История Санта Клауса. Кто такой Санта Клаус? Прoисхождение и лeгенда о Санте

На вопрос, где живет Санта Клаус, каждый из нас ответит, что живет он в Лапландии. Эта сказочная загадочная страна известна нам с детства. Существует ли Лапландия в реальности?

Лапландия существует, но не как отдельная страна, а как этническая территория за Полярным кругом, захватывающая крайние северные территории таких стран, как Финляндия, Швеция, Норвегия и Россия. В этом удивительном северном крае, кроме обычных четырех времен года, существует таинственное время полночных сумерек, когда солнце не поднимается выше линии горизонта. Это время необыкновенных красок и покоя длится с декабря по январь.

В финской Лапландии есть гора Корватунтури, на которой в компании трудолюбивых гномов и живет Санта Клаус. Очертания горы очень напоминают заячьи ушки, отсюда и ее название, в переводе означающее "гора-ухо".
С некоторых пор, Санта Клаус перебрался в окрестности столицы финской Лапландии город Рованиеми. Ежедневно он спускается с горы Корвантури в свой офис, который находится в Рованиеми. Официально офис открылся в 1985 году, но еще раньше, в 1950 году на его месте была построена хижина, которую позже преобразовали в офис. Вокруг жилища Санта Клауса разрослась целая деревня с парком развлечений, мастерскими, кукольным театром, торговым центром и главным почтовым отделением, на которое приходят многочисленные письма от мальчишек и девчонок со всей планеты. В письмах ребятишки просят Санту исполнить их самые заветные мечты.

В офисе Санта Клауса всегда весело, отовсюду слышна разноязычная речь гостей, приезжающих сюда со всего мира. Рождественская атмосфера присутствует здесь круглогодично. В резиденции Санта Клауса проходят рождественские представления, в которых участвуют гномы и эльфы, круглогодичный кукольный театр, международные концерты и еще множество различных интересных мероприятий. Мастерская и офис Санты в Рованиеми становятся незабываемым местом встречи многочисленных рождественских друзей и посланцев доброй воли со всего мира.

В 1998 году здесь, в глубине пещеры Сювясенваара, был построен развлекательный тематический центр Санта-Парк. Круглогодичная рождественская атмосфера, присутствующая в парке, дарит гостям встречу с детством и сказкой. В парке четыре главных аттракциона и множество других развлечений. Среди аттракционов, магическая поездка на санях, вертолеты Санта Клауса, карусель и др. В мультивидеоцентре зрители увидят мчащегося по звездному небу Санта Клауса на оленях.

Санта Клаус живет в Рованиеми и является главной достопримечательностью не только этого города, но и всей Лапландии.

Знаете ли вы, где живет Санта? О том, что резиденция Деда Мороза находится в Великом Устюге, в России давно известно, но не каждый россиянин знает, где искать его заграничного «брата». Многие, конечно, слышали о том, что дом Санта Клауса находится в Лапландии, но вот вопрос: где она, эта самая Лапландия и существует ли такая страна на самом деле?

Где находится деревня Санта Клауса?

На самом деле, Лапландия действительно существует, но это не отдельная страна, а всего лишь территория, расположенная за Полярным кругом и включающая в себя части России, Финляндии, Норвегии и Швеции. Славится этот северный край тем, что помимо привычных времен года там есть период, называемый «полуночные сумерки». Солнце, не поднимающееся выше горизонта, создает невероятный мир покоя и необычных красок.

Лапландия – родина Санта Клауса, именно там, на финской части расположена гора Корватунтури, скрытая от людских глаз и ушей безлюдными снежными просторами. Формой гора похожа на ухо, существует легенда, что именно поэтому Санта может услышать желания всех детей в мире.

Учитывая, что до жилища Санты дорогу знают только его помощники-гномы и олени, людям сложно его найти. Поэтому недалеко от труднодоступной горы расположилась деревня Санта Клауса, где его можно встретить практически в любой день. Деревня Санта Клауса в Кухмо – своеобразный офис главного новогоднего героя. Помимо возможности увидеть Санту и шепнуть ему на ухо свое желание, вы сможете посетить парк развлечений, главпочтамт, куда приходят письма с желаниями со всех уголков света, посмотреть, как работают гномы и увидеть много других интересных мест. Например, с центральной почты деревни можно отправить письма и посылки родным и друзьям, примечательно то, что на ваших отправлениях будет стоять особенная печать отделения почты Полярного круга.

Всего в двух километрах от деревни имеется огромный Санта-парк развлечений, представляющий собой пещеру в горе, которая демонстрирует посетителям, как выглядит дом Санта Клауса изнутри. Кроме того, на территории деревни можно познакомиться с гномами, узнать об их работе и посмотреть на нее со стороны.

Деревня Санты – отличное место для приобретения новогодних или рождественских подарков, здесь вы найдете невероятное множество маленьких лавок, в которых можно найти разнообразные сувениры ручной работы, красивые безделушки, соответствующие общей тематике деревни.

Новогодние каникулы

Теперь, когда вы знаете, где в Финляндии живет Санта Клаус, наверняка для зимних каникул станет актуальной идея посетить именно эту страну. Витающий в воздухе дух волшебства, заснеженные пейзажи невероятной красоты, множество развлечений и мероприятий сделают празднование Нового года ярким и запоминающимся. Дети смогут не только узнать, как живет Санта, но и познакомиться с его помощниками: эльфами, гномами и оленями, запряженными в волшебные сани новогоднего деда.

Туристические агентства, предлагающие зимние туры в Финляндию, не только предлагают комфортные условия путешествия и пребывания в другой стране, но и познакомят вас с программой мероприятий, благо в новогоднюю пору деревня предлагает широчайший выбор развлечений на любой вкус. С деревней Санты сотрудничают транспортные компании, облегчающие перемещение по окрестностям, телевидение и радиовещание, большое количество отелей с разными ценами и услугами, а кроме того, ближайший аэропорт даже назван в честь Санты, ведь именно в нем зимой приземляется огромное множество самолетов с туристами, стремящимися встретить Санту, на борту.

В Дании его зовут Синтерклаас, в Германии - Рождественский Дед, в России его имя Дед Мороз. У этого персонажа много имен и множество стран утверждают, что именно их территория является родиной Санта-Клауса или Деда Мороза. Однако одна из стран претендентов недавно стала на шаг ближе к праву называться родиной любимого рождественского персонажа.

Кто такой Санта?

Святой Николай - щедрый святой раннего христианства считается прототипом Санты. По свидетельствам историков и представителей церкви, он был церковным руководителем в небольшом римском городке, расположенном на территории современной Турции.

Место его захоронения до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным, он погребен в Италии, а по другим - в Ирландии. В октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили гробницу в фундаменте церкви Святого Николая в провинции Анталия, неподалеку от того места, где в IV веке стоял город Мира, тот самый, в котором служил Святой Николай. Археологи сразу же выдвинули предположение, что гробница принадлежит Николаю Чудотворцу.

Если Турции удастся получить звание родины Санта-Клауса, на карте любителей Рождества может появиться новое место. Однако в спор за Санту готова вступить его «вторая родина».

Финский Санта

Если вы спросите любого финна, где, по его мнению, живет Санта-Клаус, он без тени сомнения ответит вам, что Санта родом из Лапландии и живет среди холмов Корватунтури.

Эти холмы, а точнее трехглавая сопка, почти всегда покрыты снегом и являются домом для кочующих северных оленей. Именно там, как уверены финны, и сокрыта секретная мастерская Санта-Клауса. И, несмотря на то что это место связали с Сантой лишь в начале ХХ века, финская рождественская традиция намного старше.

Традиция и фольклор

До того как христианство пришло в эту северную страну, финны праздновали Йоль - праздник зимнего солнцестояния, популярный среди германских племен. В день Святого Кнута, 13 января, который до сих пор считается в скандинавских странах концом зимних праздников, особенные «демоны» по имени Нуттипукки («козлы святого Кнута»), одетые в маски из березовой коры и меховые шубы, стучали в дома и требовали подарков и праздничной еды.

Когда на смену терроризирующим демонам пришел щедрый Святой Николаус, его образ смешался с традиционным, и финского Санту стали звать Йоулупукки («козел Йоля, или Рождества»).

Йоулупукки, одетый в красную одежду, стучит в дверь вечером и спрашивает, есть ли в доме послушные дети. Если дети есть, он дарит им подарки и уходит.

В ноябре 2017 года финское министерство культуры и образования признало эту рождественскую традицию живым наследием государства. ЮНЕСКО согласилось с решением. И пусть фактически ЮНЕСКО не сможет признать Санта-Клауса за Финляндией, все равно признание своих древних традиций является для Финляндии важным достижением.

Рождественский дух

Так зачем же сражаться за признание Санта-Клауса соотечественникам? Хотя, правильнее всего спросить, почему не все страны мира пытаются сделать этого персонажа своим достоянием? В конце концов, Санта-Клаус олицетворяет собой дух Рождества - веселый, дружелюбный, щедрый и миролюбивый персонаж, всеми силами стремящийся зажечь в детях огонь добра и радости. И пусть скептики считают его лишь коммерческим трюком, направленным на то, чтобы заставить нас потратить больше денег, нельзя не согласиться с тем, что без Санты нет духа Рождества.

Туризм

Кроме того, дом Санты привлекает немало туристов. Согласно статистическим данным, визиты в Лапландию в этом году увеличились на 18%. Конечно, люди приезжают не только ради Санта-Клауса, но и ради северного сияния, снежных красот Лапландии и лыжного курорта Рованиеми, однако дом Санты все равно остается одной из главных достопримечательностей региона.

Если Святой Николай действительно окажется родом из Анталии, Турции все равно придется уступить Финляндии, у которой есть не только свой Санта, но и идеальный зимний пейзаж, который его окружает, - снег, северные олени и полярное сияние. С этим не поспорить даже пляжам Анталии.

Кажется, что добрый старый Санта-Клаус, дарящий хорошим ребятишкам подарки и исполняющий их желания, существует с глубокой древности.

На самом деле это не совсем так - прародитель этого сказочного персонажа действительно реально существовал в древности, но известный нам в его нынешнем облике Санта-Клаус «родился» по меркам исторической науки недавно - не более 200 лет назад.

Добрый дедушка дважды переплыл океан, прежде чем стал знаменит во всем мире. Реальный прототип Санта-Клауса - святой Николай, реальный персонаж, живший в Малой Азии во времена Рима и ставший впоследствии архиепископом города Мир Ликийских в римской провинции Ликия.

Будучи родом из семьи богатых христиан, Николай полностью посвятил себя служению богу и отдал свое наследство церкви. В православной традиции он считается Николаем Чудотворцем, покровителем путешественников и мореплавателей, благодетелем, дарящим подарки детям.

Нам он хорошо известен по празднику Николы Зимнего 19 декабря, когда послушные детки находят под подушкой подарки от святого Николая.

В католичестве распространена легенда о трех сестрах-бесприданницах, которые не могли выйти замуж из-за бедности и единственный путь им был в притон - продаваться за деньги. О такой ситуации узнал святой Николай и тайно подбросил мешочек с золотыми монетами двум старшим сестрам.

Об этом узнал их отец и решил выследить дарителя. Святитель узнал о коварном плане и бросил мешок с деньгами в дымоход. Сверток благополучно приземлился в чулок младшей дочери, сушившийся у огня. Именно этот эпизод лег в традиционное представление о Санта-Клаусе, приносящем в Рождественскую ночь подарки через дымоход и прячущемся от людей.

Легенда эта была очень популярна в Нидерландах и вместе с голландскими переселенцами переплыла Атлантический океан в первый раз. Основанный эмигрантами из Голландии Новый Амстердам через некоторое время стал Нью-Йорком, а добрый дедушка из сказок Старого Света прижился в другом обществе и оброс уже свежими легендами и мифами.

Это особенно интересно по той причине, что пуританская Новая Англия не отмечала Рождества вообще как такового. Легенды о Санта-Клаусе существовали в виде устного предания и передавались по мере смешивания населения от потомков голландцев все новым эмигрантам.

Только в начале X|X века, в 1809 году появилось письменное упоминание об этом персонаже.

Американский писатель Вашингтон Ирвинг («Легенда о Сонной Лощине», «Рип ван Винкль»), считающийся сейчас отцом американской литературы, написал «Историю Нью-Йорка», где рассказал о почитании Санта-Клауса в период существования Нового Амстердама. Этим он положил начало популярности этого персонажа.

Эстафету подхватил Клемент Мур, написавший поэму о Санта-Клаусе, а затем художник Томас Наст впервые изобразил его так, как мы привыкли его видеть сегодня. Считается, что Наст в облике Санты изобразил себя - веселого полного пожилого человека с окладистой бородой и пышными усами.

Окончательный облик Санта-Клаус получил в 1931 году под кистью Хэддона Сандблома - это был красный с белой меховой выпушкой костюм и колпак. Именно в этом облике добрый чудотворец пересек Атлантику во второй раз и вернулся в Европу, чтобы окончательно завладеть всей планетой.

Популярность этого героя у широких слоев населения стали активно эксплуатировать в своих рекламных кампаниях различные торговые предприятия.

На рекламе Кока-Колы в рождественские праздники Санта до сих пор развозит напитки и подарки по всему миру, теперь уже не на оленях, а на большой фуре. Олени, эльфы и другие вспомогательные персонажи всегда присутствуют в рассказах о Санте, помогая ему во всех добрых делах.

Однозначно ответить на вопрос «Кто такой Санта-Клаус» очень сложно, ведь у множества народов есть собственный аналог доброго дедушки, приносящего зимой подарки послушным и воспитанным детям и живущего где-то далеко на Северном Полюсе.

У французов это Пер Ноэль, у русских Дед Мороз, а у финнов - Йоулупукки. Всех этих персонажей объединяют общие черты - они появляются зимой, обитают где-то далеко на краю света, немолоды, полноваты и очень добры.

Не важно, как его зовут - Санта или Дед Мороз, важнее то, что с ним в дом приходит радость, веселье и надежда на счастливое будущее.

Санта Клаус - кто он?

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Истоки легенды о Святом Николае

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом.

Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Святой Николай Чудотворец

Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.

А когда 1087 году нашествие турок сокрушило византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.

В Бари была построена величественная Базилика, в которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот, малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин.

Еще один интересный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником.

Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд.
Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).

Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

Святой Николай - покровитель детей

Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко вместе с подарком все же дарят розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо покрашенные в золотую или серебряную краску.

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно.

Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит дары и радость детям.

Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голандии.

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.

Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус".

Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.

История преображений святого Николая, простите, Санта Клауса, на этом не заканчивается.

Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.

В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта Клаус.

Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.

В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.

Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз.

Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.

Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.

Мало того, предприимчивые турки, поставившие в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь...

Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.

Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце концов, его можно и самого спросить.