Краткое содержание рассказа матренин двор. «Матрёнин двор. То, что произошло после события на железной дороге

  1. Игнатьич – постоялец, который ведет рассказ. Он приезжает в глубинку работать учителем;
  2. Матрена – одинокая женщина 60 лет, у которой рассказчик жил квартирантом; Именно она выступает главным героем его истории;
  3. Ефим – муж Матрены;
  4. Фаддей – старший брат Ефима, некогда любивший ее;
  5. Кира – приемная дочь Матрены, ее племянница;
  6. Маша – подруга Матрены.

Постоялец

Рассказ Игнатьича начинается летом 1956 года, когда он, только что вернулся из Казахстана в Россию. Несмотря на прошлое и трудности с трудоустройством, он хотел работать учителем. И такую работу он смог найти в рязанской глубинке, в 184 километрах от Москвы.

Несмотря на то, что постоялец – учитель в этих краях был редкостью, которая помимо дополнительного дохода сулила бесплатную машину торфа на зиму от школы, квартиру найти было сложно. Почти все дома были небольшими и, к тому же, переполненными. Единственным подходящим оказался дом одинокой Матрены на самой окраине.

Было видно, что дом просторный, был построен для большой семьи, однако сейчас здесь жила одинокая старушка. И гостям она была не сказать, чтобы очень рада. Последнее время ей нездоровилось, и она проводила много времени на печи.

Гость же расположился на раскладушке возле окна, где поставил также стол и книги. Помимо них в доме давно жили колченогая кошка, а также стаи мышей и тараканов. Зайдя сюда, Игнатьич понял, что здесь он и остановится.

Ежедневные хлопоты и наступившее спокойствие

Матрена вставала в 4 утра, выходила во двор, доила козу, и готовила однообразную еду: суп, картошку да кашу ячменную. Но это нисколько не смущало Игнатьича.

Эта осень выдалась для хозяйки тяжелой и даже «обидной». В ту пору вышел новый «пенсионный закон», по которому полагалось «заработать» на пенсию, поскольку 25 лет работы в колхозе были за трудодни, а не за зарплату. Получить инвалидность по болезни тоже не получалось. Получить пенсию по потере кормильца, представлялось не менее хлопотным. Мужа – то в живых не было больше 15 лет – где же собрать все справки о его стаже?

Все это сопровождалось бесконечными справками и бумагами, которые следовало носить туда и обратно за десятки километров по сельсоветам и собесам. Эта волокита выматывала и без того больную женщину, а работу в огороде и сбор торфа никто не отменял. За торф же полагалось судить, поскольку для жителей он не предусмотрен и весь принадлежал тресту. По словам же Матрены, чтобы не замерзнуть, на зиму нужно было не меньше 3-х машин. Деревенские бабы, в том числе и хозяйка дома, бегали в лес по 5-6 раз на дню. Их часто обыскивали на дорогах, но зима каждый год приближалась неотвратимо.

Игнатьич часто наблюдал за Матреной. День ее был наполнен множеством дел, и часто не только своих. Ей нужно было сбегать за торфом, запасти на зиму козе – сено, а себе – брусники и картошки. За выделенные ей колхозом жалкие 15 соток, приходилось ходить на работы. Соседи, зная добродушность старушки, звали ее подсобить на свои огороды. Отказывать хозяйка дома не привыкла. Раз в 1,5 месяца возникала у нее новая забота – накормить козьих пастухов. Все бабы деревни делали это по очереди, да так, чтоб не хуже, чем другие. Поэтому Матрена бежала в магазин за продуктами, которые сама отродясь не ела: консервы, сахар да масло.

Временами же она не могла встать от недуга, и тогда все домашние заботы брала на себя ее давняя подруга – Маша. Но долго лежать ей было некогда, поэтому вскоре она уже занималась делами. И все же бумажные хлопоты не прошли даром: Матрене была назначена пенсия в 80 рублей, да школа выделяла 100 рублей за учителя. По этому поводу у нее объявились даже 3 сестры, которые ранее боялись, что придется им помогать родственнице. Старушка была рада наступившему спокойствию и даже спрятала 200 рублей на похороны.

