Динамика конфликта лестница эскалации. Этапы эскалации конфликта. Эскалация межгосударственных конфликтов

Забавно, но довольно часто сталкиваюсь с вопросом «что такое эскалация» и «что значит эскалировать» несмотря на то, что это одно из самых базовых понятий как в управлении проектами, так и в менеджменте в целом. Поэтому этот пост (осторожно, спойлер!) будет полон достаточно банальных вещей об эскалации, если вы все об этом знаете – не открывайте. Я предупредила.

Итак, что такое эскалация? Википедия дает универсальное определение – это постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, коррупции во власти, или эскалация войны); наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение (положения и т. п.).

Красиво, но связать с управлением проектами сложно, а ведь все очень просто.

Эскалация – это «подъем наверх» конфликта или проблемы, которые вы не можете разрешить самостоятельно в рамках своей роли или своих полномочий.

В норме процесс выглядит так: участники проектной команды взаимодействуют друг с другом и в случае, если они не могут договориться между собой, или решить какую-то внешнюю проблему самостоятельно – они эскалируют вопрос на руководителя проекта. Если он может разрешить вопрос – он его разрешает, если нет – эскалирует выше.

Эскалация – это также один из основных инструментов, используемых в ходе управления рисками.

Мои правила эскалации:

  1. Попробовать договориться без эскалации.
  2. Если не удалось – честно предупредить, что раз мы не договорились – я вынуждена эскалировать вопрос на такого-то менеджера, потому что интересы проекта и все такое. После этого чудесным образом в половине случаев договориться удается.
  3. Продумать внятную аргументацию с позиции и на его результаты/сроки/бюджет и другие ограничения.
  4. Включить в письмо (поставить в копию) или позвать на встречу с руководителем вторую сторону конфликта, чтобы решать вопрос совместно. В случае если вопрос критически важен для проекта – не забыть включить в процесс спонсора проекта, заранее согласовав с ним свою позицию.
  5. Получить результат, помня при этом, что отрицательное решение – это тоже результат. И если, например, мне в ходе эскалации не удалось получить нужный ресурс, это повод отразить это в плане управления рисками и отметить в протоколе, что в итоге влияние на проект такое-то.
  6. Продолжать работать в обычном режиме, не делая выводов типа «все они неправы», «менеджер, не давший ресурс – негодяй», «да делайте тогда сами свой проект, кому из нас это вообще надо» и проч. Эскалация – рабочий процесс, в котором нет места личному восприятию. Хотя некоторые поправки в после этого можно внести, так как теперь вы лучше представляете их мотивацию, влияние и проч.

Часто руководители проектов боятся самого слова «эскалация», почему-то считая, что в случае, если они вынесут проблему выше, они продемонстрируют свою некомпетентность, неумение управлять командой и проч. А зря, пока вы не генеральный директор – 100% влияния и власти у вас все равно не будет (да и в случае с генеральным директором тоже), а значит – ситуации, в которых понадобится эскалации, неизбежны. И лучше сделать это раньше, пока проекту не нанесен совсем уж большой урон.

