Что такое синдром отличницы (комплекс отличника) у взрослых и как от него избавиться? Перфекционизм: преодолеваем комплекс отличника

Фото: Evgeniya Porechenskaya/Rusmediabank.ru

Это когда человек действует ради внешних оценок его результатов. Множество факторов способствуют его формированию, но самым распространенным считается мнение, что он зарождается в детстве, когда ребенок во всем старается угодить родителям, учителям. Для ребенка лучшим вознаграждением является похвала, одобрение, принятие. Когда он получает подобную поддержку лишь за высокие достижения, он привыкает мыслить категорично: либо пан, либо пропал («нет оценки кроме 5»). Четверка – значит плохо, а «отлично» – норма.

Взрослые люди с подобными установками продолжают жить мнением окружающих, подстраиваться и стремиться угодить всем. Из-за этой угрозы люди занимаются совсем не тем, что выбрали бы для себя сами, не тем что им действительно интересно. Если жить только чужими оценками, работать для галочки, можно потерять настоящее удовлетворение работой.

Тем не менее, считается, несет в себе и положительную составляющую, создавая амбициозных личностей с большими целями.

Признаки комплекса отличницы

Если вас периодически терзают ощущения неполноценности, возможно, это комплекс отличницы.

Подумайте, можете ли вы отнести к себе следующее:


Любое суждение со стороны, оценка более авторитетна для вас, чем собственная. Она воспринимается как истина в последней инстанции. Получая критику, выходите из спокойной уверенности в себе, начинаете сомневаться, верно ли выбраны цели, правильно ли поступаете;

Если вас критикуют, становится страшно продолжать или пробовать новое. Вы рассуждаете так: «Раз мою работу не приняли, значит, она выполнена плохо, нужно постараться все исправить, и в дальнейшем сделать все идеально». Если у вас нет времени на такую многочасовую работу, то не стоит и браться;

По любому вопросу есть ощущение, что вы недостаточно компетентны, многое необходимо узнать и наработать опыт.

Вы работаете над определенной задачей, прорабатывая ее, шлифуя, что вызывает зацикленность и упущение из виду других важных жизненных сфер;

Вы не позволяете себе , выполняя дело за делом, работаете на пределе сил. Каждый раз задаете себе вопрос: «а можно ли это было проделать лучше? Действительно ли я выложилась на все 100?»;

Вам тяжело дается дело, в котором результат не виден сразу. Не хватает сил. Мучительно видеть собственное несовершенство. Вы понимаете, что научитесь не скоро, а нужны быстрые достижения. Вы страдаете, когда все не по вашему;

Вы сомневаетесь в себе и боитесь пробовать что-то новое, в чем ничего не понимаете;

Вы редко признаете свои сильные стороны, сосредоточены на недостатках;

Вы ощущение неудовлетворенность. Не позволяете себе отдыхать и при этом не чувствуете продвижения к своим целям.

Если вышеперечисленные пункты вам близки, и вы осознаете, что вас не устраивает такой порядок дел, начните меняться!


Как освободиться?

- Научитесь понимать себя и свои желания.
Ставить собственные цели и двигаться к ним – гораздо важнее и приятнее, чем стремление быть хорошей для всех вокруг. Мы хотим нравиться, но не превращайте это в обязанность.

- Начните жить в моменте.
Ключом к переменам является избавление от школьного убеждения, что ты должна делать больше, быть лучше. Попробуйте сменить фокус внимания с на процесс. Ищите удовольствие в самом действии.

- Примите тот факт, что вы не совершенны.
Помните, нет никакой необходимости быть во всем идеальным. Вы всегда можете попробовать еще раз. Развитие личности происходит благодаря ошибкам и попыткам их исправить. Неудачи и их исправление – главная составляющая процесса движения к цели. Если вы ошибаетесь, вставайте и продолжайте. Снова и снова.

- Сравнивайте себя прошлого с собой настоящим.
Никогда не ставьте себе в пример кого-то, кто добился лучших результатов в вашей сфере, не давите себя убеждением «у него получается, значит и ты должен быть на том же уровне».

- Освойте искусство маленьких шагов.

Стремление к совершенству, на самом деле не дает нам двигаться вперед. Не нужно сразу пытаться сделать много, попробуйте начать с казалось бы незначительного шага. И двигаться дальше.

Помните, ваша цель – жить в удовольствие и наслаждаться «деланием», а не прыгнуть выше головы. Взращивайте свою индивидуальность, будьте непринужденными, знайте ваши потребности и работайте над воплощением ваших желаний!

Ошибка в тексте?

Выделите её "мышкой" и нажмите: Ctrl + Enter

Комплекс (синдром) отличника

Дата создания: 23.06.2004
Дата обновления: 30.09.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.
И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: "Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка". Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его "программистов" это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют "подавать гостям", как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

Но подобное программирование – не вина "программистов", а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм "Первоклассница". Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка.
- Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила!
- Какую?
- Четвёрку!
Бабушка разворачивается и уходит.
- Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке!
- Хмм, - говорит бабушка. – Ну, не очень!..

Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

Вообще система "брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", вроде "пятилетки в три года", сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей "воспитать совершенно другого человека, человека новой формации" вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система "либо пятёрка, либо ноль" присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: "мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас". То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз .

Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:
- показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно;
- забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;
- и наконец, родители, говорящие "мы были отличниками - и ты должен", сами все ещё остаются в бинарной системе "5-0" и туда же загоняют собственных детей.

Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:
- либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию "вообще не хочу учиться" ;
- либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки.
И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях "поставят ли мне за это очередную пятёрку". О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку "хорошо". Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить "четыре" ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа "5-0" уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца . Особенно если приправляется родительским "Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!"

Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву "А"? И если ребёнок по "таким лёгким предметам" приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют "либо пятёрка, либо ты ничтожество". Ребёнку фактически передают свой личный страх: "Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей". Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница!..

Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх "не отличной оценки".

Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится "на отлично". А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек "непременно хочет именно пятёрку". Скорее он панически боится получить "не пятёрку". Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе , и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего "снизить оценку на балл".

Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия "самооценка" носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации .

При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха "оказаться нулём".

Вообще зависимость от пятёрок , как и любая зависимость , имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи "не получить пятёрку" ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: "Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!" Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой "не пятёрки" у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему "что теперь с этими проблемами делать".

Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

Если же самому человеку система "5-0" становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность . Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное "но": человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают "не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться". Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии "правильности, полноты и качества" знаний, умений и достижений.

Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу выяснить причины ошибки
Я хочу выяснить свои ошибки
Я хочу выяснить свою вину Темы: зависимости , комплекс отличника , комплексы , чувство вины .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Существуют люди-перфекционисты, которым кажется, что если они не делают все идеально, то не заслуживают любви и лояльного отношения окружающих. Причина тому - синдром отличницы (комплекс отличника), предпосылки которого появляются в детстве. Зависимость от одобрения извне и вечное чувство долга - основные черты их личности. Но такое стремление быть значимыми не всегда совпадает с ответной реакцией социума, где каждый занят собой. Поэтому у этих людей часто возникают негативные эмоции и занижается самооценка.

Важно быть в отношениях ПРИ ДЕНьГАХ. Посмотри как это сделать в телеграм канале! смотреть >> Обязательно нажми "подписаться"

Психологи предлагают несколько эффективных способов избавиться от такого синдрома.

Что такое синдром отличницы (комплекс отличника)?

Синдром отличницы (комплекс отличника), или перфекционизм, - это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Чаще этим страдают женщины, которые в детстве были примерными ученицами и всесторонне развитыми детьми. Но этот комплекс присущ и представителям мужского пола. В подсознании откладывается установка "я достоин любви и хорошего отношения, только если я со всем справляюсь идеально". И когда получается выполнить не все или не так, как хочется, или старания остаются незамеченными, назревает внутренний конфликт.

Ярким примером являются женщины, которые изо всех сил пытаются безупречно выглядеть, быть идеальными мамами и хозяйками, строить карьеру и дополнительно развиваться. В реальной жизни держать такую высокую планку крайне трудно - не всегда все получается и рано или поздно одолевает усталость. Невыполнение поставленных задач должным образом расстраивает человека. Эти переживания подкрепляются осуждением и неодобрением окружающих, привыкших к "Мисс-Успеваю-Все-И-Делаю-Это-Идеально" и воспринимающих их достижения как должное, а промахи - как преступление.

Отличительными особенностями личности с синдромом отличницы (комплексом отличника) считаются:

  • гиперответственность - они берут на себя многое: воспитание, материальное благополучие, организацию досуга, ведение хозяйства, контроль всех сфер жизни близких, свой безупречный внешний вид;
  • перфекционизм - все, что они делают, должно быть выполнено идеально, согласно планке, поставленной ими самими, иначе они чувствуют себя угнетенными, разбитыми и ни на что не способными, но в реальном мире не все зависит от одного человека и достичь идеала не просто;
  • зависимость от одобрения окружающих - каждый шаг должен быть признан, каждое достижение сопровождаться похвалой, потому что людям с этим комплексом кажется, что без успешного выполнения всех поставленных задач они не достойны любви, соответственно они не умеют воспринимать и ценить себя такими, какие они есть;
  • неумение проигрывать - женщины и мужчины с этим синдромом болезненно переносят ситуации, в которых кто-то из знакомых оказывается лучше, успешнее, им спокойно только тогда, когда другие оказываются слабее;
  • неумение веселиться от души и посмеяться над собой;
  • невосприятие критики со стороны - каждое замечание, даже объективное, снижает самооценку до минимума и вводит в депрессивное состояние;
  • страх рисковать - они боятся выходить из зоны комфорта и привычного образа "рабочей лошадки", редко открывают собственный бизнес и начинают с "нуля", переезжают в другие места, ведь тогда они не смогут быть в окружении людей, знающих об их репутации. Личности необходимо самой себе давать оценку, а они этого не умеют.

Вопреки стремлению быть идеалом во всем, люди с синдромом отличника зачастую менее успешны, чем их ровесники, относящиеся к жизни значительно проще и время от времени пускающие ситуацию на самотек.