Судьба Матрены

Скоро хозяйка с постояльцем совсем привыкли друг к другу. Оказалось, что Игнатьич долгое время провел в тюрьме, о чем старушка и так догадалась. Судьба же Матрены тоже не отличалась большим счастьем. Замуж она вышла давно, еще до революции, и с тех пор жила в этом доме. Рожала она 6 раз, но все дети умерли, не дожив и до 3-х месяцев. Муж ушел на фронт и не вернулся. Но была у нее, все же, одна воспитанница – Кира.

Изредка к ней наведывался высокий старик – Фаддей. Как рассказала старушка позже – это ее деверь, за которого она должна была выйти замуж. Но не успела – началась война, и его забрали. Уже минули все революции, а от него не было вестей. И она вышла замуж за его брата Ефима, а уж через несколько месяцев из плена вернулся и Фаддей. Не убил он ее только из-за брата.

Фаддей вскоре женился, выбрав девушку с ее же именем. Она родила ему 6 детей и часто бывала бита мужем. Наступила война, у Фаддея было плохое зрение и его не взяли, а Ефим ушел и не вернулся. Тогда от одиночества Матрена «выпросила» у жены деверя младшую дочку – Киру, которую вырастила как свою и выдала замуж.

Наследство и гибель Матрены

Хозяйка дома, страдая от болезней, завещала часть дома в наследство своей приемной дочке, которая вскоре приехала к ней. Оказалось, что ее семье выделяют участок в одной из деревень, где можно построить дом, для этого и пригодится обещанный сруб. Отец ее схватился за эту идею и, недолго думая, в один из февральских деньков привел к дому 5 сыновей с топорами. 2 недели пытались они разломать дом Матрены – в это время она совсем сдала, кошка пропала, а сестры, посягавшие на ее хату, ругали.

Везти решено было на 2-х санях, тащил которые трактор. Управиться нужно было за одну ночь, и старушка пошла с мужчинами на подмогу. А уже через несколько часов в оставшуюся часть дома пришли железнодорожные работники.

Подоспевшая подруга Маша поведала страшную весть. Оказалось, вторые сани застряли на железнодорожных путях, сын Фаддея, тракторист и Матрена пытались наладить трос, а в это время на пути задом подали паровоз без огней. Он то и снес всех троих. А паровоза никто не слышал, так как его заглушил работающий трактор.

Больше всех пострадали Кира и ее муж, который чуть не повесился, понимая, что из-за этой горницы погибли тетка и брат жены, а позже предстал перед судом. Как только стало известно о несчастье, начался раздел имущества. Сестры захватили дом и все имущество в нем, Фаддей хлопотал за себя – собрал весь развороченный сруб на переезде, а также обзавелся Матрениным сараем и козой. Дом заколотили, а Игнатьич переехал к заловке Матрены, которая не упускала случая ее унизить старушку.

И только тогда мужчина понимает, что вот на таких праведниках, которые ничего не просят для себя, бескорыстных и робких, держится еще село русское. И не только село, но и вся земля наша.

Тест по рассказу Матренин двор

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Матренин двор. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году. Прочитать краткое содержание «Матренин двор» по главам особенно актуально для учеников 9 класса, в котором произведение изучается.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.
  • Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи:

  • Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.
  • Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

«Матренин двор» очень краткое содержание

А. Матренин двор краткое содержание для читательского дневника:

Автор – рассказчик после войны и лагерей оказывается в глубине России, в маленькой деревне под названием Тальново, куда он устраивается учителем и встает на постой к местной жительнице Матрене Васильевне Григорьевой.

У Матрены была нелегкая судьба: любила она Фаддея, а вышла замуж за его младшего брата Ефима. Все ее дети умирали в младенчестве, поэтому в деревне ее не любили и считали «испорченной». Она очень любила племянников своего мужа и взяла на воспитание девочку Киру, которую и содержала до самого ее замужества.

