Всероссийская олимпиада по английскому языку устная часть. Всероссийская олимпиада по английскому языку

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с организацией устной части, примерной тематикой задания, с карточкой участника Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

2. Ознакомить с критериями оценивания заданий в разделе «Устная речь»

3. Показать эффективные приемы по подготовке к устной части олимпиады

4. Организовать речевой практикум для учащихся «Устная речь» - Set 1, Set2 (Task1,2)

5. Ознакомить со списком интернет ресурсов для эффективной подготовки учащихся к устной части Всероссийской олимпиады по английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум по выполнению заданий раздела «Устная речь» в рамках подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с организацией устной части, примерной тематикой задания, с карточкой участника Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
  2. Ознакомить с критериями оценивания заданий в разделе «Устная речь»
  3. Показать эффективные приемы по подготовке к устной части олимпиады

Ход мастер – класса:

В конкурсе устной речи участвуют 2 члена жюри и 2 участника олимпиады.

  1. Все инструкции участникам конкурса устной речи даются на английском языке.
  2. Преподаватели – члены жюри приглашают к своему столу пару участников. Пары составляются методом случайной подборки.

I этап – разминка

Внимание! Не допускаются вопросы, которые направлены на выяснение фамилии участника, номера школы, в которой учится участник, и т.д.

II этап – основное задание

Время ответа пары участников:

1. Разминка – 1,5 – 2 минуты.

2. Подготовка ответа – 5 минут.

3. Мини-презентация участника №1 – 1,5 -2 минуты.

4. Вопросы по мини-презентации участника №1 – 2 минуты.

5. Мини-презентация участника №2 – 1,5 -2 минуты.

6. Вопросы по мини-презентации участника №2 – 2 минуты.

Максимально отводимое время на пару участников для выступления составляет 10 минут; время, отводимое на подготовку задания – 5 минут.

По сложности задания соответствуют продвинутому пороговому уровню

В2 – C1 по шкале Совета Европы . Предполагается, что на этом уровне владения языком участник олимпиады должен уметь продуцировать как монологическую, так и диалогическую речь.

В рамках монолога

  • составить связное сообщение сложной структуры на предложенную тему с использованием данных, содержащихся в виде таблицы или графики, т.е. устные высказывания должны обладать большим разнообразием синтаксических и грамматических структур, их лексическое оформление должно демонстрировать богатый словарный запас и адекватное владение лексической сочетаемостью;
  • убедительно и обоснованно изложить свое мнение и точку зрения по данной теме, используя приведенные данные.

В рамках диалога участник Олимпиады должен уметь:

  • инициировать и поддерживать беседу, задавая вопросы и давая исчерпывающие ответы на заданные вопросы;
  • без предварительной подготовки задавать вопросы с использованием данных, содержащихся в выступлении другого участника и в таблице/карте;
  • эффективно отстаивать свою точку зрения, убедительно аргументируя и приводя примеры и данные, содержащиеся в таблице/карте.

2. При оценке выполнения заданий на уровне В2 – C1 членами жюри должны быть учтены следующие моменты. Хорошим ответом считается ответ участника, если участник:

  • обладает достаточными языковыми знаниями, чтобы сделать сообщение, принять участие в беседе, и достаточным словарным запасом, чтобы сформулировать вопросы и дать обоснованные ответы, умело, пользуясь таблицами и схемами.
  • использует разнообразные грамматические конструкции.
  • творчески решает поставленную коммуникативную задачу.

II ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Основное задание каждого участника состоит из двух частей:

Часть 1. Монолог по заданной теме.

Часть 2. Диалог в форме вопросов – ответов по теме выступления.

Члены жюри сообщают участникам конкурса основную информацию о первой и второй частях задания. Каждая пара получает комплект заданий. Дается время на подготовку всех заданий – 1 минута.

Через 1 минуту участники начинают ответ:

Участник 1 – говорит о своей точке зрения.

Участник 2 – задает 2 вопроса уточняющего характера по предложенным пунктам в задании.

Затем участники меняются ролями.

Члены жюри могут дополнительно задать любому участнику вопросы по ходу его ответа, если есть необходимость простимулировать ответ или выступление.

В том случае, если один из партнеров не дает высказываться своему собеседнику и вместо вопроса начинает высказывать свою точку зрения, т.е. вместо вопросов звучат утверждения, члены жюри обязаны вмешаться и предложить выступающему быть внимательным относительно условия задания.

Выступления участников записываются на магнитофон. Запись включается в момент начала ответа на задание 1. По окончании ответа запись останавливается и, после того как участники покидают аудиторию, члены жюри записывают на пленку идентификационные номера участников прошедшей пары: «Это были номер ХХХХХХ и номер ХХХХХХ.» Максимально отводимое время на пару участников для выступления составляет 10 минут.

Если остается трое участников, следует предложить одному из 3-х оставшихся участников дважды выполнить две разные роли в образовывающихся таким образом разных парах: А + В и А + С. Ответ этого участника оценивается один раз только в первой паре. Также возможно предложить одному остающемуся участнику вести диалог с членом жюри.

