Какие насекомые трудятся в единстве. Коллективные насекомые. Пчелы и муравьи. Особенности сложного поведения общественных насекомых: описание

В данной статье мы разберем поведение пчел и муравьев, их различия и сходство.

Почему-то фраза «общественные насекомые» наводит на мысль, что они принадлежат обществу. Но, на самом деле, такое название получено благодаря структуре и сложности своего поведения. Каких насекомых относят к данной группе, и чем они отличаются, рассмотрит в данном материале.

Что такое общественные насекомые?

Кто такие насекомые, в пояснении не нуждается даже дошкольник. Чтобы стало понятно, кто же такие эти общественные насекомые, понаблюдайте за муравьями. Самыми обычными рыжими лесными или за черными садовыми насекомыми. Обратите внимание, как красиво и слажено они передвигаются у себя в муравейнике.

  • Поэтому, можно отметить первую выделяющую черту общественных насекомых – это наличие семей . Они обитают не поодиночке, а только большими группами. Более того, у каждого из представителей есть своя роль в такой общине.
  • Полиэтизм – эта главная черта общественных насекомых. Проще говоря, это разделение обязанностей.
  • Вторая отличительная черта – это наличие каст по половым и репродуктивным функциям. У общественных насекомых может быть одна матка (то есть, моногиния ) или же несколько плодящих самок (полигиния ). Но это отражается на величине кладки и размере. Даже рабочие особи меньшие в размере от таких маток.
    • Во главе общественных насекомых стоит матка или королева , на плечах которой и лежит ответственность за размножение и потомство. Все семейство с колониями выстраивается вокруг нее.
    • А для защиты есть специальные солдаты ! У этих представителей нет возможности размножаться, но зато есть оружие. А именно сильные жала у пчел или мощные челюсти у термитов и муравьев.
    • Но кормить их тоже кто-то должен. И эта обязанность ложится на плечи рабочей силы , которая также не может производить свое потомство. Невероятно, но даже рабочие представители делятся еще на подвиды в зависимости от работы.
  • Именно поэтому эти группы насекомых в тесной взаимосвязи друг с другом. Если выпадает хоть один пазл, то другая часть картины теряется. Ведь одни насекомые защищают, другие – кормят, а третьи – заботятся о потомстве.

ВАЖНО: Разных подвиды даже одного вида насекомых могут существенно отличаться некоторыми правилами.

  • Жилье – вот еще одно отличие. Да, животные и насекомые ищут себе теплый ночлег для зимовки. Но лишь общественные насекомые строят такие сложные и продуманные до мелочей гнезда. А как они заботятся о своей кладке!
  • Такие насекомые могут общаться . Нет, они не имеют своего языка. Точнее, он немного своеобразный. Чаще используют язык тела и его движений.
    • Пчелы могут танцевать! Но это не просто желание размяться, так они сообщают о месте нахождения нектара.
    • Муравьи используют сладковатый запах, который оставляют по необходимой дороге. Например, после съедобной находки муравей оставит такой след до своего муравейника, сообщив этим своим сородичам.
  • Но наибольшую ценность представляет связь между маткой и ее подчиненными. В этом заслуга феромонов ! В этой структуре все безумно тонко продуманно. Дело в том, что это вещество выделяется личинкам. Таким образом, они сообщают о своем голоде. Но услышать их может только матка!
    • И лишь она сообщает своим рабочим силам, что нужно принести запасы еды. Да что там, она дает четкие указания, какая пища нужна и в каком количестве. Без царицы остальные представители просто погибнут, поскольку они не знают, что им делать!
    • Но есть и такие насекомые, которые имеют шанс вырастить новую королеву. Правда, это очень кропотливый и трудоемкий процесс. Новая матка требует специальных условий выращивания, то есть ей требуются специальные ячейки. Да и в пище она привередлива.

Теперь можно сделать окончательный и уже обоснованный вывод, кто же такие общественные насекомые.

Общественные насекомые – это те представители, которые ведут общественный или социальный образ жизни. Как видно из выше предоставленной информации, они перешагивает поведение других насекомых и даже неплохо соревнуются с высшими классами царства животных. То есть, общественные насекомые могут создавать социумы. Поэтому, наука, которая занимается их изучением – это социобиология.

Особенности сложного поведения общественных насекомых: описание

У таких насекомых наблюдается развитие головного мозга и нервной системы. А это естественным образом отражается на поведении общественных насекомых, выделяя их среди подобных одиночек.

  • Головной мозг напрямую зависит от разнообразия и подвижности жизнедеятельности насекомого. То есть, чем оно активнее, тем более развитым и большим в размере получается мозг. Например, рабочие особи муравьев и продуктивные представители. У последних насекомых наблюдается меньший размер головного мозга.
  • Невероятно, но общественные насекомые могут различать формы и цвета ! Например, австралийский этолог Карл Фриш проводил опыты на пчелах. В результате чего было установлено, что они садятся на яркие цвета.
  • Не до конца изучен этот аспект, но насекомые могут находиться далеко от своего гнезда, но дорогу домой они все равно найдут. Был проведен опыт со шмелями, которые в коробочках помещались на разное расстояние от дома, их обязательно пометили цветной краской. К вечеру все насекомые оказались на месте.
  • Они не просто запоминают дорогу домой , но и на поиски, например, нектара выходят со строго продуманным планом действий. Например, пчела ориентируется не только на рельефную форму и яркий цвет, но еще и на качества запаха.

ВАЖНО: Для общения между собой общественные насекомые используют целую цепочку из стимулов – это слуховые и зрительные контакты, химические, вибрационные и тактильные стимулы.

  • Данные насекомые имеют память и могут передавать опыт . Например, муравьи живут 1,5-2,5 года и для них это несет важную ценность. Вспомните мультфильм «Лунтик», у муравьев всегда есть вожак или командир!
    • Они выделяют тех особей, которые имеют хорошую память и богатый опыт, чтобы в случае казусов найти решение. Именно этим и занимается вожак. Они действуют строго по проложенному маршруту, но если на пути появится преграда, то активист поведет остальных за собой, обойдя ее.

  • Более того, такие насекомые даже могут мыслить логически и находить выходы из сложных ситуаций. Проводился опыт (опять же на муравьях), когда в их гнездо доставляли небольшую дозу радиации (до 10 Р/ч). Это длилось на протяжении 3 лет. И чтобы уменьшить поступающую дозу, муравьи проложили крытую дорогу.
  • У общественных насекомых быстрее формируются и развиваются условные рефлексы . Это еще одно подтверждение развития их памяти и способности делать выводы. У них настолько разделенная и продуманная работа каждого представителя, что требует определенных навыков. А это говорит о хорошей способности обучаться.
    • Они имеют цель и движутся к ее выполнению! У них настолько слажена работа между собой, что они запросто конкурируют даже с высшими животными. Даже человек может для себя вывести некоторые навыки.
  • У них невероятная забота о потомстве . Матка посвящает себя и всю свою жизнь, заботясь о них. А в случае острой необходимости и угрозы потомству, она, не раздумывая, пожертвует собой.
    • Посмотрите даже снова на муравейник, они свои коконы не оставляют близко к входу, а спускают их на другие этажи. Если же дом будет в опасности, они выносить станут первым делом именно их!

ВАЖНО: У общественных насекомых наблюдается цепочка сложных рефлексов, которые отвечают за их инстинкт.

  • Кроме памяти, способности запоминать и мыслить, а также делать логичные выводы, среди видов даже одного семейства насекомых, имеются «глупые» и «умные» особи.
  • Также стоит выделить такое качество общественных насекомых, как запасливость. Что муравьи, что пчелы делают запасы еды.
  • И это еще не все, ведь они способны ею делиться между собой. Да, это результат организованной работы в касте. Но еще это и своеобразная забота об окружающих членах семьи.

Некоторые наглядные примеры.

Муравьи

  • Они способны заключать «пакт дружбы» . Известна их связь с тлей. Муравьи защищают ее и предоставляют некоторые свежие побеги для их питания, а также заботятся о зимовке. Но за это они собирают их сладкие экскременты для своего питания. Это чем-то напоминает скотоводство.
  • Но есть муравьи, которые занимаются земледелием . Например, листорезы переносят споры некоторых грибов вместе с запасами листьев. Они их высаживают в муравейнике, а потом употребляют в пищу.
  • А вот тропические муравьи-амазонки берут в рабство других насекомых. Точнее, они воруют их яйца или же малюсеньких особей. И с этих детенышей они выращивают рабочую силу. Подобное поведение наблюдается и у других видов муравьев. Кстати, нападать они могут и на соседние муравейники.
  • А еще у некоторых видов муравьев, например фуражиров, есть пенсия . Да, со временем они из активных представителей переходят в пассивных наблюдателей. Но зато они передают собранные традиции и опыт молодому поколению. А в случае разрухи, пенсионеры способны все снова восстановить.

Осы

  • Осы-полисты проявляют интересное поведение во время дождя . Дело в том, что их домик покрыт осиновой бумагой, через которую проходят капли воды. Поэтому насекомые ее впитывают, а потом выплевывают наружу.
  • А вот осы-вестины могут нагревать свою кладку движениями брюшка. Они начинают танцевать, словно исполняя танец живота. И, таким образом, температура может повыситься на целый градус.

Термиты

  • Их можно назвать настоящими архитекторами . У них хоть работа кажется хаотичной и неслаженной, но результат порадует глаз. Ведь их строения имеют не только простую форму, но могут быть в виде арок, навесов или целых коридоров. И не стоит забывать, что термиты совершенно слепые, поэтому свои проекты выполняют чисто с помощью инстинктов.
  • Некоторые их виды способны к саморазрушению. Если на рабочую особь напали, то она в буквальном смысле может взорваться. При этом враг будет атакован липкой слизью. Она не опасна, но несет отвлекающий характер.

Пчелы

  • Они удивляют не только своим танцем, но и наличием эмоций. Даже через танцевальные движения они способны точно указать, где находится запас еды. А также проявить свой характер.
  • И много их рабочих представителей погибает в результате защиты своей колонии. Ведь они оставляют жало в теле врага, после чего и погибают вместе с ним.

Шмели

  • Среди данных представителей есть «кукушки». Дело в том, что такие виды насекомых подкидывают свои яйца в другую кладку. Конечно, они выбирают другие семьи шмелей, а не колонию муравьев. Своих рабочих насекомые-кукушки не имеют. Дети же растут в «приемной» семье, вместе с другими детенышами наравне.

Чем общественные насекомые отличаются от одиночных: сравнение, сходства и различия

Исходя из вышеуказанного материала, можно уже сделать один точный вывод – одиночные насекомые живут по отдельности, а вот общественные представители – только большими семьями. К схожим характеристикам можно отнести добычу пищи, необходимость в ней, а также защиту территории и своего потомства. Нельзя еще не отметить, что и другие насекомые используют звуковой сигнал или жесты для общения в брачный период. Просто у общественных насекомых все характеристики немного усовершенствованные.

  • Но никто из них не сможет выжить сам. Настолько продумана и организована роль каждого «члена» семьи, что он выступает недостающим пазлом. А без него не получится цельная картина. Например, пчелы строят семьи до 60 тыс. – 100 тыс. особей.
  • И поэтому, такая большая община способна построить большой дом. Например, некоторые муравейники могут доходить до нескольких метров в глубину (по некоторым данным даже до 10 м). А какие термитники встречаются в природе, что одиночным не под силу такое. Самые высокие термитники достигали 9 м.
  • Эти дома повышают безопасность не только взрослых особей, но детенышей и кладки. У одиночных видов такой заботы о потомстве не наблюдается. У общественных насекомых будущее поколение, а также запасы пищи вообще стоят на первом месте.
  • В этом огромном доме, где продумана каждая дорога, спуск или соты, еще регулируется температура и влажность. Опять же, все для поддержания оптимальных условий кладки. Но только общественные насекомые могу создавать подобный микроклимат благодаря своему большому количеству.

  • Такая семья может атаковать и большую добычу, а это поможет сделать значительный запас еды.
  • Слаженная работа помогает общественным насекомым защищаться от врагов. Одиночные представители более слабые в этом вопросе.
  • Ну и главное отличие – это полиморфизм. То есть, наличие матки, которая занимается только потомством. Царица занимается лишь кладкой. Хотя, например, у некоторых видов термитов матка не способна даже передвигаться самостоятельно. Это максимально оберегает ее от любых опасностей, обеспечивая большую рождаемость.

Каких насекомых можно и нельзя отнести к общественным?

Проще назвать тех представителей, которые могут принадлежать к общественным насекомым. Все остальные, если не имеют вышеуказанных характеристик социальной жизни, относят к ряду одиночных особей.

  • Муравьи – практически все их виды относятся к общественным насекомым. Они приносят большую пользу лесу, защищая его от врагов. Характеризуются большими муравейниками, которые состоят из наземной и подземной части
    • В центре находится бескрылая матка (она теряет крылья после брачного периода) и всю жизнь занимается лишь откладыванием яиц.
    • Рабочие представители чистят кладку, матку и приносят ей пищу.
    • Солдаты выделяются большими размерами и мощными челюстями, задача которых защищать колонию.
  • Пчелы имеют только одну матку, которая ими и управляет. У них нет солдат, но зато есть трутни, которые занимаются оплодотворением матки. После спаривания они погибают. Вся работа, в том числе и кормление матки, ложится на плечи рабочих.
  • Осы живут только одно лето. Зимовать остаются лишь оплодотворенные самки. Жильем также пользуются только один год, Строят его из дерева и собственной слюны.
  • Шмели имеют такие же признаки социальной жизни. Но стоит выделить, что жало может быть не только у рабочих особей, но и у матки. Кстати, оно не имеет зазубрин, поэтому насекомые могут им пользоваться многократно.
  • Термиты обитают в термитниках, а их семья может насчитывать до 1 млн. особей. Матка данного вида может жить до 10 лет, а рабочие отличаются тем, что могут быть обоих полов. Их основная задача – это порядок в «доме».

У общественных насекомых 5 основных видов

Наблюдаются некоторые характерные признаки общественного поведения у следующих насекомых:

  • уховертки – они характеризуются заботой самки о потомстве
  • клопов, что обитают большими семьями
  • и даже у тлей, которые контактируют с муравьями
  • сверчки и японские клопы приносят пищу для своих личинок
  • наибольшая социальная степень жизни у трипсов. Они также строят семьи практически до 200 тыс. особей, прокладывают тропы с характерным запахом и заботятся о своей кладке

ВАЖНО: Только муравьи полностью относятся к социальной группе. Все остальные насекомые принадлежат классу Перепончатокрылых насекомых. Поскольку для них характерны все переходы от одиночного образа жизни до общественного поведения.

Видео: Общественные насекомые: секрет коллективного разума






Бортничество Это - борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого занятия древних славян - обитателей лесов. Здешний крестьянин считает грехом ловить рои: "Пчела - Божья тварь, вольная, грех принуждать её" - говорит он. Пчеловодство издревле составляло значительный промысел: воск вывозился через Днепр в Грецию. Местом кормления пчёл служат здесь многочисленные поляны, покрытые вереском. Вереск цветёт с 1 августа по 15 сентября. В это время миллионы пчёл издают гул, кружась над вереском и собирая нектар.




Муравейник Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. 2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полу спячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей. 10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.


Значение муравьев в природе и жизни человека 1)Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают); 2)Регулируют численность насекомых – вредителей леса (уничтожают личинок); 3)Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад; 4)Муравьиная кислота является действенным средством против клещей, уничтожающих пчёл. Эти клещи прогрызают хитиновый покров и высасывают гемолимфу.








Муравьи - самое многочисленное по количеству особей семейство насекомых. Да и по количеству видов немногие семейства могут поспорить с ним. Сейчас насчитывается примерно видов муравьев, но, учитывая, что каждый год описываются все новые и новые виды и роды и то, что муравьи многих районов земного шара почти не изучены, число это будет значительно увеличено. Все муравьи имеют характерный признак, по которому их можно отличить от любых других перепончатокрылых: между грудью и брюшком у них имеется тонкий стебелек из одного или двух члеников, тогда как у всех остальных перепончатокрылых брюшко непосредственно причленяется к груди.


Если у пчел и у ос в пределах одного семейства мы можем наблюдать все этапы перехода от одиночного образа жизни к общественному, то муравьи все без исключения являются общественными насекомыми. В лабораторных условиях отдельные рабочие особи могут дожить до 34 лет. Известен случай, когда муравей прожил семь лет. Значительно дольше до 20 лет живут самки.


Учёные наблюдают жизнь муравьёв в специальных стеклянных муравейниках. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что не все муравьи так трудолюбивы, как это принято считать! Наблюдения показали, что 80% муравьев занимаются общественно полезной работой - чистят жилище, собирают корм; зато остальные - бьют баклуши. Ситуация не изменилась даже после того, как ученые убрали часть "работающих" муравьев. У оставшихся трудяг деятельность закипела с удвоенной силой, а бездельники так и остались не у дел. Возможным объяснением столь странного поведения последних, по словам исследователей, может служить либо их преклонный возраст, либо патологическая лень



Значение пчел в жизни человека Мед. Содержит около 60 различных веществ, главным образом глюкозу и фруктозу и: Ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме; Минеральные вещества: Ca, Na, Mg, P, Fe, S, I, Cl, Rd; Микроэлементы: Mn, Si, Al, B, Cr, Cu, Li, Ni, Pb и т.д. Органические кислоты; Витамины; Фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями. Прополис, или пчелиный клей. Содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства: Обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза); Противозудное; Противомикробное; Тонизирует организм, повышает иммунитет; Укрепляет эмаль зубов; Обезболивает и размягчает мозоли.


Значение пчел в жизни человека Маточное молочко. Содержит минеральные соли, гормоны половые, микроэлементы, витамины и т.д. Лечебное действие: Повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови; Повышает аппетит и повышает вес; Стимулирует рост волос; Улучшает память и зрение; Повышает иммунитет. Воск пчелиный. Богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием. Пчелиный яд. Лечебное действие: Обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием; Повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет; Противомикробное; Расширяет сосуды; Снижает кровяное давление; Уменьшает вязкость и свертываемость крови; Снижает холестерин в крови.

Образуют между собой организованные группы (общества), дейст-вующие как единое целое. Таковы многие перепончато-крылые — муравьи и шмели, а также некоторые пчелы и осы. Сходный образ жизни приобрели и термиты — насе-комые с неполным превращением .

Семья

В основе группы у всех общественных насекомых лежит семья, но семья сильно разросшаяся и преобразовавшаяся.

Она состоит из плодовитой самки (ее называют маткой или царицей) и множества ее бесплодных дочерей, образующих касту рабочих. Матка обычно много крупнее рабочих, и орга-низм ее приспособлен производить очень большое количество яиц. Рабочие кормят матку, строят камеры для яиц и личинок и выкармливают личинок, пока они не превратятся в куколку. В большинстве случаев матка живет дольше бесплодных до-черей (у муравьев 6—7 лет, вплоть до 18 лет). Рабочие строят и ремонтируют гнездо, очищают его, вентилируют, обогрева-ют, защищают снаружи и на подступах к нему. Они занима-ются разведкой новых источников пищи, собирают ее, сносят в гнездо, где могут разными способами упаковывать, консер-вировать и перерабатывать. Они могут ухаживать за план-тациями грибов или своими «дойными животными».

Общественные насекомые все время делятся пищей друг с другом и каждый может пользоваться ее запасами.

Каждая рабочая особь имеет программы для всех форм труда, необходимого для процветания семьи. Обычно на-секомое переключается с одного вида труда на другой в зависимости от своего возраста.

Но у некоторых общественных насекомых рабочие разделены на подкасты — например, фуражиров (собирателей пищи) и сол-дат. Последние имеют отличное от фуражиров строение тела — мощные приспособления для защиты и нападения. Они защи-щают гнездо и фуражиров, ведут территориальные войны, но сами добывать пищу не могут.

У термитов состав семьи несколько иной: рабочая каста состоит из бесплодных особей обоего пола, а их отец содержит-ся в гнезде вместе с самкой и оплодотворяет ее по мере надоб-ности.

Общение (коммуникация)

Члены семьи очень четко взаимодействуют между со-бой, понимают друг друга благодаря врожденной системе коммуникации.

