"посадка овощей на огороде" средняя группа. Проект по экологическому воспитанию детей средней группы "Огород на подоконнике" (посадка лука) Что сажать на огороде в детском саду

На дачном участке обязательно отводится клин под огородные культуры, основную часть которых составляют овощные. Каждая культура отличается своими биологическими особенностями, сформировавшимися в климате ареала происхождения. Основным условием успешного выращивания овощных культур в несвойственной им среде является срок посева, связанный с температурой почвы и воздуха, яркостью освещения и продолжительностью светлого времени суток. Для некоторых культур эта продолжительность светового дня не влияет на всхожесть и развитие растений. Такие культуры можно высевать практически в течение всего теплого сезона. Другие – довольно болезненно реагируют на изменение освещения. Селекционеры, выводя новые сорта, всегда приучают их к климатическим условиям определенного района и соответственно рекомендуют ориентировочные даты посева, соблюдение которых обязательно.

В статье предложено ознакомиться с ориентировочными сроками посева семян основных овощных культур в открытый грунт для регионов с разными климатическими условиями.


Основные принципы и условия посева в открытый грунт

Отношение к температуре

Показателем начала сева является температура почвы на глубине залегания основной массы корней определенной культуры. На ее изменение и скорость прогрева влияют снежный покров, подземные воды, тип почвы, ее влажность. Именно прогрев почвы в корнеобитаемом слое обеспечивает возможность получения раннего урожая. Если высеять семена в холодную почву, то даже холодостойкие культуры могут взойти, но сформировать урожай будут не в силах. Корни в холодной почве не могут нормально функционировать для обеспечения условий развития надземной массы. Чтобы сохранить посев, теплолюбивые культуры высевают только при наступлении постоянной теплой погоды без возвратных весенних заморозков. При их угрозе всходы укрывают любым покровным материалом (спанбондом, лутрасилом), который снимают на следующее утро с наступлением теплой погоды. Солнечный прогрев покрытой грядки может отрицательно сказаться на всходах и молодых сеянцах.

Естественно, что сроки посева по регионам могут не совпадать по числовым данным весенне-летних месяцев. Поэтому основным ориентиром начала посева в открытый грунт в регионах с коротким теплым периодом и ранним наступлением холодов будет температура почвы, интенсивность освещения и установление безморозного периода.

1. При помощи термометров . Коленчатых термометров Савинова ТМ-5, вытяжных термометров и термометра-щупа.

Новичкам-огородникам удобнее определять температуру почвы послойно термометрами. Помните, что их используют только в теплый период, а при понижении температуры на глубине 5 см до 0°С – выкапывают и убирают в помещение. Методика проведения измерений указана в рекомендациях.

2. По растениям (состоянию кроны деревьев, надземной массы кустарников, наступлению цветения многолетних дикорастущих трав).

Возьмите на заметку:

  • Распустились почки у черной смородины, можно высевать овощные и цветочные культуры.
  • Развернулись почки у березы бородавчатой, значит почва на глубине 5 см хорошо прогрелась, настало время посева ранних зеленных, посадки раннего картофеля. Чуть развернулись листочки – пришло время сеять редис, морковь, другие корнеплоды. Готовится береза к цветению – почва прогрелась до 10 см глубины. Пора сеять томаты в открытый грунт.
  • Цветут одуванчики при прогреве температуры в 10 см слое почвы до +6…+8°С, а в слое 10-40 см – только до +3°С.
  • Цветет черемуха – пора высаживать картофель.

3. По физическому состоянию почвы . Этим способом чаще пользуются опытные огородники. Горсть земли сжимают в комок. Если на поверхности комка выступает жидкость – сеять рановато, а рассыпался комок – сеют ранние. Упал, да на комочки разлетелся – можно приступать к посадкам ранних капусты и картофеля, салатов, редиса.


Отношение к освещению

В комплексе главных условий следующим является свет. Он регулируется значительно большим перечнем требований: сроками посева, температурой воздуха, густотой стояния, своевременным прореживанием, уничтожением высокорослых сорняков, которые затеняют растения.

Каждый тип растений в природных условиях нормально растет и развивается при определенной длине светового дня.

1. Нейтральные. Культуры этой группы практически не реагируют на количество и период получаемой солнечной энергии. К ним относятся горох, фасоль, некоторые сорта томатов и огурцов, а также арбузы, спаржа и другие. Список постоянно пополняется селекционерами, которые новым сортам и гибридам «прививают» способность не реагировать на длину светового дня.

2. Короткодневные. В условиях укороченного дня (10-14 часов) растения быстрее зацветают и переходят к плодоношению. Это определенные сорта и гибриды томатов, фасоли, огурцов. В эту же группу входят другие тыквенные (кабачки, тыква, патиссоны), кукуруза, перец сладкий и горький, баклажаны. Быстро переходит к цветению (цветушность) группа зеленных (укроп, петрушка, салат, шпинат, щавель, лук на зеленое перо).

3. Длиннодневные. Растения этой группы при достаточной продолжительности освещения (более 14 часов) переходят к фазе цветения и плодоношения. В эту группу растений входят все виды капуст, редис, брюква, редька, репа северных сортов, пастернак, морковь, овощной горох, свекла. Если длиннодневным растениям создать условия короткого дня, используя ранний посев или затемнение, их развитие затормозится. Они не смогут перейти к фазам цветения и плодоношения. Останавливаются на формировании пышных розеток зелени (вегетативных органов).


Сроки посева овощных культур в открытый грунт

Ранневесенние посевы (середина марта – середина апреля)

Эту группу растений составляют культуры мало- и среднетребовательные к свету. Посев ранневесенних зеленных и овощей можно выполнять поэтапно, через 10-12-15 дней, что продлит получение свежей продукции.

Список культур для посева при температуре почвы в 7-10 см слое в пределах +3…+5°С.

  • Зеленные (пряновкусовые) – укроп, петрушка, кориандр, фенхель, пастернак, листовая горчица, сельдерей, спаржа, мелисса и другие.
  • Овощные листовые и с надземным формированием урожая – все виды салатов, хрен, шпинат, ревень, горох, ранняя цветная капуста, брокколи, капуста белокочанная раннеспелая.
  • Луковичные и корнеплодные – лук севок и лук чернушка на перо и луковицу, морковь ранняя, редис, редька, репа, брюква.

Средневесенние посевы (середина апреля – вторая декада мая)

Если весна будет холодной и влажной, переносят посев на более поздний срок (на 5-8 дней). Как и холодоустойчивые, эти культуры тоже можно высевать поэтапно, через 10-12-15 дней, что продлит получение свежей продукции.

При прогреве почвы в корнеобитаемом слое от +5°С можно продолжить посев некоторых мало– и среднетребовательных к условиям солнцеобеспечения, культур.

Список культур для посева при температуре почвы в 8-15 см слое в пределах +5…+8°С.

  • Зеленные – сельдерей листовой, черешковый, корневой, салатный цикорий.
  • Овощные – все виды капуст: белокочанная средняя, краснокочанная, брюссельская, савойская, кольраби и другие. Высаживают картофель ранний, средний, лук порей, чеснок яровой. Высевают лук севок и бобы, фасоль. Ближе к маю высевают кукурузу овощную сахарную, подсолнечник,
  • Корнеплоды: свекла, морковь средняя.

Поздневесенние посевы (последняя декада мая – середина июня)

Посев овощных в открытый грунт осуществляется в третьей декаде мая – июне месяце при наступлении постоянной теплой погоды без возвратных весенних заморозков. К примеру, в средней зоне России, Сибири, на Урале, теплая погода без заморозков устанавливается после 10-15 июня. Почва в корнеобитаемом слое прогревается до +12…+15-17°С. То есть посевы в открытый грунт даже ранних холодоустойчивых овощных культур сдвигаются на предлетье или начало лета. В этих регионах целесообразнее использовать ранние сорта, обязательно районированные под местный климат, использовать временные укрытия и доращивание овощных культур в защищенном грунте в осенний период.

3 – Список теплолюбивых культур, посев которых проводят при температуре почвы в 10-15 см слое до +13…+15-17°С

При наступлении устойчивого теплого периода высевают томаты, фасоль, бахчевые (дыни и арбузы), подсолнечник, базилик, майоран, корнеплоды (морковь, свеклу). Высаживают в открытый грунт рассаду пасленовых (томаты, баклажаны, перец сладкий и горький) и тыквенных культур (огурцы, кабачки, патиссоны, тыкву).

Таким образом, специалистами выделены группы растений, которым для всходов и нормального развития требуется определенная температура почвы, безморозная погода, количество и длительность поступления солнечной энергии.


При подборе сроков посева овощных на своем участке нужно учитывать, что некоторым короткодневным сортам необходим фактор темноты, но только в начале вегетационного периода (на это время их притеняют). С возрастом они нормально развиваются и формируют плодоношение в условиях длинного дня. Если короткодневным растениям обеспечить длину светового дня более 14 часов, то их развитие замедлится, начнет усиленно развиваться вегетативная масса. Это свойство используют при выгонке зеленных для быстрого получения свежей зелени и ранней овощной продукции.

В холодных регионах, сдвигая посев овощных культур на более ранние сроки, необходимо использовать временные укрытия, готовить утепленные грядки.

На Дальнем Востоке особый температурный режим. Овощеводство сосредоточено в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях. Влажное теплое лето позволяет снимать достаточно высокие урожаи холодостойких сортов перца сладкого и бахчевых, выведенных специально для этой зоны, а также капусты, моркови, которые можно выращивать в открытом грунте, проводя посев после 15 июня, то есть посевы будут предлетние. Зеленую продукцию пряновкусовых овощей, выращенных в открытом грунте, получают только при летних посевах. В этих регионах целесообразнее использовать ранние сорта, обязательно районированные под местный климат, использовать временные укрытия и доращивание овощных культур в защищенном грунте в осенний период.


Таблица 1. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Южного региона

Название культур
1-25 марта 5-15 июня
Салат листовой 5 марта – 15 апреля 15 апреля -10 мая
Лук на перо, лук на репку 10-30 марта с 15 апреля
Огурцы 10 апреля – 10 мая 25 мая – 15 июня
Чеснок яровой 1-10 марта
Картофель 1 марта – 10 апреля с 20 апреля (сорта среднего срока созревания)
Морковь 5-25 апреля; 15 апреля – 30 мая 25 мая – 10 июня
Редис 15-30 марта
Пастернак 5-10 апреля 20 апреля – 10 мая
Горох 1-30 марта
Кукуруза сахарная 20 апреля – 10 мая
Фасоль 15-20 мая
Свёкла 5-15 апреля 15-30 апреля 25 мая – 10 июня
Томаты 15-30 марта с 15 апреля (сорта среднего срока созревания)
15 апреля – 20 мая 20 мая-10 июня
Капуста белокочанная 10 апреля – 20 мая (сорта позднего срока созревания)
Кабачки, патиссоны 20 апреля – 10 мая
Арбузы, дыни

Таблица 2. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Центрально-Чернозёмного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 1-25 марта 15 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Салат листовой 5 марта – 15 апреля 20-30 апреля 20-30 мая
Лук на перо, лук на репку 10-30 марта 20 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Огурцы 20 апреля – 20 мая 20 мая – 15 июня
Чеснок яровой 1-10 марта 11-20 мая 25 мая – 5 июня
Картофель 1 марта – 10 апреля 20-15 мая 11-20 мая
Морковь 15-30 марта, 5-25 апреля; 25 апреля – 10 мая 20-30 мая
Редис 5-10 апреля 20-28 апреля
Пастернак 1-30 марта 10 апреля – 1 мая
Горох 5-15 апреля 20-30 апреля 20 апреля – 25 мая
Кукуруза сахарная 20-30 апреля 20 мая – 1 июня
Фасоль 10-30 мая
Свёкла 15-30 марта 20 апреля – 10 мая 20-30 мая
Томаты С 15 апреля (под укрытие) 25 апреля – 5 мая 15 мая – 15 июня
Баклажаны, перец сладкий и горький С 15 апреля (под укрытие) 15-25 апреля (под укрытие). С 20 мая отслеживать погоду 20 мая – 15 июня
Капуста белокочанная 1-25 марта (сорта раннего срока созревания); 10-20 марта (сорта среднего срока созревания) 20-30 мая (сорта среднего срока созревания) 20-25 мая (сорта среднего и позднего сроков созревания)
Кабачки, патиссоны 10-15 мая
Арбузы, дыни 10-15 мая

Таблица 3. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Дальневосточного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 20-30 марта; 10-20 апреля; 15-20 мая 25 мая – 10 июня
Салат листовой 1-20 марта; 1-20 апреля; 15-20 мая
Лук на перо, лук на репку 25 – 10 апреля 15-20 мая 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Огурцы 15-20 мая (под укрытие в теплую грядку) с 15 июня
Чеснок яровой 10-15 апреля 15-30 апреля
Картофель 1-15 апреля (под укрытие); если холодная весна 10-15 апреля с 15 апреля по 20 мая (под укрытие) с 20 мая (сорта раннего срока созревания)
Морковь 20-30 (сорта раннего срока созревания); 10-20 апреля (сорта среднего срока созревания) 15 апреля – 20 мая (сорта среднего срока созревания); можно продолжить посев сортов раннего срока созревания с 25 мая (сорта позднего срока созревания); 20-25 мая (посев сортов среднего срока созревания)
Редис 20-30 марта с 20 мая (под укрытие в связи с удлинением длины дня) 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Пастернак 20-30 марта
Горох 15 марта-15 апреля с 15 мая (под укрытие) с 15 июня
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 10-20 апреля с 25 мая
Томаты
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 15-20 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие) с 20 мая
Кабачки, патиссоны с 15 июня
Арбузы, дыни с 15 июня

Таблица 4. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Сибири и Урала

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 20 апреля – 20 мая 25 мая – 15 июня
Салат листовой 20 апреля – 20 мая (под укрытие) 1-15 июня (под укрытие)
Лук на перо, лук на репку с 20 мая 1-15 июня (под укрытие)
Огурцы 20 мая – 10 июня (в теплые грядки или под временное укрытие) 25 мая – 15 июня
Чеснок яровой 12-15 мая
Картофель 28 апреля – 10 мая 10 мая – 1 июня
Морковь 25 апреля – 20 мая 20 мая – 10 июня
Редис 25 мая – 15 июня (под укрытие)
Пастернак
Горох
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 15-30 мая 15-30 мая
Томаты
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная С 1 июня (под укрытие)
Кабачки, патиссоны
Арбузы, дыни

Таблица 5. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Северо-Западного региона

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 15 -25 мая 25 мая – 15 июня
Салат листовой 15-20 мая (под укрытие) 1-15 июня (под укрытие)
Лук на перо, лук на репку 15-20 мая 1-15 июня (под укрытие)
Огурцы 20 мая – 10 июня (в теплые грядки или под временное укрытие) 15 июня – открытый грунт
Чеснок яровой
Картофель 28 апреля – 10 мая (сорта раннего срока созревания) 10 мая – 1 июня
Морковь 25 апреля – 20 мая 20 мая – 10 июня
Редис с 25 мая (под укрытие)
Пастернак
Горох
Кукуруза сахарная
Фасоль
Свёкла 15-30 мая
Томаты 15 апреля – 5 мая (под укрытие)
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 10-15 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие) С 1 июня (под укрытие)
Кабачки, патиссоны
Арбузы, дыни

Таблица 6. Сроки посева основных овощных культур в открытый грунт для Средней полосы и Подмосковья

Название культур Ранневесенние посевы в открытый грунт (15 марта – 15 апреля) Средневесенние посевы в открытый грунт (15 апреля – 20 мая) Поздневесенние посевы в открытый грунт (20 мая – 15 июня)
Укроп, фенхель, петрушка, сельдерей 1-10 мая; (сельдерей 10-20 мая) 15-30 мая
Салат листовой 5-10 мая 20-30 мая
Лук на перо, лук на репку 10-20 мая 11-20 мая
Огурцы 10-20 мая (под укрытие) 20 мая – 15 июня (под укрытие)
Чеснок яровой 10-20 мая 11-20 мая
Картофель 10-20 мая 15-25 мая
Морковь 5-10 мая 20 мая – 10 июня
Редис 1-10 мая с 25 мая (под укрытие)
Пастернак 5-10 мая
Горох 5-10 мая с 10 июня
Кукуруза сахарная 8-15 мая
Фасоль 8-15 мая с 10 июня
Свёкла 5-10 мая 15-30 мая
Томаты 15 апреля – 5 мая (под укрытие)
Баклажаны, перец сладкий и горький
Капуста белокочанная 1-10 мая (сорта раннего срока созревания под укрытие)
Кабачки, патиссоны 15-20 мая (под укрытие) 20-30 мая – 5-10 июня
Арбузы, дыни

Экспериментальная деятельность в детском саду. Средняя группа

Конспект НОД «Посадим огород». Экспериментальная деятельность в средней группе.

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Тацинская Ростовская область.
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования
Цель: Формирование знаний об овощах.
Задачи:
- Учить различать овощи по характерным признакам
- Развивать память, обследовательские действия.
- Создать чувство эмоционального комфорта.
- Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
- Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и ухаживать за ним.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.
Обогащение словаря: Семечко, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.
Материалы к занятию: Комнатный горшок с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами.

Ход занятия:

1.Вводная беседа с детьми о времени года и осеннем урожае.
- Какое время года? (осень)
- По каким признакам догадались, что наступила осень? (дети перечисляют)
2. Сюрпризный момент:
Стук в дверь, входит кукла Маша и приносит красивый мешочек
Проводится игра «Чудесный мешочек»
Кукла Маша предлагает желающим на ощупь отгадать, что там лежит.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети обследуют и вытаскивают овощи.
4.Загадки.
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста).

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
(Картошка).

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)

Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
(Огурец)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

5.Дидактическая игра «Узнай на вкус». Овощи режут на кусочки, вызывают ребёнка, завязывают глаза и дают пробовать овощ. Нужно по вкусовым качествам определить, какой овощ попался.
6.Дидактическая игра «Вершки – корешки» Дети выбирают, что растёт в земле, а что на поверхности.
Заострить внимание на огурце.
Загадка
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке, К солнцу - бочком, хвостики у них - крючком. Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
- Какого цвета огурец? (зелёного)
- Какая поверхность? (с пупырышками)
- Чем полезен огурец?

Огурец содержит очень много витаминов, которые полезны нашему организму. А так же имеет и целебные свойства – огуречный сок полезен при заболеваниях кожи, обладает жаропонижающим действием. Ваши мамы делают салаты и закатывают в банки, зимой вы с удовольствием пробуете огурец из банки.

А где растёт огурец? (на грядке)
- А сейчас можно вырастить на огороде и почему? (потому что холодно и он замёрзнет)
- Давайте посадим в группе на подоконнике и попробуем вырастить огурец.
7. Практическая часть.
- А сейчас Маша мы покажем, как надо сажать огурцы.
- Что нужно для посадки? (семя, землю, воду и горшок цветочный)

- Мы заранее насыпали в горшок землю и размяли, чтобы не было комочков.
Возьмём семечко и посадим в землю, а затем польём водой.
Поставим горшок на окошко и будем наблюдать, что произойдёт с нашим семечком.
Наши наблюдения.
Через некоторое время показался росток с двумя листиками.


Затем появились листики покрупнее. На ощупь листик мохнатый и мягкий. Всё время поливаем водой комнатной температуры, проводим рыхление. Дети с удовольствием ухаживают за маленьким ростком.


Наш стебелёк растёт и появились ещё листики


Возле листочка появились маленькие зародыши огурчика и цветочки.


Мы поставили лесенку, с помощью усов огурец цепляется за неё и взбирается вверх.
Огуречные лианы –
Не растут на них бананы
Лишь зелёный огурец,
Ловкий, сладкий удалец!
Огурец-канатоходец
По канатам важно ходит.
Выше, выше, ближе к солнцу,
Ус-пружинка цепко вьётся…
Пьёт росу на зорьке ранней,
В жаркий день - дожди желанней!
Тёплым светом напитался,
Чистым ветром обдувался,
Круглобоким стал пострел,
Звонким хрустом он созрел!
Вот и наши цветочки.
А вот уже и огурчики.
Вот зелёные юнцы -
Молодые огурцы!
Раз, два, три... четыре... пять -
Сразу всех не сосчитать!
Крепкий стройный молодец,
Тонкокожий огурец,
И солёный, и в сметане -
Вкуса дивного творец!


Огурец рос – рос и вырос.



Мы его сорвали, помыли.


Порезали кружочками и угостили всех деток.
Дети славно потрудились, вырастили великолепный урожай!


– Я – зелёный огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед…
Ничего полезней нет!

Опытно-экспериментальная деятельность

«Посадка овощей в нашем огороде»

Цель:

1.Формировать представление о внешнем виде семян гороха (круглое, гладкое, бугристое, желтое, зеленое) и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить)

2.Воспитывать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, проговаривать потешки.

3.Учить детей сажать семена разных размеров.

4.Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.

5.Учить дружескому отношению детей друг к другу.

Задачи:

1: Развивать у детей интерес к природным объектам.

2.Активизировать словарный запас детей.

3.Развивать представление о среде обитания6 сад-огород.

4.Формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения.

5.Воспитывать трудолюбие, навыки сотрудничества, инициативность.

6.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок об овощах, замачивание семян, наблюдение за ними, рассматривание иллюстраций овощей и фруктов, просмотр сказки «Репка», «Как грибы с горохом воевали».

Материал и оборудование

Стаканчики с водой, 2 разных стаканчика с землей, влажные тряпочки, семена гороха, картинки с изображением трудового процесса, палочки, лопаточки.

Ход занятия

Восп. - Отгадайте загадку

Надевает папа кепку

И выходит из избы4

Справа он сажает репку

Слева свеклу и бобы

Тут везде рядами грядки

Будет урожай в порядке. (Огород)

Восп. - Давайте вспомним, что растет на огороде.

1.На грядке желтый и зеленый, а в кадке желтый и соленый (огурец)

2.Как на нашей грядке выросли загадки-сочные, да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры)

3.Светло-зеленый блестящий бочок солнцу подставил крепыш (кабачок)

4.Расту в земле на грядке, я красная, длинна, сладкая (морковь)

5.Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста)

6.Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

7.Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло (свекла)

8.Крулый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко.

Что же это…(репка)

Восп. - Сегодня мы с вами отправимся на огород, нас там ждут удивительные приключения.

(Под музыку «Огород»)

Как одним словом назвать то, что растет на огороде?

Овощи.

Для чего мы их сажаем?

Чтобы кушать.

Чем полезны овощи? Что в них содержится?

Витамины.

Прослушайте стихотворение и скажите, что дают нам витамины?

(Чтение стихотворения)

Витамины-ценные вещества

Без них мы никуда.

Чтоб здоровым, сильным, крепким быть.

Нужно с витаминами дружить.

Витаминов много, их не перечесть.

Но самые главные среди них есть.

Без них не может организм существовать,

Учится, работать, отдыхать.

Что дают нам витамины?

Красоту, здоровье, силы, хорошее настроение.

Правильно, чтоб здоровым сильным быть надо овощи любить. Все без исключения, в этом нет сомнения.

Ну что ребята, вы убедились, что овощи полезны.

Да.

Игровая ситуация «Как растут овощи»

Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи. Я возьму вот такой помидор.

(Воспитатель показывает настоящий овощ)

Кладу его на грядку и засыпаю землей, проходит некоторое время и на грядке вырастает много помидоров.

Почему вы на меня так смотрите? Я что то не так делаю или говорю?

Так не бывает. Это не правда.

А кто мне скажет, как бывает?

Давайте вспомним. Что мы с вами уже сажали на огороде?

Помидоры, огурцы.

Как мы это делали?

Брали семя и сажали в землю.

Откуда берется семя?

(Показ воспитателя. Разрезает помидор и достает семя).

Слайд

    Сначала берут семечку, сажают в землю.

    Поливают их, из семян вырастает росток.

    Затем росток вырастает в стебель и уже на стебле появляются плоды.

    Плоды растут, созревают, их можно есть.

Все верно, вы умницы.

Ребята, на Руси даже сказки про овощи сочиняли.

Какую сказку вы знаете?

Репка.

Посмотрите фрагмент из сказки, и назовите какой овощ в ней встречается? (Сказка «Как грибы с горохом воевали»)

Горох.

Правильно, горох. Какой горох?

Вкусный, зеленый, полезный.

А вы хотели бы вырастить такой же горох?

Да.

Давайте сначала поиграем.

Физминутка (песенка «Веселый огород»)

Посмотрите, перед вами две горошины: одну мы замочили в воде, а другую нет. Чем они отличаются?

(Рассматривание и сравнение)

Как вы думаете, какая горошина быстрее прорастет?

Почему?

Кто мне скажет, какие условия мы сделали чтобы горошина проросла?

Свет, вода, воздух, тепло.

Правильно.

(Схема)

Мы еще один эксперимент проведем. В зеленый стаканчик мы с вами посадим замоченную в воде горошину, а в прозрачный не замоченную. И посмотрим какая горошина быстрее прорастет.

Прежде чем заняться посадкой гороха разомнем пальчики.

Я горох держу в руке

Зажимаю в кулаке

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

Берем зеленый стаканчик, делаем не глубокую ямку в земле палочкой. Самое главное нужно правильно посадить горошину, посмотрите как я это делаю. Аккуратно присыпаем землей горошину.

Нашей горошине там тепло и уютно.

Какое еще условие надо создать, чтобы горошина проросла?

Полить.

Чем будем поливать?

Водой.

Какая вода?

Прозрачная, бесцветная, без запаха.

Правильно.

Ребята, а чтобы горошины быстрее проросли, мы создадим эффект парника, накроем сверху стаканчики пленкой.

