Мария Магдалина — жена Иисуса Христа: очередная ложь или неожиданное открытие? Найдено доказательство существования жены иисуса христа Мария магда

История Марии Магдалины тесно связана с Иисусом. Эта женщина играет важную роль в одном из самых важных эпизодов всего Нового Завета. Когда римляне распяли Иисуса, Мария стояла у подножия креста, поддерживая Спасителя, а затем оплакивая его смерть.

Мария Магдалина стояла у истоков движения, изменившего западный мир. Она не только присутствовала на казни, но и обнаружила открытую могилу и была первой свидетельницей его Воскресения. Она истинный последователь Иисуса.

Но в нашей памяти живет другая Мария, созданная многочисленными произведениями искусства. Ее рисуют либо полуобнаженной, либо в виде отшельницы, кающейся в глуши. Она изгнанница, которая лишь омыла ноги Иисуса и умастила их благовониями. Все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство до сих пор уверено в ее великой грешности. Это лишний раз подтверждает известную истину, что именно искусство и есть величайшая проститутка – его методами доказывается все, что угодно, и о чем угодно.

Новые данные заставляют понять, что Мария Магдалина было не такой, как нас приучили о ней думать.

Кто же она на самом деле?

Мы кое-что знаем о жизни евреев в Палестине две тысячи лет назад, но о самой Марии до недавнего времени было известно мало.

О ней говорят все четыре канонические Евангелия, но из Библии нельзя узнать ее возраст и социальный статус, хотя само имя Мария Магдалина дает некоторые сведения. Вероятно, она была родом из города Магдала.

Из древней литературы мы знаем, что город под названием Магдала был. Он упоминается не только в Новом Завете, но и в древнееврейских текстах. Местечко Магдала до сих пор стоит в 200-х километрах к северу от Иерусалима на берегу моря Галилейского. Полное название города Магдалатерихея. Магдала означает башня, а терихия – соленая рыба. Получается «башня соленой рыбы». Город жил рыболовством.

Мария жила в Магдале и, возможно, работала на рыбном рынке. У нее была нелегкая жизнь, и у нее не было близких. Скорее всего она была сиротой. Но где исторические свидетельства того, что она была проституткой? Если мы заглянем в Библию, то увидим, что там этого не сказано. Значит, эта идея происходит откуда-то еще! Ее имя Мария Магдалина позволяет понять, что она была просто незамужней женщиной. Жена носила бы имя мужа. Мария замужем не была – из ограниченного количества сведений о Марии в канонических Евангелиях не следует, что она была замужем. Детей у нее нет, и вдовой ее не называли. Две тысячи лет назад на незамужних женщин смотрели с подозрением. Мария ни с кем не дружила, но за что на нее клеветать? Возможно, отверженной ее сделало что-то другое?

Евангелие от Луки говорит, что Иисус изгнал из Марии семь бесов. Значит, она была одержима злым духом. Иисус лечил жителей Галилеи и проповедывал им. Во всех Евангелиях говорится, что он помогал людям, врачую их, проповедую пришествие Царства Божия и изгоняя бесов (как сказали бы сейчас, излечивая «нервные и психические расстройства»).

Во многих культурах одержимость считалась указанием на грехи человека. Одержимый должен был покаяться, принести жертву в храме и начать новую праведную жизнь. В те времена люди верили в это, теперь же специалисты считают, что одержимость – это защитная реакция на обиду и плохое обращение.

Антропологи обнаружили, что часто одиноким молодым женщинам в те времена просто нечем было себя защитить, сопротивление до добра не доводило, и они могли спасти себя, только представившись буйными, чтобы психологически оттолкнуть от себя домогательства мужчин.

Какова бы ни была причина одержимости, в Евангелии от Луки сказано, что после быстрого излечения Мария присоединилась к движению Иисуса. Одинокая женщина нашла себе близких людей, учение Иисуса идеально ей подходило, и необходимость в одержимости отпала. Проповеди Иисуса были тогда очень притягательны для маргинальных элементов общества. Христос говорил, что последние станут первыми, а первые последними. Люди, у которых не было семьи с радостью приходили к человеку, несущему новые ценности. Из всего этого следует, что Мария не была проституткой – она была совершенно одинокой женщиной. Иисус спас ее от одиночества, и она последовала за ним.

Однако, Библия не единственный источник информации. Находка давно потерянных книг проливает новые сведения на личность Марии Магдалины. В 1945 году в Накхамади, что в Южном Египте, два человека нашли керамический кувшин. Они решили, что в нем спрятаны сокровища и открыли его. Внутри оказались древние книги на папирусе.

Это была удивительная находка. Для археологов и историков раннего христианства это большая удача. Эти книги не привлекли такого внимания, как свитки с Мертвого моря, но книги из Накхамади очень важны для восстановления истории раннего христианства. Ведь эти тексты христианские. Свитки Мертвого моря повествуют об истории евреев, а книги Накхамади о ранних христианах. Они написаны на коптском – это язык раннехристианского Египта. Находка очень важна, т. к. множество древних христианских текстов было утеряно.

Это новое собрание текстов раннехристианского периода. Они открывают окно в раннехристианский мир, который был долго закрыт для нас.

В Накхамади были найдены Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и Деяния Петра. В Библию эти тексты не вошли, т. к. считается, что они идут вразрез с христианской доктриной и поэтому являются апокрифическими.

Апокриф – древняя книга раннехристианского периода, которая дает некое тайное знание о раннем христианстве, позднее отвергнутое (жестко запрещенное) христианством по причине идеологического неудобства. Например, в Новом Завете сказано, что после Воскресения Иисус говорил со своими учениками, но не сказано, о чем именно. В книгах из Накхамади рассказано и это. Эти книги сообщают нам важные сведения об истории христианства. Самое главное, что в апокрифических текстах мы можем найти сведения об Иисусе, которые по определенным причинам не попали в Новый Завет.

Впервые за сотни лет у науки появились новые сведения о Марии Магдалине. Из книг Накхамади следует, что Иисус отличал ее среди учеников. Мария Магдалина предстает здесь в совершенно новом качестве. Когда Иисус говорит с учениками, Мария задает ему умные вопросы. Другие ученики часто путаются, а она понимает все. Это своего рода вызов традиционному образу Марии – она уже не кающаяся грешница, следующая за Христом. Но и это еще не все. Один из текстов, найденных в Накхамади, – Евангелие от Филиппа. В нем Мария Магдалина занимает ключевое место.

Здесь есть один очень спорный отрывок. Пока книги лежали в пустыне, некоторые из них были повреждены муравьями. В Евангелии от Филиппа они прогрызли дыру. Эта лакуна мучила ученых много лет. В одном из абзацев, где явно говорится о Марии Магдалине, муравьи съели почти половину имени, но понятно, что речь идет о ней. В обрывочном тексте в том числе сказано: «Спаситель любил ее». После лакуны в сохранившемся тексте ученики спрашивают, почему он любит Марию Магдалину больше, чем их. Таким образом, исходя из оставшего текста и грамматики коптского языка удалось востановить текст: «Спаситель любил ее больше других учеников». Это значит, что у Марии и Иисуса были особые отношения, что он предпочитал ее общество обществу учеников.

В тексте есть даже намеки на большую близость: «И он поцеловал ее в губы». Неужели здесь сказано, что Иисус и Магдалина были любовниками? Из того, что известно исторической науке, получается, что близких отношений у него ни с кем не было. Он жил наполовину в другом мире – в мире своих идей, для утверждения которых пошел даже на мученическую смерть, после которой необходимо должно было совершиться предопределенное Им чудо Воскресения , утверждающее в глазах окружающих его Божественную сущность . С одной стороны, те, кто заявляет о своей избранности, а сами предаются мирским радостям – ханжи. Имеющиеся в распоряжении науки данные (античный историк Иосиф Флавий и мн. др.) не дают никаких оснований подозревать Иисуса в ханжестве. Он был бесконечно предан своему учению. С другой стороны, нет свидетельств, что он был лишенным всякой радости существом, что никогда не радовался проявлениям жизни и на трапезах всегда безрадостно вкушал пищу, как будто жевал мочалку. Такого о нем тоже никто не сообщал.