Матрена не думает о себе, всю жизнь она работает на кого-то, всем старается помочь не требуя за это награды и даже доброго слова. Может быть, за это на селе ее считают блаженной. И конец рассказа трагичен: Матрена погибает на железнодорожных путях, помогая тому же самому Фаддею перетаскивать половину своего дома, которую она завещала Кире. О Матрене в селе никто по-настоящему не горюет, родственники думают только об оставленном имуществе.

Рассказ ведется от первого лица, сам автор выводит себя рассказчиком и показывает в рассказе элементы собственной судьбы. Встреча с Матреной раскрыла ему глаза на таких вот простых и, с первого взгляда, обычных женщин, на которых и держится весь мир.

Это интересно: Хватающая за душу и сжимающее сердце история изложена в кратком для читательского дневника, который должен периодически читать каждый ребенок и взрослый.

Короткий пересказ «Марининого двора» Солженицына

А. Солженицын Матренин двор краткое содержание:

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации.

Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны.

Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима.

И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем.

«Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель.

Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Сюжет рассказа «Матренин двор» по главам

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию». Его возвращение «затянулось годков на десять», и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезду в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать».

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон». И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, несмотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту». Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход», потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро». «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила». При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды, и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости», иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа.

В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих».

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала», что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне.

Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было.

Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны», а автор переселился к «одной из ее золовок». Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, никому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Это интересно: Повесть «Один день Ивана Денисовича» Солженицын написал в 1959 году. Первоначальное авторское название произведения – рассказ «Щ‑854» (порядковый номер главного героя Шухова в исправительном лагере). На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание повести « ». Произведение принесло Солженицыну мировую известность и, по мнению исследователей, повлияла не только на литературу, но и на историю СССР.

Видео краткое содержание Матренин двор Солженицын

В Центральную Россию. Благодаря новым веяниям, недавнему зэку не отказывают теперь стать школьным учителей во владимирской деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Солженицын поселяется в избе местной жительницы Матрены Васильевны – женщины лет шестидесяти, часто болеющей. У Матрены нет ни мужа, ни детей. Ее одиночество скрашивают лишь уставленные повсюду в доме фикусы, да подобранная из жалости колченогая кошка. (См. Описание дома Матрены .)

С теплой, лиричной симпатией А. И. Солженицын описывает нелегкую жизнь Матрены . Многие годы у нее нет ни рубля заработка. В колхозе Матрена трудится «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Вышедший после смерти Сталина закон наконец дает ей право добиваться пенсии, но и то не за себя, а за потерю пропавшего без вести на фронте мужа. Для этого надо собрать кучу справок, а потом много раз возить их в собес и сельсовет, за 10-20 километров. Изба Матрены полна мышей и тараканов, которых невозможно вывести. Из живности она держит лишь козу, а питается в основном «картовью» (картошкой) размером не больше куриного яйца: крупнее ее песчаный, не удобренный огород не дает. Но и при такой нужде Матрена остается светлым человеком, с лучезарной улыбкой. Доброе расположение духа ей помогает поддерживать работа – походы за торфом в лес (с двухпудовым мешком за плечами по три километра), косьба сена для козы, хлопоты по хозяйству. По старости и болезням Матрена уже отпущена из колхоза, но грозная жена председателя то и дело приказывает ей бесплатно помогать на работах. Матрена легко соглашается пособить без денег и соседям на огородах. Получив-таки от государства рублей 80 пенсии, она справляет себе новые валенки, пальто из ношеной железнодорожной шинели – и считает, что жизнь ее заметно улучшилась.

