Обучение старших дошкольников грамоте. Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки -. Буква д

Звуки [д, д , ]. Буквы Дд.

Образовательная система: «Школа 2100».

Предмет: урок обучения грамоте.

Класс: 1.

Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2010.

Тип урока: у рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Форма урока: Классно-урочная.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Цели урока

  1. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д , ], буквами Дд.
  2. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
  3. Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
  4. Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  5. Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
  6. Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Ребята, к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо Улыбки ваши располагают к приятному общению .

Давайте подумаем, какие органы чувств пригодятся нам сегодня на уроке.. А еще о каких помощниках мы говорили на уроке ОМ? Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. –Итак, урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Будьте очень внимательны.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

II. Актуализация опорных знаний. Разминка.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные - ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем)

Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили.(На доске «звуковички», один из них пустой)

III. Постановка общей проблемы.

Что вас удивило? (Один «звуковичок» пустой)

Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?)(Вопросы написаны на доске)

Помогите мне закончить предложения.

На слайде № 1 появляется картинка. (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

  1. Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
  2. Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
  3. Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
  4. Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Итак, какой звук повторяется чаще? (Д)

Так какая будет тема урока? (Тема на доску: Звуки {д} {д*}, буква Дд)

С какой целью мы будем это изучать? (Человечек-«звуковичок» не одет: какой это звук, какой буквой он обозначен)

Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться писать новую букву)

IV. Усвоение новых знаний.

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д , ] , буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д , ] .)

– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Цели.

  1. Реализация принципа деятельности.
  1. Формирование мотивации учения и обучения.
  2. Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
  3. Психологический комфорт в учебном коллективе.
  4. Единство воспитания и обучения.
  5. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядност ь:

-«Оденем» нашего «звуковичка» в учебнике на стр. 94.

– Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д , ] .

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.) Где её место в алфавите?

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

– Давайте поселим эту букву на ленту букв.

Игра «Моя Вообразилия»

Цель. Развитие творческого мышления.

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….) Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» – труба печная. слайд №10.

Итак, ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока? (да)

б). Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д"]- встают девочки.

Дело , домино, дудочка, Дима , грабли , подружка, дети , радость, гвоздика, Денис, стрелочка, здоровье.

– А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

Прочитайте пословицу о здоровье: ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Слово учителя о бережном отношении к своему здоровью

Физкультминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.

VI. Первичное закрепление.. Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 94

На с. 94 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

– Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

– Прочитайте слова в столбиках.

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

– Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

Чтение слогов на слайде. Упражнение «Пирамида». Слайд №5.

Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог.

а) чтение слогов

Сравните первую и вторую строчку.

Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.(3-я строчка) -Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук.(4-я строчка) -Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова.(Устно)

б) чтение столбиков слов Если слоги встанут рядом, получаются слова.

1-й столбик Значение каких слов вам не понятно?

Объяснение непонятных слов.

ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;

2) форма вежливого обращения;

3) игральная карта;

4) женщина, танцующая в паре с кавалером.

Дума – 1) мысль; размышление;

2) название некоторых государственных учреждений.

Душа - 1) внутренний мир человека, его сознание.

2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.

  1. В каком слове есть опасное место?

2-й столбик

Дол - (то же что и долина) -удлиненная впадина. Напр. Речная долина, горная, равнинная. низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.

Разбейте слова на две группы. Какие? По какому признаку делили слова?

  1. Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.

С помощью, какой части слова произошли такие превращения. Выделим его.

Прочитайте слова, меняя интонацию. Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно

3 столбик .

  1. На какие группы разделите эти слова. Почему?
  2. Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-
  3. Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными)

4-й столбик

  1. Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар-

  1. -Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
  2. Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?

5 столбик .

  1. Какое слово лишнее? Почему?
  2. А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)
  3. Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень?

Гимнастика для глаз

Цель . Профилактика близорукости.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 3 раза.

в) чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами..

По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.

Озаглавьте текст.

Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя про заботу о пожилых людях) Творческая работа.

Придумайте продолжение этого рассказа.

2. Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок". Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка?

На доске ключевые слова:

Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.

2. Чтение по предложениям с комментариями.

1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение. – Заметили ли вы, что автор оживил дымка? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?

  1. Постой, не спеши – стала учить труба. Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома ).

4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным ).

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть .)

5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?

6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.

  1. Выпалил , что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).
  2. Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.

7-е предложение – Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

– Что он означает ? (При чтении нужно сделать длинную паузу.)

– Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?

9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.

  1. А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
  2. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?
  3. Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.

15. Итог урока. Рефлексия .

  1. Какие цели ставили на уроке? Смогли ли мы их добиться?
  2. -С какими согласными звуками мы сегодня встретились?
  3. Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?

Мы продолжим работу с этими звуками и буквами на следующем уроке.


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Ильмира Зиатдинова
Обучение старших дошкольников грамоте. Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки [д]-[д’]. Буква д»

Звуки «Д» , «ДЬ» . Буква Д .

Цель : формирование фонетико-фонематического восприятия, обучение грамоте .

Задачи : Знакомить детей со звуками Д , ДЬ;

Различать звонкие и глухие согласные;

Учить делать звуковой анализ слов ;

учить выделять звук на фоне слова ;

Учить подбирать слова на заданный звук ;

Учить интонационной выразительности речи.

Расширять словарь детей;

Формировать интерес к чтению.

Предварительная работа : заучивание скороговорки, физминутки.

Оборудование : разрезная азбука, серия картинок, слоговая таблица, сюжетные картинки.

Ход образовательной деятельности : Воспитатель произносит скороговорку :

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу любит.

(следить, чтобы дети читали стихотворение спокойно, четко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе)

Какой звук в этой скороговорке произносится чаще? (звук Д )

Назовите слова со звуком Д . (дуб, дом, дятел, друг, дерево, день)

В чьих именах есть этот звук ? (Динар, Диляра, Дамиан, Данил, Даша, Дарина)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Забьем гвоздь молотком» . Дети, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук Д .

(Следить за детьми, чтобы они не кричали, а произносили звук Д звонко )

Как стучат колеса вагона(«т-т-т-т» -тихо)

А как молоток стучит о шляпку гвоздя? (громко)

Правильно, ребята. Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз : д-д-д.

Что делает кончик языка, когда мы говорим Д? (Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами)

На что похожа буква ?

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д –труба печная .

Д стоит, и очень твердо.

(рассматривая букву , дети выявляют сходство её с домиком, выделяют элементы буквы , прописывают в воздухе)

Ребята, я буду называть слоги, а вы договариваете до целого слова.

ДА…. Даша, Дарина, Данила, ит. д.

ДО…. дом, дорога, дочка.

ДУ…. Дуб, дудочка.

ДИ…. Динар, Дина.

-Я сейчас загадаю загадку :

Мы по ковру идем с тобой

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

И желт, и синь, и ал! (луг)

Из скольких слогов состоит слово луг? (один слог)

Сколько букв в слове луг ? (три)

Сколько согласных? (два)

Сколько гласных? (один)

Физминутка :

Наши руки хлопают -раз, два.

Наши ноги топают -раз, два.

Локти вращаются – раз, два.

Глаза закрываются – раз, два. (соответствующие движения)

Мой Илья такой лентяй (развести руки)

Только отдых подавай! (присесть, руки за головой)

Работа в тетрадях Е. В. Колесникова «От А до Я»

1. Назвать предметы, которые обвели на картинках (дуб, тыква) .Назвать первые звуки в этих словах (Д-Т) . «Д» -звонкий, «Т» -глухой.

2. Игра «Узнай, какой звук » ?

