Что положить в пасхальную корзинку: список содержимого для освящения на Пасху

Приближается светлая и радостная Пасхальная ночь. Соберутся верующие люди в храмы, чтобы прославить Воскресшего Христа.

Праздник и его исторические корни

Пасха – Светлое и радостное торжество в Христианстве, хотя праздник Пасхи уходит своими корнями еще в Ветхий Завет. Связано это с исходом иудеев из египетского плена.

Исход, старозаветная книга пророка Моисея, вторая половина XII ст. до Рождества Христова. Именно здесь разворачиваются все основные историко-символические события ветхозаветной Пасхи. Четырехсотлетнее пребывание иудеев в рабстве египетского фараона, десять казней, смерть всех первенцев. Именно эта последняя казнь смягчила сердце фараона, и он отпустил евреев с Моисеем.

В ночь, которая должна была стать решающей, все семейство должно было есть заколотого ягненка с пресным хлебом и горькими травами и: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его» . (Исход 12: 11-14)

Эта ночь и стала вторым рождением израильского народа. А вот полноценное «спасение от духовного рабства» совершил Помазанник Божий из рода Давидова – Мессия, или по-гречески Христос.

Новозаветная история

«Ветхозаветная Пасха – празднуется благодаря спасению кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – благодаря дарованию вечной жизни всем людям» – именно так логично выражает соотношение двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.

Иисус Христос пришел для спасения человечества в простоте и смирении. Проповедуя, исцеляя и утверждая Царство Божие на земле, люди ждали от Христа царства, но царства земного и политического. Во время Тайной вечери с учениками Христос кардинально меняет значение Пасхи и соотношение Бога и человека. Христос сам занимает место Агнца, для того, чтобы освободить человека от греха раз и навсегда. Начинает Спаситель и оставляет апостолам Таинство Евхаристии и предупреждает о Своей Крестной жертве, как о жертвоприношении «от сотворения мира ».

Параллельность двух библейских и спасительных историй очевидна, – евреи использовали пасхального агнца мужского пола, не перемалывая ему костей. Так и Христу римские воины не перебили голени. Сочетанием этих двух событий, Христос отменяет одно, но дарит совершенно новое представление и понимание Пасхи, то есть избавление от рабства греха и дарование вечной жизни человечеству. «…Пасха наша, Христос, заклан за нас », – утверждает апостол Павел (1 Кор. 5:7).

Что можно и что нельзя освящать на Пасху

Символизм Пасхи не утрачен и в современном мире. Мы должны понимать, что кулич, (который мы приносим на освящение в храм), символически – это сам Христос. Потому и апостолы после Вознесения Спасителя на небо, всегда во время трапезы оставляли на столе частичку хлеба, в знак присутствия своего Учителя и Господа. И мы, в течение пасхальных праздников, имеем на столах кулич, который, символически, напоминает нам о Воскресшем Христе. Так вот, кулич в корзину обязательно кладем.

Далее, пасхальное яйцо. Обычай дарить яйца очень древний: еще в странах далекой Азии люди, приветствуя друг друга с новым годом или днем рождения, дарили яйцо, в знак умножения рода и богатства. Для нас, христиан, пасхальное яйцо содержит глубокий духовный смысл. Даря и обмениваясь яйцами, мы напоминаем друг другу о главном догмате нашего спасения – Воскресении Христовом. А красный цвет символизирует пролитую на Кресте Кровь Нашего Бога за нас.

Из Священного предания нам известно о святой жене мироносице Марии Магдалине, которая дошла до Рима, где о Воскресшем Христе сообщила императору Тиберию и подарила ему красное яйцо со словами: «Христос Воскресе ». До настоящего времени осталось в традициях православной иконописи изображать равноапостольную Марию Магдалину с красным яйцом в руке. И яйцо будет на Пасху в нашей корзине.

Также, по окончании Пасхального богослужения читаются молитвы: «…во еже благословити брашна мяс, во святую и великую Неделю Пасхи » и «…во еже благословити сыр и яйца ». Согласно церковным предписаниям, мы кладем в корзину мясо и сыр, то есть, творог. Мясо освящается для того, чтобы утешить всех, кто нёс подвиг Великого поста, чтобы он почувствовал настоящую радость от разговения. Относительно сыра и яиц, – эта традиция больше относится к монашествующим, ибо монахи, по традиции, мяса не вкушают.