  1. Идет ремонт в новостройке , на объекте работает бригада во главе с прорабом и дизайнер интерьера, осуществляющий авторский надзор за работами. Цель проекта вроде бы одна – сделать так, чтобы вы скорее въехали в свою уютную квартиру, сделанную в точном соответствии с дизайн-проектом. Закупки делают они же.
  2. Ситуация 1: В магазине не оказалось той самой плитки, которая так хорошо смотрелась на визуализации. Неправильно: купить похожую плитку самим или заказать такую же, но ждать ее получения три месяца. Мне ничего не говорить, чтобы я не подумала, что они непрофессионалы, которые не в состоянии справиться с простой проблемой. Правильно: сформулировать, какие есть варианты (для варианта замены плитки – обновить визуализацию) и спросить меня. Типичный пример эскалации, все логично, но заменить плитку на закупку серверов с «не теми» характеристиками – и вот вам потенциальный срыв проекта из-за того, что кто-то побоялся вовремя эскалировать.
  3. Ситуация 2: дизайнер считает, что розетки и выключатели должны быть сделаны ровно как в дизайн-проекте и на его чертежах, а прораб – что часть комплектующих надо заменить, они красивые, но нефункциональные по его опыту в других квартирах. Неправильно: поругаться, считать, что другой – некомпетентен и «просто не умеет их готовить», затянуть конфликт, но мне ни за что не говорить. Тоже неправильно – прийти ко мне по отдельности, «настучать» на непрофессионализм коллеги, попросить принять мою сторону. Я все равно буду слушать обоих, но «на карандаш» сам подход возьму. Правильно: сформулировать, почему будет неудобно пользоваться (возможно, для меня это не будет проблемой?), объяснить, что можно сделать и как это повлияет на проект в целом (придется докупать новые розетки на всю квартиру на 30 000 рублей? задержится срок на 2 недели?), привести примеры и дать контакты людей, у которых с этим комплектующими все работает красиво и удобно.

P.S. Перед новым годом был пост с

Проблема конфликтных ситуаций, так или иначе, затрагивает большое количество людей. Она не раз была затронута различными специалистами и психологами. Однако, полностью избежать таких столкновений невозможно. Психологи в связи с этим очень часто говорят об эскалации конфликта, ее моделях и типах, характеристике, способах ее развития и к чему она приводит.

Значение понятия

В первую очередь, нужно определиться с понятийным аппаратом и дать определение, что значит «эскалация» Это понятие используется в разных сферах: менеджменте, юриспруденции, бизнес-технологиях. Оно возникло в деловом общении со значением «наращивать, восходить». Понятие используется в разрешении таких ситуаций, которые связаны со спорами, инцидентами и организационными проблемами. Также эскалация является одним из основных инструментов , который применяют в процессе управления всевозможными рисками.

Эскалирование представляет собой рост противоборства между его сторонами. При этом типы, тактики, модели и фазы могут быть различными. Под эскалацией понимается также развитие спора и обострение противоборства, которое прогрессируе т во времени, при этом следующие разрушающие действия оппонентов друг на друга сильнее чем предыдущие по интенсивности. Эскалация - это та часть которая начинается с инцидента , а заканчивается ослаблением борьбы , то есть переходит к окончанию столкновения.

Признаки эскалации

Эскалация конфликта имеет определенные свойства. Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:

Модели эскалации конфликта

«Нападение - нападение». Это такая конфликтная ситуация, которая проявляется в постоянном повышении агрессии сторон. Например, ответом на какие-либо запросы может выступить более жесткое требование. В этом случае обе стороны уже не могут избавиться от негативных эмоций, а самые безобидные предложения другого считаются неприемлемыми и сразу отвергаются. Оба участника конфликта руководствуются жаждой отомстить своему оппоненту за его поступки и мысли.

«Нападение - защита». При этой модели конфликта один из участников предъявляет какие-либо требования, а второй от них отказывается, выступая за сохранение своих принципов и интересов. Если одна из сторон не выполняет запросы другой, то это настраивает человека на то, чтобы выдвинуть новые и более жесткие требования. Данная тактика предполагает переход к нерациональному поведению и вызывает проявление злости, отчаяния и гнева.

Спиральная эскалация

Спиральная модель эскалации конфликта характеризуется результатом разнообразных действий и противодействий, которые образуют замкнутый круг. Данному виду эскалации характерны следующие признаки:

Те наступательные тактики, которые используются первой стороной, вызывают похожее поведение другой стороны.

Ступени развития конфликта

Развитие конфликта напоминает спуск по лестнице, при каждом шаге вниз по ступеньке сознание и трезвость рассудка снижается. Х. Броделем выделяется 3 фазы развития конфликтных ситуаций и 9 этапов их развития. Все они различаются психологическими состояниями двух сторон.

