Тесты по физике на тему кинематика. Зачет по разделу кинематика

Контрольная работа по теме Кинематика для учащихся 10 класса с ответами. Контрольная работа состоит из 5 вариантов, в каждом по 8 заданий.

1 вариант

A1. Какое тело, из перечисленных ниже, оставляет видимую траекторию?

1) Камень, падающий в горах
2) Мяч во время игры
3) Лыжник, прокладывающий новую трассу
4) Легкоатлет, совершающий прыжок в высоту

А2. Материальная точка, двигаясь прямолинейно, перемес­тилась из точки с координатами (-2; 3) в точку с коор­динатами (1; 7). Определите проекции вектора переме­щения на оси координат.

1) 3 м; 4 м
2) -3 м; 4 м
3) 3 м; -4 м
4) -3 м; -4 м

А3. Во время подъема в гору скорость велосипедиста, дви­гающегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 5 м/с до 3 м/с. При этом ускорение велосипеди­ста было равно

1) -0,25 м/с 2
2) 0,25 м/с 2
3) -0,9 м/с 2
4) 0,9 м/с 2

А4. При прямолинейном равноускоренном движении с на­чальной скоростью, равной нулю, путь, пройденный те­лом за три секунды от начала движения, больше пути, пройденного за первую секунду, в

1) 2 раза
2) 3 раза
3) 4 раза
4) 9 раз

А5. На графике изображена зависи­мость проекции скорости тела, движущегося вдоль оси ОХ , от времени.

Какое перемещение совершило тело к моменту времени t = 5 с?

1) 2 м
2) 6 м
3) 8 м
4) 10 м

B1. Вагон шириной 2,4 м, движущийся со скоростью 15 м/с, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно к направлению движения вагона. Смещение отверстий в стенах вагона относительно друг друга 6 см. Найдите скорость пули.

В2. Два шкива разного радиуса со­единены ременной передачей и приведены во вращательное движение (см. рис.).

А к точке В

Физические величины

А) линейная скорость
Б) период вращения
В) угловая скорость

Их изменение

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

C1. В течение 20 с ракета поднимается с постоянным уско­рением 8 м/с 2 , после чего двигатели ракеты выключаются. На какой максимальной высоте побывала ракета?

2 вариант

A1. Исследуется перемещение лошади и бабочки. Модель ма­териальной точки может использоваться для описания движения

1) только лошади
2) только бабочки
3) и лошади, и бабочки
4) ни лошади, ни бабочки

А2. В трубопроводе с площадью поперечного сечения 100 см 2 нефть движется со скоростью 1 м/с. Какой объем нефти проходит по трубопроводу в течение 10 мин?

1) 0,1 м 3
2) 0,6 м 3
3) 6 м 3
4) 60 м 3

А3. Автомобиль движется по шоссе с постоянной скоростью и начинает разгоняться. Проекция ускорения на ось, направленную по вектору начальной скорости автомо­биля

1) отрицательна
2) положительна
3) равна нулю
4) может быть любой по знаку

А4. Каретка спускается по наклонной плоскости, длиной 15 см в течение 0,26 с. Определите ускорение каретки, если движение начинается из состояния покоя.

1) 1,7 м/с 2
2) 2,2 м/с 2
3) 4,4 м/с 2
4) 6,2 м/с 2

А5. На рисунке представлен график зависимости пути s велосипедиста от времени t . В каком интервале времени велосипедист не двигался?

1) От 0 с до 1 с
2) От 1 с до 3 с
3) От 3 с до 5 с
4) От 5 с и далее

B1. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в три раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ус­корение постоянным.

B2. О нанесли две точки А и В (причем ОВ = ВА

А к точке В ?

Физические величины

А) угловая скорость

Их изменения

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

C1. Аэростат поднимается с Земли с ускорением 2 м/с 2 вер­тикально вверх без начальной скорости. Через 20 с после начала движения из него выпал предмет. Определите, на какой наибольшей высоте относительно Земли побывал предмет.

3 вариант

A1. Решаются две задачи:

А) рассчитывается скорость погружения подводной лодки;
Б) рассчитывается время движения лодки от одной военной базы до другой.

В каком случае подводную лодку можно рассматривать как материальную точку?

1) Только в первом
2) Только во втором
3) В обоих случаях
4) Ни в первом, ни во втором

А2. Материальная точка, двигаясь прямолинейно, перемес­тилась из точки с координатами (-2; 3) в точку с коор­динатами (1; 7). Определите модуль вектора перемеще­ния на оси координат.

1) 1 м
2) 2 м
3) 5 м
4) 7 м

А3. Санки съехали с одной горки и въехали на другую. Во время подъема на горку скорость санок, двигавшихся прямолинейно и равноускоренно, за 4 с изменилась от 43,2 км/ч до 7,2 км/ч. При этом модуль ускорения был равен

1) -2,5 м/с 2
2) 2,5 м/с 2
3) -3,5 м/с 2
4) 3,5 м/с 2

А4. К.Э. Циолковский в книге «Вне Земли», описывая по­лет ракеты, отмечал, что через 8 с после старта ракета находилась на расстоянии 3,2 км от поверхности Земли. С каким ускорением двигалась ракета?

1) 1000 м/с 2
2) 500 м/с 2
3) 100 м/с 2
4) 50 м/с 2

А5. По графику зависимости модуля скорости от времени определите путь, пройденный телом за 20 с.

