Окончание образует. Какие бывают окончания

Одна из особенностей русского языка – наличие окончаний в словах. Окончание - это часть слова, стоящая после корня и суффиксов. Изменение окончаний для логической связки слов в предложении соответствует правилам русского языка, нормы которого отвечают на вопрос о том, как определить окончание. На коротком примере предложения из трех слов при изменении окончания в двух из них четко виден изменившийся смысл: настоящее время стало прошедшим, единственное число – множественным: "Я читаю книгу" – "Я читала книги". Изменились окончания глагола и существительного, изменив само предложение.

Окончания глаголов: как их определить

Являясь одним из главных членов предложения, глагол может изменяться, «приноравливаясь» к остальным словам. И тут на первое место выходит понятие о том, как определить окончание глагола. Оно зависит от спряжения. В русском языке два спряжения: I и II. У глаголов I спряжения слова заканчиваются на -у, -ю, -ем, -ет, -ешь, -ут, -ют, -ете. Возьмем глагол «думать» и проспрягаем его: думаЮ, думаЕМ, думаЕТ, думаЕШЬ, думаЮТ, думаЕТЕ. И лишь 11 глаголов входят в исключение. Их просто надо запомнить, чтобы правильно определять окончания: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

Если у глаголов окончания -у, -ю, -ит, -ишь, -им, -ат, -ят, -ите, то они относятся ко II спряжению. Например, шучУ, шутИТ, шутИШЬ, шутИМ, шутЯТ, шутИТЕ. Определить окончание глагола легко, если окончание является ударным. В остальных случаях приходится глагол спрягать. Но не все глаголы соответствуют I и II спряжению. Есть и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть и брезжить. Окончания этих глаголов подходят как к I, так и ко II спряжению: бегУ – бежИШЬ – бежИТ, но бежИМ – бежИТЕ – бегУТ; хочУ – хочЕШЬ, но хотИМ – хотИТЕ – хотЯТ. Если глагол повелительного наклонения, окончание всегда как у II спряжения: -ИТЕ. Надо запомнить глаголы - класть – ездить – ехать: с окончаниями в повелительном наклонении они так выглядят: клади – положите – поезжайте.

Определение окончания у существительного

Зная склонения, можно ответить на вопрос о том, как определить окончание существительного. В именительном падеже окончание не вызывает большого сомнения. Затруднения могут возникнуть, когда для связки слов в предложении это существительное надо изменить в роде, числе и падеже, т. е. просклонять его. В принципе, склоняются существительные по правилам. Но, например, слово-существительное мужского рода в именительном падеже множественного числа может иметь не такое, как гласит правило 1 склонения, окончание: вместо «И» или «Ы» окончание будет «А» или «Я». Пример: лес - леса; адрес - адреса; тополь - тополя.

Есть группа слов, имеющих несколько вариантов окончаний во множественном числе именительного падежа. Как правило, это ставшие литературными слова-профессионализмы: можно писать и говорить «конструкторы и конструктора», «инструкторы и инструктора» и т. д. А в родительном падеже множественного числа некоторые существительные получают нулевое окончание, -ОВ, -ЕВ или -ЕЙ. Вот эти слова: валенок (от валенки), мандаринов (от мандарины), гвоздей (от гвозди).

Чтобы не ошибиться в том, как правильно определить окончания еще нескольких слов, нужно помнить, что они разносклоняемые и их надо просто запомнить. Все они – среднего рода с окончанием на –МЯ: бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя и племя. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа закачиваются на –И, а в творительном падеже у них окончание, как у существительных II склонения: -ЕМ.

1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книга - книги - книгу .

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

    рода, числа, падежа - у существительных (книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга - окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

    падежа - у некоторых местоимений (нет кого - окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание -и указывает на родительный падеж);

    лица и числа - у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю - окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);

    рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание -а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет ножа , резать ножом .

    Но окончание может быть и нулевым . Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ - нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

    Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

    у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

    Стол □ , дочь □ .

    у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

    Нет сил , нет дел , нет солдат .

    у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

    Весел , счастлив .

    у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

    Читал , пел .

    у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .

    Лисий □ , волчий □ .

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения - армий □ , предгорий □ , блюдец □ . Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.

Так, существительное армия [а́рм’иj ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ]ю , арми [ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] - часть основы, ведь окончание - изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий ), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий , блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е ).

Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’j ь] - предгорий [пр’и э дго́р’иj ]; блюдц е [бл’у́тц ъ] - блюдец [бл’у́дьц ].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий - синего ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий ) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .

Ср.: волчий - волчь [ j ]его , лисий - лись [ j ]его .

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

    окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

    Учит ся, учащий ся, идём те, кого -то, кого -либо, кого -нибудь.

    окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

    В трёх стах , нет пяти десяти .

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень ), служебные части (под, и, будто, не ), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе ), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго ) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа - это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

6. При склонении и спряжении основа может меняться - сокращаться или увеличиваться.