Поцелую можно дать такое объяснение. Действительно, в Евангелии от Филиппа сказано, что Иисус любит Марию и целует ее в губы. Для современных западных читателей это означает любовную связь. На самом деле так происходила передача тайного знания (вспомним поцелуи советских высших партийных руководителей, но у хозяйственных руководителей такое не практиковалось). Поцелуй становится символом принятия учения и божественных слов. То есть в Евангелии от Филиппа говорится, что Мария была личной ученицей Иисуса. Марии Магдалине Иисус говорил то, чего не говорил другим, потому что она понимала все лучше других, и ей можно было сказать большее.

Хотя есть данные, что легендарная чаша Грааля, наполненная Кровью Христовой (во все христианские времена многими и много безуспешно искомая) – это Его дочь Сарра , родившаяся уже после жертвенной гибели, и которую Мария сумела спасти от гонений и смерти, увезя в младенчестве в дальние земли Римской империи через Египет на юг современной Франции и передав на воспитание доверенным людям. В этом случае легенда свидетельствует, что Его дочь имела многочисленное потомство. С потомками дочери Христа связывали свою линию представители династии меровингов (конец 5 века – 751 год). Любопытно, что «леди Ди» (Диана Спенсер, тщательно выбранная для продолжения королевского рода, пусть и нелюбимая бывшая жена принца Чарльза, но родившая хорошее здоровое и красивое потомство) – тоже потомок рода меровингов. Теперь будущие английские короли смогут исчислять свой род не от сомнительных воровских завоевателей-викингов, а от Самого Христа.

Средневековое представление о чаше Грааля как о некой золотой чаше, украшеной драгоценными каменьями, в которую одним из апостолов якобы была собрана кровь из раны распятого Христа, абсолютно нереальна – у нищих учеников Христа (апостолов) не было таких царских драгоценностей, да и апостолы при казни все разбежались. Хотя в Евангелии от Иоанна и сказано, что сам автор Евангелия Иоанн присутствовал при казни (Евангелие от Иоанна 19:26), в других Евангелиях подтверждения присутствия мужчин нет.

При распятии присутствовали женщины, в том числе и Мария. Ученики-мужчины (апостолы) давно убежали в страхе и спрятались, апостол Петр при этом еще и публично трижды клятвенно отрекся от Христа (см. ниже из Евангелия от Марка ), а женщины остались с Иисусом. Они свидетельницы распятия. В одних Евангелиях они наблюдают издали, в других плачут у подножия креста. В Евангелии от Иоанна Иисусу дают пить. Это делает одна из женщин, возможно, Мария. Женщинам было тяжело видеть все страдания Христа.

И вот человек, перевернувший всю жизнь Марии, умер. Его учение могло умереть вместе с ним. Без лидера последователи могли разбрестись и растеряться поодиночке. Но мы знаем, что этого не произошло. Случилось великое чудо , и Мария Магдалина сыграла в нем самую важную роль.

После смерти Иисуса его тело положили в склеп в скалах. Мария Магдалина и другие женщины бодрствовали у гроба, затем пошли за необходимым для совершения обряда. Легко представить себе, что они чувствовали, идя к склепу, чтобы приготовить тело мессии к погребению. В те времена тела к похоронам готовили именно женщины – у евреев это занятие считалось нечистым. Значит делать это приходилось женщинам.

Мария шла к склепу в глубокой скорби – она видела ужасную казнь Иисуса, рискуя при этом собой. В Библии сказано, что когда женщина зашла в склеп, тела Иисуса там не оказалось. В Евангелии от Иоанна сказано, что Мария сделала после этого. Она поспешила к спрятавшимся в укрытии ученикам Иисуса. Ученики не поверили Марии, и это может означать только одно – Иисус не счел нужным сообщить им о предстоящих событиях! Петр с другим апостолом под покровом ночи отправились ко гробу Иисуса. Петр разозлился, увидев сброшенный погребальный покров, но второй ученик понял, в чем дело – Иисус воскрес из мертвых. Опасаясь стражи, двое мужчин поспешно ушли, не взглянув на оставшуюся у склепа Марию.

Затем случилось еще одно чудо, самое важное для будущего и Марии, и всего христианства. Кто-то спросил, отчего она плачет. Она решила, что это садовник, и ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили». Тут человек позвал ее по имени, и она увидела Иисуса. «Учитель» – сказала Мария обращаясь к нему и хотела коснуться его, но Иисус ее остановил. Он велел не касаться его, а идти к ученикам его и сказать, что он воскрес из мертвых.

Мы не знаем, действительно Мария видела воскресшего Иисуса, или ей это только привиделось. Но несомненно, ее последующие действия были тщательно согласованы с Иисусом, решившим принести страшную жертву для утверждения чудом Своего Воскресения идей проповедуемого Им христианства.

Иисус много проповедовал, и Его идеи были многим известны. Но чтобы люди окончательно поверили, что Иисус Христос – Сын Божий (т.е. Бог), и Его Учение истинно, требовалось свершение великого, невиданного чуда.

[Примечание. Самый простой способ отличить сектанта от христианина, это задать прямой вопрос: «Иисус Христос – Бог?» Если начинаются уклончивые пояснения, что Христос богочеловек, полубог или просто Сын Бога, то перед вами сектант. Потому что в христианстве Христос именно Бог – настоящий и полноценный, а не некий второстепенный подчиненный. Потому и неубедительна позднее изобретенная и приписанная Церковью Христу идея Восшествия на крест якобы для искупления Своими страданиями первородного человеческого греха. Странно для Бога искупать что-либо перед Самим Собой, в том числе и грех Своих созданий! Тем более, ранее Он Сотворил и еще одного грешника-отступника – сатану (антихриста). Странно и описанное в каноническом тексте искушение Иисуса Христа (Самого Бога!) сатаной посулами некого богатства. Этими посулами жалкого отступника и кому – Самому Создателю-Творцу и Владыке всего Мира?! В этом эпизоде авторская логика явно ниже всякой критики и просто по человечески глупа и еретична.]

Но вернемся к Иисусу.

Незадолго до трагических событий, на Тайной Вечере , на которой присутствовала и Мария, Христос повелел своему самому приверженному ученику Иуде выдать себя римским властям, уже искавшим Иисуса по настоятельному требованию иудейских священнослужителей, для которых он давно стал опасным в проповедях и мешавшим наживе.

Верный Иуда стойко выполнил наказ, иначе великая цель Учителя – укрепление веры Чудом Воскресения – не была бы достигнута. Иуда все выполнил, но завершил назначенное ему действие окончанием и своей жизни.

В последнем поцелуе Иуды с Учителем, которому он безраздельно предан (и полученные 30 сребренников гордо отбросывает), гораздо больше глубинного смысла, чем полагали затем в примитивном средневековье, когда главенствовала идеология сюзеренов и вассалов. После исполнения положенного необходимого верный ученик Иуда тоже идет на смерть, воодушевленный надеждой на скорую встречу со своим Учителем в том совершенном Царстве Божием, о котором учил Иисус. Это был поцелуй твердо верящих в общую идею единомышленников перед тяжким свершением и последующей победной встречей. Верный, но не слишком умственно продвинутый Иуда в эту встречу свято верил, а что думал о грядущем Иисус, нам знать не дано. Пути Господни неисповедимы.

Страдания Марии у креста были ужасны – она лишалась единственного близкого человека ради укрепления веры. Но она нашла в себе силы продолжить дело Христа. Именно Мария убедила в Воскресении Христа неграмотных апостолов и окружающих людей, а затем повела христианство в новом направлении.

Возникла новая вера, связанная с идеями, которые проповедывал Иисус. Люди, воочию видевшие смерть Христа на кресте, поверили, что Христос умер, но воскрес, потому что был Сыном Божьим. Кто еще может воскреснуть из мертвых, кроме истинного Бога?! Значит, христианство не может разрушаться. Как и полагал Христос, после его мучительной прилюдной казни и события Воскресения , внушенного действиями Марии в сознание окружающих, движение выиграло, а не проиграло. И во главе движения встал новый мудрый и уверенный лидер.

