Программы фонда Фулбрайт (Fulbright). Стипендия имени Фулбрайта: как открыть двери в американские вузы

И других стран.

Крупнейшая из финансируемых правительством США международных обменных программ в области образования, Программа Фулбрайта создавалась с целью улучшить взаимопонимание между народом Соединенных Штатов и народами других стран. Стремясь к достижению этой цели, Программа Фулбрайта предоставила более чем 300 тысячам своих участников, выбранных благодаря их научному потенциалу и лидерским качествам, возможность познакомиться с работой политических, экономических и культурных организаций других стран, обменяться идеями и положить начало совместным проектам на общее благо народов мира. Проведением Программы Фулбрайта занимается Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США. Со времени основания Программы 46,800 иностранных учёных проводили исследования или преподавали в университетах США и более 45,200 американских учёных занимались аналогичной деятельностью за рубежом. Ежегодно Программа Фулбрайта присуждает около 800 грантов учёным, приезжающим в США из других стран. В настоящее время Программа Фулбрайта действует в 155 странах мира.

Основной источник финансирования Программы Фулбрайта - ежегодные ассигнования, выделяемые Конгрессом США Государственному Департаменту. Правительства стран, участвующих в программе, принимающие университеты зарубежных стран и Соединенных Штатов также вносят финансовый вклад в проведение программы, либо принимая на себя часть расходов, либо опосредованно - в виде прибавок к жалованью лектора, освобождения от платы за обучение или предоставления университетского жилья.

Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным (в том числе российским) студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах , в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии (в том числе двое в 2010 году - Питер Даймонд и Эйити Нэгиси), 28 - гранты фонда Макартуров и 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии .

В рамках программы много сделано в плане сближения российских и американских исследователей. Однако такие программы сотрудничества нередко вызывают опасение по поводу «утечки мозгов» в США и являются темой для обсуждения российско-американских отношений . По словам Наталии Смирновой, заместителя директора программы Фулбрайт в РФ :

Программа Фулбрайта ежегодно предоставляет около 8 000 грантов, по состоянию на 2010 год , количество участников с момента основания достигло 300 000 .

«Совет по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» (FSB), в состав которого входят 12 руководителей образовательных учреждений и общественных организаций, назначаемых президентом Соединенных Штатов, определяет политику Программы, устанавливает критерии отбора и утверждает кандидатов, выдвинутых на получение гранта.

Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США разрабатывает меры, обеспечивающие выполнение стоящих перед программой задач, и в сотрудничестве с комиссиями и фондами по вопросам образования осуществляет проведение программы в 51 стране мира, где имеются действующие соглашения с США о проведении обменных программ. 90 странах, не имеющих такого договора, помощь в проведении программы оказывают посольства США. Соединенных Штатах проведению программы содействуют ряд вспомогательных агентств.

Двусторонние межнациональные комиссии и фонды во взаимодействии с университетами и организациями принимающей страны составляют ежегодный план проведения обменов. Они также производят предварительный отбор кандидатов на получение студенческих и преподавательских грантов по своим обменным программам, проводят собеседования и рекомендуют «Совету по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» достойных претендентов. странах, где такие комиссии и фонды отсутствуют, отдел культуры посольства США определяет политику Программы и курирует её проведение.

«Совет по международным обменам учёных» (CIES) , по соглашению о сотрудничестве с Государственным Департаментом, осуществляет проведение Программы Фулбрайта для университетских преподавателей и учёных. «Совет по международным обменам учёных» является частью Института международного образования (IIE) и тесно сотрудничает с наиболее крупными образовательными учреждениями в области гуманитарных, общественных и естественных наук. CIES оказывает поддержку преподавателям и учёным, находящимся в США по гранту Программы Фулбрайта.

История

Знаменитые выпускники

См. также

  • AFS (англ.)

Напишите отзыв о статье "Программа Фулбрайта"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Bureau of Educational and Cultural Affairs, U.S. Department of State (англ.)
  • , сайт Institute of International Education (англ.)
  • , сайт Institute of International Education

Отрывок, характеризующий Программа Фулбрайта

– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.