От надежды к страху:

  • Дискуссия и аргументация
  • Споры и доведение выяснения отношений до крайности
  • Время действовать, а не говорить. Является порогом страха

От страха к потере облика:В каждом противостоянии наступает такой момент, когда конфликтующие стороны исчерпывают свои ресурсы, спор постепенно прекращает эскалировать. Зачастую после этого пиковая точка спора пересекается и совершается деэскалация конфликта. Она представляет собой затухание противостояния, понижение напряженности между людьми. Постепенная деэскалация помогает сузить границы тех территорий, которые попадают под зону разногласия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. П ризнаки и виды эскалации конфликта

Под эскалацией конфликта (от лат. Sсаlа - «лестница») понимается развитие конфликта, который прогрессирует во времени, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. В процессе эскалации происходит переход к более примитивных форм отображения.

2. Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление о оппонента, который интегрирует искаженные и иллюзорны черты, начинает формироваться в процессе латентного периода конфликта как результат восприятия, детерминированного отрицательными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализовано, образ врага носит опосредованный характер. Его можно сравнить со слабо проявленный фотографических снимков, где изображение Нечеткое и бледно. В процессе эскалации образ врага проявляется все более отчетливо и постепенно вытесняет объективный образ. О образ врага, который доминирует в конфликтной ситуации, свидетельствующие недоверие; возложения вины на врага; негативное ожидание; отождествление со злом; представление «нулевой суммы» («все, что выгодно врагу, вредит нам», и наоборот); деиндивидуализация (« всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом »); отказ в соболезновании.

Закреплению образа врага способствуют: рост негативных эмоций; ожидания деструктивных действий от другой стороны; негативные стереотипы и установки; серьезность объекта конфликта для лица (группы) продолжительность конфликта.

3. Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме за короткое время; сопротивление оппонента.

4. Переход от аргументов к претензиям и личных выпадов. Когда сталкиваются мнения людей, то люди обычно стараются их аргументировать. Другие, оценивая позицию человека, тем самым косвенно оценивают и ее способность к аргументации. Человек обычно добавляет значительного личностного окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критику результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринято как негативную оценку его самого как личности. Критика в данном случае воспринимается как угроза самооцинци лица, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

5. Рост иерархического ранга интересов, нарушаются и защищаются, и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важных интересов другой стороны. Поэтому эскалацию конфликта может быть рассмотрено как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга интересов, нарушаются. В процессе эскалации интересы оппонентов будто разводятся на противоположные полюса. Если в передконфликтний ситуации они могли как-то сосуществовать, то за эскалации конфликта существования одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

6. Применения насилия. Характерным признаком эскалации конфликта является применение последнего из аргументов - насилия. Многие насильственных действий обусловлено местью. Агрессия связана со стремлением какой-либо внутренней компенсации (за утраченный престиж, снижение самооценки и т.д.), возмещения ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездия за ущерб.

7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, которое началось через спорный объект, перерастает в более глобальное столкновение, в процессе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, его вызвали, и продолжается после того, как они стали незначительными.

8. Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоких противоречий, возникновение множества различных точек соприкосновения. Конфликт распространяется на большой территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

9. Увеличение количества участников. Это может происходить в процессе эскалации конфликта через привлечение все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта на межгрупповых, количественное увеличение и изменение структуры групп, участвующих в противоборстве, изменяет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

С обострением конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Этот процесс носит волнообразный характер, основанный на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотично, а поэтапно, по замыслу онтогенез психики, но в противоположную сторону).

Два первых этапа отражают развитие передконфликтнои ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет потеряно почву для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Мероприятия, осуществленные одной из сторон для смены позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации. Третий этап - собственно начало эскалации. Все ожидания сосредоточиваются на действия, заменяющий тщетные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальные: обе стороны надеются напором и жесткостью вызвать изменение позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелым взглядом на реальность жертвуют в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Настоящие проблемы конфликта теряют важность, тогда как лицо противника оказывается в центре внимания.