Жертва Христа дала необходимый утверждающий момент в движении христианства. И движение это было связано с Марией Магдалиной. Увиденное ею Воскресение Христа и убеждение в нем окружающих стало решающим для христиан. Оно преобразовало дотоле малочисленное разрозненное движение в начало новой мировой религии. И любимая ученица Христа сыграла в этом ключевую роль.

Почему же Марию Магдалину не признали апостолом – основателем религии? Ведь она отвечает всем требованиям, предъявленным в Библии. В Евангелии от Луки сказано, что все апостолы были учениками Иисуса, присутствовали при его казни и Воскресении и стали проповедывать истинную веру, данную Господом. Мария Магдалина более других отвечает такому описанию. Однако в Библии не говорится об этом ни слова. Новый Завет не называет Марию апостолом.

Чтобы понять, почему это так, надо вернуться к другому апокрифическому тексту. В 1896 году немецкий ученый нашел на каирском базаре книгу из папируса, переплетенную в кожу. Книга была написана на коптском. Это язык раннехристианского Египта, но происхождение книги неизвестно. К сожалению, продавец ничего не знал о находке документа. Говорили, что книгу нашли под Акмимом в Верхнем Египте. Кажется, ее достали из ниши в стене. В I-II веках в Акмиме действительно уничтожили общину христиан. Возможно, тогда книгу спрятал мученик, который так и не сумел за ней вернуться.

При ближайшем рассмотрении текст оказался крайне интересным. Это было Евангелие от Марии. Как и книги, найденные в Накхамади, Евангелие от Марии Магдалины считается апокрифом. В нем рассказывается, что произошло вскоре после Воскресения Иисуса.

Ученикам только что явился Иисус. Иисус сказал ученикам идти и проповедывать его учение миру. Они боялись это делать, напуганные казнью Иисуса. Убили его, могут убить и их. (Возможно, это явление Иисуса было обставлено не очень убедительно, что дало повод к сомнениям.) Но Мария Магдалина вышла вперед и сказала: «Не бойтесь! Он с нами и защитит нас.» Мария осталась спокойной и не испугалась. Она сумела склонить учеников к добру, и они стали обсуждать слова Спасителя.

В Евангелии от Филиппа Мария изображается как символ мудрости, и этого достаточно, чтобы Евангелие от Филиппа позднее было объявлено апокрифическим. В Евангелии от Марии она открывает ученикам слова Спасителя и говорит, что нужно делать. До этого нам говорили о ее мудрости, теперь мы можем убедиться в ней. Вот Петр просит Марию рассказать им, что знает она и не знают другие ученики? Она отвечает: «Я расскажу, что было скрыто от вас». И рассказывает, как ей явился Иисус, и она говорила с ним. Согласно Евангелию, Мария подробно рассказывает об этом разговоре, в котором речь шла о духовном развитии и борьбе души со злом. И тут начинается ссора. Апостол Андрей выходит вперед и говорит, что не знает как другим, а ему это кажется странным: «Она говорит нам то, чего не говорил Спаситель». Здесь мы видим начало разногласий. По крайней мере один ученик не верит Марии. И это только начало.

Затем вступает Петр: «Неужели мы должны все забыть и начать слушать ее? Как мог Иисус сказать женщине то, что не сказал нам? Он любил ее больше нас?» Матфей вступается за Марию и успокаивает Петра. Но тот не может понять, как мог Иисус ставить Марию, женщину, выше остальных учеников. Петр уже видит в Марии соперницу в борьбе за лидерство.

Мария личная ученица Христа – она лучше остальных понимает его учение. Согласно древнему тексту, вести за собой людей ей помогает духовная зрелость. Вся ирония состоит в том, что теперь нынешние христиане именно Петра, который в тяжкий день ареста Христа трижды публично клятвенно отрекся от своего Учителя (см. ниже эпизод постыдного отречения из Евангелия от Марка), считают тем краеугольным камнем, на котором стоит церковь. Он самый главный ученик, а Мария – в лучшем случае второстепенная фигура.

Евангелие от Марии такой вызов нашим традиционным представлениям, что науке необходимо было убедиться в его подлинности. Ведь никто не знает, где его нашли, и в христианских текстах оно не упоминается. До 1896 года даже не подозревали о его существовании. Как же убедиться, что это древний документ, а не подделка. Надо узнать возраст текста, который мог быть написан на древнем папирусе много позднее. Но коптский текст датировать трудно. К счастью, археологи в раскопках древней мусорной кучи нашли два фрагмента этого Евангелия на греческом языке, который датировать легче. Греческие фрагменты можно датировать на основании почерка. Получается, что Евангелие от Марии было написано не позднее конца II – начала III века. Да и сам анализ текста Евангелия показывает, что создать такую подделку невозможно. Для этого надо было бы знать древний коптский язык так хорошо, как не знает его ни один ученый, т. е. этот язык должен быть родным. И надо представлять себе жизнь в древнем мире так, как будто жил там, во всех деталях. Никто, кроме жившего в те времена человека, не смог бы написать этот текст.

Теперь, когда нет сомнений, что Евангелие от Марии подлинно, из него мы можем узнать, почему о Марии так мало сказано в Библии. Оно дает другой взгляд на учеников Христа и заставляет задуматься над вопросом – все ли ученики понимали Христа? Правда ли, что их проповеди шли от сердца? Это вопрос радикальный и даже еретический. Так можно сказать и о самом Евангелии. Оно представляет Марию как учителя и духовного лидера других учеников. Мария Магдалина – апостол среди апостолов. До сих пор ее пытались представить иначе.

Как же оказалась испорченной ее репутация?

Здесь надо непредвзято посмотреть на авторство Евангелия. Сейчас невозможно установить, что автором была сама Мария. Но это была женщина, принадлежавшая к христианской общине. Женщины играли в общине важную роль, но и тогда отношение к ним было неоднозначным. Евангелие от Марии получилось именно таким из-за того, какими были первые христиане и где они собирались. Раннехристианские общины собирались в частных домах и состояли из друзей и родственников. Эти люди в первую очередь собирались за общей трапезой. Дом считался владением женщины, и потому женщины играли важную роль в этих общинах. Женщины могли быть апостолами, учителями, даже главами дома и церкви. Например, в Послании Петра упоминается, что среди христиан были женщины-пророки. Но во II и III веках уже наметились различия между общинами, которое возглавляли женщины и мужчины.

Для ранних общин Мария Магдалина стала символом, олицетворением женщины-христианки. Она представляет всех женщин в противоположность мужчинам. Некоторые Ученики-мужчины порой хотят исключить ее из своих рядов, и ей приходится защищать себя и всех женщин.

Ее главный противник среди мужчин – Петр. Крепкий телом, но не слишком духовно одаренный, закомплексованный прежней ничтожной жизнью, неграмотный, трусоватый, он вдруг почувствовавал возможность получить абсолютное лидерство через жесткое требование от имени своего положения, а не через последовательное внушение добрых общечеловеческих идей, до того проповедуемых Христом. Желая полной власти, Петр переходит в перманентный конфликт с Марией, примитивными уловками привлекая на свою сторону других апостолов (а она Ему кто?! а что она, женщина, может знать?!).

Получив статус Ученика Христа (апостола!), Петр, из-за нехватки природной широты чувств, твердости веры, постоянно стремится утвердиться среди остальных Учеников Христа через мелочные конфликты, взаимные интриги и бесконечные обвинения, в которых внятно прослеживаются зачатки идей позднее возникшей Великой Инквизиции – пользуясь именем Христа оболгать, обвинить, силой заставить, принудить действовать для своих целей. В полной мере методы Петра оказались востребованными, когда христианство стало государственной религией. (Позднее эти проверенные методы использовали российские большевики – их ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ стало аналогом Святой Инквизиции, усиленным циничной философией иезуитов и позволяющим жестко удерживать свою групповую власть в любых изменяющихся исторических условиях, что мы и сейчас имеем.)

