Значение слова житие в литературе. Что такое житие. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Житие

житие , жития, ср.

1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк. ). Жития святых.

| То же, что (книж. устар. ).

2. То же, что (книж. устар. , теперь шутл. ). Благоденственное и мирное житие. Беззаботное житие.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Житие

жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: "Житие Феодосия", "Житие Александра Невского"

* "XI веком датируются... первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Житие

, я , ср.

1. Жизнеописание святых или каких-то лиц, канонизированных церковью.

* Агафья рассказывает ей [Лизе] не сказки: мерным и ровным голосом рассказывает она житие Пречистой Девы, житие отшельников . // Тургенев. Дворянское гнездо // *

2. Жизнь.

* [Пимен :] А сын его Феодор? На престоле он воздыхал о мирном житие Молчальника . // Пушкин. Борис Годунов // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Житие

жити’е (Быт.6:9 ; Быт.37:2 ; Иер.32:37 ; 1Пет.3:1 ,2,16; 1Тим.4:12 ; 2Тим.3:10 ) - жизнь, образ жизни.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Житие

религиозно-нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых - мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных, государственных и ученых мужей, выдающихся церковных деятелей, оставивших неизгладимый след в христианской культуре. В жанре агиографии оставили свой след Афанасий Великий, Григорий 1 Великий, Григорий Турский, Беда Достопочтенный, Петр Дамиан и др. Предыстория житийного жанра уходит своими корнями в античный биографизм Плутарха и Тацита. Его непосредственным основанием являются Четвероевангелие и Деяния Апостолов, рассказывающие о земной жизни Христа и подвижнической деятельности Св. Апостолов. Начиная с V в. стали широко распространяться житийные сборники - патерики . Житийный жанр составил неотъемлемую принадлежность христианской, западной и восточной (византийской) литературы. Его религиозноцерковное предназначение заключалось в том, чтобы способствовать широкому распространению почитания христианских святых.

Проблема достижения состояния святости и то, как она освещалась в житиях, была рассмотрена в работах русского культуролога П. М. Бицилли. «Кто знаком с житийной литературой средневековья, - писал исследователь, - знает, какую ничтожную роль в житиях святых - по крайней мере, до периода возбуждения исторического понимания под влиянием мистики - играет для агиографов проблема достижения святым святости. Святой или сразу выступает на историческом поприще уже "совсем готовым" святым, или же глухо упоминается о его внезапном "обращении". Отчасти правда эта вытекает из условий осведомления о святом: его узнают лишь с того момента, когда он начинает действовать как святой; однако мы хорошо знаем, что отсутствие материала редко когда рассматривалось агиографами как препятствие: на худой конец - и это постоянное явление - недостающие сведения восполняются готовыми шаблонами. Если "предыстория" святого обычно опускалась, то потому, что о ней просто не думали» (Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.-С. 159).

Результаты познавательных усилий писателей - агиографов (от греч. hagios - святой и grapho - описывать) позволяют выявить типические особенности христианского сознания в его наиболее ярких проявлениях. При этом авторское «я» полностью растворялось в повествовании, не обнаруживало себя никакими характерными проявлениями. Это обстоятельство составляло одну из важнейших отличительных особенность данного жанра: автор считал свой труд служением Богу, воспринимал свое «я» как ничтожно малую величину, недостойную внимания и упоминания. По сравнению с фигурой изображаемого святого она представлялась ему самому совершенно незначительной.

Другая особенность заключалась в однозначности морально-психологических рисунков, изображающих духовные метаморфозы христианских святых. Это проистекало не от слабости интеллектуальных ресурсов авторов жизнеописаний и не от их равнодушия к тому неповторимому, что присутствует в каждой отдельной судьбе, а от стремления выявить и обозначить самое главное и наиболее характерное в тех метаморфозах, которые происходят в человеке под воздействием Духа Святого.

Личность в житии предстает, как правило, в трех основных состояниях - обыкновенном, повседневно-обыденном, затем переходном, кризисном, переломном и, наконец, в состоянии, отвечающем критериям святости. Подчеркиваются высокий драматизм, сложность и трудность совершающегося преображения. В конечном счете перед подвигом веры во славу Божью отступают все мирские привязанности страстотерпца, его любовь к родителям, дому, богатству, если таковое имелось, и т.д. Через аскезу и молитвы преодолевается несовершенство человеческого естества.

