Применение на занятиях учителя-логопеда наглядного дидактического материала. Использование наглядного материала для логопеда Отбор дидактического материала на логопедических занятиях

Логопедический кабинет по площади и размещению должен соответствовать требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждении и Положению о детских садах детей с недостатками развития.

В оборудование логопедического кабинета должно входить:

    большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков);

    маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка;

    детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам; большой рабочий стол для логопеда; шкафы для пособий и литературы;

    навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая - приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок);

    фланелеграф;

    магнитофон для записи речи детей.

Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.

Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение.

1. Пособия для обследования: слуха, интеллекта.

2. Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций).

3. Пособия для обучения грамоте.

Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете следующие учебные и наглядные пособия:

    Филичева Т.Е., Каше ГЛ. Дидактический материал по исправлению недостатков речи. -М., 1989.

    Соловьева О. И. Альбом по развитию речи «Говори правильно». - М., 1975;

    Соколенко И. И. «Посмотри и назови» - дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. - М., 1997;

    Третьякова Т. С. Играем и учимся. - М., 1991;

    Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. - М., 1996;

    Бессонова Т. П., Грибова О. £. Дидактический материал по обследованию речи детей.-М., 1994;

    Пятакова О. Б. Альбом для логопеда. - М., 1998.

Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь разнообразные предметы, игрушки, дидактические игры.

Представим примерный перечень пособий с указанием их назначения.

1. Для обследования и развития слуха:

Набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, металлофон, свисток)

Поющие игрушки - петушок, птичка:

Красивые яркие игрушки (кукла, мишка, машина, часы, зайка и др. I.

2. Для обследования и развития интеллекта :

- «почтовый ящик» - коробка с прорезями и набором геометрических фигур;

Разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3,4,6 частей;

Игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;

Пирамидки из 4 - 8 колец;

Набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;

Счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов елочек, грибочков, шишек, счетных палочек);

Изображение контуров предметов и их частей;

Наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;

Игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочы кукла», «самолет - птица»;

Игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями - корова на дереве - в дупле ит.д.



Стихи про Ноябрь месяц


***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


Дождь

Как из тучи из гремучей
Льется дождь косой, колючий!
На крапиву, на малину,
К нам на ягоды в корзину,
Травы, чмокая жует,
Ни на шаг не отстает!
Мчится с нами до калитки!
Он промочит нас до нитки.

Загадки про Ноябрь месяц

***
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?




Загадки про Октябрь месяц

***

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Стихи про Октябрь месяц

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.




Загадки про Сентябрь месяц

***
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Стихи про Сентябрь месяц

Осень художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела

Сентябрь

Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

Осенние дожди

(Л. Капленкова)
Зарядили дожди в сентябре,
Не успел он начаться - полили.
И зелёные листья в воде
Отражаясь, куда-то поплыли.
Кто же, осень, придумал тебя?
Ты пришла незаметно и быстро.
В серых тучах твоих, сентября,
Ни просвета, ни солнца не видно.
За окном не капелью стучит,
Нудный дождь заливает наш город.
И открылись повсюду зонты,
И бесшумно вползает в нас холод.
Лишь вчера веселились дворы,
Допоздна на скамейках сидели.
А теперь осень плачет навзрыд,
Ветки тянут промокшие ели.
Одинаковы лица у всех,
Вот прошёл, повернул, не заметил.
И не видим друг друга мы, нет.
Кто за всё, что случилось, в ответе?
И под этим дождём навсегда,
Превратимся в безликие толпы.
Прекрати литься с неба, вода,
Ты же видишь, не нужен нам зонтик

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения логопеда не подкрепляются иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных его качественных характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте необходимо использовать методы, которые позволят воспринимать информацию зрительно.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляционного аппарата во время произнесения любого звука, сравнивая собственные кинестетические ощущения с предметным изображением. Затем ребенку предлагается охарактеризовать изучаемый звук, отбирая необходимые символы.

НАПРИМЕР:

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке.



На символах звуков [ы], дается указание на положение языка в ротовой полости.

Например, логопед поясняет детям: звук [э] – губы растянуты в улыбке, кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному проведению логопедических занятий способствует создание игровых ситуаций. Например, при проведении занятия с детьми «ЗНАКОМСТВО со ЗВУКАМИ Р и Рь», можно провести игру «ПАРАВОЗИК». Целью данной игры является развитие фонематического восприятия у детей. Логопед объясняет детям правило игры: «Прицепи вагоны к нужным паровозикам».

Также, можно провести игру, целью которой будет определение позиции звуков в слове (место изучаемого звука в начале, в середине и в конце слова). Дети предлагается разместить картинки в вагонах, соответствующие позиции изучаемого звука в слове.

При проведении занятий по дифференциации звуков можно предложить дошкольникам найти предметную картинку, в названии которой есть изучаемый звук, и попросить ребенка определить место данного звука в слове. Можно усложнить задачу и дать задание, чтобы дети не только отыскали картинку с изучаемым звуком, но еще и сгруппировали их по определенным признакам. Например, твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над СЛОГОДЕЛЕНИЕМ. При членении слов на слоги используются приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Можно предложить детям поиграть в игру «МАГАЗИН». Условие игры: найти первый слог, второй слог в названии товара. Первый слог равен одной монетке, второй – двум и т.д.

