1. Алексеев, Н. Г. Использование критериев спроса и стоимости в управлении комплектованием фонда периодических изданий [Текст] / Н. Г. Алексеев, Л. И. Госина // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: сб. тр. / Рос. гос. б-ка. - М., 1995. - Вып. 1. - С. 89-101.
2. Библиотекарю о консервации документов [Текст]: учеб.-метод. пособ. - СПБ., 2004. - 156 с.
3. Вебстер, Д. Как противостоять журнальному кризису [Текст] / Д. Вебстер // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 5. - С. 94-103.
4. Великова, К. М. Анализ использования периодических изданий [Текст] / Великова К. М., Драбкина М. И. // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 10. - С. 10-13.
5. ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования [Текст]. - Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01.
6. Гусева, В. Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса [Текст] / В. Н. Гусева// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 4. - С. 54-59.
7. Дубров, А. П. Критерии и показатели для формирования оптимального иностранного журнального фонда многопрофильных научных библиотек [Текст] / А. П. Дубров, О. Л. Красикова // Организация и ресурсы информационно-библиотечного обслуживания специалистов и ученых: межведомств. сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 1995. - С. 92-99.
8. Задубовский, И. И. Принцип организации журнального фонда НТБ [Текст] / И. И. Задубовский// Науч. и техн. б-ки. -2006. - № 10. - С. 39-41.
9. Изучение формирования и использования фондов Российской национальной библиотеки [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. Р. И. Богачева, А. В. Кокорев, С. И. Ковригина, С. А. Колесник; науч. ред. И. М. Алексеева. - М., 1995. - Вып. 19. - 42 с.
10. Информационно-справочный портал LIBRARY.RU [Электронный ресурс]
11. Использование журнальных фондов [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. Лучинкина, ред. Ю. А. Гриханов. - М., 1995. - Вып. 7. - С. 44-50.
12. Коломейчук, Е. М. Периодические издания в фондах центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации [Текст] / Е. М. Коломейчук // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 46-52.
13. Медведева, И. Е. Анализ использования иностранных журналов в научно-технических библиотеках [Текст] / И. Е. Медведева, В. С. Лучко, Г. Ф. Зверева // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 7. - С. 26-28.
14. Митракова, Н. А. Определение сроков хранения периодических изданий в библиотеке вуза [Текст] / Н. А. Митракова, Е.И. Балмуш // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 2. - С. 20-21.
15. Мотульский, Р. С. Моделирование как основа формирования фонда периодических изданий библиотеки вуза [Текст] / Р. С. Мотульский // Науч. и техн. б-ки. -2009 - № 9. - С. 28-33.
16. Подкорытова, Н. И. Комплектование фондов в условиях рыночной экономики [Текст] / Н. И. Подкорытова // Науч. и техн. б-ки. -2003. - № 4. - С. 37-41.
17. Приказ Министерства культуры РФ № 32 от 20 февраля 2008 г. "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)" [Текст] // Сборник нормативно-правовых документов. - М., 2006.
18. Раев, А. Г. Анализ читательского спроса в крупной библиотеке [Текст] / А.Г. Раев // Науч. и техн. б-ки. -2009. - № 8. - С. 36-37.
19. Родионов, А. Я. Анализ запросов на периодическую литературу с целью оптимального комплектования и оперативности исполнения заказов в ПИКе ВИНИТИ [Текст] / А. Я Родионов // НТИ. Сер. 1. -2008. - № 8. - С. 23-25.
20. Савина, Е. А. Периодические издания в фонде библиотеки города Гуково [Текст] / Е. А. Савина// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 52-56.
21. Сайт информационного агентства Интегрум http://www.integrum.ru/ [Электронный ресурс]
22. Сайт Национального электронно-информационного консорциума www.neicon.ru [Электронный ресурс]
23. Сайт проекта "Журнальнй зал" http://magazines.russ.ru [Электронный ресурс]
24. Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru [Электронный ресурс]
25. Сайт Челябинской областной универсальной научной библиотеки unilib.chel.su [Электронный ресурс]
26. Селиверстова, Е. Т. Полнота и соответствие - категории качества библиотечного фонда [Текст] / Е. Т. Селиверстова //Научные и технические библиотеки. -2008. - № 9. - С. 8-12.