Возрастные уровни эмоционального и социально-познавательного функционирования психики человека (1 - начало латентной фазы, 2 - латентная фаза, 3 - демонстративно фаза, 4 - агрессивная фаза, 5 - батальную фаза)

На четвертом этапе функционирования психика регресуе примерно до уровня, отвечающего возраста 6-8 лет. У человека еще присутствует образ другого, но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и состоянием этого другого. В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, то есть все, что «не я» или «не мы», является плохим, и потому откидывается.

На пятом этапе эскалации явные признаки поступательного регрессии проявляются в форме абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - самого себя. На карту ставятся священные ценности, убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие приобретают обезличенного формы, восприятие противоположной стороны застывает в твердом образе врага. Враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Поэтому неискушенному наблюдателю трудно воспринимать глубоко регресоване восприятие других, принимать меры по урегулированию конфликта.

Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоение нравственных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:

1.дополнительный взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона);

2.симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

Эскалация конфликта происходит именно по 2 варианту.

Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики.

2. П ирамида негативной эскалации конфликта

Рис. 1. Пирамида негативной эскалации конфликта и этапы конструктивного разрешения.

Для разрешения конфликта необходимо проделать обратный путь по пирамиде, который может заканчиваться или на интересах (первый вариант), или на мировоззрениях и корневых проблемах (второй вариант, наиболее полный и эффективный).

Первый вариант состоит из семи этапов:

1. Прекратить враждебные действия в отношении себя или других.

2. Урегулировать эмоциональный тон общения с собой или другими.

3. Урегулировать отношения с собой или другими.

4. Согласовать принципы и правила применения тех или иных средств, с помощью которых позиции воплощаются в практику.

5. Рассмотреть сразу множество возможных позиций, т.е. перейти от отдельных позиций к выбору из широкого спектра вариантов конструктивных решений.

6. Распознать интересы других и осознать свои интересы. Разделить интересы, позиции и средства их достижения. Обозначить выявленные интересы и признать те, что являются законными и обоснованными.

7. Совместно найти такие варианты и способы действий, которые одновременно отвечали бы Вашим интересам и интересам оппонента.

Второй вариант включает еще три этапа:

Проводится критический анализ вторичных верований -- своих индивидуальных и других людей.

Проводится критический анализ первичных верований -- своих индивидуальных и других людей.

Выявляются корневые реальные (объективные) и субъективные проблемы и вырабатываются способы их решения.

Оставлять конфликт без внимания - это все равно, что оставлять в пустом доме тлеющие угли: пожара, конечно, может и не случиться, но уж если случится... эскалация конфликт негативный спиральный

Вообще аналогия между конфликтом и пожаром более глубока: 1) и тот и другой легче предотвратить, чем погасить; 2) в обоих случаях фактор времени может стать решающим, ибо и конфликт и пожар страшны своим разрастанием. Эти же два признака роднят конфликт и болезнь.

Так же эскалация может объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у окружающих, вербует себе сторонников. Особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя.

При разрастании (эскалации) конфликта дело запутывается. Исходный конфликт обрастает новыми, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. При этом эмоции нарастают как снежный ком.

Все это убеждает в том, что, получив информацию о конфликте, руководитель должен действовать, принимать меры, не дожидаясь разрастания конфликта.

Тем более, что бездействие, позиция невмешательства расценивается в коллективе как равнодушие, а то и как малодушие. И то и другое не способствует авторитету руководителя.

3. С пиральная модель эскалации конфликта

Рубин и соавторы отмечают, что если в ситуации конфликта действия обороняющейся стороны не вызывают эскалации в поведении агрессора, значит, перед нами агрессивно-оборонительная модель конфликта. Однако, если поступки обороняющегося вызывают эскалацию поведения агрессора, последовательность агрессор обороняющийся становится эпизодом большой спирали конфликта.