Как справиться с волнением

Причины появления комплекса

Синдром отличницы формируется в детстве и связан с процессом социализации. Основные его причины:

  1. 1. Родители и педагоги, имея скудные познания в возрастной психологии или перенимая опыт своих воспитателей, хвалят ребенка только за безупречные результаты, не учитывая индивидуальные особенности личности. Позже максимально качественное выполнение любого задания становится привычным и за это хвалить перестают, победы не обсуждаются как что-то незаурядное, они кажутся нормой. Поэтому делать все наилучшим образом становится для ребенка нормой, других вариантов не рассматривается.
  2. 2. Взрослые часто сравнивают ребенка с его "более успешными" сверстниками, надеясь стимулировать его развитие. Быть лучше других ребят становится самоцелью, девочка или мальчик перестают наслаждаться процессом выполнения задания, для них важнее всего - чтобы результат был самым ярким.
  3. 3. Взрослые и сверстники начинают замечать только неудачи, первые - критиковать и ругать за них, вторые - злорадствовать и дразнить.
  4. 4. Родители навязывают ребенку круг общения, подбирая "ровню" только из числа других "успешных" детей, что впоследствии лишает его возможности выбора, и он знакомится только с "правильными" людьми.

Перфекционисту, находящемуся в среде себе подобных, трудно строить с ними искренние доверительные отношения, потому что каждый хочет быть лучше других и общение сводится к конкуренции.

Абьюзивные отношения

Как синдром мешает во взрослой жизни?

Комплекс отличника сказывается на всех сферах жизни и мешает ее нормальному течению. Выражается это в следующих проблемах:

  1. 1. В работе. Перфекционисту тяжело переносить успех коллег, он изо всех сил старается быть успешнее, что сказывается на взаимоотношениях в коллективе. Такого человека обычно ставит в пример начальник, а другие сотрудники недолюбливают и обсуждают за спиной. Желая выполнить задание идеально, он задерживается на работе дольше всех, жертвуя отдыхом и сном. Личности с синдромом отличника болезненно реагируют не только на критику, но и на игнорирование, воспринимая его как показатель недостаточно качественного выполнения работы. Поэтому они часто не любят свою работу и боятся каких-то итоговых совещаний, на которых они могут услышать замечания или остаться без оценки. Кроме того, такие люди редко бывают креативными и творческими, они работают в установленных рамках и добросовестно выполняют задания ради одобрения и признания.
  2. 2. В личной жизни. Чаще синдром проявляется у девушек - они думают, что если они не будут выглядеть идеально, готовить как шеф-повара, дарить подарки и делать сюрпризы на праздники, устраивать фееричный секс, зарабатывать наравне с парнем или больше и держать в идеальном порядке дом, то они недостойные жены и не заслуживают любви. Все их старания направлены только на положительную оценку партнера. Он может ее не озвучивать по нескольким причинам: плохое воспитание, несовпадение у супругов понятий об идеале, недовольство ее действиями. В этом случае у женщинывозникает сначала внутренний конфликт, основанный на мыслях о собственном несовершенстве, который переходит в скандалы "ты меня не ценишь и не любишь" или "я плохая и все делаю не так". Усиливается он постоянной нервозностью из-за усталости, которая накапливается в погоне за совершенством. Мужчины часто не понимают, за что именно их так критикуют, нервничают и в половине случаев устают от истерик на пустом (как им кажется) месте и уходят к более беспечным и легким девушкам, с которыми можно смеяться и дурачиться от души, поедая доставленные курьером суши в квартире с грязным полом.
  3. 3. В воспитании детей. Мамы и папы с синдромом отличников слишком требовательны к своим детям. Они часто сравнивают их со сверстниками и делают все, чтобы их ребенок оказался лучше, навязывая ему свои идеалы. Они водят детей в несколько кружков с твердым убеждением, что так надо, ругают их за плохие отметки и оставляют незамеченными хорошие. Стараясь "всесторонне развить" малыша с помощью насыщенного графика секций и репетиторов, тщательно следя за порядком в доме и успехами в работе, они редко уделяют внимание главному - искреннему общению и заботе. Дети с сильной психикой, когда подрастают, преподносят родителям сюрпризы-протесты: общение с ребятами из неугодных родителям компаний, примыканием к субкультурам и сектам, вредные привычки и неожиданно смелые решения, например, бросить школу или стать не тем, кем хотят папа и мама. Дети с более слабой психикой сами приобретают синдром отличника.
  4. 4. Во взаимоотношениях с друзьями и незнакомыми людьми. Основные трудности в общении, возникающие у людей-перфекционистов, основываются на их неискренности, страхах проявить свою настоящую сущность и желании всем доказать, что они лучше. Они критикуют тех, кто не соответствует их требованиям и идеалам, конкурируют с подобными себе, а это отталкивает людей. Поэтому они способны выстроить дружбу только со слабыми ведомыми людьми, которые признают превосходство и не рискуют критиковать. В обществе с незнакомцами, которые не знают о их былых достижениях, женщинам и мужчинам с синдромом отличников трудно, и они начинают вести себя вызывающе, рассказывая о своих победах и достоинствах, рассчитывая на признание. В ситуациях, когда обстановка должна быть непринужденной, подобные личности вызывают антипатию и нежелание общаться. Любое замечание или нелестный отзыв воспринимается болезненно и может испортить настроение на длительное время.

Зависть это

Способы избавиться от синдрома

Избавиться от комплекса отличника можно самостоятельно или прибегнув к помощи квалифицированных специалистов. В большинстве случаев достаточно консультации психолога, но иногда, если масштабы проблемы велики, может понадобиться и психотерапевт. Чаще всего борьба с перфекционизмом включает в себя следующие методы:

  1. 1. Беседовать с психологом, который поможет расставить приоритеты и обьяснить, почему чрезмерное стремление быть идеалом во всем не только не улучшает жизнь, но и портит ее. Он подскажет, как повысить самооценку и избавиться от зависимости от мнения окружающих. Эффективна в этом случае телесно-ориентированная психотерапия. Рекомендуется посещать групповые и семейные сеансы. Первые позволяют посмотреть на людей с такой же проблемой со стороны и более объективно оценить себя, вторые привлекают самых близких людей, которые помогают принять себя без каких-либо достижений. Важно, чтобы члены семьи научились поддерживать перфекциониста в те периоды, когда он волнуется или если у него что-то не получилось.
  2. 2. Ввести правило в семье - каждый день обниматься, целоваться, признаваться в любви и хвалить без повода, просто за то, что близкие есть друг у друга. Перфекционисту, желающему , важно понять, что его можно любить за многое: способность выслушать и поддержать разговор, за улыбку, естественную красоту, доброту.
  3. 3. Один день в неделю забывать о всех проблемах и делах и просто отдыхать: веселиться на аттракционах, смотреть комедии, лежать в постели, ходить в рестораны или в гости к друзьям, родственникам.
  4. 4. Заняться чем-то экстремальным, высвободив настоящие эмоции.
  5. 5. Начать что-то с нуля - освоить новую профессию, получить дополнительное образование, открыть собственное дело. Важно перешагнуть черту, потерпеть первые неудачи и осознать, что ничего страшного в них нет и они - неотъемлемая часть личностного развития, нужный опыт.
  6. 6. Заняться искусством, можно в рамках арт-терапии. Прислушаться к своим ощущениям - если это доставляет удовольствие, то продолжить посещать секцию. Выбрать из творческих людей тех, кто близок по духу, а не достижениям, и расширить круг своего общения более искренними отношениями.
  7. 7. Научиться делать что-то для себя: прогулять работу при плохом самочувствии, не сдать отчет вовремя из-за желания выспаться. Выслушивая критику и недовольство начальства, нужно думать о том, что это всего-лишь мнение человека, занимающего свою должность. Перфекциониста как личность такие высказывания не характеризуют, он имеет право действовать, учитывая свои интересы. Действенной практикой для женщины станет "овощной отдых" в свой выходной - отправиться в СПА-салон и убедить себя, что она этого заслуживает, как никто другой, а грязная посуда никуда не денется и ужин можно заказать с доставкой. Действенным способом станет художественная фотосессия в стиле ню у профессионала. Она поможет выйти за рамки, посмотреть на себя со стороны, осознать свою привлекательность, что способствует повышению самооценки.
  8. 8. Кардинально изменить имидж, отказавшись от стереотипов. Афро-косички, стрижка "под мальчика", пирсинг, тату, рваные джинсы вместо офисной одежды и другие "неформальные" новшества помогут почувствовать себя свободнее и беззаботнее.

Главное, что нужно сделать личности с комплексом отличника, это стать для себя главным человеком, быть собой, понять, что ничего плохого в недостатках нет, иначе они не были бы присущи абсолютно всем людям. Принять и полюбить себя в любом образе станет легче, если осознать, что чужим людям достижения перфекциониста безразличны.

И немного о секретах...

Если вы хотите жить на солнечном острове и при этом зарабатывать хорошие деньги, тогда хочу обратить Ваше внимание на этот телеграмм канал

ПОСМОТРЕТЬ >>

Здесь автор канала каждый день делится своей прибылью с подписчиками. А так же можно познакомится с ним и задать вопросы лично.(@DmitrySeryodkin) Если у Вас нет телеграмм месенджера, то обязательно установите его, ведь информация действительно очень полезная! А так же я нашёл Дмитрия в инстаграме. Вот его Инстаграм: @dmitrifs

Поздравляю всех с НОВЫМ учебным ГОДОМ!

Представляю Вашему вниманию две статьи разных авторов на одну тему.

Первого сентября то и дело в адрес первоклассников слышатся пожелания непременно учебы на «отлично».

И это неудивительно, ведь большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок в школе был отличником, считая, что блестящие успехи в учебе являются залогом будущего успеха. Кроме этого, слово «отличник» порождает образ умного, послушного, аккуратного ботаника.

Несмотря на различия среди отличников, существуют общее психологическое состояние, присущее многим из них, – «комплекс отличника», характеризующееся предъявлением завышенных требований как к самому себе, так и к другим людям. А еще стремлением быть во всем и всегда первым, при этом не имея права на ошибку и с огромным внутренним страхом возможных неудач.

Конечно, «комплекс отличника» вреден для здоровья, так как вызывает психосоматические реакции организма в виде головных болей, бессонницы, нарушения работы внутренних органов и т.д.

Как формируется «комплекс отличника»?

Согласно данным исследований ученых, формируется он с помощью двух составляющих – генетического и психологического факторов. К примеру, если родители были отличниками, то у ребенка есть большие шансы пойти по их стопам. Как говорит народная мудрость, яблоко от яблони недалеко падает, или – от осинки не родятся апельсинки. Однако, генетический фактор подкрепляется определенной жизненной программой, которую задают родители, демонстрируя свои похвальные грамоты, медали, награды, рассказывая собственные истории успеха.

Родители-отличники зачастую чрезмерно контролируют и опекают своего отпрыска, при этом налагая на него непомерно большие надежды и ответственность, тем самым способствуя образованию такого комплекса. Слишком тяжелый груз для ребенка – выслушивать фразы наподобие «ты должен», «ты обязан», «тебе нужно» и прочее. Заметим, что страдает от данного комплекса чаще всего прекрасная половина человечества в силу большего послушания и повышенной степени внушения.

Иногда сложная обстановка в семье является причиной образования «комплекса отличника», когда ребенок получает так необходимое ему родительское внимание только в случае отличной учебы, при условии достижения хороших результатов. Отличнику приходится жить в постоянном напряжении, всегда стремиться соответствовать какому-то идеалу. В итоге он забывает себя настоящего, живет как бы чужой жизнью и безумно устает. Синдром хронической усталости, разочарование в жизни – плачевный итог гонки за отличными оценками и попыткой быть «во всем примером».

Что делать?

Важно понять родителям, что их желание обязательно сделать чадо отличником порой никак не соотносится с потребностями и возможностями самого ребенка. От этого он не становится лучше или хуже. Он просто другой. Отдельная, неповторимая, уникальная личность со своим мировоззрением и со своим жизненным путем.

Помогите ребенку не сравнивать себя с другими, любите и уважайте его без условий. Радуйтесь любым его успехам, поддерживайте в развитии личных интересов – простые советы для всех родителей в воспитании думающих, здоровых и счастливых детей.

После новых реформ в области образования ситуация только ухудшилась. Задача сдать успешно ЕГЭ, получить высокие результаты на предметных олимпиадах, чтобы пополнить свое и учительское портфолио – серьезная нагрузка для любого, даже очень любознательного, умного и здорового ребенка. Если раньше учителя «жалели» отличников и не принуждали к обязательному участию во всевозможных конференциях, конкурсах, то теперь от достижений учеников во многом зависит и прохождение аттестации педагога.

Таким образом, положению отличников не позавидуешь. И без поддержки, понимания близких людей им придется туго. Поэтому, прежде чем настраивать ребенка быть круглым отличником, подумайте хорошенько, а надо ли это ему самому и какую цену придется заплатить за отличную учебу.

Хотя, при осмысленном подходе взрослых, а также при выраженной потребности и способностях ребенка к отличной учебе, вполне возможно совместить отличные оценки с полноценной жизнью.

Ольга Князева, Санкт-Петербург

Чем опасен «комплекс отличника»?

Порой мы удивляемся: отчего наш одноклассник, закончивший школу с медалью и университет с отличием, которому, казалось бы, должен быть подвластен весь мир, вдруг погружается в пучину беспричинной депрессии, становится нервным и раздраженным, а то и уходит в запой. «Плохая погода, стрессы, бытовые неурядицы, да мало ли что» - думаем мы. Но на самом деле причина, приводящая к таким, а иногда и более трагичным последствиям, может скрываться глубоко в детстве, и называется она «комплекс отличника».

«Комплекс отличника», как правило, формируется в связи со слишком завышенными требованиями к ребенку в семье. Родители всегда хотят, чтоб их чадо было самым лучшим, причем во всех сферах деятельности, что уже само по себе вряд ли возможно. А ребенок, стараясь доставить родителям радость (а иногда от страха порицания) лезет из кожи вон, чтобы соответствовать этим, по сути искаженным, требованиям. Со временем человек настолько вживается в навязанную ему роль, что даже при отсутствии «оценщика», уехав далеко от родителей и построив свою жизнь, он продолжает ставить перед собой завышенные требования. Ведь глубоко в подсознании уже отложилась крамольная мысль: любовь окружающих нужно заслужить, любят только лучших.

Все, за что берется «отличник», должно быть выполнено на высшем уровне. Любой провал воспринимается как катастрофа и повод для самоедства. Хуже всего, когда необоснованно высокие требования человек предъявляет не только себе, но и окружающим, стараясь все выстроить по некому «высшему стандарту». Несоответствие близких этому стандарту причиняет "отличнику" невыносимую боль и приводит к разочарованию в людях.

Такой «отличник» не признает ни за собой, ни за другими права на ошибку, и поэтому панически боится неудач. Нередко, в результате завышенных требований и невозможности полностью им соответствовать, появляются психосоматические реакции: головные боли, бессонница, нарушения работы внутренних органов, депрессия, синдром хронической усталости, раздвоение личности и пр.

Ученые выяснили, что на формирование этого комплекса влияют два основных фактора – генетический и психологический. Обычно они тесно взаимосвязаны. Например, если родители были в свое время «отличниками», то у ребенка тоже есть достаточно большой шанс стать таким (генетический фактор). Но это происходит не столько в силу биологических причин. Ведь родители-отличники непременно будут показывать подрастающему чаду свои дневники, испещренные пятерками, похвальные грамоты, золотые медали и красные дипломы, добытые потом и кровью (а это уже серьезный психологический фактор).

Ребенку таким образом задается определенная жизненная программа, навязываемая извне. И далеко не всегда она соотносится с желаниями и возможностями ребенка. Родители-отличники обычно чрезмерно опекают и контролируют своего отпрыска, и в то же время налагают на него слишком большую ответственность. «Ты должен», «ты обязан», «тебе необходимо», «как тебе не стыдно не знать таких простых вещей» – вот типичные фразы для взращивания «комплекса отличника».