1) 60 м
2) 80 м
3) 50 м
4) 40 м

В1. Охотник стреляет в птицу, летящую на расстоянии 36 м от него со скоростью 15 м/с в направлении перпендику­лярном линии прицеливания. Какой путь пролетит пти­ца от момента выстрела до попадания в нее дроби, если скорость дроби при вылете из ружья 400 м/с?

В2. Два шкива разного радиуса соеди­нены ременной передачей и при­ведены во вращательное движение (см. рис.).

Как изменяются пере­численные в первом столбце фи­зические величины при переходе от точки В к точке А , если ремень не проскальзывает?

Физические величины

А) линейная скорость
Б) период вращения
В) угловая скорость

Их изменение

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

С1. В течение 20 с ракета поднимается с постоянным уско­рением 8 м/с 2 после чего двигатели ракеты выключаются. Через какое время после этого ракета упадет на Землю?

4 вариант

А1. Какое тело из перечисленных ниже двигается прямоли­нейно?

1) Конец минутной стрелки
2) Автомобиль на крутом вираже
3) Мальчик на качелях
4) Взлетающая ракета

А2. Поезд длиной 350 м двигается равномерно со скоростью 15 м/с. Он проходит мост за 2 мин. Определите длину моста.

1) 335 м
2) 550 м
3) 1235 м
4) 1450 м

А3. Шарик скатывается по наклонному прямому желобу с постоянным ускорением, по модулю равным 2 м/с 2 . 3а 3 с скорость шарика увеличивается на

1) 1,5 км/ч
2) 5,4 км/ч
3) 6,0 км/ч
4) 21,6 км/ч

А4. Гору длиной 50 м лыжник прошел за 10 с, двигаясь с ускорением 0,4 м/с 2 . Чему равна скорость лыжника в начале и в конце горы?

1) 3 м/с и 6 м/с
2) 2 м/с и 8 м/с
3) 4 м/с и 7 м/с
4) 3 м/с и 7 м/с

А5. На рисунке приведен гра­фик зависимости проекции скорости тела от времени.

Проекция ускорения тела в интервале времени от 8 до 12 с представлена графиком

B1. Скорость материальной точки на пути 60 м увеличилась в 5 раз за 10 с. Определите ускорение тела, считая его постоянным.

В2. На поверхность диска с центром в точке О нанесли две точки А и В (причем ОВ = ВА ), и привели диск во вращение с постоянной линей­ной скоростью (см. рис.).

Как из­менятся перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки В к точке А ?

Физические величины

А) угловая скорость
Б) период обращения по окружности
В) центростремительное ускорение

Их изменение

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

5 вариант

A1. Можно ли линейку принять за материальную точку?

1) Только при ее вращательном движении
2) Только при ее поступательном движении
3) Только при ее колебательном движении
4) Можно при любом ее движении

А2. Расход воды в канале за минуту составляет 16,2 м 3 Ши­рина канала 1,5 м и глубина воды 0,6 м. Определите скорость воды.

1) 0,1 м/с
2) 0,2 м/с
3) 0,3 м/с
4) 18 м/с

А3. Легковой и грузовой автомобили одновременно начинают движение из состояния покоя. Ускорение легкового ав­томобиля в 4 раза больше, чем у грузового. Во сколько раз большую скорость разовьет легковой автомобиль за то же время?

1) В 2 раза
2) В 4 раза
3) В 8 раз
4) В 16 раз

А4. Скорость пули при вылете из ствола пистолета равна 250 м/с. Длина ствола 0,1 м. Определите примерно уско­рение пули внутри ствола, если считать ее движение рав­ноускоренным.

1) 312,5 км/с 2
2) 114 км/с 2
3) 1248 м/с 2
4) 100 м/с 2

А5. Тело, двигаясь вдоль оси ОХ прямолинейно и равноус­коренно, за некоторое время уменьшило свою скорость в 2 раза. Какой из графиков зависимости проекции уско­рения от времени соответствует такому движению?

B1. Аварийное торможение автомобиля заняло 4 с и происходило с постоянным ускорением 4 м/с 2 . Найдите тормозной путь.

В2. Два шкива разного радиуса со­единены ременной передачей и приведены во вращательное дви­жение (см. рис.).

Как изменяются перечисленные в первом столбце физические величины при пере­ходе от точки А к точке В , если ремень не проскальзывает?

Физические величины

А) линейная скорость
Б) частота
В) угловая скорость

Их изменение

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

C1. Аэростат поднимается с Земли с ускорением 2 м/с 2 вер­тикально вверх без начальной скорости. Через 10 с после начала движения из него выпал предмет. Определите, через какое время после своего падения предмет окажется на высоте 75 м относительно Земли?

Ответы на контрольную работу по теме Кинематика 10 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-4
А5-1
В1-600 м/с
В2-312
С1-2880 м
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-2
А4-3
А5-3
В1-1,5 м/с
В2-332
С1-480 м
3 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-3
А5-1
В1-1,35 м
В2-321
С1-40 с
4 вариант
А1-4
А2-4
А3-4
А4-4
А5-3
В1-0,8 м/с 2
В2-331
С1-8,37 с
5 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
А5-4
В1-32 м
В2-322
С1-5 с

«Зачет № 1 по темам «Кинематика. Динамика». Вопросы к зачету: 1. Что изучает кинематика? 2. Основные понятия кинематики: механическое движение, материальная точка, ...»

Зачет № 1

по темам «Кинематика. Динамика».

Вопросы к зачету:

1. Что изучает кинематика?

2. Основные понятия кинематики: механическое движение, материальная точка, система отсчета,

траектория, пройденный путь, перемещение (определения).

3. Равномерное прямолинейное движение (определение).