Повторим хором парник.

В нашей таблице наблюдений давайте отметим когда мы посадили горошины, в каком из стаканчиков быстрее появятся ростки, цветы и плоды.

А сейчас вместе скажем.

Ты горошек уродись, над землею поднимись, с пышными цветами, с крупными стручками.

После посадки нам необходимо вымыть руки.

А сейчас мы отправляемся в группу.

(Под музыку возвращаемся в группу на стульчики)

Где мы с вами побывали?

В огороде.

Что посадили?

Горох.

Справились с заданием?

Да.

В консультации коротко рассказывается о том, как правильно выбрать овощи для посадки в соответствии с возрастом детей, размер грядок, правила и сроки посева и пересадки, глубина заделки, о правилах ухода за растениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ: «Как устроить огород в детском саду».

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.

На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50 -60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки.

Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.

Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур - ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять для них семена салата, моркови, репы.

На огороде для средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Посев и посадка овощей

Семена для посева должны быть чистосортными, иметь хорошие посевные свойства. Основные показатели посевных качеств семян - это всхожесть, чистота и низкая влажность. Для ускорения появления всходов семена намачивают и проращивают. Семена моркови, лука, свеклы стоят 1-2 сут., огурцов, капусты, редиса, салата, кабачков - 8-12 ч, гороха - 2-6 ч.

Сроки посева (для северо-западной зоны).

Сроки посева для растений различны. Морозостойкие культуры (морковь, петрушка, салат, редис, укроп) высевают с самого начала полевых работ - с первой половины мая, так как всходы этих растений могут выдерживать небольшие весенние заморозки. Семена зонтичных (морковь, петрушка, укроп) и лук долго не прорастают, поэтому их сеют раньше большинства культур, чтобы они успели прорасти до просыхания верхнего слоя почвы.

При температуре +5, +8° производят посев и посадку лука-севка, картофеля, репы, редьки, брюквы, а также высаживают в грунт рассаду капусты.

Культуры, требовательные к теплу (огурцы, тыква, кабачки, помидоры, фасоль), сеют и сажают рассадой тогда, когда температура почвы поднимается до +10° и минует опасность весенних заморозков.
Для получения более раннего урожая овощей применяют подзимние посевы. Их проводят с таким расчетом, чтобы семена не проросли до замерзания почвы, так как осенние всходы погибают от зимних морозов. Обычно сеют их во второй половине октября. Под зиму можно сеять редис, петрушку, морковь, салат, укроп, шпинат, сажать лук-севок, чеснок.

Глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от их размеров, времени посева и влажности почвы. Чем мельче семена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см. Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться и сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см.

Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Уход за растениями. Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними.

После дождя или искусственного полива почва уплотняется и часто образуется корка. Особенно страдают от этого всходы зонтичных, лука и свеклы. Корку разрушают рыхлением. Сорняки приносят вред растениям. Они более приспособлены к борьбе за свет, влагу и пищу, чем культурные растения.

Прополка, прореживание и правильная агротехника - основные условия борьбы с сорняками. Большое значение имеет и удаление сорняков на прилегающих дорогах и канавах до их цветения. Мульчирование, т. е. покрытие поверхности почвы навозом, торфом, перегноем, предохраняет посевы от сорняков и улучшает физико-химические свойства верхнего слоя почвы.

При выращивании овощных растений очень важной является борьба с вредителями и болезнями. Первое место среди вредителей занимают насекомые, затем млекопитающие (грызуны), паукообразные (паутинный клещ), мягкотелые (слизни), некоторые черви (свекловичная нематода). Многие бактерии и грибы вызывают заболевания растений.

Для борьбы с вредителями на участке можно применять профилактические методы, механические и биологические. Профилактические методы имеют большое значение, особенно соблюдение севооборотов - правильное чередование культур с учетом их биологических особенностей. Важное значение имеет предпосевная обработка почвы, а также соблюдение сроков посева семян.

Крестоцветные, особенно капуста, сильно повреждаются гусеницами капустной белянки. Гусениц собирают с растений и затем уничтожают (механический метод).

Биологические методы борьбы с вредителями должны занять ведущее место. Это, прежде всего охрана и привлечение насекомоядных птиц (развешивание на участке искусственных гнездовий и зимняя подкормка птиц). Хорошие результаты дает привлечение на участок жаб, истребляющих голых слизней.


При посадке овощных культур и деревьев учитываются их особенности — рост растений на солнце или в тени, обильный или умеренный полив, различия в корневых системах. Однако не все знают о том, что, высаживая культуры в огороде, следует учитывать их совместимость между собой. Дачникам, которые занимаются выращиванием овощей, известно, что урожайность зависит не только от благоприятных условий и ухода за растениями, но и от их расположения на грядках. Придерживаясь правил совместимости огородных культур, даже новички смогут рационально использовать земельный участок и получить хороший урожай.

Если соседи по грядке подобраны неверно, это может стать причиной плохого роста и развития культур, скопления насекомых и образования грибка из-за чрезмерного полива. Верное размещение растений на грядках, напротив, благотворно сказывается на их росте, а также делает их более устойчивыми к болезням.

Принцип смешанных грядок применяется фермерами и любителями, выращивающими органические овощи, фрукты и ягоды, поскольку правильная совместимость овощей при посадке способствует отпугиванию вредителей, и нет необходимости в применении химических средств. Верно подобранное соседство и рациональное использование садового участка позволяют увеличить урожайность до 20%.