Первого июня прошлого года, поздно вечером, я получила имэйл в стандартной форме о том, что я прошла конкурс и в конце августа еду в США…

А началось все с того, что как-то раз на паре по английской грамматике наша преподавательница заявила о том, что в конференц-зале как раз сейчас начнется агитирование всех желающих подавать документы на программу Фулбрайт, ну и про саму программу расскажут тоже, так что кто хочет, может более на паре не задерживаться и взять курс прямо на обитель вероятной халявы, чем все сразу и воспользовались.

А халяву там обещали действительно знатную: два года обучения в магистратуре по выбранной специальности совершенно бесплатно, т.е. даром. Немного о программе: одна из самых престижных в мире, эта программа носит имя бывшего американского сенатора Вильяма Фулбрайта и рассчитана на выпускников вузов и молодых ученых, а финансируется она Бюро по делам образования и культуры Государтвенного департамента США, но также свой финансовый вклад делают и страны, с которыми она сотрудничает.

Что интересно: у выхода из конференц-зала нас поджидал наш любимый декан, имеющий сказать следующее: а) что нам делается выговор о пропущенной паре; б) чтобы мы губу закатали обратно, потому как быть избранным грантовой программой подобного класса – нечто из области фантастики. Понурив головы, мы вернулись к реалиям нашей повседневной университетской действительности. Однако человек 5-6 из нас, стиснув зубы, твердо решили бороться и так легко не сдаваться.

Потихоньку, не трезвоня об этом на каждом углу дабы не привлекать нездорового внимания конкурентов, мы принялись строчить требуемые эссе, как-то: Personal Statement and Study Objectives. И были весьма искренне удивлены, столкнувшись нос к носу в дверях киевского офиса Фулбрайта для сдачи документов. Мило поулыбавшись друг другу и поинтересовавшись, на какие специальности подавали документы, цивилизованно разошлись, так что до физического уничтожения соперников не дошло, да это и не помогло бы (для справки: в 2006/07 году конкурс на место был примерно 1:30).

Дальше началось самое интересное, правильнее сказать напряженное, а именно: ожидание. Ожидание результатов первого тура конкурса, конкурса документов. Если вы его прошли, можно на секунду вздохнуть с облегчением (но только на секунду) и сразу же приступать к подготовке к интервью. Лично для меня это было самым суровым испытанием, это было почище любого собеседования для принятия на работу. Ну, во-первых, по причине довольно большого количества пар глаз, оценивающе вас разглядывающих, не говоря уже о количестве ртов, раскрывающихся, чтобы смутить вас нескромными вопросами на тему того, чем же вы, собственно, собираетесь заниматься по прибытии на «землю обетованную».

Причем любопытное наблюдение: свои же, украинцы, что называется «валили», а американцы с улыбкой интересовались общими вещами, например, что я расскажу своим американским коллегам о своей стране, имею ли я музыкальное образование (моя тема была связана с народными песнями). У «своих» же были вопросы более концептуального характера, и если принять во внимание тот факт, что я только собиралась ехать исследовать свою тему, то их вопросы оказывались и вовсе на грани реального. Такие вопросы задают на пресс-конференции об удачно завешенном исследовании, а не на его начальной стадии. Отсюда мой вам совет: если уж вы прошли стадию «бумаг», то хорошенько подготовьтесь к интервью, продумайте все возможные вопросы.

Следующим этапом был тест TOEFL. Ничего особенно сложного, но подготовка опять-таки требуется, причем не просто языковая, а конкретно по прохождению этого теста – как рассчитать время, как лучше понять, какой именно ответ от вас хотят в том или ином задании. Специальные руководства по сдаче теста TOEFL можно найти в любом отделении British Council.

И вот, когда все три этапа мужественно преодолены, остается только паковать вещи и махать родным на прощанье белым платочком. А советы по адаптации по прибытии – это уже совсем другая история. Напоследок скажу: никому не позволяйте вас убеждать, что ничего не получится или что грант выигрывают только по большому блату, это не так. Конечно, нужна определенная доля везения, так может, и повезет именно вам!