Посредством житийных писаний формируется этическая парадигма, идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотноше- ния. В этом типе тон задает новозаветная парадигма трансформации фарисея Савла в апостола Павла, которая, однако, существенно видоизменяется. В Новом Завете фактически нет сведений о психодинамике преображения Савла в Павла, а есть история двух полярных типов - фанатичного гонителя христиан и неустрашимого апостола. Агиографический жанр, сосредоточенный на сюжетах преображения, тщательно выписывает траектории восхождений будущих святых от их «естественного», дохристианского состояния к просветлению. Но это, по преимуществу, внешние знаки и свидетельства преображения, а не внутренняя борьба мотивов. У читателя остается впечатление о внутреннем перерождении как мгновенном акте, совершающемся как бы за пределами физического времени.

Еще одно характерное отличие происходящей духовной трансформации обнаруживается в том, что если преображение Павла совершилось как бы помимо его воли, то преображения с житийными героями - это чаще всего метаморфоза, происходящая в соответствии с их свободным решением, движимая их свободной волей.

Ранняя христианская агиография отличается целым рядом существенных особенностей:

Тиражирование нескольких типовых моделей дианойи (перестройки души) - метанойи (перестройки ума):

1) превращение язычника в христианина, пронизанное пафосом борьбы с языческими искушениями;

2) превращение обычного христианина в праведника;

3) неустанная борьба праведника с множеством соблазнов и искушений плоти, которые продолжают смущать его и в уединении и отдалении от мирской суеты;

Нормативная идеализация, предполагающая «подверстывание» всего эмпирического материала под житийный канон;

Интерес не столько к внешней и внутренней жизни личности святого, сколько к тому, в какой степени и в каких формах обнаруживается ее причастность к христианской идее, к миру религиозного долженствования, к идеалу святости;

Преобладание тона суровой нормативности, благочестивой дидактики, морализирующего назидания, имеющих своей целью «услаждение души, стремящейся к добродетели»;

Сквозной характер антитез между сущим и должным, земным и небесным, плотским и духовным, тщетой благ мирских и величием райского блаженства;

Присутствие фольклорных мотивов, связывающих жизнеописание с глубокими культурными традициями дохристианского прошлого и стереотипами народного мировосприятия;

Предельно серьезный тон повествования, исключающий какие-либо признаки смехового начала;

Феноменология намеренного антиэстетизма описаний, подчеркивающих бренность всего земного, плотского, обесценивающих последнее, указывающих на его несопоставимость с красотами христианской духовности и высшего благочестия; итог стратегии антиэстетизма оказывался парадоксальным, но, вместе с тем, вполне соответствующим библейской традиции «извлечения драгоценного из ничтожного» (Иер. 15, 19): из земного праха взрастала христианская добродетель смиренного самоотвержения, достигающая степени ослепительной святости. Посредством житийных писаний складывалась философско-этическая парадигма, формировался идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотно- шения.

Древняя Русь, воспринявшая православие от Византии, отнеслась с большим вниманием к агиографическим сочинениям: стали появляться многочисленные переводы византийских жизнеописаний святых. Впоследствии в этом жанре стали творить и первые русские церковные писатели-летописцы, создавшие жития об убиенных князьях Борисе и Глебе, о христианском мыслителе Феодосии Печерском, Александре Невском, Сергии Радонежском и др. Страдания и нравственные подвиги святых расценивались как свидетельства их избранности, как знаки отмеченности Божьим покровительством.

В XV в. в Москве под руководством митрополита Макария был создан свод агиографических повествований «Великие Минеи-Четии». В нем были собраны жития ряда латинских (католических), греческих (византийских) и русских святых. На рубеже XVII -XVI11 вв. митрополит Дмитрий Ростовский подготовил многотомный свод жизнеописаний святых.