Смешанные посадки не так сложны, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем приступить к посеву, растения нужно разделить на группы с учетом интенсивности полива и освещения, необходимости внесения удобрений. Рекомендуется составить план участка с распределением растений. Придерживаясь правил совместимости овощей, огородник получит следующие преимущества:

  • экономия земельной площади;
  • снижение частоты болезней;
  • растения меньше привлекают вредоносных насекомых;
  • внесение меньшего количества удобрений;
  • повышение урожайности и вкусовых качеств плодов.

Правила и таблица совместимости овощей с другими культурами в саду и огороде

Планируя схему совместной посадки овощей, зелени, цветов, кустарников и деревьев, возможно не только повысить урожайность и качество плодов, но и создать красивую грядку. Распределяя культуры по соседству, необходимо принимать во внимание следующие правила:

  • «соседи» должны иметь похожие требования к освещенности и увлажнению, кислотности и структуре почвы, а также одинаковый темп развития и период созревания плодов;
  • недопустимо, чтобы ширина грядки была менее 1 метра;
  • огород делится на несколько участков (в средней части высаживают высокорослые растения, плоды которых дозревают дольше всего — томаты, перец, капусту);
  • ближе к границам размещают скороспелые виды растений — чаще всего это зелень и травы, также это место подходит для винограда и клубники;
  • чтобы грунт оставался плодородным, важно соблюдать правило севооборота (высадка растений несколько раз подряд на одну и ту же почву недопустима);
  • правильное соседство предусматривает распределение овощей на грядках с учетом их корневой системы, наиболее оптимальный вариант — когда культуры с мелкими и более развитыми корнями чередуются.

Спланировать, что и где сажать с учетом совместимости растений, поможет таблица. В таблице указаны наиболее распространенные овощи.

Овощ Хорошая совместимость Плохая совместимость
Баклажаны Горох, картофель Лук, томаты, фен­хель, чеснок
Горох Баклажаны, картофель, кукуруза, огур­цы, морковь, редька, фасоль Лук, чеснок, томаты
Дайкон Кабачки, морковь, огурцы, помидоры, свекла, шпинат, тыква Горох, земляника, капуста
Капуста Картофель, лук, салат, свекла, сельде­рей, укроп Земляника, фасоль
Картофель Баклажаны, горох, капуста, лук, кукуру­за, петрушка, салат, свекла, хрен, фа­соль, чеснок, редька Огурцы, томаты, сельдерей, фенхель
Лук Черная смородина, садовая земляни­ка, морковь, редис, огурцы, кресс-са­лат, шпинат Бобы, горох, фасоль, капуста
Морковь Горох, лук, томаты Фенхель
Огурцы Горох, укроп, фасоль, салат, капуста Картофель, томаты
Перец Лук, салат, свекла, томаты, базилик, баклажаны Горох, огурцы, сель­дерей, фасоль
Петрушка Лук, салат, горох, бобы, томаты, редис, фасоль Морковь, свекла, сельдерей, хрен
Томаты Зеленные культуры, капуста, лук, кры­жовник, спаржа, фасоль Картофель, кольра­би, огурцы, фенхель
Салат Капуста, садовая земляника, морковь, огурцы, лук, редька, шпинат, горох Томаты, тыква, фа­соль, свекла
Свекла Капуста, лук, салат, фасоль Фенхель

С плодовыми и другими деревьями

Сажать кустарники, ягоды и овощи в междурядьях молодого сада не рекомендуется. Это объясняется тем, что растения, а в особенности культуры из семейства пасленовых, забирают все полезные вещества из почвы.

Если деревья уже давно укоренились и радуют хозяев своими плодами, под ними можно посеять семена петрушки, кинзы, укропа, редиса и салата. Эти культуры не вредят своим соседям и дозревают в кратчайшие сроки, кроме того, в тени зелень долгое время остается сочной.

Также можно выбрать многолетние растения — клубнику, черемшу, джусай, горчицу, мяту, мелиссу.

В середине лета в тени деревьев сеют семена пекинской капусты, редьки и редиса. Хорошо себя чувствует под кроной дерева фасоль. Благодаря ей грунт обогащается азотом, что в свою очередь улучшает показатели урожайности.

Под старыми деревьями некоторые огородники успешно выращивают огурцы, лагенарию, тыкву и кабачки. Растения красиво вьются по стволу, а благодаря плодородной почве дают хороший урожай.

Относительно томатов мнения специалистов различаются — одни считают, что растение вытянется из-за недостаточного освещения, другие утверждают обратное, собрав хороший урожай под деревом. Также огородники уверяют, что посадка взаимовыгодна и для томатов, и для плодовых деревьев, поскольку последние защищены от плодожорки, а помидоры реже болеют фитофторой.

Желая украсить сад розами, стоит знать, что высаживать их рядом со сливой, грушей и яблоней не рекомендуется. Под грецким орехом будут плохо расти зелень и овощи. Также стоит учитывать, что томаты и картофель являются плохими соседями для абрикоса.