4. Скорость равномерного прямолинейного движения (определение, обозначение, формула,

единица измерения).

5. Уравнение равномерного прямолинейного движения.

6. Неравномерное прямолинейное движение (определение).

7. Мгновенная скорость тела (определение, формула).

8. Ускорение тела (обозначение, определение, формула, единица измерения).

9. Скорость тела при прямолинейном движении с постоянным ускорением (формулы).

10. Уравнение прямолинейного движения тела с постоянным ускорением.

11. Свободное падение тел (определение). Ускорение свободного падения.

12. Движение тела с постоянным ускорением свободного падения (формулы зависимости скорости и координаты от времени):

а) тело движется вертикально вверх или вниз;

б) начальная скорость тела направлена под углом к горизонту.

13. Движение тела по окружности как движение с переменным ускорением (на рисунке изобразить векторы скорости и ускорения).

14. Модуль центростремительного ускорения (формула).

15. Угловая скорость тела при равномерном вращении по окружности (обозначение, определение, формула, единица измерения).



16. Период и частота вращения тела (обозначение, определение, единица измерения). Связь между ними.

17. Линейная скорость вращения тела. Связь между линейной и угловой скоростями.

18. Что изучает динамика?

19. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона (формулировка).

20. Второй закон Ньютона (формулировка, математическая запись). Равнодействующая сила. Единица силы. Измерение сил.

21. Первый закон Ньютона в другой формулировке.

22. Третий закон Ньютона (формулировка, математическая запись).

23. Принцип относительности Галилея.

24. Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения (формулировка, математическая запись).

Гравитационная постоянная (обозначение, физический смысл, числовое значение).

25. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость (формула, числовое значение).

26. Сила тяжести (определение, обозначение, точка приложения, формула).

27. Вес тела (определение, обозначение, точка приложения, формула веса тела в состоянии покоя).

28. Вес тела, движущегося с ускорением (формулы). Невесомость.

29. Сила упругости (определение, обозначение, точка приложения). Деформация тела. Виды деформаций.

30. Закон Гука. Границы его применимости.

31. Сила трения (определение, обозначение, точка приложения). Причины возникновения силы трения.

32. Разновидности силы трения.

33. Движение тела под действием силы трения (формулы для расчета тормозного пути и времени торможения).

Лабораторные работы:

1. Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости (стр.346).

2. Изучение закона сохранения механической энергии (стр. 348).

Тренировочные задания к разделу «Кинематика»

–  –  –

1. Какая единица является основной единицей времени в международной системе единиц?

А. секунда. Б. минута. В. Час. Г. Сутки.

2. Какая единица является основной единицей длины в Международной системе единиц?

А. Миллиметр. Б. Сантиметр. В. Метр. Г. Километр.

3. Какие из ниже перечисленных величин являются векторными величинами:

1) скорость, 2) ускорение, 3) путь, 4) перемещение?

А. Все указанные величины векторные. Б. Только скорость и ускорение. В. Только скорость, ускорение и путь. Г. Только скорость, ускорение и перемещение.

4. Из окна, расположенного на высоте 6 м, брошен камень. Определите модуль перемещения камня, если он упал на расстоянии 8 м от стены дома.

А. 6 м. Б. 8 м. В. 10 м. Г. 14 м.

5. По прямому шоссе друг за другом движутся два автомобиля со скоростями 70 и 80 км/ч. Чему равен модуль скорости одного автомобиля относительно другого?

А. 10 км/ч. Б. 70 км/ч. В. 80 км/ч. Г. 150 км/ч.

6. Теплоход движется равномерно и прямолинейно со скоростью 4 км/ч относительно воды. Человек идет по палубе теплохода со скоростью 3 км/ч в направлении, перпендикулярном вектору скорости теплохода. Какова скорость человека относительно воды?

А. 3 км/ч. Б. 4 км/ч. В. 5 км/ч.. Г. среди ответов А – В нет правильного.

7. Уравнение зависимости скорости прямолинейно движущегося тела от времени имеет вид:

v = 3 – 6t. Чему равен модуль ускорения тела?

А. 3 м/с2. Б. 6 м/с2. В. 9 м/с2. Г. 12 м/с2.

8. Велосипедист движется прямолинейно с ускорением 0, 4 м/с2. Какую скорость приобретает велосипедист через 10 с, если его начальная скорость равна 2 м/с?

А. 2 м/с. Б. 3 м/с. В. 4 м/с. Г. 6 м/с.

9. Уравнение зависимости координаты прямолинейно движущегося тела от времени имеет вид:

x = 3 – 2t + 6t2. Чему равен модуль ускорения тела?

А. 2 м/с2. Б. 3 м/с2. В. 6 м/с2. Г. 12 м/с2.

10. Уравнение зависимости скорости прямолинейно движущегося тела от времени имеет вид: v=2 + 4t. Укажите соответствующее уравнение для перемещения тела.

А. S = 2t + 4t2. Б. S = 2t+2t2. В. S = 4t2. Г. S = 4t + 2t2.

11. Какой путь пройдет самолетом до остановки, если его скорость в момент начала торможения составляла 60 м/с. а ускорение в процессе торможения было равно по модулю 6 м/с2?

А. 1200 м. Б. 600 м. В. 360 м. Г. 300 м.

12. Находящемуся на горизонтальной поверхности бруску сообщили скорость 6 м/с. Под действием силы трения брусок двигался с ускорением, модуль которого равен 1,5 м/с2. Найдите путь, пройденный бруском за 6 с.

А. 9 м. Б. 12 м. В. 24 м. Г. 36 м.