«Матренин двор» - дом Матрены Васильевны Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области, место действия рассказа А. И. Солженицына

Вскоре Солженицын узнает и историю замужества Матрены. В молодости она собиралась выйти за соседа Фаддея. Однако того в 1914 забрали на германскую войну – и он безвестно канул на три года. Так и не дождавшись весточки от жениха, в убеждении, что он погиб, Матрена пошла замуж за брата Фаддея, Ефима. Но несколько месяцев спустя Фаддей вернулся из венгерского плена. В сердцах он грозил порубать топором Матрену с Ефимом, потом поостыл и взял за себя другую Матрену, из соседней деревни. Они с ней так и жили по соседству. Фаддей слыл в Тальново властным, скаредным мужиком. Жену он постоянно бил, хотя и имел от нее шестерых детей. Шестеро было и у Матрены с Ефимом, но ни один из них не прожил больше трех месяцев. Ефим, уйдя в 1941 на другую войну, с нее не вернулся. Дружная с женой Фаддея Матрена выпросила у нее младшую дочку, Киру, десять лет воспитывала ее, как родную, а незадолго до появления в Тальново Солженицына выдала ее замуж за паровозного машиниста в деревню Черусти. Историю о двух своих женихах Матрена рассказала Александру Исаевичу сама, волнуясь при этом, как молодая.

Кире и мужу ее в Черустях надо было получить участок земли, а для этого – быстро поставить какое-нибудь строение. Старый Фаддей зимой предложил перенести туда горницу, пристроенную к матренину дому. Матрена и так собиралась завещать эту горницу Кире (а на дом метили трое ее сестер). Под настойчивыми уговорами жадного Фаддея Матрена после двух бессонных ночей согласилась еще при жизни своей, разломав часть крыши дома, разобрать горницу и перевезти в Черусти. На глазах хозяйки и Солженицына Фаддей с сыновьями и зятьями пришли в матренин двор, застучали топорами, заскрипели отрываемыми досками и разобрали горницу на бревна. Три сестры Матрены, узнав, как она поддалась на уговоры Фаддея, дружно обозвали ее дурой.

Матрена Васильевна Захарова - прототип главной героини рассказа

Из Черустей пригнали трактор. Бревна горницы погрузили на двое саней. Толстомордый тракторист, чтобы не делать лишнего рейса, объявил, что потянет двое саней сразу – так ему и по деньгам выходило выгоднее. Бескорыстная Матрена сама, суетясь, помогала грузить бревна. Уже в темноте трактор с трудом потянул тяжкий груз с матрениного двора. Беспокойная труженица и тут не усидела дома – убежала со всеми, помочь в пути.

Вернуться живой ей было уже не суждено… На железнодорожном переезде трос перегруженного трактора лопнул. Тракторист с сыном Фаддея бросились ладить его, с ними туда же понесло и Матрену. В это время к переезду подошли, задом и не включив огни, два сцепленных паровоза. Неожиданно налетев, они насмерть разнесли всех троих, хлопотавших у троса, изувечили трактор, повалились с рельсов и сами. В крушение едва не попал подходивший к переезду скорый поезд с тысячей пассажиров.

На рассвете с переезда на санках под накинутым грязным мешком привезли все, что осталось от Матрены. У тела не было ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. А лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…

Деревня стала собираться на похороны. Женщины-родственницы причитали над гробом, но в словах их проглядывала корысть. И не скрывалось, что сестры Матрены и мужнина ее родня готовились к схватке за наследство покойницы, за ее старый дом. Искренне рыдали лишь жена Фаддея и воспитанница Кира. Сам же Фаддей, потерявший в той катастрофе некогда любимую им женщину и сына, явно думал лишь о том, как спасти рассыпанные при крушении у железной дороги бревна горницы. Прося разрешения вернуть их, он то и дело метался от гробов к станционному и поселковому начальству.

А. И. Солженицын в деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Октябрь 1956

В воскресенье Матрену и сына Фаддея похоронили. Прошли поминки. Фаддей в ближайшие дни вытягал у матрениных сестер сарай и забор, которые тут же с сыновьями разобрал и перевозил на саночках. Александр Исаевич переселился к одной из золовок Матрены, которая часто и всегда с презрительным сожалением говорила о ее сердечности, простоте, о том, как она «глупая, помогала чужим людям бесплатно», «за обзаводом не гналась и даже поросенка не держала». Для Солженицына же именно из этих пренебрежительных слов выплыл новый образ Матрены, какой он не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. Эта чужая сестрам, смешная золовкам нестяжательная женщина, которая не скопила имущества к смерти, схоронила шесть детей, но не нрав свой общительный, жалела колченогую кошку и раз ночью при пожаре бросилась спасать не избу, а любимые свои фикусы – и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Работу над рассказом А. Солженицын начал летом 1959 года. В это время писатель находился в посёлке Черноморском в Крыму, куда приехал по приглашению своих друзей. Рассказ был окончен в декабре 1959 года.

