Корабли прибрежной зоны «Freedom» и «Independence. Корабли прибрежной зоны типа «Freedom» и «Independence Базовые проекты LCS

Фирма из Флориды надеется найти инвесторов для своего уникального проекта стоимостью 10 миллиардов долларов США – плавающего города длиной 1,4 километров. Судно, получившее имя «Freedom Ship» («Корабль Свободы»), должно стать самым большим из когда-либо построенных человечеством и не имеющим аналогов. Оно спроектировано, чтоб стать полностью автономным местом для того, чтобы жить, лечиться, работать, учиться, отдыхать и развлекаться.

Проект подразумевает оборудование на борту «Freedom Ship» апартаментов, клубов, картинных галерей, парка, цирка, водоемы с водопадами, большие морские аквариумы и множества других всевозможных мест для развлечений и отдыха. Здесь будет самая большая беспошлинная торговая зона с гигантским торговым центром. Надстройка судна, состоящая из 25 палуб, предоставит место для библиотек и школ, спортивных секций и фитнес-центров, больниц и медицинских пунктов, магазинов и банков, офисов и предприятий легкой промышленности.

Оставаясь круизным лайнером, «Freedom Ship» будет непрерывно следовать по одному и тому же маршруту вокруг земного шара, посещая большинство прибрежных районов по всеми миру. Оборудованные на его верхней палубе взлетно-посадочная полоса и аэропорт для встречи и обслуживания вертолетов и небольших частных самолетов, а также собственный парк яхт, катеров и подводных лодок помогали бы пассажирам легко переправляться с берега или на берег.


Согласно плану, город будет иметь длину 1 370 метров, максимальную ширину 229 метров, высоту 107 метров и водоизмещение порядка 2,5 миллионов тонн. На его борту разместятся 100 000 человек, включая 80 000 пассажиров и гостей, а также 20 000 членов экипажа и обслуживающего персонажа. Отели обеспечат постоянное проживание 10 000 человек.

Разработчики полагают, что вся идея проекта автономного плавающего города должна базироваться на четырех основных составляющих. Прежде всего, это коммерческий район с необходимым количеством рабочих мест, способный удовлетворить потребности и интереси всего населения на борту корабля. Второе – соответствующая транспортная инфраструктура для обеспечения ежедневного перемещения товаров и людей. Третье – мощный всеуровневый образовательный сектор с высококвалифицированными профессионалами. Наконец, на борту плавающего города должна быть организована система здравоохранения с достаточным количеством медицинских пунктов и клиник. Если территория «Freedom Ship» получит эти четыре «ключа», город будет жить и процветать, а стоимость бизнеса и жилья в нем будет расти в геометрической прогрессии.

Говоря о безопасности судна столь беспрецедентных габаритов, разработчики уверяют, что, благодаря плоскому корпусу длиной 1 370 метров и шириной 229 метров, «Freedom Ship» будет обладать непревзойденной стабильностью, обеспечивающей гладкую поездку в самых грубых морях. В качестве дополнительных мер предусматривается оборудование внутри корпуса порядка 600 изолированных и индивидуально управляемых секций с водой и воздухом.

Завершив многолетний этап проектирования, в настоящее время команда «Freedom Ship» пытается найти инвесторов для реализации этого экстраординарного проекта. «Это будет очень трудно капитализируемый проект, и мировая экономика в последние несколько лет не отличалась большим интересам к бездоказательным прогрессивным проектам подобных нашему», сказал руководитель проекта «Freedom Ship» Роджер М. Гуч. «[Но] за последние шесть месяцев мы наблюдаем большой интерес к проекту, и мы надеемся, что заработаем 1 миллиард долларов США, чтобы начать строительство». Полная стоимость проекта оценивается в 10 миллиардов долларов США.

© Текст: Егор Ланин, Журнал ruYachts, 2014
© Источник фото: пресс-материалы

Строительство плавающего города началось в 2002 году.

На «Корабле Свободы» есть все необходимое для жизни и отдыха. После того как грандиозный проект увидел свет, некоторые стали всерьез утверждать, что со строительством плавающего корабля-города может начаться постепенное переселение с суши на воду.

Идея плавающего корабля пришла в голову инженеру Норманну Никсону, который сам добился получения лицензии на строительство «стальной конструкции, предназначенной для гражданских лиц». Руководит расчетами компания Никсона «Engineering Solutions» («Инженерные решения»), расположенная во Флориде. Этой же компании принадлежит завод, который делает все детали «Корабля Свободы». Раньше предприятие располагалось в одном из городов Японии, теперь оно перебазировано в Саудовскую Аравию.

Сначала Никсон планировал построить просто плавающий центр отдыха, но впоследствии проект разросся до мегаполиса.

По подсчетам компании все строительство должно занять 40 месяцев, а обработка внутренних помещений - еще 12 месяцев. Таким образом, плавающий город должен выйти в океан уже в 2006 году.

Строится корабль в Гондурасе. В строительстве участвует более 15 000 рабочих, которые работают посменно, таким образом, работа идет круглосуточно.

Корабль Свободы по плану должен быть очень большим: в длину - более километра, в ширину - приблизительно 300 метров. Здесь планируется разместить не менее 25 палуб. Вес плавающего города - 3 миллиона тонн. Рекордно водоизмещение будущего гиганта - 2,7 миллиона тонн.

