Родительская поминальная суббота 18 февраля. О молитвенном поминовении усопших. Смысл родительской субботы

В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами.

В году несколько родительских суббот: субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (Пятидесятницы) — их называют Вселенскими родительскими субботами.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью.

«Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви».

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Троицкая родительская суббота - 3 июня 2017 года

В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших. Эта традиция ведёт своё начало с апостольских времен. Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.

Покровская родительская суббота - 7 октября 2017 года

В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в православном мире принято поминать усопших. Покровская родительская суббота — это не повсеместная традиция, она совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана с поминовением «погибших воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью» при завоевании Иваном IV Грозным Казани в 1552 году.

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота - 28 октября 2017 года

8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.

Родительские субботы святой Четыредесятницы

Святой Четыредесятницей называют дни Великого поста, который продолжается ровно семь недель (седмиц). Начинается он обычно в феврале или марте и заканчивается в апреле-мае. В это время церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми людьми, но и с умершими, совершая о них молитвенные поминовения в назначенные дни. Поминальные дни во время Великого поста назначаются на субботы седмиц, поскольку во все остальные дни поминовения усопших (заупокойные ектении, литии, панихиды, третий, девятый и сороковой день по смерти, сорокоусты) в это время не совершаются - по той причине, что ежедневно не бывает полной литургии, с проведением которой связан этот ритуал. Как раз для того, чтобы не лишить умерших молитвы в дни святой Четыредесятницы, и установлены указанные субботы. Они называются Вселенскими родительскими субботами, а сами панихиды, совершаемые в эти дни, - вселенскими панихидами.

  • Родительская суббота второй седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 11 марта 2017

  • Родительская суббота третьей седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 18 марта 2017

  • Родительская суббота четвертой седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 25 марта 2017

Также в эти субботы, помимо поминовения каждого умершего в отдельности, церковь творит поминовение всех «от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами церкви». В круге богослужебного года такими днями общего поминовения считаются субботы мясопустная и Троицкая, а также и субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Во все родительские субботы служба совершается по особому уставу.

Ника Кравчук

Родительские субботы 2017: не забудьте помянуть усопших

А вы знали, что наши умершие родные и друзья еще больше нуждаются в молитвах, чем живые? Помолиться за них можно как в домашней молитве, так и в церковной. Церковь даже установила специальные дни поминовения. В этой статье мы расскажем, на какие дни выпадают родительские субботы 2017 года и как правильно поминать умерших. Спешите узнать, ведь первая родительская суббота — уже 18 февраля.

Почему надо молиться за усопших?

Христианство называют религией жизни. И это не случайно. И православные, и католики, и многие протестанты верят, что после физической смерти они продолжают существовать, ведь человек — вечен.

Поэтому Церковь молится как о здравии, так и об упокоении. Считается, что после телесной смерти определяется участь человека — где он будет ожидать второе пришествие Христа и Страшный суд. Одни попадут в рай, другие — в ад.

Но это еще не окончательное решение. У каждого грешника есть шанс, что до Страшного суда его посмертная участь изменится. Все это — благодаря молитвам живых: родных, близких, друзей.

Вот поэтому верующие не забывают своих родственников, даже если те пребывают в ином мире. За усопших молятся как дома, так и в храме.

Родительские субботы — дни особого церковного поминовения

В утреннем правиле есть молитва к Господу с просьбой упокоить наших родителей, родственников, благодетелей и всех православных.
В храмах же совершаются отдельные службы — панихиды, во время которых молятся только об упокоении. Есть даже определенные дни — родительские субботы, в которые Церковь призывает всех верующих помолиться за тех, кто временно не с нами.

Правда, в православном храме можно подавать записки только за крещенных в православии, умерших своей смертью. Некрещеных, иноверцев, самоубийц Церковь не поминает, так как еще в земной жизни они не были членами Церкви Христовой и не стремились быть с Богом.

Каждую субботу в православных храмах совершаются панихиды (а в монастырях и чаще), но особый статус имеют только восемь дней в году — это и есть поминальные субботы.

В какие дни 2017 года РПЦ поминает усопших?

Родительские субботы 2017 выпадают на такие дни:

  1. Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 18 февраля 2017 года.
  2. Суббота второй седмицы Великого поста — 11 марта.
  3. Суббота третьей седмицы — 18 марта.
  4. Суббота четвертой седмицы — 25 марта.
  5. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
  6. Радоница — 25 апреля.
  7. Троицкая вселенская родительская суббота — 3 июня.
  8. Дмитриевская родительская суббота — 4 ноября.