1. Ознакомить с карточкой участника Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

(раздать карточки участника)

Для подготовки задания учащимся дается 15 минут. Ответ состоит из двух заданий. В задании предполагается выполнить 2 роли:1-ый учащийся выполняет роль фотографа и должен представить редактору журнала 3 фотографии, охарактеризовать их, описать, рассказать о деталях на фото, где было сделано фото, как удалось сделать фото, отметить особенности, убедить редактора опубликовать фото в журнале. Во втором задании он должен ответить на 2 вопроса редактора журнала, роль которого исполняет учащийся – собеседник. Другой участник в роли редактора журнала должен задать два вопроса фотографу, детализирующие его рассказ.

Ответы учащихся записываются.

2. Ознакомить с критериями оценивания заданий в разделе «Устная речь»

(раздать учащимся шкалу критериев оценивания заданий)

Шкала критериев оценивания заданий в разделе «Устная речь»

Максимальное количество баллов: 20.

Внимание! При оценке 0 по критерию "Содержание" выставляется общая оценка 0.

БАЛЛЫ

(максимум 10 баллов)

Взаимодействие с собеседником и оформление речи (максимум 10 баллов)

Взаимодействие с собеседником

(максимум 4 балла)

Лексическое оформление речи

(максимум 2 балла)

Грамматическое оформление речи

(максимум 2 балла)

Фонетическое оформление речи

(максимум 2 балла)

9-10

Коммуникативная

задача полностью

выполнена: цель

общения успешно

достигнута, тема

раскрыта в заданном объеме. Участник

высказывает интересные и оригинальные идеи .

4 балла

Заданы 2

правильных

вопроса и

даны 2

правильных

ответа.

2 балла

В речи

участника нет

лексических

ошибок;

словарный

запас

участника

богат,

разнообразен

и адекватен

поставленной

задаче.

2 балла

В речи

участника нет

грамматических

ошибок; речь

участника

богата

разнообразным

грамматическим

конструкциями.

2 балла

В речи

участника нет

фонетических

ошибок.

Коммуникативная

задача полностью

выполнена: цель

общения успешно

достигнута, тема

раскрыта в заданном объеме, однако выступление не отличается оригинальностью

мысли.

Коммуникативная

задача выполнена

не полностью: цель

общения в основном

достигнута, однако

тема раскрыта не в

полном объеме: не

все пункты плана

задания отражены в

ответе участника.

3 балла

Не задан 1

вопрос или

не дан 1

ответ.

1 балл

Отсутствуют

3 элемента

из 4 (2

вопроса+2

ответа)

1 балл

В речи

участника

присутствуют

грамматические

ошибки, не

затрудняющие

понимания (1-2

ошибки) или

используются

однообразные

грамматические

конструкции.

1 балл

Речь участника в

целом понятна,

участник

допускает

отдельные

фонетические

ошибки (1-2).

Коммуникативная

задача выполнена

частично: цель

общения достигнута

не полностью, тема

раскрыта в ограниченном

объеме: высказанных

положений мало.

2 балла

Отсутствуют

2 элемента

из 4 (2

вопроса+2

ответа)

Коммуникативная

задача не выполнена: цель

общения не достигнута,

коммуникативной задаче.

1 балл

Отсутствуют

3 элемента

из 4 (2

вопроса+2

ответа)

0 баллов

Словарного

запаса не

хватает для

общения в

соответствии

с заданием (3

и более

ошибок).

0 баллов

В речи

участника

присутствуют

грамматические

ошибки,

затрудняющие

понимание (3 и

более ошибок).

0 баллов

Понимание

речи участника

затруднено из-

за большого

количества

фонематических

ошибок. (3 и

более ошибок)

Отказ от ответа

0 баллов

Отсутствуют

все 4

элемента из

4 (2

вопроса+2

ответа)

3.Показать эффективные приемы по подготовке к устной части олимпиады

Some tips how to be effective in speaking:

  • Play roles (a photographer, an editor) if you should play roles
  • Play roles in an entertaining way (emotions + motions)
  • Give good reasons and bright description
  • Use vivid grammar and descriptive and sensitive lexical material.
  • Give a good performance. Don’t use short sentences. Use …. and/but….,…because…, …so… etc.
  • Pay attention to your pronunciation: stress, rhythm, sounds.
  • Be positive, self-confident. Be polite. Don’t dominate in speaking. Listen carefully and encourage your partner.
  • Time limit is – 2, 3 minutes. For answering and asking questions you have 2 minutes.

So, you have 3 photos

Your aim: to convince your editor to publish your photos.

1 st step – Hooking . Don’t speak a lot. 5-6 sentences are available.

Example: I’ve taken 3 photos. Look at them. I’m sure they will be brilliant for our magazine. They are all about animals in different amazing situations. All these photos can grab your attention.

2 nd step – Description

Use the plan:

  1. Describe what you can see (people, pets, things, nature, so called environment)
  2. Say what they are doing
  3. Say how they look like
  4. Describe their emotions
  5. Say what you feel

3d step Express your attitude and your opinion.

(прием 5 пальцев)

Look at the card of the participant. What do you need to tell about?

