Дыхательное упражнение для детей 5 7 лет. ✅ комплексы дыхательных упражнений для детей. Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва

Елена Владимировна Нор
Картотека дыхательной гимнастики

14.1. «Качели»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку :

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

14.2. «Дерево на ветру»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : сидя на полу, скрестив ноги (варианты : сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

14.3. «Дровосек»

Цель

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

14.5. «Сердитый ежик»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

14.5. «Надуй шарик»

Цель

ИП : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает , затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит : «шшш» , вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

14.6. «Листопад»

Цель

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

14.7. «Гуси летят»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» .

14.8. «Пушок»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

14.9. «Жук»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох : «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу» .

14.10. «Петушок»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку» .

14.11. «Ворона»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].

14.12. «Паровозик»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая : «чух-чух-чух» . Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу» . Продолжительность – до 30 секунд.

14.13. «Вырасти большой»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП : стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х» ! Повторить 4-5 раз.

24.15. «Часики»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторить до 10 раз.

14.16. «Каша кипит»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух ) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф» . Повторить 3-4 раза.

14.17. «Воздушный шарик»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд . Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд . Выполняется 5 раз подряд.

14.18. «Насос»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

14.19. «Регулировщик»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р» . Повторить 5–6 раз.

14.20. «Ножницы»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить : двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

14.21. «Снегопад»

Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки) . Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

14.22. «Трубач»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП : сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф» . Повторить до 5 раз.

14.23. «Поединок»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

14.24. «Пружинка»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох) . Вернуться в ИП (вдох) . Повторить 6-8 раз.

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

14.26. «Подуй на одуванчик»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

14.27. «Ветряная мельница»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

14.28. «Бегемотик»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой :

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох) .

14.29. «Курочка»

Цель : развитие плавного, длительного вдоха.

ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит : «тах-тах-тах» , одновременно похлопывая себя по коленям.

14.30. «Парящие бабочки»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох) .

14.31. «Аист»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

14.32. «В лесу»

Цель дыхание .

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

14.33. «Волна»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

14.34. «Хомячок»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

14.35. «Лягушонок»

Цель : формировать правильное речевое дыхание .

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки : слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

14.36. «Ныряльщики за жемчугом»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание . Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Родители дошкольников часто сталкиваются с такими проблемами, как простудные и респираторно-вирусные заболевания, воспаления легких, бронхит, аденоиды. Детский сад - основная зона риска, ведь стоит заболеть одному малышу, как через 2-3 дня на те же неприятные симптомы начинает жаловаться другой ребенок. Иммунитет дошкольников, как правило, слабоват, а повышать его специальными препаратами родители не всегда хотят. Что же делать в таком случае?

Иногда родители отмечают, что ребенок в последнее время стал слишком много болеть простудными заболеваниями - это напрямую говорит о сниженном иммунитете дошкольника

Дыхание - залог здоровья

Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей - верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем (см. также: ). Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение. Правильное носовое дыхание - это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом. Также дыхательная гимнастика способна вылечить многие болезни на начальных этапах.

Занятия Стрельниковой при различных заболеваниях

Александра Николаевна Стрельникова - педагог-вокалист и автор ряда дыхательных упражнений, настаивала на том, чтобы в каждом детском саду проводилась ежедневная дыхательная гимнастика для детей. Многие занятия Стрельниковой направлены на коррекцию различных патологий и лечение определенных заболеваний. Так, при бронхите облегчить кашель и вывести мокроту помогут упражнения «Нанос» и «Обними плечи». При аденоидах «Ладошки», «Погончики» и «Кошка» замедлят рост гипертрофированной глоточной миндалины, а для профилактики сахарного диабета, пневмонии и заикания будет достаточно обычной разминочной тренировки.


Александра Стрельникова смогла добиться невероятных успехов в разработке собственной системы профилактического и лечебного дыхания для детей. Сейчас ее методика продолжает активно использоваться

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей начинается с упражнения «Ладошки». Это первое, чему должны научиться новички. Исходное положение (обычное стоячее, но в исключительных случаях можно и сидеть):

  • руки согнуты в локтях (локти должны смотреть в пол);
  • ладошки развернуты к зрителю.

Одновременно с сжиманием обеих ладошек в кулачки, нужно сделать шумный и активный вдох носом - Стрельникова сравнивает его с резким принюхиванием. Спокойный и плавный выдох (через нос или рот - не важно) должен сопровождаться разжиманием ладоней.

Рекомендуется выполнять упражнение под счет, чтобы предотвратить сбой ритма дыхания и гипервентиляцию легких. Серия состоит из 24 подходов: после четырех вдохов-выдохов обязательно нужно сделать паузу на 3-5 секунд. «Ладошки» эффективны при головной боли, бактериальных воспалениях носоглотки, аденоидах, заболеваниях щитовидной железы и даже гипертонии. Конечно, маленькие дети могут ограничиться и меньшим количеством повторений, а вот ребята повзрослее с каждым разом должны стараться выполнять определенную норму: например, сегодня 5 подходов, завтра 10 подходов, послезавтра 15 и т.д.

«Погончики» или «Погонщик»

Исходная стойка: встать прямо, плечи расслабить, локти согнуть, кулаки прижать на уровне талии. Вдох - руки резко опускаются вниз к полу, кулаки разжимаются, а пальцы растопыриваются. Выдох - возвращаемся в начальное положение.

Название упражнения образовано от слова «погоны» - мышцы плечей и рук должны быть в напряжении. Серия состоит из 12 подходов (один подход - 8 вдохов-выдохов), между которыми обязательна пауза 2-4 секунды.

Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч;
  • плечи расслаблены, можно немного ссутулиться;
  • руки свободно вытянуты вдоль туловища;
  • голова слегка опущена.

В качестве опоры можно встать спиной к стене. Сделав поклон/наклон, словно поднимаете с пола бумажку, резко и шумно вдохните. Пассивный выдох сопровождается поднятием корпуса. Создается своеобразный эффект накачки насосом: наклон - вдох, выпрямление - выдох.

Такие дыхательные упражнения для детей очень полезны. Выполняются они во время лечения бронхита 96 раз: после каждых четырех вдохов-выдохов необходимо делать отдых 4-10 секунд.

Конечно, малышам 4-5 лет такое количество повторений может быть не под силу, однако превратив гимнастику Стрельниковой в игру, можно добиться хороших результатов. Например, положите на пол какую-нибудь игрушку, маленький мячик или ту же бумажку, за которой ребенок будет наклоняться.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Исходное положение (сидячее или стоячее - не важно): руки согнуты на уровне плеч. При резком вдохе нужно обнять себя так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая рука оказалась под правой подмышкой. При медленном ровном выдохе возвращаемся в первоначальное положение.

Количество подходов стандартное, но дыхание желательно чередовать: сначала вдохи через нос, а потом через рот, должно получиться по 16 раз и тех, и других. Отдых между подходами не менее 3-5 секунд. При бронхите выполнять «Обними плечи» рекомендуется в комплексе с «Насосом» 2 раза в день - например, утром и вечером.

«Кошечка»

Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
  • спина прямая;
  • руки опущены вдоль туловища.

Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

«Повороты головой»

Необходимо поочередно поворачивать голову сначала в правую сторону, а затем в левую. С каждым поворотом делаем громкий короткий вдох носом и легкий выдох через рот. Всего нужно сделать 96 повторов, не забываем о 3-4 секундном перерыве между подходами.

Такое упражнение противопоказано при головных болях, а лечение аденоидов и гайморита нельзя начинать без консультации с врачом-терапевтом. При необходимости специалист поможет подобрать видеоурок с разрешенными болеющему ребенку упражнениями.

В здоровом теле - здоровый дух

Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых. Курс лечения обычно составляет 30-60 дней и включает в себя ежедневное (не более 30 минут) выполнение нескольких упражнений на выбор. В течение всего срока можно комбинировать и менять порядок, чтобы занятия казались разнообразнее. Чем позитивнее настроен человек, тем эффективнее для него будет проходить тренировка. Правильное оздоровительное дыхание в комплексе с положительными эмоциями - ключ к здоровью и долголетию!




Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.


«Разминка» И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить раз.


«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить раз. Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить раз.


«МАЯТНИК» И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед- назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить раз.


«НАКЛОНЫ ВПЕРЕД » И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и. п пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.


«НАКЛОНЫ В СТОРОНЫ» («Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.






«ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ» Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.




















«ПРЫЖКИ» Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые прыжков чередовать с ходьбой.














«ПЕТУШОК КРИЧИТ» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у». Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках), Все уснули крепким сном. Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх), Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).








«ЧАСИКИ» Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону. Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо.


«ВЕТЕР ДУЕТ» Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть), Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть), Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть), Я подую близко- (руки положить на грудь и подуть на них).




«НАДУЙ ШАРИК» Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем А рукою проверяем: Шарик лопнул- выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.


«ВЬЮГА» Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.





Дыхательное упражнение №2

«Ветер и листья»

После выдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук « ф». затем на одном выдохе произносят несколько раз звук « п », делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз. (листья опадают)

Дыхательное упражнение №1

«Носиком дышу свободно»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование : картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно.

Тише – громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет.

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы.

Дышим он, и я, и ты.

( Вдохи всем телом после каждой строчки)

Дыхательное упражнение №3

«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав вдох, дуют на пальцы, сложенные в щепоть.

Дыхательное упражнение №4

«Ослик»

Пчелку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Дыхательное упражнение №5

«Мы идем в осенний лес»

Чух-чух-чух!

Чух-чух-чух!

( ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

( удивленно произносить «м-м-м» ) на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый ёж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф !

( низко наклониться, обхватив руками груд ь- свернувшийся ёжик)

Где же носик? Не найдешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Дыхательное упражнение №6

«Качели»

Энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Цель: улучшить функцию внешнего выдоха, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование:

Мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох)

Качели вниз (выдох)

Крепче ты, дружок держись.

Дыхательное упражнение №7

«Бегемотик»

Цель:

Улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик опускается (выдох)

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох).

То животик опускается (выдох).

Дыхательное упражнение №8

«Мышка принюхивается»

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем, небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный выдох.

Учуяла мышка, как сладко пахнет земляничка,

прибежала к ней, хочет ее съесть.

Дыхательное упражнение №13

«Осы»

Дети вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»

Дыхательное упражнение №9

«Осенние листочки»

Педагог:

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф-…

И качает листик – ф-ф-ф…

(Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф

(Активный выдох).

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки:

Осенние листочки на веточках сидят

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Березовый - о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют:

«а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

Дыхательное упражнение №10

«Синьор – помидор»

Исходная позиция - стоя.

Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад.

На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер.

Пауза.

На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха.

Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения ).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение создает сопротивление на выдохе.

Дыхательное упражнение №11

«Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А- ах!»

Педагог:

В апреле, в апреле луга запестрели

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи-

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

Дыхательное упражнение №12

«Зайкина морковка»

Педагог:

Осень угостила Зайчонка овощами:

( сначала достала капусту, а потом морковку).

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося звуки: «х», «ш», «с» , энергично работая мышцами живота.

Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

Дыхательное упражнение №14

«Пожалеем Мишку»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.

Мишка наш совсем здоров –

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и Мишки – Полечку пляшут без передышки.

Дыхательное упражнение №15

«Шарик мой воздушный»

Педагог:

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался.

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!

Поднять руки вверх – вздох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш…»

Дыхательное упражнение №16

«Надувала кошка шар»

Надувала кошка шар.

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Ш-ш-ш…

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания произносит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».

Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Дыхательное упражнение №17

«Пузыри» (русская народная потешка)

Хором:

Эй, мышонок, посмотри

(звать к себе, помахивая кистями)

Мы пускаем пузыри.

Синий, красный, голубой.

( Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть)

Выбирай себе любой!

Обе руки вверх, разведя их чуть в стороны.

