Когда имеются условия для списания неустойки, госзаказчик обязан это сделать, даже если подрядчик или поставщик ее не признают. Списание сумм неустоек (штрафов, пеней). Что нового? Списание штрафа 44 фз по заявлению поставщика

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее — постановление № 190) был определен регламент списания неустойки и предоставления отсрочки по ее погашению в отношении исполнителей и поставщиков, которые закончили в полном объеме в 2015 или 2016 году исполнение своих обязательств в рамках госконтракта.

Вариант решения должен был избираться в зависимости от суммы неуплаченной неустойки. Так, если она составляла (в процентах от стоимости самого госконтракта):

  • менее 5%, заказчик списывал ее полностью;
  • от 5 до 20%, заказчик обязывался либо предоставить отсрочку по ее внесению до завершения текущего финансового года, либо осуществить списание 50% от задолженности при условии, что оставшаяся половина будет уплачена до конца текущего фингода;
  • более 20%, заказчик обязывался предоставить отсрочку по ее внесению до конца текущего фингода.

Данные правила распространялись на учтенную задолженность поставщика вне зависимости от даты ее образования.

Рассматриваемое постановление № 190 к моменту написания настоящей статьи уже утратило силу, т. к. действовало до 01.01.2017. Параллельно утратил силу и соответствующий п. 6.1 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

ВАЖНО! Для применения упомянутых положений срок исполнения, согласованный в условиях контракта, не важен, т. к. оценивался срок фактического исполнения (см. постановление АС Западно-Сибирского окр. от 22.01.2016 по делу № А46-3302/2015).

Протокол и решение комиссии о списании неустойки, образец приказа о списании

Принятие решения о списании задолженности входило в сферу компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов заказчика. На его основании в дальнейшем издавалась соответствующая внутренняя распорядительная документация заказчика (например, распоряжение или приказ о списании неустойки).

Образец решения комиссии о списании неустойки можно скачать по данной ссылке: Решение комиссии о списании неустойки - образец .

Такое решение комиссии должно было отражать:

  • сведения о неуплаченной задолженности, зафиксированной в реестре контрактов;
  • обязательные реквизиты первичной учетной документации в соответствии с инструкцией по применению Единого плана счетов бухучета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (см. п. 8 приказа Минфина России от 12.04.2016 № 44н).
  • сумму списываемой неустойки;
  • основания, по которым производится такое списание (в т. ч. надлежало сослаться на положения постановления № 190 и решение комиссии);
  • перечень ответственных за исполнение приказа лиц.

Образец документа можно найти и скачать по ссылке: Приказ о списании неустойки - образец .

Списание и уплата неустоек в 2018 — 2019 году

Начисление и уплата неустойки в 2018 — 2019 году производится в соответствии с предписаниями ст. 34 закона № 44. Списание неустойки в 2018 — 2019 году по закону № 44-ФЗ к моменту публикации настоящей статьи не регламентировано.

Вместе с тем приведенные выше образцы документов могут быть уже сейчас использованы, например, как шаблоны для разработки локальной документации в частных организациях и т. д.

Итак, списание не уплаченной исполнителем или поставщиком по госконтракту неустойки заказчиком в 2016 году производилось по правилам, содержащимся в постановлении № 190. Списание неустойки в таком порядке было не правом, а обязанностью заказчика. С 01.01.2017 данный документ утратил силу.

В 2015-2016 гг. действовала антикризисная мера - госзаказчики обязаны были в определенных случаях списывать неустойку, начисленную контрагентам по госконтрактам. До сих пор многие заказчики отказываются это сделать, ссылаясь на то, что другая сторона контракта не признала нарушения со своей стороны. СКЭС ВС РФ решила, что такое поведение поставщиков и подрядчиков не повод для отказа в списании неустойки (Определение ВС РФ от 14.08.2017 № 303-ЭС17-1652 по делу № А24-999/2016).