(students give information from the card)

How much time have you got for preparing this task?

(15 minutes)

Useful vocabulary:

There is a…/You can see in the photo/at the foreground/at the background of the photo/ on the right/on the left/…..

So, it must be…

We can suppose that…

They may be Ving

Supposedly,…

As far as we can see,

The _____, who Pr. Cont. must be Ving…

The _______on the right must be Ving , as ________Pr. Cont.

It looks like/seems to be/feels…

It looks as if…

It gives the impression of being V3

There is a friendly atmosphere there.

Exsamples.

It was so funny. My friend has a lizard named Liza. It is a nice creature. Its color is unusual. It is pink. Once my friend said that Liza liked to play computer games but I couldn’t believe. Last week I visited him and he demonstrated the lizard’s abilities. I was shocked when Liza ran to the joystick which was on the gray carpet and began to press the buttons and watched the motions in the screen. I had only a few seconds. I grabbed my camera and took this photo.

This photo was taken on the bank of the Kazanka river in the early morning in September. Look what a picturesque place is it. There is a beautiful landscape at the background of the photo. The weather was wonderful that day. The sun was shining brightly as we can judge by the reflection of light in the water surface of the river. Yellow, orange, green and red leaves of the trees at the background make the photo especially nice and warm. And at the foreground of the photo there are two main heroes. The girl, who is holding the horse, must be its host. I especially admired the horse. It was so elegant: black with a curly long main. That morning I was walking along the river and met them on the bank. I have made a set of photos but this is the best one.

Adjectives

(прием закладка)

Варианты заданий

Speaking

Student 1

Task 1

You have to argue FOR the opinion that state schools are better than private ones.

(Monologue; Time: 1minute)

(Dialogue; Time: 2 minutes)

Task 2

Now listen to your partner’s ideas about choosing school for studying. Then ask your partner 2 questions tolearn more about it.

(Dialogue; Time: 2 minutes).

YOUR ANSWERS WILL BE RECORDED

Speaking

Student 2

Task 1

Listen to your partner’s ideas about choosing school for studying. Then ask your partner 2 questions to learnmore about this topic.

(Dialogue; Time: 2 minutes).

Task 2

Imagine that you and your partner are invited to a TALK SHOW: “EDUCATION OF THE FUTURE – STATE SCHOOLS OR PRIVATE SCHOOLS?” to discuss positive and negative sides of two options for getting education.

You have to argue FOR the opinion that private schools are better than state ones.

(Monologue; Time: 1 minute)

Then answer 2 questions of your partner.

(Dialogue; Time: 2 minutes).

Task: You have some variants for travelling (photos). Explain your choice

Tips:

Compare. Use the comparatives of the adjectives.

Develop your vocabulary in using adjectives

Cheep - Expensive

Comfortable - uncomfortable

Exciting

Interesting - Dull, boring

Useful – useless

Modern, be in fashion – old fashioned

Use phrases:

I’d like to V…. because….

I think Ving ….would be better than Ving….. because…

  1. Организовать речевой практикум для учащихся «Устная речь» - Set 1, Set2 (Task1,2)

Pair – Share

Раздаточный материал – карточка участника.

  1. Ознакомить со списком интернет ресурсов для эффективной подготовки учащихся к устной части Всероссийской олимпиады по английскому языку.

Lingua Leo

Interactive –English.ru

PET устный экзамен по английскому языку. Y-tube

  1. Рефлексия

Хорошим ответом считается ответ участника, если участник:

Обладает достаточными языковыми знаниями, чтобы принять участие в беседе, и достаточным

словарным запасом, чтобы сформулировать и отстоять свою точку зрения.

Использует разнообразные грамматические конструкции.

Может высказаться понятно и бегло, продуцируя высказывания значительной протяженности .

Может начинать, поддерживать и завершать беседу.

Творчески решает поставленную коммуникативную задачу.

Умело использует доводы и аргументы за и против при обсуждении предлагаемой темы.

Умело и правильно задает вопросы для получения достоверной информации.

Оценка за конкурс устной речи выставляется по критериям оценивания.

If you want to win you should struggle

If you want to win you should be active

If you want to win ….(students’ answers)


Первая Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку прошла в 1998 году в Смоленске...

Соревнование проводится в четыре этапа. В школьном могут участвовать ребята, начиная с 5 класса, в муниципальном - с 7-го, в региональном и заключительном - с 9-го. Победители и призеры финала получают льготы при поступлении в российские вузы по профильному направлению.

Задания олимпиады требуют от участников таких навыков, как чтение, аудирование, письменная и устная речь. Устная часть соревнования оценивается двумя членами жюри: один из них дает задания ученикам, а второй наблюдает со стороны и делает пометки. Все собеседования записываются на диктофон. Кроме того, в ходе олимпиады проверяется знание лексики, грамматики и культурной жизни англоговорящих стран.