Для справки: программа Фулбрайта — старейшая и самая известная мировая программа академических обменов США. Она была основана в 1946 году, и в настоящее время озватывает 140 стран.

Вот области специализации, с которыми работает Фулбрайт:

  • история
  • охрана памятников истории
  • археология
  • архитектура
  • философия
  • психология
  • социология
  • социальная работа
  • охрана здоровья
  • антропология
  • история религии
  • американоведение (языкознание, литература, искусство, история)
  • гендерные исследования
  • лингвистика
  • журналистика (СМИ)
  • литература
  • библиотечное дело
  • фольклор
  • музееведение
  • театральное искусство
  • история, критика или менеджмент в области культуры и театра
  • искусствоведение
  • образование/ управление в области образования
  • политические науки
  • международные отношения
  • правоведение
  • экономика (теоретические направления)

    Важная новость: кроме гуманитарных наук, с этого года открывается направление наук естественно-научных.

    Подробнее о программе можно узнать на сайтах:

    www.fulbright.org.ua

    www.mynews-in.net/news/education/2006/10/23/1084232.html

    osvita.org.ua/news/26463_ru.html
    (Фулбрайт в Украине)

    www.fulbright.ru

    projects.karelia.ru/index.php?a=4&idk=359
    (Фулбрайт в Российской Федерации)

  • По ряду причин долго ничего сюда не писала, но я исправлюсь! И в качестве моральной компенсации сегодня расскажу о крутой программе Фулбрайта, позволяющей покрыть расходы на обучение в магистратуре или аспирантуре США. Сразу оговорюсь: мне давали стипендию Фулбрайта год назад на обучение по программе LL.M. (юридическая магистратура)в Американском Университете Вашингтона, а я отказалась. Но обо всём по порядку.

    Минутка истории

    Вообще, этот самый Фулбрайт был сенатором и дельным дядькой (не считая того, что голосовал за ввод войск во Вьетнам). В 1945 году он внёс в Конгресс законопроект об использовании средств, вырученных с продажи излишков военной собственности правительства США, в фонде «Содействие международной доброй воли путём обмена студентами в области образования, культуры и науки». После Второй мировой войны была создана программа Фулбрайта, которая должна была служить укреплению мира и взаимопонимания между народами. К законопроекту был разработан план отказа от накопленных во время войны долгов иностранных государств в обмен на финансирование международных образовательных программ. 1 августа 1946 года президент Гарри Трумэн подписал законопроект, и в последние дни 79-й сессии Конгресса США он был принят.

    О программе

    Магистерская/аспирантская программа Фулбрайта предоставляет гранты на поездки в университеты США на обучение или проведение исследований по всем предметным дисциплинам выпускникам российских вузов и аспирантам. Главная цель программы - укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами. Программа полностью финансируется Госдепартаментом США.

    Гранты на конкурсной основе выдаются:

    · выпускникам вузов (т.е. лицам, обучающимся на последнем курсе вуза или уже закончившим вуз) - на обучение в магистратуре одного из университетов США с целью получения степени магистра (Master’s, кроме MBA); длительность пребывания в США по этим грантам - от 1 до 2х лет, в зависимости от длительности магистерской программы;

    · аспирантам - на проведение научно-исследовательской работы в университете и/или архиве США и сбора материалов для кандидатской диссертации ИЛИ на обучение в университете США в течение одного академического года без получения степени, длительность такой программы - 1 учебный год.

    АТТЕНШН-АТТЕНШН: аспирантские программы - без получения степени (non-degree). Не по всем специальностям возможно обучние в течение одного года без получения степени, наводите заранее справки о существовании таких программ (на сайтах университетов США, где есть интересующие вас программы).

    Стипендиаты программы получают визу J-1 и после окончания гранта обязаны вернуться в Россию.

    Грант покрывает стоимость обучения, проживания, ежемесячную стипендию, страховку, а также перелет участника от места жительства до место обучения в США и обратно. В начале года ещё выдают деньги “на обустройство” и на покупку нового компьютера.

    Требования к соискателям

    ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ КАНДИДАТСКУЮ СТЕПЕНЬ, НЕ МОГУТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ МАГИСТЕРСКОЙ/АСПИРАНТСКОЙ ПРОГРАММЫ.

