтому дворецкому, который уже являлся в некоторой мере виновником того, что Герасим потерял свою любимую Татьяну, ничего не оставалось, кроме как объяснить дворнику жестами приказ барыни. Герасим с тяжелым сердцем, в последний раз накормив Муму вкусным обедом, попрощался с ней, и выплыв на середину реки, утопил.

«Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас».

После выполнения такого жестокого приказа барыни, Герасим собрал вещи и пешком вернулся в родную деревню, где староста его с радостью принял. Барыня искала его долго, но обнаружив, посчитала неблагодарным и передумала выписывать его назад, в Москву. А Герасим так и остался жить в деревне «бобылем», в одиночестве, в ветхой избушке, даже не глядя на женщин и не заводя более собак.

Автор выбрал такой финал в связи с тем, что Герасим хотел избавиться от давления жестокосердной барыни и вернуться в свои края, на свою родину, где его смогут оценивать по достоинству. Но чтобы окончательно избавиться от воспоминаний о Москве, о злосчастной просьбе хозяйки и о всех несчастьях, сопровождавших его с начала пребывания в столице, он утопил свою любимую собаку, распрощавшись со своим единственным другом. В лице барыни Тургенев осудил всех тех, кто держал у себя крепостных и считал себя вправе распоряжаться человеческими судьбами по своему усмотрению. И Герасим – это тоже человек на первый взгляд бесправный и даже ущербный, так как глухонемой, но он не забыл ощущение свободы, которое было у него, когда он жил в деревне. И в итоге больших сердечных потерь главный герой рассказа все-таки возвращает себе свободу, олицетворяя собой весь русский народ.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация - Муму»

Презентация (дополнительные материалы)

к сочинению по произведению

И.С.Тургенева «Муму»


Иван Сергеевич Тургенев – великий русский поэт, родом из Орловской губернии.

Он оказал большое влияние на развитие русской литературы.


  • «Муму» - рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 1852 году. По данным исследователей, в основе произведения лежат реальные события, происходившие в московском доме матери писателя Варвары Петровны Тургеневой.
  • Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1854 году


  • «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».
  • «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…».

  • Барыня – второй основной герой рассказа.
  • Будучи властолюбивой вдовой, она доживает последние годы старости в Москве, в окружении прислуг и дворней, одним из которых был и Герасим.

  • «День её, радостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи».
  • «Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всём следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у неё находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник…»







  • Нехорошее отношение собачки к старухе повлияло на её отношение не только к Муму, но и к Герасиму.
  • С помощью хитрости барыне удаётся убедить своих прислуг избавиться от собаки.

  • Людям со двора оказалось не по силам убрать Муму самостоятельно, поэтому Герасим решается на самый тяжелый шаг в его жизни.
  • Уплыв от города на большое расстояние, он топит собачку в реке.


Жанр этого произведения — рассказ. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима. Он стал дворником у барыни. Развитие действия. Самодурство барыни ломает судьбу Герасима. Сначала крестьянина срывают с земли, привозят в город, заставляют делать чуждую ему работу. Потом по прихоти барыни выдают Татьяну, полюбившуюся Герасиму, замуж за пьяницу Капитона. В конце концов лишают Герасима единственного дорогого существа — Муму. Кульминация. Барыня приказала убрать собаку со двора. Развязка. Герасим исполнил приказ барыни, утопил в реке Муму и ушел обратно в деревню.

Герасим до приезда в город жил в деревне, занимался нелегким крестьянским трудом. Эта работа не только кормила его, но и доставляла удовольствие. Он, «будто сам, без помощи лошаденки», с легкостью пахал неподатливую землю и вообще напоминал богатыря. Смена образа жизни не радует. Тургенев с помощью образов природы объясняет, насколько тяжело для Герасима его новое положение. То герой рассказа похож на быка, которого везут неизвестно куда, и он при всей своей мощи и силе не в силах изменить свою жизнь, то часами лежит во дворе барского дома лицом вниз, как пойманный зверь. Понять характер Герасима помогает и описание интерьера его каморки: «истинно богатырская кровать» на четырех чурбанах, маленький, но очень прочный столик, трехногий стул — все было сделано им самим. Герасим улыбается, видя, что стул не теряет своей устойчивости даже после ударов о землю.