Что нового

Как участвовать

  1. Сообщите своему учителю по предмету, классному руководителю, завучу или ответственному за олимпиады о том, что вы намерены участвовать в школьном этапе.
  2. Узнайте в своей школе, когда и где будет проходить соревнование.
  3. Приходите на школьный этап.
  4. Узнайте свои результаты и проходные баллы на муниципальный этап в своей школе.
  5. Участвуйте в муниципальном этапе.
  6. Узнайте в своей школе, где будет проводиться олимпиада.
  7. Дождитесь результатов, посмотрите свою работу, сравните с критериями. При необходимости задайте вопросы жюри.
  8. Ждите проходных баллов на региональный этап. Узнайте, где и когда будет проходить состязание на сайте организатора или у ответственного за олимпиаду в вашем регионе. Контакты ответственных за олимпиаду в регионах →
  9. Участвуйте в региональном этапе. Обратите внимание, конкурс проводится в два дня - письменный и устный туры.
  10. Ждите результатов. Сравните свои ответы с критериями. Можете задать вопросы жюри по проверке, при необходимости - апеллируйте.
  11. Дождитесь проходных баллов на заключительный этап.Организатор олимпиады в вашем регионе свяжется с вами и сообщит необходимую информацию о финале.
  12. Добро пожаловать на заключительный этап!

Что особенного

Как готовиться

Решайте задания прошлых лет Разберите сложные места с учителем. Задавайте вопросы. Школа заинтересована в вашем успехе – это повышает ее престиж.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

2014/2015 учебного года

Всероссийская олимпиада

школьников по

английскому языку

(школьный этап)

201 4 -201 5 учебного года

(9-10 классы)

Письменная часть олимпиады (конкурс понимания устной речи, конкурс понимания письменной речи, лексико-грамматический тест, конкурс письменной речи)

( 9-10 классы)

В комплект материалов, необходимых для проведения письменной части олимпиады, входят:

    Описание процедуры проведения письменной части олимпиады

    Описание процедуры проведения конкурса понимания устной речи

    Текст заданий (для каждого участника)

    Бланк ответов (для каждого участника)

    Ключи (для членов жюри)

    Диск с записью звучащего текста в формате MP 3 (для прослушивания в каждой аудитории)

8. Текст записи (для членов жюри)

9. Протокол конкурса письменной речи (для членов жюри)

    Шкала критериев оценивания конкурса письменной речи (для членов жюри)

Уважаемый участник школьного этапа всероссийской олимпиады по английскому языку!

Олимпиада состоит из двух основных частей – письменной части и устной части. Письменная часть олимпиады состоит из конкурса понимания устной речи (a удирования), конкурса понимания письменной речи (чтения), лексико-грамматического теста и конкурса письменной речи. Устная часть олимпиады включает в себя конкурс устной речи (говорение).

Максимальное количество баллов , которое можно получить за каждый из конкурсов, указано в самих заданиях. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий олимпиады – 120 (100 баллов за письменную часть и 20 баллов за устную часть).

Желаем успехов

PAPER 1. LISTENING (КОНКУРС ПОНИМАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ)

Time: 20 minutes

Total score for paper 1– 20 points (two points for each correct answer).

PAPER 1. LISTENING

Listen to an interview with a one-hundred-year-old man and answer the questions below. Write your answers (A, B or C) on your answer sheet.

1. How does Mr Sinclair feel about being one hundred?

A. ironic

B. serious

C. indifferent

2. How many times has Mr Sinclair been married?

A. once

B. twice

C. three times

3. How many living children does he have?

A. Four

B. Six

4. What is his attitude to a healthy lifestyle?

A. enthusiastic

B. sceptical

C. nervous

5. Was his family wealthy?

A. Yes, it was.

B. No, it wasn’t.

C. The interview doesn’t contain any information concerning it.

6. When he was young he was strong because …

A. he took a lot of exercise.

B. he had enough to eat.

C. he had to be strong to survive.

7. Why did his brothers and sisters live a long life, in his opinion?

A. It is due to the fact that they had worked hard.

B. It is down to fact that they had spent lots of time outdoors

C. It’s because they took after their father.

8. What does he think you can do to guarantee a long life?

A. You should avoid hardship.

B. You shouldn’t pay attention even to tragedies which happen to you.

C. You can do nothing.

9. What does he advise doing?

A. being active and having a positive attitude

B. not smoking

C. doing everything possible to guarantee a long life.

10. Has he ever smoked ?

А . No, he hasn’t.

B. Yes, he tried smoking cigarettes.

C. Yes, he has.

PAPER 2. READING (КОНКУРС ПОНИМАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ)

Time: 20 minutes

Total score – 10 points (2 points for each correct answer)

Read this text and answer the questions below (1-5) choosing the best answer (A-D). Write your answers (A-D) on your answer sheet.

Lobbying

Lobbying is the practice of approaching politicians in order to persuade them to support a particular aim or cause, and then to speak about it and draw attention to it. In the US it means trying to obtain the support of members of Congress or a state legislature. In Britain lobbying involves persuading MPs or members of the House of Lords to speak in Parliament.