Через 2 года Солженицын передал своё произведение А. Твардовскому, который сразу сделал вывод о том, что подобный рассказ не может быть опубликован. Более всего Твардовскому не понравилось изначальное название («Не стоит село без праведника»), и он предложил заменить его на «Матрёнин двор». Чтобы избежать проблем с цензурой, автор изменил время действия в рассказе, перенеся его на 1953 год. Произведение было опубликовано в 1963 году. Во второй раз «Матрёнин двор» опубликовали в конце 80-х годов в Журнале «Огонёк». Рассказ опубликовали без согласия автора, в связи с чем Солженицын объявил публикацию незаконной.

Рассказ был принят критиками неоднозначно и вызвал целую волну споров, которые начались зимой 1964 года. Начало дискуссиям положила статья молодого писателя Л. Жуховицкого, называвшаяся «Ищу соавтора!». Больше всего порицаний вызвала авторская позиция в рассказе.

Судьба рассказчика Игнатича во многом схожа с судьбой самого автора. Он тоже воевал, был в лагере и ссылке. Когда Игнатич устроился на работу, «каждая буква» его биографии была «перещупана»: бывшему заключённому не доверяли. Рассказчик хочет жить где-нибудь в глубинке и стать обыкновенным школьным учителем. Сначала Игнатич поселился в деревне Высокое Поле. Но здесь ему не понравилось. Жители деревни вынуждены были ходить за продуктами в город. Игнатич выбирает посёлок под названием Торфопродукт. Неблагозвучное название становится причиной, по которой рассказчик отказывается жить и в этом населённом пункте. В конце концов, бывший заключённый переезжает в деревню Тальново.

Игнатич поселился в избе, хозяйку которой звали Матрёна Васильевна. Рассказчик сразу заинтересовался этой женщиной. Он хочет знать о Матрёне больше. Однако хозяйка не торопится рассказывать о себе, считая, что такому человеку, как её новый постоялец, будет совершенно неинтересна судьба простой русской бабы. Но со временем Матрёна Васильевна всё-таки решается рассказать о своей жизни. То, что поведала женщина, удивило и поразило рассказчика. Игнатич уверен, что в судьбе Матрёны есть особенный смысл, который не замечают окружающие.

Матрёна Васильевна потеряла мужа ещё в начале войны. Он пропал без вести. Женщина считает, что ей повезло с супругом. Он никогда её не бил, что для деревни очень большая редкость. Матрёна признаётся, что не любила мужа так, как любил её он. Игнатич узнаёт, что его новая знакомая должна была выйти замуж за Фаддея, старшего брата её супруга. Но Фаддей давно пропал, уйдя на фронт в Первую мировую войну. Женщину выдали замуж за Ефима, младшего брата. Через некоторое время внезапно возвращается Фаддей. Оказалось, что всё это время старший брат был в венгерском плену.

Матрёна родила своему мужу шестерых детей. Однако ни один ребёнок не смог прожить более трёх месяцев. Суеверные односельчане считали, что на Матрёну Васильевну наведена порча, да и сама женщина в это поверила. Фаддей был влюблён в жену своего брата. Собираясь жениться, он выбрал себе невесту с именем возлюбленной. «Вторая» Матрёна тоже родила шестерых детей. Не получив возможности стать матерью, Матрёна Васильевна взяла на воспитание Киру, дочь Фаддея, и воспитывала её до тех пор, пока девушка не вышла замуж.

В конце рассказа читатель узнаёт о смерти Матрёны. Женщина завещала свою избу приёмной дочери. Однако Фаддей решил не дожидаться, пока Матрёна умрёт, и забрал избу. Помогая брату мужа перевезти свой дом, женщина погибла. На похоронах родственники оплакивают Матрёну Васильевну, но делают это только по обязанности. На самом деле все эти люди ожидают окончательного раздела имущества.