Спиральная модель эскалации конфликта демонстрирует, что эскалация результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают подобное же поведение другой стороны. Этот ответ, в свою очередь снова провоцирует первую сторону на новые действия, что замыкает круг и выводит конфликт на новый виток. У каждой из сторон растет список прегрешений другой стороны, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса. Каждый из нас реагирует на провокацию на ее же уровне, и спираль конфликта продолжает расти.

Сильной эскалации предшествуют два обстоятельства: высокая степень осознаваемого расхождения интересов и низкая стабильность. Так, чем сильнее субъективное восприятие расхождения интересов, тем большая жесткость тактик противодействия оппоненту кажется приемлемой. Кроме того, можно определить источники стабильности:

Наличие связей принадлежности к одной группе, дружбы или взаимной зависимости между сторонами взаимодействия (варианты общее групповое членство или ситуация взаимнойзависимости);

Существование третьей стороны, которая готова вмешаться в качестве посредника, миротворца;

Отсутствие возбуждения ли напряжения в предшествующем общении;

Вовлеченность в деятельность, которая находится за пределами данной системы отношений;

Страх одной или обеих сторон перед эскалацией.

Причины остановки эскалации:

Одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;

Первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;

Одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

Одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

Наступает мертвая точка в противостоянии.

Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.

Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров. Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию. Причины возникновения мертвой точки в конфликте:

Провал тактики противостояния;

Истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);

Потеря социальной поддержки;

Неприемлемые затраты.

Первоначально на этой стадии ничего не происходит в объективном плане, но при этом изменяется отношение одной из сторон к происходящему. Через некоторое время обе стороны приходят к досадному выводу, что преобладание невозможно, но, тем не менее, пока нет желания отдать победу, самоустранившись, или уступить. Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

И в заключение скажем об ограниченности, которую имеет динамическая модель описания конфликта. Наиболее важная проблема фазовых теорий конфликта заключается в том, что они могут выглядеть слишком простыми, фазовый анализ может преувеличивать роль логической последовательности пошаговой последовательности в развитии конфликта. По мнению А. Рапопорта, нельзя все конфликты подвести под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, когда противников разделяют непримиримые противоречия и они рассчитывают только на победу; есть конфликты типа дебатов, где возможен спор, возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа игр, где стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что данная схема дает идеальную модель развития конфликтного взаимодействия, тогда как реальность предоставляет нам множество примеров смещения фаз, круговорота, сокращенного протекания борьбы, затухания и нового возобновления противостояния и т.д.

З аключение

Итак, конфликт - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов.

Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация конфликта является второй фазой развития конфликта, когда происходит начало открытого конфликтного взаимодействия, прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

С писок используемых источников

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -- 591 с.

2. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. -- М.: ЮНИТИ, 2003. -- 124 с.

3. Мириманова М.С. Конфликтология. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

4. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. -- СПб.: прайм-Еврознак, 2001. -- 352 с.

5. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. -- Минск: Амалфея, 1997. -- 277 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии. Отличие конфликта от противоречия. Биологические основы и типы агрессивного поведения людей. Сложность выявления потребностей и интересов участников конфликта. Понятие эскалации.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Объект, предмет и тип конфликта в произведении Александра Вампилова "Свидание", причины его возникновения. Психологические составляющие конфликта. Инцидент, эскалация и разрешение конфликта. Латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2009

    Конфликт как открытое противоборство, столкновение двух и более участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Применение насилия - этап эскалации конфликта, формы его завершения.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Конфликтология. Сущность конфликта. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Процесс развития конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Третья стадия развития конфликта. Кульминация. Разрешение конфликта. Переговоры.