Суть дела

По условиям государственного контракта подрядчик должен был выполнить работы в целях реконструкции аэропорта в Камчатском крае. А именно разработать проектную документацию, выполнить инженерные изыскания и получить на разработанную документацию положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Все эти работы он выполнял в два этапа. Первый этап - разработку проектной документации - нужно было выполнить в течение 70 дней после подписания контракта, то есть до 30 сентября 2015 г. Однако стороны подписали акт о сдаче-приемке первого этапа работ только 18 ноября. Просрочка составила почти полтора месяца. Заказчик направил подрядчику претензию с требованием выплатить неустойку за нарушение срока выполнения работ по первому этапу в размере 1,3 млн руб. Подрядчик отказался. Он ссылался на то, что просрочка произошла не по его вине. Заказчик проигнорировал доводы подрядчика и решил взыскать неустойку в судебном порядке.

Судебное разбирательство

В суде подрядчик согласился, что незначительная просрочка имела место. В то же время он настаивал, что не виноват в этом. В самом начале работ выяснилось, что в техническом задании имелись несоответствия. Из-за этого заказчик решил проработать одновременно два варианта проектирования аэропорта. При этом подрядчик подготовил всю документацию в срок. Задержка в выполнении других работ по первому этапу была вызвана действиями третьих лиц, а также неблагоприятными погодными условиями. Также подрядчик заявил о снижении размера неустойки. Но главный аргумент - заказчик обязан был списать всю сумму неустойки на основании ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Дело в том, что в 2015-2016 гг. действовала антикризисная мера, направленная на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. В частности, в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставлял отсрочку уплаты неустойки или списывал ее (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

В 2015 г. порядок списания начисленных сумм неустоек был установлен в постановлении Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - постановление № 196), а в 2016 г. - в аналогичном постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее - постановление № 190).

В этих постановлениях было предусмотрено, что заказчик обязан предоставлять отсрочку уплаты неустойки и списывать ее, если в 2015 или 2016 г. подрядчик исполнил свои обязательства в полном объеме (кроме гарантийных обязательств). Был предусмотрен следующий порядок:

    если общая сумма неуплаченных неустоек не более 5% от цены контракта, то заказчик списывает неустойку полностью;

    если общая сумма неуплаченных неустоек более 5%, но не превышает 20% от цены контракта, то заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года и списывает 50% неуплаченной неустойки (при условии уплаты 50% неустойки до окончания текущего финансового года);

    если общая сумма неуплаченных неустоек более 20% от цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустойки до окончания текущего финансового года.

При этом заказчик уведомляет в письменной форме поставщика или подрядчика о предоставлении отсрочки либо списании неустойки. То есть проследить, имеются ли основания для списания неустойки, и списать ее - это обязанность именно заказчика.

В то же время списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается (п. 3, 5 Порядка осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н). Из этих положений заказчик сделал вывод, что он может не списывать неустойку, поскольку подрядчик не соглашался с ее начислением.

Суд первой инстанции удовлетворил иск заказчика и взыскал неустойку в заявленном размере. Он не согласился с тем, что подрядчик не был виноват в просрочке выполнения первого этапа работ. Также суд не установил оснований для удовлетворения ходатайства о применении ст. 333 ГК РФ, как и необходимости списания неустойки в порядке ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Апелляция это решение отменила и отказала в иске. Она указала, что заказчик должен был списать неустойку. Это не право, а обязанность заказчика. Во-первых, размер неустойки составлял менее 5% от цены контракта. Во-вторых, подрядчик выполнил все работы в 2016 г. Это подтверждал акт сдачи-приемки работ.

Суд кассационной инстанции встал на сторону первой инстанции. Он отметил, что неустойку можно было списать только при документальном подтверждении подрядчиком предъявленной к взысканию суммы неустойки. Но подрядчик начисленную неустойку не признал. То есть между сторонами контракта был спор относительно вины подрядчика в просрочке выполнения работ. Более того, в 2015 г. подрядчик выполнил работы лишь в части первого этапа, то есть не все работы по контракту. Тогда как постановление № 196 обуславливает возможность списания неустойки только в случае полного исполнения контракта в 2015 г. Таким образом, у заказчика не было оснований для списания неустойки, не признанной подрядчиком.

Позиция ВС РФ

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила судебные акты первой инстанции и кассации, оставив в силе постановление апелляционной инстанции. То есть она подтвердила, что заказчик должен был списать неустойку, начисленную подрядчику на основании ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Судьи решили, что наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек. Ведь антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. А значит, вывод кассации о том, что непризнание подрядчиком неустойки влечет отказ в ее списании, является неверным.