Герой рассказа - крепостной крестьянин, собственность барыни. Этот факт очень важен для его характеристики. Он обязан приносить своей хозяйке пользу и не докучать какими-то своими желаниями. Его внимание к Татьяне, прачке из многочисленной дворни, его хозяйке совсем не интересно.

Герасим выделяет Татьяну из всего окружения, потому что сердцем умеет угадывать тех, кому может понадобиться его помощь и защита.

Любовь Герасима к несчастному спасенному щенку, найденному в день расставания с Татьяной, возникает сразу и надолго. Устроив свою находку, Герасим заснул каким-то очень светлым, счастливым сном. Муму отвечает Герасиму вниманием и любовью.

Почему Герасим все-таки выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и, как всякий крепостной, должен беспрекословно выполнять барский приказ. Он не может даже жениться по своему выбору. Выполнив приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Это волевой поступок смелого и решительного человека. В образе Герасима воплощена мысль о том, что чувство собственного достоинства присуще человеку независимо от его происхождения, этот образ проникнут авторским сочувствием.

Барыня — вздорная, своевольная, властная женщина. Капризы, смена настроения, самодурство руководят ее поступками. Ради развлечения она решает затеять свадьбу Татьяны и Капитона, а увидев, что ничего из этой затеи не получилось, отсылает их с глаз долой. Интерес к Муму сменяется гневом и желанием избавиться от нее. Барыня считает себя вправе рас-

поряжаться чужими судьбами. Любая отдельно взятая жизнь для нее ничего не значит. К счастью для Герасима, она расценила его уход только как неблагодарность и не стала разыскивать беглеца и учинять суд.

Наблюдая за судьбами героев рассказа, можно представить себе жизнь крепостных крестьян в России того времени. Тургенев показывает, что крепостное право уродует не только крестьян и дворовых, но и самих господ. Глухонемота Герасима не только его собственный изъян. Это знак невозможности выразить себя, быть услышанным.

Всем известно, что сюжет "Муму" имеет реальный источник: эта история произошла в лутовиновском имении, герои, Герасим и Капитон, не придуманы. В барыне сразу узнавалась Варвара Петровна Лутовинова, которая так утонченно умела мучить своих крепостных. Однако смысл рассказываемого в "Муму" значительно превосходит и содержание фабулы произведения, и саму лутовиновскую историю о дворнике Андрее и его собаке.

Тургеневский рассказ сразу же был воспринят как антикрепостнический. Критика писала, что хотя сюжет его "незначителен", но он производит сильное, потрясающее впечатление.

Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что в рассказе присутствует более широкое проблемное иоле, нежели сфера чисто социального конфликта эпохи крепостничества. В частности, С. Бровер связывает образ Герасима с персонажами христианской мифологии и русского фольклора. Кстати заметить, еще Ив. Аксаков, размышляя о Герасиме, писал, что у Тургенева в характере героя "слышится... присутствие другой, глубокой мысли, лежащей за рамками произведения и не исчерпываемой произведением".

Каким впервые предстает перед читателем Герасим? Он силен и высок. В вершке 4,45 сантиметра. Но когда в русской народной речи говорят о росте в вершках, то прибавляют их к 2-м аршинам (аршин — 71,1 см). Следовательно, рост Герасима получается равным 1,95 м, что, конечно, удивительно, но все-таки реально возможно.

Использование Тургеневым в исчислении роста героя оборота простонародной речи вполне органично. Его Герасим — крестьянин, пахарь. О нем уместно говорить народным языком. Уместно также и авторское изображение героя-пахаря великаном двухметрового роста. Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда, а с ним и образа земледельца.

Прежде его огромные ладони" налегали" на соху, сильные руки держали косу, которой он сокрушительно "орудовал, и трехаршинный цеп". Теперь и его руках метла и лопата, символ скучной прозы городской цивилизации (С. Бровер).

Для Герасима, взявшего в руки метлу и лопату, скука действительно становится неотступным спутником, так как занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово.