По расчетам создателей, в городе на воде будет «проживать» не менее 100 000 человек, из них 20 000 - обслуживающий персонал и небольшая армия, которой предстоит следить за порядком на корабле.

Планируется, что 80 % жильцов будут иметь собственные «квартиры», а остальные 20 % - снимать номера в отелях на корабле. Весь корабль будет представлять город, аналогичный населенному пункту на суше.

Несмотря на то, что корабль еще не совершил ни одного маршрута, рекламная компания идет полным ходом - создатели с точностью расписывают предстоящее путешествие и продают квартиры. Владельцы обещают, что все жилые помещения будут совершенно разными - каждый покупатель может подобрать себе апартаменты по вкусу.

Хотя корабль и позиционируется как город, в котором может жить каждый желающий, удовольствие это не из дешевых. Самая простенькая квартирка на Freedom Ship стоит приблизительно $800 000. Хотя и сооружение гигантского плавающего города - дорогое занятие. На проект было перечислено более $9 миллиардов, причем из них $22 миллиона ушли только на возведение строительной площадки. Но инвесторы, вложившие такие большие деньги в проект, уверены в том, что все эти затраты окупятся сполна. В этом не стоит сомневаться: корабль-город еще не спущен на воду, а 20 000 жилых помещений на «Корабле Свободы» уже проданы (большая часть покупателей - жители Британских островов).

Есть мнение, что интерес к жилой площади возрастет раз в 10 после того, как корабль поплывет. Владельцы думают, что спрос на квартиры на корабле даже будет превышать предложение. Они собираются даже устраивать аукционы, так что покупатели еще поторгуются за место на корабле.

На Корабле Свободы при желании можно будет жить, не возвращаясь на сушу. Здесь будут библиотеки, магазины, кинотеатры, компьютерные залы с доступом в Интернет, колледжи, университеты и больницы, где будут работать квалифицированные специалисты. На палубах расположатся банки, рестораны, казино, бассейны и стадионы. Компания обещает, что с концертами будут приглашаться самые известные люди мира. В общем, скучать не придется.

В плавающем городе будет не только своя армия, но даже заводы и мастерские. 200 акров «земли» отдано под парки, сады и пролески. Собаководы будут гулять со своими питомцами, которых можно будет взять с собой в новый «город», в специально отведенных для этого местах.

Если вдруг по какой-то причине кому-то понадобится срочно сойти на берег, не ждать ближайшей остановки не придется: на корабле оборудуют маленький аэропорт.

По палубам будут разъезжать маленькие трамвайчики. Кроме того, в распоряжении жителей корабля будут катера и подводные лодки.

Помимо «местных жителей», на корабле будут еще туристы. Их разместят в отелях, для них будут проводиться специальные экскурсии по палубам.

За весь год корабль должен совершить не менее двух круизов. На протяжении всего путешествия корабль будет много раз останавливаться рядом с городами на суше, куда жители плавающего города могут добраться на катерах. Каждая стоянка продлится до 4 дней.

Поначалу проект вызывал недоверие у защитников природы. Однако создатели обещают, что плавающий город будет экологически чистым: в строительстве используются натуральные волокна. На самом корабле будут практиковать безотходное производство: бумага, стекло, металл и пластик будут перерабатываться, а материалы, недоступные для рециркуляции - сжигаться. Энергия сжигания будет использоваться для работы генераторов, а вода станет циркулировать по кругу. Повсюду будут расположены электростатические фильтры, уничтожающие пыль, бактерии и вирусы.

Само собой, что у проекта гигантского корабля есть и противники. В частности, многие считают, что «Корабль Свободы» может повторить судьбу «Титаника», который в свое время тоже рекламировался, как непотопляемый город на воде. Дело в том, что в основе «Корабля Свободы» лежит технология, применяемая на плавающих нефтяных вышках. Она считается надежной, но ведь эти вышки не плавают с большой скоростью, а находятся на одном месте. Правда, конструкторы корабля говорят, что все точно рассчитано. Даже если поддерживающие элементы выйдут из строя, судно погрузится в воду не глубже, чем на один фут. Ремонтные работы будут сразу проведены, так что беспокоиться нечего. Владельцы даже отмечают, что «Корабль Свободы» будет, чуть ли самым надежным местом на нашей земле. Ведь ему совершенно не страшны пожары - по всей площади размещены мощные распылители, а в штат входят свои пожарные. Кроме того, корабль оснащен стабилизационной системой, которая позволяет совершенно не волноваться по поводу сильных океанических волн и ураганов.

Некоторые противники проекта «Корабль Свободы» говорят, что раз этот плавающий город будет оторван от суши, то здесь может установиться абсолютная анархия. На это у компании есть противоположное мнение: на каждых пятнадцать пассажиров будет приходиться один охранник, за всеми апартаментами будет вестись круглосуточное наблюдение, а на самом борту будет собственная тюрьма. Майк Блюстоун, консультант по безопасности из Лондона утверждает, что преступникам на корабле будет даже тяжелее, чем на суше, так как в плавающем городе нет никакого шанса скрыться - все на виду.

