Оптина пустынь шамордино где находится. Женский монастырь Шамордино: где он на карте, как доехать. Здания больницы и трапезной

К азанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Калуга - замечательный город для поездки на выходныеиз Москвы . Ехать недалеко, а впечатлений - море. При этом Калужская область для поездки на 2-3 дня слишком велика и разнообразна. Поэтому если эти благословенные места душевно зацепят, сюда непременно вернешься. Так получилось и у нас. Когда в апреле 2014 года мы уезжали из , то уверенность, что вернемся сюда обязательно, была несомненной. Да, Калугу посмотрели, Полотняный завод, Боровск тоже. Но это далеко не все достопримечательности Калуги и Калужской области, которые стоит увидеть. Скажу больше - в Калугу нас тянуло вернуться без привязки к достопримечательностям. Ну приятно здесь быть, приятно проводить время, отвлекаться от быта и прозы жизни. Интеллигентный, современный, комфортный город.

И вот в августе 2015 года мы отправились в путешествие в Калугу на машине снова. Многое в программу не закладывали, держали в голове самый простой маршрут поездки "Калуга - Оптина пустынь - Шамордино".

По дням программа поездки в Калугу складывалась так:

  • 1 день - дорога до Калуги по трассе М3. Калуга. Размещение в отеле "Бест Вестерн". Ужин в кафе "Сны любимого кота"
  • 2 день - Завтрак в кафе гостиницы. Оптина пустынь. Шамордино. Калуга. Ужин в кафе "Сны любимого кота"
  • 3 день - Завтрак в кафе "8 чашек". Калуга. Дорога домой по трассам М3 и М2

Гостиницу я бронировала еще в феврале. Шикарный отель мировой сети Best Western шел по смешной цене - 2 400 руб. Сразу возникли грандиозные мысли: отличный отель недорого... масса вкусных заведений... почему бы не организовать выезд "Клуба путешественников"? Встретиться, что-то посмотреть вместе, сходить в кафе (ресторанчик). Был брошен клич, но "встречи на Эльбе" не получилось. Видимо время было выбрано не удачно... Но я и сейчас уверена, что для какого-то совместного выезда-встречи Калуга подходит идеально. Ну да ладно. Главное, что наше путешествие в Калугу состоялось. И вышло оно, как всегда, семейным, душевным и теплым.
Представляю вам краткий отчет об этой поездке.

День 1. Дорога до Калуги. Отель Best Western. Кафе "Сны любимого кота"

Навигатор проложил путь в Калугу через Москву. Так и ехали - солнце, счастье, свобода кипели внутри и снаружи.
Радовались тому, что Горьковское шоссе в сторону Москвы было свободно (в обратную сторону наоборот).

Радовались чужому счастью - свадьбе. Роскошное авто, красивые молодожены, свадебный молодежный кортеж.

Радовались тому, как радовались люди вокруг чужому счастью, сигналили, улыбались.

Радовались Москве. Ну как можно на Москву-красавицу смотреть спокойно?







Интересное начало путешествия в Калугу...

Проезжая мимо Красной площади, муж сказал: "Надо приехать сюда погулять, наконец". Вот всегда так - то, что находится рядом, как-то реже посещается.

Москву мы преодолевали долго. Не в центре так на выезде пришлось "потолкаться". Лишь спустя 2 часа с момента старта из дома мы встали на финишную прямую, т.е выехали на трассу М3, и перед нами замаячило заветное слово "Калуга".

Так же как и в прошлый раз над головами садились и взлетали самолеты, летящие во "Внуково" и из него.

Также невыносимо слепило в глаза солнце. Только сейчас оно шпарило со всей мочи. От Москвы до начала Калужской области добрались за час. Все затруднения начались дальше.
Трассу М3 в Калужской области сейчас активно строят. Работы идут, это заметно. Но от этого не легче. На определенной части пути дорога становится двухполосной, и движение очень сильно замедляется.