Скучна ему новая должность еще и потому, что все сопряженное с ней — это навязанный труд, вмененный в обязанность. Тогда как тяжкие крестьянские работы, органичные рожденному для земли (потому и дана Герасиму-пахарю богатырская сила), доставляют ему истинную радость.

Это был вечный ("неистомный") радостный труд под открытым небом, на огромной земле. Ничто не стесняло движений пахаря (никаких тулупов и кафтанов!) и он по-богатырски "взрезывал" сохой огромные ломти земли, пахнущие разнотравьем, размашисто косил, "безостановочно" молотил.

В городе же Герасим обречен на монотонные и не отвечающие его представлениям о труде занятия (оттого и скука!): двор содержать в чистоте", "два раза в день привезти бочку с водой", "натаскать и наколоть дров для кухни и дома", "чужих не пускать и по ночам караулить".

Следует подчеркнуть, что в замкнутом пространстве городской жизни героя преобладает исключительная заданность движений (туда — обратно), в то время как природный цикл (весна-лето-осень) не делает крестьянскую жизнь монотонной. Это особенно подтверждает одухотворенность занятий Герасима.

Барыня — капризное, самодурствующее существо. Но вместе с тем она необыкновенно жалка, хотя бы потому, что не может повлиять на многое из происходящего в своем доме, например, урезонить пьяницу Капитона. Гаврила с ключницей нещадно обкрадывают ее, дворня барыни лжива и ленива. И власть-то ее проявляется исключительно в капризах и жалких причудах, но которые тем не менее коверкают судьбы людей.

Наделенное властью, жалкое существо способно навязывать собственную волю другим: обречь девушку па беспросветную жизнь с пьяницей, превратить великана, богатыря в дворника, а челядь в толпу холопов (можно красть у хозяина, но по-прежнему оставаться его рабом)...

Чужая воля делает человека не только бесправным. Будучи противоестественным человеческой природе началом, она способна деформировать качества его души.

Теснота, замкнутость Герасимова нового житья сталкивают его, всегда отчужденного несчастьем своим от сообщества людей, лицом к лицу с теми, кого называют челядью в барском доме.

И все же почему Герасим самое замечательное лицо в дворовом окружении барыни? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить "коллективный портрет" челяди старой барыни.

Все, кто был знаком с В. П. Лутовиновой и ее имением в Спасском, могли подтвердить документальную основу картины дворовой жизни в рассказе "Муму". Подобно матери писателя (дворни в Спасском было до нескольких десятков семейств), прислугу старая барыня держала "многочисленную": прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, шорник, горничные, башмачник, домашний лекарь госпожи, "беспрестанно подносивший барыне лавровишневые капли" (эти капли были в ходу и у домашнего доктора Варвары Петровны).

Что же касается атмосферы в доме старой барыни, то здесь, как и в Спасском, все трепетало, двигалось, суетилось, лукавило, ловило знаки одобрения или гнева. И, право, было от чего. Как и Варвара Петровна, старая барыня любила испытывать челядь на преданность и покорность, разыгрывая при этом целое театральное представление: Герасим — труженик; именно труд составляет содержание его жизни и в деревне, и в городе. Челядь же изображена Тургеневым праздной. В рассказе домашние слуги никогда не показываются работающими; они пьют, спят, сплетничают, болтаются по двору, следят за Герасимом и только. В этом отношении нагляден образ дворового Брошки, вообще без определенного рода занятий. У барыни он считался садовником. Однако примечательна реплика дворецкого Гаврилы, когда он поручает Брошке сторожить вход в каморку Герасима:" ...Что тебе делать? Возьми палку да сиди тут..." — подтверждающая абсолютное бездействие этого слуги при дворе барыни. Единственное исключение из заведенного дворней правила пребывать в праздности — Татьяна, которая работала за двоих. Не будет лишним подчеркнуть, что и в этом она родственная душа Герасиму (в деревне тот трудился за четверых и в городе усердно исполнял... свою обязанность).

Знаменателен и тот факт, что даже мастеровые люди из числа господской дворни являются либо пьяницами (как башмачник Капитон Климов), либо не умеющими делать свое дело, как, например, домашний лекарь Харитон.