Почему поминальные субботы называют родительскими?

В приведенном выше календаре две родительские субботы 2017 года называются «вселенскими». Это значит, что в эти дни Православные Церкви во всем мире поминают усопших.

Почему же поминальные субботы называются родительскими? Разве в эти дни молятся только за родителей? Нет, Церковь поминает всех усопших православных, но в первую очередь — наших родственников. Молиться за родителей, которые дали нам жизнь, — долг каждого христианина. А если наши отцы и матери отошли в вечность, то мы тем более обязаны поминать их, тем самым выражая свои любовь и заботу.

Кроме этого, под родителями следует понимать не только отцов и матерей, но и других родственников — дедушек, бабушек, прадедов и так далее.

В таком смысле родительские субботы — это возможность в первую очередь помолиться за свой род, за людей, с которыми мы связаны кровно. А уже затем — за друзей, благотворителей и вообще всех православных.

Как подготовиться к поминовению?

Первая родительская суббота 2017 выпадает на 18 февраля, за девять дней до начала Великого поста. Ее еще называют мясопустной — в этот день и следующее воскресенье еще можно употреблять мясную пищу. С понедельника 20 февраля 2017 года уже начинается Масленица.

Поминовение усопших начинается с пятницы. В православных храмах служат не просто Всенощную, а заупокойную всенощную — парастас . В субботу утром совершают Божественную Литургию, а затем — панихиду.

На панихиду обычно подают записки с именами поминаемых усопших, а также продукты и коливо.

Почему именно так? Считается, что лучшая помощь умершему — это молитва и милостыня. Наши личные прошения и записки на панихиду — это и есть молитва, а принесенные продукты, которые после освящения раздают нуждающимся и служащим в храме — милостыня.

Не существует конкретного списка, что приносить на панихиду, и определенной «нормы». Кто сколько может — это главное правило. Хлеб, сахар, мука, консервы, сладости, овощи, фрукты — этот список можно продолжать. Единственный запрет — мясо, которое нельзя вносить в храм.

Также в церквах на поминальные субботы готовят коливо — ритуальное блюдо в виде пшеницы или риса с медом. Что интересно, зерно символизирует земную и вечную жизнь человека. Чтобы зернышко проросло и дало урожай, его надо сначала посадить в землю. Чтобы человек родился для вечной жизни, ему сначала надо умереть и быть преданным земле. Мед символизирует сладость Царства Небесного.

Эта внешняя атрибутика — и продукты на панихиду, и коливо — важны, но они не должны отвлекать человека от главного — молитвы. Последнюю же не стоит возлагать только на священников. Наша молитва от искреннего любящего сердца не менее важна.

Предлагаем вам также ознакомиться с этим видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мёртвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сёстры! Святая Православная Христианская Церковь, твёрдо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мёртвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времён Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает её и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2), - говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем своё земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только когда он жив, творя добрые дела и моля о своём спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвётся к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто ещё не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив, как горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности, и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре. Прислали ещё одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошёл в алтарь, то увидел священника, лежащего во всём облачении у Святого Престола мёртвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины её, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чём неповинные жизни. Слух об этом прошёл по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».

Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения всё же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал всё резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время всё же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

А призрак всё стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесём же, дорогие братия и сёстры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная . Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

18 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.
МЯСОПУСТНАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Родительскими они именуются потому, что родители самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников. Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату. В эти дни совершаются заупокойные богослужения - парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера. Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам. Родительские субботы Великого Поста - 2, 3, 4 седмицы.

