Видеозапись опровергает клевету на клирика канонической Церкви.
Иеромонах Иероним (Зуб) справедливо отказал греко-католичке Оксане Лыбидь в праве стать восприемницей младенца, которого родители решили крестить в православии. Об этом сказано в заявлении, опубликованном пресс-службой Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви.
20 января 2019 года во время Таинства крещения в Вознесенском храме г. Бершади Винницкой области Оксана Лыбидь, приглашенная родителями ребенка быть крестной матерью, на уточняющий вопрос иеромонаха Иеронима, совершавшего Таинство, заявила, что исповедует греко-католическую веру. Священник отказал девушке в праве стать восприемницей младенца и попросил занять место возле гостей. Таинство крещения продолжилось, но Оксана Лыбидь стала перебивать молитвословия выкриками, поэтому иеромонах Иероним попросил ее покинуть церковь. Через некоторое время девушка вернулась в сопровождении своего отца, участника АТО, который стал в грубой форме выяснять, почему его дочь «выгнали из храма».
Видеозапись происходившего попала в СМИ, которые попытались раздуть из этой истории «грандиозный скандал». В этой связи Тульчинская епархия УПЦ выступила с заявлением.
Как напомнили в пресс-службе, согласно древнему общеправославному каноническому праву крестными родителями (восприемниками) православных детей могут быть только крещеные, верующие члены Православной Церкви. Поскольку Оксана Лыбидь публично заявила, что является греко-католичкой, отказ священника на ее участие в Таинстве в качестве крестной матери был совершенно справедливым.
«В подобной ситуации таким же образом поступили бы все священники канонической Украинской Православной Церкви», – отметили в Тульчинской епархии.
Не соответствующим действительности вымыслом назвали в пресс-службе утверждение, будто Оксане Лыбидь было отказано стать восприемницей за чтение молитв по-украински. В Тульчинской епархии напомнили о существующих на ее территории приходах с украинским языком богослужения, а также о книге «Тлумачний путівник Божественною літургиєю святителів Іоанна Златоуста і Василія Великого» с молитвословиями на украинском языке, изданной митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном.
В пресс-службе подчеркнули, что имеющаяся видеозапись опровергает заявления о неподобающем поведении клирика канонической Церкви – во время инцидента иеромонах Иероним вел себя тактично и сдержанно, чего не скажешь об Оксане Лыбидь и её отце, который оскорбительно высказывался в адрес священника и обещал с ним «расправиться».
Решением правящего архиерея, «за мужественное стояние в Православии» и «высокий духовный пример верности иерейской присяге», иеромонах Иероним (Зуб) будет представлен к внеочередной церковной награде.
Русская православная церковь Украинская православная церковь … Википедия
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия
В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Русской православной церкви (Московского патриархата). Все епархии перечислены по регионам их нахождения в алфавитном порядке. Титулы архиереев совпадают с названиями возглавляемых ими… … Википедия
В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия
В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей Территория Приходов Монастырей Благочиний… … Википедия
Епархии Украинской православной церкви В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей… … Википедия
История
Епархия была учреждена в августе-сентябре 1850 года. Её епископом с обязанностями наместника Аркадия (Дорофеева) был 26 сентября 1847 года поставлен священноинок Славского скита Алимпий (Вепринцев) , который в 1854 году вместе с епископом Славским Аркадием (Дорофеевым) был арестован русскими военными и отправлен в Суздаль, где и скончался в заключении в Спасо-Евфимивском монастыре .
22 мая 1861 года управляющим Тульчинской епархией был поставлен Иустин (Игнатьев) , который позднее переехал на территорию России и в 1867 году был принят в единоверие .
Ряд Тульчинских архиереев - Никодим (Федотов) , Иннокентий (Усов) , Тихон (Качалкин) , Иоасаф (Тимофей) , Леонтий (Изот) позднее были избраны митрополитами Белокриницкими и возглавили Русскую православную старообрядческую церковь в Румынии .