Но, конечно, особенно выделялся из числа дворовых пьяница-башмачник Капитон, почитавший себя существом "обиженным и не оцененным по достоинству". Сколько чванства и спеси несет в себе этот человек! Чего стоит только его передергивание плечиками и жалобы на жизнь в Москве — в каком-то захолустье! Вместе с тем мы видим перед собой, как говорит дворецкий Гаврила, "забубенного человека!", разгульного, беззаботного, в потасканном и оборванном сюртуке, в "заплатанных панталонах" , и, самое впечатляющее, в дырявых сапогах. Воистину сапожник без сапог, кстати сказать, отчаянно жалующийся на то, что живет без дела.

Но чем безукоризненно владеет челядь, так это умением попадать в такт с настроением хозяйки. Показательно поведение приживалки, теряющейся в догадках относительно реакции барыни на впервые увиденную ею Муму. Но апогей угодничества дворни приходится на события, развернувшиеся вокруг Муму и ее хозяина.

Совершенно потрясает сцена, в которой показано, с какой фантастической скоростью усердные слуги передают по цепочке известие о ночном лае собаки Герасима и соответственно страданиях барыни. В картине же решительного натиска на Герасимово убежище Тургенев изображает такой прилив холопского усердия, что многое в поведении челяди с трудом поддается разумному осмыслению.

В произведении есть несколько сцен, которые вызывают откровенное недоумение и даже смех. Например, если возможно объяснить, почему на каморку Герасима наступает целая толпа людей (лакеи и повара под предводительством дворецкого Гаврилы), то совершенно непонятно, отчего дворецкий в ходе этого броска придерживал картуз, хотя ветра не было? Разве только представить наступление на Герасимово убежище до такой степени стремительным, что у его участников на бегу даже шапки срывало.

Или почему, стоя под дверями каморки Герасима, Гаврила крикнул: "Отвори... Говорят, отвори!"? Должно быть, от чрезмерного усердия даже забыл о глухоте дворника. Непонятно также, почему, когда дверь каморки быстро распахнулась и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила, стоявший, как известно, под самой дверью Герасима, оказался прежде всех на земле?

Вообще со стороны весь этот решительный натиск на каморку Герасима напоминает наступление полчищ лилипутов на спящего Гулливера. Но если свифтовский герой, принимая законы страны Лилипутов и ее обитателей, внутренне уподобляется им, по сути, становится таким же лилипутом, то Герасим Тургенева был и остается Человеком-Горой. С силой распахнув двери своей каморки и тем самым заставив челядь скатиться по лестнице вниз, он, великан, продолжал стоять наверху и смотрел с усмешкой на возню этих людишек.

Великан и людишки — таков итог размышлений Тургенева о богатыре-пахаре и чужих людях, среди которых он оказался по господской воле.

Особо следует подчеркнуть, что если для автора Герасим — богатырь, могучий человек, то у окружения барыни он ассоциируется с нечистым ("этому, прости Господи, лешему", "черта этакого", "кикимора лесная")..

В мире людишек Герасим попадает в разряд отверженных, изгоев. Следуя сформированной обществом морали, "людишки" во все времена отказывались принимать не таких, как они. Они постоянно шпионят за "великанами". Вот и в Муму дворня следит за Герасимом ("Из-за всех углов, из-под штор за окнами глядели на него"; "Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника"; "Антипка подсматривал сквозь щелку за Герасимом").

Но самое главное даже не это, а равнодушие большинства дворовых к страданиям Герасима. Когда он пытается отыскать украденную Степаном Муму, те, кто знали, лишь подсмеивались ему в ответ...! Все это так напоминает сцену из сказки Пушкина о семи богатырях, в которой королевич Елисей в поисках своей невесты идет к людям. "Но кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется...". И тогда Елисей обращается к силам природы — ветру, месяцу, солнцу...