Дыхательное упражнение №18

«Пчела» ( народная приговорка )

Педагог:

Пчелка гудит

( Легко взмахивают кистями рук)

В поле лети

С поля лети-

Медок неси

Ж-ж-ж …Ам!

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж».

В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

Дыхательное упражнение №19

«Ветерок»

Дети после спокойного вдоха, продолжительно произнося на выдохе: «Ф-ф-ф»

Педагог:

Помоги мне, ветерок.

Паруса надуй, дружок.

Пусть плывет кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

А теперь, Зайчонок мой, на обед пора домой.

Дыхательное упражнение №20

«Ёжик»

После активного вдоха через нос на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.

Педагог:

А вот и второй ёжик вылез из своей норки.

Встретил в чаще ёж ежа

- Как погода, ёж?

- Свежа.

И пошли домой дрожа.

Съежась, сгорбясь, два ежа.

Чтобы ежата не замерзли, ежик сшил им на ножки теплые сапожки.

Дыхательное упражнение №21

«Корова»

Дети приставляют указательные пальцы к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут

«му-у…», стараясь, чтобы звук был ровным.

Дыхательное упр.№22

«Дятел»

Дети на выдохе произносят как можно дольше звук «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

Дыхательное упражнение №23

«Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота - два кубика.

Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол»- вата должна оказаться между кубиками.

Дыхательное упр.№24

«Яблоня»

Цель: развивать слуховое внимание. Умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту.

Есть сказка новая у нас -интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела.

Все лето яблоки весели, и потихоньку дружно спели.

А эта яблоня, какая? Да, да красивая, большая.

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей. (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют. («Яблоня» продолжение) №24

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших. ( Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.(Дети покачивают руками из стороны в сторону).

(яблоня)№24

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать.

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем (Дети дуют все вместе).

Сразу яблоки упали и о землю застучали.

Вдруг, откуда не возьмись, здесь зверята собрались.

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. ( Топают ногами).

Одно яблоко осталось, повисело еще малость.

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось, посмотреть на белый свет, хочешь, верь, а хочешь, нет. (Движение «веретено» согнутыми в локтях руками)

Дыхательное упражнение №25

«Гудок парохода»

(Упражнение активирует двигательные и речевые центры мозга).

Исходная позиция:

Взрослый обращается к детям: представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы. Когда здороваются друг с другом?

Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…».

Я огромный пароход. У меня отличный ход. По волнам вперед иду. Прочь с дороги «У-у-у!».

Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?

Дыхательное упражнение №26

«Гудок паровоза»

(Упражнение активирует двигательные и речевые центры мозга, положительно влияет на состояние организма в целом).

Исходная позиция:

Взрослый обращается к детям: представим, что мы превратились в паровоз с вагончиками. Цепляйтесь друг за друга и поехали!

Дети колонной не спешно, передвигаются по комнате, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «чух –чух -чух».

А как гудит паровоз? Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»

Точно сказочная птица паровоз по рельсам мчится. Он несется во весь дух. И пыхтит: « Чух-чух-чух, чух-чух-чух!» «У-у-у», - гудок дает. Паровоз летит вперед!

Ощущения: Каким паровозом ты был? Что чувствовал, когда был паровозом? Почему?

Дыхательное упражнение №27

«Гуси - лебеди»

При выдохе опускаем «крылья» и произносим «гу-у…!» или «кур-!

лы-ы…»

Лебедей прекрасных клин над просторами равнин.

В синем небе пролетает.

Нас с тобою окликает.

«Кур-лы, кур-лы , - он кричит.

Дальний путь нам предстоит».

Ощущения. Что ты чувствовал во время движения? Кем ты был, гусем или лебедем? Почему? Каким ты был? Что изменилось в твоем настроении?

Примечание: Чередование вдох-выдох рекомендуется. Повторить 6-10 раз.

Дыхательное упражнение №28

«Осенние листья»

(Развитие длительного плавного выдоха)

Бассейн с водой «Из лесного озера» в нем разноцветные листья.

Логопед. Вы сказали, что в лесу на берегу озера шумит ветер. Сейчас, вы станете этим ветром. Подуйте на листики так, чтобы они поплыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно? Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щеки.