13. Какой путь пройдет свободно падающее из состояния покоя тело за 4 с? Ускорение свободного падения считать равным 10 м/с2.

А. 15 м. Б. 20 м. В. 40 м. Г. 80 м.

14. Тело, брошенное вертикально вверх, вернулось в точку бросания через 3 с. определите начальную скорость тела. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

А. 5 м/с. Б. 10 м/с. В. 15 м/с. Г. 20 м/с.

15. Автомобиль на повороте движется со скоростью, модуль которой равен 20 м/с. Радиус кривизны траектории равен 50 м. Каково ускорение автомобиля?

А. 2,5 м/с2. Б. 5 м/с2. В. 8 м/с2. Г. 100 м/с2.

Тренировочные задания к разделу «Динамика».

1. В результате взаимодействия два тела получили ускорения, модули которых соответственно равны 0,4 и 1 м/с2. Определите отношение масс этих тел.

2. Рассмотрите следующие ситуации:

а) силы, равные по модулю 30 и 40 Н, приложены к одной точке тела. Угол между векторами сил прямой. Определите равнодействующую этих сил (модуль и направление);

б) мальчик тянет санки, прилагая силу, направленную под углом 30 к горизонту. Модуль силы равен 40 Н. Найдите проекции этой силы на горизонтальное и вертикальное направления;

в) тело покоится на наклонной плоскости. Найдите проекции на оси координат силы упругости, действующей на тело со стороны наклонной плоскости. Модуль силы упругости равен 8 Н, Ось X направьте вдоль наклонной плоскости, ось Y – перпендикулярно ей.

3. На тело массой 2,4 кг действует в течение 5 с сила 1,6 Н. До начала действия силы тело покоилось.

Определите:

а) ускорение, сообщаемое телу данной силой;

б) скорость, приобретенную телом к концу пятой секунды; в) путь, пройденный телом за 5 с.

4. Под действием силы, равной 20 Н, тело проходит из состояния покоя путь 1800 м за 30 с. Найдите ускорение и массу тела.

5. Скорость тела массой 2 кг, движущегося прямолинейно, изменяется по закону: v = 2 + 1,5t.

Определите силу, сообщающую телу данное ускорение.

6. Два человека тянут динамометр в противоположные стороны. При этом каждый прикладывает силу, равную 30 Н. Каково показание динамометра?

7. По графику зависимости удлинения резинового жгута от приложенной к нему силы вычислите жесткость жгута.

8. При растяжении резинового шнура на 4 см возникает сила упругости 30 Н. Насколько надо растянуть шнур, чтобы возникшая сила упругости была равна 12 Н?

9. Под действием горизонтально направленной силы, равной по модулю 10 Н, тело движется по гладкой горизонтальной поверхности с ускорением 4 м/с2. Найдите силу тяжести, действующую на тело.

10. Какой должна быть масса каждого из двух одинаковых шаров, чтобы при расстоянии между их центрами 1 м они притягивались с силой 67 Н?

11. Лыжник массой 60 кг съезжает с вершины горы, которая заканчивается впадиной радиусом 20 м.

Определите:

а) центростремительное ускорение, с которым лыжник проходит впадину, если его скорость 10 м/с;

б) силу давления лыжника на лыжи в нижней точке впадины.

12. Искусственный спутник Земли обращается по круговой орбите со скоростью 7,7 км/с. На каком 6 1024 кг, расстоянии от поверхности Земли движется спутник? Массу Земли принять равной радиус Земли – 6400 км.

13. Первая космическая скорость для Венеры равна 7,3 км/с. Вычислите массу этой планеты, считая радиус равным 6200 км.

14. Сани со стальными полозьями перемещают равномерно по льду, прилагая в горизонтальном направлении силу, равную по модулю 4 Н. Коэффициент трения стали по льду равен 0,02. Какова масса саней?

15. При быстром торможении трамвай начал двигаться «юзом» (колеса не проворачиваясь, скользят по рельсам). Тормозной путь составил 14,1 м. Найдите начальную скорость трамвая, если коэффициент трения скольжения равен 0,2.

16. Аэросани массой 120 кг трогаются с места с ускорением 1,5 м/с2. Определите силу тяги, если коэффициент трения скольжения равен 0,1.

Контрольная работа № 2 по теме «Динамика».

1. Какие из нижеперечисленных величин являются векторными:

1) скорость, 2) ускорение, 3) сила, 4) масса?

А. Только скорость и ускорение. Б. Только скорость, сила и масса. В. Только скорость, ускорение и сила. Г. Все указанные величины являются векторными.

2. Какая из приведенных единиц физических величин является единицей силы в СИ?

А. 1 кг м/с. Б. 1 кг м/с2. В. 1 м/с2. Г. среди ответов А – В нет правильного.

3. Две силы, модули которых равны соответственно F1 = 6 Н и F2 = 8 Н, приложены к одной точке тела. Угол между векторами сил равен 90. Определите равнодействующую этих сил.

А. 2 Н. Б. 7 Н. В. 10 Н. Г. Среди ответов А – В нет правильного.

4. Тело массой 2кг движется по окружности равномерно. Центростремительное ускорение равно 3 м/с2. Каков модуль равнодействующей сил, действующих на тело?

А. Модуль равнодействующей зависит от угла между векторами скорости и ускорения. Б. 2 Н. В. 4 Н. Г. 6 Н.

5. Два ученика тянут в противоположные стороны динамометр, прикладывая силы по 30 Н каждый.

Каково показание динамометра?