В общем удивительно - дорога до Калуги была короткой, но долгой. Расстояние в 220 километров мы преодолевали аж 6 часов.

К гостинице подъехали уже утомленными и "поджарившимися".

Об отеле "Бест Вестерн" я расскажу подробно в . Более того - покажу вам видео, которое сняла у нас в номере. Сейчас лишь парочка фотографий и немного текста.
Гостиница оказалась прелестной абсолютно во всем. Не люблю повторяться, но повторюсь - международные сетевые отели это всегда высокий уровень. А европейская отельная сеть "Бест Вестерн" особенно. Лично я сожалею лишь о том, что из 4 000 отелей этой сети в России есть всего... 6.

При заселении администратор сразу сообщила, что нам предоставляют номер более высокой категории, чем было забронировано. Вместо Стандарта - Комфорт за те же деньги.

Номер продуман до всех нюансов и мелочей. Прицепиться вообще не к чему.

Разместились, часик отдохнули с дороги и поехали ужинать.

Готовясь в поездке в Калугу, я накидала себе небольшой список кафе и ресторанов города. В принципе Калуга в плане где поесть немного, но успешно нами была изучена. Но хотелось попробовать что-то новенькое. Этим новеньким стала для нас весьма популярная кофейня "Сны любимого кота", располагающаяся в ТРЦ "Московский".

Надо отметить, в Калуге подобные центры активно используются заведениями общественного питания, причем очень даже приличными, не забегаловками.



Кафе оказалось уютным, дизайн - интересным, с юмором,

цены умеренными,


еда вкусной и разнообразной. Супы, горячее...

Когда вышли из кафе, уже стемнело. Предприняли попытку прогуляться по парку Циолковского. Но попытка провалилась. Парк освещался частично. Там, где фонари не горели, стоял полный мрак. Гулять было абсолютно не комфортно.

Поэтому на этот день программа была завершена, и мы вернулись в гостиницу.

День 2. Оптина пустынь. Шамордино

​После завтрака быстро собрались и вышли из гостиницы. В этот день мы ехали в Оптину пустынь, место, где сама я была раза три, а муж с дочкой еще никогда.

С погодой опять повезло. Светило солнце, было очень тепло.
Калуга потрясающе зеленый город!

Так случайно совпало, что этот субботний день был Днем города Калуги. Мы заметили, что Калуга нас любит и всегда встречает праздниками. Удивительно и приятно. В прошлый раз это был . Отметить День космонавтики в ее "колыбели" не менее почетно, а может даже более, чем в нашем космическом Звёздном городке.


То, что мы попадаем в Калуге на День города я узнала накануне поездки. Вдохновилась невероятно! Оказалось, что программа праздника подготовлена большая и интересная. Очень хотелось поучаствовать, но муж сказал: "Оптина пустынь!". Переставлять местами Калугу и Оптину было не правильно. На следующий день возвращаться домой из Оптины было бы слишком далеко и утомительно.
Возникла мысль остаться в Калуге еще на сутки. Но в таком случае нам нужен был поздний выезд из гостиницы, часа в 4 дня. Муж бы работал, а мы с дочкой гуляли по Калуге. Но услуга "поздний выезд" оказалась в "Бест Вестерне" дороговатой. За пребывание в отеле до 18.00 доплата за половину суток. Платить 1 200 руб. за 4 нужных нам часа, а все вместе 3 200 руб. - показалось лишней тратой денег.
Так что в Оптину пустынь ехали в субботу, как и было запланировано. По сути это святое место было главным, что мы хотели посмотреть в эту поездку. Все остальное - просто приятная прогулка в объятиях душевного города.
От Калуги до Оптиной пустыни всего 79 километров. Не заметили, как уже на горизонте показалось земля обетованная, и засверкали кресты на куполах церквей.






Машину поставили на огромной парковке и отправились в монастырь.




К посещению таких мест, как Оптина пустынь, даже я подхожу серьезно. Юбка и платок обязательны.


За прошедшие годы, что я тут не была (а это примерно лет восемь), в Оптиной почти ничего не изменилось. И я рассматриваю это как плюс. Побаивалась, что атмосфера изменилась, что того чувства благодати, которое раньше здесь испытывала, не испытаю. Рада, что страхи оказались беспочвенны.
Мы застали здесь достаточно много народа, много экскурсионных групп. Но я помню времена, когда людей было значительно больше. Поэтому в этом плане меня ничего не напрягало.


В обители по прежнему очень много цветов и очень ухоженная территория в целом.


Нам удалось зайти в четыре храма и даже поснимать в трех из них. Вообще фотосъемка в храмах Оптиной пустыни запрещена , но мне было надо , поэтому несколько кадров я сделала, чтобы показать их тем, кто не может лично приехать сюда.
Храм в честь Преображения Господня. Новый храм. Построен в 2007 г. Эту церковь я увидела и посетила впервые.




Храм в честь Казанской иконы Божией Матери - самый большой храм обители. Построен в 1811 г.









За Введенским собором располагается храм в честь преподобной Марии Египетской, построенный в 1858 году. Очень гармоничный. Внутрь не заходили, читала, что он реставрируется. Внешне выглядит уже полностью отреставрированным.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен в 1998 г.

Часовня Воскресения Христова. Построена на месте погребения убиенных оптинских братьев - иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Построена в 2008 г. Именно в это место я очень хотела попасть.

Раньше здесь не было часовни, были просто могилы трех оптинских монахов, погибших от руки то ли сатаниста, то ли душевнобольного в Оптиной пустыни в пасхальную ночь 18 апреля 1993 г . Именно к этому месту ехали (и до сих пор едут) люди с просьбами и молитвами о самом сокровенном, потому что могилы эти чудотворны.

Сюда, к трем крестам, трем могилам несли и несут до сих пор свои записочки люди, и пожелания из этих записочек исполняются. Исцеление , обретение любви, семьи, детей - вот о чем чаще всего просят люди и что получают. Когда-то точно также делала и я... И Оптина пустынь не подвела, ответила... Поэтому так хотелось мне придти на это особое место, благодатное место, сказать "Спасибо...".

Мне из этой часовни даже не хотелось уходить. Светлое место...
Перед выходом с территории монастыря мы зашли в церковную лавку, где купили два платка.

Вдоль южной стены монастыря

дошли до ограды, где висит схема прохода к Иоанно-Предтеченскому скиту. 200 метров до скита, конечно, не 200 метров, но идти недалеко по лесной тропинке.

Вдоль пути растут вот такие вековые сосны. К одной из них протоптана тропка. Видимо дерево особое...





Около скита стоит Амвросиевский колодец с целебной водой.

Ворота в скит закрыты. Мы даже не порывались сюда заходить. Видели, как через черную металлическую дверь на территорию проходят молодые люди в гражданской одежде. Перед тем, как зайти, каждый из них целовал икону, что расположена на белой башенке ограды.

Ну а мы уже прощались с Оптиной. Пора было ехать дальше, в Шамордино.



На дорожку купили себе две бутылки кваса и пирожков с капустой, чечевицей и картошкой.

Теплыми были только те, что с капустой. Остальные как из холодильника, ледяные, твердые.

Вообще пирожки не вкусные. С такой невкусной монастырской едой мы сталкивались до этого момента лишь однажды - в Дивеево. Обычно же все наоборот - язык проглотишь. Таких мест как раз могу вспомнить десятки.

Не могли не заехать в Козельск, рядом с которым располагается Оптина пустынь. Покатались по улицам. В целом ничего особо примечательного. Посмотрели и отправились дальше.

По дороге из Оптиной пустыни в Калугу есть лишь одно место, откуда открывается потрясающий вид на обитель. Да, далеко. Только телевиком и при большом приближении можно с дороги снять вот такой вид.

От Оптиной пустыни до Шамордино 30 километров езды. Рукой подать от одного особенного святого места до другого.

Оптину и Шамордино обычно посещают в один день и почему-то постоянно сравнивают. Неоднократно слышала. Сравнивают атмосферу, архитектуру, общие впечатления. Раньше "перевешивала" чаще Оптина пустынь. Теперь - Шамордино.
​Первая обитель - мужской монастырь, более суровый, сдержанный, что ли. Вторая - женский, более изящная, маленькая, уютная обитель . Летом обе утопают в зелени и цветах. На моей памяти это самые "цветочные" монастыри. Не стала бы я их сравнивать в любом случае.
Шамордино действительно производит впечатление. Даже на сдержанных по своей сути мужчин. Красивая архитектура, спокойная аура. Здесь приятно находиться. Если бы не усталость от жары, провела бы я тут больше времени.












После Шамордино мы вернулись в Калугу.

Времени было уже половина седьмого. Но надежды поучаствовать в праздничных мероприятиях ко Дню города еще оставались.

У Памятника в честь 600-летия Калуги собралось огромное количество народа.

Но мы первым делом ехали в гостиницу. Надо было отдохнуть, переодеться и отправляться ужинать.

Есть мы опять отправились в ТРЦ "Московский". Но в этот раз планы были не на "Сны любимого кота", а на паб "Овертайм", который располагается в том же центре и на том же этаже. К сожалению, паб оказался закрыт на ремонт, о чем сообщало нам объявление на дверях заведения. Мы были страшно разочарованы. Ехать в другое место было поздно - половина девятого. Опять пошли в "Кота". Все было опять вкусно, но разведать что-то новое или "проинспектировать" "старые" полюбившиеся места было бы все же лучше.





День города Калуги закончился для нас на Театральной площади, где проходило аж два концерта - в сквере за Драмтеатром







и на Театральной площади перед Драмтеатром. Одна "тусовка" была камерная, другая - масштабная.






Погуляли, послушали музыку, отправились на Театральную улицу - местный Арбат -

поздороваться с Циолковским. Так же, как и Константин Эдуардович Циолковский, мой Константин Эдуардович с надеждой вглядывался в небо, ждал звуки салюта.

Но всё было тихо. Решили, что салют мы пропустили пока ужинали в кафе. Поколесили по абсолютно темной Калуге и отправились в гостиницу отдыхать. Приехали, паркуемся и вдруг услышали знакомые звуки. Муж изворчался весь, будто я виновата, что мы салют пропустили. А мне, если честно, невдомек зачем устраивать праздничный фейерверк в 23.00, если небо черное уже в 21 час и огромная масса народа (в том числе с маленькими детьми) ждет именно салют? К тому же в программе праздника фейерверк был назначен на 22.00 и 22.30.
В общем, ко Дню города мы хоть и прикоснулись, но в полной мере не прочувствовали его. Не подумайте, что мы являемся большими любителями подобных мероприятий. Даже маленькими любителями не являемся. Никогда не ходим ни в Москве, ни в Звездном городке на массовые мероприятия. Но это города, которые мы знаем. А вот для того, чтобы узнать чужой город, хороши все способы. Посещение праздничных мероприятий помогает в знакомстве с городом и его жителями существенно.

День 3. Калуга. Дорога домой

Когда я собиралась в Калугу, я точно знала, что хочу здесь делать. Это редчайший случай для меня.
Т.к. город мы уже знали, главные достопримечательности Калуги видели, хотелось скорее не смотреть их повторно, а посмотреть под другим углом, посмотреть на предмет изменений.
Годом ранее мы были свидетелями того, как в торжественной обстановке был заложен камень в честь открытия второй очереди Музея космонавтики. Я хотела сходить к Музею космонавтики и посмотреть, как идет строительство.
Читала в СМИ, что Гостиный Двор в Калуге прошел реконструкцию и должен открыться 22 августа 2015 г. в День города. Надо было оценить изменения.
Опять же в прошлую поездку нам очень понравился парк культуры и отдыха. Но насладиться им в полной мере мы не могли. Ранняя весна, неработающие фонтаны, отсутствие зелени. А какой этот парк летом? Это было интересно увидеть, поэтому и прогулка по парку стояла в планах.
Много слышала про старую Калугу, деревянную Калугу. Конечно хотелось посмотреть старинные улицы и улочки лично. Например, Воскресенскую, Смоленскую, Ленина.
Почти все из вышеперечисленного нам удалось сделать. Но не всё. Не сходили в Калужский музей изобразительных искусств, не посмотрели интерьер и росписи Троицкого собора, не дошли и до ансамбля Гостиного двора. Ну ничего страшного, будет повод вернуться в Калугу снова.

Ну а сейчас фотографии третьего дня нашей поездки в Калугу.
Утром собираем вещи и с сожалением покидаем роскошный "Бест Вестерн".




Для завтрака мы выбрали кафе "8 чашек" (ул. Плеханова, 48/8, Калуга), которое невероятно полюбилось нам еще в прошлом году. Это безобразие, но отдельный пост об этом заведении я так и не написала, руки не дошли. Лишь упоминала о нем в обзорных постах , и . А теперь даже использовать прежние фотографии могу лишь в качестве сравнения. В "8 чашках" прошел грандиозный ремонт, заведение просто не узнать. Но кухня и обслуживание все так же замечательны.

На месте бывшей сцены сделали детскую игровую комнату. Еле вытащили потом Софи отсюда.





После завтрака первым делом едем

к . Второй раз мы сюда не пошли (слишком мало времени прошло с нашего посещения), а вот погулять в парке Циолковского и посмотреть достопримечательности и жизнь вокруг - с удовольствием.

Памятник Юрию Гагарину. Молодому Гагарину. Замечательный памятник, добрый, вдохновенный. Не устанешь смотреть и проникаться.

Монастырь в Шамордино официально называется «Казанская Амвросиевская пустынь - ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви».

Монастырь действующий. Сейчас в нем проживает более ста монахинь и послушниц, в храмах проводятся все виды богослужений и требы: крещения, венчания, молебны за здравие, за упокой и так далее; работает воскресная школа.

Месторасположение монастыря

Шамордино находится на расстоянии 220 км от г. Москва, 14 км от Козельска и от Оптиной пустыни в 12 км, его географические координаты: 540 09′ 36″ с. ш. и 350 52’05″ в. д.

Шамордино на карте:

Для того чтобы доехать до Шамордино на личном транспорте из Москвы, надо ехать по трассе М3 до поворота на г. Калуга, затем по Р93, уйти с нее на Р92 и ехать, до деревни Каменка, свернуть направо, к деревне Шамордино, а далее до женского монастыря, купола видны издалека.

Доехать до Шамордино на общественном транспорте из г. Москва можно следующим образом:

  • на электричке до г. Калуга, затем от автовокзала на любом автобусе, идущем в сторону Козельска, Сосенского, Хвастовичей или Ульяново; доехать до поселка Каменка, дальше на автобусе или на такси до деревни Шамордино, а дальше 1 км пешком до монастыря;
  • от метро «Теплый стан» до Каменки на автобусе, идущем в сторону Козельска, Хвастовичей или Сосенского.

При посещении монастыря правильно необходимо выглядеть соответствующим образом:

Мужчины - брюки с длинными штанинами и сорочки с длинными рукавами или костюмы;

Женщины - головы покрыты, платья с длинными рукавами и юбки - ниже колена.

Во время нахождения на территории обители нельзя делать следующие вещи:

  • курить и распивать спиртное;
  • слушать музыку;
  • входить в монашеские корпуса;
  • фотографировать и проводить видеосъемки как в храмах, так и в других помещениях комплекса;
  • без надобности заговаривать с монахинями или отвлекать их от дел праздными разговорами;
  • фотографировать монахинь или просить сфотографироваться с ними.

Где можно поесть и переночевать:

Немного истории существования

В самом начале своего существования монастырь в селе Шамордино был определен Святейшим Синодом, как «Казанская женская община». Этот было в 1884 году. Располагалась община в имении Ключаревой, умершей вдовы надворного советника. Она была благочестивой и добродетельной: покровительствовала нескольким сиротам и престарелым бедным вдовам. Она приняла постриг и пожертвовала все свое состояние на создание женской монашеской общины.

Настоятельницей строящейся общины была назначена София Михайловна Болотова по рекомендации своего духовника преподобного Амвросия Оптинского.

Схимонахиня София

Преподобный Амвросий Оптинский

Монастырь в Шамордино создавался с начала 1884-го года. В общей сложности на создание всего монастырского комплекса ушло 7 лет: с 1884 г. по 1901 г. Финансирование строительства монастыря осуществлялось московским купцом Сергеем Васильевичем Перловым, а затем его женой Анной Яковлевной Перловой, которые были благотворителями монастыря. Помимо основных храмов монастырского комплекса, ими были построены и оборудованы типография и мастерские.

Супруги любили эту местность, эту обитель. Здесь же они построили для себя дом и приезжали сюда из Москвы. По завещанию купца, его похоронили при обители. А его жена, овдовев, подолгу жила в своем монастырском доме с детьми и внуками. Позже она приняла постриг и получила имя Амвросия.

Сергей Васильевич Перлов

Анна Яковлевна Перлова

В 1916 году под наставничеством игуменьи Валентины в монастыре проживало почти 700 монахинь и послушниц. Но уже в 1917 году после революции монастырь закрыли, купола разрушили, колокола и кресты отправили на переплавку, всю монастырскую ценную утварь разграбили, земельные угодья национализировали. Монастырь стал называться сельскохозяйственной артелью, а монахини и послушницы, которым еще было позволено жить в обители, вплоть до 1923 года, назывались членами этой сельскохозяйственной артели. В 1923 году артель распустили, а многих монахинь постигла печальная участь.

За все прошедшие смутные для православия годы - революции, Гражданской войны, советской власти, включая Великую Отечественную войну — монастырь методично разрушался, а помещения осквернялись: в них организовывались то склады, то гаражи, то еще что-то, не подобающее святому месту. Так продолжалось до 1990-х годов, когда потихоньку начали возрождать комплекс монастыря.

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле - «неорусской» стилистической ориентации русского стиля - из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы - первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру - Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» - 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Святые источники

В окрестностях Шамордино всегда били большие и малые родники с чистой питьевой водой. Несколько родников было и на территории женского монастыря, которые обладали целебными свойствами; монахини заботились о чистоте родников. После упразднения монастыря родники засорились, заболотились, некоторые высохли.

В настоящее время действуют два источника: «Живоносный источник», недалеко от Троицкой церкви, и «Казанский источник», недалеко от Казанского собора.

Источники освящены, вода пригодна для питья и омовений.

«Живоносный источник»

«Казанский источник»






Покажу два известнейших монастыря, расположенных в окрестностях города: Введенскую Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую пустынь в деревне Шамордино. Первый известен на всю страну и притягивает тысячи паломников. Слава второго чуть меньше, но в списке достопримечательностей Калужской области он неизменно входит в первую десятку. Два монастыря при этом абсолютно друг на друга не похожи. Я бы сказал, атмосфера в них диаметрально противоположная. О сияющей и величавой Оптиной пустыни и тихом и уютном Шамордино я и предлагаю сегодня поговорить.

1. Сразу оговорюсь, что рассказ совершается от лица человека, крайне далёкого от религии. Я люблю изучать храмы и монастыри, равно как и мечети с синагогами, как часть культуры и истории тех или иных мест. В вопросах же богословия и веры не разбираюсь, поэтому постараюсь их касаться по минимуму, просто описывая увиденное. Вполне возможно, что допущу какие-то неточности, но это без злого умысла.
От парковки к Святым Вратам дорога проходит между двумя линиями однотипных гостевых домов для паломников:

2. Если вдруг кто ещё не знает: по легенде обитель здесь в конце XIV-го века основал раскаявшийся разбойник, известный под именем Опта. В дальнейшем она стала пристанищем для старцев, пару раз ещё до советских лет закрывалась и вновь возрождалась. Расцвет монастыря и постройка большей части его сохранившихся до сегодняшнего дня зданий пришлись на начало XIX-го века. При СССР в стенах Оптиной пустыни побывали дом отдыха и два концлагеря. Про постсоветский период в жизни монастыря можно смело сказать, что это период второго его расцвета.

3. За территорией монастыря, ближе к парковке, - бойкая торговля с лотков, даже в морозный февральский денёк. Продают и сувениры, и церковные принадлежности. Но главным открытием для меня стала "Бобровая струя", о продаже которой большими буквами извещал чуть ли не каждый ларёк. Это секреторное вещество, добываемое из желёз бобров. Получить его можно, только убив животное. Используется больше в парфюмерии, но существует и ограниченное применение в медицине, а также изготовление настоек на его основе. Само собой, в "народной" медицине бобровая струя представлена куда шире. Несмотря на приписываемую ей в интернете популярность в России, упоминания о ней, а уж тем более продажу, я видел здесь в первый и в последний раз в жизни.
Ещё не зайдя внутрь видим первую церковь. Храм Всех Святых находится за пределами монастырской ограды. Построен в 2003-м на месте разрушенной кладбищенской церкви XIX-го века:

4. В Оптиной пустыни чувствуешь себя слегка скованно. Монастырь мало похож на тихое удалённое от людей место умиротворения молящихся старцев. Вероятных причин тому множество. Угрюмые охранники на входе в чоповской форме, которых в монастыре ожидаешь увидеть меньше всего. Дорогие машины, в том числе на территории. Деловитые служители, на ходу разговаривающие по мобильникам. Толпы торопливых людей и очереди, словно в каком-нибудь ФМС. Монастырская трапезная с ассортиментом хорошего кафе и мини-маркета. Общая вылощенность и какой-то пафос вокруг, примерно как в Иверском монастыре . Ощущения от нахождения в Оптиной пустыни были скорее нервозными. Никакого умиротворения в душе и близко не появилось.

5. Тропа паломников в Оптину пустынь, кроме шуток, не зарастает. Людей очень много, притом абсолютно разных. Семьи с детьми, серьёзные богатые дядьки, старухи с клюками, словно сошедшие со страниц Достоевского. Видели, как в монастырь под руку ведут совсем немощных стариков. Как я уже говорил, на территории люди суетятся, что-то организовывают, занимают очереди. Видимо, к каким-то святыням. Столкновение всех этих абсолютно разных людей в монастыре подчас происходит не совсем гладко. Навстречу маме с девочкой лет девяти, уже за пределами монастырских стен, прошла скрюченная старуха, с головы до ног завёрнутая в какие-то чёрные платки. На девочке была модная нынче шапка с кошачьими ушами. "Всю страну в рога одели!" - прошипела старуха. Блин, сколько же кругом людей с абсолютно иным мышлением...

6. Введенский собор, главный в монастыре. Построен в 1771-м:


7. Часть территории монастыря закрыта для мирских. Хотя кого-то, показалось, пропускают. За воротами видна трапезная 1858-го года:

8. Рядом - храм Марии Египетской, построенный в 1824-м как трапезная:

9. В Козельском районе есть ещё как минимум один заметный монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, но туда я не доехал. Он самый молодой из всех трёх: основан в 2001-м, на месте, куда в 20-е годы переселились монахи закрытой Оптиной пустыни.
Церковь Иллариона Великого в здании монастырской больницы 1874-го года. Сейчас в ней обустроена гостиница для паломниц:

10. Один из келейных корпусов:


11. Владимирский храм-усыпальница, в котором хранятся мощи оптинских старцев. Построен в 1998-м на месте разрушенного предшественника:

12. Казанский храм (1805-1811) - самый большой в Оптиной пустыни:

13. Преображенский храм (2007). Ранее на его месте церквей не было:

14. Воскресенская часовня, построенная в 2008-м на месте захоронения монахов, убитых на пасху в 1993-м году, предположительно сатанистами:

15. За рощей, примерно в пятистах метрах от монастырской стены, расположен скит Иоанна Предтечи. Он был основан в 1821-м году. Здесь проживали отшельники - те самые Оптинские старцы. Во многом именно скит, а не сам монастырь, принёс Оптиной пустыни всероссийскую известность. Для мирских скит открывается только дважды в году - по престольным праздникам. Хоть до монастыря здесь совсем близко, никакой суеты и напряжённости тут уже нет. Место спокойное и располагающее к думам. У стен скита уже легко верится, что здесь течёт какая-то совершенно непривычная нам духовная жизнь. А всего-то нужно посторонних прогнать...
В скиту в обычный день можно увидеть только надвратную колокольню:

16. Да церковь Льва Катанского, вплотную примыкающую к ограде:

17. Шамординский монастырь (официально - Казанская Амвросиевская пустынь) гораздо спокойнее и тише Оптиной пустыни. Расположен он всего в 12-и километрах от Козельска, на высоком берегу реки Серены. Я побывал тут дважды - в феврале в будний день и в апреле в выходной. Конечно, весенней субботой здесь было более людно, но всё равно очень умиротворённо.

18. Шамординский женский монастырь был основан в конце XIX-го века, при поддержке монахов всё той же Оптиной пустыни. Изначально это была просто монашеская община. Статус монастыря она получила в 1901-м году. Примерно в те же годы было создано большинство построек обители. Они выполнены из красного кирпича примерно в одном стиле, благодаря чему ансамбль выглядит стильным, единым и немного непривычным.
Церковь Амвросия Оптинского - первый в России храм во имя старца:

19. В феврале здесь вообще не было ни души. Неспешно бродя вдоль вековых стен, я слышал только шелест деревьев и вороний гвалт. Мысли лезут в голову совершенно другие, нежели в Оптиной пустыни. Здесь и неверующий человек невольно задумается о вечном. Громада главного монастырского собора Казанской иконы Божией Матери не давит, а скорее наоборот создаёт определённый уют.

20. Теперь весенние фотографии. Трапезная и водонапорная башня:

21. Создано всё это было не без помощи богатых и влиятельных покровителей своего времени. Земля была пожертвована монастырю местными помещиками, а деньги на постройку всего этого кирпичного великолепия выделил московский купец С.В. Перлов. На территории монастыря был построен также его персональный дом, где он останавливался с семьёй во время визитов в обитель. Похоронен он здесь же. Его бывший дом - настоящий сказочный терем, украшающий территорию не меньше соборов:

22. Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и здание богадельни. Что любопытно, после 91-го года зданию вернули его былое назначение, и сегодня в нём действующая богадельня:

23. Больничный корпус и церковные мастерские:

24. Внизу, близ русла реки, расположено несколько святых источников. Лестница к ним ведёт достаточно крутая и длинная. Весной я два раза подряд спустился и поднялся по ней, но ничего не сфотографировал, кроме этого пейзажа типично калужской природы:

Какими бы разными ни были эти монастыри, внимания они оба заслуживают в равной степени. Козельский район, как видно, притягивает множество паломников и просто верующих. Не удивлюсь, если в числе всех гостей района они составляют большинство. В следующем рассказе, не выезжая за пределы Козельского района, от вопросов веры и религии уйдём в совершенно иную область - горную промышленность и приборостроение. С известнейшими монастырями соседствует малоизвестный позднесоветский город Сосенский, при всей своей короткой истории и скромности умудрившийся впитать в себя атмосферу двух разных ипостасей - наукограда и шахтёрского городка.