Есть множество раннехристианских текстов, описывающих их соперничество – это не только Новый Завет, но и источники, которые не были включены в него. Петр и идеи, которые он представлял, заняли главенствующее место в новой церкви. Роль Марии после ее смерти постарались преуменьшить. Христианская церковь приобретала законный статус государственной религии, и женщин вытесняли из нее.

Сам Иисус Христос ни о какой земной государственности не помышлял, проповедуя свое великое Учение и склоняя всех людей к взаимной доброте. Образ жизни и учение Самого Христа никак не связаны с диалектически появившимися в последующие века роскошными раззолоченными одеждами священнослужителей, пыточными камерами инквизиции, жестокими казнями идейных оппонентов, благословением на убийство ближних, куплей и продажей церковных рабов-христиан, беспошлинными поставками народу алкоголя и табака, освящением оружия массового уничтожения и многими другими позднейшими явлениями церковной жизни.

Но все течет, все изменяется… По Воле Господа, материя без движения невозможна. Впрочем, и другие гуманистические идеи (а идеи Христа, возможно, величайшие из них) в процессе исторической реализации зачастую превращались в свою полную противоположность. Во времена средневековья акцент в церковной идеологии делался уже не столько на Благости и Доброте Учения Христова, сколько на тяжести его предсмертных мук, кои другим должны были стать наукой для возможного усиления боязни. Известно, что страх делает людей более послушными властям, чем доброта. Как говорится, Богу Богово, а кесарю кесарево. Ведь стяжать возможные блага приходится на земле, а не на Небе. Хотя Сам Христос в своих деяниях отличался терпимостью, страданий никому не желал и к страданиям не призывал. Наоборот, всеми силами стремился бороться с физическими и духовными недугами, исцеляя больных, уча людей доброте и прощению.

Постепенно многое менялось, и образ Марии со временем стал банальной жертвой борьбы за власть. О ней писали победители. А кто стал победителем? Мужчины. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью. Женщина не могла им быть. Она больше не могла стать епископом или просто священником. Образ Марии Магдалины стал представлять для церкви проблему – с его помощью можно было оправдать если не лидерство, то хотя бы равенство женщин. Лидеры новой римской церкви не могли принять такой ситуации. Марию Магдалину решили ниспровергнуть.

Получившая власть христианская церковь хотела ограничить учение только канонизированными ею материалами, и убрать из него все лишнее. Большая часть апокрифов, книги из Накхамади, Евангелие от Марии и другие (всего известно 48 Евангелий) стали лишними и исчезли. Представьте себе, что вы живете в IV веке и храните у себя эти книги. Церковь, уже ставшая государственной и владеющая полномасштабным репрессивным аппаратом, запрещает их, хранение становится опасным для жизни. Большую часть запрещенных книг люди выбросили или сожгли (как некогда в СССР поспешно выбрасывали книги Троцкого). Некоторые прятали в малодоступных местах, чтобы потом забрать. Только книги никто не забрал, и они остались в пустыне. Что стало с обладателями столь «неправильной» литературы, мы уже вряд ли узнаем.

(Прекрасно сохранившиеся экземпляры апокрифов и сейчас лежат в спецхранилище папской библиотеки в Ватикане, и до сих пор недоступны мировой науке – религия свято хранит свои тайны. Потому ученым приходится колоссальным трудом восстанавливать исчезнувшие тексты по случайно найденным источникам и отдельным разрозненным фрагментам.)

Но спрятать тексты только полдела. Марию Магдалину все равно нельзя вычеркнуть из истории – в Новом Завете она названа ученицей Христа. Поэтому ей требовалось найти новую роль. И Марии Магдалине новую роль придумали – тогда она стала проституткой, и это было сделано вполне сознательно.

Тщательный анализ Библии откроет нам правду. Мария Магдалина была прославлена как самая известная проститутка в мире из-за особого прочтения Евангелий. В Библии много женщин по имени Мария, включая мать Христа. К несчастью, одна из них Мария Магдалина, которую бесследно из текстов уже нельзя удалить – но в результате ее превращают в падшую женщину. В VII главе Евангелия от Луки рассказывается о грешнице, которая умастила Иисуса благовониями, вытерла его ноги своими волосами и плакала. Эту Марию связали с Марией, сестрой Марты в Евангелии от Иоанна, которая готовила Иисуса к погребению. Так Мария Магдалина стала грешницей, умастившей Иисуса благовониями. Отсюда один шаг до того, чтобы связать Марию Магдалину со всеми грешницами Евангелия. Но если она женщина – в каком грехе она повинна? Конечно же в прелюбодеянии – это типичный грех женщин! Женщину-лидера легко оскорбить и очернить, связав ее с проституцией.

Католическая церковь объявила Марию Магдалину святой и посвящала ей церкви. Но она оставалась кающейся святой. Только в ХХ веке пришло время, пусть и частично, пересмотреть это.

В 1969 году католическая церковь признала – Марию оклеветали. Ее перестали называть кающейся святой, но многие в своем неведении все еще считают ее проституткой.

Мы должны помнить, что Мария Магдалина не просто следовала за Иисусом и увидела его Воскресение. Она была лидером раннехристианского движения. И надо помнить о том, как ее превратили в проститутку. Эта история может многому нас научить (особенно, если еще вспомнить и историю СССР). Хотя и научной истории тоже нельзя слишком доверять. Как заметил академик и Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, «основная задача большинства работников науки – это не поиски источников истины, а поиски источников собственного финансирования». История в этом отношении, пожалуй, более всех других наук приблизилась к описанному выше свойству искусства.

Надо помнить, что Мария сыграла важную роль в христианском движении. Она была личной и любимой ученицей Христа. Она нашла смелость присутствовать при казни вместе с другими женщинами, когда все остальные апостолы спрятались. В самый драматический для христианства момент именно она первой увидела Воскресение Христа и убедила в свершившемся чуде остальных. В более поздней средневековой традиции Марии противостоит Петр – значит, она не менее важна, чем все 12 апостолов.

Мария Магдалина действительно выделялась среди учеников Христа. Однако апостолом ее никогда не называли и не отдавали должного ее заслугам, хотя именно эта выдающаяся женщина и сделала христианство мировой религией.

Впервые клевета в адрес Марии появилась очень давно, и всю правду восстановить нелегко.

Но рано или поздно эту великую женщину (а возможно, и величайшую в истории!) придется признать основательницей христианской церкви. Неизбежность такого исхода следует из исторической правды и все возрастающей роли женщин в современном мире.

Составлено редакцией по материалам исследований Гарвардского университета, университета Южной Флориды, университета Массачусетса, Мюнстерского университета (Германия), Brown University, The John Rylands Library и многим другим современным научным источникам.

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1-8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36-50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей - Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю - часть Иерусалима, а Марфе - Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей - святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, - из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, - «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477-1576), Эль Греко (1541-1614), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Гвидо Рени (1575-1642), Орацио Джентилески (1563-1639), Симон Вуэ (1590-1649), Хосе де Рибера (1591-1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652), Франческо Хайес (1791-1882); скульпторов Педро де Мена (1628-1688), Антонио Канова (1757-1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

Одной из самых известных женских фигур в православии является Мария Магдалина, с которой связано как много достоверной информации, так и домыслов разных исследователей. Она является главной среди , а еще ее считают женой Иисусах Христа.

Кто такая Мария Магдалина?

Преданной последовательницей Христа, которая была мироносицей, является Мария Магдалина. Об этой святой известно много информации:

  1. Мария Магдалина считается равноапостольной, а объясняется это тем, что она проповедовала Евангелие с особой ревностью, как и другие апостолы.
  2. Родилась святая в Сирии в городе Магдалы, с чем и связано известное во всем мире прозвище.
  3. Она находилась рядом со Спасителем, когда его распяли и первой воскликнула «Христос Воскрес!», держа в руках пасхальные яйца.
  4. Мария Магдалина мироносица, поскольку она была среди тех женщин, которые утром в первый день субботы пришли к Гробу воскресшего Христа, принеся с собой миро (благовония), чтобы провести умащение тела.
  5. Стоит заметить, что в католических традициях это имя отождествляется с образом блудницы, которая раскаялась, и Марии из Вифании. С ней связано большое количество легенд.
  6. Есть информация, что Мария Магдалина – жена Иисуса Христа, но в Библии об этом нет, ни слова.