Психологи считают, что этот комплекс чаще обнаруживается у прекрасной половины человечества (поэтому часто его называют «комплексом отличницы»), так как она более внушаема и послушна. Именно «отличницам» свойственно ждать «принца на белом коне». Если такового не находится, женщина или полностью разочаровывается в мужчинах (вот откуда растут ноги у расхожей фразы «Все мужики - козлы!») или начинает терроризировать окружающих мужчин на предмет соответствия идеалу. А причиной всему - опять же та самая нелепая уверенность, что любить можно только идеал!

Но так как идеального в реальном мире не существует, то следующим шагом зачастую является разочарование в устройстве мира и в человечестве в целом. А если на это накладываются личные неудачи, то из подавленного состояния очень сложно выйти. И уговоры друзей и сотрудников тут вряд ли помогут. Ведь основная проблема состоит в том, что люди с таким комплексом не умеют «падать». А ведь, как гласит мудрость, «не стыдно упасть, стыдно не подняться». Так давайте же будем реалистичнее относиться к себе и своим близким, прощать им их невольные ошибки и учиться жить мудро и счастливо.

Оксана Кубатченко, Киев

Содержание статьи:

Комплекс отличницы - это стремление женщины к идеалу, которое в дальнейшем перерастает в перфекционизм (невротическое состояние, когда поиск совершенства возведен в культ). При данной жизненной позиции можно достичь больших результатов в карьере и личных отношениях, но стоит разобраться в обратной стороне медали подобного явления.

Причины возникновения комплекса отличницы

Стараться быть правильным буквально во всем не возбраняется, если это не переходит грани разумного. Желание стать человеком без изъяна может иметь следующие истоки формирования, которые обычно закладываются в детстве:

  • Недостаток тепла . Каждая малышка хочет, чтобы ее любили не за какие-то заслуги, а просто за то, что она есть у родителей. Если же подобное не происходит, то кроха начинает перекладывать вину взрослых на себя. Действует ребенок при этом по схеме «не любят - я очень плохая - надо заслужить любовь родителей». В итоге развивается перфекционизм, когда повзрослевшая девочка хочет понравиться буквально каждому в ее окружении.
  • Требовательные родители . Иногда они возлагают на ребенка слишком большие надежды, которые он не способен затем оправдать. По мере своего формирования девочка начинает думать, что и во взрослом мире необходимо держать ранее поставленную высокую планку.
  • Неправильное поощрение . Некоторые родители стараются добиться прилежания от своих детей путем их финансовой поддержки при выполнении определенных обязательств. В этом случае подобная модель воспитания может привести к формированию комплекса отличницы. Девочка становится взрослой особой, но продолжает стараться быть идеальной во всем для приобретения материальных благ.
  • Некорректное сравнение . Если малышку с раннего детства сравнивают в негативном ключе с ее сестрой или другой девочкой, то это нанесет ребенку существенную душевную травму. Всю оставшуюся жизнь она будет стараться доказать всем (в первую очередь родителям), что она - лучшая из лучших.
  • . Детский коллектив порой бывает жесток к тем, кто хоть как-то отличается от него. Девочка с неординарным видением действительности может попасть под своеобразный «каток» общественного мнения. В итоге она постарается стать не просто похожей на всех, а лучше любого и каждого.
  • Врожденные амбиции . Психологи настаивают на том факте, что очень часто генетика влияет на формирование мировоззрения детей. Если мама или папа были перфекционистами, то их ребенок может вести себя таким же образом. По сути, он просто копирует модель поведения родителей.
  • Неправильная установка . Если в доме проживают не только родители девочки, но и старшее поколение, то можно ожидать всевозможных сюрпризов от него. Начинается все с конкурса на самый лучший стих или рисунок и заканчивается состязанием со знакомыми на звание самой гениальной внучки.
  • Конкурсы . В последнее время стали популярными мероприятия, где девочки должны показать свои внешние данные или творческие способности. Возраст конкурсанток с каждым годом уменьшается, что заставляет психологов все более тревожиться по этому поводу. Если малышке с юных пор внушать, что она должна быть лучшей, то из нее в итоге вырастет стопроцентная перфекционистка.
  • Школьные олимпиады . Девочки, которые имеют существенные достижения по нескольким предметам, часто попадают в стрессовую ситуацию при подобной проверке знаний. Им приходится доказывать свои знания на фоне жесткой конкуренции, что затем становится жизненной нормой.
  • Сиротство . Некоторые девочки, которые остались без родителей, очень остро реагируют на этот факт. Если они попали в социальное учреждение не из-за смерти папы и мамы, то всю свою жизнь могут посвятить тому, чтобы стать идеальной женой и матерью.

Обратите внимание! Практически все перечисленные причины комплекса отличницы связаны с какой-либо душевной травмой в детстве. Следовательно, родителям необходимо как можно больше внимания уделять своим дочерям, чтобы проблема их ребенка не переросла в дальнейшем в невроз.