У проекта плавающего города немало и защитников. Во-первых, теоретически это выгодно, так как корабль будет плавать практически по всему земному шару, здесь любой может спокойно заниматься коммерцией. Живя в городе-корабле, не нужно платить никаких налогов (а ведь люди на корабле, могут работать, то есть иметь доход), что становится очень привлекательным для многих бизнесменов. Во-вторых, на корабле создаются самые лучшие условия. Владельцы даже говорят, что, возможно, некоторые люди будут жить на корабле не один год. Следовательно, «Корабль Свободы» можно считать попыткой апробировать водную гладь как новую среду обитания.

Никсон уже не раз повторял, что если город-корабль будет иметь популярность, то в последствии его можно преобразовать в плавающее государство, со своей символикой, флагом, гимном, валютой, где можно будет избирать своего президента и будет создана собственная конституция.

Пока ведутся споры, по поводу того, какой стране будет подчиняться «Корабль Свободы». Владельцы компании отмечают, что это будет точно не США, скорее всего, корабль будет плавать сразу под флагами двух европейских стран, каких именно - пока решается.

Сами владельцы Freedom Ship в успехе не сомневаются. Несмотря на то, что первый корабль-город еще не спущен на воду, уже ведутся разговоры о том, что к 2010 году будет построено еще 5 подобных плавающих городов.





P.S. 4 декабря 2013.

Компания Freedom Ship International объявила о возобновлении проекта по строительству "плавающего города". Речь идет о самом большом корабле в мире, на котором смогут жить до 50 тысяч человек. Работы начнутся после того, как авторам идеи удастся найти хотя бы 1 миллиард долларов.

Капитан 1 ранга В. Спирин,
капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан-лейтенант Е. Леонов

В излагалась предыстория Программы создания многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны для американского флота - фрегатов (ФР) класса LCS, которой предшествовали в середине 90-х годов прошлого века и в начале 2000-х две другие - "Надводный корабль XXI века" (SC-21) и "Надводный корабль будущего" (FSC) по строительству эскадренных миноносцев и крейсеров УРО соответственно. Однако из-за жесточайшей экономии средств и сокращения бюджета ВМС они были свернуты или реализованы лишь частично.

Последнюю программу (LCS) зарубежные СМИ также не обошли вниманием из-за чрезвычайной дороговизны проекта, многочисленных проблем при проектировании, нестыковок в ходе строительства, особенно на начальном этапе. Зарубежные специалисты выражают озабоченность относительно низкой живучести корабля, его слабого вооружения и т. д.

Читателей прежде всего может заинтересовать анализ стоимости программы на различных этапах ее реализации, проведенный авторами статьи, а также стратегия руководства морского министерства по приобретению

Базовые проекты LCS

Данный проект, предусматривающий строительство первых 24 кораблей, известен как LCS мод. 0+. Однако два из них были построены по предыдущему - LCS мод. 0, мало отличающемуся от последнего.

Базовый проект фрегата типа "Фридом" (LCS-1) фирмы "Локхид-Мартин": 1 - кормовая аппарель для спуска и приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка; 3 - отсек для размещения модулей полезной нагрузки; 4 - зенитный ракетный комплекс RAM; 5 - ангар; 6 - 30-мм артиллерийская установка Мк 50; 7 - РЛС; 8 - ГКП; 9 - 57-мм артиллерийская установка Мк 110; 16 - каюты команды; 11 - газотурбинная установка МТ30; 12 - дизельные двигатели; 13 - главные редукторные передачи; 14 - водометные движители
Базовый проект фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирмы "Дженерал дайнэмикс": 1 - система спуска-приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка для двух вертолетов Н-60 или одного H-53; 3 - отсек для размещения модулей полезной нагрузки; 4 - ЗРК "Си RAM"; 5 - ангар для размещения двух вертолетов Н-60; 6 - антенные устройства радиоэлектронных средств; 7-носовая 57-мм - АУ; 8 - ГАС миноискания; 9 - ходовая рубка; 10 - каюты команды; 11 - лифт отсека для размещения модулей полезной нагрузки; 12 - вспомогательное оборудование модуля полезной нагрузки (контейнеры, стандартные системы сопряжения, аппаратные средства); 13 - аппарель для загрузки полезной нагрузки; 14 - два 12,7-мм кормовых пулемета левого и правого борта

Базовый LCS - относительно недорогой корабль. В отличие от других многоцелевых кораблей с присущими им возможностями он задумывался как корабль со сменными модулями оружия и РЭВ, включая необитаемые подводные аппараты (НПА). Один функциональный модуль в короткие сроки может быть заменен другим в зависимости от поставленной задачи с целью максимально эффективного ее решения. Такой подход, считают зарубежные специалисты, является наиболее перспективным, если учитывать, что техника и вооружение, как показывает практика, устаревают быстрее, чем заканчивается установленный срок эксплуатации кораблей.