А. 60 Н. Б. 30 Н. В. 0 Н. Г. Ответ неоднозначен.

6. Земля и искусственный спутник притягиваются друг к другу. Каково соотношение между модулями сил F1 действия Земли на спутник и F2 действия спутника на землю?

А. F1 = F2. Б. F1 F2. В. F1 F2. Г. F1 F2.

7. При столкновении двух вагонов буферные пружины жесткостью 106 Н/м сжались на 5 см. Чему равен модуль максимальной силы упругости, с которой каждая пружина подействовала на вагон?

А. 5 107 Н. Б. 5 106 Н. В. 5 105 Н. Г. 5 104 Н.

8. Резиновый жгут разрезали на 2 равные части и сложили их вместе. Как при этом изменилась жесткость системы?

А. Увеличилась в 2 раза. Б. Увеличилась в 4 раза. В. Уменьшилась в 2 раза. Г. Уменьшилась в 4 раза.

9. Два шара массой 10 и 20 кг находятся на расстоянии R друг от друга и притягиваются с силой F.

Чему равна сила притяжения шаров массой 20 и 80 кг, находящихся на таком же расстоянии друг от друга?

А. F. Б. 2F. В. 4F. Г. 8F.

У поверхности Земли на тело действует сила тяготения, равная 360 Н. Чему равна сила 10.

тяготения, действующая на это тело, если оно находится на расстоянии от поверхности Земли, равном двум ее радиусам?

А. 40 Н. Б. 90 Н. В. 120 Н. Г. 180 Н.

Лифт опускается вниз с ускорением 5 м/с2. В лифте находится тело массой 4 кг. Чему равен вес 11.

тела? Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2 А. 0 Н. Б. 5 Н. В. 10 Н. Г. 20 Н.

Космический корабль поднимается с поверхности Земли. В некоторый момент времени 12.

двигатели выключают. Корабль движется сначала вверх, а затем вниз. Считая силу сопротивления воздуха пренебрежимо малой, определите: будет ли внутри корабля наблюдаться явление невесомости и если будет, то на каких участках траектории?

А. Будет на всей траектории. Б. При подъеме будет, а при спуске нет. В. При спуске будет, а при подъеме нет. Г. Внутри корабля невесомость наблюдаться не будет.

Похожие работы:

«№ 9 (213) БЮЛЛЕТЕНЬ 2015 год Счетной палаты Российской Федерации Содержание Трибуна аудитора Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ объемов и объектов незавершенного строительства по организациям, находящимся в...»

1. Какая единица времени принята основной в международной системе?

А) 1с б) 2мин в) 1час г) 1 сутки д) 1год

2. Какие из перечисленных величин векторные?

1. скорость

2. ускорение

А) Только 1 б) Только 2 в) Только 3 г) 1и 2 д) 1и3 е) 1, 2и 3.

1) Измерить время свободного падения шара радиусом 1 см с высоты 100м.

А) только в первой задаче

Б) только во второй задаче

В) в обеих задачах

Г) нив первой, ни во второй задачах.

4. Автобус вышел на маршрут утром, а вечером возвратился обратно. Показания его счетчика увеличились за это время на 500км. Определите путь L, пройденный автобусом и модуль его перемещения S.

А) L= S=500км б) L =S=0 в) L =500км S=0 г) L=0 S =500км д) L=500км S=250км.

Домашнее задание: учебник Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик.Физика, учебник 10 класс, 2009 год, издательство Мнемозина, часть 1.

сайт: http://www.alleng.ru/d/phys/phys374.htm

§1., ответить на вопросы с.16,в.1-4

Урок 2. Тема№1. Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

План изучения темы:

1. Мгновенная скорость.

3. Сложение скоростей.

4. Прямолинейное равномерное движение.

Скорость – это количественная характеристика движения тела.

Средняя скорость – это физическая величина, равная отношению вектора перемещения точки к промежутку времени Δt, за который произошло это перемещение. Направление вектора средней скорости совпадает с направлением вектора перемещения . Средняя скорость определяется по формуле:

Мгновенная скорость , то есть скорость в данный момент времени – это физическая величина, равная пределу, к которому стремится средняя скорость при бесконечном уменьшении промежутка времени Δt:

Иными словами, мгновенная скорость в данный момент времени – это отношение очень малого перемещения к очень малому промежутку времени, за который это перемещение произошло.

Вектор мгновенной скорости направлен по касательной к траектории движения тела (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Вектор мгновенной скорости.

В системе СИ скорость измеряется в метрах в секунду, то есть единицей скорости принято считать скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором за одну секунду тело проходит путь в один метр. Единица измерения скорости обозначается м/с . Часто скорость измеряют в других единицах. Например, при измерении скорости автомобиля, поезда и т.п. обычно используется единица измерения километр в час:

1 км/ч = 1000 м / 3600 с = 1 м / 3,6 с

1 м/с = 3600 км / 1000 ч = 3,6 км/ч

Сложение скоростей

Скорости движения тела в различных системах отсчёта связывает между собой классический закон сложения скоростей .

Скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта равна сумме скоростей тела в подвижной системе отсчёта и самой подвижной системы отсчёта относительно неподвижной.

Например, пассажирский поезд движется по железной дороге со скоростью 60 км/ч. По вагону этого поезда идет человек со скоростью 5 км/ч. Если считать железную дорогу неподвижной и принять её за систему отсчёта, то скорость человека относительно системы отсчёта (то есть относительно железной дороги), будет равна сложению скоростей поезда и человека, то есть

60 + 5 = 65, если человек идёт в том же направлении, что и поезд

60 – 5 = 55, если человек и поезд движутся в разных направлениях

Однако это справедливо только в том случае, если человек и поезд движутся по одной линии. Если же человек будет двигаться под углом, то придётся учитывать этот угол, вспомнив о том, что скорость – это векторная величина .