Проявления комплекса отличницы


Симптомы идеальной девочки или женщины определить несложно. Перфекционистки обычно выделяются среди простых обывателей, потому что их поведение выглядит следующим образом:
  1. Закомплексованность . Как это ни странно звучит, но такие дамы неуверенные в себе. Именно по этой причине они стараются доказать себе и всем, что являются идеальными во всех смыслах особами.
  2. Гонка за призом . В школе и институте такое поведение проявляется в желании получать исключительно высокие баллы даже ценой нервного истощения. В личной жизни перфекционизм характеризуется поиском совершенного спутника жизни, стерильной чистоты в квартире, идеальными кулинарными способностями и прочим.
  3. Самопожертвование . Такая женщина способна тянуть воз чужих проблем только для того, чтобы чувствовать свою значимость. Она всегда готова отвечать за чужие промахи, исправляя их даже себе во вред.
  4. Повышенная самокритика . На малейшее замечание перфекционистка реагирует очень болезненно. Она тут же начинает заниматься самобичеванием даже в том случае, если ее пожурили незаслуженно.
  5. Неприятие «золотой середины» . Признаки комплекса отличницы проявляются в максимализме. Для таких девочек или женщин нет слов «сойдет», «неплохо» и «хорошо», потому что для них существует только вердикт в виде «отлично» и «безукоризненно».
  6. Страх неудачи . Все люди боятся совершить ошибку, но обычно на них учатся и забывают о горьком опыте. Перфекционистки приходят в панический ужас перед началом какого-либо дела, боясь не оправдать чужих надежд.
  7. Категоричность к другим людям . Жизнь даже посторонних особ перфекционистки могут рассматривать буквально под микроскопом. Их раздражают люди с их слабостями, чего они и не скрывают.
  8. Желание изменить мир . Женщины подобного типа стараются усовершенствовать не только себя и ближайшее окружение, но и все общество в целом. В некоторых случаях это выражается в стремлении проявить себя в политике или в какой-либо другой общественной деятельности.

Способы борьбы с комплексом отличницы

Если подобная проблема стала камнем преткновения при стремлении к счастливой жизни, то ее необходимо ликвидировать. При желании разобраться, как избавиться от комплекса отличницы, стоит прислушаться к советам психологов. Они, как никто другой, знают действенные методы по избавлению от проблем. Но и роль самого человека немаловажная.

Самостоятельные действия по избавлению от комплекса отличницы


Перфекционизм - это проблема психологического характера, которую можно аннулировать своими силами следующим образом:
  • Дать слабинку . Родные люди любят нас не за какие-то сверхспособности, а просто так. Следовательно, необходимо перестать изображать из себя железную леди, которая может буквально все. При неудачах можно даже посетовать на свою недальновидность, а не собирать в очередной раз всю волю в стальной кулак.
  • Научиться прощать свои недостатки . Пора забыть о заблуждении, что в мире есть идеальные люди. Их нет и быть не может, потому что каждый из нас подвержен тем или иным человеческим слабостям. Необходимо ласково попенять себя за оплошность и навсегда забыть о ней.
  • Организовать отдых . Прошли времена работы над собой и своим жилищем 24 часа в сутки. Ежедневная генеральная уборка подождет некоторое время, потому что теперь нужно посвятить досуг чтению книг, прогулке или занятию любимым хобби.
  • Отправиться в путешествие . Следует оставить мрачные мысли о том, что без перфекционистки дом рухнет, а дети и муж погибнут от голодной смерти. Все они прекрасно справятся какое-то время с бытом и без своей идеальной жены и мамы.
  • Изменить имидж . У женщин такого типа всегда аккуратная прическа, волосок к волоску, и одежда в классическом стиле. Настало время немного похулиганить и поэкспериментировать со своей внешностью (не доводя подобные манипуляции до абсурда).
  • Найти новое увлечение . Перфекционистки обычно осуждают тех, кто занимается необычным делом. Однако при желании избавиться от комплекса отличницы женщина может начать коллекционировать крышки и наклейки от бутылок или фантики. Чем не серьезнее будет новое увлечение, тем лучше это для некогда идеальной особы.
  • Посетить необычные места . Любая перфекционистка придет в ужас от перспективы почтить своим вниманием фестиваль байкеров или состязание барменов. Не стоит пугаться таких мероприятий, потому что в непринужденной обстановке среди раскрепощенных личностей супер-леди сможет почувствовать себя обычным человеком.
  • Устроить день самоуправления . Квартира перфекционистки напоминает отделение реанимации и даже превосходит его по стерильности. Пришел именно тот момент, когда можно позволить своим детям пошалить (в рамках разумного), а мужу оставить грязные носки на самом видном месте.
  • Изменить стиль своей речи . При разговоре с дамой, у которой наблюдается комплекс отличницы, люди чувствуют себя провинившимися детьми. Размеренность, взвешенность каждого слова и менторский тон всегда с головой выдают перфекционистку. Следует расслабиться, улыбнуться собеседнику и вести с ним диалог без нравоучений и анализа собственной жизни.
  • Начать просить о помощи . Женщина не рождена для того, чтобы сутками держать в руках сковородку или пылесос. Пора полюбить себя и возложить часть обязанностей на своих родных. На работе также отныне не возбраняется просить поддержки у коллег при выполнении сложного задания.
  • Завести домашнее животное . У женщин с комплексом отличницы может быть свой любимец, который по минимуму загрязняет ее жилище. В большинстве случаев это аквариумные рыбки или короткошерстный кот. Можно завести собаку или морскую свинку, дав им нестандартную кличку.
  • Сделать перестановку в доме . Этот процесс уже сам по себе будет свидетельствовать о том, что пришло время перемен. У перфекционистки вся мебель располагается в строгом порядке. Пора его нарушить, чтобы раз и навсегда избавиться от создавшихся в сознании стереотипов.
  • Провести вечер за просмотром фильма . В данном случае подойдет кинолента «Дневник Бриджит Джонс». Главная героиня этой поучительной истории не скрывает своего восторга и гордости по поводу того, что ее избранник любит ее со всеми недостатками.