Предполагается, что основные задачи фрегаты типа LCS будут решать в прибрежной зоне - борьба с малошумными дизель-электрическими подводными лодками, проведение противоминных операций, борьба с быстроходными катерами, в том числе действующими в составе больших групп. Они также могут привлекаться для ведения разведки, обеспечения безопасности судоходства (включая борьбу с терроризмом и пиратством), поддержки операций, проводимых морской пехотой и силами спецопераций, охраны территориальных вод. Второстепенные задачи LCS способны выполнять без использования специальных модулей оружия и РЭВ, однако некоторые из них эффективнее можно решить только с их помощью.

Водоизмещение LCS около 3000 т, что больше соответствует характеристикам корвета (либо легкого фрегата), а также корабля береговой охраны. Скорость полного хода более 40 уз, что превышает аналогичный показатель КР УРО и ЭМ УРО американских ВМС в среднем на 10 уз. Небольшая по сравнению с ними осадка позволяет ФР действовать на мелководье в непосредственной близости от побережья противника и использовать порты с небольшой глубиной.

Фрегаты типа "Фридам" (LCS-1)

Головной корабль фирмы "Локхид-Мартин" "Фридом" (LCS-1) был заложен 2 июня 2005 года, спущен на воду 23 сентября 2006-го и включен в боевой состав ВМС США 8 ноября 2008-го. В феврале 2010 года он ушел в первый поход, который состоялся на 2 года позже намеченного срока.

Корпус корабля - полуглиссирующего типа - обеспечивает высокие мореходные качества. Он изготовлен из стали. Надстройка выполнена из сплава алюминия. При проектировании корабля широко применялась технология "стелт".


Оборудование для ФР "Фридом" закупалось в том числе в европейских странах. В состав его комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установки входят две газовые турбины МТ-30 фирмы "Роллс-Ройс" (Великобритания), два дизельных двигателя совместного производства компаний "Фаирбанкс Морс" и "Кольт-Пилстик" марки 16PA6BSTC, а также четыре редукторные передачи компании MAAG (Швейцария).

Для обеспечения живучести ГТД располагаются в разных отделениях побортно. Главная редукторная передача (ГРП) и дизельные двигатели (ДЦ) размещены в следующих в корму двух отделениях главных механизмов с левого и правого борта отдельно от ГТД. Редукторные передачи располагаются в отделениях вспомогательных механизмов, следующим в корму от отделений главных механизмов также побортно.

Главные двигатели левого и правого борта работают на ГРП левого и правого борта. Далее энергия передается по линиям вала на редукторные передачи левого и правого борта, которые приводят в движение две группы движителей. В каждую группу входят два водометных движителя: с регулируемым направлением реактивной струи и ускорительный. Рули на корабле отсутствуют. Изменение курса осуществляется посредством водометных движителей с управляемым направлением реактивной струи.

Энергетическая установка комбинированная, с совместной работой маршевых дизельных и форсажных газотурбинных двигателей на режиме полного хода. Мощность ЭУ около 100 тыс. л. с. В состав ЭЭС корабля входят четыре генератора электроэнергии с приводом от ДД производства компании "Изотта Фрасчини" марки V1708. Система управления и защиты ГЭУ разработана фирмой "DRS текнолоджиз" (США). В качестве движителя выбраны четыре водомета серии SII фирмы "Камева", входящей в состав фирмы "Роллс-Ройс". Выбранная архитектура корпуса и компоновка ГЭУ позволяют развивать скорость более 40 уз и обеспечивают высокую маневренность.

Корабельное оружие

Размещение оружия на фрегате типа "Фридом"

Вооружение фрегата типа "Фридом" включает: ЗРК RAM Mk 31 с ПУ Mk 49, разработанный фирмой "Рейтеон", и 57-мм АУ Mk110 производства "Юнайтед дефенс" (США), которая может поражать цели на дальности до 17 км. Также побортно в носовой части надстройки предусмотрены площадки для крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов. Еще два будут размещены в районе ВПП.

Кроме того, на корабле типа "Фридом" будет базироваться вертолет MH-60R или MH-60S мод. 2А (В), а также два беспилотных летательных аппарата (БЛА) MQ-8B "Файрскаут". БЛА оборудован телевизионными камерами, системой инфракрасного обнаружения, лазерным дальномером, аппаратурой передачи данных, РЛС с синтезированной апертурой "Линкс", а также может иметь аппаратуру РЭБ, РТР и ретрансляции. "Файрскаут" обеспечивает ведение разведки на глубину более 200 км (радиус действия). В варианте MQ-8B он может быть вооружен управляемыми ракетами (УР) класса "воздух - воздух" "Стингер", "Хеллфайр", а также суббоеприпасами "Локаас" или "Вайпер Страйк".

Система взлета и посадки летательных аппаратов разработана фирмой "Мак Таггарт Скотт" (Великобритания). Площадь взлетно-посадочной площадки (ВПП) в 1,7 раза больше, чем у эсминцев типа "О. Бёрк" и в 1,5 чем у фрегатов УРО типа "Перри".

В кормовой части надстройки предусмотрены места, а под ангаром и ВПП расположен отсек, где будут размещаться сменные модули полезной нагрузки с оружием и обеспечивающими их функционирование системами. В зависимости от характера выполняемых задач это могут быть: 30-мм АУ Мк 46, буксируемые антенны гидроакустического комплекса 2087, вертолеты, беспилотные летательные и противоминные необитаемые подводные аппараты, спуско-приемные устройства для катеров (в том числе без экипажных типа "Спартан"), а также другие системы, входящие в состав модулей полезной нагрузки.