Бассейн должен стоять так, чтобы листья находились на уровне рта детей. Выполнять упражнение три раза.

Дыхательное упражнение №29

«Подбери стихи»

( Развитие просодической стороны речи, общих речевых навыков).

Подбор стихов к каждой картине.

1. А. Грицай « После дождя. Осень»

Скучная картина

Тучи без конца,

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

2. А. Лентулов «Осень»

Унылая пора, очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса.

3. Осень. Осыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят

4. Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дыхательное упражнение № 30

«Бабочки-красавицы»

Логопед предлагает детям встать у крутящихся модулей так, чтобы бабочки оказались на уровне рта, и помочь бабочкам закружиться в воздухе.

Логопед. Давайте поможем бабочкам закружиться в воздухе. Сделайте вдох через нос, а потом подуйте на бабочек, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Упражнение выполняется 4-5 раз по команде логопеда.

Логопед. После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилег отдохнуть. Давайте и мы приляжем и отдохнем.

Дыхательное упражнение №31

«В траве сидел кузнечик»

(Воспитание направленной воздушной струи)

Логопед предлагает детям встать в шеренгу на ковре и раздает им игрушечных кузнечиков.

Логопед. Все вы, конечно же, знаете песенку про зеленого кузнечика. Сегодня его друзья у нас на занятии. Давайте проведем соревнование и посмотрим, чей кузнечик дальше прыгнет. Положите кузнечика на ладошку и поднесите ее к губам. Сделайте глубокий вдох через нос, а потом подуйте на кузнечика, вытянув губы трубочкой.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза под контролем логопеда и определяют кузнечика-победителя.

Комплексная дыхательная гимнастика для детей. Проблемы дыхания у дошкольников. Последствия неправильного дыхания. Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета, развития дыхательной системы ребенка.

Дыхательные упражнения и игры для детей — главные элементы речевой терапии. Дыхание — физиологическая потребность для полноценной жизни и речи. Неправильное дыхание влияет на правильность произношения. Дыхательная гимнастика для детей обязательная практика при отклонениях речи или простуде.

Дыхательные упражнения выполняем систематически, в проветриваемом помещении, один или два раза в день в течение нескольких минут, используем разную физическую нагрузку.

Выполняя упражнения дыхательной гимнастики с детьми, таким образом проводим профилактику заболеваний органов дыхания. Эта гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще неокрепшую дыхательную систему малыша.

Упражнениями останавливаем приступ удушья при бронхиальной астме, лечим хронический бронхит, избавляем ребенка от заикания, восстанавливаем потерянный голос.

Дыхательная гимнастика для детей. Техника № 2

Предложенные техники — действенные дыхательные гимнастики для детей. Помогают смягчить или избавиться от приступов:

Правильное дыхание. Какое оно?

Правильным способом дыхания является дыхание грудной клеткой в области брюшной полости или дыхание диафрагмой. Этот тип комбинированного дыхания считается удачным, так как дыхание характеризуется самой высокой амплитудой движения диафрагмы. А это помогает сделать такой вдох, при котором ребристая функция мышц гарантирует правильную респираторную поддержку.

Во время разговора воздух вдыхается в изо рта и выдыхается через рот или нос, в зависимости от звуков. Правильное дыхание во время речи — ритмичное, скоростное дыхание, которое происходит без поднятия рук. Затем наступает медленный длинный выдох, во время которого происходит утверждение.

Обсуждения в интернете

Проблемы с дыханием у дошкольников

Первая проблема — апикальное или ключица-реберное дыхание. Так как большинство дошкольников дышат мелкой грудной клеткой, то во время вдоха верхние области грудной клетки расширяются, руки и плечи поднимаются, а затем поднимается живот. Этот тип дыхания позволяет частично наполнять легкие воздухом, а это считается дефектным дыханием.

Вторая проблема — постоянное дыхание через рот. Как днем, так и во время сна ребенок обязан дышать носом. Этот способ дыхания помогает развитию артикуляторного устройства.