Древнерусские агиографические сочинения, рассредоточенные по рукописным сборникам XV-XVIII вв. и сгруппированные в специальных изданиях - это не только жанр душеспасительного чтения и одна из составляющих историко-литературного процесса, но еще и важный источник вне- религиозной и внелитературной информации. Изучение агиографических творений привело исследователей в выводу о том, что историческая эволюция житийной литературы совершалась в соответствии с той же логикой, с какой происходил переход живописи от иконы к портрету: нормативная роль канона постепенно ослабевала, а фактологическая сторона содержания становилась все более представительной. В итоге стало возможным появление произведений такого рода, как «Житие протопопа Аввакума». Это уже маргинальное сочинение, в котором смешаны жанры жития, исповеди, проповеди, авантюрного романа. От него тянется нить преемственности уже к сугубо художественным произведениям, авторы которых использовали элементы агиографии как литературный прием, позволявший придать повествованию особую, возвышенно-архаизированную направленность. К литературным произведениям такого рода следует отнести роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы » (1880) как часть задуманного «сверхромана» «Житие великого грешника Отца Сергия » (1898) Л. Н. Толстого, «Соборян » (1872) Н. С. Лескова, «Жизнь Василия Фивейского » (1904) Л. Н. Андреева, «Святого Евстафия » (1915) и «Матфея Прозорливого » (1916) И. А. Бунина, «Плаху » (1986) Ч. Айтматова и др. В западной литературе элементы агиографии использовали в своем творчестве Т. С. Элиот, К. Г. Честертон, Р. Брандштеттер и др. писатели.

В XIX в. светские ученые обратили внимание на способность этих литературных памятников служить источником научно- теоретических, социогуманитарных, исторических знаний об основании монастырей, строительстве храмов, важных церковногосударственных, политических событиях, трагических коллизиях княжеских усобиц и борьбы с вражескими нашествиями. Русский филолог, исследователь древней иконописи Ф. И. Буслаев считал агиографию чрезвычайно важным источником, дающим ценную информацию по истории древних обычаев и нравов.

Ярким свидетельством этого может служить магистерская диссертация русского историка В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник » (1871). Университетский учитель Ключевского, историк С. М. Соловьев предложил своему ученику рассмотреть подвижническую деятельность русских святых, монахов-отшельников какодно из проявлений внутренней колонизации России. Возникающие в северных лесах скиты, монастыри составили одну из линий колонизации Русью ее собственных, неосвоенных географических пространств. Ключевский сформулировал ряд тезисов относительно использования агиографии в научно-исследовательских целях: «1. По литературной части жития биографические факты служат в нем только готовыми формами для выражения идеального образа подвижника. 2. Из описываемой жизни житие берет лишь такие черты, которые идут к означенной задаче. 3. Избранные черты обобщаются в житии настолько, чтобы индивидуальная личность исчезла в них за чертами идеального типа. 4. Агиобиограф и историк смотрят на описываемое лицо с различных точек зрения: первый ищет в нем отражения отвлеченного идеала, второй - индивидуальных отличительных черт. 5. Обилие и качество биографических фактов в житии находятся в обратном отношении к развитию чествования святого, к торжественности повода, вызвавшего житие, и к хронологическому расстоянию, лежащему между кончиной святого и написанием жития». Ключевскому удалось усмотреть в агиографии не только материал для историка, но и более широкие познавательные возможности социологического и антропологического характера. Он писал: «Читая жития, мы присутствуем при двух основных процессах нашей древней истории: мы встречаемся лицом к лицу с древнерусским человеком, который, вечно двигаясь с крестом, топором и сохой, в зипуне и в монашеской рясе, делал одно немалое дело - расчищал место для истории от берегов Днепра до берегов Северного Океана и в то же время, несмотря на такую растяжимость, умел собрать силы на создание государства, сдержавшего и вторжения с Востока и пропаганду с Запада».

Житие, агиография это один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Объект изображения житие - подвиг веры, совершаемый историческим лицом или группой лиц (мучеников веры, церковных или государственных деятелей). Чаще, всего подвигом веры становится вся жизнь святого, иногда в житие описывается лишь та ее часть, которая и составляет подвиг веры, или объектом изображения оказывается лишь один поступок. Отсюда два основных жанровых подвида житие: мартирий (мученичество) - описывающий мученичество и смерть святого, житие биос, - рассказывающее обо всем жизненном пути от рождения до смерти. Особый подвид житие - патериковая новелла (см. ). Истоки житийного жанра лежат в глубокой древности: в мифе, античной биографии (Плутарх), надгробной речи, сказке, эллинистическом романе. Однако непосредственно агиографический жанр складывается под влиянием Евангелия (рассказ о земной жизни Христа) и Деяний Апостолов. На Русь житие в южнославянских переводах пришло из Византии вместе с принятием христианства в 10 в. Вскоре появились и собственные переводы византийских житие, а затем жанр был освоен древнерусскими духовными писателями (первые русские житие - Сказание и Чтение о Борисе и Глебе, житие Феодосия Печерского, 11 век; житие из Киево-Печерского Патерика первой трети 13 в.).