Вот и имеем мы традиционный и уставный состав, или набор всего того, что Церковь освящает и благословляет в Пасхальную ночь. Стоит заметить о том, что в храм мы свою корзину не заносим, как советует и наставляет нас книга «Триодь Цветная» (богослужебная книга, по которой совершаются все богослужения от Пасхи до недели Всех Святых): «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею».

Очень важно знать

В выше упомянутой богослужебной книге, содержится следующее и важное разъяснение значения Пасхи для православного христианина, это: «Вестно же буди: яко сицевый, мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иереа предложенными молитвами в снедь благословено будет. Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мира, на олтари в безкровной Жертве, в пречистых Тайнах, честнаго Тела, и животворящия Крове Своея, от иереа Богу и Отцу приносимый, и Тому достойно причащающиися истинную ядят Пасху ».

Попробуем разобраться: не мясо, сыр и не яйцо, и даже не кулич, испеченный хозяйкой дома и принесенный на освящение, является самой Пасхой. Только тот, кто причащается Тела и Крови Христовой, – тот ест истинную и настоящую Пасху. Кажется, все комментарии далее будут излишни.

Однозначно в праздничную и пасхальную корзину нельзя класть кровянку, ибо, согласно Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, нам запрещено вкушать кровь. «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь эта душу очищает ». (Лев.17:11, см. также Лев. 3:17, Втор. 12:16, Втор. 12:23, Быт. 9:4). На апостольском соборе тоже был установлен запрет на вкушение крови: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы » (Деян. 15:28-29).

Относительно этой темы можно много дискутировать, но наверняка, стоит прислушаться к учению Священного Писания и не проявлять лишний раз свою фантазию и пищевые желания. Священникам во время освящения приходится видеть довольно разнообразный набор пасхальной корзины: кладут туда и алкогольные напитки, хрен, лук с чесноком, шоколад и многое другое.

Дорогие христиане, после завершения пасхальной службы, придите домой, разложите все яства на стол и прочитайте молитву «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в », и вся еда, которая будет на столе, освятится и благословится вашей молитвой. Время нам отходить, но не привносить в церковные традиции то, чего там никогда не было и не должно быть.

И еще несколько практических советов относительно праздничной службы

Узнайте точное время начала богослужения;

Придите или приезжайте в храм без опоздания;

Попробуйте сконцентрироваться на церковном пении и чтении;

Если решили приступить ко Святому Причастию, подготовьтесь к нему постом, молитвой и примирением;

Узнайте, когда будет совершаться исповедь.

Ну что же, завершим наши размышления и сделаем выводы. Будем знать и помнить историю важнейшего и самого великого праздника в истории человечества. Прислушаемся к тысячелетним советам Церкви и законам Священного Писания, сбережем Ее традиции и избежим советов людей, далеких от Бога.

А Пасха Христова пусть будет для нас настоящим спасительным и духовным праздником.

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Пасха – это один из самых почитаемый христианских праздников. Он связан с большим количеством различных обрядов и традиций. Традиционно люди ходят в церковь, чтобы освятить пасхальную корзинку с продуктами. Почему так заведено? Когда нужно это делать и что нужно класть в пасхальную корзинку? С этими вопросами сталкиваются многие христиане, поэтому попробуем на них ответить.

Традиция

Пасха – это идеальный день для того, чтобы помолиться и причаститься. Сегодня немногие люди причащаются, большинство предпочитает освящать пасхальную корзину.

И церковь это также приветствует, ведь вкушение священной пищи будет напоминать людям об их духовном предназначении, о причащении истинной Пасхи Христовой.

Это символическое завершение великого поста. Придя домой, люди могут поставить на стол естества, в которых они ограничивали себя до Пасхи.

Когда освещают куличи и яйца на Пасху?

Большинство людей делают это в ночь с субботы на воскресенье. Однако по христианским правилам это можно начинать делать в субботу, после утренней литургии и до 9 часов вечера. Разрешается освящать приходить в церковь для освящения еды и воскресенье.

В субботу в церковь приходит немного людей, поэтому у каждого желающего есть возможность не только освятить еду, но и приложиться к Плащанице, послушать пасхальные песнопения, помолиться в храме.

Что еще из еды можно положить в пасхальную корзину?

Яйца и куличи – это не единственные естества, которые можно положить в пасхальную корзину. Согласно церковным традициям можно освящать и такие продукты:

  • соль. Это символ достатка, поэтому издавна люди освещали ее. Она также является оберегом, который будет защищать человека от недобрых людей и неприятностей на протяжении всего года. Соль традиционно готовят в четверг, а в субботу или воскресенье – только освещают;
  • хрен. Это символ несокрушимого духа. Есть легенда, что Иисуса Христа пытались отправить корешками хрена. В то время из-за своего специфического вкуса он считался ядовитым. Освященный корень хрена будет вселять в человека веру, поэтому его нужно обязательно класть в пасхальную корзину;
  • мясо. В церковь нельзя приносить продукты из крови, а вот колбасы, ветчину, различные копчености освящать можно;
  • вино. В церкви разрешено освящать только кагор. Этот напиток используется в церковных обрядах, поэтому церковь приветствует его присутствие в пасхальной корзинке. Все остальные алкогольные напитки лучше оставить дома.

Дополнить пасхальную корзину можно свечами, вечнозелеными растениями, пасхальными рушниками.

Освящение куличей в храмах

В предпраздничные и праздничные дни церковь открыта для всех. Любой желающий может прийти сюда, помолиться, освятить еду и послушать церковные песнопения. Для пасхальных корзинок в церкви ставится специальный столик.

Сюда еду ставят люди, которые присутствуют на службе, слушают песнопения. Столик с угощениями освящается в первую очередь. Священник окропляет их святой водой и поздравляет людей со светлым праздником.

После этого батюшка выходит на улицу и освящает еду тех, кто не присутствовал на службе.

Что нужно знать

Правил, которых нужно придерживаться в церкви во время освящения еды, немного. Но все прихожане должны их знать:

  1. Если вы принесли свечи, вставьте их в пасхальный кулич и зажгите до того, как начнется служба.
  2. На приветствие батюшки: «Христос воскрес» нужно обязательно отвечать: «Воистину воскрес».
  3. Во время совершения обряда необходимо сохранять молчание. Можно повторять про себя молитву.

  1. Продукты, освященные в церкви, нельзя выбрасывать. Если у вас много угощений, и вы понимаете, что не успеете их все съесть, лучше раздайте их друзьям, знакомы, просто нуждающимся людям.
  2. В церкви нельзя освящать деньги и другие вещи, представляющие материальную ценность.
  3. Вовсе необязательно доверху заполнять пасхальную корзину. Не стоит забывать, что Пасха – это праздник души. Не складывайте продукты в хаотичном порядке, относитесь к содержимому с уважением.

Вопрос-ответ

Что надеть в церковь?

Согласно церковным правилам женщина, которая планирует прийти в церковь, не должна ярко одеваться, наносить броский макияж. Одеваться нужно максимально скромно: средняя или длинная юбка, закрытая кофточка, косынка или платок на голове. А вот мужчинам во время посещения храма нужно снять головной убор.

Когда нужно печь куличи и красить яйца?

По церковным традициям делать это нужно в Чистый четверг, после службы, посвященной этому дню, и причащения. Большинство людей предпочитают делать это в пятницу, но в этот день лучше не заниматься никакими бытовыми вопросами.

Нужно ли соблюдать ритуалы во время приготовления куличей и яиц?

Нет, церковь не приветствует никаких обрядов и ритуалов. Все, что вы можете сделать – это помолиться и попросить божьего благословения.

Могут ли освящать еду некрещеные люди?

Да, могут. Церковь открыта для всех желающих поучаствовать в богослужение и освящении еды. Единственное, что церковь не разрешает делать некрещеным людям – это причащаться.

Что должно быть на праздничном столе?