27. Слуцкая, К. К. Удовлетворение запросов читателей - критерий качества обслуживания [Текст] / К. К. Слуцкая // Науч. и техн. б-ки. -2007. - № 3. - С. 3-5.
28. Терешин, В. И. Библиотечный фонд: [Текст] / В. Терешин. - Изд. второе, испр. и доп. - М. : ИПО Профиздат, 2000. - 176 с.
29. Терешин, В. И. Полнота библиотечного фонда: теоретический аспект, пути реализации [Текст] / В. И. Терешин // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 6. - С. 3-8.
30. Шарабчиев, Ю. Т. К методике выбора журналов, наиболее значимых для специалистов [Текст] / Ю. Т. Шарабчиев // НТИ. Сер. 1. -2001. - № 11. - С. 25-29.
24.01.2017
20 января в детской библиотеке-филиале № 3 состоялся день периодики «Журнально- газетная карусель» , который был полностью посвящен периодическим изданиям для детей и подростков.
Широкому кругу читателей была представлена выставка-просмотр «Страна Журналия» . У выставки проводились обзоры «Про всё интересное на свете, узнай в журнале и газете» . В течение дня ребята посещали читальный зал и удовольствием листали любимые журналы.
В этот день гостями библиотеки стали воспитанники старшей комбинированной группы МБДОУ № 41 (воспитатель Коротова Г.А.). Для них были проведёны экскурсия по библиотеке «Приглашаем в Книжкин Дом!» и библиотечный урок «Книг, конечно, есть немало, только я люблю журналы» (Школа маленького читателя ).
Библиотекарь познакомила дошкольников с понятиями: газета, журнал, статья, заметка, журналист. Вместе с ребятами выявили отличительные и схожие признаки газет и журналов. Дети узнали, что обложка – это лицо журнала, на ней есть вся нужная информация. Выяснили, что детские журналы нужны для дополнительного чтения, получения интересных сведений об окружающем мире, развития мышления, развлечения и отдыха. Один за другим были представлены ребятам журналы, о каждом следовал небольшой рассказ о том, какие познавательные и развлекательные материалы он содержит.
В заключение ведущая пригласила всех чаще посещать читальный зал библиотеки, где их ждет их любимая пресса.
Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную.
Текущая информация
посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация
помогает осмыслить те отдельные факты, явления с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческих категориях.
Если текущая информация, как правило, быстро устаревает, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.
Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.
Газеты и журналы говорят о проблемах современности, вырабатывают постоянное желание быть в курсе событий, информируют о последних достижениях науки и техники, знакомят с новинками современной литературы.
Периодические издания для детей и подростков работают над расширением познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению - главной трудовой деятельности учащихся. Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, используются различные формы наглядной и массовой работы.
Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателей в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.
Практически все формы работы с читателями: индивидуальные беседы, обзоры, индивидуальная информация, выставки - включают рекомендацию статей из журналов и газет.
На абонементе помещаются списки «Новое в журналах». Ведутся папки газетных вырезок, где выделяется наиболее актуальный материал, обращается внимание учащихся на важные для них публикации (например: «Мы выбираем жизнь! А ты?»- о проблемах наркомании).
Папки необходимо регулярно пополнять, тематические папки часто становятся уникальными пособиями для учащихся при изучении многих предметов.
Приступая к работе с периодикой, необходимо выяснить насколько интересует она читателей (учащихся и учителей). По следующим вопросам можно провести мини-опрос:
1. какие журналы выписывают в вашей семье?
2. какие журналы ты читаешь дома, какие в библиотеке?
3. Систематически ли ты читаешь периодику?
Да Нет
Почему__________________________________
4. Какие материалы в журналах и газетах тебя больше всего интересуют? Что из материалов (новости, рассказы, очерки) тебе больше всего запомнилось?