Как выглядела Мария Магдалина?

Четкого описания, как выглядела святая, нет, но традиционно для западного искусства и символики представляют ее молодой и очень красивой девушкой. Ее главной гордостью были длинные волосы и у нее они всегда распущены. Связано это с тем, что когда девушка поливала миром ноги Христа, то вытирала их волосами. Чаще обычного Мария Магдалина жена Иисуса изображается с непокрытой головой и сосудом благовоний.


Мария Магдалина – житие

В молодости назвать девушку праведной не повернется язык, поскольку она вела развратную жизнь. В результате этого в нее вселились бесы, которые начали подчинять ее себе. Равноапостольная Мария Магдалина была спасена Иисусом, изгнавшим бесов. После этого события она уверовала в Господа и стала его самой верной ученицей. С этой православной фигурой связано много важных событий для верующих, о которых рассказано в Евангелие и других писаниях.

Явление Христа Марии Магдалине

Священное писание рассказывает о святой только с того момента, как она стала ученицей Спасителя. Случилось это после того, как Иисус избавил ее от семи бесов. В течение всей свой жизни Мария Магдалина сохраняла свою преданность Господу и следовала за ним до конца его земной жизни. В Страстную пятницу вместе с Богородицей она оплакивала умершего Иисуса. Выясняя, кто такая Мария Магдалина в православии и как она связана с Христом, стоит указать, что она была первой, кто в воскресенье утром пришел к гробу Спасителя, чтобы очередной раз выразить свою верность ему.

Желая излить на Его тело благовония, женщина увидела, что в гробу остались только погребальные пелена, а самого тела нет. Она подумала, что его украли. В это время произошло явление Христа Марии Магдалине после воскресения, но она его не узнала, приняв за садовника. Узнала она его, когда он обратился к ней по имени. В результате святая стала той, кто принесла благую весть всем верующим о воскресении Иисуса.

Дети Иисуса Христа и Марии Магдалины

Историки и археологи Британии после своих исследований объявили, что святая была не только верной спутницей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей. Есть апокрифические тексты, которые описывают жизнь равноапостольной. В них рассказывается, что Иисус и Мария Магдалина имели духовный брак, и в результате непорочного зачатия она родила сына Иосифа Сладчайшего. Он стал родоначальником королевского дома Меровингов. Согласно другой легенде у Магдалины было двое детей: Иосиф и София.

Как умерла Мария Магдалина?

После того как Иисус Христос воскрес, святая начала путешествовать по миру, чтобы проповедовать Евангелие. Судьба Марии Магдалины занесла ее в Эфес, где она оказывала помощь святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Согласно церковному преданию она умерла в Эфесе и там и была погребена. Болландисты уверяли, что святая умерла в Провансе и ее похоронили в Марселе, но это мнение не имеет древних свидетельств.


Где похоронена Мария Магдалина?

Могила равноапостольной находится в Эфесе, где в ссылке на то время жил Иоанн Богослов. Согласно преданию он написал 20 главу Евангелие, в которой рассказывает о встрече с Христом после его Воскресения, под руководством святой. Со времен Льва Философа могила Марии Магдалины остается пустой, поскольку мощи были перенесены сначала в Константинополь, а затем в Рим в собор Иоанна Латеранского, который через время был переименован в честь равноапостольной. Некоторые части мощей находятся и в других храмах на территории Франции, Афона, Иерусалима и России.

Легенда о Марии Магдалине и яйце

С этой святой женщиной связывают традиции . Согласно существующему преданию она проповедовала Евангелие в Риме. В этом городе встретились Мария Магдалина и Тиберий, который был императором. В то время иудеи соблюдали важную традицию: когда человек первый раз приходит к известному человеку, то он должен обязательно принести ему какой-то подарок. Бедные люди в большинстве случаев подносили овощи, фрукты и яйца, с которыми и пришла Мария Магдалина.

В одной из версий рассказывается о том, что взятое святой яйцо было красного цвета, что и удивило правителя. Она рассказала Тиберию о жизни, смерти и воскрешении Христа. Согласно другой версии легенды «Мария Магдалина и яйцо», когда святая явилась императору, то она сказала: «Христос Воскрес». Тиберий засомневался в этом и сказал, что поверит в это только, если яйца на его глазах станут красными, что и случилось. Историки сомневаются в этих версиях, но зато у народа есть красивая традиция с глубоким смыслом.

Мария Магдалина – молитва

Благодаря своей вере святая смогла побороть многие пороки и справиться с грехами, и после своей смерти она помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

  1. Поскольку Мария Магдалина победила страх и неверие, обращаются к ней те, кто хочет укрепить веру и стать мужественнее.
  2. Молитвенные обращения перед ее образом помогают получить прощение за содеянные грехи. Просят у нее покаяния женщины, которые сделали аборт.
  3. Молитва Марии Магдалине поможет защититься от дурных пристрастий и искушений. Обращаются к ней люди с , чтобы как можно быстрее от них избавиться.
  4. Святая помогает людям получить защиту от магического воздействия со стороны.
  5. Считают ее покровительницей парикмахеров и сотрудников аптек.

Мария Магдалина – интересные факты

С этой известной женской фигурой в православной вере связано много информации, среди которой можно выделить несколько фактов:

  1. Святая Мария Магдалина в Новом Завете упоминается 13 раз.
  2. После того, как церковь объявила женщину святой, то появились реликвии от Магдалины. К ним относят не только мощи, но и волосы, щепки от гроба и кровь. Они распространены по миру и находятся в разных храмах.
  3. В известных текстах Евангелия нет прямых свидетельств о том, что Иисус и Мария были мужем и женой.
  4. Священнослужители уверяют, что роль Марии Магдалины велика, поскольку не просто так сам Иисус называл ее своим «любимым учеником», ведь она понимала его лучше других.
  5. После появления на экранах разных фильмов, связанных с религией, например, «Кода да Винчи», у многих возникли разные сомнения. Например, есть огромное количество людей, которые считают, что на известной иконе «Тайная вечеря» рядом со Спасителем находится не Иоанн Богослов, а сама Мария Магдалина. Церковь уверяет, что подобные мнения абсолютно беспочвенные.
  6. Много картин, стихов и песен написано о Марии Магдалине.

Н екоторые считают её подлинным мессией, совершавшим все чудеса и таинства, а Иисус её лишь сопровождал.

Что случилось с ней? Умерла ли она на Земле Обетованной или, как утверждают некоторые, перебралась во Францию и продолжила служение там.

Большинство христиан считают её блудницей, которая встретила Иисуса и преобразилась, но в апокрифических Евангелиях говорится, что они не просто были близки, но она имела над ним власть. Иисус был очарован ею.

Настоящая Мария Магдалина гораздо интересней, чем та, о которой написано в Библии.

У Марии Магдалины были особые способности: она умела врачевать, поэтому её так почитают, как жрицу, как богиню.

Она была особенной. Подлинным Иисусом Христом была женщина – Мария, чью роль заретушировали. Мария была подлинным духовным лидером в Иудее первого века нашей эры.

Реальная Мария Магдалина – блудница или тринадцатый апостол?

St Baume, South of France (Сент-Бом, юг Франции). Рассказчик: Jamie Theakston. Это версия событий, о которой вы не прочтёте в Библии, но многие считают, что с тогдашним римским губернатором Иерусалима Понтием Пилатом была заключена сделка. Иисуса тайно вывезли из города в день распятия, может, мёртвого, а может, и живого или погружённого в сон. Этим и объясняется отсутствие тела в пещере. Но правда ли это?