И разве не похожа на описанную Тургеневым дружбу одинокого человека с собакой история Ивана Ивановича (Г. Троепольский. "Белый Бим, Черное Ухо"), чье одиночество тоже разделил пес, а не люди. Но Тургенев показывает попытки героя стать частью того мира, в который он был насильно ввергнут. Для этого писателю понадобилась история Татьяны в рассказе "Муму".

В рассказе: «Муму», не вошедшем в «Записки охотника », но по духу близком к повестям этого сборника. В этом рассказе живо очерчены два главных образа – старая барыня и глухонемой дворник Герасим. Кроме них, выведено несколько других лиц, тоже типичных, хотя и менее ярких.

Муму. Мультфильм

Старая барыня изображена бессердечной самодуркой, от которой отвернулись даже её собственные дети, и которая доживала свои последние дни, озлобленная, капризная, окруженная сворой приживалок и толпою дворовых. Ложь и глупая ненависть, прикрытая угодливостью и низкопоклонством, царят вэтом доме. Все здесь дрожит из боязни не угодить сварливой старухе; люди не смеют даже спать по ночам, когда не спится барыне.

В дом к этой барыне был из её деревни привезен на должность дворника глухонемой Герасим. Этот здоровый, степенный и серьезный мужик создан был для сельской работы и в деревне трудился с наслаждением и радостью. Прихоть барыни вырвала его из простора полей и лесов, – и он очутился в душном городе. Он томился здесь и скучал, но дело свое исполнял добросовестно и честно. Дворня боялась его и уважала. Влюбился он, было, в прачку Татьяну, но барыне заблагорассудилось выдать ее замуж за пьяницу Капитона, «для его исправления».

Сердце Герасима было разбито, но он покорился своей участи. Нашел он себе утешение в собачке Муму, которую сам вырастил и выкормил. Но собачка досадила старой барыне тем, что не только не подошла в ней, когда та ее позвала, но даже оскалила зубы и заворчала. Герасиму пришлось самому топить своего единственного друга. После этой второй потери Герасим бросил самовольно городской дом своей барыни и ушел в деревню.

Героиней повести выставлена прачка Таня, тихая, безответная девушка, которая унизительным гнетом крепостничества доведена до того, что не имеет уже собственной воли. Когда ей говорят, что барыня выдает ее замуж за пьяницу Капитона, она подчиняется решению безропотно, без попытки спорить или сопротивляться...

Просто и бесхитростно рассказана эта трогательная повесть, но тем сильнее действует она на читателя. Полезный и честный работник Герасим, с его богатырской силой, оказывается беспомощен перед капризом старой, никому не нужной, всем ненавистной старухи, выжившей из ума. Богом обиженный, этот богатырь должен безропотно сносить и людские обиды. В этой беспомощности крепостных и безответственности господ – главный трагизм крепостничества. И, конечно, нельзя было сильнее подчеркнуть безобразие этого строя жизни, как изобразить в роли обиженных крепостных – людей несчастных, в роде Власа («

Настоящая статья посвящена творчеству И.С. Тургенева. В ней будут тщательно проанализированы мотивы поведения главного героя рассказа «Муму» - дворника Герасима. Наверное, тех, кто читал, но не обладал достаточной психологической проницательностью, со школы мучил вопрос о том, почему Герасим утопил Муму. В ходе «расследования» ответ на него будет дан.

Личность Герасима

Могучий немой Герасим был выкорчеван из родной избушки в деревне и пересажен в чуждую для себя городскую почву Москвы. Росту он был под два метра. В нем было с избытком природной мощи. Его присмотрела себе одна московская барыня и велела перевезти из деревни в свой дом. Определила она его дворником, ибо работником он был знатным.

Как бы ни казалась эта информация читателю далекой от ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, она очень важна и имеет к нему непосредственное отношение. Это фундамент для понимания внутреннего мира героя.

Любовный треугольник: Герасим, Татьяна и Капитон

У барыни служила одна простая девушка - Татьяна (она трудилась прачкой). Молодая женщина приглянулась Герасиму, хотя и другие слуги, и сама хозяйка понимали, что такой брак вряд ли возможен по понятным причинам. Тем не менее Герасим нежно лелеял внутри себя робкую надежду, во-первых, на взаимность, а во-вторых, на то, что барыня даст согласие на брак.