Anyone can write to their MP or a member of Congress, or organize a petition about an issue, but most lobbying is now done by pressure groups or by professional lobbyists. Pressure groups work on behalf of a particular section of society or for a specific issue or cause. Many employ full-time liaison officers to develop contacts with politicians who are likely to be sympathetic. In Britain some MPs are employed by some pressure groups as consultants. They have to give details of such employment in a special Register of Members’ Interests.

Large companies use professional lobbyists to keep them informed of what is being discussed in Congress or Parliament and to try to persuade politicians to put forward their point of view in debates. In the US lobbyists provide information to politicians, sometimes by testifying before Congress. They also try to influence the way members of Congress vote, for example by persuading them that a certain policy will be popular with the people they represent. Lobbyists may try to influence politicians by inviting them to an expensive lunch or dinner in a restaurant, or to a party. There are rules limiting what gifts politicians can accept and any gifts must be reported. Some organizations have many lobbyists who are very active. The tobacco industry, for example, has a strong lobby, and its representatives are good at getting what the industry wants from Congress and state legislatures.

In Britain the methods which lobbyists use to influence MPs, and the issue of whether MPs should be connected with lobbyists at all, came to public attention in 1996 when two MPs were found guilty of taking money in exchange for asking questions in Parliament. It became known as cash for questions affair.

1. According to the text, lobbying is …

A. getting one’s causes supported by top politicians.

B. being informed of what is being discussed in Congress or Parliament.

C. inviting politicians to expensive restaurants.

D. asking questions in Congress or Parliament.

2. It is contrary to the text that …

A. some people get paid for developing contacts with politicians.

B. some pressure groups in Britain can legally pay money to MPs.

C. politicians can accept absolutely any gifts if they are reported.

D. In Britain there has been a public debate about lobbying.

3. It is clear from the text that the main purpose of pressure groups is to …

A. provide information to politicians.

B. vote in Congress or Parliament.

C. testify before Congress.

D. campaign for or against certain debatable things.

4. Lobbyist persuade congressmen to vote in a particular way …

A. by making them believe that the people will like what they voted for.

B. by limiting gifts which politicians can accept.

C. by putting forward their points of view in debates.

D. by representing people in Congress.

5. The text does not contain information concerning …

A. some ways ordinary people can raise a question with a top politician.

B. MPs’ participation in the work of pressure groups.

C. the public debate about the legality of the methods lobbyists use to

influence members of Congress.

D. the fact that people representing the tobacco industry are good at

approaching politicians.

PAPER 3. USE OF ENGLISH ( ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ )

Time – 55 minutes

Total score – 50 points (1 point for each correct answer in tasks 1-40 and 2 points for each correct answer in tasks 41-45)

Read the text below and use the words in boxes (1-10) in the correct form. Write these words on your answer sheet.

The Nobel Prizes are awards that 1. GIVE ____________ each year for special things that people or groups of people have made. There are awards in six areas: physics, chemistry, medicine, literature, peace and economics .

The prizes come from a fund that was created by the 2. SWEDEN ____________ inventor Alfred Nobel. He wanted to use some of his money to help make the world a much 3. GOOD ____________ place to live.

Many organizations, 4. CHOOSE ____________ by Alfred Nobel himself, determine who receives the prizes. Each award consists of a gold medal, a diploma and a lot of money. Prizes can only 5. GIVE ____________ to individuals of all races , countries and religions.

6. ONE ____________ Nobel Prizes were handed out on December 10, 1901 - five years after Alfred Nobel’s 7. DEAD ____________ . Nobel was a 8. CHEMISTRY ____________ , engineer and inventor whose most famous 9. INVENT ____________ , dynamite, made him a rich man. Although he gave the world such a deadly weapon , Nobel was always against wars and 10. VIOLENT ____________ . He therefore left a lot of money that was to go to those who did a lot for mankind .

All prizes are presented in Stockholm, Sweden, only the Peace Prize is awarded in Oslo, Norway.

Rephrase these sentences (11-15) using the words in brackets. You must not change the words in brackets. Write these sentences on your answer sheet.

11. He has stopped smoking because he is feeling bad. (given)

________________________________________________________________________________ __

12. She has decided to apply to Oxford University. (mind)

____________________________________________________________________________________

13. Who takes care of your baby when you are at work? (looks)

_________________________________________________________________________________

14. John’s parents raised him very strictly. (brought)

__________________________________________________________________________________

15. It was raining heavily. (cats)

Each of the sentences given below contains ONE mistake. Which of the parts (A-D) contains a mistake? Write your answers (A-D) on your answer sheet.

16. His cheeks are pink because he had been walking in the cold .

17. Jack and Jessica’s house is far much bigger than our .

A B C D

18. The boy spent all his money to sweets at the supermarket .

A B C D

19. He wondered how long would he have to wait at reception .

A B C D

20 . I must to think what I should do in case my plan doesn’t work out .

A B C D

Read this piece and fill in the gaps (21-30) choosing the best items (A-D) on the list below. Write your answers (A-D) on your answer sheet.

The parents of a boy who has run away to try to 21 ____________ a train have asked railway staff to put 22 ____________ warning posters to stop him 23 ____________ into danger.