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В Библии достаточно намёков на то, что Иисус не умер на кресте: ему не ломали ноги, он не пробыл на кресте достаточно долго, чтобы умереть. Распятие – это долгая и мучительная смерть. Его довольно быстро сняли и через некоторое время Иисус опять появляется. И если он и вправду Царь Иудейский, так это серьёзная угроза Риму, потому что он может поднять народ на бунт. Ему нужно было исчезнуть. И Мария, согласно житиям святых, покидает Святую землю и отправляется во Францию. Вопрос – был ли с ней Иисус или, может, его тело? Что произошло?

Когда римляне распяли Иисуса, Мария Магдалина была рядом и поддерживала его до самых последних минут, затем оплакивала его смерть. Она первая обнаружила пустую пещеру и была свидетелем Воскрешения.

В искусстве её часто изображают полуголой или отшельницей, кающейся в своих грехах в пустыне изгоем. Нам она известна как блудница. Этот образ, прочно устоявшийся в сознании учёных и историков, не имеет ничего общего с настоящей Марией Магдалиной.

Она упоминается во всех четырёх Евангелиях Нового Завета, но нигде не говорится, что она блудница или грешница.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Библейская Мария Магдалина – довольно пассивная фигура. Это женщина, которая спаслась. И если считать эту историю сказкой, то она в ней вроде прекрасной принцессы, которую нужно спасти. Она кающаяся грешница, которая в какой-то момент встретилась на пути Иисуса. Но некоторые историки верят в то, что настоящая Мария Магдалина разделяла убеждения Иисуса и поддерживала его. Возможно, она даже была тринадцатым апостолом! Многие верят в это.

Путаница с Мариями: объединили и оболгали

Ross Andrews

Author & Historian

Вероятно, она жила у Галилейского моря в маленькой рыбацкой деревне. Одни считают, что её корни в Эфиопии, в Сент-Мари-де-ла-Мер, другие – что в Египте. Довольно трудно выбрать одну версию и сказать, что вот эта – настоящая Мария Магдалина.

Похоже, что иногда Марию путают с двумя другими женскими персонажами Библии – с Марией, сестрой Марфы, и с безымянной грешницей из Евангелия от Луки. Они обе омыли ступни Иисуса своими волосами.

В VI веке папа Григорий сделал это ложное предположение, официально предположив, что эти три персонажа – один и тот же человек: Мария Магдалина.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

После появления христианства, когда новая вера стала распространяться, одной из особенностей было то, что роль Марии Магдалины стала принижаться, и к VI веку она стала ассоциироваться с женщиной, по Библии, совершившей прелюбодеяние. Именно тогда она стала той, какой мы её знаем, – падшей женщиной, грешной блудницей, отрицательным героем.

Richard Felix

Author & Historian

Образ подлинной Марии Магдалины был изменён церковью, так же, как и Библия, которая переписывалась, редактировалась множество раз. Посвящённую, мудрую, благородную женщину выставили блудницей, грешницей, каковыми тогда и считали женщин. В христианстве преобладают мужские образы, женщины – низшие существа.

Lynn Picknett

Когда раннехристианская церковь решила, что главные в этой религии – мужчины, Мария стала для женщин примером для подражания. Женщина должна была подчиняться мужчине, и, да, в этом они преуспели, во многом благодаря образу Марии Магдалины. Её имя настолько прочно связано с женским стыдом, что на протяжении веков падших женщин называли магдалинами. Это же ужасно, это последняя капля!

Линн Пикнетт написала три книги о Марии Магдалине и 30 лет своей жизни посвятила поискам правды о ней.

Jamie Theakston: Так кем же была Мария Магдалина?

Lynn Picknett: Церковная версия истории о ней базируется на новозаветных Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и в них она упоминается вскользь. Можно строить множество предположений относительно неё, но впервые она выходит на передний план в сцене распятия.

Она сидит у подножия креста, затем входит в пещеру и видит, что тело Иисуса исчезло!

Далее она, предположительно, встречается с ним в саду – с воскресшим Иисусом. Это её звёздный час: смерть Иисуса! Она была там, играла важную роль в этих событиях. Вот только в канонических Евангелиях её значимость подчёркивается только когда история подходит к концу.

Нечто великое ожидает нас, я знаю – мне было видение, настолько прекрасное, что не описать словами…

Кто изобразил её такой в Библии?

Ответственность лежит целиком на католической церкви. В Библии нигде не сказано, что она была блудницей. Лишь в VIII веке папа римский описал её как грешницу, не более того. Но раз она женщина, значит, блудница – с тех пор так и повелось. Но эта женщина была призвана вместе с Иисусом. Свою миссию они начали вместе, она была ему ровней. Были женщины, которые проповедовали, крестили, врачевали, даже причащали к таинствам. И когда церковь в ранние свои годы спрашивала об этом людей, те отвечали: «Разве вы не знали? Иисус действовал по наущению Марии Магдалины». И первые христиане знали это. Они знали, что Иисус наделял женщин силой и что Мария Магдалина была, как сказано в апокрифах, «первейшим из апостолов». Не Святой Пётр, а она была призвана.

Ищущий его да обрящет…

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Часто женские имена стирали из истории. Этой истории 2000 лет, и, если и была такая женщина, обладавшая силой и значимостью, её имя убрали, а её деяния приписали Иисусу. Вот что любопытно: для меня слова Иисуса звучат как речь хиппи – он ведь хотел всеобщего равенства и справедливости! Что ж, тогда и женщину он должен был считать равноправной, а её мнение значимым. То есть женщина могла проповедовать и нести библейскую мудрость людям.

Откройте сердца ваши, и разум ваш, и души ваши…

Andrew Gough

Надо помнить, что всё, что мы знаем об Иисусе и Марии Магдалине, было написано уже после того, как их не стало. А представьте, как группа теологов на Первом Никейском соборе говорит: «Ну, о чём будем писать, ребята?». Я полагаю, что они написали историю Иисуса для того, чтобы скрыть факт, что лидером духовной общины первого века нашей эры являлась женщина, а не мужчина.

Жизнь Марии Магдалины во Франции: вопросы, загадки

Наиболее невероятной является версия о том, что Мария Магдалина бежала из Святой земли во Францию, будучи беременной от Иисуса.

Richard Felix

Author & Historian

Мария прибыла во Францию и внезапно оказалась в центре местной христианской общины. Эти люди прожили 30 лет в пещерах, как отшельники, занимаясь целительством, совершая чудеса, величайшим из которых по легенде стало прибытие именно к ним Марии с ребёнком под сердцем.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Некоторые верят, что Мария Магдалина была женой Иисуса и они хотели жить семьёй. Вряд ли этому есть подтверждение, но мы знаем точно, что в те времена женщин вымарывали из истории и роль Марии в жизни Иисуса принизили. На самом деле её роль и в становлении христианства, и в отношениях с Иисусом была более значимой – её просто замалчивали. Я полагаю, это всё потому, что она была женщиной, всё дело в этом.

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Этот маленький городок на юге Франции находится близ Марселя и называется Сент-Мари-де-ла-Мер или «Святая Мария с моря». Считается, что здесь, в 45-м году, на берег сошли Мария Магдалина и сопровождавшие её люди.

По легенде, они прибыли сюда из Александрии, из Египта. Сопровождал её дядя Иисуса Иосиф Аримафейский и, возможно, они везли с собой тело Иисуса. Местная церковь празднует это событие, но слегка путая события, отмечая прибытие в этот день не одной, а сразу трёх Марий.

Ешьте! Это праздничная трапеза для всех нас во имя пути пройденного и пути, который ещё предстоит пройти. Я горжусь вами. Ешьте, пейте!

Первая церковь Святой Марии была построена здесь в IX веке, и моим проводником будет местный гид, много знающий о Марии, Мартина Гийо.

Jamie Theakston: Мартина, чем занялась Мария Магдалина по прибытии сюда?

Не только Мария Магдалина, но и все прибывшие с ней. Их миссия – рассказать о том, что Иисус жив и он воскрес. Сюда прибыла и Дева Мария, ей было около 60-ти, другие были моложе – как Мария Магдалина, которой было лет 30-35. Они прибыли с вестью об Иисусе и Евангелии.

Значит, Мария Магдалина проповедовала тут?