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается,
если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое
поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших
молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все
живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель
неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая
Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим
неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание
исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека
жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только
тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю.
Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе
человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной
душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в
другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и
мертвыми смертью не разрушается, а продолжает
существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен
Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время
Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение
и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям.
Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших
своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они
едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию
пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих
сродников в местах блаженства. К молитве за усопших
побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас
взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие
единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам
любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних,
пока они живут на земле. Стало быть, Господь не
ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а
простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не
поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою
любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас
желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши
ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это
исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2),
- говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших,
помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего
мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего
спасает от временного несчастия, но гораздо большая
награда и большее утешение ожидает того, кто своими
молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение
грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые
блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы,
потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в
том, что после смерти есть две вечности: или вечное
блаженство праведников, или вечное мучение грешников.
Известно также и то, что нет на земле человека, который бы
пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во
грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и
оканчиваем свое земное существование. Но все ли
согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед
смертью? Ведь иногда смерть настигает человека,
находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у
него и память теряется, и душевные силы приходят в полное
изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не
может припомнить своих проступков и раскаяться в них, - и
он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека
внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также
отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе
никакими средствами. Изменить свою участь человек может
только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем
спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за
усопших весьма необходима и доставляет им величайшее
благодеяние.


Многих наших присных уже давно нет на земле, однако
любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже,
быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и
усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону,
горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно
близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед
Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью,
ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не
достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может
очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся
с ними. Как же радостно будет услышать от них слово
благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил
меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей.
Благодарю тебя". И напротив: как горько будет
услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот
ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне
в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по
очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы
спасательный канат, который бросает человек утопающему
ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами
отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни,
тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, -
то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде
своих единоверных и единокровных близких, без слов
взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том,
что существует общение с загробным миром, я приведу вам
сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма
нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка.
На его место был прислан другой священник - молодой,
который за первой же службой неожиданно скончался - прямо
в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним
случилось то же самое: в первый день его служения, после
того, как пропели "Отче наш" и причастный стих,
батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда
староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во
всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись,
узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее,
говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом,
если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные
жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из
священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. "Мне все
равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю
Литургию, смерть моя никого не осиротит".

Во время службы, когда допели до "Отче наш",
чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и
старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и
Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за
Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все
резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный
образ одетого в ризы священника, который был опутан по
рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через
некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом
и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним
случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками
указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они
открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали
поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на
будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал
ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся
записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию
по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих,
силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже
не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со
светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После
того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых
Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и
исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших
приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы
говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая
Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной
родительской субботой, и собирает православных для
совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных
наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая
Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и
кончину мира.


Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду,
Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об
усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и
да очистится пред ними путь перехода из мрачного
подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу
Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой,
Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни
воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

______________________________

Архимандрит Кирилл (Павлов) 4 марта 2005 г.
Молитва за всякого усопшего:
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго
преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , яко Благ и
Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и
огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих,
уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и
несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго,
верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до
последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В Церквях проводятся вселенские панихиды — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

Заупокойная служба в этот день называется: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".

Мясопустная

Православная Церковь отмечает этот день в субботу, за неделю до начала Великого поста. В 2017 году Великий пост начнется с 27 февраля.

Мясопустной субботу называют, потому что следующее за ней воскресение именуют "Мясопустной неделей" — день, в который последний раз перед Великим постом разрешена мясная пища. Воскресенье называют также Малой масленицей, так как предшествует масленичной неделе.

Это первая родительская суббота в году (в церковном календаре их семь), когда в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

В эту родительскую субботу особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в горах, от голода или инфекционных болезней, в сражении, во время стихийных бедствий, кто не успел покаяться перед смертью, и над кем не было совершено погребального обряда.

Святая Церковь, основываясь на апостольском учении, установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История

Мясопустная родительская суббота — одна из самых древних по происхождению. Специальная Вселенская суббота упоминается еще в V веке в преданиях Саввы Освященного, однако есть доказательства и более раннего празднования этого дня.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Этот день был выбран не случайно — воскресенье после Мясопустной субботы посвящается напоминанию о Страшном суде Христовом, который будет над всеми людьми при Его втором пришествии, и когда определится вечная участь каждого человека.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Роспись "Страшный суд" (художник Ф. Бруни) над залом Исаакиевского собора

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда.

Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Родительская суббота

Это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Название "родительская" скорее всего произошло от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы, в 2017 году выпадает на 3 июня). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Традиции

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом "парастас". А в субботу утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

По старой церковной традиции, прихожане приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.

Священнослужители считают, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Обычаи

На Руси народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками — накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

Больше всего в народе почитали Дмитриевскую родительскую субботу. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

На Украине и в Белоруссии дни особого поминовения усопших называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников.