Исследование: электронное обучение в вузах Европы. Особенности дистанционного обучения. А по каким причинам вузы отказываются от MOOC

Современные возможности дистанционного обучения

Мы живем в удивительное время с уникальными возможностями. Интернет открывает перед нами безграничные информационные горизонты. Современные технологии позволяют расширять свое образование, находясь в любой точке земного шара.

Если раньше наш человек мог совмещать работу и заочное обучение в каком-то из отечественных ВУЗов, это было уже победой. Сейчас все кардинально поменялось. Мы можем получить достойное дистанционное образование, причем дистанционное образование в европейских вузах.

Дистанционное образование сейчас очень популярно, такой себе своеобразный трэнд. О нем пишут, говорят, его обсуждают в различных телепередачах, на форумах и домашних кухнях.

Разница между заочным образованием и дистанционным обучением

Что же такое это дистанционное образование и в чем разница между ним и заочным образованием? Многие считают эти понятия синонимами, но это не совсем так.

Итак, дистанционное образование сегодня коснулось практически всех уровней образования, начиная от бесплатных онлайн курсов или курсов английского языка в Европе, заканчивая высшим образованием и даже ученой степенью.

Заочное образование кардинально отличается от дистанционного обучения своим подходом. Заочное образование подразумевает под собой начитку лекций в определенный период, когда студент вынужден являться на сессии в учебное заведение, сдавать их и общаться с преподавателем у него есть возможность только в эти промежутки времени.

В Украине, например, более распространена такая форма, как заочное образование. Это нам ближе, комфортнее и привычнее.

Дистанционное образование являет собой постоянный тендем ученика и учителя, они могут быть на связи постоянно в интернете, обсуждать какие-то вопросы, двигаться дальше. Также есть возможность, получая образование через интернет, общаться онлайн со своими однокурсниками и обсуждать изучаемый материал, находясь в любой точке планеты. Это очень удобно, особенно если Вы решили пройти дистанционное обучение за границей. Такая система позволяет Вам экономить деньги на переезды, проживание, визы и т.д., но при этом гарантирует более высокое качество обучения.

Студент может получать свои задания различными методами, среди которых:

  • почта – телефон (кейс-технологии). Студент получает свои задания и отправляет уже выполненные по почте. Консультацию преподавателя можно получить по телефону ил в специальных учебных центрах;
  • использование телевизионно-спутниковой технологий – не очень популярно из-за высокой цены и недочетов, связанных с обратной связью;
  • учеба через интернет и все, что с ним связано (соцсети, e-mail, cайты и другие ресурсы).

Второе высшее образование дистанционно

Таким образом, дистанционное обучение за границей может проходить по-разному. Либо, рано или поздно студент должен посещать ВУЗ и сдавать соответствующие экзамены, зачеты и защищать диплом, либо полностью проходить обучение через интернет. Специалисты советуют в любом случае не получать первое высшее образование таким образом. Дистанционное обучение требует большой самоорганизации и сосредоточенности, чего часто не хватает молодым людям, которые не имеют еще опыта получения образования. А вот второе высшее образование дистанционно очень выгодный процесс. Одновременно можно получить новую, более востребованную специальность, заполучить такой желанный европейский диплом, сэкономить время и средства на обучение. Также дистанционно можно закончить магистратуру и получить (2)

Кому дистанционное образование наиболее выгодно?

Мы рекомендуем обратить внимание на
дистанционное образование следующим
группам населения:

  1. Домохозяйкам или молодым мамам, которые находятся в декрете. Ухаживая за малышом, Вы сможете выделять время на самостоятельное изучение предметов, при этом Вам не надо никуда ехать и тратить драгоценное время. Это отличный способ не выпасть из жизни, повысить свою квалификацию и самооценку.
  2. Работающим и служащим, которые не могут позволить себе не работать.
  3. Молодым людям, выпускникам средних и высших учебных заведений, которые должны работать, но хотят повысить свой образовательный уровень.

Коротко о нас:

Дистанционное образование, о котором десять лет назад многие даже не слышали, набирает все большую популярность. Даже ведущие мировые университеты, в числе которых Йельский, Кембриджский и Оксфордский, предлагают студентам по всему миру воспользоваться данной формой обучения. И это делает вполне осуществимой мечту о получении престижного образования для сотен тысяч молодых людей. Кроме того, таким способом можно получить второе высшее образование, изучить иностранные языки на высочайшем уровне, повысить квалификацию.

Варианты дистанционного обучения за рубежом:

  • получение степени бакалавра или магистра;
  • повышение квалификации;
  • курсы по различным дисциплинам, разработанные ведущими мировыми университетами.

Каким образом происходит процесс обучения?

Студенты получают личный пароль, который дает неограниченный доступ к необходимым учебным материалам. В процессе обучения используются программы, которые состоят из видеолекций, учебных пособий, тем для самостоятельной работы, тестов и были специально разработаны с учетом всех тонкостей дистанционного обучения. Зачастую есть возможность личного общения с преподавателями через скайп или электронную почту. В конце каждого курса необходимо сдавать итоговый тест или экзамен. В конце всего курса обучения необходимо лично приехать университет и сдать квалификационный экзамен.

Достоинства дистанционного обучения за границей

Престижный диплом международного образца

Такой диплом открывает многие двери и раздвигает горизонты, но лишь единицы имеют возможность обучаться в университете Европы или США на дневной форме. При этом не только в сложности вступительных экзаменов причина, но и в высокой стоимости обучения, необходимости переезда за рубеж на весь срок обучения.

Качественное образование, доступ к эксклюзивным учебным материалам

Учебный процесс будут координировать ведущие мировые преподаватели, студенты получают записи лекций, которые читают на очной форме обучения, многочисленные тесты и контрольные работы помогут постоянно контролировать уровень своих знаний.

Самостоятельный выбор продолжительности и программы обучения

Студенты дистанционной формы обучения предоставляется уникальная возможность самостоятельно планировать учебный процесс, задавать темп обучения, больше времени и сил уделять наиболее важным темам и дисциплинам.

Возможность работать в процессе обучения и оплачивать учебный процесс

Недостатки дистанционного обучения за рубежом:

Трудности при поступлении

В заграничный университет довольно сложно поступить, даже если речь идет о дистанционной программе обучения. Важна хорошая успеваемость, часто могут потребоваться рекомендации учителей или преподавателей, личные достижения в выбранной области. Знание языка должно быть на высочайшем уровне.

Высокая стоимость обучения

Если говорить о престижных университетах Европы и США, стоимость дистанционного обучения порой превышает стоимость очной формы обучения в российском ВУЗе.

Отсутствие строгого контроля со стороны преподавателей

Многие решат, что это нельзя назвать недостатком, но зачастую излишняя свобода расхолаживает студента, он начинает меньше времени уделять учебе. В результате - отчисление или низкий уровень знаний. Поэтому для успешного дистанционного обучения за рубежом необходима мотивация и четкое понимание того, что хорошие знание нужно именно вам, а не преподавателям. И важно не только получить диплом, но и взять в процессе обучения максимум знаний.

Выбор учебного заведения и порядок поступления

Если вы считаете, что дистанционное образование за границей - именно то, что вам нужно, то тщательно подойдите к выбору учебного заведения. Во многом он будет зависеть от программы обучения (бакалавр, магистр, повышение квалификации, курсы), ваших финансовых возможностей, выбранной программы.

Сделав выбор, посетите сайт учебного заведения и внимательно изучите те требования, которые предъявляются к абитуриентам, а также перечень необходимых документов.

В большинстве случаев вам потребуется подтвердить уровень владения языком, получив международный сертификат (например, TOEFL).

Также подготовьте свидетельство о полном среднем образовании, диплом вуза, если таковой имеется, соответствующим образом заполните заявление, а также приложите информацию о личных достижениях и рекомендательные письма.

Актуальную информацию о поступлении вы всегда сможете получить на официальном сайте университета. Желательно начинать подготовку к поступлению заранее. Заблаговременно связаться с учебным заведением и уточнить все спорные вопросы, подготовиться к вступительным испытаниям, если они имеют место быть, собрать пакет документов. При необходимости выделите время для того, чтобы подтянуть знание языка на должный уровень, иначе вы просто не сможете усваивать учебный план.

Ведущие мировые университеты и бизнес-школы предоставляют студентам со всего мира возможность обучатся дистанционно. Получить достойное образование, не выходя из дома, да ещё и в известном зарубежном вузе — звучит заманчиво! Реальность же терзает вопросами:

Учёба, по праву, считается одним из сложнейших видов человеческой деятельности. Большинство выпускников облегчённо вздыхают после защиты дипломов и чувствуют себя намного увереннее в рабочем процессе.

Проблема отечественного высшего образования — оторванность от реальности. Студент годами получает устаревшие или малоэффективные знания, не имея возможности реализовать их на практике.

Дистанционное обучение позволяет грамотно планировать свою жизнь:

  • Спокойно работать, утверждая свою финансовую состоятельность и статус специалиста.
  • Вдумчиво учиться, расширяя сферу профессиональной компетентности, подготавливая фундамент для карьерного роста.

Особенности дистанционного обучения

Дистанционное и заочное обучение – совершенно разные понятия. Заочное образование за рубежом предполагает частое, следовательно, затратное посещение университета. Далеко не каждый человек может позволить себе несколько раз в год выезжать заграницу для сдачи экзаменов, защиты дипломных проектов, прохождения практики. Проще, дешевле и удобнее получить высшее образование за рубежом дистанционно!

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное образование предполагает практически полную независимость студента от жёсткого регламента учебного процесса. Учащийся сам планирует ежедневную занятость, опираясь на требования университета. Всё обучение происходит в удалённом режиме – посредством современных компьютерных технологий.

Учебный план включает в себя прослушивание/просмотр определённого количества лекций по различным предметам, выполнение различных проектов, контрольных работ и тестов, периодическую сдачу экзаменов. Семинарские занятия, проходящие с широким кругом студентов, зачастую проводятся в удобное для учащихся время. Такой вариант повышения квалификации крайне удобен для работающих и семейных людей.

Эффективность дистанционного обучения

Стоит ли своих денег обучение онлайн за рубежом? При здравом и обдуманном подходе – безусловно! Особенность западного образования заключается в том, что студент оказывает активное влияние на формирование собственного учебного плана.

Учебный план составляется исходя из двух критериев:

  • Стандартный набор обязательных к изучению предметов
  • Индивидуальный выбор студента

Подобная гибкость с одной стороны гарантирует университету выпуск достойно подготовленного специалиста. А студенту – получение современных знаний в наиболее интересных для него сферах.

Что такое кредитно-модульная система?

Европейская система образования отличается простотой и логичностью. В процессе обучения студент обязуется набрать определённое количество баллов по каждому предмету, входящему в его учебный план. Реализуется, так называемая кредитно-модульная система, главным понятием которой является ECTS –кредит.

ECTS –кредит – это показатель успешности студента, вычисляющийся исходя из его учебной нагрузки. Прохождение определённой части учебной программы (модуля) даёт студенту определённое количество ECTS –кредитов. «Проходной» годовой балл составляет 60 ECTS-кредитов, что даёт учащемуся возможность «выехать» за счёт наиболее интересных предметов.

Степень бакалавра присуждается студенту, успешно набравшему более 180 ECTS-кредитов. Для получения магистерской степени потребуется дополнительное обучение – нужно набрать более 300 ECTS-кредитов.

Стоимость дистанционного обучения за рубежом

Расчёт стоимость онлайн-обучения зависит от:

Дистанционное обучение за границей может обойтись намного дешевле изначально запланированных затрат. Многие университеты мотивируют студентов возможностью бесплатного обучения при высоких показателях академической успеваемости и личных достижений (особенно в творческих профессиях).

Можно ли обучаться дистанционно бесплатно?

Реально ли получить дистанционное образование за рубежом бесплатно? Получить бесплатно высшее образование фактически невозможно. Зато повысить квалификацию – вполне. Бесплатный образовательный сегмент представлен разнообразными онлайн-семинарами, курсами, доступной для изучения литературой (данными исследований, новейшими учебными пособиями).

Круглый год проходят различные образовательные вебинары от всевозможных бизнес-школ (например, MBA), медиа-холдингов, промышленных предприятий и, разумеется, высших учебных заведений.

Как попасть на дистанционное обучение?

Дистанционное обучение в солидных университетах требует достаточно серьёзной подготовки. Каждый университет предъявляет определённый набор требований к кандидатам (для удалённой формы обучения перечень ограничений минимальный).

После подачи заявки на обучение, необходимо перечислить на счёт университета оплату за обучение (полностью или частично). Важно помнить, что при частичной оплате учёбы, нужно строго соблюдать сроки – иначе вас могут автоматически отчислить за неуплату.

Дистанционное обучение — идеальный вариант для целеустремлённых людей. Обладаете жизненными целями, но чувствуете нехватку актуальных знаний? Незачем тратить время на отечественные вузы. Получайте знания онлайн и сразу же реализуйте их в своей работе!

Европейские страны являются передовиками в области дистанционного электронного образования. Дистанционное обучение в этих странах берет начало еще с 70-ых годов 20 века.


Возможность обучаться удаленно с использованием современных информационных технологий в образовании , предоставляется практически всеми европейскими государствами.


Ведущими европейскими странами в области развития и совершенствования электронного образования являются: Германия , Испания, Италия , Финляндия, Швеция, Франция , Чехия, Великобритания с ее системой обучения . Каждая из этих стран имеет собственную историю, культурные традиции и обычаи, которые, непосредственно, нашли свое отражение во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательной сфере. Поэтому, выбирая государство для дистанционного обучения, необходимо будет учесть данные особенности.

Не смотря на специфические особенности в системе образования вышеперечисленных государств, у них есть и много общего, что выгодно отличает их от азиатских, западных и других европейских государств. В число преимуществ дистанционных образовательных программ ведущих европейских государств можно отнести следующее:

  • многолетний опыт в области удаленного электронного образования ;
  • богатая информационная база;
  • наличие образовательных центров в других развитых странах мира;
  • признание дипломов во всем мире;
  • применение современных мультимедийных технологий в образовании , включая компьютерные сети и спутниковое телевидение;
  • налаженная система рассылки файлов, установления обратной связи и аттестации студентов;
  • квалифицированный кадровый состав;
  • высокое качество знаний.

После дистанционного обучения в Европе, вы сможете получить диплом вуза, с помощью которого легче будет заняться построением деловой карьеры.

Особенности обучения в развитых странах Европы

Дистанционное образование в вузах европейских государств имеет специфические отличия по сравнению с обучением в вузах России либо странах СНГ.

Первая отличительная особенность заключается в условиях поступления. Для того чтобы поступить в европейский вуз, необходимо в совершенстве владеть иностранным языком, а точнее иностранным языком того государства, в которое вы намерены поступить. Вступительные экзамены, как правило, не сдаются – сдается только экзамен на знание языка. Предпочтительнее освоить английский язык, поскольку он является общепризнанным международным языком.

Даже такие страны, как Германия, Испания , Финляндия, и ряд других государств, помимо программ на национальном языке, разработали и внедрили программы обучения на английском языке. Учтите, что англоязычным студентам всегда найдется место в стенах любого высшего учебного заведения Европы!

Вторая отличительная черта заключается в методах удаленного преподавания. К примеру, Германия делает большой акцент на применении в ходе преподавания: аудио и видеороликов, печатных материалов, различных мультимедийных ресурсов. Обучаясь в Германии дистанционно, студенты отдают предпочтение следующим специальностям:

  • юридические;
  • информационные;
  • медицинские;
  • электротехнические.

Среди огромного множества вузов, особо стоит выделить институт дистанционного образования в г. Хагене, с богатейшей информационной базой и 25-летним опытом работы в сфере электронного обучения.

Испания, помимо предоставления абитуриентам большого числа специальностей гуманитарной и технической направленности, отличается высоким уровнем налаживания обратной связи, независимо от местонахождения студента. Накопив 20-ти летний опыт работы, Испания готова предложить студентам качественное образование, используя современные методы передачи знаний.

Основной акцент Испанские вузы делают на использовании в учебном процессе доступного программного обеспечения: Linux, Moodle, Open Office, Google Docs и т. п.

Франция – страна, занявшая 3 место в Европе по интенсивности развития электронного образования, уделяет большое внимание информационному обеспечению абитуриентов. В последнее время в учебные программы стали активно внедрять обучающие курсы на английском языке.

Обучение происходит посредством практического применения информационных технологий в образованиии интерактивного телевидения. Кроме того, в ходе обучения студентам рассылаются различные презентации, видеокассеты, видеоролики.

Одним из самых передовых европейских государств в области развития и совершенствования системы e-learning является Финляндия. Что может предложить абитуриентам Финляндия? Широкий спектр специальностей, высокое качество трансляции видео и аудиоматериалов. Применение самых современных методов разработки учебных программ, аттестации учащихся, передачи информации, например, посредством проведения видеоконференций.

С наступлением эпохи MOOC мало внимания уделялось тому, как информационные технологии влияют на сферу высшего образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но до настоящего момента образовательное сообщество располагает малым количеством данных не об отдельных явлениях e -learning , а о стратегической важности электронного обучения именно в вузах.

Этот вопрос и послужил основой для исследования, проведённого Европейской университетской ассоциацией, призванном обозначить общую картину уровня внедрения инновационных технологий в сферу высшего образования и спрогнозировать будущие тренды IT в обучении. Другими словами, попросту понять, что сейчас работает, а что не очень в этом по-прежнему новом и захватывающем направлении электронного обучения.

В исследовании приняло участие 38 образовательных систем Европы, что составляет около трети общего европейского вузовского образовательного пространства. Вузы отвечали на три основных вопроса исследования: какой вид электронного обучения они используют, каким образом и что ожидают в будущем. Также задавались вопросы о получаемой поддержке, координации, качестве цифрового образования. Расскажем вкратце о самых важных результатах.

Ключевые результаты

За очень малыми исключениями, почти все европейские вузы используют технологии электронного обучения в своей работе. 91% опрошенных учреждений используют модель смешанного обучения (когда изучение материала и практика могут проводиться как в стенах института, так и дома); 82% учреждений предлагают онлайн-курсы. Одни из трендов - совместное производство курсов разными институтами, а также онлайн-курсы с возможностью получения научной степени. Очень многие институты предлагают своим студентам сдавать онлайн-экзамен, даже если предмет преподавался традиционным способом.

Охват технологий e -learning внутри вузов

Несмотря на то, что почти все вузы-участники опроса указали, что в какой-либо из форм они используют электронное обучение, его распространённость очень варьируется в зависимости от учебной дисциплины. Всего треть опрошенных вузов охватывает электронным обучением всех или почти всех студентов своих кафедр. Самые популярные для применения e -learning дисциплины - это бизнес и управление, педагогика, инженерные и технологические дисциплины. Крайне редко электронное образование применяется в сферах юриспруденции и искусства.

Таким образом, можно говорить, что современные технологичные инициативы генерируются каждой кафедрой и местными энтузиастами по отдельности, и только затем могут распространиться на весь вуз. Насколько быстро это происходит и происходит ли вообще, зависит от административного аппарата, модели управления и количества ресурсов.

По причине того, что современные технологии продвигаются кафедрами и увлечёнными преподавателями, только 13,8% факультетов имеют собственные стратегии воплощения e -learning . Поэтому пока нельзя говорить о хотя бы зачатках единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах, хотя почти половина опрошенных учреждений имеют разработанную внутриуниверситетскую стратегию, а ещё четверть находятся в стадии её разработки.

Инфраструктура электронного обучения

Для обеспечения успешного учебного процесса вузам необходима надёжная инфраструктура. Более 80% опрошенных университетов обозначили использование соответствующего программного обеспечения для создания курсов, онлайн-репозиториев для учебного материала, электронных систем и инструментов управления учебным процессом; а также наличие студенческих онлайн-порталов (как на уровне учреждений, так и на уровне факультетов). Почти все вузы предоставляют своим студентов внутреннюю электронную почту, доступ к Wi -Fi , компьютерные залы и доступ к онлайн-библиотеке. Также 80% опрошенных вузов предоставляют студенческие лицензии для программного обеспечения, доступ к каталогам онлайн-курсов и учебных материалов и используют социальные медиа. 65% сообщают о возможности онлайн-экзаменов, и ещё 9% планируют внедрить такую возможность в свою работу. Значительная часть респондентов отмечает оказываемую поддержку студентам и учителям в электронном обучении.

Внедрение технологий e -learning почти не зависит от направленности вуза

Вопреки ожиданиям, оказалось, что технические и открытые вузы не всегда лидируют в процессе внедрения IT и цифровых технологий в процесс обучения. Хотя есть достаточно удивительные различия в том, как и в какой степени отдельные институты одной направленности и в одной и той же стране воплощают технологии электронного обучения в своей работе. Пока не очень понятно, почему так происходит: возможно, причина в различном дополнительном финансировании, разнице в преподавательских и студенческих и акценте на определённых дисциплинах. Тем не менее, факт остаётся фактом: большинство европейских вузов, вне зависимости от страны и направленности, активно используют технологии электронного обучения и работают над созданием единой внутренней стратегии вуза.

Преимущества и проблемы электронного обучения

Опрошенные вузы не выразили сомнений в ценности электронного обучения. Три четверти респондентов признают, что e -learning меняет подход к обучению и преподаванию, а 87% видят в нём катализатор будущих изменений в методах преподавания. Среди прочих положительных особенностей электронного обучения отмечен его потенциал в условиях массового образования («Оно позволяет дать материал большему количеству студентов, а также стимулирует их к совместной работе»). Всего 8% опрошенных не уверены в ценности сферы электронного обучения в целом.

Тем не менее, мнения касательно отдельных видов электронного обучения расходятся. 45% опрошенных либо отрицают преимущества перевёрнутого класса, либо не уверены в них. Около половины респондентов либо считают, что e -learning не повышает качество образования, либо не уверены в этом (с явным перекосом в сомнение, а не в отрицание). Причиной такого раскола может стать относительная новизна такого подхода к обучению; респонденты также отмечают, что для успешной реализации электронного обучения необходимо множество факторов - время на внедрение (76%), бюджет (43%) и увлечённость педагогического состава.

Какими бы ни были опасения, они не уменьшают мотивацию вузов развивать сферу e -learning . Среди мотивирующих факторов: гибкость учебного процесса, повышение эффективности классной работы, возможности дистанционного обучения.

MOOC

Интерес к MOOC в Европе не утихает. В период проведения опроса всего 12% вузов предлагали массовые открытые онлайн-курсы; но почти 50% выразили своё желание запустить их. Нет явной связи между наличием MOOC от конкретного вуза и его общей вовлечённости в другие формы электронного обучения, но, судя по этой выборке, наиболее склонны к запуску MOOC всё-таки технические вузы.

Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курса являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Среди мотивов почти не упоминается экономия бюджета или получение прибыли. Кроме того, в будущем вузы видят в MOOC возможности сотрудничества и партнёрства с другими образовательными учреждениями.

А по каким причинам вузы отказываются от MOOC ?

Половина вузов, не запустивших MOOC , пока не сделали этого по финансовым соображениям. Одна пятая называет в качестве причины недостаточную подготовленность педагогического состава (что звучит странно, но, учитывая отсутствие единой стратегии, вполне объяснимо). Более четверти указывают, что предпочитают другие формы электронного обучения, сомневаясь в пользе MOOC для студентов.

Какие они, европейские MOOC ?

В среднем опрошенные вузы предлагают от 1 до 5 онлайн-курсов - видно, что пока они находятся в стадии эксперимента. Большей частью MOOC предлагают вузы Западной Европы; самое большое количество курсов на счету у Испании. Если говорить об охвате курсов: несколько курсов в выборке привлекают несколько десятков тысяч студентов, но в основном средний онлайн-курс собирает пару тысяч участников.

Одна треть вузов зачисляет студентам дополнительные баллы за участие в MOOC : это объясняет значительные колебания в пока, и зателях завершаемости отдельных курсов от 4% до 50% (хотя средний показатель завершаемости колеблется между 10% и 20%). Курсы, рассчитанные на глобальную аудиторию, в основном призваны повысить свой международный престиж, и в таких курсах, как правило, низкий показатель завершаемости. Более локальные курсы стимулируют своих студентов пройти их полностью.

По причине небольшой выборки (всего 31 вуз) и относительной новизны MOOC на момент проведения опроса пока нельзя сделать никаких выводов относительно дальнейшей судьбы MOOC в Европе. Все опрошенные вузы собираются продолжить свою деятельность в этой сфере, но немногие собираются увеличивать свои показатели. И, как и с другими видами электронного обучения, вузы видят в MOOC широкие возможности партнёрства с другими учреждениями. Что важно: две трети вузов отметили, что собирают данные со своих MOOC , а это значит, что эти данные вскоре могут стать важным источником информации для анализа и прогнозирования дальнейшей ситуации.

Общие выводы

В целом удивительно, что настолько разные вузы из настолько разных европейских стран (249 вузов из 38 стран) имеют приблизительно одинаковые мотивы для развития электронного обучения. Прежде всего это эффективное использование аудиторного времени и гибкость учебного процесса.

Также результаты исследования напоминают нам о том, что цифровые технологии - не единственный и не достаточный путь для повышения качества образования. Перемены должны происходить не только в технологическом секторе, но и в общественном, и в ментальном. E -learning - не панацея, а лишь часть единой образовательной системы, воплощение которой требует ресурсов, увлечённых педагогов и времени на становление.

Подготовлено по материалам исследования OpenEducationEuropa и новости