Four-year-old Toby Friend has even tried 24 ____________ a ticket at the station near his house in mid-Kent. He has climbed his back garden fence and crossed two main roads 15 times in his effort to 25 ____________ the station. "He just loves the train so much... he thinks he can go on 26 ____________ ," said his mother, Kirstie Field.

"He just loves adventure. We don"t drive, so 27 ____________ the occasional bus, train is our only transport. The first time he actually 28 ____________ get on a train and asked for a ticket," she said.

"Luckily the train guard didn"t leave the station, but there"s always that worry that he"s going to get on a train and not ask for a ticket, and just go and sit down, and the train just leaves as 29 ____________ ."

Railway staff at stations all along the line from Tonbridge to Ashford now have pictures of Toby to help them keep a lookout for him 30 ____________ he try to get on a train again.

(31– 35)

Fill in the gaps (31-35) choosing the words (A-J) in the box below. Each word can be used only once. There are five odd words out. Write your answers (A-J) on your answer sheet.

31. a _______________________________ of sausage.


32. a ___________________________________ of bread

33. a _____________________________________ of sugar


34. a _____________________________________ of butter.

35. a __________________________________of orange

A. loaf F. lump

B. baton G. drop

C. circle H. slice

D. square I. sector

E. segment J. knob

(36 – 40)

How well do you know the difference between British and American English? Complete the table below. Write British/American equivalents of the words given in the table. Write the missing words on your answer sheet.

Translate these sentences from Russian to English. Write them on your answer sheet.

41. Я думал, что работа будет выполнена к 3 часам.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

42. Мы не могли пользоваться спортзалом, потому что его красили.

_____________________________________________________________________________________

43. Компьютерная игра была такой захватывающей, что я играл в неё всю ночь.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

44. Я не знал, смогу ли я перевести такую трудную статью.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

45. Я позвоню тебе, как только выясню адреса Боба и Билла.

_____________________________________________________________________________________

PAPER 4. WRITING (КОНКУРС ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ)

Time – 60 minutes

Total score – 20 points

Continue this short story.

John was having difficulty falling asleep. He was thinking about the argument he had had with his best friend ….

Write the continuation of this story in 200 or more words on your answer sheet.

Устная часть олимпиады (конкурс устной речи)

( Paper 5 . S peaking )

(9-10 классы)

В комплект материалов, необходимых для проведения конкурса устной речи, входят:

    Методические рекомендации

    Описание процедуры проведения конкурса устной речи

    Карточки участников (№1 - №5) с заданиями (по 2 экземпляра)

    Карточки членов жюри (№1 - №5) (для членов жюри)

    Протокол устного ответа (для членов жюри)

    Критерии оценивания конкурса устной речи (для членов жюри)

карточкаучастника № 1

PAPER 5. SPEAKING

Time – 3-5 minutes

Total score – 20 points

STUDENT’S CARD № 1

карточкачленажюри № 1

PAPER 5. SPEAKING

TEACHER’S CARD № 1

Sample questions

1. What is a healthy diet?

2. Do you think your diet is healthy? Why (not)?

3. What do you eat in a typical day?

4. What are your favourite foods?

5. What foods do you dislike?

6. Are you good at cooking? What dishes can you make?

7. Do you think the food served in your school canteen healthy? Why (not)?

8. Why do more and more people choose to eat food made with organic ingredients?

9. What are the pros and cons of going on a diet?

10. Why is eating at home considered healthier than eating out?

карточкаучастника № 2

PAPER 5. SPEAKING

Time – 3-5 minutes

Total score – 20 points

STUDENT’S CARD № 2

This picture was published in a newspaper as an illustration of an article. What do you think the article was about? What things were discussed in it? What do you personally think about the topics highlighted in the article?

карточкачленажюри № 2

PAPER 5. SPEAKING

TEACHER’S CARD № 2

Sample questions

1. What are some of the problems related to spending too much time online? (problems at school/work, broken communication with family and ‘real-life’ friends, health problems, time distortion, lack of proper sleep, changed personality)

2. Why are the computer and the Internet so addictive?

3. Do you think you are addicted to the computer? Why (not)? How much time do you usually spend on the Internet? What do you usually use your computer for?

4. Do you know any people who are addicted to the computer and the Internet? What makes you think they are addicted?

5. What should be done to solve the problem of computer addiction?

6. What should parents do to prevent their kids from getting addicted to the computer?

7. What consequences can spending too much time in front of the computer lead to?

8. How can the computer be a good thing for schoolwork and how can it be a bad thing for it?

9. Why are social networking sites so popular at the moment?

10. Would you be able to live without your computer? Why (not )?

карточка участника № 3

PAPER 5. SPEAKING

Time – 3-5 minutes

Total score – 20 points

STUDENT’S CARD № 3

This chart was published in a newspaper as an illustration of an article. What do you think the article was about? What things were discussed in it? What do you personally think about the topics highlighted in the article?

карточкачленажюри № 3

PAPER 5. SPEAKING

TEACHER’S CARD № 3

Sample questions

1. Do you think it is easy to get a job that you enjoy doing, good at and which pays well at the same time?

2. Do you think many people have their dream jobs? Why (not)?

3. What is your dream job? Why?

4. Which jobs pay well at the moment?

5. Which do most young people take into account when choosing their future career – their abilities and interests or an opportunity to earn as much money as possible? Why?

