Тульчинская епархия. Значение тульчинская епархия в православной энциклопедии древо. Краткий очерк истории

Видеозапись опровергает клевету на клирика канонической Церкви.

Иеромонах Иероним (Зуб) справедливо отказал греко-католичке Оксане Лыбидь в праве стать восприемницей младенца, которого родители решили крестить в православии. Об этом сказано в заявлении, опубликованном пресс-службой Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви.

20 января 2019 года во время Таинства крещения в Вознесенском храме г. Бершади Винницкой области Оксана Лыбидь, приглашенная родителями ребенка быть крестной матерью, на уточняющий вопрос иеромонаха Иеронима, совершавшего Таинство, заявила, что исповедует греко-католическую веру. Священник отказал девушке в праве стать восприемницей младенца и попросил занять место возле гостей. Таинство крещения продолжилось, но Оксана Лыбидь стала перебивать молитвословия выкриками, поэтому иеромонах Иероним попросил ее покинуть церковь. Через некоторое время девушка вернулась в сопровождении своего отца, участника АТО, который стал в грубой форме выяснять, почему его дочь «выгнали из храма».

Видеозапись происходившего попала в СМИ, которые попытались раздуть из этой истории «грандиозный скандал». В этой связи Тульчинская епархия УПЦ выступила с заявлением.

Как напомнили в пресс-службе, согласно древнему общеправославному каноническому праву крестными родителями (восприемниками) православных детей могут быть только крещеные, верующие члены Православной Церкви. Поскольку Оксана Лыбидь публично заявила, что является греко-католичкой, отказ священника на ее участие в Таинстве в качестве крестной матери был совершенно справедливым.

«В подобной ситуации таким же образом поступили бы все священники канонической Украинской Православной Церкви», – отметили в Тульчинской епархии.

Не соответствующим действительности вымыслом назвали в пресс-службе утверждение, будто Оксане Лыбидь было отказано стать восприемницей за чтение молитв по-украински. В Тульчинской епархии напомнили о существующих на ее территории приходах с украинским языком богослужения, а также о книге «Тлумачний путівник Божественною літургиєю святителів Іоанна Златоуста і Василія Великого» с молитвословиями на украинском языке, изданной митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном.

В пресс-службе подчеркнули, что имеющаяся видеозапись опровергает заявления о неподобающем поведении клирика канонической Церкви – во время инцидента иеромонах Иероним вел себя тактично и сдержанно, чего не скажешь об Оксане Лыбидь и её отце, который оскорбительно высказывался в адрес священника и обещал с ним «расправиться».

Решением правящего архиерея, «за мужественное стояние в Православии» и «высокий духовный пример верности иерейской присяге», иеромонах Иероним (Зуб) будет представлен к внеочередной церковной награде.

    Русская православная церковь Украинская православная церковь … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

    В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Русской православной церкви (Московского патриархата). Все епархии перечислены по регионам их нахождения в алфавитном порядке. Титулы архиереев совпадают с названиями возглавляемых ими… … Википедия

    В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия

    В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей Территория Приходов Монастырей Благочиний… … Википедия

    Епархии Украинской православной церкви В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей… … Википедия

Основана 1857 Сан правящего архиерея Епископ Титул правящего архиерея Тульчинский Архиерей Правящий архиерей Паисий (Халким) с 12 ноября 2006 года

История

Епархия была учреждена в августе-сентябре 1850 года. Её епископом с обязанностями наместника Аркадия (Дорофеева) был 26 сентября 1847 года поставлен священноинок Славского скита Алимпий (Вепринцев) , который в 1854 году вместе с епископом Славским Аркадием (Дорофеевым) был арестован русскими военными и отправлен в Суздаль, где и скончался в заключении в Спасо-Евфимивском монастыре .

22 мая 1861 года управляющим Тульчинской епархией был поставлен Иустин (Игнатьев) , который позднее переехал на территорию России и в 1867 году был принят в единоверие .

Ряд Тульчинских архиереев - Никодим (Федотов) , Иннокентий (Усов) , Тихон (Качалкин) , Иоасаф (Тимофей) , Леонтий (Изот) позднее были избраны митрополитами Белокриницкими и возглавили Русскую православную старообрядческую церковь в Румынии .