После пасхальной службы на стол можно ставить все виды пищи. Однако нужно не забывать, что продуктов должно быть в меру. Если вы соблюдали пост, не нужно «набрасываться» на еду. Переедание можно стать причиной проблем с желудком.

Всем ли нужно освящать еду в церкви?

Нет, не всем. Церковь призывает делать это по желанию. Если вы не хотите этого делать или у вас не получается, то приходить в храм, слушать песнопения, освящать еду необязательно.

Что делать со свечками после службы?

Свечки нужно оставляются в храме, где они и догорают. Забирать их домой нельзя. Так можно делать только в Чистый четверг, когда после чтения Евангелия свечи нужно потушить.

Нужно ли приносить продукты на Литургию или лучше сделать это потом?

Продукты, которые вы хотите освятить в церкви, необходимо принести сразу с собой. Можно принести только яйца и кулич. Когда вы придете домой, поставьте их рядом с другими продуктами, чтобы они также освятились.

Когда нужно разговляться на Пасху?

Разговление – это первая трапеза после окончания поста. Совершается она после причастия и Литургии. Если вы присутствовали ночью на Литургии, то сразу по приходу домой можете приступать к пасхальной трапезе. Если вы не смогли присутствовать в церкви, то разговляться нужно тогда, когда в церкви заканчивается праздничная Литургия.

Ходить в церковь и придерживаться пасхальных традиций нужно не по принуждению, а по желанию. Только в этом случае это принесет вам пользу. Освящение еды – это традиция, которую наш народ чтит и старается соблюдать.

Но если у вас не получилось попасть в церковь и освятить пасхальную корзинку, просто помолитесь и попросите божьего благословения. Бог милостив и слышит всех, кто обращается к нему с искренними побуждениями.

Сегодня ночью наступает самый великий праздник всех православных христиан - Христово Воскресенье или Пасха!
Уже сегодня православные верующие и псевдоверующие пойдут в церковь святить продукты к пасхальному столу.
И чего только не увидишь в пасхальных корзинах и пакетах! Понятно, что куличи и яйца есть у всех.
Но помимо этих продуктов есть еще множество съестного и не съестного. Почти у всех обязательно есть мясо или сало, колбасы и целые запеченные куры, вино и водка, хрен, чеснок, деньги и ключи от машин и квартир, кто кладет детские вещи и памперсы, кто-то обручальные кольца и украшения.
Люди не понимают, что все это пустое. Даже в самые великие праздники освящение автоматически не работает, если человек не живет по заповедям и верует в Господа только по большим праздникам и только переступив порог церкви. В большинстве своем освящение продуктов - это показуха, дань моде, псевдовера.
Я как-то писала уже, как некоторые "верующие" после обряда освящения своих тормозков, отойдя пять метров от церкви, начинают громко рассказывать свои истории, материться.

Что же на самом деле должно быть в пасхальной корзине?

Главные продукты, символы Пасхи - кулич сдобный или творожный и яйца.
Именно в этих продуктах заложена христианская символика. Кулич - символ Христа, который принес себя в жертву за весь род человеческий.

Яйца, согласно церковным канонам, можно красить только в красный цвет. Ярко разрисованные яйца все же лучше всего оставить дома для красоты, освящать их не стоит.
Яйцо – это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью.

Не запрещается освятить соль.
И все. Больше ничего. Пасхальную корзину можно дополнить красивым полотенцем и свечой.

Любые алкогольные напитки освящать запрещается, так же, как и мясные продукты.
Мясо и колбасы в любом виде строго запрещено вносить за церковные ворота, а не то что в помещение церкви. «Мясо, принесенное в церковь, считается осквернением, потому что своей смертью Христос положил конец кровным жертвоприношениям» .
На пасхальном богослужении читается молитва и о мясе, но в ней говорится о разрешении употреблять мясные продукты после поста, а не освящать их.

Если освященная пища испортилась, ее ни в коем случае нельзя выбрасывать или отдавать животным.
Такие продукты лучше сжечь и выбросить пепел в непопираемое место, например в реку, или посыпать ими землю в цветочном горшке.

Освящение куличей не самое главное в день Воскресение Христова.
Намного важнее вера в душе и соблюдение заповедей в повседневной жизни. Так же необходимо придерживаться поста, отстоять полунощницу, исповедаться и причаститься.