5. Какие журналы помогают тебе в усвоении учебного материала?
В практике работы библиотеки используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с газетой:
Не читай все подряд. Прежде, чем читать просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
- Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.
Журнальные публикации являются основой в организации и проведении дне информации для учителей школ, в организации индивидуальной информации администрации школы, руководителей методических объединений.
Комплексная, в тесном контакте с массовыми библиотеками, пропаганда периодических изданий совместно с книгой, четкая дифференциация их по целевому и читательскому назначению обучает культуре работы с журналами и газетами, обеспечивает интенсивное использование периодических изданий, повышает общий уровень библиотечно-библиографического обслуживания читателей.
КОНСПЕКТ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УРОКА
В рамках Программы внеурочной деятельности «ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
На тему: «Периодические издания для детей»
Выполнила:
Юрьева Е. А.,
библиотекарь
МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска
Архангельской области
Северодвинск
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
урок информационной культуры для учащихся 2 кл.
Цель: Воспитание информационной культуры читателей.
Задачи:
Дать понятия «пресса», «публицистика», «периодическое издание», «газета», «журнал», «рубрика», «статья»;
Рассказать о значении периодики в мире информации;
Познакомить учащихся с периодическими изданиями библиотеки гимназии, подходящими по возрасту;
Вызвать интерес к чтению периодических изданий;
Рассказать о возможностях использования периодики для подготовки сообщений, докладов, исследовательских работ и при поиске необходимого информационного материала.
Форма организации обучения : урок ознакомления, обзор.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
работа с периодическими изданиями
иллюстрация.
Средства обучения: периодические издания, компьютер, мультимедиа проектор.
План.
1. Вступление.
2.Объяснение понятий «пресса», «периодическая литература», «публицистика», виды периодических изданий (с помощью презентации).
3. Обзор периодических изданий библиотеки с помощью презентации.
Пункты 1-3 — 25 минут.
4.Практическое задание.
8 минут.
5. Вопросы для закрепления и выводы.
5 минут.
6.Свободное чтение.
5 минут.
7. Заключение.
2 минуты.
Ход урока.
1. Вступление
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интересный урок под названием «Увлекательная пресса для ребячьего интереса». Этот урок расширит границы нашего кругозора и поможет вам в подготовке докладов, сообщений, выполнении практических и исследовательских работ. Всё это необходимо, поэтому прошу вашего самого пристального внимания и буду рада вашим вопросам по окончании урока.
2 .Объяснение понятий.
(Презентация. Слайд 1)
Увлекательная пресса… А что же такое пресса?
(Презентация. Слайд 2)
«Пресса» - слово пришло к нам из Франции.
Пресса - это произведения печати… : журналы, газеты, вообще текущие новости печатного слова. Так написано в «Словаре иностранных слов вошедших в состав русского языка» А. Н. Чудинова
О журналах и газетах и пойдёт сегодня разговор.
Наверное, ваши родители выписывают или покупают газеты и журналы для себя и для вас, чтобы ознакомиться с новостями и узнать что-либо новое и интересное, и вы уже знаете, что пресса издаётся регулярно - под определённым названием выходят новые и новые номера. Т.е. журналы и газеты издаются периодически.
(Презентация. Слайд 3)
«Периодическое издание - издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью». Так написано в Википедии, онлайн-энциклопедии.
«Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся».
К периодическими изданиям относятся газеты, журналы, ежегодники, календари и др.
То есть газеты и журналы - это печатные периодические издания или пресса.
Журналы и газеты могут быть разных видов.
(Презентация. Слайд 4)
По периодичности:
ежедневные;
еженедельные;
ежемесячные;
ежеквартальные;
ежегодные и т. д.
По назначению:
научно-популярные;
литературно-художественные и т. д.
В периодических изданиях разных видов печатаются самые различные интересные вещи: статьи о научных открытиях, о жизни в обществе, о культуре разных народов, о спортивных достижениях. Также пресса освещает исторические открытия и факты, разные полезные советы по организации образа жизни и быта, интересные вещи о животном и растительном мире и т. д. Также из газет и журналов мы можем узнать о различных событиях в жизни общества и об отношении людей к этим событиям.
(Презентация. Слайд 5)
Область литературы об актуальных общественно-политических вопросах, а также обсуждение в печати этих вопросов мы называем публицистикой. Публицистика - это вид литературы.
3. Обзор периодических изданий библиотеки.
На периодические издания можно оформить подписку на почте, а можно купить их прямо на почте или в киоске. Давайте ознакомимся с некоторыми периодическими изданиями для младших школьников, которые выписывает наша библиотека.
(Презентация. Слайд 6)
Любознательные и активные!
Приглашаем вас окунуться в газетно-журнальное море нашей библиотеки! Здесь вы можете найти для себя много нового, увлекательного и интересного.
(В ходе рассказа приготовленные заранее газеты и журналы демонстрируются обучающимся).
(Презентация. Слайд 7)
Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка).
Слово «газета» пришло к нам из Италии. Так называлась там мелкая монета, в которую оценивали ежедневный новостной листок.
Перед вами газета «Добрая Дорога Детства». (Показать газету).
(Презентация. Слайд 8)
«Добрая Дорога Детства» - Всероссийская газета. Выходит 2 раза в месяц. Газета о детях, о дорогах и Правилах дорожного движения.
Газета освещает новости и новые Правила, документы о безопасности детей на дорогах, печатает игровые материалы для детей.
Юным инспекторам движения;
Пост Юнкора (Материалы для юных корреспондентов - пропагандистов детской безопасности);
Игротека ДДД (публикуются настольные игры, пазлы, игры на воздухе, ребусы, кроссворды, викторины);
Собери коллекцию (фото и характеристики автомобилей, фото и сведения о гонщиках и т.д.);
Интервью со знаменитыми людьми;
Дети и Родина;
Здоровый образ жизни и др.
А вот журналы нашей библиотеки. (Показать стопку журналов).
(Презентация. Слайд 9)
«Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации» - гласит «Толковый словарь» Д. Н. Ушакова.
Я принесла несколько журналов.
(Презентация. Слайд 10)
«Детское чтение для сердца и разума» - самое первое периодическое издание для детей, появившееся в России. Очень интересный литературно-художественный журнал для детей и их родителей, несмотря на небольшой объём, 48 страниц, и чёрно-белые иллюстрации. Он печатает детскую классическую и современную литературу для чтения: сказки, стихи, рассказы, исторические зарисовки.
(Презентация. Слайд 11)
Ребята и зверята
Задушевное слово
Рассказ за рассказом
Поэзия детям
Читаем всей семьёй
Чудные мгновения
Бывает и такое
Кроме шуток
Чудеса в решете
Жила-была сказка
Занятные истории
История из истории
Вот всеми любимый журнал «Мурзилка».
(Презентация. Слайд 12)
Популярный детский познавательный литературно-художественный журнал. Выходит 1 раз в месяц с 1924 г.
Главный его герой - жёлтый пушистик Мурзилка, сказочное существо. Он знакомит читателя с интересным миром сказок, рассказов, стихов, комиксов, загадок и кроссвордов.
Авторы "Мурзилки" - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы: С. Я. Маршак, Г. Б. Остер, Ирина Ащеулова, Андрей Усачёв и многие другие. Часто авторами журнала выступают сами читатели.
(Презентация. Слайд 13)
Наши любимые писатели
Галерея искусств Мурзилки
Экологический урок Мурзилки
Я пишу письмо в «Мурзилку»
Приключения Мурзилки - рубрика коммиксов
Путешествия и открытия
Кроссворд Мурзилки и др.
«Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера» - написано в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Статьи из «Мурзилки» помогут подготовить интересные сообщения, доклады в дополнение к школьной программе, расширить свой кругозор.
Следующий наш журнал называется «Детская энциклопедия».
(Презентация. Слайд 14)
Этот научно-популярный журнал издаётся 1 раз в месяц.