Например: лист □ и листь [ j ]-я - во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а -ть и жд -у - основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс -а ); чит-а -ть - чит-аj -ют - в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия , сандалия , революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие , напряжение , возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арми -я, арми -и, арми -ей; быти -е, быти -я, быти -ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий , санаторий , край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]-я, кра [ j ]-ю, кра [ j ]-ем . В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край □ , пролетарий □ , санаторий □ .

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной .

Как ого -то - окончание -ого , основа как.. то ; уч ит ся - окончание -ит , основа уч..ся .

    Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

    Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

    Записа -ть , записал -а , запиш -у .

    Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

    Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал -а , надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях - формообразующий суффикс) неопределённой формы -ть : записа- .

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л - в прошедшем времени, -и - в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме - единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья - основа слова (для словообразования) - сын- .

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш ) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.


Школьники учатся определять окончание в словах, когда знакомятся с составом слова, и неоднократно возвращаются к этому при изучении орфографии. Этот навык необходим при определении личных окончаний глагола и падежных - у имен существительных. Как научиться определять окончание в слове ?

Инструкция

  • Вы должны знать, что окончание - это изменяемая часть слова. Таким образом, у неизменяемых частей речи его нет. Отсутствуют они у наречий и деепричастий.
  • Если вы испытываете затруднения при выявлении окончания, изменяйте форму слова и выявляйте ту часть, которая изменяется. Это и будет окончание. Например, вам нужно выделить окончание у слова "стол". Попробуйте изменить его форму: "стола", "столу", "столом" и т.д. Обратите внимание, что изменение происходит сразу после корня. Можно сделать вывод, что окончанием у слова "стол" нулевое.
  • Нулевые окончания - это такие части слова, которые не выражены звуками. Как правило, они встречаются у существительных в форме именительного падежа мужского рода первого склонения или в третьем склонении.
  • Если вам необходимо определить личные окончания у глаголов, обратите внимание на то, к какому спряжению он относится. Так, в слове "читает" окончанием будет "ет", так как глагол относится к первому спряжению.
  • Научитесь различать окончания глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Звучание в них может быть одинаковым, а вот части слова разными. Обратите внимание на глагол "крикните". Он употребляется в повелительном наклонении. Измените форму и сможете увидеть, что в слове "крикни" окончанием будет "и". Значит в глаголе "крикните" - "те".
  • Обратите внимание на предложение "Когда крикнете, сообщите". В нем глагол "крикнете" употреблен в изъявительном наклонении. Если измените форму слова, то увидите, что окончанием будет "ете".
  • Определяя окончание у прилагательных или причастий, можно поставить вспомогательный вопрос или узнать падеж, род и число. Например, в прилагательном "сильным" окончанием является "ым", так как оно относится к мужскому роду, единственному числу, творительному падежу.
  • Если вы определяете падежное окончание у существительного, выясните, в каком падеже и склонении употребляется оно. У существительного " в деревне" окончанием будет "е", так как слово относится к первому склонению, предложному падежу.

У каждой части речи своё окончание, которое присуще только ей. У глаголов они личные, у прилагательных и причастий - родовые, у существительных - падежные. У изменяемых слов в одной из форм окончания могут быть нулевыми.

Окончание - изменяемая часть слова, помогает определить, с какой морфологической структурной единицей приходится иметь дело. У таких морфологических особей, как наречие, деепричастие, местоимение из разряда личных, служебные не имеют окончаний. Происходит это по той причине, что они неизменяемые.

Окончание глаголов

По окончанию глагола определяются время, лицо и число. Рассматривается слово «пишут». Окончание -ут указывает на то, что глагол настоящего (будущего времени), третьего лица, множественного числа.

Изменяемая часть подскажет, в каком числе и падеже находится существительное. Прилагательные с причастиями пошли дальше, их окончания указывают на:

  • Число
  • Падеж

Окончание прилагательных

Было, к примеру, слово «ясный». Его окончание -ый свидетельствует о мужском роде. Пусть останется основа та же, а вот окончание поменяется на -ая, будет слово «ясная». Это прилагательное стало женского рода. А поменялось только окончание.

Прилагательные имеют свои постоянные ориентиры, зная о которых, невозможно допустить ошибку. Это выглядит следующим образом. В разборе участвуют окончания:

Значит, слово является именем прилагательным в единственном числе, мужского рода, в именительном падеже. Это можно сделать с прилагательными женского и среднего рода.

Вот такие фокусы вытворяет самая изменяемая часть слов.

Есть такие опознавательные знаки для окончаний, по которым можно сразу сказать, что за часть речи перед нами.

Окончание существительных

Опознавательные знаки частей речи

Для существительных характерны следующие окончания:

Имена существительные изменяются по падежам, имеют характерные окончания и делятся на три склонения. К первому относятся и женский и мужской род с окончаниями -а,я. Ко второму только мужской род существительных, оканчивающихся на согласный звук, и средний род на -о и -е. третье склонение имеет у себя только женский род с основой на -ь.

Определяя грамматические значения, окончания могут служить образованию новых слов. Благодаря им появляются различные формы одного и того же слова. Кроме того, они связывают слова в словосочетаниях и предложениях.