Епископы
- Алимпий (Вепринцев) (26 сентября 1847 - 25 августа 1859)
- Иустин (Игнатьев) (22 мая 1861 - 4 декабря 1866)
- Иеремия (30 ноября 1872 - 28 июля 1873)
- Виссарион (16 декабря 1873 - 6 декабря 1877)
- Алимпий (Кузьмин) (15 августа 1878 - 20 января 1899)
- Макарий (Лобов) (4 июня 1900 - 10 сентября 1906)
- Иоасаф (13 мая 1907 - 15 сентября 1908)
- Ермоген (11 октября 1909 - 2 мая 1914)
- Никодим (Федотов) (13 октября 1919 - 1 октября 1924)
- Саватий (1927-1940) в/уп, епископ Славский
- Иннокентий (Усов) (21 июля 1940 - 8 мая 1941)
- Тихон (Качалкин) (1941 - 12 апреля 1942)
- Иоасаф (Тимофей) (1960 - 15 декабря 1968)
- Никодим (? - июнь 1994)
- Леонтий (Изот) (24 мая 1996 - 12 ноября 2006), с 24 октября 1996 - в/уп.
- Паисий (Халким) (с 12 ноября 2006)
Напишите отзыв о статье "Тульчинская епархия"
Примечания
Литература
- Фёдор Мельников
- Майоров Р. А. «Епископ Иустин Тульчинский (по материалам Отдела рукописей Российской государственной библиотеки)» // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Выпуск 5. Сборник научных сообщений Международного научного симпозиума ОРЛР, состоявшегося в Тульче (12-14 2009 г.). Бухарест: Издательство «CRLR», 2011. - С.66-84.
|
Отрывок, характеризующий Тульчинская епархия
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..
Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
Первым епископом Тульчинским был тоже, как и на Славской епархии, святитель страдалец - Алимпий I. Он рукоположен на эту епархию 26 сентября 1847 г. Но в 1854 г. он был арестован вместе с Аркадием, архиепископом Славским, русским военным командованием и отправлен в Россию, где и заключен был в Суздальскую крепость. Там он и почил о Господе 25 августа 1859 г., там же и погребен.
Вторым Тульчинским епископом был Иустин, поставленный 22 мая 1861 г. Браиловским епископом Ануфрием. Слишком молодым он рукоположен в епископы и, кроме того, имел неспокойный характер, что и послужило причиной его падения: он уехал в Россию и там присоединился к единоверию в 1867 г.
Третьим епископом был Иеремия, поставленный 30 ноября 1872 г. Но на следующий год он скончался 28 июля и погребен в Славском монастыре.
Четвертым был епископ Виссарион, рукоположенный 16 декабря 1873 г. Правил Тульчинской епархией до конца 1877 г. В этом же году, 6 декабря, переведен на Измаильскую епархию с возведением в сан архиепископа. Скончался в г. Измаиле 27 января 1881 г.
Пятым Тульчинским епископом был Алимпий II, рукоположенный 15 августа 1878 г. В 1883 г. произведен в наместники митрополии с оставлением за ним Тульчинской епархии. Скончался 20 января 1899 г. в г. Галицах, где и погребен.
Шестым был епископ Макарий, рукоположенный на эту епархию 4 июня 1900 г., в то же время наречен и наместником митрополии. В митрополиты возведен 10 сентября 1906 г.
Седьмым был Иоасаф, поставленный в епископы 13 мая 1907 г. Но в следующем году он скончался в митрополии 15 сентября и там же похоронен.
Девятым был Никодим, поставленный 13 октября 1919 г. 1 октября 1924 г. возведен в митрополиты.
Десятым числится епископ Савватий Славский. Ему было поручено управлять и Тульчинской епархией с 1927 г.
Одиннадцатым состоял епископ Иннокентий, бывший Кишиневский. В конце июня месяца 1940 г. Бессарабия отошла к советской России. Епископу Иннокентию посему пришлось покинуть г. Кишинев. Он поселился в г. Тульче. Тульчинские христиане обратились к нему с просьбой принять в свое заведование Тульчинскую епархию. На это изъявил письменное согласие и епископ Савватий. Митрополит Силуян на основании сего и поручил епископу Иннокентию управлять Тульчинской епархией.
Обе епархии - Славская и Тульчинская - сначала были под турецким владычеством, так как Добруджа входила в состав Турецкой империи. Турецкое правительство почти с самого начала учреждения этих епархий признало и утвердило канонически-правовое положение старообрядческой иерархии с присущей ей властью. Но после русско-турецкой войны 1877 г. Добруджа отошла к Румынии и таким образом епархии оказались уже в пределах Румынского королевства. Румынское правительство признало за ними все права, какими они пользовались в Турции. На таком положении они существуют до настоящего времени.
Дата создания: 04.10.1994 г.
Страна: Украина
Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района Винницкой области, Украина
Адрес: Украина, 23600, Винницкая обл., г. Тульчин, ул. Леонтовича, 41.
Телефон-факс канцелярии: (4335) 2–18–04
Епархиальная ежемесячная двуязычная (укр., рус.) газета "Православный собеседник ", редактор протоиерей Василий Ковач.
Помошник редактора епархиальной газеты "Православный собеседник" - старший иподиакон Сергий Зинкевич.
.......................................................................................................................................
Правящий епархиальный архиерей: преосвященный Ионафан (Елецких), митрополит Тульчи нский и Бра цлавский
Викарный архиерей - преосвященный Сергий (Аницой), епископ Ладыжинский, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета - по должности) http://www.patriarchia.ru/db/text/5168016.html
Помошник секретаря Тульчинской епархии -
протоиерей Василий Ковач
Заведующий епархиальной канцелярией - протоиерей Александр Палысюк
Помошник епархиального архиерея - иеромонах Иероним (Зуб)
Эконом Тульчинской епархии - протодиакон Сергий Градиленко
Помошник заведующего канцелярией Тульчинской епархии - старший иподиакон Сергий Зинкевич
.........................................................................................................................................
Общие сведения о епархии
Дата создания: 04.10.1994 г.
Страна: Украина
Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района восточной части Винницкой области, Украина
Кафедральный город - Тульчи н, население - 10 тыс. человек
Сокафедральный город - Бра цлав, население - 4 тыс. человек
Кафедральный храм - Христо-Рождественский собор, г.Тульчи н, настоятель - епископ Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии
...........................................................................................................................................
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ
Тульчинская епархия территориально (по состоянию на 2019 год) разделена на 15 церковных округов (благочиний), возглавляемых назначенными правящим архиереем администраторами-священниками (благочинными).
Среди епархиальных церковных округов: Тульчинское (городское), Брацлавское (городское), Бершадское благочиние, Гайсинское, Иллинецкое, Ладыжинское, Липовецкое, Немировское, Оратовское, Погребищенское, Теплицкое, Тростянецкое, Тульчинское (районное), Тывровское и Чечельницкое.
Управление Тульчинской епархией осуществляет канонический епархиальный архиерей, назначенный Священным Синодом УПЦ, по преемству полноты иерархической власти от святых Апостолов непосредственно или в единении с епархиальным советом, состоящем из клириков епархии.
В епархии есть епархиальный Церковный суд.
Составы епархиального совета и епархиального суда подлежат периодической ротации.
При формировании составов епархиального совета и церковного суда епархиальный архиерей пользуется правом "вето" (отвода кандидатуры).
ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОВЕТ
(основной состав по состоянию на 2019 год)
- Митрополит Ионафан (Елецких), - председатель, правящий архиерей Тульчинской епархии.
- Епископ Ладыжинский Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета.
- Протоиерей Роман Рудаков, благочинный г. Тульчина.
- Протоиерей Василий Гончарук, благочинный Немировского церковного округа.
- Протоиерей Александр Палысюк, заведующий канцелярией Тульчинского епархиального управления.
- Протоиерей Василий Ковач, второй секретарь Тульчинской епархии.
Примечание. По благословению правящего архиерея все благочинные епархиальных церковных округов, руководители епархиальных отделов (правозащитный, молодёжный, паломнический и др.) и приглашённые настоятели храмов епархии входят в расширенный состав Епархиального совета (с правом голоса).
О ЕПИСКОПСКОМ СОВЕТЕ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ
Епископский совет – вспомогательный ситуативный совещательный орган при епархиальном архиерее – учреждён в октябре 2016 года распоряжением преосвященного Ионафана, архиепископа (ныне митрополита) Тульчинского и Брацлавского.
В состав Епископского совета входит викарный архиерей Тульчинской епархии - по должности.
Состав Епископского совета формируется правящим архиереем из епархиальных клириков, имеющих положительный опыт богослужебной, благотворительной, миссионерской, административной и хозяйственной деятельности.
Е П А Р Х И А Л Ь Н Ы Й Ц Е Р К О В Н Ы Й С У Д
(по состоянию на 2018 год)
- Протоиерей Роман Рудаков, - председатель, благочинный г. Тульчина.
- Протоиерей Василий Гончарук, - секретарь, благочинный Немировского церковного округа.
- Протоиерей Сергий Пояркин, настоятель Свято-Покровского храма села Суворовское Тульчинского церковного округа.
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ МОНАСТЫРИ
1) Свято-Успенский мужской монастырь, Тышковская слобода, Гайсинское благочиние. Настоятель - игумен Амфилохий (Василевский).
2) Женский монастырь во имя Святого Архистратига Михаила (Архангело-Михайловский) в райцентре Чечельни к. Настоятельнца - игумения Серафима (Смагло).
................................................................................................................................................................................................
Протоиерей РОМАН РУДАКОВ, благочинный храмов города Тульчин, Тульчинская епархия УПЦ
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ
ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЕНИЯ ПОДОЛИИ
Как известно, от крещения Руси до половины ХV столетия Подолия и Галиция находились в юрисдикции Митрополита Киевского, который поставлял в города протопопов (благочинных) для руководства всем духовенством. Во второй половине XV ст. церкви и монастыри Галиции и Подолии светские власти подчинили наместникам львовского городского страросты, но при короле Сигизмунде I (по требованию православного дворянства, мещан и братств) подольское духовенство снова было передано в управление Киевской Митрополии. Город же Бра цлав стал административным центром одноименного воеводства.
С 1498 года Брацлав подвергался постоянным опустошениям от крымских татар, нападавших по приказу турецких султанов, воевавших с Польшей. Их набеги были так часты и такими губительными, что в 1598 году все правительственные и судебные учреждения воеводства были перенесены в более безопасное небольшое местечко - Винницу.
После заключения политического союза Литвы и Польши и образования единого государства - Речи Посполитой началось наступление шляхты и Римского Костёла на православных Белоруссии и Украины, следствием которого стала Брестская церковная уния с Римом. Со временем началась и нещадная экономическая эксплуатация крепостных крестьян польскими феодалами, в которой принимала активное участие и верхушка еврейского Кагала, арендовавшая их обширные земли на Украине.
Совокупность экономического гнёта и сложных межнационально-религиозных противоречий породило ожесточённое военное противостояние – Хмельниччину, и привело, в конце-концов, к политическому разделу польских территорий между тремя соседними империями (Австрия, Германия, Россия) на продолжительный исторический период.
Польское правительство считало унию обязательной для всех православных подданных на территории Речи Посполитой, а православная вера была поставлена вне закона.
Духовенство, принявшее унию, уравняли в правах с ксендзами и подчинили львовским униатским архиереям, а притесняемое православное - Киевским митрополитам и частично Переяславским епископам.
На Подолии, несмотря на униатско-католическое давление, тогда оставалось 562 православных церквей: в протопопии Брацлавской – 70, в Немировской – 56, Рашковской – 44, Грановской – 52, Краснянской – 40, Браиловской – 55, Винницкой – 60, Комаргородской – 60, в Ямпольской – 55.
В 1770 году православные Подольского и Брацлавского воеводств осмелились секретно направить в Санкт-Петербург краснянского протопопа Иоанна Базилевича с сообщением о гонениях. В 1773 году униатский львовский митрополит Лев Шептицкий направил в Волынское и Подольское воеводства Холмского епископа Максимилиана Рыло, который при помощи польских военных команд стал силой захватывать православные церкви для насаждения унии. Вскоре по решению варшавского католического Конгресса 4 апреля 1776 года православное население Правобережной Украины было обложено специальным налогом - харитативою, состоящем из денежной и натуральной частей.
В 1771 и в 1773 годах были предприняты новые обращения православных Подолии в Санкт-Петербург с просьбой защитить их веру. И только в 1786 году под давлением правительства Императрицы Екатерины II для православного населения польской Правобережной Украины открылась православная епархия.
Правобережная часть Украины вплоть до 1793 года входила в состав католической Речи Посполитой и делилась на 4 воеводства – Киевское (без Киева, который подчинялся России), Волынское, Подольское и Брацлавское.
После II раздела Польши по Именному указу Императрицы Екатерины Великой 13 апреля 1793 года на Правобережье Украины были образованы Изяславская и Брацлавская губернии, а также учреждена пограничная с Австро-Венгрией Каменецкая область.
Вскоре на территории Минской (Белоруссия), Изяславской и Брацлавской губерний была учреждена единая православная епархия. 15 мая 1793 года туда был определен епископ. Им стал архипастырь из Киевской Митрополии именем Виктор, который в мае 1794 г. обратился ко всем униатам обширного края с призывом вернуться к вере отцов. Грамота заканчивалась словами: «Гонения исчезли. Прибегните в объятия Церкви, Матери вашей, и да насладитеся тишиною совести, и да шествуете путем истины, ведущем вас к благодати…».
Пастырский призыв возымел горячий отклик и уже в феврале 1795 года архиепископ Виктор с радостью сообщил Святейшему Синоду, что «тысяча семьсот церквей с 1032 священниками и миллионом мирян приняты в объятия Православной церкви». В одной только Брацлавской губернии вернулись в Православие 1442 православных храмов.
Учитывая успех православной миссии, Императрица Екатерина II издала Именной указ:«Для лучшего управленія дел духовних…учредить въ первое время одного местнаго архірея,… подъ названіем (титулом) Брацлавского и Подольского , дав ему место (чести) подъ архіреемъ Новгород-Северскимъ». Полное Собрание Законов Российской Империи, 1795 г.
Первым епископом Брацлавским и Подольским определено было быть архимандриту московского ставропигиального Донского монастыря Иоаникию (Полонному).
Он родился в 1742 году на Волыни в местечке Полонном, потому и фамилия его была Полонный. 13 мая 1795 г. архимандрит Иоаникий был рукоположен в епископа Брацлавского и Подольского с пребыванием в Каменце Подольском. (Владыка Иоаникий подвизался на кафедре долгих 24 года и скончался 7 февраля 1819 года на 78 году жизни. Похоронен в Иоанно-Предтеченской церкви г. Каменец-Подольский).
В 1795 г. Брацлавско-Подольскую епархию разделили на уезды: 1) Брацлавский, 2) Тульчинский, 3) Пятигорский, 4) Липовецкий, 5) Винницкий, 6) Хмельницкий, 7) Махнивский, 8) Сквирский, 9) Литинский, 10) Могилевский, 11) Ямпольский, 12) Бершадский, 13) Гайсинский, 14) Каменецкий, 15) Ушицкий, 16) Проскуровский, 17) Зиньковецкий, 18) Грудецкий, 19) Староконстантиновский, 20) Базилевский, 21) Кременецкий. А уезды в свою очередь поделили на церковные благочиния.
В конце восемнадцатого века в Брацлавско-Подольской епархии действовало два соборных и 2048 приходских храмов, в которых служили 1865 священников, 1903 диакона и пономаря. Числились еще 69 заштатных священников, 68 заштатных диаконов и пономарей, 319 семинаристов.
В 1797 году часть уездов были переданы в Киевскую и Волынскую губернии, а из Вознесенской епархии присоединены – Балтский и Ольго польский.
В 1799 году, синодальным указом предписывалось, чтобы города Дубно, Кременец и Староконстантинов, числя щиеся в Брацлавской епархии, были отнесены к епархии Житомирской. С этого момента, уменьшённая в своем составе Брацлавская епархия должна была называться епархией Подольской. Титул епископа стал «Подольский и Брацлавский ».
В таком административном состоянии, находясь в пределах Подольской губернии, Подольско-Брацлавская епархия оставалась до 1917 года. К сожалению, наступивший политический хаос, гражданская война и кровавые гонения на Церковь в революционной России нарушили сложившееся административно-каноническое устроение Подольского края и потому установить точный порядок замещения кафедры на основании обнаруженных архивных данных в полноте пока не представляется возможным.