6. Would you like to take on a job that you enjoy doing but pays little or a job you hate but that pays handsomely? Why?

7. What professions are popular at the moment? Why?

8. What professions enjoy less prestige? Why?

9. Do you agree that making a choice of career is only the first step on the road to becoming a top professional?

10. Do you know any people who have their dream jobs? Who are they ?

карточка участника № 4

PAPER 5. SPEAKING

Time – 3-5 minutes

Total score – 20 points

STUDENT’S CARD № 4

This picture was published in a newspaper as an illustration of an article. What do you think the article was about? What things were discussed in it? What do you personally think about the topics highlighted in the article?

карточкачленажюри № 4

PAPER 5. SPEAKING

TEACHER’S CARD № 4

Sample questions

1. What are some of the advantages of urban life?

2. What are some of the disadvantages of living in a city?

3. What are some of the merits of living in the country?

4. What are some of the downsides to living in the countryside?

5. Why are some people moving from the city to the country at the moment?

6. Why are some people moving from the country to the city at the moment?

7. Why are many villages in Russia increasingly disappear?

8. Which is better – town or the countryside, in your opinion? Why?

9. Do you agree with the opinion that the difference between urban and rural life is not so huge as it used to be?

10. Why do old people opt for the country and the young choose city life?

карточкаучастника № 5

PAPER 5. SPEAKING

Time – 3-5 minutes

Total score – 20 points

STUDENT’S CARD № 5

This picture was published in a newspaper as an illustration of an article. What do you think the article was about? What things were discussed in it? What do you personally think about the topics highlighted in the article?

карточкачленажюри № 5

PAPER 5. SPEAKING

TEACHER’S CARD № 5

Sample questions

1. What are the advantages of learning foreign languages?

2. What foreign languages enjoy popularity now? Why?

3. What languages besides English would you like to learn? Why?

4. What professions are associated with a knowledge of foreign languages? Why?

5. Why is it easier to learn foreign languages at the age of advanced computer technologies?

6. What should language students do to improve their linguistic skills?

7. Is it a good idea to study a foreign tongue in a language school abroad? Why (not)?

8. Would you like to take part in a student exchange? Why (not)?

9. Do you think learning a foreign language is beneficial for personal growth? Why (not)?

10. Do you think you will need a knowledge of foreign languages in your future career? Why (not)?

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется

различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Современная школа призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Термин «олимпиада» подразумевает организованное соревнование, состязание в области каких- то знаний или умений.

Олимпиады осуществляют поиск юных талантов, определяют наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.

Целями олимпиад являются:

Пропаганда научных знаний и развитие интереса к научной деятельности;

Создание необходимых условий для выявления одаренных детей;

Активизация работы факультативных и элективных курсов, научных обществ и других форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

Оказание помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

Значит, участие в олимпиаде по иняз/ английскому языку стимулируют углубленное изучение предмета, служит развитию интереса к английскому языку.

Согласно «Положению о Всероссийской олимпиаде школьников», утвержденному Министерством образования Российской Федерации, Всероссийские олимпиады проводятся в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Победители и призеры всех этапов олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов олимпиады.

Олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку.

При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде по иностранному языку следуют помнить, что задания проверяют практические умения решать коммуникативные задачи во всех видах речевой деятельности и ключевые компетенции участников олимпиады. Важно отметить, что сами задания творчески ориентированы, носят проблемно-поисковый характер, сформулированы в виде конкретной коммуникативной задачи.

Как правило, в содержание заданий включены тексты и задания по следующим разделам: аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо.

Анализ выполнения олимпиадных заданий прошлых лет позволяет сформулировать некоторые общие, актуальные для всех возрастных групп обучающихся рекомендации :

В аудировании и чтении необходимо вырабатывать умение не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.

Важно уметь рационально использовать для ответа и время звучания аудиозаписи, и паузы между прослушиваниями аудиотекстов.

Необходимо уметь выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную.

Необходимо не забывать о том, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, не повторяя слова, уже приведенные в предложении.

Важно больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц.

Следует учиться анализировать различия в значении и употреблении синонимов.

Необходимо обращать внимание на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учитесь видеть связь между лексикой и грамматикой.

Следует регулярно практиковаться в выполнении письменных заданий разного объема.

Важно уметь анализировать и редактировать свои собственные письменные работы.

Необходимо уметь отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.

Проведению олимпиады на иностранном языке предшествует, как правило, большая и кропотливая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Эффективными формами подготовки обучающихся являются различные занятия: индивидуальные с учителем-наставником, факультативные и занятия в школах для одаренных детей. Этапы подготовки к олимпиаде включают в себя несколько важных моментов. Как правило, начинается эта работа с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю помогут его наблюдения в ходе уроков английского языка, и организация кружковой, исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий по предмету. Имеет значение для оценки способности школьников и анализ их успеваемости по другим филологическим предметам, изучение которых начинается раньше, чем английского языка.