    реферат , добавлен 06.02.2004

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Понятие, функции, структура, особенности и участники межличностных конфликтов. Методы преодоления и готовность к разрешению конфликта. Характер межличностных отношений конфликтантов. Разрешение межличностного конфликта. Объективизация конфликта.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Конфликт как форма внутривидовой и межвидовой борьбы за существование. Основные участники конфликта. Образ конфликтной ситуации как отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Субъективные составляющие конфликта.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Типы конфликтов, их причины. Управление конфликтной ситуацией. Признаки деструктивного конфликта и этапы его развития. Действия руководителя и способы разрешения конфликта. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. Проявление гнева и угроз.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Понятие конфликта. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов. Ключевые понятия теории переговоров. Типы и структура переговоров. Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта. Условия успешного разрешения конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Понятие, сущность и типология внутриличностных конфликтов, их причины, последствия и способы разрешения. Психологические конфликты конструктивного характера как форма развития личности; основные концепции. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап -- происходит его эскалация, нарастание.

Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация конфликта -- это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Признаки эскалации:

  • 1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения;
  • 2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует:
    • - недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);
    • - возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);
    • - негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);
    • - отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);
    • - представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);
    • - деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);
    • - отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).
  • 3) Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.
  • 4) Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.
  • 5) Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.
  • 6) Применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.
  • 7) потеря первоначального предмета разногласий.
  • 8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.
  • 9) может иметь место увеличение числа участников.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

Четвертый этап - возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" - плохо и отвергается.

На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому. Выделяют два типа агрессии - агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия).

«Конфликты не сразу являются тяжелыми – конфликт набирает силу только тогда, когда мы это допускаем» (Ф. Глазл).

Австрийский исследователь Ф. Глазл выделяет девять этапов эскалации конфликта и подробно описывает различие между ними: усиление; дебаты и полемика; дела вместо слов; имидж и коалиция; потеря лица; стратегия угроз; ограниченные уничтожающие удары; разгром; вместе в пропасть.

Первая ступень – «усиление» – характеризуется тем, что:

  • Точки зрения становятся все более жесткими и все чаще сталкиваются.
  • Временные неудачи вызывают замешательство у обеих сторон.
  • Осознание существующей напряженности вызывает скованность.
  • Еще преобладает убеждение: напряженность можно снять путем бесед друг с другом.
  • Еще нет четко выраженных партий и лагерей.
  • Готовность к сотрудничеству сильнее, чем мышление в понятиях конкуренции.

Вторая ступень – «дебаты и полемика » – характеризуется тем, что:

  • Противоречия выражаются в дебатах и полемике.
  • Поляризация в мышлении, чувстве и воли ведет к столкновению.
  • Преобладает полное господство черно-белого мышления.
  • Применяется хитроумная вербальная тактика: участники делают вид, что как бы обращаются к рациональным аргументам – на деле проявляется вербальное давление, словесное насилие.
  • Через «пламенные речи для трибуны», т.е. привлекая третьих лиц, стороны набирают очки и хотят добиться признания.
  • Вокруг точки зрения каждой из сторон создаются врéменные группировки и партии с меняющимся составом.
  • Проявляется расхождение между обертоном и унтертоном вызывает замешательство и скепсис.
  • Начинается борьба за превосходство.
  • Позиция «кооперация» и «конкуренция» постоянно чередуются, что усиливает замешательство.

Если через полемику и дебаты не удается урегулировать раз­ногласия, то развитие конфликта переходит на третью ступень:

  • Разговоры и речи больше не помогают: значит, делом нужно дока­зать свою правоту!
  • Стороны конфронтуют, ставя друг друга перед свершив­шимися фактами. Стратегия совершившихся фактов.
  • Начинаются расхождения между вербальными высказывани­ями и невербальным поведением: невербальный эффект преобладает – сделанное имеет больший эффект, чем сказанное.
  • Опасность неправильного толкования действий создает не­уверенность. Ошибочное толкование поступков.
  • Пессимистическое ожидание как следствие недоверия вызывает ускорение конфликта.
  • Партии смыкаются теснее, отгораживаются и исключают инакомыслящих.
  • Возникшая групповая оболочка усиливает давление мнения.
  • Полностью утрачивается способность проникновения в сущность.
  • «Подобное тянется к подобному»: обоюдное давление мне­ний вызывает духовную унификацию, конформизм!
  • Кристаллизация ролей ведет к специализации, застыванию и ограничениям.
  • Конфликтующие стороны полностью утрачивают сочувствие в большом и в малом.
  • Настрой на конкуренцию сильнее, чем готовность к коопе­рации. [