А теперь рассмотрим описанный выше пример более подробно – с деталями и картинками.

Итак, в нашем случае железная дорога – это неподвижная система отсчёта . Поезд, который движется по этой дороге – это подвижная система отсчёта . Вагон, по которому идёт человек, является частью поезда.

Скорость человека относительно вагона (относительно подвижной системы отсчёта) равна 5 км/ч. Обозначим её буквой Ч.

Скорость поезда (а значит и вагона) относительно неподвижной системы отсчёта (то есть относительно железной дороги) равна 60 км/ч. Обозначим её буквой В. Иначе говоря, скорость поезда – это скорость подвижной системы отсчёта относительно неподвижной системы отсчёта.

Скорость человека относительно железной дороги (относительно неподвижной системы отсчёта) нам пока неизвестна. Обозначим её буквой .

Свяжем с неподвижной системой отсчёта (рис. 1.7) систему координат ХОY, а с подвижной системой отсчёта – систему координат X П О П Y П (см. также раздел Система отсчёта ). А теперь попробуем найти скорость человека относительно неподвижной системы отсчёта, то есть относительно железной дороги.

За малый промежуток времени Δt происходят следующие события:

· Человек перемещается относительно вагона на расстояние Ч

· Вагон перемещается относительно железной дороги на расстояние B

Тогда за этот промежуток времени перемещение человека относительно железной дороги:

Это закон сложения перемещений . В нашем примере перемещение человека относительно железной дороги равно сумме перемещений человека относительно вагона и вагона относительно железной дороги.

Закон сложения перемещений можно записать так:

= Δ Ч Δt + Δ B Δt

Скорость человека относительно железной дороги равна:

= / Δt

Физика. 10 класс

Зачет по теме «Кинематика»

Вопросы к зачету

    Что называется механическим движением?

    Что такое материальная точка и для чего введено это понятие?

    Что такое система отсчета? Для чего она вводится?

    Какие системы координат вы знаете?

    Что называют траекторией движения?

    Что называют длиной пути и перемещением? В чем отличие пути от перемещения?

    Какие величины называют скалярными, а какие векторными? Чем отличается векторная величина от скалярной?

    Какие правила сложения векторов вы знаете?

    Как производится сложение нескольких векторов?

    Как производится умножение вектора на скаляр?

    Что называется проекцией вектора на ось?

    В каком направлении проекция вектора на ось положительна, а в каком – отрицательна?

    Какое движение называют равномерным прямолинейным?

    Что называют скоростью равномерного прямолинейного движения?

    Каков общий принцип построения графиков физических величин?

    Как определить проекцию вектора скорости на ось?

    Как определить координату тела, зная проекцию перемещения?

    Какое движение называют неравномерным, или переменным?

    Что называют средней скоростью переменного движения?

    Что называют мгновенной скоростью неравномерного движения?

    Каким способом можно определить мгновенную скорость тела?

    Что называют ускорением?

    Напишите формулу координаты тела при равноускоренном прямолинейном движении.

    Как по графику скорости равноускоренного движения можно определить ускорение и путь, пройденный телом в этом движении?

    Что называют свободным падением тела? При каких условиях падение тел можно считать свободным?

    Каким видом движения является падение тел?

    Зависит ли ускорение свободного падения тел от массы?

    Напишите формулы, описывающие свободное падение тел:

    Путь, пройденный телом за определенное время;

    Значение скорости тела после прохождения определенного пути;

    Продолжительность свободного падения с определенной высоты.

    С каким ускорением движется тело, брошенное вертикально вверх? Чему равно и как направлено это ускорение?

    Напишите формулы, описывающие движение тела, брошенного вертикально вверх:

    Скорость тела в любой момент времени;

    Максимальная высота подъема тела;

    Высота, на которую поднимается тело за определенное время;

    Значение скорости при прохождении определенного пути;

    Время подъема.

Задачи к зачету

    Расстояние между двумя пристанями 144 км. За какое время пароход совершает рейс туда и обратно, если скорость парохода в стоячей воде 13 км/ч, а скорость течения 3 м/c?

    Автомобиль при торможении за 7 с уменьшил свою скорость с 54 до 28,8 км/ч. Определите ускорение автомобиля и расстояние, пройденное при торможении.

    Какие из указанных ниже движений можно считать равномерными и какие – неравномерными?

    Течение воды в ручье, русло которого то сужается, то расширяется;

    Движение автомобиля на улице с момента, когда водитель увидел красный свет;

    Подъем на эскалаторе метро.

    По мосту длиной 1920 м проходит товарный поезд длиной 280 м со скоростью 22,5 км/ч. Сколько времени поезд будет находиться на мосту?

    Поезд движется со скоростью 72 км/ч. При торможении до полной остановки он прошел расстояния в 200 м. определите ускорение и время, в течение которого происходило торможение.

    Тело, брошенное вертикально вверх, проходит одну и ту же точку дважды: при движении вверх и при падении вниз. Одинаковую ли скорость имело тело в этой точке, если не учитывать сопротивление воздуха?

    Сколько времени будет падать тело с высоты 4,9 м? Какую скорость оно будет иметь в момент падения на Землю? Какова средняя скорость движения тела?

    Поезд в течение 10 с увеличил скорость с 36 до 54 км/ч, затем 0,3 мин двигался равномерно. Найдите среднюю скорость и пройденный путь. Постройте график скорости.