Радиоэлектронное вооружение

Корабль оснащен радиолокационной станцией TRS-3D (фирма EADS, Германия), которая может в автоматическом режиме обнаруживать и сопровождать до 300 воздушных и надводных целей.

Также в состав радиоэлектронного оборудования войдет автоматизированная система боевого управления COMBATSS-21 (фирмы "Локхид-Мар-тин" и "Рейтеон", США) и система постановки помех и ложных целей ("Терма", Дания).

Фрегаты типа "Индепенденс" (LCS-2)

Второй корпус этого корабля планировалось достроить в апреле 2008 года, однако реально это произошло в декабре 2009-го. В боевой состав ФР введен 16 января 2010 года.

Принципиальная схема ГЭУ фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2): 1 - водометный движитель с изменяемым направлением реактивной струи; 2 - редукторная передача; 3 - водонепроницаемая переборка; 4-разъемная муфта; 5 - дизельный двигатель; 6 - водопровод; 7 - редукторная передача; 8 - газотурбинный двигатель
Размещение оружия на фрегате типа "Индепенденс" (LCS-2)
Состав оружия и радиоэлектронного вооружения LCS-2 базового проекта фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирмы "Дженерал дайнэмикс": 1 - система спуска-приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка для двух вертолетов МН-60 или одного МН-53; 3 - ангар для размещения двух вертолетов МН-60; 4 - ЗРК SeaRAM; 5 - размещение радиоэлектронных средств на мачте (а - антенна системы спутниковой связи (3-30 ГГц); б, н - антенны системы спутниковой связи (0,3-3 ГГц); в, г - антенна системы связи (диапазон 3-30 МГц); д - датчик системы связи инфракрасного диапазона; е - антенна системы связи (диапазон 30-3000 МГц и 10-300МГц); ж - антенна системы распределения тактической информации JTIDS; з - антенна системы РРТР; и - антенна пиитической системы связи AN/SQR-4; к - оптоэлектронная система; л - антенна РЛС обнаружения воздушных/ надводных целей "Си Жираф"; м - антенна системы радиосвязи SINCGARS (30-300 МГц); о - антенна навигационной РЛС; п -камера системы видеонаблюдения; р - прожектор; с - антенна системы спутниковой связи INMARSAT); 6 - носовая 57-мм АУ; 7 - ГАС миноискания; 8 - два 12,7-мм пулемета по левому и правому борту; 9 - ПУ системы постановки ложных целей SRBOC; 10 - ПУ системы постановки ложных целей "Нулка"; 11 - два кормовых 12,7-мм пулемета по левому и правому борту; 12 - система противоторпедной обороны

При строительстве фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирма "Дженерал дайнэмикс" значительное внимание уделила увеличению скорости его движения. Были проведены масштабные исследования по определению оптимальных обводов корпусов, обладающих улучшенными гидродинамическими характеристиками.

Все фрегаты типа LCS фирмы "Дженерал дайнэмикс" будут строиться на кораблестроительной верфи "Аустал Ю-Эс-Эй". В создании этого корабля задействованы следующие компании: "Дженерал дайнэмикс эдвансд инфор-мейшн системз оф Орлингтон"; "Арма-мент энд текникал продакт"; "Электрик боут дивижн"; "Дженерал дайнэмикс Канада"; "САЕ оф Лисбург"; "Би-Ай-И системс"; "Мэритайм эпплайд физике", а также "Нортроп-Грумман электроник системз". Как и в проекте LCS-1 фирмы "Локхид-Мартин", для изготовления корпуса корабля была выбрана сталь, а надстроек - сплавы алюминия.

При создании тримарана "Индепенденс" за основу взят проект грузопассажирского парома австралийской фирмы "Аустал". Выбранный архитектурно-конструктивный тип обеспечивает улучшенные мореходные качества и увеличенную вместимость корабля. Так, площадь вертолетной площадки и ангара (около 1 450 м 2) почти в 2 раза больше, чем у LCS типа "Фридом". Это позволяет размещать на нем два средних вертолета MH-60R/S и до трех БЛА MQ-8В "Файрскаут" одновременно (на LCS типа "Фридом" БЛА могут быть только вместо одного из двух вертолетов).

Корабельная энергетическая установка

В состав главной ЭУ кораблей типа "Индепенденс" входят: два ГТД LM2500 производства "Дженерал электрик" суммарной мощностью 52 500 л. с; два 20-цилиндровых V-образных ДД компании MTU марки 20V 8000 суммарной мощностью 22 298 л. с; четыре водометных движителя с изменяемым направлением реактивной струи серии LJ-E, разработанные фирмой "Вяртсила-Липс". Для улучшения маневренных качеств корабля при швартовке применяется подруливающее устройство. Все агрегаты ГЭУ расположены в среднем корпусе тримарана - в отделениях, разделенных водонепроницаемыми переборками. Такая компоновка установки и архитектура корпуса позволят LCS развивать скорость полного хода свыше 40 уз.