В основе ее лежит «язык» — сложный код сигналов, звуко-вых, зрительных, осязательных и химических. С помощью та-кого языка невозможно передать любую информацию (то есть две пчелы, в отличие от нас, не могут «поговорить» о чем угодно). Но зато в строго определенных областях можно пере-дать очень сложную информацию. Например, возвращаясь от нового цветущего дерева к улью, пчела-разведчица, используя врожденную программу кодирования, переводит сведения о на-правлении к цветущему дереву, расстоянии до него, обилии цветков и виде цветущего растения в набор стандартных движений, которые она выполнит перед другими пчелами в улье (так называемый танец). Пчелы-фуражиры, следуя за танцующей пчелой и повторяя все ее повороты, раскодируют танец, и их нервная система получает информацию, заложен-ную в танец разведчицей.

За расшифровку информационного значения танца пчел, волновавшего ум человека с глубокой древности, немецкий эн-томолог Карл Фриш был удостоен высшей награды в научном мире — Нобелевской премии.

Матка

Раньше люди думали, что общество насекомых подоб-но государству, и управляется из какого-то центра. Дума-ли, что семьей управляет матка, поэтому ее и назвали «царицей». Теперь мы знаем, что такого центра нет, и все члены общества взаимодействуют на основе программ поведения и потоков информации, поступающих от особи к особи. Материал с сайта

Роль матки в управлении состоит в том, что она может откладывать яйца, из которых выйдут либо бесплодные ра-бочие (причем могут и разного облика, если у вида есть под-касты), либо плодовитые самцы (трутни) и самки (будущие матки). Но частично этим процессом могут управлять и рабочие. У перепончатокрылых самцы в семье не используются. Их функция: они должны улететь, встретить отправившихся в брачный полет плодовитых самок из других семей и оплодо-творить их. Оплодотворённая самка хранит сперматозоиды в течение всей жизни. Этим гарантируется, что все родившиеся в семье особи — единокровные (то есть происходящие от одного отца и одной матери) сестры и братья.

Общественные и одомашненные насекомые

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые . К ним относятся термиты, шмели, осы, пчелы, муравьи . Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо.

Пчелы и муравьи - общественные насекомые

Пчелы. К общественным насекомым относится медоносная пчела . Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье . В улье большинство насекомых - рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых видоизмененный яйцеклад служит жалом . Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они один теплый сезон (менее года). В пчелиной семье главная пчела - матка , которая откладывает яйца - до 2000 в сутки. Матка крупнее рабочих пчел. Живет она около пяти лет. Весной, в мае - июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями : никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача - оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах: взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько "профессий". Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и, наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом так же, как и муравьи, - при помощи прикосновений и выделяемых веществ.

Однако только у пчел имеется "язык танца". При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения . Пчела-разведчица "танцует" в улье на сотах.

На нижней стороне брюшка рабочей пчелы находятся особые железы, которые выделяют воск . Из него пчелы благодаря сложным инстинктам строят соты . На задних ногах пчел имеются участки, окруженные длинными хитиновыми волосками, - корзиночки. Пчелы ползают по цветкам, и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощью специальных щеточек на лапках ног. Вскоре там образуется комочек пыльцы - обножка, которую пчела переносит в улей. Перга - пропитанная медом пыльца - служит запасом белкового корма пчелиной семьи.

У рабочих пчел имеется своеобразное расширение пищевода - медовый зобик . Из собранного с цветков нектара, который прошел через медовый зобик, образуется основной запас пищи пчелиной семьи - мед . Медом наполняются ячейки, которые пчелы закрывают тонким восковым слоем. За год от одной пчелиной семьи можно получить до 100 кг меда.

Хотя человек издавна разводил пчел, разборные рамочные ульи были изобретены сравнительно недавно - в 1814 г. украинским пчеловодом П. И. Прокоповичем. До этого, чтобы извлечь мед из пчелиного гнезда, которое, как правило, располагалось в выдолбленной колоде дерева, надо было разламывать соты, то есть разорять пчелиную семью. Уцелевший рой пчел может жить самостоятельно, без помощи человека. Это свидетельствует о том, что пчелы еще не полностью одомашнены.