    На рисунке приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите характер движения на участках АВ, ВС, СD.

Билет 5

    Дождевые капли, падающие относительно Земли отвесно, попадают на окна Билет 7

    Расстояние между двумя станциями, равное 18 км, поезд проходит со средней скоростью 54 км/ч, причем разгон продолжается 2 мин, замедление до полной остановки – 1 мин. Определите наибольшую скорость движения поезда. Постройте график скорости.

    Сокол, пикируя с высоты на свою добычу, достигает скорости 100 м/с. Определите эту высоту. Падение считать свободным.

    Одинаковое ли время потребуется для проезда одного и того же расстояния на катере туда и обратно по реке и по озеру? Скорость катера относительно воды в обоих случаях считать одинаковой.

    Постройте, пользуясь одними координатными осями, график скорости движения двух тел, если первое тело двигалось равномерно со скоростью 4 м/с, а второе – равноускоренно с начальной скоростью 2 м/с и ускорением 0,5 м/с.

    Найдите скорость относительно берега лодки, идущей:

    По течению;

    Против течения;

    Под углом 90 0 к течению.

Скорость течения реки 1 м/с, скорость лодки относительно воды 2 м/с.

    Какой путь проходит свободно падающее тело за 10-ю секунду падения?

Тест по теме «Кинематика» Вариант 1.

1. Расстояние между начальной и конечной точками - это:

А) путь Б) перемещение В) смещение Г) траектория

2. В каком из следующих случаев движение тела нельзя рассматривать как движение материальной точки?

А) Движение Земли вокруг Солнца. Б) Движение спутника вокруг Земли.

В) Полет самолета из Владивостока в Москву. Г) Вращение детали, обрабатываемой на

станке

3. Какие из перечисленных величин являются скалярными?
А) перемещение Б) путь В) скорость

4 . Что измеряет спидометр автомобиля?
А) ускорение; Б) модуль мгновенной скорости;
В) среднюю скорость; Г) перемещение

5. Какая единица времени является основной в Международной системе единиц?
А) 1час Б) 1 мин В) 1 с Г) 1 сутки.

6. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в одном направлении. Если направить ось ОХ вдоль направления движения тел по шоссе, тогда какими будут проекции скоростей автомобилей на ось ОХ?


7. Автомобиль объехал Москву по кольцевой дороге, длина которой 109 км. Чему равны пройденный путь l и перемещение S автомобиля?
A) l = 109 км; S = 0 Б) l =218 км S = 109 кмВ) l = 218 км; S = 0. Г) l=109 км; S=218 км

8.

А) 1 Б)2 В)3 Г) 4.

9 . Определите путь, пройденный точкой за 5 с. (Рис. 2).

А) 2м Б) 2,5м В) 5м Г) 10м.

10 .. На рисунке 3 представлен график зависимости пути, пройденного велосипедистом, от времени. Определить путь, пройденный велосипедистом за интервал времени от t 1 = 1c до t 2 = 3с?

11 . Если ускорение равно 2 м/с 2 , то это:

А) равномерное движение Б) равнозамедленное движение

В) равноускоренное движение Г) прямолинейное

12 . Ускорение характеризует изменение вектора скорости

А) по величине и направлению Б) по направлению В) по величине

13 . Автомобиль, движущийся прямолинейно равноускоренно, увеличил свою скорость с
3 м/с до 9 м/с за 6 секунд. С каким ускорением двигался автомобиль?
А) 0 м/с 2 Б) 3 м/с 2 В) 2 м/с 2 Г) 1 м/с 2

14. Какую скорость приобретает автомобиль при торможении с ускорением 0,5 м/с 2 через 10 с от начала торможения, если начальная скорость его была равна 72 км/ч?

А) 15м/с Б) 25м/с В) 10м/с Г) 20м/с.

Тест по теме «Кинематика» Вариант 2.

1 . Велосипедист движется из точки А велотрека в точку В по кривой АВ. Назовите
физическую величину, которую изображает вектор АВ.
А) путь Б) перемещение В) скорость

2 . Почему при расчетах можно считать Луну материальной точкой (относительно Земли)?

А)Луна - шарБ) Луна - спутник Земли В)Масса Луны меньше массы Земли

Г) Расстояние от Земли до Луны во много раз больше радиуса Луны.

3. . Физические величины бывают векторными и скалярными. Какая физическая величина из перечисленных является скалярной?
А) ускорение Б) время В) скорость Г) перемещение

4. . Какие из перечисленных ниже величин являются векторными:
1) путь 2) перемещение 3) скорость?
А) 1 и 2 Б) 2 и 3 В) 2 Г) 3 и 1.

5 . Основными единицами длины в СИ являются:
А) метр Б) километр В) сантиметр Г) миллиметр

6 . Два автомобиля движутся по прямому шоссе в противоположных направлении. Если направить ось ОХ вдоль направления движения первого автомобиля по шоссе, тогда какими будут проекции скоростей автомобилей на ось ОХ?
А) обе положительные Б) обе отрицательные
В) первого - положительная, второго - отрицательная
Г) первого - отрицательная, второго – положительная

7 . Тело, брошенное вертикально вверх, достигло наибольшей высоты 10 м и упало на
землю. Чему равны путь l и перемещение S за все время его движения?

A) l = 20 м, S = 0 м Б) l = 10 м, S = 0
B) l = 10 м, S = 20 м Г) l = 20 м, S = 10 м.

8 . Какой из графиков соответствует равномерному движению? (Рис. 1).