Назначение житие

Главное назначение житие - назидательное, дидактическое: жизнь и подвиги святого рассматриваются как пример для подражания, его страдания - как знак Божественной избранности. Опираясь на Священное Писание, житие обычно ставит и с христианских позиций отвечает на центральные вопросы человеческого бытия: что предопределяет судьбу человека? Насколько он волен в своем выборе? В чем сокровенный смысл страдания? Как должно относиться к страданию? Решая проблему свободы и необходимости с христианских позиций, житие часто рисует такую ситуацию, когда святой может избежать мучений, но сознательно этого не делает, напротив, он отдает себя в руки мучителям. Добровольно и осознанно принимают смерть первые русские святые князья-мученики Борис и Глеб, хотя (это демонстрируют и анонимный автор Сказания о Борисе и Глебе, и Нестор, автор Чтения о Борисе и Глебе) смерти можно было бы избежать. Выделяется целая группа житие с явно занимательными сюжетами: любовь и ненависть, разлуки и встречи, чудеса и приключения, проявление необыкновенных человеческих качеств (Ж. Евстафия Плакиды, Ж. Алексия, человека Божьего, Ж. Галактиона и Епистимии и др.). Запечатлевая подвиг конкретного лица, житие одновременно может рассказать также об основании монастыря или истории построения храма или появлении реликвий (мощей). Об основании Троице-Сергиева монастыря повествуется в житие преподобного Сергия Радонежского, о событиях исторической жизни, о княжеских усобицах рассказывают и житийные памятники, посвященные Борису и Глебу; о времени нашествия Ливонского Ордена и сложных политических отношениях с Ордой - житие Александра Невского; о трагических событиях, вызванных татаро монгольским завоеванием, говорится в житие, посвященных князьям, убиенным в Орде (Ж. Михаила Черниговского, 13 в. и Ж. Михаила-Тверского, начало 14 в.).

Канон, то-есть закрепленные церковной и литературной традицией образцы жанра, определяет художественную структуру жития: принцип обобщения при создании облика святого; тип повествователя, правила построения (композицию, набор топосов), свои словесные трафареты. Часто в житие включаются такие самостоятельные жанры, как видение, чудо, похвала, плач. Автор жития ориентирован на показ благочестивой жизни святого, которого он знал либо лично, либо по устным или письменным свидетельствам. Исходя из требований жанра, автору должно было признавать всяческое свое «неразумие», подчеркивая во вступлении, что он слишком ничтожен, чтобы описать жизнь отмеченного Богом человека. С одной стороны, взгляд повествователя на своего «героя» - это взгляд обыкновенного человека на необыкновенную личность, с другой, - объективно, и повествователь - лицо не совсем обычное. За составление жития мог браться человек книжный, не только сведущий в трудах своих предшественников, обладающий литературным даром, но и могущий толковать Божественный промысел путем аналогий, главным образом, из Священного Писания.

Житие могли читаться в храме (специальные краткие житие в составе сборников - Прологов (греч. Синаксарей) - читались во время службы на 6-й песне канона), за монастырской трапезой и дома. Пространные житие, так же, как и краткие в Прологах, еще в Византии распределились по месяцам в сборниках, пришедших с принятием христианства и на Русь, - Минеях-Четьях. В 16 веке митрополит Макарий объединил все написанные к тому времени житие, признанные церковью, в общий свод, получивший название Великие Минеи-Четии. В 17-18 веке, вслед за митрополитом Макарием, во многом следуя его труду, составляют свои варианты сводов житие - Четьих-Миней - Иван Милютин, Герман Тулупов, Димитрий Ростовский. Дм.Ростовский не только опирается на опыт своего великого предшественника митрополита Макария, но и редактирует Четьи-Ми неи заново, обращаясь к разным, в т.ч. к латинским источникам. Со временем жанр развивался и мог приобретать местные черты, например, в областных литературах.