Муравьи - общественные перепончатокрылые. Жала у них нет, но сохранилась ядовитая железа, благодаря которой они могут защититься от врагов. Рыжие лесные муравьи приносят большую пользу лесу. Муравьи одного муравейника поедают за день десятки тысяч насекомых и защищают от вредителей лес на площади 0,2 га. Они живут семьями.

Муравейник состоит из надземной и подземной частей. Большую часть живущих в муравейнике муравьев составляют бескрылые рабочие особи - это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник. Могут они попасть и в тот муравейник, в котором проходило их развитие.

Большинство муравьев - хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи охраняют, "пасут" этих насекомых, кормящихся на растениях, а иногда строят для них укрытия. Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для своего питания грибы, принося для этого измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи.

Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует "химический язык" - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт - совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько удивительно и сложно, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Одомашненные насекомые

Существует единственное полностью одомашненное насекомое , не встречающееся в природе в диком состоянии, - тутовый шелкопряд ; самки этого вида даже "разучились" летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

Ученые предполагают, что в диком состоянии предок тутового шелкопряда обитал в предгорьях Гималаев. Бабочка была одомашнена в Китае около 3 тыс. лет до н. э. В наше время это насекомое полностью одомашнено. Его разводят в Китае, Японии, странах Индокитая, в Южной Европе, Южной Америке, Средней Азии и на Кавказе - там, где может произрастать дерево шелковица. Существует несколько десятков пород тутового шелкопряда, различающихся по длине, прочности и окраске производимой ими шелковой нити.

Самки тутового шелкопряда откладывают яйца (каждая самка - до 600 яиц), которые называются греной . Из них появляются гусеницы. Этих гусениц в специальных помещениях на кормовых этажерках выкармливают листьями шелковицы. При окукливании каждая гусеница в течение трех суток вьет

Класс: 7

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучающие:

  • изучить особенности поведения общественных насекомых;
  • изучить многообразие общественных насекомых;
  • изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;
  • развивать творческие умения учащихся;
  • развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

Воспитывающие:

  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
  • воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
  • воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:

  • к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;
  • муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;
  • муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;
  • пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.
  • внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;
  • пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;
  • пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент (5 минут)

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале.

II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут)

Фронтальный опрос:

Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде.

Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся.

Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать.

Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока.

Для этого изначально разобьем тему урока на две подтемы:

  1. Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
  2. Полезные насекомые.

Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Задание 1 (5 минут)

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 (10 минут)

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.

Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Ученики: Можно.

Учитель : Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Задание 3 (10 минут)

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья Муравьиная семья
Член семьи Особенности, роль Член семьи Особенности, роль
Матка Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Матка (царица) Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
Трутень Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Самец Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
Рабочие пчелы Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Задание 4 (15 минут)

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Карточка №1

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Карточка № 2

Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?

Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.

Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.

Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Карточка № 3

Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?

Текст (http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/bespozv/nas35.html):

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Учитель : Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Ученики : да.

Учитель : означает ли это, что данные насекомые обладают разумом?

Ученики : наверно означает.

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт?

Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника.

Учитель : что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом.

Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт.

Примерная запись в тетради:

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Учитель : Ребята, как вы думаете, насекомые полезны или вредны?

Ученики : Полезны.

Учитель : Записываем в тетради вторую подтему нашего урока: “Полезные насекомые”. (10 минут)

Учитель : Каких полезных насекомых вы знаете?

Ученики : муравьи, пчелы, жуки, шелкопряд.

Учитель : А какую пользу приносят данные насекомые?

Ученики : мед, шелк, поедают вредных насекомых…

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый шелкопряд и чем он известен?

Ученики высказывают свои версии, после чего им предлагается обратиться к тексту учебника и ответить на следующие вопросы:

Где в природе встречается тутовый шелкопряд? (вопрос на внимательность, ученики должны ответить, что тутовый шелкопряд полностью одомашненное животное и в природе не встречается).

  • Как выглядит взрослое насекомое тутового шелкопряда и почему этому насекомому дали такое название?
  • Как человек получает шелк с помощью тутового шелкопряда?

IV. Рефлексия. (5 минут)

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Какие насекомые относятся к общественным?
  2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
  3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
  4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
  5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
  6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?

V. Домашнее задание.

Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

Как пчелы добывают мед?

Учебная литература

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. И.Н. Пономаревой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 160 с.: ил.