Что же необходимо школьнику для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности английского языка, можно выделить составляющие такого успеха:

Развитый лингвострановедческий кругозор, знание языкового и страноведческого материала;

Умение выполнять грамматические и лексические упражнения различной степени трудности, владение необходимым для этого языковым запасом;

Практические умения и навыки, знание основных приемов аудирования, чтения, говорения.

Эти ключевые моменты определяют основные направления подготовки школьника.

В формировании лингвострановедческого кругозора большая роль принадлежит разнообразной литературе. Это может быть художественная, научно-популярная литература, книги об интересных открытиях, о знаменитых людях на русском языке, потом и на английском, а потом уже -о языковых явлениях. Наряду с книгами много интересного можно найти в периодических изданиях и в Интернете.

Еще один способ эффективной подготовки - целевое повторение темы Цели могут ставиться различные, как правило, это обобщение, систематизация материала. Это может быть создание опорных схем, таблиц, исследования по теме. В поисках необходимой информации перерабатываются самые различные источники, приобретаются необходимые умения, а создаваемые при этом продукты затем используются как справочные материалы.

Также важным для успеха школьника на олимпиаде будет и определенная культура оформления своей работы.

Разумеется, будет способствовать подготовке школьников в этом направлении и его участие в исследовательской работе по предмету.

Все задания олимпиады творчески ориентированы. Формат заданий не является простым повторением формата ЕГЭ

Конкурсные задания по английскому языку, как правило, включают два раздела: устный и письменный. Письменная часть состоит из:

    Конкурса понимания письменного текста (Reading)

    Лексико-грамматического теста (Use of English)

    Конкурса письменной речи (Writing)

Устная часть представлена заданиями монологического и диалогического характера. (Время на выполнение письменных заданий составляет 2ч 30 мин; время, отведенное на устную речь – 10-12 мин)

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно
Ознакомление с форматом олимпиады (Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устного текста. Конкурс понимания письменного текста. Конкурс устной речи. Конкурс письменной речи. Лексико-грамматический тест. Типы заданий. Продолжительность выполнения заданий.)

Стратегии подготовки к разделу «Listening»


Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации

(Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.)

Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного

(Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.)

Стратегии подготовки к разделу «Reading»
Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?

Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания
(Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.)

Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей

(Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.)

Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного

(Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.)

Стратегии подготовки к разделу «Use of English»
Структура раздела, анализ заданий

Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола

(Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом)

Страдательный залог
Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога)

Степени сравнения прилагательных и наречий(Повторение правил образования степеней сравнения прилагательных и наречий, выполнение практических упражнений)

Множественное число существительных
(Повторение правил образования множественного числа у английских существительных, исключения из правил, выполнение практических упражнений)

Порядковые числительные

(Повторение правил образования и употребления порядковых числительных, выполнение практических упражнений)

Работа с тестовыми заданиями по словообразованию
(Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений)

Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения

(Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом)

Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы)

Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц

(Продумывание возможного варианта ответа, выбор правильного ответа, определение неверных ответов, выполнение заданий в формате олимпиады)

Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера

Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише

Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении

Диалог с целью обмена информацией
(Различные типы диалогов прагматической направленности, стратегии запроса и передачи информации)

Тематика монологического высказывания
(Презентация темы с обсуждением)

В заключение хотелось бы отметить, что многоступенчатая система проведения Всероссийской олимпиады по иностранным языкам позволяет вовлечь в олимпиадное движение огромное количество обучающихся, тем самым повысить их интерес к изучению иностранных языков, оказать обучающимся старших классов помощь в выборе профессии, выявить наиболее способных и одаренных детей.

Конечно, как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

    цели
    сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;

    изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады;

    ознакомить с форматом олимпиады;

    развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;

    сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;

    для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;

    научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;

    Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий

Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке

Необходимо уметь:

Понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;

Выбирать главные факты, опуская второстепенные;

Выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.

Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста

Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте

Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета

Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады

В рамках монолога необходимо уметь:

Составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;

Изложить и обосновать свое мнение;

В рамках диалога необходимо уметь:

Начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя

Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал

Рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.

Ожидаемые результаты

Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.
Пояснительная записка

Актуальность программы

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися,

отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад

– выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие гимназистов в заочных олимпиадах регионального, Всероссийского и

Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для

родителей и для учителей:

дает возможность обучающимся и их учителям защищать честь своего ОУ;

создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам,

узнать свой результат на сайте ОУ;

каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника,

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

базовая подготовка по предмету;

подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки,

факультативы, курсы по выбору);

самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное

решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому

или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под

руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не

воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро

затухает.

подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала

учебного года;

курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а

для развития творческих способностей детей;

индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого

обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от

незнания к знанию, от практики до творчества;

использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные

соревнования по каждому разделу программы по предмету);

уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных

навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно

моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный

эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в учебном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных обучающихся через:

наблюдения в ходе уроков;

организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других

внеклассных мероприятий по предметам;

оценку способностей__