Характеристика персонажей

Рассказчик Игнатич

А. Солженицыну не пришлось придумывать главных героев для своего рассказа. Игнатича автор «списал» с себя самого. Узнав о жизни рассказчика, читатель может узнать и о судьбе самого Солженицына.

Человек, защищавший отечество, оказался в тюрьме, вернувшись на родину. Игнатич прошёл множество суровых испытаний на своей родной земле. Всюду на него смотрят, как на предателя, презирают. Единственным выходом становится бегство в деревню. Рассказчик уверен, в глубинке его никто не обидит. Он не желает для себя ничего, кроме тишины и покоя.

В Матрёне Васильевне Игнатич находит женщину, которой, возможно, ему не хватало всю его жизнь. Как и сама Матрёна, рассказчик уже не молод. Он не нуждается в страстях и пылких чувствах. Игнатичу гораздо важнее духовная близость и человеческое тепло.

Главная героиня рассказа также не является вымыслом. Матрёна Васильевна действительно существовала. В рассказе она упоминается под фамилией Григорьева. В реальной жизни её фамилия была Захарова. Описанные события произошли в деревне Мильцево. В доме, где жила женщина, планировалось открыть музей. Однако в 2012 году он сгорел. Среди наиболее вероятных причин пожара называют поджог. В 2013 году здание было восстановлено. В нём, как и планировалось, открыли музей.

Автор искренне восхищён главной героиней. Всю свою жизнь эта мужественная женщина посвятила другим людям, работая на соседей и на колхоз. За свой нелёгкий труд Матрёна никогда не просила денег. По своей физической силе главная героиня превосходит даже мужчин. Она способна остановить на скаку коня, чего не может сделать никто из её односельчан мужского пола.

Ещё больше восхищает автора сила духа этой женщины, потерявшей сначала детей, а затем и мужа. Рассказчик постепенно приходит к выводу о том, что не люди и обстоятельства заставляют Матрёну жертвовать собой. Главная героиня от природы альтруистична. Она просто не умеет и не хочет жить для себя, в ней нет и тени эгоизма. Не имея потребности брать, Матрёна Васильевна имеет непреодолимую потребность отдавать. Она непременно должна раствориться в чьей-то жизни, подарить кому-то всё самое лучшее, что есть в ней самой.

Коня на скаку остановит…

Рассказчиком не случайно упоминается необычная способность Матрёны Васильевны останавливать на скаку коня. Это одна из способностей, которой, согласно поговорке, должна обладать каждая русская женщина. Матрёна Григорьева, как и её прототип, является воплощением такой женщины.

Горе России

Духовная и физическая слабость мужского населения страны породила совершенно особенных женщин, встретить которых можно только в России. Рассказчик сочувствует всем россиянкам в лице главной героини. Большинство из них проживает далеко не идеальную, полную лишений, мучений и страданий жизнь. Именно на этих хрупких, измученных работой созданиях и держится вся страна.

Российские женщины с давних пор были единственной опорой земли русской. Рассказчик с горечью отмечает, что эта роль досталась слабому полу, а не мужчинам. Даже в названии рассказа упомянута женщина, хозяйка. Не меньшее сожаление у рассказчика вызывает и тот факт, что за свой ежедневный подвиг женщины не получают даже благодарности. Вместо этого им нередко достаются побои и оскорбления.

В своем романе Александр Солженицын описывает нечеловеческое отношение к заключенным в советских тюремных лагерях, несправедливое отношение и насилие, которое неизменно процветало в стране во все времена.

Тем не менее, сочувствие рассказчика не следует путать с унизительной жалостью. Русские матрёны этого не заслуживают. Сильные и щедрые, они достойны поклонения и любви. Жалость заслужили их мужья, отцы и братья. Мужчин стоит пожалеть хотя бы потому, что они не способны оценить своих жён, дочерей и сестёр.