    Российское гражданство и постоянное проживание на территории РФ, начиная с января 2014 года (было актуально для этого года ).

    Наличие диплома о высшем образовании (специалиста или эквивалентного российского диплома, степени бакалавра или магистра) к маю 2014 г. Выпускники вузов 2014 года также могут участвовать в конкурсе при наличии соответствующей справки, подтверждающей, что они обучаются в данном вузе по данной программе с NN года (было актуально для этого года) .

    Владение английским языком в пределах, необходимых для обучения или выполнения исследовательского проекта. (Internet Based TOEFL - минимум 80 (для технических, естественных и ряда гуманитарных и творческих специальностей) или минимум 100 (для дисциплин Journalism, Political Science, Public administration, Law , Sociology, Economics и некоторых других) баллов. Заранее тест сдавать не нужно, тем, кто успешно пройдет первый тур конкурса, тесты оплатит программа Фулбрайта.

    Возраст соискателей: дата рождения - не ранее мая 1984 г. (было актуально для этого года).

    Для соискателей, ранее получавших визу J-1 - временной промежуток со дня возвращения в Россию до момента подачи документов на конкурс должен быть не менее 2-х лет (Это требование не относится к тем J-1 визам, в которых имеется комментарий о том, что двухгодичное правило не применяется к держателям визы, например, к участникам программы Work and Travel, читайте комментарий в самой визе).

    Соискатели, постоянно проживающие на территории США или имеющие вид на жительство в Соединенных Штатах, к конкурсу не допускаются.

    Действие гранта может быть приостановлено, если:

    • Стипендиат прекращает работу над программой обучения или научным проектом до окончания грант-периода;
    • Стипендиат покидает США более чем на 2 недели без разрешения представителя программы или курирующей организации.

    Этапы конкурса

    Конкурс по программе Фулбрайта проходит в 3 тура.

    Первый тур:

    Для участия в конкурсе необходимо заполнить он-лайн заявку до установленной даты (обычно середина мая). Все заявки рецензируются и оцениваются российскими и американскими специалистами в соответствующих предметных областях. Результаты первого тура объявляются по электронной почте после 20-25 августа.

    Заполнение заявки - явно не подходящее время для скромности. Опишите свои лучшие качества и достижения. Кроме того, что указано в Вашей заявке, на данном этапе отборочная комиссия ничего о вас не узнает! Почитайте больше о программе, о ее целях и выпускниках, попробуйте составить представление о том, какие качества ищут в кандидатах организаторы.

    Второй тур:

    Участники второго тура приглашаются на устное собеседование на английском языке. Собеседование проводится русско-американской англоговорящей комиссией, состоящей из 4х человек. Оно длится около 20ти минут, вопросы могут быть заданы любые, как связанные с темой заявки, так и не связанные. Собеседования проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, а если наберется достаточно участников - то и во Владивостоке, и в Екатеринбурге в сентябре. В рамках второго тура все участники конкурса будут сдавать тест по английскому языку Internet-based TOEFL, а по большинству специальностей - ещё и математический GRE (вот о нём я не знаю ничего).

    Информацию о тестах можно найти в Интернет, например, здесь: http://www.toefl.org и http://www.gre.org .

    Интервью бояться не стоит: все проходит крайне доброжелательно. Но постарайтесь иметь четкое представление, куда и зачем вы хотите поехать, а также как учеба в США поможет вам в достижении ваших глобальных целей. Важно: даже если вы считаете, что владеете английским как родным, купите книжку для подготовки к TOEFL (или найдите материалы для подготовки в сети, благо их масса). Часто балл снижается именно из-за незнания формата теста даже при хорошем владении английским, а это обидно. Обеспечьте себе спокойные 100 баллов!

    Тесты в рамках конкурса оплачивает программа Фулбрайта. Конкурсантам не из Москвы также оплачивается стоимость проезда до Москвы и обратно, а также проживание в Москве во время проведения второго тура программы.