В 17 веке средневековый жанр житие начал претерпевать значительные изменения: стало возможным написание автобиографического житие («Житие протопопа Аввакума») или сочетание житие и биографической повести («Житие Юлиании Лазаревской»). В церковной практике житие как жизнеописание подвижника - местночтимого святого или канонизированного церковью - сохраняется до нового времени («Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти о. Серафима» - Серафима Саровского (1760-1833), канонизованного русской церковью в 1903). Жанровые признаки жития могут быть использованы в современной литературе: Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» (1879-80), Л.Н.Толстой «Отец Сергий» (1890-98), Н.С.Лесков «Соборяне» (1872), Л.Н.Андреев «Жизнь Василия Фивейского» (1904), И.А.Бунин «Матфей Прозорливый» (1916), «Святой Евстафий» (1915), Ч.Айтматов «Плаха» (1986).

ЖИТИЕ, агиография произошло от греческого hagios - святой и grapho, что в переводе означает - пишу.

- (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия

См … Словарь синонимов

житие - житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение

ЖИТИЕ, я, мн. я, ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. | прил. житийный, ая, ое (ко 2 знач.). Житийная литература.… … Толковый словарь Ожегова

Житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

житие - ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных

I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь

Житие - религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая , . Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, взятое из Четии-Минеи 6 декабря и 9 мая, и из книги: Служба, житие и чудесаиже во святых отца нашего…
  • Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары , Злых Н.. Житие преподобномучениц, составленное известным церковным писателем, агиографом, кандидатом исторических наук архимандритом Дамаскином, известным православнымчитателям как исследователь…

- (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия

ЖИТИЕ, жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное житие.… … Толковый словарь Ушакова

См … Словарь синонимов

житие - житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение

Житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

житие - ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных

I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь

Житие - религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая , . Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, взятое из Четии-Минеи 6 декабря и 9 мая, и из книги: Служба, житие и чудесаиже во святых отца нашего…
  • Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары , Злых Н.. Житие преподобномучениц, составленное известным церковным писателем, агиографом, кандидатом исторических наук архимандритом Дамаскином, известным православнымчитателям как исследователь…

жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц; представляют собой один из ист. источников. Ж. с. возникли как религ. лит.-пропагандистский жанр (агиография) во 2-3 вв. во время борьбы христианства против офиц. языч. религии. Первонач. тип Ж. с. - "мартирии" (от лат. martirium - мученичество), т. е. описания мученичеств лиц исторических или мифических, пострадавших за верность христианству. После превращения христианства в господств. религию Ж. приняли характер жизнеописаний церк. деятелей (и вообще "подвижников"), будто бы отличавшихся аскетизмом и творивших чудеса; иногда Ж. с. касались жизни светских правителей (Константин Великий и др.), очень редко - нац. героев (напр., Жанны д´Арк и др.). Ядро Ж. с. написанное подчас на основе рассказов и припоминаний, обычно обрастает фантастич., но назидат. подробностями (напр., Жития Георгия Победоносца). Первоначально простой слог Ж. с. с включением цитат из Священного писания, молитв, поучений сменяется шаблонной многословностью. Большинство Ж. с. анонимны, но известны и авторы - агиографы, специализировавшиеся на их составлении (Игнатий Диакон, Симеон Метафраст, Никита Пафлагон, Феодор Дафнопат - в Византии; в России - Нестор, Пахомий Логофет). Имеются многочисл. сборники Ж. с: минологии, патерики, синаксарии, Четьи-Минеи. Ж. с. богаты бытовым материалом; иногда они отражают настроения и чаяния нар. масс, политич. борьбу, но большинство текстов требует весьма критич. отношения (легендарность, чудеса, поздняя запись, переделки текста, тенденциозность и т. п.). Ж. с. издавались как господств. церковью, так и еретиками (несторианами, монофизитами, раскольниками). Имеются жития на греч., лат., др.-рус., сирийском, араб., груз., арм., коптском языках. На Западе (в Бельгии), начиная с 17 в. вплоть до наст. времени, Ж. с. издаются болландистами и их продолжателями. Первые опыты рус. агиографии относятся к сер. 11 в. Образцом для них послужили визант. Ж. с., особенно их краткая форма, т. н. Пролог. Но уже ранние рус. Ж. с. отличаются от византийских большей простотой и историчностью. В манере Ж. с. написаны летописные биографии Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Они содержат сведения о ратных подвигах князей, дают острую, политически тенденциозную картину событий своего времени, часто вносят нар. легенды и песенно-эпич. элемент. В житии Феодосия Печерского (12 в.) имеются дополняющие летописи сведения о политич. борьбе в Киеве в кон. 11 в., сведения об ист. географии, х-ве и быте Печерской обители. К жанру Ж. с. могут быть отнесены и отд. сказания Киево-Печерского патерика. Нек-рые из них содержат ценные добавления к летописным известиям о голоде и спекуляции солью в Киеве в княжение Святополка и о восстании 1113. На почве киевской традиции в 12-13 вв. развивается агиография Сев.-Вост. Руси. Наибольшее распространение получило житие Леонтия Ростовского (2-я пол. 12 в.). Политич. тенденция этого жития отражает стремление Андрея Боголюбского к церк. самостоятельности. Ценными памятниками рус. агиографии являются житие Кирилла Туровского - единств. известная биография знаменитого писателя и проповедника, Александра Невского, Авраамия Смоленского (нач. 13 в.) и др. С кон. 14 в. в духе господствующей идеологии развивается новый тип Ж. с., ставший ведущим в рус. лит-ре 15-16 вв. Его творцы - митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет - под влиянием юж.-слав. лит-ры привнесли в Ж. с. назидат. "красноглаголание", в к-ром тонули и без того скудные факты. Канонизация святых на соборах 1547-49 и составление "Великих Четий-Миней" дали толчок дальнейшему развитию агиографии, хотя обработка более ранних Ж. с. в "Минеях" вытравила в них мн. элементы историчности. Ценным источником для истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян является житие Симона Воломского (основатель монастыря в р-не Устюга Великого, убит крестьянами в 1641). Красочные рассказы о героич. плаваниях поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле содержат сев. рус. Ж. с. 16-17 вв. (Зосимы и Саватия, Антония Сийского и др.). Жития Юлиании Лазаревой, вождей старообрядчества Аввакума и Епифания и др. подобные памятники 17 в. являются не Ж. с., а скорее ист.-бытовыми повестями в духе Ж. с. В. О. Ключевский, А. Кадлубовский, И. Яхонтов и др., искавшие в Ж. с. прежде всего достоверные факты биографий святых подвижников, признали их малоценными источниками, т. к. они писались на основе устных преданий, поздно нашедших себе письм. изложение. Сов. исследователи (Д. С. Лихачев, И. У. Будовниц, Л. В. Черепнин, Я. С. Лурье и др.), перенеся гл. внимание в изучении Ж. с. с биографич. элементов на ист. фон, открыли в них важные сведения об истории земледелия, строит. техники, о быте и нравах, истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян. Они показали, что нередко сквозь идеальный образ "подвижника" в житии, вопреки стараниям авторов, проглядывает хищник-феодал; Ж. с. полны упоминаний о крестьянах, "дышущих убийством" на проникших в их земли "подвижников", о чинимых им крестьянами "скорбях и пакостях", об избиении "без милости". Источн.: Acta sanctorum..., Antverpiae-Brux., 1643-; Analecta Bollandiana, v. 1-60, P.-Brux., 1882-1962; Patrologiae cursus completus... accurante J. P. Migne, series (Latina) prima, t. 1-221, P., 1844-64; то же, series graeca, t. 1-161, (P.), 1857-66. Лит.: Ключевский В. О., Др.-рус. Ж. с. как ист. источник, М., 1871; Яхонтов И., Ж. с. сев. рус. подвижников Поморского края как ист. источник, Каз., 1881; Кадлубовский А., Очерки по истории др.-рус. лит-ры Ж. с., Варшава, 1902; Лопарев Х., Греч. Ж. с. VIII - IX веков, П., 1914; Безобразов П., Византийские сказания, ч. 1, Юрьев, 1917; Рудаков А. П., Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Лихачев Д. С., Человек в лит-ре др. Руси, М.-Л., 1958; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Будовниц И. У., Из истории монастырского землевладения в XIV - XVI вв., в кн.: Ежегодник по агр. истории Вост. Европы, 1960, К., 1962; Ранович А. Б., Как создавались Ж. с., М., 1961; Библ.: Bibliotheca hagiographica graeca, Brux., 1909; Potthast A., Bibliotheca historica medii aevi, Graz, 1954. M. Я. Сюзюмов. Свердловск, Д. X. Казачкова. Ленинград.