Но, к сожалению, надеждам главного героя не суждено было сбыться. Вздорная и эгоцентричная барыня решила по-своему: отбившийся от рук башмачник-пьяница барским соизволением был назначен в мужья Татьяне. Он-то сам не против, но боялся реакции Герасима на сие известие. Тогда барская челядь пошла на хитрость: зная, что немой дворник не выносит пьяниц, слуги заставили Татьяну пройти перед Герасимом пьяной. Трюк удался - дворник сам толкнул свою зазнобу в объятия Капитона. Правда, эксперимент барыни ничем хорошим не закончился. Ее башмачник спился даже в руках трудолюбивой и, можно сказать, кроткой до рабства прачки. Дни несчастливой пары текли безрадостно в глухой деревне.

Любовный треугольник важен в контексте ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, так как он раскрывает «химию» будущей привязанности дворника к своей собаке.

Герасим и Муму

Когда Герасим страдал от нерастраченной любви, он нашел собачку. Ей было всего три недели от роду. Дворник спас песика из воды, принес его в свою каморку, организовал собаке (оказывается, это девочка) там лежбище, поил ее молоком.

Другими словами, теперь невостребованная женщиной любовь простого русского немого мужика полностью вкладывается в нежданно появившееся в его жизни существо. Нарекает он собаку Муму.

Финал рассказа

Проблемы у главного героя возникли тогда, когда барыня, до того не видевшая собаку, вдруг обнаружила ее. Муму прожила у Герасима как у Христа за пазухой уже больше года. Хозяйка была в восторге от собачки. Она попросила немедленно принести ее в барские покои. Когда собака была доставлена, то в незнакомой обстановке она вела себя настороженно и агрессивно. Хозяйское молоко пить не стала, а на барыню принялась лаять.

Конечно, госпожа не смогла вынести такого отношения и приказала собаку удалить из ее владений. Так и сделали. Герасим ее искал-искал, но так и не нашел. Но Муму вернулась к хозяину в один прекрасный день с перегрызенным поводком вокруг шеи. Герасим понял, что собака не сама убежала от него, и принялся ее прятать от посторонних глаз в своей каморке, а выводил на улицу он ее только ночью. Но в одну такую прогулочную ночь у забора хозяйской усадьбы прилег пьяный. Муму не любила пьяниц, как и ее хозяин, и стала надрывно и визгливо лаять на выпивоху. Она перебудила весь дом, в то числе и барыню.

В итоге от собаки было приказано избавиться. Слуги поняли это слишком буквально и решили Муму лишить жизни. Герасим же вызвался переселить свою любимую питомицу в лучший мир собственноручно. Затем, не выдержав душевных мук, дворник возвратился (на самом деле сбежал) к себе на родную землю - в деревню, снова став обычным мужиком. Сначала его искали, а когда нашли, барыня сказала, что «такой неблагодарный работник ей и даром не нужен».

Таким образом, если кто-то (скорее всего, школьник) задумает писать сочинение «Почему Герасим утопил Муму», ему следует дать ответ на этот вопрос в контексте всей истории, чтобы повествование автора приобрело глубину и насыщенность.

Мораль истории

Тургенев специально рисует Герасима таким могучим, чтобы на контрасте показать вместе с тем его духовную нерешительность и робость, можно сказать, рабство. Дворник утопил свою собаку не потому, что пожалел ее: вообразил, как она будет без него слоняться по чужим дворам в поисках еды. Он ее убил, так как не смог противостоять барскому наказу и давлению других слуг. И когда читатель понимает всю суть внутреннего мира Герасима, его шокируют две вещи: мастерство писателя и глубокая трагичность повествования. Герасиму ведь никто не мешал сбежать вместе с собакой, вообще, так сказать, подготовить побег заранее, когда он понял, что дело плохо. Но он не сделал этого, а все из-за холопской психологии.

Таким образом, на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, ответы не предполагают разнообразия. Ключ к пониманию произведения И.С. Тургенева - в рабской психологии русского человека, которую классик виртуозно воплотил в образе бессловесного дворника.