Епископы

  • Алимпий (Вепринцев) (26 сентября 1847 - 25 августа 1859)
  • Иустин (Игнатьев) (22 мая 1861 - 4 декабря 1866)
  • Иеремия (30 ноября 1872 - 28 июля 1873)
  • Виссарион (16 декабря 1873 - 6 декабря 1877)
  • Алимпий (Кузьмин) (15 августа 1878 - 20 января 1899)
  • Макарий (Лобов) (4 июня 1900 - 10 сентября 1906)
  • Иоасаф (13 мая 1907 - 15 сентября 1908)
  • Ермоген (11 октября 1909 - 2 мая 1914)
  • Никодим (Федотов) (13 октября 1919 - 1 октября 1924)
  • Саватий (1927-1940) в/уп, епископ Славский
  • Иннокентий (Усов) (21 июля 1940 - 8 мая 1941)
  • Тихон (Качалкин) (1941 - 12 апреля 1942)
  • Иоасаф (Тимофей) (1960 - 15 декабря 1968)
  • Никодим (? - июнь 1994)
  • Леонтий (Изот) (24 мая 1996 - 12 ноября 2006), с 24 октября 1996 - в/уп.
  • Паисий (Халким) (с 12 ноября 2006)

Напишите отзыв о статье "Тульчинская епархия"

Примечания

Литература

  • Фёдор Мельников
  • Майоров Р. А. «Епископ Иустин Тульчинский (по материалам Отдела рукописей Российской государственной библиотеки)» // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Выпуск 5. Сборник научных сообщений Международного научного симпозиума ОРЛР, состоявшегося в Тульче (12-14 2009 г.). Бухарест: Издательство «CRLR», 2011. - С.66-84.

Отрывок, характеризующий Тульчинская епархия

– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.

Первым епископом Тульчинским был тоже, как и на Славской епархии, святитель страдалец - Алимпий I. Он рукоположен на эту епархию 26 сентября 1847 г. Но в 1854 г. он был арестован вместе с Аркадием, архиепископом Славским, русским военным командованием и отправлен в Россию, где и заключен был в Суздальскую крепость. Там он и почил о Господе 25 августа 1859 г., там же и погребен.

Вторым Тульчинским епископом был Иустин, поставленный 22 мая 1861 г. Браиловским епископом Ануфрием. Слишком молодым он рукоположен в епископы и, кроме того, имел неспокойный характер, что и послужило причиной его падения: он уехал в Россию и там присоединился к единоверию в 1867 г.

Третьим епископом был Иеремия, поставленный 30 ноября 1872 г. Но на следующий год он скончался 28 июля и погребен в Славском монастыре.

Четвертым был епископ Виссарион, рукоположенный 16 декабря 1873 г. Правил Тульчинской епархией до конца 1877 г. В этом же году, 6 декабря, переведен на Измаильскую епархию с возведением в сан архиепископа. Скончался в г. Измаиле 27 января 1881 г.

Пятым Тульчинским епископом был Алимпий II, рукоположенный 15 августа 1878 г. В 1883 г. произведен в наместники митрополии с оставлением за ним Тульчинской епархии. Скончался 20 января 1899 г. в г. Галицах, где и погребен.

Шестым был епископ Макарий, рукоположенный на эту епархию 4 июня 1900 г., в то же время наречен и наместником митрополии. В митрополиты возведен 10 сентября 1906 г.

Седьмым был Иоасаф, поставленный в епископы 13 мая 1907 г. Но в следующем году он скончался в митрополии 15 сентября и там же похоронен.

Девятым был Никодим, поставленный 13 октября 1919 г. 1 октября 1924 г. возведен в митрополиты.

Десятым числится епископ Савватий Славский. Ему было поручено управлять и Тульчинской епархией с 1927 г.

Одиннадцатым состоял епископ Иннокентий, бывший Кишиневский. В конце июня месяца 1940 г. Бессарабия отошла к советской России. Епископу Иннокентию посему пришлось покинуть г. Кишинев. Он поселился в г. Тульче. Тульчинские христиане обратились к нему с просьбой принять в свое заведование Тульчинскую епархию. На это изъявил письменное согласие и епископ Савватий. Митрополит Силуян на основании сего и поручил епископу Иннокентию управлять Тульчинской епархией.

Обе епархии - Славская и Тульчинская - сначала были под турецким владычеством, так как Добруджа входила в состав Турецкой империи. Турецкое правительство почти с самого начала учреждения этих епархий признало и утвердило канонически-правовое положение старообрядческой иерархии с присущей ей властью. Но после русско-турецкой войны 1877 г. Добруджа отошла к Румынии и таким образом епархии оказались уже в пределах Румынского королевства. Румынское правительство признало за ними все права, какими они пользовались в Турции. На таком положении они существуют до настоящего времени.

Дата создания: 04.10.1994 г.

Страна: Украина

Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района Винницкой области, Украина

Адрес: Украина, 23600, Винницкая обл., г. Тульчин, ул. Леонтовича, 41.

Телефон-факс канцелярии: (4335) 2–18–04

Епархиальная ежемесячная двуязычная (укр., рус.) газета "Православный собеседник ", редактор протоиерей Василий Ковач.

Помошник редактора епархиальной газеты "Православный собеседник" - старший иподиакон Сергий Зинкевич.

.......................................................................................................................................

Правящий епархиальный архиерей: преосвященный Ионафан (Елецких), митрополит Тульчи нский и Бра цлавский

Викарный архиерей - преосвященный Сергий (Аницой), епископ Ладыжинский, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета - по должности) http://www.patriarchia.ru/db/text/5168016.html

Помошник секретаря Тульчинской епархии - протоиерей Василий Ковач

Заведующий епархиальной канцелярией - протоиерей Александр Палысюк

Помошник епархиального архиерея - иеромонах Иероним (Зуб)

Эконом Тульчинской епархии - протодиакон Сергий Градиленко

Помошник заведующего канцелярией Тульчинской епархии - старший иподиакон Сергий Зинкевич

.........................................................................................................................................

Общие сведения о епархии

Дата создания: 04.10.1994 г.

Страна: Украина

Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района восточной части Винницкой области, Украина

Кафедральный город - Тульчи н, население - 10 тыс. человек

Сокафедральный город - Бра цлав, население - 4 тыс. человек

Кафедральный храм - Христо-Рождественский собор, г.Тульчи н, настоятель - епископ Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии

...........................................................................................................................................

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ

Тульчинская епархия территориально (по состоянию на 2019 год) разделена на 15 церковных округов (благочиний), возглавляемых назначенными правящим архиереем администраторами-священниками (благочинными).

Среди епархиальных церковных округов: Тульчинское (городское), Брацлавское (городское), Бершадское благочиние, Гайсинское, Иллинецкое, Ладыжинское, Липовецкое, Немировское, Оратовское, Погребищенское, Теплицкое, Тростянецкое, Тульчинское (районное), Тывровское и Чечельницкое.

Управление Тульчинской епархией осуществляет канонический епархиальный архиерей, назначенный Священным Синодом УПЦ, по преемству полноты иерархической власти от святых Апостолов непосредственно или в единении с епархиальным советом, состоящем из клириков епархии.

В епархии есть епархиальный Церковный суд.

Составы епархиального совета и епархиального суда подлежат периодической ротации.

При формировании составов епархиального совета и церковного суда епархиальный архиерей пользуется правом "вето" (отвода кандидатуры).

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

(основной состав по состоянию на 2019 год)

  1. Митрополит Ионафан (Елецких), - председатель, правящий архиерей Тульчинской епархии.
  2. Епископ Ладыжинский Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета.
  3. Протоиерей Роман Рудаков, благочинный г. Тульчина.
  4. Протоиерей Василий Гончарук, благочинный Немировского церковного округа.
  5. Протоиерей Александр Палысюк, заведующий канцелярией Тульчинского епархиального управления.
  6. Протоиерей Василий Ковач, второй секретарь Тульчинской епархии.

Примечание. По благословению правящего архиерея все благочинные епархиальных церковных округов, руководители епархиальных отделов (правозащитный, молодёжный, паломнический и др.) и приглашённые настоятели храмов епархии входят в расширенный состав Епархиального совета (с правом голоса).

О ЕПИСКОПСКОМ СОВЕТЕ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ

Епископский совет – вспомогательный ситуативный совещательный орган при епархиальном архиерее – учреждён в октябре 2016 года распоряжением преосвященного Ионафана, архиепископа (ныне митрополита) Тульчинского и Брацлавского.

В состав Епископского совета входит викарный архиерей Тульчинской епархии - по должности.

Состав Епископского совета формируется правящим архиереем из епархиальных клириков, имеющих положительный опыт богослужебной, благотворительной, миссионерской, административной и хозяйственной деятельности.

Е П А Р Х И А Л Ь Н Ы Й Ц Е Р К О В Н Ы Й С У Д

(по состоянию на 2018 год)

  1. Протоиерей Роман Рудаков, - председатель, благочинный г. Тульчина.
  2. Протоиерей Василий Гончарук, - секретарь, благочинный Немировского церковного округа.
  3. Протоиерей Сергий Пояркин, настоятель Свято-Покровского храма села Суворовское Тульчинского церковного округа.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ МОНАСТЫРИ

1) Свято-Успенский мужской монастырь, Тышковская слобода, Гайсинское благочиние. Настоятель - игумен Амфилохий (Василевский).

2) Женский монастырь во имя Святого Архистратига Михаила (Архангело-Михайловский) в райцентре Чечельни к. Настоятельнца - игумения Серафима (Смагло).

................................................................................................................................................................................................

Протоиерей РОМАН РУДАКОВ, благочинный храмов города Тульчин, Тульчинская епархия УПЦ

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ

ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЕНИЯ ПОДОЛИИ

Как известно, от крещения Руси до половины ХV столетия Подолия и Галиция находились в юрисдикции Митрополита Киевского, который поставлял в города протопопов (благочинных) для руководства всем духовенством. Во второй половине XV ст. церкви и монастыри Галиции и Подолии светские власти подчинили наместникам львовского городского страросты, но при короле Сигизмунде I (по требованию православного дворянства, мещан и братств) подольское духовенство снова было передано в управление Киевской Митрополии. Город же Бра цлав стал административным центром одноименного воеводства.

С 1498 года Брацлав подвергался постоянным опустошениям от крымских татар, нападавших по приказу турецких султанов, воевавших с Польшей. Их набеги были так часты и такими губительными, что в 1598 году все правительственные и судебные учреждения воеводства были перенесены в более безопасное небольшое местечко - Винницу.

После заключения политического союза Литвы и Польши и образования единого государства - Речи Посполитой началось наступление шляхты и Римского Костёла на православных Белоруссии и Украины, следствием которого стала Брестская церковная уния с Римом. Со временем началась и нещадная экономическая эксплуатация крепостных крестьян польскими феодалами, в которой принимала активное участие и верхушка еврейского Кагала, арендовавшая их обширные земли на Украине.

Совокупность экономического гнёта и сложных межнационально-религиозных противоречий породило ожесточённое военное противостояние – Хмельниччину, и привело, в конце-концов, к политическому разделу польских территорий между тремя соседними империями (Австрия, Германия, Россия) на продолжительный исторический период.

Польское правительство считало унию обязательной для всех православных подданных на территории Речи Посполитой, а православная вера была поставлена вне закона.

Духовенство, принявшее унию, уравняли в правах с ксендзами и подчинили львовским униатским архиереям, а притесняемое православное - Киевским митрополитам и частично Переяславским епископам.

На Подолии, несмотря на униатско-католическое давление, тогда оставалось 562 православных церквей: в протопопии Брацлавской – 70, в Немировской – 56, Рашковской – 44, Грановской – 52, Краснянской – 40, Браиловской – 55, Винницкой – 60, Комаргородской – 60, в Ямпольской – 55.

В 1770 году православные Подольского и Брацлавского воеводств осмелились секретно направить в Санкт-Петербург краснянского протопопа Иоанна Базилевича с сообщением о гонениях. В 1773 году униатский львовский митрополит Лев Шептицкий направил в Волынское и Подольское воеводства Холмского епископа Максимилиана Рыло, который при помощи польских военных команд стал силой захватывать православные церкви для насаждения унии. Вскоре по решению варшавского католического Конгресса 4 апреля 1776 года православное население Правобережной Украины было обложено специальным налогом - харитативою, состоящем из денежной и натуральной частей.

В 1771 и в 1773 годах были предприняты новые обращения православных Подолии в Санкт-Петербург с просьбой защитить их веру. И только в 1786 году под давлением правительства Императрицы Екатерины II для православного населения польской Правобережной Украины открылась православная епархия.

Правобережная часть Украины вплоть до 1793 года входила в состав католической Речи Посполитой и делилась на 4 воеводства – Киевское (без Киева, который подчинялся России), Волынское, Подольское и Брацлавское.

После II раздела Польши по Именному указу Императрицы Екатерины Великой 13 апреля 1793 года на Правобережье Украины были образованы Изяславская и Брацлавская губернии, а также учреждена пограничная с Австро-Венгрией Каменецкая область.

Вскоре на территории Минской (Белоруссия), Изяславской и Брацлавской губерний была учреждена единая православная епархия. 15 мая 1793 года туда был определен епископ. Им стал архипастырь из Киевской Митрополии именем Виктор, который в мае 1794 г. обратился ко всем униатам обширного края с призывом вернуться к вере отцов. Грамота заканчивалась словами: «Гонения исчезли. Прибегните в объятия Церкви, Матери вашей, и да насладитеся тишиною совести, и да шествуете путем истины, ведущем вас к благодати…».

Пастырский призыв возымел горячий отклик и уже в феврале 1795 года архиепископ Виктор с радостью сообщил Святейшему Синоду, что «тысяча семьсот церквей с 1032 священниками и миллионом мирян приняты в объятия Православной церкви». В одной только Брацлавской губернии вернулись в Православие 1442 православных храмов.

Учитывая успех православной миссии, Императрица Екатерина II издала Именной указ:«Для лучшего управленія дел духовних…учредить въ первое время одного местнаго архірея,… подъ названіем (титулом) Брацлавского и Подольского , дав ему место (чести) подъ архіреемъ Новгород-Северскимъ». Полное Собрание Законов Российской Империи, 1795 г.

Первым епископом Брацлавским и Подольским определено было быть архимандриту московского ставропигиального Донского монастыря Иоаникию (Полонному).

Он родился в 1742 году на Волыни в местечке Полонном, потому и фамилия его была Полонный. 13 мая 1795 г. архимандрит Иоаникий был рукоположен в епископа Брацлавского и Подольского с пребыванием в Каменце Подольском. (Владыка Иоаникий подвизался на кафедре долгих 24 года и скончался 7 февраля 1819 года на 78 году жизни. Похоронен в Иоанно-Предтеченской церкви г. Каменец-Подольский).

В 1795 г. Брацлавско-Подольскую епархию разделили на уезды: 1) Брацлавский, 2) Тульчинский, 3) Пятигорский, 4) Липовецкий, 5) Винницкий, 6) Хмельницкий, 7) Махнивский, 8) Сквирский, 9) Литинский, 10) Могилевский, 11) Ямпольский, 12) Бершадский, 13) Гайсинский, 14) Каменецкий, 15) Ушицкий, 16) Проскуровский, 17) Зиньковецкий, 18) Грудецкий, 19) Староконстантиновский, 20) Базилевский, 21) Кременецкий. А уезды в свою очередь поделили на церковные благочиния.

В конце восемнадцатого века в Брацлавско-Подольской епархии действовало два соборных и 2048 приходских храмов, в которых служили 1865 священников, 1903 диакона и пономаря. Числились еще 69 заштатных священников, 68 заштатных диаконов и пономарей, 319 семинаристов.

В 1797 году часть уездов были переданы в Киевскую и Волынскую губернии, а из Вознесенской епархии присоединены – Балтский и Ольго польский.

В 1799 году, синодальным указом предписывалось, чтобы города Дубно, Кременец и Староконстантинов, числя щиеся в Брацлавской епархии, были отнесены к епархии Житомирской. С этого момента, уменьшённая в своем составе Брацлавская епархия должна была называться епархией Подольской. Титул епископа стал «Подольский и Брацлавский ».

В таком административном состоянии, находясь в пределах Подольской губернии, Подольско-Брацлавская епархия оставалась до 1917 года. К сожалению, наступивший политический хаос, гражданская война и кровавые гонения на Церковь в революционной России нарушили сложившееся административно-каноническое устроение Подольского края и потому установить точный порядок замещения кафедры на основании обнаруженных архивных данных в полноте пока не представляется возможным.

Не ранее 1921 года было образовано Тульчинское викариатство Каменец-Подольской епархии , которое пресеклось уже в 1922 году в связи с отпадением епископа Фотия (Маньковского) в обновленчество .