Не ранее 1921 года было образовано Тульчинское викариатство Каменец-Подольской епархии , которое пресеклось уже в 1922 году в связи с отпадением епископа Фотия (Маньковского) в обновленчество .
После окончания ВОВ город Винница стал административным областным центром восточной Подолии. Винницкий епископ стал временно управлять и западной частью Подолии с центром в Хмельницком (ранее именовался Проскуров).
Древний город Каменец Подольский – бывший епархиальный центр упразднённой Подольско-Брацлавской епархии, государственной властью включён был в состав Тернопольской области западной Украины. В настоящее время город Каменец-Подольский - духовно-административный центр одноименной Каменец-Подольской епархии УПЦ.
В 90-х годах ХХ столетия, в связи с крахом идеологии государственного атеизма, в Винницкой епархии, в составе которой был и г. Тульчин, стали быстро возрождаться старые и строиться новые храмы. К концу 1994 года их уже насчитывалось 561.
Учитывая это, Священный Синод УПЦ 4 октября 1994 года принял решение об образовании Тульчинской епархии, путём выделения из Винницкой епархии 16-и восточных благочиний.
В состав новообразованной Тульчинской епархии вошел и древний центр Подольской епархии, некогда многолюдный Брацлав (ныне в нём проживает 6 тысяч человек, в Тульчине - 12,5 тысяч человек).
В 2014 году из Винницкой и Тульчинской епархий Священный Синод УПЦ выделил несколько южных благочиний, из которых была образована третья епархия в Винницкой области - Могилёв-Подольская. Казатинское благочиние Тульчинской епархии тогда же вошло в состав Винницкой епархии.
К сему добавим, что в западной части Подолии - в Хмельницкой области были образованы три самостоятельные епархии УПЦ. Вместе с Каменец-Подольской епархией все они составили число 7, что является историческим максимумом числа православных епархий на Подолии вообще.
ПРАВЯЩИЕ АРХИЕРЕИ БРАЦЛАВСКО-ПОДОЛЬСКИЕ, ПОДОЛЬСКО-БРАЦЛАВСКИЕ, ВИННИЦКО-БРАЦЛАВСКИЕ И ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ
- Архиепископ Иоаникий (Никифорович-Полонский) с 12 апреля 1795 по 7 февраля 1819 года (умер).
- Архиепископ Антоний (Соколов) с 15 марта 1819 по 3 апреля 1821 года (умер 29 марта 1827 г.).
- Архиепископ Ксенофонт (Троепольский) с 3 июля 1821 по 24 января 1832 года (умер 4 мая 1834г.).
- Архиепископ Кирилл (Платонов-Богословский) с 24 января 1832 по 28 марта 1841 года (умер), в октябре 1835 года освятивший храм Рождества Христова г. Тульчина - нынешний Кафедральный собор).
- Архиепископ Арсений (Москвин) с 5 апреля 1841 по 6 ноября 1848 года, после Киевский митрополит (умер 28 апреля 1878г.).
- Епископ Елпидифор (Бенедиктов) с 6 ноября 1848 по 29 марта 1851 года, со временем архиепископ (умер 31 мая 1861 г.).
- Епископ Евсевий (Ильинский) с 29 марта 1851 по 1 марта 1858 года, со временем экзарх Грузии – архиепископ (умер 12 марта 1879 г.).
- Архиепископ Иринарх (Попов) с 17 марта 1858 по 20 декабря 1863 года (умер 28 сентября 1868 г.).
- Архиепископ Леонтий (Лебединский) с 20 декабря 1863 по 2 октября 1874 года, со временем митрополит Московский (умер 1 августа 1893 г.).
- Епископ Феогност (Лебедев) с 7 декабря 1874 по 2 декабря 1878 года, со временем архиепископ Новгородский.
- Епископ Маркел (Попель) с 9 декабря 1978 по 6 марта 1882 года.
- Епископ Викторин (Любимов) с 6 марта по 21 августа 1882 года (умер).
- Епископ Иустин (Охотин) с 15 марта 1882 по 28 марта 1887 года, со временем архиепископ Херсонский.
- Епископ Донат (Соколов-Бобинский) с 28 марта 1887 по 13 декабря 1890 года, со временем архиепископ.