Коллегия ВС РФ указала, что при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. В данном случае заказчик начислил неустойку, размер которой не превышал 5% от цены контракта. Стороны подписали акт сдачи-приемки выполненных работ 5 августа 2016 г., а значит, контракт исполнен в полном объеме в 2016 г. (когда действовало постановление № 190). При таких условиях заказчик обязан был списать неустойку.

К сведению

Сейчас многие заказчики отказываются списать неустойку еще и со ссылкой на то, что такая обязанность действовала до 1 января 2017 г. Действительно, антикризисная мера об обязанности заказчика списать неустойку применялась до этой даты, и с 2017 г. нормы, в которых была установлена эта обязанность, прекратили свое действие (ч. 3 ст. 3 Федерального закона 29.12.2015 № 390-ФЗ). При этом законодатель не указал, должен ли заказчик списать неустойку в 2017 г., если он не сделал этого годом раньше, хотя для этого были основания. Многие суды не принимают доводы заказчиков о том, что те вправе не списывать неустойку за 2015 и 2016 г., поскольку постановления № 190 и 196 больше не действуют (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А28-13279/2016, Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу № А51-2832/2017). Но встречается и противоположная позиция, когда суды взыскивают неустойку по искам заказчиков именно из-за того, что постановления № 190 и 196 не применяются (см. постановление АС Дальневосточного округа от 26.04.2017 по делу № А73-8164/2016).

Поскольку практика складывается неоднородная, подрядчик в защиту своей позиции может дополнительно использовать следующие аргументы. Во-первых, отказывая в списании неустойки в 2017 г. по причине прекращения действия постановлений № 190 и 196, заказчик злоупотребляет своими правами. Ведь он сам должен был списать неустойку еще в 2015 или 2016 г., но не сделал этого. А злоупотребление правом - это основание для отказа в иске (ст. 10 ГК РФ). Во-вторых, приказ Минфина России от 12.04.2016 № 44н, которым установлен порядок списания неустойки, не был отменен и по-прежнему может применяться.

В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

2. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:

а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:

предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

4. Заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

5. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Обзор документа

В соответствии с Законом о контрактной системе Правительство РФ определяет случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки (списания) неустоек (штрафов, пеней).

Установлено, что отсрочка или списание начисленных сумм производится в случае завершения в полном объёме в 2015-2016 гг. исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных.

При этом предусмотрен дифференцированный механизм отсрочки уплаты (списания) в зависимости от общей суммы неуплаченных неустоек (штрафов, пеней).

Списание начисленных сумм распространяется на принятую к учёту задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока её возникновения. Суммы списываются в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Напомним, ранее такие меры предусматривались в случае исполнения контрактов в 2015 г.

Понимается денежная компенсация, которую обязан заплатить поставщик, нарушивший условия и обязательства по контракту, в качестве возмещения убытков.

Если заказчик выявил нарушения в ходе исполнения контрактных требований или же поставщик вовсе не исполнил надлежащие условия по договору, начисляется неустойка.

Если же исполнитель докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств произошло не по его вине или из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, то он будет освобожден от уплаты компенсации .

Если все же штрафные санкции в отношении поставщика были приняты и неустойка была начислена, то, согласно , начисленные исполнителю, но не списанные организацией-заказчиком суммы взысканий, образовавшиеся на основании ненадлежащего исполнения в 2015-2016 гг. условий по контракту, подлежат списанию. Его порядок в 2019 году устанавливает Правительство РФ посредством Постановления Правительства № 783 от 04.07.2018.

Согласно п. 2 Правил (ПП РФ № 783), списание начисленных заказчиком и неоплаченных взысканий производится для тех контрактов, по которым поставщик отчитался перед заказчиком в полной мере, то есть надлежаще исполнил все указанные в договоре обязательства. Исключением являются контракты, по которым в 2015-2016 годах были подписаны относительно сроков исполнения, объемов поставки, цен товаров, работ, услуг или стоимости одной единицы ТРУ.