А) 3 Б)4 В)1 Г) 2

9 . Определите путь, пройденный точкой за 3 с. (Рис. 2).

А) 2м Б) 6м В) 5м Г) 1,5м.

10. . На рисунке 3 представлен график зависимости пути, пройденного велосипедистом, от времени. Определить путь, пройденный велосипедистом за интервал времени от t 1 = 2c до t 2 = 4с?

А) 9 м Б) 6 м В) 3 м. Г) 12 м

11 . Если ускорение равно -3м/с 2 , то это:

А) равномерное движение Б) равноускоренное движение

В) равнозамедленное движение Г) прямолинейное движение

12 . Автомобиль трогается с места и движется с возрастающей скоростью прямолинейно.
А) ускорение равно 0 Б) направлен против движения автомобиля
В) направлен в сторону движения автомобиля

13. Скорость автомобиля за 20с уменьшилась с 20м/с до 10м/с. С каким средним ускорением двигался автомобиль?

А) 0,5м/с 2 Б) 5м/с 2 В) -5м/с 2 Г) -0,5м/с 2

14 . Определить скорость тела при торможении с ускорением 0,2м/с 2 через 30с от начала движения, если начальная скорость его была равна 2м/с.

А) -4м Б) 4 м В) -6м Г) 8м.

Ответы

Вариант 1 Вариант 2

1 –б 1 -б

2 - г 2 – г

3 – а 3 – б

4 – б 4 – в

5 – в 5 – а

6 – а 6 – в

7 – в 7 – а

8 – б 8 – г

9 – г 9 – б

10 – б 10 – б

11 – в 11 – в

12 – а 12 – в

13 – г 13 – г

14 – б 14- а

1.13. Автомобиль трогается с места и движется с возрастающей скоростью прямолинейно.
Какое направление имеет вектор ускорения?

1.14. Автомобиль тормозит на прямолинейном участке дороги. Какое направление имеет
вектор ускорения?
А) ускорение равно 0; Б) направлен против движения автомобиля;
В) направлен в сторону движения автомобиля.

1.16. Физические величины бывают векторными и скалярными. Какая физическая величина из перечисленных является скалярной?
А) ускорение; Б) время; В) скорость; Г) перемещение.

1.18. Основными единицами длины в СИ являются:
А) километр; Б) метр; В) сантиметр; Г) миллиметр.

1.19. Какие из перечисленных ниже величин являются векторными:
1) путь, 2) перемещение, 3) скорость?
А) 1 и 2; Б) 2; В) 2 и 3; Г) 3 и 1.

1.22. Двигаясь прямолинейно, одно тело за каждую секунду проходит путь 5 м, другое тело - за каждую секунду 10 м. Движения этих тел являются: А) равномерными; Б) неравномерными; В) первого неравномерным, второго равномерным; Г) первого равномерным, второго неравномерным

1 25. Модуль скорости тела за каждую секунду увеличивался в 2 раза. Какое утверждение будет правильным?
А) ускорение уменьшалось в 2 раза; Б) ускорение не изменялось;
В) ускорение увеличивалось в 2 раза

1.26. Тело, брошенное вертикально вверх, достигло наибольшей высоты 10 м и упало на
землю. Чему равны путь l и перемещение S за все время его движения?
A) l = 10 м, S = 0 м; Б) l = 20 м, S = 0;
B) l = 10 м, S = 20 м; Г) l = 20 м, S = 10 м.

1.35. При отходе от станции ускорение поезда составляет 1 м/с2. Какой путь проходит поезд за 10 с?
А) 5 м; Б) 10 м; В) 50 м; Г) 100 м.

1.36. При равноускоренном движении в течение 5 с автомобиль увеличил скорость от 10 до
15 м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?
А) 1 м/с2; Б) 2 м/с2; В) 3 м/с2; Г) 5 м/с2.

1.55. Какая из приведенных функций (v(t)) описывает зависимость модуля скорости от
времени при равномерном прямолинейном движении тела вдоль оси ОХ со скоростью 5 м/с?
A) v = 5t; Б) v = t; B) v = 5; Г) v = -5.

1.65. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость 5 м/с. Под действием сил трения брусок движется с ускорением 1 м/с2. Чему равен путь, пройденный бруском за 6 секунд?
А) 48 м; Б) 12 м; В) 40 м; Г) 30 м.


13. На рисунке 3 представлен график зависимости пути, пройденного велосипедистом, от времени. Определить путь, пройденный велосипедистом за интервал времени от t 1 = 1c до t 2 = 4с?

А) 15 м. Б) 3 м. В) 12 м. Г) 9 м. Д) 20 м.

14. На рисунке 3 представлен график зависимости пути, пройденного велосипедистом, от времени. Определить скорость движения велосипедиста в момент времени t = 2c .

А) 2 м/с. Б) 6 м/с. В) 3 м/с. Г) 12 м/с. Д) 8 м/с.

18. Тело движется прямолинейно и уменьшает скорость. Куда направлено ускорение?

А) По ходу движения. Б) По нормали. В) Против движения. Г) По радиусу-вектору к данной точке траектории. Д) По касательной к траектории

А) Луна - шар. Б) Луна - спутник Земли. В) Масса Луны меньше массы Земли.

Г) Расстояние от Земли до Луны во много раз больше радиуса Луны.

Д) Среди предложенных ответов нет правильного.

Скорость автомобиля за 20 с уменьшилась с 20 м/с до 10 м/с . С каким средним ускорением двигался автомобиль? [−0,5 м/с 2 ]