Неправильное дыхание через рот сильно влияют на развитие детей и чревато серьезными последствиями:


  1. Дефицит внимания, повышенная утомляемость провоцируют трудности в учёбе
  2. Нарушение работы диафрагмы — ребенок быстро говорит, часто вдыхая воздух во время речи, вопреки логической паузе. Это способствует появлению дефекта речи
  3. Возникновение и сохранение дефектов речи. Дети, дышащие через рот, привыкли поднимать язык к нёбу, что приводит к образованию или сохранению дефекта речи. Трёхлетний ребенок с межзубной щелью обязан быть под присмотром логопеда
  4. Дыхание через рот инфицирует заднее горло и верхние дыхательные пути
  5. Развивается скорость вдоха и продлевается фаза выдоха
  6. Эффект аномального дыхания — исключение работы группы мышц, которые приводит к гиперлордозу поясничного и шейного отдела позвоночника
  7. Гипотония мышц губ и щек. Губы постоянно раскрыты, верхняя губа часто приподнята. Это приводит к проблемам с питанием и очисткой носа с помощью выдувания воздуха через нос
  8. Снижение интенсивности жевательного рефлекса и работы нижней челюсти при жевании

Что делать, если ребенок дышит неправильно?

Неправильное дыхание ребенка, вызывает большие проблемы, которые требуют долговременной работы логопеда. Ранняя терапия даёт результаты и предотвращает аномалии.

Простой способ помочь ребёнку – научить правильному диафрагмальному и абдоминальному дыханию во время игры.

Есть такие мнения специалистов


Цели дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика избавляет от астмы, аденоидов, кашля, бронхита и прочих заболеваний, связанных с дыхательными путями.

Показания к дыхательной гимнастике

Ниже приведен комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей. Эта дыхательная гимнастика рекомендуется часто болеющим детям и имеет особенности:

Незаменима для детей 3 — 4 лет

Нравится детям 4 — 5 лет

Подходит для детей 5 — 6 лет

Комплекс дыхательной гимнастики ребенку назначает педиатр. Кроме того доктор проконсультирует по другим интересующим вопросам.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей в картинках

1. « ЧАСИКИ»


Стоя, ноги слегка рас­ставить, руки опустить. Размахивая прямыми рука­ми вперед и назад, произ­носить «тик-так». Повто­рить 10-12 раз.

2. « ТРУБАЧ»


Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, гром­ко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

3. « КАША КИПИТ»


Сидя, одна рука лежит на животе, другая-на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая жи­вот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

4. « ПАРОВОЗИК»


Ходить по комнате, де лая попеременные движе­ния руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 секунд

5. « НА ТУРНИКЕ»


Стоя, ноги вместе, гим­настическую палку дер­жать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки-вдох, палку опу­стить назад на лопат­ки-длинный выдох. Вы­дыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3--4 раза. Для большего эффекта от упражнений нужен турник.

6. « ШАГОМ МАРШ!»


Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, вы­соко поднимая колени. На 2 шага-вдох, на 6-8 ша­гов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

7. « НАСОС»


Встать прямо, ноги вме­сте, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону-выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произно­сить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону. Дыхательной гимнастики помогает езда на велосипеде. Тут тоже совершаются нужные вдохи.

8. « РЕГУЛИРОВЩИК»


Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая от­ведена в сторону. Вдох но­сом, затем поменять поло­жение рук и во время удли­ненного выдоха произно­сить «р-р-р-р-р». Повто­рить 5-6 раз.

9. « ЛЕТЯТ МЯЧИ»


Стоя, руки с мячом под­няты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

10. « ЛЫЖНИК»


Имитация ходьбы на лы­жах в течение 1,5-2 ми­нут. На выдохе произно­сить «м-м-м-м-м».

11. « МАЯТНИК»


Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку дер­жать за спиной на уровне нижних углов лопаток. На­клонять туловище в сторо­ны. При наклоне-выдох, произносить «т-у-у-у-х-х ».Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

12. « СЕМАФОР»


Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз - полный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза. Так же полезно надувать воздушные шары.

Эти комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников выполняйте утром и среди дня. В летнее время второе занятие луч­ше делать на воздухе во время прогулки.