Назвать картинки со звуками «Д» , «ДЬ» (диван, дудочка)

Нарисовать на схеме эти звуки , используя условные обозначения (синий квадрат в середине прямоугольника под картинкой удочка (зеленый квадрат в начале прямоугольника под картинкой диван)

Назвать картинки со звуками «Т» , «ТЬ» . (ракета, тигр)

(синий квадрат в середине прямоугольника - ракета, зеленый квадрат в начале прямоугольника - тигр)

3. Игра «Слоговые домики»

Написать букву Д по точкам , а затем самостоятельно.

Одинаково ли произносится звук «Д» в слогах? (нет, перед гласными О,А, У, Э,Ы он произносится как звук «Д» , а перед гласными Я,И,Е,Ё,Ю, -как звук «ДЬ» )

4. Прочитайте предложение «Котенок лакает молоко» .

Напишите предложение используя словные обозначения (три прямоугольника)

Сколько прямоугольников нарисовали? (три) Почему? (потому что в предложении три слова)

Назовите первое, второе, третье слова в предложении.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Цель занятия: изучаем букву Д, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Д, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Д по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

У Даши дудочка. Дует Даша в дудочку, а дудочка поет: ду-ду-ду! Как поет дудочка?

  • ДУ — какой тут первый звук?
  • Как зовут девочку?
  • Какой первый звук в слове Даша?
  • Какой первый звук в словах дудочка, дует?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Дятел Дом Дерево Диван

  1. Какой звук есть и в слове Дом, и в слове Дятел?
  2. В начале, в конце или в середине звук [Д] в слове Дом? — Дерево? — Подушка? — Дыня? — Кадушка?
  3. Когда мы произносим звук [Д], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси Д!
  4. Кончик языка стукает по «бугоркам» и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим [Д]. Гласный или согласный звук [Д]? Звонкий или глухой? Почему?
  5. Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
  6. Какие ты знаешь глухие согласные звуки?

Задание: печатная буква Д для дошкольников

Напиши букву Д в воздухе, а теперь в тетради нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Д

Доброе дело
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.
- И-эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!

Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле.
«Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает»,- размышлял медведь.
Но никто не собирался там жить.

Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел.
«Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть.
Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.

Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
- Да делать мне нечего, вот и грустный,- бурчит медведь.
- А ты можешь дудочку сделать?
- Дудочку?

А чего ее делать-то?! - оживился медведь и - раз-два! - сделал Димке дудочку.

Вот это да! - обрадовался Дима.
- А моей сестренке Даше сделаешь?
- Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю,- заторопился медведь.
- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!
(Г. Юдин)

Продолжи фразу

У меня знакомых тьма.
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я - приветливая … (дверь).

Поглядите, поглядите -
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить -
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем.
Отгадаешь под … (дождем).

Разместилась шавка с шиком
И была в восторге … (диком).

Мех у тети встал на шубе,
Как под ветром лист на … (дубе).

Шавке лаять не мешали.
На ошейнике … (медали).

Раз в трамвай залезла шавка,
Началась в трамвае … (давка).

Зимним воздухом дыша,
Шла на лыжах буква Ш,
Шла слегка вразвалочку,
И в дубраве, что бела,
Букве Д передала эстафеты палочку.

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: … (дятел).

Столько заноз я не видел ни разу,
Нет, не завидую я … (дикобразу).

Ежик вырос в десять раз.
Получился … (дикобраз).

Загадки для детей про букву Д

Кто проходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Нам в дождь и в зной
Поможет друг зеленый и хороший -
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек.
(Дерево)

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.
(Дорога)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Кто всю ночь но крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь)

Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
(Дождь)

Он по-рабочему одет -
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.
(Дятел)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу.
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят.
Не воротятся назад.
(Дни недели)

Не живая - а идет.
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)

Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес -
И исчез.
(Дым)

Много рук, а нога одна.
(Дерево)

Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!
(Душица)

Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)

Я из крошки-бочки вылез.
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

Дождик теплый и густой.
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)

Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя стоит весь день на месте.
(Дверь)

Никого не обижает,
А ее все толкают.
(Дверь)

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,-
Спать немедленно зовет.
(День и ночь)

Я мохнатый, я кудлатый.
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом.
Над костром и пароходом,
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет.
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Ходит взад и вперед,
Никогда не устает.
(Дверь)

Пословицы и поговорки на букву Д

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

За один раз дерева не срубить.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Судят не по словам, а по делам.

Два часа собирался, два часа умывался, один час утирался — сутки одевался.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Семеро одного не ждут.

Один задириха, другой - неуступиха.

Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Не учи безделью - учи рукоделью.

Лучший дар - ум.

Худшая беда - невежество.

Жизнь дана на добрые дела.

Держись за «небось», доколе не сорвалось.

«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.

Береги одежду снову, а честь и здоровье смолоду.

Ум да здоровье всего дороже.

Без трудов нет и плодов.

Без труда нет добра.

Доброе семя - добрый и всход.

Веселые стихи про букву Д для детей

Доброго пути
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
(А. Кондратьев)

Дождик, дождик
Кап да кап!
Ты не капал бы на пап.
Ты не капал бы на мам -
Приходил бы лучше к нам.
Папам - сыро.
Мамам - грязно,
Нам с тобою - Рас-пре-красно!
(М. Яснов)

Добрый дождик
Однажды я шел по тропинке лесной,
Вдруг чувствую - дождик идет за спиной.
Я шагу прибавил - скорее домой!
А дождик вприпрыжку помчался за мной.
Тогда я сказал, обернувшись к нему:
- Позволь мне вернуться домой одному!
Я знаю - бывают упрямы дожди.
Но этот ответил:
- Ну ладно, иди…
(В. Друк)

Доктор
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как мам быть:
Часто мыть или пореже?..
Отвечает доктор:
- Еже! -
Отвечает доктор гневно:
- Ежедневно!
(Э. Мошковская)

Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
(С. Маршак)

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(Е. Благинина)

Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
(В. Линькова)

Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел, дятел
Дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
- Дятел, в дереве - дыра.
Перестать давно пора!
(Б. Тимофеев)

Дед Мороз
Добрый Дедушка Мороз
Мне щенка в мешке принес.
Но какой-то странный дед:
В шубу мамину одет.
А глаза его Большие,
Как у папы, голубые.
И улыбка даже,
Ну конечно, та же!
Это папа! Я молчу.
Втихомолку хохочу —
Пусть позабавляется,
Может, сам признается.
(А. Береснев)

Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу.
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
(О. Дриз)

Дрессировщики зверей!
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награды им вручили.
(В. Берестов)

Дикобраз
Старый еж в лесах Кавказа
Как-то встретил Дикобраза.
Ну и ну! — воскликнул еж.
- На кого же ты похож!
(Б. Заходер)

Доброе утро
- Доброе утро! - птицы запели.
- Добрые люди, вставайте с постели;
Прячется вся темнота по углам.
Солнце взошло и идет по делам.
(А. Кондратьев)

Доброй ночи
- Доброй ночи! - молвит тишина;
Каждому сейчас она слышна;
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами.
(А. Кондратьев)

Доктор
Доктора не бойтесь, дети.
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя!
(Г. Виеру)

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный!
(И. Токмакова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Тема урока: Звук и буква Д, д.
Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: Знакомство с буквой Д, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.

Формирование УУД : регулятивные - Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

п ознавательные - с амостоятельное формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Смысловое чтение.

к оммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Ход урока

    Орг. Момент.

Сегодня у нас необычный день, у нас сегодня праздник, потому что к нам пришли гости.

Приветствие гостей. Дети: « В добрый день и в добрый час очень рады видеть вас!»

Вам, ребята я желаю успехов. Я точно знаю, что у вас всё получится, ведь вы самые умные и грамотные ученики.

2 Актуализация знаний.

Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.

Чем отличаются звуки от букв? (ответы детей)

Давайте вспомним, какие бывают звуки. (чтение схемы на доске гласные-согласные, ударные- безударные, звонкие- глухие, твёрдые- мягкие) . Параллельно можно дать дифференцированную работу по карточкам (3-4 уч-ся)

Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила мою любимую песню из мультфильма про Фунтика (включить для прослушивания первый куплет песни « Доброта" , куплет оканчивается словами «….. всех дороже доброта»)

А вы согласны?

Как вы понимаете, что такое доброта?

Каких людей мы называем добрыми? (ответы детей)

К нашему уроку я подготовила девиз, кто поможет мне его прочитать?

(читающие дети могут прочесть)

Друзья, давайте делать добрые дела!

- Внимательно послушайте его ещё раз…. - Какой звук вам встретился чаще всех? (д, д") - давайте вместе сформулируем тему нашего урока, используя слова помощники (познакомиться…., повторить…, научиться.)
ФИЗМИНУТКА
    Открытие новых знаний.
Давайте проведём исследовательскую работу и узнаем особенности этого звука.
    хором произносим, определяем гласный или согласный (уч-ся доказывают свою правоту) прижмём пальчиками ямочки за ушками и громко произнесём звук (Д)- звонкий или глухой. Проанализируйте звук в выражении добрые дела - твёрдый, мягкий. Произнесите звук соседу на ушко тихо – парный , непарный.

Закончив огромную исследовательскую работу давайте сделаем вывод: (уч-ся работают в парах, выкладывают на партах схемы звука – согласн., звонкий, твёрд., мягк.,парн.

Игра « Поймай звук»

Буква Д – в числе согласных

И конечно, не напрасно!

Не было б без Д – деревьев,

Декабря, дождей, деревни,

Добрых дум, детей и детства,

Буква Д, тебя приветствуем!

Хлопают мальчики, если слышат твёрдый звук Д

Хлопают девочки, если слышат мягкий звук Д.

Мальчики и девочки подбирают по 3-4 слова самостоятельно и составляют схему одного слова на столе с помощью карточек схем. (двое работают у доски)

    Знакомство с буквой согласного звука.

На письме звуки (д) и (д") обозначаются буквой Д и сейчас нам об этом расскажет мудрая сова. (минифильм о букве из серии « Уроки тётушки совы»)

ФИЗМИНУТКА (музыкальная, под музыку песни Барбариков)

    Работа с текстом. Развитие речи.

Текст. (у каждого ученика на столе)

Диме и Даше подарили собаку. Они назвали собаку Дымок. Весь день дети мастерили домик для собаки. Дымок рад новому домику. Дети ухаживали за собакой. Дима, Даша и Дымок теперь друзья!

Задание по тексту: - Жужжащее чтение.

Как звали детей в рассказе?

Для кого дети смастерили домик?

Почему их можно назвать друзьями?

Подберите заголовок к тексту.

    Письмо буквы.
- Для того, что бы записать слова с буквой согласного звука, мы должны с вами научиться писать новую букву. (на интерактивной доске прописывается строчная буква д с объяснением.) Работа в прописях (2-3 строки) , каждый уч-ся оценивает свою работу сравнивая с образцом.
Учитель читает загадку: Он приходит в зимний вечер Зажигать на ёлке свечи. Бородой седой оброс, Кто же это? (Дед Мороз) - А как назвать его ласково? (дедушка) - Запишем слово под диктовку, поставьте в слове ударение, разделите на слоги. (взаимопроверка)
    Рефлексия.
- Какой звук мы исследовали сегодня? - Какие выводы сделали? - Кто сегодня на уроке открыл для себя что-то новое? - Кому на уроке было интересно?
Давайте вернёмся к девизу нашего урока…… читаем его хором. Обещаем?
- Что бы в жизни многого достичь, всегда нужно идти дорогою добра. Учащиеся исполняют 1 куплет песни « Дорогою добра» и вручают памятные медальоны гостям. Урок окончен.