    Третий тур:

    Третий тур проводится в конце сентября российско-американской комиссией, в которую также входят сотрудники Отдела культуры посольства США в Москве. По результатам первого и второго туров отбирают тех, кто рекомендуется на получение гранта. По итогам проведения третьего тура, в октябре, всех участников конкурса известят о результатах по электронной почте. Анкеты рекомендованных кандидатов направляются в Институт международного образования (Institute of International Education, IIE) в Нью-Йорке, который занимается их распределением в университеты США. Институт международного образования оставляет за собой право выбора университета для каждого стипендиата, даже если у конкурсанта есть свои предпочтения или он/она уже поступил(а) в университет США.

    Собственно, в этом главный подвох программы: вы не можете самостоятельно выбрать университет. Меня вот распределили в такой, что я решила не ехать. Тем не менее, многих отправляют во вполне достойные университеты, да и вообще, кому когда-то мешал диплом американского вуза? ;) Так что смело подавайтесь и воплощайте американскую мечту в жизнь!

    А ещё у программы Фулбрайта есть официальный сайт http://www.fulbright.ru , где можно узнать всё, что я не успела описать здесь☺

    Учеба в американских вузах, за которую студент не платит не копейки, — именно такую возможность предоставляет программа академических обменов имени Фулбрайта. Подаваться на стипендию могут участники из 155 стран, в их число входят Украина и Россия. Система отбора довольно непростая, и все ее этапы занимают около года. Более того, есть еще и дополнительный список условий. ForumDaily нашёл студентов и выпускников программы, которые уверяют: выиграть грант вполне реально, и для этого совершенно не обязательно быть гением. Главное — успеть подать документы в срок: до 15 мая для россиян , и до 17 мая для украинцев .

    Артур Денисенко по программе Фулбрайта изучает альтернативную энергетику. Фото: их личного архива

    Почти год киевлянин Артур Денисенко живёт в штате Дэлавер. В местном университете он изучает альтернативную энергетику и может часами рассказывать о своих студенческих буднях. Парень говорит, что никогда в жизни ещё так много не учился. И никогда не получал от этого столько удовольствия.

    “Нагрузка просто огромная, у меня, по сути, свободны только половина пятницы и субботы, а всё остальное время я учусь. Из-за нехватки времени я даже фейсбук недавно деактивировал”, — рассказывает Артур.

    Сейчас он заканчивает первый курс своей двухгодичной магистратуры по программе Фулбрайт. Грант, который финансируется из американского бюджета, покрывает парню всё: учёбу, проживание, страховку, перелёт из Украины и обратно, плюс есть стипендия, которой, как уверяет Артур, ему, хватает с лихвой.

    Что такое программа имени Фулбрайта

    Уникальная возможность для студентов, исследователей, учёных и преподавателей со всего мира существует с 1946 года. Тогда сенатор от штата Арканзас Джеймс Фулбрайт выступил с предложением создать программу международных научных обменов. Конгресс поддержал инициативу и согласился её финансировать. Стипендию назвали в честь самого Фулбрайта, и с тех пор ею воспользовались более 300 тысяч участников со всего мира. Самая популярная категория — программа для студентов старших курсов и выпускников вузов, которая позволяет закончить в США магистратуру.

    Процесс отбора на этот грант можно условно разделить на четыре этапа. Сперва нужно заполнить аппликацию на сайте и подать набор документов. Дальше претендента ждёт собеседование, потом сдача экзаменов TOEFL и GRE, после них — поступление в ВУЗ. В целом, процедура растягивается почти на год.

    “Когда я подавался, у меня было ощущение, что это просто нереально — так много условий, и такой длинный процесс”, — признаётся Артур. Но на деле, говорит он, всё оказалось значительно проще: если чётко знать, чего именно хочешь, и выполнять все инструкции. Их можно найти на официальном сайте Фулбрайта в вашей стране, на который легко выйти через главную страничку программы .

    Этап первый: анкета, сбор документов и выбор университетов

    Артур рассказывает: заполнять анкету нужно онлайн, причём делать это за один раз необязательно — можно просто сохранить результаты и продолжить, например, на следующий день. Кроме личных данных здесь обязательны два эссе, которые должны убедить комиссию в том, что именно вы заслуживаете получить стипендию.

    “Важно не просто иметь желание – вот мол, я хочу поехать учиться и пусть это будут Штаты, потому что там классно и хорошее образование. Нет, так не пойдёт. Ты действительно должен понимать, а почему именно это направление, именно США и именно вот этот конкретный ВУЗ”, — говорит киевлянка Людмила Ломпас, которая закончила Фулбрайт два года назад.

    Она училась в том же университете, что и Артур, на специальности “экономика”. Девушка уверяет: если сбор документов — это технический процесс, то над эссе нужно поработать основательно. Она даже ходила на специальный семинар, который устраивал украинский офис Фулбрайта, где детально разъясняли все требования к аппликантам. Впрочем, найти требования к эссе можно и в интернете .

    “В первом эссе ты описываешь себя и свой, так называемый, жизненный путь. Также объясняешь, почему тебе нужен Фулбрайт. Объём — не больше двух страниц”, — уточняет Артур.

    Во втором — нужно предоставить тему исследования и объяснить, как приобретённые знания помогут твоему профессиональному развитию. “В Украине я изучала банковское дело и точно выбрала направление — монетарная экономика. Всё моё эссе было именно об этом”, — добавляет Людмила.

    Также в анкете нужно будет указать три университета и программы, которые вам интересны. И это, по словам Людмилы, сделать сложнее всего, ведь колледжей в Америке сотни.

    “Нам сказали сразу не смотреть на “Лигу плюща” (ассоциация из восьми частных американских университетов, которые считаются одними из самых престижных в стране — ForumDaily) , а выбирать более скромные ВУЗы. У меня сначала был список из ста, потом из двадцати, в результате, сузила до трёх. На это ушло недели две”, — продолжает девушка.

    Ещё один важный пункт — это рекомендательные письма. Их должно быть три, и обязательно на английском. Ваши рецензенты сами регистрируются на сайте и дают вам характеристику, потому написать лестные слова о себе самостоятельно не получится. “У меня были письма из университета, от работодателя и одно — из внешней организации, с которой я сотрудничал по работе”, — говорит Артур.

    Крайний срок подачи всего пакета документов — 15 мая для россиян и 17 мая — для украинцев .

    Собеседование: “покажите свою дикую заинтересованность”

    Если кандидат проходит на второй уровень, летом ему приходит письмо с приглашением на собеседование. Приезжать на него нужно лично в офис Фулбрайта в вашей стране. Артур знал заранее: собеседование будет на английском. “Я полночи не спал перед этим, думал, как всё пройдёт. Но на самом деле, когда заходишь в аудиторию, время летит незаметно”, — продолжает парень. В комиссии были 10 человек, и каждый задавал вопрос, которые были только по теме исследования, поэтому ответы Артур давал легко.

    “Они хотят видеть, что ты действительно этим болеешь, они заточены на то, чтобы смотреть на реальную мотивацию человека, поэтому вы должны показать свою “дикую” заинтересованность”, — объясняет парень.

    Экзамены TOEFL и GRE: есть несколько попыток, и за экзамены платит программа

    Это третий этап, полуфинал. Тем, кто прошёл через предыдущие два испытания, с конца декабря предстоит сдать тест по английскому языку — TOEFL и обязательный экзамен для поступления в магистратуру — GRE .

    “Тебе говорят, какой минимальный балл ты должен набрать для того, чтобы пройти дальше. Но даже если ты его набираешь, то, скорее всего, тебя отправят сдавать экзамен ещё раз для улучшения результата”, — рассказывает Артур. И, что важно, все попытки оплачиваются из бюджета программы, а не из кармана кандидата.

    TOEFL Артур сдавал три раза, GRE — два, каждая попытка оказывалась лучше предыдущей. На время экзаменов он взял весь свой отпуск и интенсивно готовился. Говорит, с тестом по английскому языку было легче, а вот над GRE пришлось попотеть. “Он состоит и математической части и лингвистической. Я сам гуманитарий и был уверен, что для меня первая будет очень сложной. Но оказалось наоборот. Наиболее тяжёлая часть, причём для всех — словарная, где проверяется знание 4000 тысяч слов, которые даже англоязычные люди не всегда знают и используют”, — говорит парень. Артур каждый раз отправлял результаты в офис Фулбрайта, и когда, наконец, количество баллов всех устроило, этап экзаменов для него окончился.