После окончания ВОВ город Винница стал административным областным центром восточной Подолии. Винницкий епископ стал временно управлять и западной частью Подолии с центром в Хмельницком (ранее именовался Проскуров).

Древний город Каменец Подольский – бывший епархиальный центр упразднённой Подольско-Брацлавской епархии, государственной властью включён был в состав Тернопольской области западной Украины. В настоящее время город Каменец-Подольский - духовно-административный центр одноименной Каменец-Подольской епархии УПЦ.

В 90-х годах ХХ столетия, в связи с крахом идеологии государственного атеизма, в Винницкой епархии, в составе которой был и г. Тульчин, стали быстро возрождаться старые и строиться новые храмы. К концу 1994 года их уже насчитывалось 561.

Учитывая это, Священный Синод УПЦ 4 октября 1994 года принял решение об образовании Тульчинской епархии, путём выделения из Винницкой епархии 16-и восточных благочиний.

В состав новообразованной Тульчинской епархии вошел и древний центр Подольской епархии, некогда многолюдный Брацлав (ныне в нём проживает 6 тысяч человек, в Тульчине - 12,5 тысяч человек).

В 2014 году из Винницкой и Тульчинской епархий Священный Синод УПЦ выделил несколько южных благочиний, из которых была образована третья епархия в Винницкой области - Могилёв-Подольская. Казатинское благочиние Тульчинской епархии тогда же вошло в состав Винницкой епархии.

К сему добавим, что в западной части Подолии - в Хмельницкой области были образованы три самостоятельные епархии УПЦ. Вместе с Каменец-Подольской епархией все они составили число 7, что является историческим максимумом числа православных епархий на Подолии вообще.

ПРАВЯЩИЕ АРХИЕРЕИ БРАЦЛАВСКО-ПОДОЛЬСКИЕ, ПОДОЛЬСКО-БРАЦЛАВСКИЕ, ВИННИЦКО-БРАЦЛАВСКИЕ И ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ

  1. Архиепископ Иоаникий (Никифорович-Полонский) с 12 апреля 1795 по 7 февраля 1819 года (умер).
  2. Архиепископ Антоний (Соколов) с 15 марта 1819 по 3 апреля 1821 года (умер 29 марта 1827 г.).
  3. Архиепископ Ксенофонт (Троепольский) с 3 июля 1821 по 24 января 1832 года (умер 4 мая 1834г.).
  4. Архиепископ Кирилл (Платонов-Богословский) с 24 января 1832 по 28 марта 1841 года (умер), в октябре 1835 года освятивший храм Рождества Христова г. Тульчина - нынешний Кафедральный собор).
  5. Архиепископ Арсений (Москвин) с 5 апреля 1841 по 6 ноября 1848 года, после Киевский митрополит (умер 28 апреля 1878г.).
  6. Епископ Елпидифор (Бенедиктов) с 6 ноября 1848 по 29 марта 1851 года, со временем архиепископ (умер 31 мая 1861 г.).
  7. Епископ Евсевий (Ильинский) с 29 марта 1851 по 1 марта 1858 года, со временем экзарх Грузии – архиепископ (умер 12 марта 1879 г.).
  8. Архиепископ Иринарх (Попов) с 17 марта 1858 по 20 декабря 1863 года (умер 28 сентября 1868 г.).
  9. Архиепископ Леонтий (Лебединский) с 20 декабря 1863 по 2 октября 1874 года, со временем митрополит Московский (умер 1 августа 1893 г.).
  10. Епископ Феогност (Лебедев) с 7 декабря 1874 по 2 декабря 1878 года, со временем архиепископ Новгородский.
  11. Епископ Маркел (Попель) с 9 декабря 1978 по 6 марта 1882 года.
  12. Епископ Викторин (Любимов) с 6 марта по 21 августа 1882 года (умер).
  13. Епископ Иустин (Охотин) с 15 марта 1882 по 28 марта 1887 года, со временем архиепископ Херсонский.
  14. Епископ Донат (Соколов-Бобинский) с 28 марта 1887 по 13 декабря 1890 года, со временем архиепископ.
  15. Епископ Димитрий (Самбикин) с 13 декабря 1890 по 1 ноября 1896 года.
  16. Епископ Ириней – с 2 ноября 1896 по 29 апреля 1900 года.
  17. Епископ Христофор (Смирнов) с 29 апреля 1900 по 1 декабря 1904 года.
  18. Епископ Парфений (Левицкий) с 1 декабря 1904 по 15сентября 1908 года.
  19. Епископ Серафим – с 15 сентября 1908 по 22 марта 1914 года. Епископ Митрофан (Афонский) с 22 марта 1914 по октябрь 1917 года.
  20. Епископ Пимен (Пегов) с октября 1917 по декабрь 1919 года.
  21. Епископ Амвросий – с декабря 1919 по июль 1920 года.
  22. Епископ Пимен – с июля 1920 по октябрь 1923 года.
  23. Архиепископ Борис - с октября 1923 по январь 1927 года.
  24. Епископ Варлаам, временно управляющий с января 1927 по январь 1929 года.
  25. Епископ Петр, управляющий с января 1929 по июль 1931 года.
  26. Сщмч. Александр (Петровский) с 25 августа 1933 по 20 мая 1937 года.
  27. Сщмч. Иннокентий (Тихонов) с 5 апреля по 29 ноября 1937 года.
  28. Евлогий (Марковский) с 5 августа 1942 по 1943 год.
  29. Епископ Максим (Бачинский) с 1944 по декабрь 1945года.
  30. Протоиерей Н. М. Салата – в 1946, уполномоченный Патриаршего экзарха Всея Украины.
  31. Епископ Иаков (Заика) с 2 февраля 1947 по 18 ноября 1948 года.
  32. Епископ Анатолий с 1948 по 1949 год.
  33. Епископ Иннокентий (Зельницкий) с 30 января 1949 по 27 декабря 1951года.
  34. Епископ Андрей (Сухенко) с 27 декабря 1951 по 9 февраля 1954 года в/у, еп. Черновицкий
  35. Епископ Андрей (Сухенко) с 9 февраля 1954 по 17 октября 1955 года.
  36. Архиепископ Симон (Ивановский) с 19 октября 1955 по 14 августа 1961 года. (С 1942 года архиепископ Черниговский и Нежинский. В 1944 году арестован НКВД и до 1954 год отбывал заключение в Сибири на лесоповале).
  37. Архиепископ Иоасаф (Лелюхин) с 14 августа 1961 по 30 марта 1964 года.
  38. Архиепископ Алипий (Хотовицкий) с 30 марта 1964 по 11 ноября 1975 года.
  39. Митрополит Агафангел (Саввин) с 16 ноября 1975 по сентябрь 1991 года. Был незаконно почислен на покой бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) - за противодействие расколу.
  40. Архиепископ Феодосий (Дикун) с сентября 1991 по 1992 год.
  41. Митрополит Агафангел (Саввин) - 1992 год (восстановлен на кафедре решением Архиерейского собора РПЦ перед переводом в Одессу).
  42. Митрополит Макарий (Свистун) с 22 июня 1992 по 4 октября 1994 года - Винницкий и Брацлавский; (с 4 октября 1994 года по 4 июня 2007 года - Винницкий и Могилёв-Подольский).
  43. Митрополит Симеон (Щостацкий) с 10.06. 2007 по - Винницкий и Могилёв-Подольский; (с 5 января 2013 года - Винницкий и Барский). 17 декабря 2018 года Священный Синод Украинской Православной Церкви запретил в служении митрополита Винницкого и Барского Симеона за уклонение в "автокефальный" раскол ПЦУ.
  44. Архиепископ Варсонофий (Столяр) . Решением Священного Синода УПЦ от 17 декабря 2018 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.

ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ АРХИЕРЕИ:

44. Епископ Иннокентий (Шестопаль), Тульчинский и Брацлавский с 1994 по 1999 год.

46. Митрополит Ионафан (Елецких), Тульчинский и Брацлавский, с ноября 2006 года и поныне.

Источники и литература:

1. Приходы и церкви Подольской епархии. Под ред. Евфимия Сецинского, 1901 год.

2. Нариси історії Подільської єпархії (1795-1995), А.К. Лисий.

3. Подольские епархиальные ведомости 1876г., 1895 г.

4. Подольские архипастыри (1795-1895). В.Якубович, П. Викул., 1895 г.