Он предназначен для детей с 12 лет, но и восьмилетним ребятам можно найти здесь понятный материал. "Детская энциклопедия" содержит интересные факты, он интересен и детям, и взрослым.
Каждый журнальчик посвящён отдельной теме и состоит из множества вопросов или глав, расположенных по алфавиту, раскрывающих содержание темы.
Это периодическое издание поможет в подготовке сообщений и докладов к урокам, в расширении кругозора. Его можно использовать при написании исследовательских работ.
«А почему?» - часто спрашивают любознательные дети. Есть журнал, который так и называется «А почему?», и мы его выписываем.
(Презентация. Слайд 15)
Этот научно-популярный исторический журнал для младших школьников - ежемесячное приложение к журналу «Юный техник».
В каждом из номеров издания можно получить знания во всех областях науки, техники, искусства, побывать в самых интересных уголках Земли, окунуться в подводное царство, познать тайны природы.
(Презентация. Слайд 16)
Сто тысяч «почему»
Наш Эрмитаж
Все цвета радуги
Преданья старины глубокой
Со всего света
Игротека
Любопытный факт
Настенька
Данила - мастер и др.
"А почему?" поможет в подготовке сообщений и докладов на уроках, в написании исследовательских работ, в повышении уровня эрудиции.
Очень увлекателен и интересен журнал «GEOлёнок».
(Презентация. Слайд 16)
В нём можно найти информацию про всё на свете.
Выходит он 1 раз в месяц.
«GEOлёнок» - журнал о планете Земля и нашей жизни на ней.
«Фото месяца»;
«Земляне» - об удивительных событиях планеты;
«Соседи по планете» - о животных;
«Вопрос на засыпку» - рубрика различных вопросов;
«Что новенького» - свежие новости;
«Комикс»;
«По следам ваших писем» и др.
Журнал поможет в написании исследовательских и практических работ, в подготовке к урокам и повышении уровня эрудиции.
Обязательно должна вам сказать, что найти нужную информацию в журналах удобнее всего по содержанию.
(Презентация. Слайд 17)
В каждом журнале есть содержание.
4. Практическое задание.
Итак, небольшое практическое задание: я раздаю вам журналы, вы рассматриваете в них:
название;
Также подумайте, к какому уроку можно подготовить сообщение по данному журналу.
5. Вопросы для закрепления и выводы.
А теперь прошу ответить на мои вопросы (фронтальный опрос):
Что такое пресса?
Почему газеты и журналы называют периодическими изданиями?
Что такое газета?
Что такое журнал?
Какие виды периодических изданий вы запомнили?
К какому уроку можно подготовить сообщение по журналу «Детское чтение для сердца и разума»?
Сколько названий журналов я сегодня показала?
Выписываете ли вы дома газеты и журналы? Покупаете ли их? Читаете ли их в библиотеке?
Итак, мы узнали сегодня…(рефлексия).
Вы сегодня молодцы. Вы были внимательны и заинтересованы.
(Презентация. Слайд 18)
Мы рассказали всего о нескольких журналах библиотеки гимназии и об одной газете. Журналы «Читайка», «Тошка и компания», «Классный журнал» и другие многие из вас уже видели в библиотеке.
Помните о правилах пользования журналами: выполнении сроков чтения и бережном их использовании.
Увлекательного путешествия в море периодических изданий!
6. Свободное чтение (5 минут).
(Презентация. Слайд 19)
7. Заключение.
Вы большие умники и умницы! Приглашаю вас в библиотеку! Спасибо за внимание!
Список литературы.
ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения: [Электронный ресурс] // Верстка. - Режим доступа: http://verstka.otrok.ru/law/gost76090.html . − Загл. с экрана.
Периодическое издание: [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . - Загл. с экрана.
Русский язык. Словари: [Электронный ресурс] // Classes.RU. - Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-5353.htm . − Загл. с экрана.
Словарь иностранных слов русского языка. Пресса: [Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29048 . - Загл. с экрана.
Толковый словарь Ушакова. Рубрика:[Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1012226 . - Загл. с экрана.