При знакомстве дошкольников с графическим изображением изучаемого звука, необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Важно, чтобы ребенок четко понимал, что главным отличием звука от буквы заключается в том, что звуки мы слышим, а буквы пишем, видим, читаем.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком или палочкой.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях проводятся различные игры. Например, игра «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: логопед предлагает детям накормить Карлсона вареньем из 2-х банок, так чтобы получились слова (в одной из них находятся смородинки с согласными буквами, а в другой клубнички – с гласными).

Примеры слов: малыш, щенок, торт, окно, банка, мотор, ботинок.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер или форму предмета с изображенной на нем буквы, и раскладывают картинки в порядке возрастания или по одинаковой форме; составляют слова из заданных букв или слогов.



При обучению детей звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игры «ПУТАНИЦА». Задание: детям необходимо выделить первый звук в названии предложенной логопедом картинки, вписать буквы в соответствующие квадратики и прочитать полученное слово. Составить с этим словом предложение.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе – это ответы на вопросы с опорой на картинки.

Дети знакомятся с понятиями «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки». Каждое понятие имеет определенный символ. Например, слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия – на серых, слова-признаки – разноцветные. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций.

НАПРИМЕР:

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучение анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Проведение фронтальных форм работы требует от логопеда тщательной подготовки речевого и дидактического материала к занятию. Отбор осуществляется исходя из следующих принципов.

1) Принцип доступности. Обусловливает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий. Одним из условий доступности является преемственность при выборе заданий. При последовательном преодолении трудностей развивается способность координировать и совершенствовать всю двигательную и речедвигательную систему .

2) Принцип наглядности. О бусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. В целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления движения, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения. Большую роль играет опосредованная наглядность, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей). Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными

представлениями и вызывает конкретный образ движения .

3) Принцип от простого к сложному. Повышает продуктивность усвоения нового материала, создаёт дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой. Соответствие принципу позволяет избежать снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстративных достижений .

4) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор, формулировки и наполнение речевого и дидактического материала должны соотноситься с уровнем психоречевого развития и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития .

5)Системный принцип. Этот принцип диктует необходимость учёта системного взаимодействия различных компонентов речи: фонематических, лексических, грамматических. Эти связи должны выражаться во взаимодействии фонематической и фонетической подсистем (операций) языка. Восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

По мнению Т.А. Черномырдиной, с целью эффективности устранения нарушений речи логопед опирается и на определённые критерии в отборе необходимого материала:

1. Критерий методической необходимости достаточности предполагает отбор теоретического материала такого объема, без которого умение не может быть полноценно сформировано.

2. Критерий адекватности природе изучаемого явления ориенти­рует на необходимость строгого соответствия теоретического материала
лингвистическим основам, отражение в нем существенных связей и закономерностей.

3. Критерий возрастной обусловленности учитывает возрастные и
психологические возможности детей для усвоения необходимого материала.

4. Критерий преемственности реализует единство программ на­чального и среднего звена, осуществляет непрерывность процесса фор­мирования коммуникативно-речевых умений.

Объёмная и разнообразная речевая и дидактическая база, способствует формированию словарного запаса у детей, ребенок учится грамматически правильному оформлению предложений. Детям постоянно необходима зрительная опора, которая способствует речевой активности. Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными.

Успешность работы логопеда во многом основывается на правильном использовании наглядности - это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий. Если применять наглядность, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, то дети начинают легко в ней ориентироваться, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события.

При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т.п.), чтобы усилить их восприятие детьми.

Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, то есть он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме «Именительный падеж множественного числа существительных» могут присутствовать не только легкие в произносительном плане слова: коты, кубики, огни, ленты, но и слова фонетически сложные: моря, мастера, учителя, якоря, адреса.

В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышать активность дошкольников, а также более экономно использовать учебное время.

На заключительном этапе занятия дается работа с индивидуальным наглядным материалом. Каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом НА. И логопед, тратя на данный этап занятия 3-4 минуты, в состоянии проконтролировать эффективность своей работы, а также безошибочно определить детей, не усвоивших тему .

Не следует ограничивать лексику занятия никаким обобщающим понятием (профессии, мебель, посуда, птицы и пр.), а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений, что, естественно, расширяет познавательные рамки занятия.

Каждая форма для нормализации требует отдельной системной и детальной отработки. Например, тема логопедического занятия - творительный падеж множественного числа существительных. Логопед использует словарь из самых различных лексических тем: части тела, грибы, деревья, дикие животные, предметы быта, дары леса и пр. Пополнение и активизация словаря на этом занятии лишь средство выработать у детей динамический стереотип словоизменения существительных в рамках данной падежной конструкции, упражнять в правильном грамматическом оформлении слов с различным конкретным и обобщенным значением. Главным содержанием данного занятия будут различные упражнения, выполняя которые дети должны будут употребить существительное во множественном числе, творительном падеже. Создать же устойчивую модель любой грамматической категории (рода, числа, падежа, предлога и пр.) гораздо легче на значительной лексической базе, чем на материале одного-двух обобщений. Немаловажно и то, что в данном случае словарь - лишь «строительный материал», «кирпичики», из которых складывается здание устойчивого представления об

определенной грамматической закономерности .