Корабельное вооружение

В состав вооружения входят: 57-мм АУ Mk 110 (в носовой части корабля), ЗРК SeaRAM (над ангаром), а также четыре 12,7-мм пулемета (по левому и правому борту).

В состав вооружения ФР также войдут различные модули для решения задач ПМ и ПЛО, борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями. Модули оружия включают гидроакустический комплекс, вертолеты, беспилотные летательные и необитаемые подводные аппараты в противоминном или противолодочном варианте и еще ряд других систем.

Модернизированный проект LCS (для последних 12 кораблей, с LCS-33до - 44).

Проанализировав возможные угрозы на ТВД до 2025 года, командование американских ВМС выдвинуло дополнительные требования к усовершенствованному проекту, который намечается использовать для строительства 12 последних единиц в серии. Несмотря на то что работы по созданию кораблей базового проекта продолжаются, существуют планы их поэтапной модернизации.

Начиная с 2017 финансового года этот проект должен включать дополнительные технические средства (стационарные, а не сменные модули) или улучшенные существующие для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями, ДЭПЛ противника, а также для обеспечения ПВО. Кроме того, должна быть снижена заметность и устойчивость корабля к боевым повреждениям. Его водоизмещение, по всей видимости, несколько увеличится, а скорость полного хода уменьшится.

Для компенсации этих негативных моментов предлагается снизить массу ряда систем корабля, и прежде всего уменьшить площадь отсеков для размещения полезной нагрузки (ранее были зарезервированы под модули оружия и РЭВ) по сравнению с базовым проектом. В этой связи не предполагается использовать последние 12 кораблей для ПМО, а их основными задачами станут: борьба с быстроходными малоразмерными надводными целями и малошумными ДЭПЛ на мелководье. Кроме того, модернизированные LCS смогут выполнять второстепенные задачи, присущие кораблям, построенным по базовому проекту.

По предварительным оценкам, повышение возможностей LCS не приведет к росту закупочной стоимости более чем на 20%

Таким образом, модернизация существующего базового проекта LCS будет проводиться по следующим направлениям:
- установка модернизированной трех-координатной РЛС ОВЦ;
- наращивание возможностей корабля по ведению ПВО, включая ЗРК SeaRAM;
- установка дополнительных противокорабельных ракет (ПКР) для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями;

С началом XXI века крупнейшие мировые державы начали негласные соревнования по строительству самого совершенного боевого корабля в мире. Конечно же, особый темп задают американские кораблестроители.

Не так давно в США был разработан и уже прошел ходовые испытания корабль прибрежной зоны нового поколения «Independence » - головной корабль второго типа, создаваемого по программе литоральных боевых кораблей (Littoral Combat Ship или LCS). Однако испытания выявили ряд недостатков. Но обо всем по порядку.

Программа постройки литоральных боевых кораблей - одна из основных, реализуемых сегодня ВМС США. Ее цель - серийная постройка и ввод в боевой состав флота более пятидесяти быстроходных и высокоманевренных боевых кораблей, оснащенных самыми современными комплексами ударного, оборонительного и радиотехнического вооружения. Главная задача кораблей прибрежной зоны - борьба с нетрадиционными для американского ракетно-ядерного океанского флота силами и средствами противника в прибрежной акватории, причем не своей, а противника.

Программа была воплощена в жизнь с подачи командующего военно-морских операций ВМС США адмирала Верне Кларка. По его мнению, корабли прибрежной зоны должны занять ту зону военно-морских операций, где применение кораблей океанской зоны является либо слишком рискованным, либо чрезмерно дорогим удовольствием.

Речь идет о так называемой литоральной зоне. Однако употребление в отечественной военно-морской литературе термина «боевой корабль литоральной зоны», или «литоральный боевой корабль», является не совсем соответствующим российской практике и представляет собой вынужденный шаг - так называемый калькированный перевод. Дело в том, что в отечественной науке под термином «литораль» понимается как зона морского дна, затопляющаяся во время прилива и осушающаяся при отливе и расположенная, таким образом, между уровнями воды в самый низкий отлив и самый высокий прилив». Как видим, данная зона не представляет собой столь уж большую, с точки зрения военно-морской стратегии, значимость, чтобы для действий в ней строить весьма крупную серию надводных кораблей основного класса. Если же брать во внимание зарубежную трактовку термина «литоральная зона», то мы получаем зону взаимодействия моря и суши, состоящую из морского берега, береговой линии и берегового подводного склона и способную достигать ширины от нескольких метров до нескольких километров. Если принимать во внимание данное описание, то в отечественной военно-морской терминологии ему можно найти соответствующий термин - «прибрежная морская зона - (кстати, одно из значений слова «littoral» - как раз «прибрежный»). Так что американские корабли семейства LCS (классов «Freedom » и «Independence ») следует именовать «корабли ближней морской зоны». Хотя - это все дело вкуса, по большому счету.

концепция литоральных кораблей

По замыслу американцев, литоральные боевые корабли должны стать органичным дополнением мощных ударных сил, а их основные враги - малошумные неатомные подводные лодки, надводные корабли среднего и малого водоизмещения, выставленные на минных позициях мины и минные комплексы, а также объекты системы береговой обороны противника. Задача разработчиков данного проекта была - создать небольшой, быстроходный, маневренный и достаточно недорогой корабль в семействе боевых кораблей DD(X), который обладал бы способностью к быстрой реконфигурации - в зависимости от конкретной боевой задачи, вплоть до обеспечения пусков крылатых ракет и действий сил специальных операций.