Да, я считаю, что они прибыли сюда именно за этим…

Andrew Gough

В Библии в сцене распятия, погребения и воскрешения Мария почти не упоминается, потом вообще исчезает. Но тут же она возникает в традициях Южной Франции, куда она, вероятно, отбыла, и тут есть связь – её изгнали из крупнейшей иудейской общины. Куда ей податься? Вторая по величине иудейская община тогда находилась в Галлии, во Франции.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Она не просто переехала и «залегла на дно», у неё была миссия. Если она была близкой сподвижницей Иисуса, значит, она разделяла его идеологию и образ его мыслей. Поверила в то же, во что верил он, и не собиралась оставаться в тени. Она стала миссионером, несущим его слово.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Она была богатой женщиной с целью в жизни. Она прибыла на юг Франции, проповедовала, врачевала, возможно даже и крестила людей. В Лангедоке есть реки с названиями Сурз Мадлен, река Магдалины, по легенде, она в них совершала крещение. Она – эпическая личность, возможно, первый апостол.

Святые мощи: Мария Магдалина существовала!

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). На самом верху церкви Святой Марии есть небольшая часовня, где хранятся мощи трёх Марий. Мартина получила для нас разрешение на её посещение.

Jamie Theakston: Что это? Частная молельня?

Martine Guillot. Local Guide: Это верхняя часовня. Она так и называется. Находится она в колокольне. Сначала она была посвящена Михаилу Архангелу, как все верхние часовни Франции, потом сюда перенесли мощи Святой Марии.

Значит, мы в церкви?

Там – реликварий. Там тоже хранится часть мощей Марии Саломеевой и Марии Иаковлевой. Там 11 фрагментов костей, обугленных, потому что мощи сожгли во время Французской революции.

Значит, там частицы мощей Марии?

Guy Walters

Author, “Hunting Evil”

Эта история повествует нам о том, что Мария Магдалина окончила свои дни во Франции, будучи фигурой, за которую мы всегда принимали Иисуса. Значит, она, являясь по сути бродягой, проповедовала слово божие и распространяла христианское учение. Что ж, это интересная мысль!

Jamie Theakston: Почему тут нет мощей Марии Магдалины?

Martine Guillot. Local Guide: Мария Магдалина не осталась здесь. Когда прибыло судно, на берег сошли Мария Иаковлева и Мария Саломеева. Мария Магдалина отправилась дальше.

А вы знаете куда?

Сент-Бом. Мощи Марии Магдалины находятся в Сент-Боме, в церкви Сен-Максимен (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume).

Pilgrimage of the Gypsies, South of France. Каждый год в мае маленький городок отмечает прибытие трёх Марий большим фестивалем. Ларец с мощами аккуратно опускают с колокольни вниз. Процессия последует за ним и за священной лодкой к берегу моря. И епископ на пути процессии благословит тысячи собравшихся – все они чествуют прибытие трёх Марий.

Jamie Theakston: Эту лодку отнесут к морю?

Martine Guillot. Local Guide: Да, к морю. Её, конечно, будут держать над водой, и в этот момент епископ благословит море и святые мощи. Мощи из реликвария, потому что море принесло нам слово божие.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Даже католическая церковь считает, что Мария прибыла во Францию. Её мощи хранятся в базилике Святого Петра. Т.е. католики признают старинную версию о том, что Мария прибыла во Францию. Тут есть местная интерпретация этой истории о том, что она продолжила дело Иисуса, и в апокрифических Евангелиях она участница таинств Иисусовых.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Именно её спрашивали другие апостолы, что сказал ей Иисус, потому что она знала больше, чем они. На юге Франции до сих пор возжигают свечи во славу Марии Магдалины, потому что она часть христианства и миссии Иисуса. Она исцеляла, пользовалась авторитетом и была сильной женщиной. То есть даже в католических странах есть люди, которые не принимают библейский образ этой женщины, и мы считаем, что она была более властной фигурой, чем это отражено в Писании.

St Maximin, South of France. В 1279 году во время раскопок в склепе французской церкви Сен-Максимен была обнаружена могила первого века. И в ней удивительная находка – мраморный саркофаг.

Карл II, граф Прованский, сказал, что вёл эти раскопки потому, что ему было видение, в котором явилась Мария Магдалина.

Когда саркофаг открыли, оттуда пошёл приятный сладкий запах, который посчитали символом того, что Мария .

Паломники и туристы ото всюду стремятся к мощам Магдалины. Меня сопровождает местный священник отец Флорьен Расин.

Father Florien Racine: Джеми, мы идём в склеп Марии Магдалины IV века. Тут хранятся её останки, мощи. Вот тут – старинная решётка. Тут холодновато, значит, церковь была построена над этим склепом.

Джеми, теперь мы в склепе, и тут видны саркофаги. И этот – Марии Магдалины. Он сделан из мрамора, прекрасного полупрозрачного мрамора. Если его подсветить, он будет просвечиваться. На саркофаге изображены сцены из жизни Марии Магдалины и Иисуса. Они сильно повреждены, потому что многие паломники стремились унести с собой кусочки этого мрамора. Поэтому он в плохом состоянии.

Andrew Gough

В церкви Сен-Максимен в Провансе хранится то, что они считают черепом Марии Магдалины. Выглядит он правдоподобно. Его используют в ритуалах, в церемониях и по сей день.

И в этом есть смысл, потому что важно знать, куда тебя поместят, если ты будешь значимым человеком. Где череп Иисуса? И не говорите мне, что он вознёсся! Такие вещи говорят нам: эти люди существовали и, вполне возможно, что это череп женщины, которая жила и проповедовала в то время.

Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймёт.

Father Florien Racine: Для христиан важно вернуться к традиции и вере в то, что Мария Магдалина существовала. Это не легенда. Многие паломники обрели здесь благодать, молясь Марии Магдалине.

Jamie Theakston: Откуда известно, что это череп настоящей Марии Магдалины?

Её похоронили здесь и в IV веке переложили её останки в саркофаг. В VII-VIII веке сюда добрались сарацины, и пришлось убрать все саркофаги под землю, и почитание Марии Магдалины стало местной традицией. Мы знаем, что здесь ничего не было, всё было разрушено, и лишь в 1279 году Карл II Анжуйский провёл здесь раскопки, нашёл эти саркофаги глубоко под землёй. Затем он взял череп Марии Магдалины, найденный здесь, и отправился в Ватикан к тогдашнему папе Бонифацию VIII. У папы к тому времени уже была челюсть Марии. И когда привезли череп, челюсть идеально к нему подошла. И тогда Бонифаций VIII признал, что мощи из Сен-Максимен принадлежат Марии Магдалине.

Любопытно, но череп Марии Магдалины был найден с остатками кожи в тех местах, где его якобы касался сам Иисус.

Когда Мария Магдалина узрела Воскресение Господне, она пыталась удержать Иисуса, припав к его ногам, и он сказал: «Не касайся меня!» и отстранил её, дотронувшись до её кожи (на лбу). По-латыни мы говорим Noli me tangere . Кусочки кожи были оторваны во время Французской революции и позже помещены в этот ковчежец, видите?

Это кожа Марии Магдалины, которой касался Иисус?

Именно! Это и есть символ Воскресения Господня.

Моей задачей, так сказать, было найти настоящую Марию Магдалину, и вот она!

Да, это она, вы нашли её.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Для местной католической церкви она очень важна, и, я думаю, что Марию Магдалину здесь чтут потому, что она жила с ними все эти годы. Они знают, какой она действительно была, и этот образ не соответствует каноническому. Они чтут лишь одну из версий её жития, они не считают её равноправным партнёром Иисуса на духовном уровне. Они почитают блудницу, раскаявшуюся и вновь обретшую веру.

Жена Иисуса?