Подобная модель поведения успешно корректируется психологами следующим образом:
  1. Доверительная беседа . На сеансах у специалиста женщина может наконец-то снять с себя маску идеальной леди. Современная Мэри Поппинс в состоянии будет доверить психологу те тайны, которые стыдилась открыть своим близким.
  2. Замена установки . Пациентке предлагается написать на листке бумаги все претензии к себе. Затем ей необходимо озвучить причину каждого недовольства собственной персоной. Грамотный специалист с легкостью развенчает каждый пункт из этого списка, потому что в большинстве случаев выявляется картина надуманной проблемы.
  3. Метод жестких вопросов . Психолог предлагает женщине с комплексом отличницы провести с ним своеобразную викторину. Вопросы выстраиваются по схеме «желание лучшего результата - затраты времени и сил - целесообразность проделанного - неутешительные выводы».
  4. Семейная терапия . Во время такого сеанса ведется беседа с обоими супругами. Мужу задаются вопросы, что именно он ценит в своей любимой женщине. В большинстве случаев перфекционистка приходит в шок от его признаний, потому что озвучивается ее красота и ум, а не умение совершать сто дел одновременно. В некоторых семьях мужчины в целом сильно устают от идеальности своих вторых половинок, ситуация доходит до абсурда, когда вместо изысканных блюд муж просто просит сварить суп с макаронами прямо на приеме у психолога.
  5. Групповая терапия . После индивидуальных консультаций у специалиста можно начать посещать тренинги, на которых команда психологов предлагает своим пациенткам выполнить определенные задания. Во время таких мероприятий можно найти себе подругу по несчастью, чтобы в дальнейшем помогать друг другу справляться с недовольством собой.

Комплекс отличницы и его последствия


В данном случае вспоминаются слова мамы школьницы в культовом фильме «Вам и не снилось», что она не любит слишком нравственных женщин. Проблемы некоторых перфекционисток могут закончиться печально, если они вовремя не остановятся в своей гонке за идеалом:
  • Потеря веры в себя . Подобный душевный дискомфорт начинает проявляться у тех дам, которые сомневаются в своих умственных способностях и внешней привлекательности. При комплексе отличницы эти проявления могут стать еще более ярко выраженными факторами, которые не позволяют женщине стать счастливой.
  • Фобии . Перфекционисток часто преследуют различные расстройства сознания. У них можно наблюдать боязнь зеркал, где они страшатся увидеть какой-либо изъян в своей внешности. В большинстве случаев у них также развита атихифобия, при которой женщина боится ошибиться.
  • Синдром хронической боли . При постоянном стремлении стать идеальной мамой, женой и сотрудницей реально вместо ожидаемого результата получить нарушение функций нервной системы. На фоне сбоя психоэмоциональной сферы формируется болевой синдром как самостоятельное заболевание.
  • Невозможность стать матерью . Некоторые перфекционистки настолько углубляются в этот вопрос, что начинают считать себя недостойными воспроизвести на свет потомство.
  • Неприятие чужих ошибок . Не позволяя себе расслабиться ни на минуту, женщины с подобной жизненной позицией требуют того же и от других людей. Мало кому придутся по вкусу такие претензии, поэтому часто перфекционистки становятся старыми девами без друзей.
  • Развод . Быть всегда идеальным в глазах супруги по силам далеко не каждому мужчине. Требовательная жена может восхищать только на первых порах семейной жизни. В дальнейшем муж может просто устать от того, что из него пытаются сделать человека без единого изъяна.
  • Невроз . На фоне хронической усталости при постоянном эмоциональном напряжении может развиться данная патология. В дальнейшем невроз станет хроническим явлением, который необходимо будет лечить у психиатра.
  • Алкоголизм . Специалисты утверждают, что излишняя требовательность к себе может спровоцировать развитие этой пагубной привычки. При систематическом недовольстве самой собой рука некоторых дам автоматически тянется к стакану со спиртным.
  • Суицид . Неоправданные надежды больно ранят любого человека и вводят его в состояние депрессии. При этом через какой-то промежуток времени он восстанавливается в эмоциональном плане. Для перфекционистки крах мечтаний становится иногда настолько тяжелым ударом, что она решает свести счеты с жизнью.

Важно! Комплекс отличницы у взрослых и детей становится опасным явлением, если стремления к идеалу превращаются в смысл жизни женщины. В иных случаях это дополнительный стимул стать самодостаточной особой.


Как избавиться от комплекса отличницы - смотрите на видео:


Комплекс отличницы не доставит проблем только той девочке или женщине, которой он не мешает в полной мере наслаждаться жизнью. В ином случае им гарантировано эмоциональное истощение, которое также скажется на их физическом состоянии.