Основной особенностью новых боевых кораблей является их модульный принцип постройки: в зависимости от назначаемой задачи и театра военных действий на борту литоральных боевых кораблей могут устанавливаться различные боевые комплексы и вспомогательные системы. Кроме того, проектирование велось с использованием «принципа открытой архитектуры» что позволит в будущем достаточно быстро и легко внедрять новые технические средства и использовать наиболее современные . В результате флот из литоральных кораблей сможет стать мощной и универсальной силой, отличающейся высоким боевым потенциалом маневренностью и скрытностью действий.

Первоначально интерес к тендеру, объявленному командованием ВМС США по программе корабля прибрежной зоны, проявили шесть компаний, и в 2002 году они получили контракты по 500 тысяч долларов каждая для проведения предэскизного проектирования. После оценки результатов их трудов ВМС США в июле 2003 года определили для участия в тендере по литоральным кораблям три консорциума в составе: «General Dynamics », «Lockheed Martin », «Raytheon ».

Консорциумам были выданы контракты на выполнение эскизного проектирования - первый получил контракт на 8,9 миллионов долларов, а остальные два по 10 миллионов долларов. В следующем году они представили американскому флоту свои эскизные проекты.

Первая группа разрабатывала надводный корабль среднего класса по схеме , которая была выбрана - «General Dynamics » после анализа результатов исследование, проведенного специалистами судостроительной компании «Bath Iron Works », и на основе опытной эксплуатации тримаранов построенных ранее компанией «Austral ». Среди прочего была доказана способность тримарана развивать скорость полного хода более 50 узлов, и возможность эффективной эксплуатации корабля экипажем в составе всего 25-30 человек. Одним из существенных преимуществ являются их высокие , особенно - остойчивость, плавучесть, ходкость и управляемость. С другой стороны, следует это подчеркнуть особо, в отличие конкурентов он изначально планировался с меньшей степенью универсальности, чем у конкурентов, и, по замыслу разработчиков, должен решать следующие задачи:

- противодействие и террористам (сегодня именно литоральные боевые корабли типа «Independence» многие зарубежные эксперты и специалисты по борьбе с пиратством видят в качестве основного потенциального средства борьбы с морскими разбойниками);
- борьба с быстроходными катерами, особенно в случае использования ими способа атаки в «расчлененном» строю;
- поиск и уничтожение неатомных подводных лодок;
- осуществление противоминных опёраций;

- переброска личного состава и грузов, о том числе высадка и прием спецподразделений на борт.

Группа компаний во главе с концерном «Lockheed Martin » впервые обнародовала свой проект корабля прибрежной зоны в апреле 2004 года, в ходе проведения военно-морской выставки в Вашингтоне, округ Колумбия. Отличительной особенностью корабля стало использование в ходе проектирования формы корпуса полуглиссирующего типа - западные специалисты его называют «морской клинок». Аналогичная форма корпуса впервые была использована на быстроходных морских судах, завоевавших рекорд скорости на трансатлантических линиях, а сегодня применяется в адаптированном виде и на более крупных быстроходных военных и гражданских транспортных судах.

Для того чтобы повысить свои шансы на победу, разработчики из данного консорциума в максимально возможной степени учли все требования ВМС США - особенно в вопросах универсальности, модульности и взаимозаменяемости отдельных блоков и модулей вооружения и различного оборудования.

И, наконец, последняя группа, лидером которой являлась компания «Raytheon », предлагала проект, разработанный на базе норвежского малого . При этом главный подрядчик отвечал за разработку отдельных систем и интеграцию всех компонентов на борту корабля, в то время как Ассоциация имени Джона Маллена выступала в качестве экспертной группы по вопросам проектирования корабля. Следует особо отметить, что эта модификация проектировалась как «корабль на воздушной подушке скегового типа» (по западной терминологии - «surface-effect-ship»), по которой спроектирован проекта 1239 «Бора ». Однако этот проект был в конечном итоге отклонен ВМС США в мае 2004 года.

корабль с малой площадью ватерлинии «Sea Fighter»

Пока Пентагон, Конгресс и судостроители улаживали предварительные вопросы, постепенно приближаясь к официальному старту программы, адмиралы опробовали концепцию высокоскоростных и маневренных боевых кораблей, спроектированных с использованием нетрадиционных схем и модульного принципа построения.

За основу при проектировании кораблей прибрежной зоны была взята схема корабля с малой площадью ватерлинии «Sea Fighter », обеспечивающего высокие мореходные качества - в ближней и дальней морских зонах, в простых и штормовых условиях. При этом одним из главных условий, которые должны были обеспечить разработчики, стал модульный принцип построения корабля - в зависимости от назначенных боевых задач и театра военных действии корабль должен был обеспечивать интеграцию тех или иных специализированных сменных боевых модулей. Кроме того «Sea Fighter » - в обязательном порядке должен был обеспечивать прием/выпуск летательных аппаратов, а также маломерных катеров, том числе и необитаемых.