Четвертая ступень – «имидж и коалиция » – в центре внимания находятся уже собственный имидж и усилия по его поддержанию:

  • Включаются стереотипы, образцы, клише в отношении знаний и умения; запускаются имидж-кампании и распространяются слухи, которые направляют противостояние.
  • Партии загоняют друг друга в негативные роли (создание образа врага) и борются с ними (ролями).
  • Идет вербовка сторонников, поскольку из-за ощущаемой слабости стороны ищут поддержки.
  • Самоисполняющиеся пророчества через фиксацию на одно­стороннем и искаженном образе противника подтверждают этот созданный сторонами образ.
  • Проявляется скрытое обоюдное раздражение; уколы наносятся так, что­бы это трудно было доказать.
  • «Двойная связь» через парадоксальные задачи создает вза­имную зависимость.

Пятая ступень «потеря лица»:

  • В открытом и прямом нападении утрачивается моральная целостность.
  • «Разоблачительные акции» сознательно инсценируются как публичный ритуал. Разоблачение ведет к «разочарованию», «увы-переживанию» задним числом.
  • Дело доходит до драматизированного выталкивания и «из­гнания» разоблаченных.
  • Разоблачение вызывает в отвергнутых разочарование. Они считают, что до сих пор находились в заблуждении.
  • Переживание разоблачения приводит к тому, что, оглядыва­ясь на дела разоблаченных лиц, стороны видят уже только достойные осуждения вещи.
  • Собственный образ и образ противника становятся искажен­ными, представляющими с одной стороны «ангелов», а с другой «чертей», и в дальнейших событиях господствуют не­гативные «двойники».
  • По отношению к отвергнутому человеку или группе возни­кает чувство отвращения.
  • Отвергнутые теряют внешнюю восприимчивость, они нахо­дятся в изоляции, «в собственной берлоге».
  • Спорные пункты становятся принципиальными вопросами религии, идеологии, национальности и основных ценностей.
  • Отвергнутые стороны любой ценой стремятся к реабилитации.

На этом этапе конфликтная ситуация переходит в прямое столкновение, конфликт стано­вится радикальным и гораздо более серьезным.

Шестая ступень – «стратегия угроз» :

  • Спираль угроз и контругроз раскручивается все быстрее.
  • Треугольник угроз действует, если «1 требование = 2 наказа­нию = 3 достоверности через пропорциональность».
  • Противники предпринимают различные действия («система заграждений»), чтобы показать свою решительность.
  • С каждой угрозой конфликтующие партии создают для себя самих ситуацию вынужденного действия.
  • Угрожающие теряют собственную инициативу.
  • Ультиматумы и ответные контрультиматумы ведут к усиле­нию стресса через требования.
  • Постоянно возникает эффект действия ножниц: время для принятия решения сокращается, сложность принимаемых ре­шений увеличивается; из-за недостатка действий последствия становятся еще более сложными.
  • Все ускоряется, события наслаиваются, усиливается сумато­ха и паника.
  • Стороны все больше действуют под чужим вли­янием, то есть больше реагируя, чем действуя сами.

Седьмая ступень – «ограниченные уничтожающие удары» :

  • Мышление сторон происходит теперь лишь в «категориях вещей».
  • При решениях и действиях больше не берутся в расчет ника­кие человеческие качества.
  • Ограниченные удары понимаются как «подходящий ответ»; пропорциональных контрударов пока избегают.
  • Ценности и добродетели превращаются в их противополож­ность: относительно небольшой вред противоположной сто­роне понимается как «выигрыш» для собственной стороны и так далее.