Скачать Постановление № 783 от 04.07.2018

Порядок списания неустойки

Перед тем, как убрать взыскания заказчик в обязательном порядке проводит с исполнителем контракта сверку по неуплаченным возмещениям.

Если поставщик не подтверждает наличие задолженности, то организация-заказчик не вправе принимать решение о списании.

Погашение взысканий осуществляется в следующих случаях:

  1. Когда общая сумма начисленных заказчиком и неуплаченных неустоек не превышает 5 % от цены контракта. Основанием для невзыскания является выполнение поставщиком контрактных обязательств в 2015-2016 гг. в полном объеме, что подтверждается подписанным сторонами
  2. Когда общая сумма задолженности составляет от 5 до 20 % цены контракта. При этом исполнитель должен был погасить половину указанной суммы в срок до 01.01.2017. Соответственно, списываются оставшиеся 50 % начисленных сумм возмещений. Основание — подтверждение зачисления средств на счета организации-заказчика.

В том случае, если исполнитель подтверждает свою задолженность и у заказчика присутствуют все документальные основания для проведения процедуры списания, то представителям организации заказчика надлежит принять решение о погашении задолженности в десятидневный период с момента произведения сверки взаиморасчетов с поставщиком.

Для этого создается специальная комиссия по поступлению и выбытию активов. Решение о невзыскании неустойки формируется в полном соответствии со сведениями и документацией, включенными в

Принятое решение закрепляется внутренними распорядительными документами — приказом или распоряжением.

Далее заказчику необходимо в письменной форме уведомить поставщика о принятом решении и о величине списания возмещения в период, не превышающий 20 дней с момента принятия такого решения. Форма уведомления находится в Приложении к ПП РФ № 783 от 04.07.2018.

Одна из антикризисных мер правительства на 2016 год – списание неустоек. То есть, начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики (подрядчики, исполнители) фактически освобождаются от обязанности их уплаты. Подробности - в статье.

В 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Списание неустоек по 44-ФЗ в 2016 году

Порядок списания заказчиками в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам утвержден приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н «О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (вступил в силу 6 июня 2016 года).

В рамках июня и последующих месяцев заказчик на законных основаниях может списать суммы или предоставить поставщику отсрочку уплаты штрафов, пеней, неустоек.

Интересные разъяснения специалистов Минэкономразвития РФ

Списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являются не правом, а обязанностью заказчиков при условии, что имеются все необходимые документы (акты приема-сдачи результатов работ, акты сверки и др.) (Письма Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815). Хотя Письма выпущены применительно к Постановлению Правительства РФ N 196, но остаются актуальными и в отношении 2016 года.

Отсрочка уплаты и списание задолженностей по неустойкам допустимы только в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если контракт расторгнут по соглашению сторон, принятие названных мер невозможно (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2194).

К незавершенным обязательствам по контракту рассматриваемые меры не применяются (Письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3764). Из этого письма следует, что отсрочка не предоставляется, списание не производится в случае, если неустойка начислена по контракту, срок исполнения которого приходится на 2017 г. Таким образом, не имеют значения дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей, например, к проведению работ. Важно, чтобы срок их завершения приходился на 2015 и 2016 гг.

Списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются (Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/61548).

В случае если условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать отсрочки уплаты и списания задолженности только после исполнения всех этапов, установленных контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 20.08.2015 N Д28и-2553). Решение о предоставлении отсрочки уплаты и списании задолженности:

  • принимается вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте (Письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-3869);
  • не требует внесения изменений в контракт (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2015 № Д28и-1842).
  1. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил обязанности по государственному (муниципальному) контракту в 2015 и 2016 гг., он вправе рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом не имеют значения установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему. Важно, чтобы были надлежащим образом оформлены документы, подтверждающие завершение исполнения обязательств, и подписан акт сверки задолженности по неустойке.
  2. Списание задолженности является обязанностью заказчиков, неисполнение которой можно оспорить в судебном порядке.
  3. В случае если размер неустойки превышает 20% цены контракта, списание задолженности и предоставление отсрочки по ее уплате не применяются. Однако, обратившись в суд, можно попытаться доказать, что сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и просить арбитров снизить ее на основании ст. 333 ГК РФ.