    Выбор университета и поступление: о Гарварде мечтаем, но смотрим на колледжи поскромнее

    Список желательных университетов каждый кандидат указывает ещё в анкете. Но только на этом этапе к ним начинают присматриваться поконкретнее, чтобы выбрать несколько, в которые будут отправлять документы. “То, что ты победил в Фулбрайте, на данном этапе ещё ничего не означает, потому что тебя ещё не приняли в университет”, — говорит Артур. Представители офиса Фулбрайта вместе с кандидатом решают, куда лучше поступать. И может статься так, что список колледжей, в конечном итоге, будет совершенно иным, нежели в анкете будущего студента. Так, например, было у Людмилы.

    “Тут уже происходит процесс дискуссий – на что соглашается аппликант, и что может предложить программа. Я со всеми возможностями простого поиска в “гугле” точно знала меньше об образовании в США, чем специалисты Фулбрайта. Они чётко рекомендовали мне те университеты и программы, которые могут быть мне интересны”, — рассказывает девушка.

    К тому же, её сразу предупредили — вероятность попадания в университеты “Лиги плюща” очень маленькая, так как обучение в Гарварде или Стенфорде стоит дорого, и за эти деньги программа может отправить учиться двоих студентов в колледжи поскромнее.

    В любом случае, список университетов согласовывается с кандидатом. И часто уже сам колледж может предложить стипендию своему потенциальному студенту. Так, например, случилось с Артуром — он поступил во все три университета, куда подавался, и два из них предложили частично покрыть стоимость обучения. “Для программы это значит экономия средств, на которое они смогут отправить учиться ещё какого-нибудь кандидата”.

    Всё для студента, учёного, исследователя

    “Рай для тех, кто любит учиться”, — так коротко Людмила описывает свою магистратуру в Америке. Говорит, что за два года выучила не только то, за чем ехала, но и намного больше. Возможность ходить на лекции в роли “свободного слушателя”, доступность материалов и университетская жизнь — обо всём этом девушка вспоминает с ностальгией.

    С ней абсолютно согласна Татьяна Ярошенко, вице-президент одного из лучших вузов Украины — Киево-Могилянской академии. Она дважды, как учёный, ездила в Штаты через программу Фулбрайт: писала диссертацию в Йеле и научную монографию в Колумбийском университете.

    “Это не просто исследования в хороших библиотеках. Это переворачивает человека на 360 градусов. Даёт возможность понять свой уровень, сравнить его с уровнем коллег”, — говорит она.

    Сейчас Татьяна — глава благотворительной организации “Украинский фулбрайтовский круг”, которая объединяет всех выпускников программы страны — это более 900 человек.

    “Бывших “фулбрайтовцев” не бывает”, – мы постоянно это повторяем, потому что тот, кто хотя бы один раз стал стипендиатом, делал исследование, работал вместе с коллегами, учился в лучших американских университетах, — непременно сохранит верность этой программе навсегда”, — продолжает она. Цель их организации — поддержка выпускников и общие проекты. Например, сейчас они организовывают летнюю школу для студентов из перенесённых с Востока Украины университетов, которые находились там, где сейчас ведутся боевые действия.

    Татьяна рассказывает: в прошлом году они провели опрос — насколько выпускники довольны программой Фулбрайт. Абсолютно утвердительно ответили 87%, тогда как лишь один процент респондентов были категорически неудовлетворёнными. Преподаватель уверяет: среди фулбрайтовцев нет безработных, а эта стипендия, без преувеличения, меняет жизнь. При этом она настаивает: программа не для гениев, а для людей, которые чётко знают, чему и где хотят научиться.

    “Я — абсолютно обыкновенный среднестатистический человек и могу без преувеличения сказать, что это очень прозрачный и честный конкурс. Получить стипендию реально, всё зависит от амбиций человека. Не нужно бояться”, — рассказывает она.