Проектирование корабля выполнила британская компания «BMT Nidel Gee Ltd », а его постройка велась на занимавшейся до того постройкой быстроходных паромов верфи компании «Nichols Bros. Boat Builders » (город Фрилэнд, штат Вашингтон). Заказ на него был размещен 15 февраля 2003 года, закладка киля состоялась 5 июня 2003 года, на воду корабль был спущен 5 февраля 2005 года и 31 мая того же года был принят в боевой состав ВМС США.

Технические характеристики корабля «Sea Fighter»:
Водоизмещение - 950 тонн;
Длина - 79,9 м;
Ширина - 21,9 м;
Осадка - 3,5 м;
Дальность плавания - 4400 миль;
Экипаж - 26 человек;

Силовая установка - комбинированная, дизель-газотурбинная ГЭУ в составе двух дизельных MTU 595 и двух газотурбинных LM2500 установок: дизели используются на крейсерской скорости, а турбины - для высоких скоростей хода.

В качестве движителей используются два поворотных , размещенные по одному в двух корпусах катамарана. Удачное сочетание силовой установки и движителей позволяет кораблю развивать скорость хода до 50 узлов.

На борту корабля оборудованы две вертолетные полетные палубы, обеспечивающие прием и выпуск вертолетов на скоростях хода вплоть до полного, в распоряжении экипажа - кормовое устройство, позволяющее спускать на воду и принимать на борт катера или подводные диверсионные или противоминные аппараты длиной до 11 м.

По оценке командования ВМС США корабль «Sea Fighter » должен был позволить флоту решить две главные задачи: изучить потенциальные возможности кораблей данной схемы, а также отработать модульный принцип формирования бортового вооружения корабля. В последнем случае предусматривалась возможность установки в корпус корабля различных контейнерообразных модулей, позволяющих в зависимости от модуля решать задачи противолодочной обороны, противоминной обороны, борьбы надводными кораблями противника, участия в морских десантных операциях, а также решать задачи по переброске войск и военных грузов по морю и выполнять пуск крылатых ракет морского базирования. Отличительной особенностью корабля «Sea Fighter » является наличие у него сквозной грузовой палубы - по типу судов класса Ro-Ro.

Первые же испытания корабля «Sea Fighter » принесли положительные результаты. Полученные данные были активно использованы разработчиками в рамках программы LCS обоих типов. Стоит особо отметить, однако, что в последнее время командование ВМС и Береговой охраны США все более активно изучает возможность преимущественного использования кораблей типа «Sea Fighter » в качестве боевых кораблей флота, а для обеспечения безопасности и правопорядка в своих внутренних водах, а также для защиты национальных интересов в эксклюзивной экономической зоне США В случае же необходимости наращивания сил и средств флота вдали от собственного побережья корабли данного типа благодаря их высокой скорости и дальности плавания могут быть достаточно быстро переброшены в назначенный район.

В феврале 2004 года Объединенный наблюдательный совет по вопросам соблюдения требований к проектированию военной техники окончательно одобрил представленный командованием ВМС США документ, в котором обосновывалась необходимость закупки литоральных боевых кораблей, а 27 мая Военно-морское Министерство США объявило о том, что две группы компаний, возглавляемые «General Dynamics » и «Lockheed Martin », получили контракты стоимостью 78,8 миллионов и 46,5 миллионов долларов соответственно, на завершение проектных работ, после которых они приступят к постройке опытных кораблей нулевой серии Flight 0: «Lockheed Martin » построит корабли LCS 1 и LCS 3, а «General Dynamics » - LCS 2 и LCS 4. Причем было объявлено, что вместе с расходами на постройку кораблей прибрежной зоны стоимость контрактов может возрасти до 536 миллионов и 423 миллионов долларов соответственно. Именно такую сумму командование ВМС предлагало заложить в бюджеты 2005-2007 финансовых годов (на строительство девяти литоральных кораблей на период до 2009 года включительно было запланировано около 4 миллиардов долларов).

литоральный боевой корабль «Freedom» LCS 1

Наконец, 2 июня 2005 года головной корабль прибрежной зоны первого типа LCS 1 «Freedom » - был заложен на верфи «Marinette Marine », в городе Маринетт, штат Висконсин, а 23 сентября 2006 года его с помпезностью спустили на воду. Корабль был передан флоту 8 ноября 2008 года.

литоральный боевой корабль «Independence» LCS 2


Консорциум во главе с «General Dynamics » 19 января 2006 года приступил к постройке своего тримарана «Independence » - для этого была выбрана верфь «Austral USA Shipyards » в городе Мобил, штат Алабама. 30 апреля 2008 года корабль был спущен на воду, и принят в боевой состав, флота 16 января 2010 года.

Однако благодушному настроению американцев вскоре пришел конец. Причиной, как и в случае со многими другими программами Пентагона, стал неконтролируемый рост цен. В итоге все работы по постройке вторых класса «Freedom » LCS 3 и класса «Independence » LCS 4 были приостановлены. Но итогом стала отмена контракта на их строительство.

Следует также отметить, что в ходе ходовых испытаний обоих построенных головных кораблей была выявлена масса недостатков и серьезных технических упущений.