По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: “Христос Воскресе!”.
Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.
Предание способствовало тому, что обычай этот прижился.
Крашеные пасхальные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска пасхальных яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

Считалось, что освященное пасхальное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С пасхального яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века.
Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это – освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение пасхальных яиц… На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали пасхальное яйцо и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, символизирующие Весну, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.

Как соблюсти традиции и не ударить лицом в грязь, собирая корзину к пасхальной службе в церкви? Что можно, а что нельзя освящать на Пасху? Пояснения читателям дал доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Сергий Лепин.

1. Что такое ритуал освящения?

Никакого «ритуала освящения» яиц, куличей и пасох в природе не существует! Тексты, которые читают священники над принесенной снедью на Пасху, называются так: «Молитва на благословение мясной пищи…», «Молитва на благословение сыра и яиц…». Благословение! Если мы хотим использовать слово «освящение», то только как синоним слова «благословение».

«Цветная Триодь» — по этой книге служатся пасхальные службы — словно упреждая наши заблуждения, однозначно говорит нам: «Должен каждый знать, что все приносимые продукты не становятся чем-то сакральным и священным, «как некоторые думают и принимают со всяким благоговением как некоторую святыню, но обычный начаток приношений, как благословение на вкушение после поста».

Таким образом, священники просто благословляют ту пищу, от которой верующие воздерживались на протяжении многих недель.

2. Каков духовный, религиозный смысл благословения? Откуда он появился?

Эта традиция напоминает нам о словах апостола Павла: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор.10:31)».

Традиция эта важна, красива, вкусна и ароматна, но она раскрывает свой смысл только в составе цельной духовной жизни. Никакие булки и колбасы, как бы мы их ни раскрашивали, и ни в коем случае не заменят веры, добрых дел, молитвы, чтения Писания.

Ибо, по слову того же апостола, «Царствие Божие — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Истинная пища и истинное питие — учит Сам Христос (см. Ин.6:55) — это Тело и Кровь Спасителя, которые мы принимаем в Таинстве Причащения. И тот, кто этого не делает, не имеет в себе вечной жизни (Ин.6:53). И неважно, «освящает» он яйца или нет.

Один из смыслов, на который указует молитва благословения мясного: напоминание о Христе как об Истинной Пище, которой мы живем. Он — «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58). Куличи, пасхи, яйца — это своего рода «витаминки». Они нужны, и вместе с «комплексной терапией» они могут принести большую пользу, но сами по себе они не являются «лекарственным средством».

На пасхальном благословении снеди мы просим о том, чтобы приносимое было в радость, сытость, пользу и довольство, но это не альтернатива Трапезе Господней.

3. Есть ли какой-то регламент по освящению? Кто может обращаться к священникам с просьбами об освящении того или иного предмета или чего-либо еще?

Вряд ли это можно назвать регламентом… В основе обращения за благословением той или иной вещи не должно быть никакого суеверия и тем более злого умысла.

В принципе, любой христианин может обратиться с просьбой благословить еду, жилище, автомобиль или еще что-нибудь. Почему только христианин? А какой смысл брызгать святой водой там, где нет веры? Смысл благословлять жилище, если его обитатели сами не благословляют Господа и сами не освящают храм собственного тела? Печально, когда наступает Пасха, а у человека в его жизни нет ничего больше благословенного, кроме булки и творога. Выеденное яйцо, даже если оно и освященное, немногого стоит.

Традиционно на Пасху под благословение приносят сдобные мучные изделия, мясные и молочные продукты и, конечно же, яйца.

Но смысл происходящего позволяет приносить на благословение всё, от чего человек воздерживался во время поста. Например, я знаю человека, который во время поста не пьет кофе, сознательно отказывая себе в этом удовольствии. Почему ему не принести кофе? Пожалуйста!

Но не надо пытаться «освящать» что-то наподобие открытых кошельков, новой шапочки для внука или пособия для сдачи экзамена в ГАИ. Я понимаю, что за подобной экзотикой может скрываться вполне себе достойная просьба к Богу, но формально и сущностно к ее реализации нужно подходить иначе.