- Епископ Димитрий (Самбикин) с 13 декабря 1890 по 1 ноября 1896 года.
- Епископ Ириней – с 2 ноября 1896 по 29 апреля 1900 года.
- Епископ Христофор (Смирнов) с 29 апреля 1900 по 1 декабря 1904 года.
- Епископ Парфений (Левицкий) с 1 декабря 1904 по 15сентября 1908 года.
- Епископ Серафим – с 15 сентября 1908 по 22 марта 1914 года. Епископ Митрофан (Афонский) с 22 марта 1914 по октябрь 1917 года.
- Епископ Пимен (Пегов) с октября 1917 по декабрь 1919 года.
- Епископ Амвросий – с декабря 1919 по июль 1920 года.
- Епископ Пимен – с июля 1920 по октябрь 1923 года.
- Архиепископ Борис - с октября 1923 по январь 1927 года.
- Епископ Варлаам, временно управляющий с января 1927 по январь 1929 года.
- Епископ Петр, управляющий с января 1929 по июль 1931 года.
- Сщмч. Александр (Петровский) с 25 августа 1933 по 20 мая 1937 года.
- Сщмч. Иннокентий (Тихонов) с 5 апреля по 29 ноября 1937 года.
- Евлогий (Марковский) с 5 августа 1942 по 1943 год.
- Епископ Максим (Бачинский) с 1944 по декабрь 1945года.
- Протоиерей Н. М. Салата – в 1946, уполномоченный Патриаршего экзарха Всея Украины.
- Епископ Иаков (Заика) с 2 февраля 1947 по 18 ноября 1948 года.
- Епископ Анатолий с 1948 по 1949 год.
- Епископ Иннокентий (Зельницкий) с 30 января 1949 по 27 декабря 1951года.
- Епископ Андрей (Сухенко) с 27 декабря 1951 по 9 февраля 1954 года в/у, еп. Черновицкий
- Епископ Андрей (Сухенко) с 9 февраля 1954 по 17 октября 1955 года.
- Архиепископ Симон (Ивановский) с 19 октября 1955 по 14 августа 1961 года. (С 1942 года архиепископ Черниговский и Нежинский. В 1944 году арестован НКВД и до 1954 год отбывал заключение в Сибири на лесоповале).
- Архиепископ Иоасаф (Лелюхин) с 14 августа 1961 по 30 марта 1964 года.
- Архиепископ Алипий (Хотовицкий) с 30 марта 1964 по 11 ноября 1975 года.
- Митрополит Агафангел (Саввин) с 16 ноября 1975 по сентябрь 1991 года. Был незаконно почислен на покой бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) - за противодействие расколу.
- Архиепископ Феодосий (Дикун) с сентября 1991 по 1992 год.
- Митрополит Агафангел (Саввин) - 1992 год (восстановлен на кафедре решением Архиерейского собора РПЦ перед переводом в Одессу).
- Митрополит Макарий (Свистун) с 22 июня 1992 по 4 октября 1994 года - Винницкий и Брацлавский; (с 4 октября 1994 года по 4 июня 2007 года - Винницкий и Могилёв-Подольский).
- Митрополит Симеон (Щостацкий) с 10.06. 2007 по - Винницкий и Могилёв-Подольский; (с 5 января 2013 года - Винницкий и Барский). 17 декабря 2018 года Священный Синод Украинской Православной Церкви запретил в служении митрополита Винницкого и Барского Симеона за уклонение в "автокефальный" раскол ПЦУ.
- Архиепископ Варсонофий (Столяр) . Решением Священного Синода УПЦ от 17 декабря 2018 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.
ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ АРХИЕРЕИ:
44. Епископ Иннокентий (Шестопаль), Тульчинский и Брацлавский с 1994 по 1999 год.
46. Митрополит Ионафан (Елецких), Тульчинский и Брацлавский, с ноября 2006 года и поныне.
Источники и литература:
1. Приходы и церкви Подольской епархии. Под ред. Евфимия Сецинского, 1901 год.
2. Нариси історії Подільської єпархії (1795-1995), А.К. Лисий.
3. Подольские епархиальные ведомости 1876г., 1895 г.
4. Подольские архипастыри (1795-1895). В.Якубович, П. Викул., 1895 г.