Восьмая ступень – «разгром» :

  • Стремление вызвать разрушение вражеской системы: стороны пытаются разрушить жизненно важные факторы или органы и тем самым сделать систему неуправляемой.
  • Участники борьбы делают все, чтобы отрезать «фронт» про­тивника от его «тыла».
  • Целью становится тотальное уничтожение противника: фи­зически-материальное (экономическое) или душевно-соци­альное и духовное уничтожение. [

Девятая ступень– «вместе в пропасть »:

  • Стороны больше не видят пути назад: «Мы должны идти вперед лю­бой ценой: назад дороги нет!»
  • Конфликтующие стороны начинают тотальную конфронта­цию.
  • Стороны испытывают тягу к самоуничтожению: главное уничтожить врага!
  • Единственной целью становится тотальное уничтожение врага ценой самоуничтожения: готовность ценой собственной гибели причинить вред его окружающим или потомкам.

Такова логика естественного – неуправляемого – развития конфликта и следствие конфликтологической не компетентности. Глазл Ф. утверждает, что конфликтоспособные люди должны знать и уметь правильно определять ступени эскалации конфликта. Признание наличия конфликта и умелая диагностика ступеней эскалации конфликта являются предпосылкой компетентного подхода к конфликту.

Однако одного знания характеристик эскалации недостаточно. В межличностной коммуникации кроется другая опасность в том, что, если вы хорошо знаете и различаете ступени эскалации, по этому поводу может возникнуть конфликт по поводу конфликта, базой которого могут служить расхождения во мнениях о фактах и личные расхождения сторон. Вполне вероятно, что участники по-разному воспринимают ступень эскалации конфликта, на которой они находятся. Если кто-то из участников будет говорить о конфликте с противоположной стороны, это создаст дополнительную напряженность. Таким образом, через самозаражение уже создается «конфликт над конфликтом». Из-за этого часто одна сторона считает, что другая сторона намеренно искажает вещи и события. Так борьба перерастает в «конфликт по разрешению конфликта».

Учет такой специфики и совместное знакомство с характеристиками ступеней эскалации конфликта дает возможность достигнуть большего согласия в своей оценке ступеней эскалации. Каждая ступень эскалации может быть определена по факту ее проявлений – когда стороны уже находятся в этой стадии. Но как же не доводить столкновение до его необратимых и разрушительных форм?

По утверждению Ф. Глазла, у большинства людей имеется интуитивно-опытное знание о характеристиках эскалации; перед каждой ступенью эскалации конфликта человек может ощутить «порог», который побуждает его (человека) к осмыслению, остановке или повороту и задать диагностические вопросы у каждого порога:

  • Действительно ли я хочу, чтобы так шло и дальше?
  • В какой мере я сам себя еще контролирую?
  • Могу ли я видеть последствия моих поступков?
  • Могу ли я представить непредвиденные побочные результаты моих поступков?
  • Действительно ли я готов взять на себя последствия моих действий и бездействия?
  • Хочу ли я брать на себя ответственность за это?
  • В своих действиях я управляю собой или мной управляют другие?

Пороги указывают на то, как человек действует: осознанно, не с полным сознанием или необдуманно реагирует на действие другой конфликтующей стороны. Эти пороги имеют пробуждающую сознание, служащую самозащите сигнальную функцию.

Следует отметить, что представленные исследователем вопросы направлены на самодиагностику поведения одной из сторон в конфликте и не включают диагностику ситуации в целом и другой стороны конфликта, в частности.

Глазл Ф.

Эскалация – (англ. escalation) расширение, наращивание, постепенное усиление, распространение, обострение [Новый энциклопедический словарь 2000: 1407].

Конфликтология и конфликты