    С ней согласен и Артур. Говорит, у него никогда не было красного диплома, да и в магистратуру по Фулбрайту он подавался не по своей основной университетской специальности. По первому образованию он — политолог, что очень далеко от альтернативной энергетики, которую он изучает сейчас. Тем не менее, всё получилось. Он уже нашёл себе летнюю стажировку в американской компании и говорит, что университет даёт ему именно те знания, на которые он рассчитывал.

    Первый раз я подала на стипендию Фулбрайта на пятом курсе университета. На тот момент главной моей целью было поехать учиться за границу, а куда именно, по большому счёту, мне было всё равно. На пятом курсе я писала диплом на тему, которая была мне ужасно интересна — «Перевод аудиовизуальных материалов в научной коммуникации с помощью субтитров», поэтому и заявку я подала на направление «Лингвистика». Впрочем, про первую попытку можно покороче — я не прошла даже во второй тур. Несмотря на то, что мои преподаватели из университета, в частности, преподаватель, которая сама получила стипендию и уехала учиться в Германию, говорили, что заявка у меня хорошая и сильная.

    Итак, как вам известно с официального сайта программы для первого тура программы вам необходимо подать определённый список документов, мы остановимся лишь на некоторых из них:

    1) Reference Letters — рекомендательные письма. Рекомендательные письма могут написать ваши преподаватели из университета, чаще всего так и происходит. Некоторые преподаватели, как показывает общая практика, просят написать письмо сами, а потом уже его редактируют, подписывают и отправляют. Очень хорошо, если перед написанием рекомендательного письма, вы познакомите преподавателя с тем, что именно вы хотите изучать, на какую стипендию подаёте и какие у вас планы на будущее. Это поможет написать отзыв, который будет подстроен именно под конкретную заявку, которую вы подаёте сейчас. Конечно, лучше всего обращаться к тем преподавателям, с которыми вы много работали вместе, кто вас хорошо знает не только как студента, но и как личность. У меня одно из рекоментальных писем было написано коллегой по работе. Это ведь тоже взгляд на вас, но с другой, профессиональной, стороны. Думаю, вполне логично просить писать рекомендательные письма заранее, чтобы и вам было спокойнее, и чтобы у тех, кто их пишет, была возможность написать хорошую рекомендацию.

    2) Study/Research Objective — по сути это главная составляющая вашей заявки. В этом эссе вы рассказываете, что именно вы хотите изучать во время своей учёбы в США, чего вы хотите добиться, и зачем вам всё это надо.

    Когда я подавала заявку во второй раз, я подавала на две специальности — «Лингвистика» и «Образование»(речь идёт о программе для магистров). Для каждой дисциплины необходимо подавать отдельный пакет конкурсных документов. Честно говоря, хотя я и интересовалась лингвистикой, я искала те темы исследований, которые сейчас актуальны в США, читала, что именно сейчас изучают, потому что думаю, что в первый раз у меня не было шансов хотя бы потому, что субтитры вообще не изучают в США.

    Я бы посоветовала подумать и поискать информацию о том, есть ли вообще университеты в США, которые могут вам предложить изучать то, что вам интересно. Ведь если таких университетов нет, то и заявка ваша изначально обречена, что вполне логично, не так ли?

    3) Personal Statement — фактически, это эссе, в котором хотят услышать о том, как вы заинтересовались данной темой и почему, чего вы добились в этой сфере. Вот пример моего эссе , когда я не прошла, хотя мне до сих пор кажется, что это вполне приличное Personal Statement.

    Кстати, в Москве в EducationUSA проводят бесплатные семинары о том, как написать мотивационное письмо или другие эссе для поступления в ВУЗы США, подготовиться к сдаче TOEFL или GRE, а также как получить хорошее рекомендательное письмо.

    Перед тем, как писать эссе, подумайте, что вам интересно? О чём вы можете говорить часами? Что вы можете хорошо объяснить другому человеку? Прочитайте свои эссе сами и дайте почитать их другим. Ясно ли, что именно вы хотите изучать? Чувствуется ли, что человек, который написал эти эссе, действительно «болеет» тем, о чём он пишет?