С цветами и травами

Овощи не очень любят соседство с ноготками, тогда как размещение поблизости с бархатцами является благоприятным. Они защищают растения от нематод и делают грядки красивыми. Календула повышает качество грунта, и ее боятся вредители. Оба растения высаживают возле огурцов, моркови и картофеля. Вблизи помидоров лучше всего посеять бархатцы и циннию.

От тли, белянки и улиток помогут настурции. Цветы сеют в междурядьях или произвольно недалеко от огородных культур. Нарциссы и тюльпаны высаживают возле моркови.

От вредителей растения защищают такие травы, как ромашка, пижма, тысячелистник и полынь. Настурцию огородники любят за то, что она противостоит вредителям и сорнякам, а также радует своей красотой до поздней осени. Кроме того, ее можно употреблять в пищу, добавляя в салаты. Лучше всего она уживается с картофелем и капустой. Чеснок, посаженный с розами, отпугивает хрущей.

Также к съедобным растениям относится бораго, или огуречная трава. Она отпугивает вредителей, разрыхляет землю, устраняет излишнюю влагу и на протяжении лета очень красиво цветет, привлекая опыляющих насекомых.

С кустарниками

В саду вблизи кустарников можно посеять зелень. Крыжовник, малина и другие ягодные кусты хорошо себя чувствуют возле плодовых деревьев при условии, что те не слишком их затеняют.

Совмещенные посадки малины и кустовой фасоли характеризируются взаимным благотворным влиянием, а вот соседство малины и ежевики растениям не понравится. Чтобы обезопасить кусты от плодожорки, сеют тархун или эстрагон.

Поблизости с виноградом рекомендуется сеять люпин, иссоп, лук, чеснок, а вот посадка капусты и фундука приводит к гибели молодой виноградной лозы. Возле нее можно разместить смородину, малину, редис, бобовые, свеклу, огурцы. Следует учитывать, что виноград, посаженный недалеко от грядки с ягодами, имеет особенный вкус. Наиболее благоприятным является его соседство с клубникой — так виноград получается крупным и сладким.

Крыжовник хорошо уживается с красной смородиной, они не конкурируют за пространство и не привлекают общих вредителей. Также с крыжовником можно посадить мелиссу, мяту, базилик и шалфей — травы отпугивают пилильщика, тлю и огневку. С той же целью недалеко от крыжовника высаживают помидоры. Неблагоприятным соседом является лук. Малину и крыжовник можно посадить под сливой.

  • баклажаны лучше разместить неподалеку от лука, фасоли, шпината, чабреца;
  • поблизости с горьким перцем лучше садить лук, зелень, томаты, морковь, кольраби, цуккини;
  • хорошо себя чувствуют расположенные рядом земляника и петрушка;
  • огурцы дружат с большинством растений, особенно с фасолью, кабачками, сельдереем, чесноком, луком, шпинатом;
  • семейство бобовых неплохо уживается с горохом, петрушкой, огурцами, кукурузой, картофелем;
  • свекла хорошо растет возле клубники и лука;
  • морковь советуют садить на грядке с луком, чесноком, редисом;
  • капуста уживается на одной грядке с сельдереем, укропом, розмарином, фасолью;
  • возле клубники лучше посадить щавель, морковь, салат, редис, редьку, шпинат;
  • чеснок лучше посадить рядом с сельдереем, морковью, розами, гладиолусами;
  • сладкий перец сажают на одну грядку с базиликом, бамией, свеклой, фенхелем;
  • томаты предпочитают расти отдельно, а не совместно с другими овощами, но не против соседства с луком, свеклой, кукурузой;
  • тыква уживается с бобовыми, редисом;
  • картофель любит, если рядом расположены настурция, бархатцы, фасоль, кинза;
  • отличными компаньонами для лука являются морковка, свекла и все виды бахчевых культур.

Примеры удачных сочетаний растений

Составляя план грядок с учетом принципа совместных посадок овощных культур, рекомендуется ознакомиться с вариантами удачных сочетаний. Примеры добрососедства с хорошей плодородностью и минимальным показателем заболеваемости:

  • чередование тыквы, кукурузы, бобовых и настурции;
  • грядка из редиса, салата, кольраби, шпината, раннего картофеля;
  • чередование рядов моркови, петрушки, укропа;
  • участок с бобовыми, помидорами, кинзой, морковью, бархатцами;
  • грядка из огурцов, базилика и томатов;
  • ряды картофеля, капусты, шпината, фасоли, кукурузы.

Какие растения в огороде и саду лучше не сажать рядом?

Неправильное размещение овощей и деревьев может стать причиной снижения урожайности или привлечения насекомых. Чтобы не ошибиться, огородникам советуют ознакомиться с плохо сочетаемыми между собой культурами:

  • зеленый лук не стоит садить рядом с чесноком;
  • вблизи огурцов не стоит сажать репу, помидоры, спаржу, ревень, кабачки;
  • чеснок не стоит высаживать недалеко от гороха, фасоли, сои, арахиса;
  • для крыжовника плохим компаньоном является черная смородина;
  • вместе с грушей нельзя размещать можжевельник, черешню;
  • мята, базилик и кинза плохо влияют на рост чеснока;
  • не рекомендуется рядом с яблоней сажать абрикос, сирень, вишню, черешню, барбарис;
  • вишня плохо себя чувствует возле смородины;
  • посаженные рядом малина и земляника становятся благоприятной средой для долгоносиков.