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Более 100 лет назад эта история получила интересное развитие. В 1896 году на каирском базаре один немецкий учёный нашёл любопытную папирусную книгу. Она была в кожаной обложке и написана на коптском языке. Это было Евангелие от Марии.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Если мы посмотрим на неканонические евангелия, отвергнутые Церковью в IV-V вв., на апокрифическое Евангелие от Филиппа, от Фомы, от Марии Магдалины – она там главная. Нет, главный, конечно, Иисус, но Мария равна ему, и мы получаем очень чёткую картину. Прежде всего, она энергичная, её нельзя заставить молчать, она ведёт себя не так, как иудейская женщина того времени, ей не скажешь «знай своё место!». Её волосы распущены. Тогда такую причёску делали только женщины определённой репутации. Но ей всё равно, ей важнее её отношения с Иисусом. Из апокрифов ясно, что их отношения – не просто близость, но близость физическая. И она имела власть над Иисусом – он был очарован ею.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В неканонических Евангелиях, вроде Евангелия от Марии, Евангелия от Филиппа о ней говорится как о первейшем апостоле. О том, что у неё была интимная близость с Иисусом – он часто целовал её, любил её – об этом чётко говорит один из апостолов: «Почему ты не любишь нас, как любишь её?». Иисус отвечал: «Потому что я люблю её не так, как вас». То есть в апокрифах точно сказано, что она много значила для него, и была его спутницей. Её описывают как спутницу Иисуса, то есть она ему ровня.

Ross Andrews

Author & Historian

Отношения Марии и Иисуса очень противоречивы. Большинство библейских историков и богословов смотрят на них с библейской точки зрения. Но если вы хотите очистить их от мифов и легенд, чтобы найти факты, перед вами станет вопрос веры. И тут вам предстоит взглянуть на эту историю с другого ракурса. Весьма вероятно, что Иисус был женат, возможно, у него были дети; странно, если б у него их не было. И если мы предположим, что он женат, то на ком же? Разве не на женщине, которая всегда сопровождает его, говорит от его имени? В некоторых текстах они даже целуются и гуляют вместе, и даже он «разделяет жизнь свою с ней». Я бы сказал, что они были женаты.

Andrew Gough

Если посмотреть на жизнь Марии Магдалины, она пользовалась дорогими мазями, притираниями, целовала Иисуса в губы, появилась у креста, возможно, уже беременной. Она единственная узрела его воскресение! Такое поведение позволительно далеко не любому спутнику. Жене – да, лидеру духовной общины – тоже.

Когда у Марии Магдалины возникла интимная близость с Иисусом, возможно, от этой связи появился ребёнок. Но одно мы знаем точно – на юге Франции Мария почитается как важнейшая библейская фигура. Она с небольшой группой последователей стала проповедовать и распространять учение Евангелий. В этой местности во многих церквях есть реликвии, посвящённые Марии.

St Maximin, South of France. Отец Флорьен Расин покажет мне реликвии, обнаруженные в то же время, что и череп Марии.

Father Florien Racine: Мы идём в ризницу базилики. Я хочу показать тебе, Джеми, кое-что интересное… Здесь волос Марии Магдалины.

Jamie Theakston: Ух ты! Можно подержать?

Да, пожалуйста. У тебя в руках волос Марии Магдалины, который был на её черепе, когда его нашли в 1279 году. Небольшой фрагмент волоса.

Недавно мы провели его исследование и нашли следы красного пигмента. Теперь мы знаем, что Мария Магдалина была рыжая.

Рыжий волос! На многих картинах её так изображают? Рыжей, правда?

Да, это важно. Особенно потому, что в Евангелии Мария скорбит у ног Иисуса и вытирает свои слёзы волосами.

Затем выливает благовония на ступни Иисуса и протирает их опять же своими волосами. Поэтому волосы Марии так значимы и важны.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Образ Марии важен потому, что она стояла у истоков христианства. Если вы христианин, то путь Марии должен быть вам близок, потому что остальные апостолы приняли её близость к Иисусу и её участие в проповедях. Духовное становление человека в Библии не показывается, но она вполне могла принести христианство во Францию.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Многие считают, что Иисус в этом союзе играл доминирующую роль, так как он был мужчиной и тогдашний мир был мужским. Но почему он тогда позволил ей сидеть у подножия креста в Иудее? Думаю, что между ними существовала духовная связь, и тут мы явственно видим изменение его доктрины под её влиянием. И ещё – она не записывала его речи, не пыталась их сохранить. Видимо, она была автором многих из них, и когда Иисус сошёл со сцены, она подняла его знамя.

Отец Расин показал мне ещё один предмет. Плащаницу XIV века, которую носили во время процессий, посвящённых Марии.

Father Florien Racine: Развернём её, она старая и хрупкая.

Когда его сын стал епископом, он мог использовать плащаницу во время процессии в честь Марии Магдалины.

Jamie Theakston: То есть церковь считает, что Мария Магдалина существовала в самом деле? Это так? Вы верите в это?

Martine Guillot. Local Guide: Да.

В то, что она была блудницей, которая преобразилась?

Да, раскаявшаяся.

Раскаяние из блудницы сотворило апостола Христова? И в этом суть этой истории?

Да-да, именно так. Это её настоящий жизненный путь.

Апостольское служение: женщина, равная мужчине

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Это особое место. Если смотреть на пещеру, то это церковь. Она походит на церковь, и не на самую бедную церковь.

Представьте, она прожила в этом гроте последние 30 лет своей жизни. Тут всё пропитано её необычной энергией. Возможно, она тут скрывалась, так говорит официальная история. Она бежала из Святой Земли – там её преследовали ранние христиане. Может, она и скрывалась, но ей нужна была и духовная подпитка. Сказано, что она пришла сюда и провела остаток своих дней в молениях об отпущении её грехов. И, конечно, она молилась Иисусу, посвящая свою жизнь апостольскому служению.

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Эту часовню построили монахи Ордена доминиканцев, которым она до сих пор и принадлежит. Они сделали её очень красивой и посвятили её Марии от всей души и сердца. Паломники посещают её ради Марии Магдалины. Легенды и хроники говорят, что она обратила в истинную веру весь Прованс и лишь тогда удалилась в пещеру. Люди посещали её там, чтобы побеседовать и уверовать, но скорее всего, это подтасовка фактов, местные байки, не иначе.

Будучи здесь, вы поразитесь, насколько много паломников и туристов приезжает сюда, впечатлённые историей Марии Магдалины. Я уверен, что их манит её образ, настолько приниженный в Библии. Поразительно, но вплоть до 1969 года церковь считала её блудницей, а теперь почитает её, как врачевателя, священника и защитницу христианства, как бы странно это не звучало.

В любом случае, Мария Магдалина – один из самых противоречивых персонажей в Библии. Историки уверены, что если она и впрямь существовала, то в III-IV веке в Новом Завете на неё навесили клеймо блудницы. Зачем это было сделано – вопрос открытый.

Многие современные учёные и историки считают, что это было сделано для того, чтобы дискредитировать её любовника, который, небесспорно, считается мессией.

Jamie Theakston: Как вы думаете, в истории Марии Магдалины будет написана ещё одна глава?

Lynn Picknett. Со-Author, “The Templar Revelation”: Что до меня, то я не перестану исследовать эту историю, потому что в ней есть всё, что нужно для повествования. И для таких людей как я, интересующихся религией и её влиянием на культуру, этот поиск продолжится. Хотите почитать Марию Магдалину – начните сейчас.

Robert Howells

Author, “The Last Pope” Author & Historian

Я считаю, что последние 2000 лет мы смотрели на женщин, в частности, на Марию Магдалину, под другим ракурсом. И вот внезапно женщина уравнялась в правах с мужчиной. Наконец-то это свершилось. И в нынешнем контексте Марию Магдалину можно считать новым мессией.

Andrew Gough

Ирония заключается в том, что в последние годы церковь официально заявляет о том, что она не была блудницей. И именно это заявление делает её ещё более популярной. Мария – современная рок-звезда, икона феминистского движения и наиболее почитаемая женщина в истории. Так-то, католическая церковь!

Так была ли Мария Магдалина любовницей и женой Иисуса? Зачала ли она от него ребёнка или, может, нескольких? Была ли она подлинной мессией и главой новой христианской церкви, которую просто вычеркнули из истории через пару веков после её смерти, заклеймив как блудницу? Будет ли церковь поддерживать и дальше этот обман? Составьте своё мнение, до новых встреч!

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.